7847 0

Заполнение декларации экологического налога

02.07.13
Окружающая среда — это наше все. Земля, вода, воздух — это то, что дает нам жизнь. Поэтому не удивительно, что за загрязнение основных ресурсов, обеспечивающих наше существование, приходится платить. В частности, законодательно установленной платой за загрязнение окружающей среды является экологический налог. В этом разделе тематического номера мы поговорим о порядке заполнения и подачи декларации этого «ресурсозащищающего» налога, форма которой утверждена приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1010.


 

Общие положения о декларации

 

Кто подает Декларацию

Согласно п. 250.2 НК Декларацию экологического налога (далее — Декларация) составляют и подают в органы ГНС:

1) плательщики экологического налога, приведенные в п. 240.1 НК;

2) налоговые агенты, указанные в п.п. 241.2.1 НК.

Теперь закономерным будет рассмотреть, кто же относится к упомянутым нами плательщикам эконалога и налоговым агентам. Так, в соответствии с п. 240.1 НК плательщиками эконалога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, при осуществлении деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются:

а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения*. В том числе к данному виду плательщиков относятся и арендаторы стационарных источников загрязнения (см. разъяснение в подкатегории 120.01 ЕБНЗ);

б) сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты. При этом в разъяснении, приведенном в ЕБНЗ (см. подкатегорию 120.01), поясняется, что эконалог за данный вид загрязнения должны уплачивать первичные водопользователи. Вторичные водопользователи будут являться плательщиками эконалога в том случае, если ими получено разрешение, на основании которого осуществляются сбросы сточных вод в водные объекты;

в) размещение отходов (кроме размещения отдельных видов (классов) отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования). Согласно п.п. 14.1.223 НК размещение отходов постоянное (окончательное) пребывание или захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получены разрешения уполномоченных органов**. Заметим, что в ОНК № 258 налоговая впервые официально признала, что места временного хранения отходов, например для временного хранения опасных отходов перед передачей на обезвреживание или утилизацию специализированным организациям, контейнеры или урны для сбора бытовых отходов не являются местами их окончательного удаления и не относятся к специально отведенным местам или объектам. При этом налоговики придумали к такому умозаключению оговорку. Так, в письме ГНСУ от 27.12.2012 г. № 12699/0/71-12/15-2117, а также в разъяснении, приведенном в подкатегории 120.01 ЕБНЗ, говорится об обязательном наличии в таком случае договора на сбор и утилизацию отходов с субъектами хозяйствования (коммунальными или специализированными предприятиями и т. д.) с обязательным указанием в таком договоре сроков передачи отходов. Мы же считаем такое условие необоснованным, поскольку заключение договора — это лишь формальность, и его незаключение не является достаточным основанием считать субъекта хозяйствования осуществляющим постоянное хранение или захоронение отходов;

г) образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные). Здесь законодатель выделяет субъектов хозяйствования, которые эконалог за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) не уплачивают (пп. 240.3 и 240.4 НК). Это:

— субъекты деятельности в сфере использования ядерной энергии, которые до последнего календарного дня (включительно) отчетного квартала, в котором приобретен источник ионизирующего излучения, заключили договор о возврате отработанного закрытого источника ионизирующего излучения за пределы Украины к предприятию — производителю такого источника;

— субъекты деятельности в сфере использования ядерной энергии, осуществляющие обращение с радиоактивными отходами, образовавшимися в результате Чернобыльской катастрофы, в части деятельности, связанной с такими отходами;

— государственные специализированные предприятия по обращению с радиоактивными отходами, основной деятельностью которых являются хранение, переработка и захоронение тех радиоактивных отходов, которые находятся в собственности государства, а также дезактивация радиационно загрязненных объектов;

д) временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока. Не будут являться плательщиками эконалога государственные специализированные предприятия по обращению с радиоактивными отходами, основной деятельностью которых является хранение, переработка и захоронение тех радиоактивных отходов, которые находятся в собственности государства, а также дезактивация радиационно загрязненных объектов.

* Согласно п.п. 14.1.230 НК стационарный источник загрязнения — предприятие, цех, агрегат, установка или другой недвижимый объект, сохраняющий свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляющий выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и/или сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Также к стационарным источникам загрязнения можно отнести генераторы, миниэлектростанции, оборудование (установки) газосварки, работающие на горючем, при сжигании которого образуются и выбрасываются в атмосферный воздух загрязняющие вещества или смесь таких веществ, которые являются объектом и базой обложения экологическим налогом за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками (см. разъяснение в ЕБНЗ в подкатегории 120.07).

** Исходя из письма Минприроды от 06.03.2012 г. № 4794/07/10-12 таким разрешением можно считать положительное заключение государственной экологической экспертизы, проводимой при проектировании специально отведенных мест и объектов для хранения и захоронения отходов, без которого их строительство запрещено.

К налоговым агентам согласно п. 241.2 НК относятся субъекты хозяйствования, которые:

а) осуществляют торговлю на таможенной территории Украины топливом собственного производства и/или передают заказчику или по его поручению другому лицу топливо, произведенное из давальческого сырья такого заказчика;

б) осуществляют ввоз топлива на таможенную территорию Украины.

Однако подавать Декларацию обязаны только налоговые агенты, приведенные в п.п. 241.2.1 НК. Налоговые агенты, осуществляющие ввоз топлива на таможенную территорию Украины, уплачивают экологический налог до или в день подачи таможенной декларации и не подают налоговые декларации экологического налога в органы ГНС, поскольку контроль за уплатой экологического налога налоговыми агентами, осуществляющими ввоз топлива на таможенную территорию Украины, возложен на таможенные органы (см. разъяснение в ЕБНЗ (в подкатегории 120.06)).

В таких случаях плательщиками эконалога фактически являются лица, приобретающие топливо, а сумма эконалога включается в цену этого самого топлива. Налоговые агенты, приведенные выше, осуществляют непосредственно расчет суммы налога, заполнение Декларации, ее подачу в органы ГНС и собственно уплату налога в бюджет.

Разобравшись с тем, кто подает Декларацию экологического налога, перейдем к рассмотрению места ее подачи.

 

Место подачи Декларации

Место подачи Декларации зависит от вида осуществляемого загрязнения. Подробнее — в таблице ниже.

№ п/п

Вид осуществляемого загрязнения

Место подачи декларации

1

Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения

По месту размещения стационарных источников, специально отведенных для этого мест или объектов

2

Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

3

Размещение в течение отчетного квартала отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах

4

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения в случае использования ими топлива

По месту пребывания налогового агента на налоговом учете в органах ГНС

5

Образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные)

По месту пребывания плательщика на налоговом учете в органах ГНС

6

Временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока

 

Заметим, что если место подачи Декларации не совпадает с местом пребывания на налоговом учете плательщика эконалога, в орган ГНС, в котором такой плательщик налога находится на учете, в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) периода, подаются копии соответствующих Деклараций (п. 250.8 НК).

В случае если субъект хозяйствования имеет в своем составе обособленные подразделения, которые осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, либо выбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты, или же размещение отходов, то такой субъект хозяйствования должен самостоятельно отчитываться и уплачивать эконалог за такие подразделения. В соответствии с п. 7.1 Порядка № 1588 если обособленное подразделение расположено на территории иной административно-территориальной единицы, нежели головное предприятие, то такое предприятие — плательщик эконалога должно стать на учет по месту нахождения такого подразделения как по неосновному месту учета.

 

Сроки подачи Декларации

Согласно п. 250.1 НК базовым налоговым (отчетным) периодом по уплате экологического налога является календарный квартал, потому, следуя положениям п.п. 49.18.2 НК, Декларацию нужно подавать на протяжении 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала.

Приведенная в Декларации сумма налогового обязательства подлежит уплате в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи Декларации (абз. 1 п. 57.1 НК).

 

Порядок подачи Декларации

Начнем, пожалуй, со способов подачи Декларации. В случае с подачей Декларации экологического налога они стандартные. Так, на выбор налогоплательщика Декларация может быть подана одним из следующих способов:

— лично или уполномоченным на это лицом;

— отправлена по почте с уведомлением о вручении и описью вложений. В таком случае Декларация должна быть отправлена не позднее чем за 10 дней до окончания предельного срока ее подачи или позднее чем за 10 дней до окончания такого срока, если такая Декларация получена налоговым органом до его окончания (см. соответствующее разъяснение в подкатегории 135.02 ЕБНЗ);

— отправлена средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия по регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством. В таком случае Декларация должна быть подана не позднее окончания последнего часа дня, в котором истекает предельный срок ее подачи. Для крупных и средних субъектов предпринимательства* подача Декларации в электронной форме является обязательной (п. 49.4 НК).

* Критерии отнесения субъектов предпринимательства к крупным и средним см. в ст. 55 ХК.

Нюансы подачи Декларации в органы ГНС прежде всего связаны с ситуацией, когда плательщик имеет несколько стационарных источников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов. В таком случае количество подаваемых Деклараций зависит от места расположения таких источников, мест или объектов. Так, в случае если:

— плательщик налога имеет несколько стационарных источников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов в пределах нескольких населенных пунктов (сел, поселков или городов) или за их пределами (коды согласно Классификатору объектов административно-территориального устройства Украины (далее — КОАТУУ) разные), то такой плательщик налога обязан подать в соответствующий орган ГНС по месту расположения стационарного источника загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов Декларацию по каждому стационарному источнику загрязнения или специально отведенному для размещения отходов месту или объекту отдельно;

— плательщик налога имеет несколько стационарных источников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов в пределах одного населенного пункта (села, поселки или города) или за его пределами (код согласно КОАТУУ один и тот же), то такой плательщик налога может подавать в соответствующий орган ГНС одну Декларацию за такие источники загрязнения;

— плательщик налога состоит на налоговом учете в городе с районным делением, то такой плательщик может подавать одну Декларацию за выбросы, сбросы всеми своими источниками загрязнения и/или размещения отходов, если эти источники и/или специально отведенные места для размещения отходов расположены на территории такого города (указывается код согласно КОАТУУ, по месту пребывания плательщика налога на налоговом учете (городского совета).

Если плательщик налога с начала отчетного года не планирует осуществления выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов, образования радиоактивных отходов в течение отчетного года, то такой плательщик налога должен уведомить об этом соответствующий орган ГНС по месту расположения источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта исчисления экологического налога. В ином случае плательщик налога обязан подавать Декларацию в общем порядке (п. 250.9 НК). Налоговики в своем разъяснении, приведенном в ЕБНЗ (подкатегория 120.06), добавляют, что такое заявление составляется в произвольной форме.

Согласно разъяснению налоговой, приведенному в подкатегории 120.06 ЕБНЗ, если плательщик эконалога в некоторых отчетных периодах текущего года не имел объекта налогообложения (не осуществлял выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов), он обязан подать за эти отчетные периоды (кварталы) Декларацию с прочеркнутыми строками, но при этом освобожден от подачи вместе с ней каких-либо приложений.

Плательщиком эконалога за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные до 1 апреля 2009 года), а также их хранение сверх установленного особыми условиями лицензии срока вместе с Декларацией подается копия отчетности о фактических объемах таких отходов, образованных за налоговый (отчетный) квартал, и фактических объемах радиоактивных отходов, которые хранятся у производителя таких отходов сверх установленного особыми условиями лицензии срока. Такие объемы, заметим, согласовываются органом государственной санитарно-эпидемиологической службы и органом государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности.

 

Состав отчетности

Отчетность по эконалогу представлена непосредственно самой Декларацией, а также следующими приложениями к ней:

— приложением 1 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения;

— приложением 2 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения;

— приложением 3 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;

— приложением 4 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах;

— приложением 5 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);

— приложением 6 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за образование радиоактивных отходов и уплачиваемому за приобретение источников(а) ионизирующего излучения;

— приложением 7 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока.

Все вышеприведенные приложения, кроме приложения 2, подаются в органы ГНС непосредственно плательщиками эконалога, и только приложение 2 обязаны подавать исключительно налоговые агенты, осуществляющие реализацию топлива.

Согласно абз. 3 п. 46.1 НК приложения к Декларации являются ее неотъемлемой частью, следовательно, в обязательном порядке должны подаваться вместе с ней. Как говорится в ссылке к самой форме Декларации, в случае отсутствия у налогоплательщика соответствующих объектов налогообложения соответствующие приложения не прилагаются, а в строках Декларации ставятся прочерки.

То, какие приложения подаются вместе с Декларацией, необходимо указать в строке 7 Декларации.

 


Заполнение налоговой декларации экологического налога

 

К сожалению, порядка заполнения Декларации законодатель нам не предоставил, поэтому в этом вопросе будем руководствоваться текстовой частью формы Декларации, отдельными разъяснениями налоговиков и в конце концов своим здравым смыслом.

 

Заполнение общей части

Порядок заполнения общей части Декларации эконалога вряд ли удивит бывалых налогоплательщиков какими-то особенностями, однако бегло мы на нем все-таки остановимся.

Номер поля

Что отражается

1

Во-первых, в данном поле указывается тип подаваемой Декларации:

«звітна» если Декларация подается за отчетный квартал;

«звітна нова» — если Декларация подается с исправлениями до окончания предельного срока ее предоставления;

«уточнююча» — если Декларация подается с исправлениями после окончания предельного срока ее подачи.

В необходимом поле проставляется соответствующая отметка «Х».

Во-вторых, указывается порядковый номер Декларации за год. Как говорится в сноске к этой графе, номер Декларации указывается последовательно нарастающим числом от количества поданных соответствующих Деклараций. При этом согласно разъяснениям, приведенным в подкатегории 120.06 ЕБНЗ, каждая следующая подаваемая Декларация как отчетная, отчетная новая или уточняющая увеличивает ее порядковый номер, а нумерация приложений к Декларации при этом начинается с 1, что указывается в строке «Розрахунок №». Порядковый номер Декларации за год в общей части декларации совпадает с порядковым номером за год в приложениях (расчетах налоговых обязательств по экологическому налогу), которые подаются вместе с такой Декларацией.

В случае, когда в орган ГНС подается копия Декларации (напомним, это случай, когда место подачи Декларации не совпадает с местом пребывания предприятия на налоговом учете), об этом делается соответствующая отметка в специально отведенной графе поля 1

2

Налоговый период, за который подается (графа 2.1) или уточняется (графа 2.2) Декларация

3

В зависимости от того, к каким субъектам хозяйствования относится плательщик, делается соответствующая отметка в одной из строк поля 3:

— «юридична особа»;

— «фізична особа — підприємець»;

— «постійне представництво нерезидента».

Если Декларацию подает не плательщик налога, а налоговый агент (о том, кто является налоговыми агентами по уплате эконалога, см. на с. 3), это также подлежит указанию в поле 3.

Смятение при заполнении этой части поля 3 может вызвать ситуация, когда субъект хозяйствования является одновременно и непосредственным плательщиком налога, и налоговым агентом. Ранее налоговики в своей консультации, приведенной в ЕБНЗ, рекомендовали в подобной ситуации ставить отметки одновременно в двух строках поля 3: одну — в строке «юридична особа», другую — в строке «податковий агент». Сейчас данное разъяснение значится как недействительное, да и во времена его действия на практике оно было мало реализуемо, так как в случае подачи Декларации в электронном виде программа не позволяла поставить соответствующую отметку сразу в двух строках этого поля. Поэтому считаем, что в таком случае субъекту хозяйствования необходимо подать две Декларации: одну от лица плательщика налога, а вторую — от лица налогового агента, сделав отметку в соответствующей строке каждой Декларации и подав вместе с ней необходимые приложения.

В соответствующих строках поля 3 указываются:

— код согласно ЕГРПОУ или налоговый номер, который предоставляют органы ГНС, или регистрационный номер учетной карточки плательщика, или серия и номер паспорта*;

— код вида экономической деятельности (КВЭД);

— код органа местного самоуправления по месту нахождения плательщика на налоговом учете в органах ГНС (по основному месту учета) по КОАТУУ;

— местонахождение плательщика (адрес, почтовый индекс, междугородный код, телефон, факс (последний — по желанию плательщика));

— электронный адрес по желанию плательщика

4

Плательщик экологического налога в соответствующей строке поля 4 указывает место размещения стационарных источников загрязнения и/или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов, по которым плательщик налогов отчитывается в соответствующий орган ГНС, место нахождения пунктов продажи топлива (по одному КОАТУУ).

Если плательщик подает Декларацию по неосновному месту учета, то такой плательщик в соответствующей строке поля 4 указывает код органа местного самоуправления по месту размещения стационарных источников загрязнения и/или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов (по неосновному месту учета плательщика) по КОАТУУ, по которым он подает декларацию в орган ГНС по этому неосновному месту учета

5

Наименование органа ГНС, в который подается Декларация.

При этом Декларация в соответствующий орган ГНС подается отдельно по каждому КОАТУУ, в котором есть объекты налогообложения

* Указывается физическими лицами, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, уведомили об этом соответствующий орган ГНС и имеют отметку в паспорте.

 

Заполнение основной части

Здесь мы рассмотрим исключительно порядок заполнения строки 1, в которой указывается сумма начисленного налогового обязательства, и строки 7, в которой заполняются данные о прилагающихся к Декларации расчетах (приложениях). Строки 2 — 6 заполняются только в случае исправления ошибок в ранее поданной Декларации, поэтому о порядке их заполнения мы поговорим при рассмотрении процедуры исправления ошибок в соответствующей части тематического номера (см. с. 15—17).

В принципе подробно на заполнении строки 1 мы останавливаться не будем, поскольку оно фактически сводится к перенесению данных из определенных строк соответствующих приложений. Из каких именно — см. в таблице ниже.

Номер строки

Показатель

Откуда берется

1

2

3

1.1

Сумма начисленного НО по эконалогу за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты и размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах

Рассчитывается как сумма показателей строк 1.1.1 — 1.1.4 при их наличии. Так, если осуществляется один вид загрязнения, то в строку 1.1 просто переносятся данные из строки, соответствующей такому виду загрязнения, если несколько видов — суммируются показатели строк, соответствующих каждому из видов загрязнения окружающей среды

1.1.1

Сумма начисленного НО по эконалогу за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения

Переносится сумма НО, рассчитанная в строке 1 приложения 1 к Декларации (порядок заполнения приложения 1 см. на с. 8—9)

1.1.2

Сумма начисленного НО по эконалогу за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения

Переносится показатель, приведенный в строке 1 приложения 2 к Декларации (порядок заполнения приложения 2 см. на с. 9—10).

Данная строка заполняется только налоговыми агентами

1.1.3

Сумма начисленного НО по эконалогу за сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты

Переносятся данные из строки 1 приложения 3 (порядок заполнения приложения 3 см. на с. 10—11)

1.1.4

Сумма начисленного НО по эконалогу за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах

Переносится показатель, рассчитанный в строке 1 приложения 4 (порядок заполнения приложения 3 см. на с. 11—12)

1.2

Сумма начисленного НО по эконалогу за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и временное хранение радиоактивных отходов их производителями

Рассчитывается путем суммирования показателей строк 1.2.1 — 1.2.3

1.2.1

Сумма начисленного НО по эконалогу за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные)

Переносится сумма НО, приведенная в строке 2 приложения 5 (порядок заполнения приложения 5 см. на с. 12—13)

1.2.2

Сумма начисленного НО по эконалогу за образование радиоактивных отходов, который уплачивается за приобретение источников ионизирующего излучения

Переносится показатель строки 3 приложения 6 (порядок заполнения приложения 6 см. на с. 14)

1.2.3

Сумма начисленного НО по эконалогу за временное хранение радиоактивных отходов их производителями

Переносится сумма НО, рассчитанная в строке 1 приложения 7 (порядок заполнения приложения 7 см. на с. 14—15)

<...>

7

Приложения (расчеты), которые прилагаются к налоговой Декларации экологического налога

В данной строке указывается информация о приложениях (расчетах), прилагаемых к налоговой декларации, а именно количество каждого приложения проставляется в соответствующих графах арабскими цифрами. Также, в зависимости от того, за какой период (отчетный, отчетный новый, уточняющий) подаются соответствующие приложения к Декларации, номера расчетов соответствующего приложения проставляются через запятую в соответствующих строках (отчетный, отчетный новый, уточняющий) поля 7 и указываются периоды (квартал, год), за которые составлены расчеты соответствующего приложения.

Количество строк при необходимости самостоятельно увеличивается плательщиком налога в соответствии с фактическим количеством налоговых периодов, по которым уточняются показатели Деклараций.

Если Декларация требует приложения дополнения к ней на основании п. 46.4 НК или нуждается в пояснении (раскрытии) отдельных результатов финансово-хозяйственной деятельности, это отражается также в строке 7 с указанием количества страниц такого дополнения или пояснения

 

Стоит отметить, что показатели в графе 3 Декларации должны быть указаны в гривнях с копейками и содержать не более двух знаков после запятой.

Заметим также, что Декларация заполняется за каждый отчетный квартал отдельно, а не нарастающим итогом.

 


Заполнение приложений к Декларации

 

На заполнении приложений к Декларации необходимо остановиться основательно, ведь именно в них производится расчет налоговых обязательств по эконалогу, подлежащих уплате в бюджет.

Как мы уже говорили ранее, приложения к Декларации являются ее неотъемлемой частью, поэтому должны подаваться вместе с ней. При этом к Декларации подаются только те приложения, из которых переносятся числовые значения показателей в Декларацию. Если у плательщика налога отсутствуют те или иные объекты налогообложения, то соответствующие приложения не подаются, а в строках Декларации ставятся прочерки.

В приложениях должны быть заполнены все обязательные реквизиты и строки всех разделов с учетом примечаний. В случае незаполнения той или иной строки из-за отсутствия значения строки прочеркиваются.

Порядковый номер Декларации за год из общей части Декларации переносится в приложения, подаваемые вместе с ней.

Также в приложениях проставляется порядковый номер расчета, прилагаемого к Декларации за отчетный период, начиная с 1.

Это были общие моменты заполнения приложений к Декларации, далее остановимся на подробном описании их заполнения. При этом опустим заполнение строк, касающихся исправления ошибок и расчета штрафов и пени, об этом мы поговорим в соответствующем подразделе на с. 15 — 17.

 

Приложение 1 — Расчет НО по эконалогу, взимаемому за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения

Как несложно догадаться, данное приложение заполняется и подается теми субъектами хозяйствования, которые осуществляют выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения. О подробностях заполнения приложения 1 см. в таблице ниже.

Номер графы

Название графы

Что отражается

1

2

3

2

Назви забруднюючих речовин

Указываются названия загрязняющих веществ, класс опасности, ориентировочно безопасный уровень влияния веществ (соединений) (миллиграммов на м3) в соответствии с нормами ст. 243 НК

3

Фактичні обсяги викидів

Записываются фактические объемы выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ в тоннах стационарными источниками загрязнения. Как говорится в разъяснении, приведенном в ЕБНЗ (подкатегория 120.06), поскольку тонна имеет тысячную часть — килограмм, указанные показатели должны содержать цифровое значение, имеющее не более трех знаков после запятой. Округление до трех знаков после запятой осуществляется по общеустановленным правилам

4

Ставки податку в поточному році

Приводятся ставки экологического налога, действующие в текущем году. Действующие ставки налога содержатся в ст. 243 НК. При этом стоит иметь в виду, что в 2013 г. ставки эконалога составляют 75 % от ставок, приведенных в ст. 243 НК (п. 2 подразд. 5 разд. ХХ НК). Ставки эконалога приведены в ст. 243 НК в зависимости от:

— названия загрязняющего вещества (п. 243.1 НК);

— установленного класса опасности (п. 243.2 НК) — применяются в отношении загрязняющих веществ, не перечисленных в п. 243.1 НК;

— установленных ориентировочно безопасных уровней влияния таких веществ (соединений) в атмосферном воздухе населенных пунктов (п. 243.3 НК) — применяются в отношении загрязняющих веществ, которые не перечислены в п. 243.1 НК и на которые не установлен класс опасности (кроме двуокиси углерода).

Также отдельно приводится ставка эконалога за выбросы в атмосферный воздух двуокиси углерода. Она на данный момент составляет 0,18 грн. (0,24 грн. х 75 % : 100 %) за одну тонну (п. 243.4 НК).

Если загрязняющие вещества (соединения) не перечислены в п. 243.1 НК, но на них установлен как класс опасности, так и ориентировочный уровень влияния (кроме двуокиси углерода), то ставки налога применяются в зависимости от класса опасности. Если же на такие вещества, напротив, не установлены ни класс опасности, ни ориентировочно безопасный уровень влияния (кроме двуокиси углерода), то ставки налога устанавливаются как за выбросы загрязняющих веществ І класса опасности (п. 243.5 НК).

Показатели данной графы указываются в гривнях за тонну. Округление производится до двух десятичных знаков по общеустановленным правилам

5

Сума нарахованого податкового зобов’язання

Указывается собственно рассчитанная сумма налога в гривнях с копейками с соответствующим округлением до двух десятичных знаков по общеустановленным правилам. Можно представить следующую формулу для расчета этого показателя (п. 249.3 НК):

где Мі — фактический объем выброса і-того загрязняющего вещества в тоннах (т) (показатели графы 3);

Нпі — ставки налога в текущем году за тонну і-того загрязняющего вещества в гривнях с копейками (показатели графы 4)

 

Приложение 2 — Расчет НО по эконалогу, взимаемому за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения

Данное приложение заполняется и подается налоговыми агентами, причем только теми, которые осуществляют торговлю на таможенной территории Украины топливом собственного производства и/или передают заказчику или по его поручению другому лицу топливо, произведенное из давальческого сырья такого заказчика. Субъекты хозяйствования, осуществляющие импорт топлива, напомним, подавать Декларацию, а соответственно и приложения к ней не должны. Подробнее о порядке заполнения приложения 2 — далее в таблице.

Номер графы

Название графы

Что отражается

1

2

3

2

Види палива та їх технологічні ознаки

Указываются виды топлива и их технологические признаки. Возможные виды топлива указаны в первой графе таблицы, приведенной в п. 244.1 НК. Под технологическими признаками, полагаем, имеется в виду содержание серы в дизельном топливе, которое влияет на определение размера ставки налога

3

Кількість фактично реалізованого палива

Приводятся объемы фактически реализованного топлива в тоннах. Согласно разъяснению, приведенному в ЕБНЗ (подкатегория 120.06), показатели этой графы округляются до трех знаков после запятой по общеустановленным правилам.

Если топливо реализуется не в единицах массы, а в единицах объема (л, м3), то возникает необходимость перевода реализованного топлива і-того вида из объемных единиц (л, м3) в весовые единицы (т) для исчисления экологического налога. О том, как это сделать, налоговики говорили в ныне не действующем разъяснении из ЕБНЗ (см. подкатегорию 120.05).

Несмотря на его недействующий статус, считаем, оно вполне применимо и на сегодняшний день. Исходя из этого разъяснения, можно представить следующую формулу пересчета использованного топлива в тонны:

Мі = Qі х Кпі : 1000,

где Мі масса фактически реализованного топлива і-того вида в тоннах (т);

Qі объем (количество) реализованного топлива і-того вида в единицах объема (л, м3);

Кпі коэффициенты перевода в весовые единицы і-того вида топлива (кг/л, кг/м3). С учетом данных из ЕБНЗ и Методики расчета выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов в воздух от транспортных средств, утвержденной приказом Госкомстата от 13.11.2008 г. № 452, приводим такие показатели этого коэффициента для следующих видов топлива:

— для бензина — 0,74 кг/л;

— для газойля (дизельного топлива) — 0,85 кг/л;

— для газа сжиженного — 0,55 кг/л;

— для газа сжатого — 0,59 кг/м3.

Кроме того, в случае реализации топлива (бензин, дизельное топливо, мазут и т. п.) налоговыми агентами через АЗС на соответствующую партию топлива имеется сертификат топлива (договор поставки) от соответствующего поставщика топлива (производителя, импортера, нефтебазы и т. п.) в весовых единицах (тоннах)

4

Ставки податку в поточному році

Указываются ставки налога в гривнях за одну тонну, соответствующие тому или иному виду топлива, приведенные в п. 244.1 НК. Согласно п. 2 подразд. 5 разд. ХХ НК в 2013 году ставки эконалога составляют 75 % ставок, приведенных в п. 244.1 НК. Округление показателей этой графы осуществляется до двух десятичных знаков по общеустановленным правилам

5

Сума нарахованого податкового зобов’язання

Указывается сумма начисленного НО, рассчитанная по следующей формуле:

где Мі — количество фактически реализованного топлива і-того вида, в тоннах (т) (показатели графы 3);

Нпі — ставки налога в текущем году за тонну і-того вида топлива в гривнях с копейками (п. 249.4 НК) (показатели графы 4).

Сумма рассчитанного НО округляется до двух знаков после запятой по общеустановленным правилам

 

Приложение 3 — Расчет НО по эконалогу, взимаемому за сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты

Приложение 3 прилагается к Декларации в том случае, когда плательщик эконалога осуществляет сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты. Далее остановимся на детальном рассмотрении его заполнения.

Номер графы

Название графы

Что отражается

1

2

3

2

Назви забруднюючих речовин

Указываются названия загрязняющих веществ, их предельно допустимая концентрация или ориентировочно безопасный уровень влияния (миллиграммов на литр) в соответствии с нормами ст. 245 НК

3

Фактичні обсяги скидів

Записываются фактические объемы сбросов в тоннах, определенные самостоятельно плательщиками эконалога. Округление значения этого показателя осуществляется до трех десятичных знаков по общеустановленным правилам

4

Ставки податку в поточному році

Приводятся действующие ставки эконалога, определенные ст. 245 НК. Ставки эконалога в 2013 г. составляют 75 % ставок, указанных в этой статье (п. 2 подразд. 5 разд. ХХ НК).

Ставки эконалога за выбросы отдельных загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты приведены в п. 245.1 НК. Для всех остальных видов загрязняющих веществ, которые в п. 245.1 НК не попали, ставка налога определяется в зависимости от предельно допустимой концентрации или ориентировочно безопасного уровня влияния загрязняющих веществ (п. 245.2 НК). Если же загрязняющие вещества не вошли в п. 245.1 НК и в то же время для них не установлены предельно допустимая концентрация или ориентировочно безопасный уровень влияния, то применяются ставки налога по наименьшей величине предельно допустимой концентрации, приведенной в п. 245.2 НК.

Показатели данной графы указываются в гривнях за тонну с округлением ставки налога до двух десятичных знаков по общеустановленным правилам

5

Коефіцієнти

Указывается коэффициент 1,5 в случае если сбросы загрязняющих веществ осуществляются в пруды и озера (согласно п. 245.4 НК).

В противном случае в данной графе ставится 1

6

Сума нарахованого податкового зобов’язання

Отражается сумма начисленного НО. Расчет данного показателя осуществляется по следующей формуле:

где Млі — объем сброса і-того загрязняющего вещества в тоннах (т) (показатели графы 3);

Нпі — ставки налога в текущем году за тонну і-того вида загрязняющего вещества в гривнях с копейками (показатели графы 4);

Кос — коэффициент, равный 1,5 и применяющийся в случае сброса загрязняющих веществ в пруды и озера (в противном случае коэффициент равен 1).

Округление полученного показателя производится до двух знаков после запятой по общеустановленным правилам

 

Приложение 4 — Расчет НО по экологическому налогу, взимаемому за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах

Приложение 4 подают те субъекты хозяйствования, которые обеспечивают постоянное (окончательное) пребывание или захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получены разрешения уполномоченных органов. Как они должны заполнять данное приложение, смотрите далее.

Номер графы

Название графы

Что отражается

1

2

3

2

Види небезпечних відходів, рівень небезпечності та клас небезпеки відходів

Указываются виды опасных отходов, уровень опасности и класс опасности отходов согласно нормам ст. 246 НК

3

Фактичні обсяги розміщення відходів

Отражаются фактические объемы размещения отходов в тоннах (округление значения этого показателя осуществляется до трех десятичных знаков по общеустановленным правилам), а для оборудования и приборов, содержащих ртуть, элементы с ионизирующим излучением, люминесцентных ламп — количество единиц оборудования и приборов

4

Ставки податку в поточному році

Вписываются ставки налога текущего года, определенные ст. 246 НК. При этом в 2013 г. ставки эконалога определяются как 75 % от ставок, приведенных в ст. 246 НК.

Ставки налога применяются в зависимости от класса опасности и уровня опасности отходов (п. 246.2 НК), за исключением оборудования и приборов, содержащих ртуть, элементы с ионизирующим излучением, и люминесцентных ламп, для которых установлены отдельные ставки налога (п. 246.1 НК).

Если на те или иные отходы не установлен класс опасности, то в отношении их применяется ставка налога, установленная за размещение отходов І класса опасности.

Показатели данной графы округляются до двух десятичных знаков по общеустановленным правилам.

Согласно размещенной в ЕБНЗ консультации (см. подкатегорию 120.04) субъект хозяйствования, у которого нет разрешения на размещение отходов, имеет право самостоятельно определять класс опасности отходов, размещаемых им в специально отведенных для этого местах или объектах, и самостоятельно избрать соответствующую ставку экологического налога, однако в таком случае ему грозят штрафные санкции, если данные проверки укажут на занижение НО в результате неправильно примененной таким субъектом хозяйствования ставки эконалога

5

Коефіцієнти

Указываются следующие коэффициенты:

3 — в случае размещения отходов в пределах населенного пункта или на расстоянии менее 3 км от его границ;

1 — в случае размещения отходов на расстоянии от 3 км и более от границ населенного пункта

6

Указывается коэффициент 3 в случае размещения отходов на свалках, которые не обеспечивают полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов. Полагаем, что в случае отсутствия такого размещения отходов в данной графе необходимо указывать коэффициент 1.

Поскольку эксплуатация мест размещения отходов требует соблюдения требований ряда нормативных документов (экологических и санитарно-гигиенических), то при соблюдении этих требований объект можно охарактеризовать как обеспечивающий защиту атмосферного воздуха и водных объектов от загрязнения. Об этом в свое время говорили налоговики в консультации, приведенной в подкатегории 120.06 ЕБНЗ (на данный момент значится как недействующая). При этом они добавляли: для того чтобы охарактеризовать место размещения отходов и правильно применять корректирующий коэффициент к нормативам сбора, необходимо обратиться в орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, в сфере обращения с отходами.

На запрос ГНС Минприроды в письме от 18.02.2013 г. № 2528/07/10-13 сообщило, что места захоронения бытовых отходов (мусоросвалки), не оборудованные системами защиты грунтовых вод, обезвреживания фильтрата, исключения и утилизации биогаза, не могут обеспечить полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов

7

Сума нарахованого податкового зобов’язання

В данной графе производится расчет суммы НО. Формула для расчета этого показателя следующая:

где Нпі — ставки налога в текущем году за тонну і-того вида отходов в гривнях с копейками (показатели графы 4);

Млі — объем отходов і-того вида в тоннах (т) (показатели графы 3);

Кт — корректирующий коэффициент, учитывающий расположение места размещения отходов, который приведен в п. 246.5 НК (коэффициент, отраженный в графе 5);

Ко — корректирующий коэффициент, равный 3, применяемый при размещении отходов на свалках, которые не обеспечивают полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов.

Округление суммы НО производится до двух знаков после запятой по общим правилам

 

Приложение 5 — Расчет НО по эконалогу, взимаемому за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные)

Структура приложения 5 кардинально отличается от структуры ранее рассмотренных нами приложений. Да и сами плательщики этого вида эконалога, можно сказать, специфические, так как предприятий, осуществляющих образование радиоактивных отходов, не так уж много. Приложение 5 подается теми из них, которые являются эксплуатирующими организациями (операторами) атомных электростанций, в том числе эксплуатирующими организациями (операторами) исследовательских реакторов.

Сумма НО в данном приложении рассчитывается в разрезе отдельных атомных электростанций или исследовательских реакторов, названия которых указываются в соответствующих графах шапки таблицы расчета. Общая сумма начисленного НО по всем атомным электростанциям (исследовательским реакторам) приводится в строке 2 расчета. Подробнее о порядке заполнения приложения 5 — далее в таблице.

Строка

Условное обозначение показателя

Единица измерения

Что отражается

1

АЭС

грн. коп.

В данной строке рассчитывается сумма НО по эконалогу за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) на основании показателей строк 1.1 — 1.13. Формула для расчета показателя строки 1 следующая (см. условные обозначения показателей, приведенные в графе 2 этой таблицы):

АЭС = On х Н + (рнс х С1нс х V1нс + рв х С1в х V1в) + 1/32 (рнс х С2нс х V2нс + рв х С2в х V2в)

1.1

On

кВт-час

Указывается фактический объем электрической энергии, произведенной за базовый налоговый (отчетный) период эксплуатирующими организациями (операторами) атомных электростанций. Для исследовательских реакторов данный показатель равен 0

1.2

Н

грн. за 1 кВт-час

Приводится ставка налога, взимаемого за электроэнергию, произведенную эксплуатирующими организациями (операторами) атомных электростанций. Действующая ставка налога приведена в п. 247.1 НК. Заметьте: в отличие от других, ранее рассмотренных нами видов загрязнения, к ставкам эконалога за образование радиоактивных отходов не применяются уменьшенные ставки, предусмотренные п. 2 подразд. 5 раздела ХХ НК

1.3

рнс

Проставляется корректирующий коэффициент, устанавливаемый для эксплуатирующих организаций ядерных установок (атомных электростанций) в зависимости от активности радиоактивных отходов, который для среднеактивных и низкоактивных отходов в соответствии с п. 247.2 НК равен 2

1.4.1

С1нс

грн. коп.

Указывается себестоимость хранения 1 м3 (1 см3 радиоактивных отходов, представленных в виде источников ионизирующего излучения) низкоактивных и среднеактивных радиоактивных отходов, образованных их производителями за базовый налоговый (отчетный) период

1.4.2

1.5.1

V1нс

м3

Отражается фактический объем низкоактивных и среднеактивных радиоактивных отходов, принятых в хранилище эксплуатирующих организаций (операторов) атомных электростанций за базовый (налоговый) период

1.5.2

см3

1.6

рв

Указывается корректирующий коэффициент для высокоактивных отходов, приведенный в п. 247.2 НК, равный 50

1.7.1

С1в

грн. коп.

Указывается себестоимость хранения 1 м3 (1 см3 радиоактивных отходов, представленных в виде источников ионизирующего излучения) высокоактивных радиоактивных отходов, образованных их производителями за базовый налоговый (отчетный) период, в гривнях с копейками

1.7.2

1.8.1

V1в

м3

Отражается фактический объем высокоактивных радиоактивных отходов, принятых в хранилище эксплуатирующих организаций (операторов) атомных электростанций за базовый налоговый (отчетный) период

1.8.2

см3

1.9

Указывается коэффициент, который в период с 01.04.2011 г. до 01.04.2019 г. равен 1/32, а по истечении этого периода — 0

1.10.1

С2нс

грн. коп.

Отражается себестоимость хранения 1 м3 (1 см3 радиоактивных отходов, представленных в виде источников ионизирующего излучения) низкоактивных и среднеактивных радиоактивных отходов, накопленных их производителями до 01.04.2009 г.

1.10.2

1.11.1

V2нс

м3

Приводится фактический объем низкоактивных и среднеактивных радиоактивных отходов, накопленных в хранилищах эксплуатирующих организаций (операторов) атомных электростанций до 01.04.2009 г.

1.11.2

см3

1.12.1

С2в

грн. коп.

Указывается себестоимость хранения 1 м3 (1 см3 радиоактивных отходов, представленных в виде источников ионизирующего излучения) высокоактивных радиоактивных отходов, накопленных их производителями до 01.04.2009 г.

1.12.2

1.13.1

V2в

м3

Указывается фактический объем высокоактивных радиоактивных отходов, накопленных в хранилищах эксплуатирующих организаций (операторов) атомных электростанций до 01.04.2009 г.

1.13.2

см3

 

Приложение 6 — Расчет НО по эконалогу, взимаемому за образование радиоактивных отходов и уплачиваемому за приобретение источников(а) ионизирующего излучения

Данное приложение подается всеми другими плательщиками налога — субъектами деятельности в сфере использования ядерной энергии, осуществляющими образование радиоактивных отходов, нежели эксплуатирующие организации (операторы) атомных электростанций и исследовательских реакторов, которые заполняют и подают приложение 5. Порядок заполнения приложения 6 представлен в таблице ниже.

Номер строки

Название графы

Что отражается

1

Вартість джерел(а) іонізуючого випромінювання, придбаних(ого) за звітний квартал

Отражается стоимость источников ионизирующего излучения (без учета НДС), приобретенных за отчетный квартал. Указывается в гривнях с копейками с округлением до двух десятичных знаков по общеустановленным правилам

1.1

Указывается произведение стоимости и количества соответствующих источников ионизирующего излучения, в гривнях с копейками. Если источники ионизирующего излучения с одинаковым названием приобретены по разной стоимости, то такая стоимость, а также количество источников ионизирующего излучения, приобретенных по этой стоимости, записываются в отдельной строке

1.2

2

Ставка податку

Указывается ставка экологического налога в процентах, составляющая 10 %

3

Сума нарахованого податкового зобов’язання за звітний квартал

Отражается сумма начисленного за отчетный квартал НО. Определяется как произведение показателя строки 1 и строки 2, деленное на 100

 

Приложение 7 — Расчет НО по эконалогу, взимаемому за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока

Заполняется и подается это приложение плательщиками эконалога, которые осуществляют временное хранение радиоактивных отходов сверх установленного особыми условиями лицензии срока. Напомним, что плательщики налога, осуществляющие образование радиоактивных отходов, заполняют и подают приложение 5 (см. с. 12 — 13) или приложение 6 (см. выше на с. 14). О заполнении приложения 7 — в таблице ниже.

Номер графы

Название графы

Что отражается

1

2

3

2

Категорія відходів

Записывается либо «високоактивні», либо «середньоактивні», либо «низькоактивні» в зависимости от того, к какой категории относятся хранимые радиоактивные отходы

3

Фактичний об’єм радіоактивних відходів, які зберігаються у виробника таких відходів понад установлений особливими умовами ліцензії строк

Указывается фактический объем радиоактивных отходов, которые хранятся у производителя таких отходов сверх установленного особыми условиями лицензии срока, в м3, а для радиоактивных отходов, представленных в виде источников ионизирующего излучения, — в см3

4

5

Ставки податку, який справляється за тимчасове зберігання радіоактивних відходів їх виробниками понад установлений особливими умовами ліцензії строк

Приводятся ставки налога, указанные в п. 248.1 НК, в зависимости от категории отходов. Единицей измерения выступают гривни за 1 м3, а для радиоактивных отходов, представленных в виде источников ионизирующего излучения, — гривни за 1 см3

6

Кількість повних календарних кварталів, протягом яких радіоактивні відходи зберігаються понад установлений особливими умовами ліцензії строк

Указывается количество полных календарных кварталов, на протяжении которых радиоактивные отходы сохраняются сверх установленного особыми условиями лицензии срока

7

Значення

Отражается рассчитанная сумма НО за отчетный квартал в гривнях с копейками. Формула для расчета этого показателя представлена в п. 249.8 НК и выглядит следующим образом:

Sхранения = N х V х Tхранения,

где N — ставка налога, который взимается за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока (показатели графы 5);

V — фактический объем радиоактивных отходов, которые хранятся у производителя таких отходов сверх установленного особыми условиями лицензии срока (показатели графы 4);

Tхранения — количество полных календарных кварталов, в течение которых радиоактивные отходи хранятся сверх установленного особыми условиями лицензии срока (показатели графы 6)

 


ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК

 

Для исправления ошибок в ранее поданной Декларации используются стандартные способы, приведенные в ст. 50 НК. Наиболее безболезненный из этих способов, не приводящий к каким-либо штрафным последствиям, — это подача новой отчетной Декларации. Однако возможности такого самоисправления достаточно ограниченные. Так, новая отчетная Декларация может быть подана без уплаты каких-либо штрафов только в случае, когда ошибки исправляются до окончания предельного срока подачи Декларации, в которой обнаружены такие ошибки.

Если же субъект хозяйствования до окончания предельных сроков подачи отчетной Декларации проморгал допущенную в ней ошибку, то исправиться он может в любой из следующих отчетных периодов одним из представленных ниже способов (абз. 3 п. 50.1 НК):

1) подать уточняющую Декларацию и уплатить при этом сумму недоплаты и штраф в размере 3 % такой суммы до подачи такого уточняющего расчета;

2) отразить сумму недоплаты в составе Декларации, подаваемой за налоговый период, следующий за периодом, в котором обнаружен факт занижения НО, увеличенную на сумму штрафа в размере 5 % от такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы денежного обязательства по эконалогу.

Далее подробно остановимся на каждом из этих способов самоисправления.

 

Исправление через уточняющую Декларацию

Прежде всего заметим, что уточняющая Декларация подается отдельно за каждый прошлый налоговый период, в котором обнаружена ошибка. Трехпроцентный штраф и пеня в таком случае применяются за каждое такое исправление, приведшее к занижению НО.

Форма уточняющей Декларации аналогична отчетной, а основными идентифицирующими ее особенностями являются отметка «Х» в графе «уточнююча» поля 1 и указание уточняющего периода в графе 2.2.

Напомним, что неотъемлемой частью Декларации являются приложения к ней, следовательно, вместе с уточняющей Декларацией в органы ГНС подаются и приложения, в которых содержатся ошибки. В них также проставляется отметка в графе «уточнюючий». Собственно с заполнения соответствующих приложений и стоит начинать самоисправление через уточняющую Декларацию. Для этого в них предусмотрены специальные строки. Названия этих строк и порядок их заполнения в целом практически одинаковые для всех приложений. Так, в строке 1 (для приложения 5 — в строке 2, для приложения 6 — в строке 3) указывается правильная сумма налога, рассчитанная за уточняемый отчетный период. Графы строк 1.1 — 1.n заполняются так же, как и в приложении за отчетный период.

В строке 2 (для приложения 5 — в строке 3, для приложения 6 — в строке 4) нужно отражать неправильную сумму налога, рассчитанную в ранее поданной отчетной Декларации за уточняемый период. Как говорится в самой этой строке, сюда переносятся данные из строки отчетной Декларации за уточняемый период, в которой рассчитывается общая сумма налога за отчетной квартал.

Строка 3 (для приложения 5 — строка 4, для приложения 6 — строка 5) заполняется в том случае, если величина показателя правильно рассчитанной суммы эконалога превышает ошибочную величину аналогичного показателя, отраженного в ранее поданной Декларации. Заполнение этой строки автоматически вызывает необходимость заполнения строки 5 (для приложения 5 — строки 6, для приложения 6 — строки 7), в которой указывается сумма штрафа в размере 3 % от суммы недоплаты, и строки 7 (для приложения 5 — строки 8, для приложения 6 — строки 9), в которой приводится сумма начисленной пени. Согласно п.п. 129.1.2 НК начисление пени начинается в день наступления срока погашения НО плательщиком налога и производится за весь период занижения НО. Начисляется пеня из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день занижения.

Строка 4 заполняется в случае, когда ошибка в ранее поданной Декларации привела к завышению НО, т. е. когда показатель строки 2 (для приложения 5 — строки 3, для приложения 6 — строки 4) уточняющего расчета превышает показатель, приведенный в строке 1 (для приложения 5 — в строке 2, для приложения 6 — в строке 3) этого же расчета. При этом все последующие строки, предназначенные для указания размера штрафов и пени, не заполняются.

Строка 6 (для приложения 5 — строка 7, для приложения 6 — строка 8) в случае подачи уточняющего расчета не заполняется (о том, когда эта строка должна заполняться, см. далее на с. 16).

После того как ошибки в соответствующем приложении исправлены, рассчитаны суммы налога, завышающие или занижающие НО в связи с исправлением ошибок, а также суммы штрафов и пени, самое время перенести все эти данные непосредственно в саму уточняющую Декларацию. Такая информация приводится в строках 2 — 6 Декларации в разрезе отдельных видов загрязнения (строка 1 заполняется только в случае подачи Декларации за отчетный период, поэтому в данном случае в ней ставятся прочерки). Думаем, в какие именно строки переносятся те или иные данные, предельно понятно: названия этих строк говорят сами за себя, поэтому останавливаться на этом мы не будем.

Полагаем, следует обратить внимание на некоторые нюансы исправления ошибок в Декларации за I квартал 2012 и 2013 года. Дело в том, что согласно письмам ГНСУ от 13.03.2012 г. № 7224/7/15-2117 и от 14.02.2013 г. № 3688/7/15-2117 (см. «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2013, № 7 (55), с. 13-14) в связи с тем, что в каждом из этих периодов действовали разные ставки эконалога, к Декларации за эти периоды необходимо было подавать по два одинаковых приложения для каждого вида загрязнения окружающей среды, осуществляемого субъектом хозяйствования (см. статью «Одна декларация — два приложения: дежа-вю для плательщиков эконалога» // «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2013, № 7 (55), с. 60). Считаем, что в случае исправления ошибки, допущенной в Декларации за один из этих периодов, нужно подавать вместе с ней только то из двух приложений, в котором была допущена ошибка. Если второе приложение было заполнено верно, то его в составе уточняющей отчетности можно не подавать. И только тогда, когда ошибка содержится в обоих приложениях к уточняющей декларации, прилагаются они оба.

А теперь перейдем к рассмотрению нюансов самоисправления вторым способом.

 

Исправление через отчетную Декларацию за следующий налоговый период

Существенным отличием такого самоисправления по сравнению с исправлением через уточняющую Декларацию является то, что таким способом можно исправить ошибки за несколько предыдущих налоговых периодов. Приложения к такой Декларации заполняются по каждому объекту налогообложения отдельно за отчетный период и отдельно по каждому периоду, который уточняется. Очевидно, что как в самой Декларации, так и в приложениях к ней за отчетный период, проставляется соответствующая отметка «Х» в графе «звітна»/ «звітний». В уточняющих приложениях соответственно необходимо поставить отметку «Х» в графе «уточнюючий». В приложениях с отметкой «уточнюючий» в поле «податковий період» заполняется строка «уточнюючий», где отражаются квартал и год, за которые осуществляется уточняющий расчет налогового обязательства по экологическому налогу, а строка «отчетная» не заполняется (в строке ставится прочерк).

Во всем остальном, в общем-то, порядок исправления через отчетную Декларацию за следующий налоговый период подобен порядку по приведенному выше способу, кроме следующих моментов:

1) в случае такого самоисправления плательщик эконалога обязан уплатить штраф в размере 5 % от суммы недоплаты, следовательно, вот тут нам как раз и понадобится заполнить строку 6 приложений 1 — 4 и 7, строку 7 приложения 5, строку 8 приложения 6 и строку 5 самой Декларации. Строка приложений и Декларации, предназначенная для указания суммы трехпроцентного штрафа, в случае такого исправления ошибок не заполняется;

2) так как Декларация подается за отчетный период, возникает необходимость заполнения строки 1, в которой рассчитывается сумма начисленного за такой период НО.

 

Исправление через новую отчетную Декларацию

Если же субъекту хозяйствования все-таки повезло обнаружить ошибку в ранее поданной Декларации до окончания предельного срока ее подачи, то он, как мы уже сказали, подает новую отчетную Декларацию, не имея при этом никаких штрафных последствий. В Декларации и в приложениях к ней он делает отметку «Х» в графе «звітна нова»/«звітний новий», кроме приложений, в которых исправляются ошибки, в них отметка ставится в графе «уточнюючий». Как и в случае исправления через отчетную Декларацию, приложения к новой отчетной Декларации заполняются по каждому объекту налогообложения отдельно за отчетный период и отдельно по каждому периоду, который уточняется.

Что отличает этот способ исправления ошибок от двух предыдущих, так это отсутствие необходимости заполнения строк, связанных с начислением штрафа и пени. Таким образом, строки 4 — 6 Декларации, строки 5 — 7 приложений 1 — 4 и 7, строки 6 — 8 приложения 5 и строки 7 — 9 приложения 6 не заполняются. В остальном порядок заполнения Декларации и приложений к ней такой же, как описанный нами при рассмотрении порядка исправления ошибок через уточняющую Декларацию. Учитывая, что Декларация является хоть и новой, но все же отчетной, в ней необходимо заполнять и строку 1, в которой указывается правильно начисленная сумма НО за отчетный период.

 


Пример

 

ООО «Атлант», являющееся плательщиком экологического налога, во II квартале 2013 года осуществило следующие виды загрязнения окружающей среды:

1) выбросы в атмосферу стационарным источником загрязнения, находящимся на территории предприятия, следующих загрязняющих веществ:

— аммиака — 0,349 т;

— соединений марганца — 0,084 т;

2) размещение в специально отведенных для этого местах:

— люминесцентных ламп в пределах населенного пункта — 20 шт.;

— умеренно опасных отходов на расстоянии более 3 км от границ населенного пункта — 0,456 т.

Свалки, на которых размещаются отходы, не обеспечивают полного исключения загрязнения окружающей среды.

Кроме того, в этом же налоговом (отчетном) периоде предприятие обнаружило ошибку в Декларации за IV квартал 2012 года и исправляет ее через отчетную Декларацию за II квартал 2013 года. Ошибка состоит в том, что при расчете суммы НО по эконалогу за размещение 14 люминесцентных ламп в пределах населенного пункта не был применен коэффициент 3.

Последний день уплаты НО по эконалогу за IV квартал 2012 года — 19 февраля 2013 года.

День фактической уплаты суммы заниженного НО — 31 мая 2013 года.

 

На основании этих данных предприятие должно заполнить и подать в орган ГНС:

— Декларацию экологического налога за II квартал 2013 года;

— приложение 1 к Декларации за II квартал 2013 года;

— приложение 4 к Декларации за II квартал 2013 года;

— уточняющее приложение 4 за IV квартал 2012 года.

При расчете суммы НО не стоит забывать, что ставки эконалога в 2013 году составляют 75 % ставок, указанных в НК (в 2012 году — 50 %).

Пеня за занижение суммы НО рассчитывается следующим образом:

343,56 грн.* х 102 дня : 365 дней х 7,5 % : 100 % х 1,2 = 8,64 грн.

* Сумма налога, увеличивающая НО в связи с исправлением ошибки, рассчитанная в уточняющем приложении 4 (см. с. 21).

 

 

 

 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)