«Армія — з народом! Народ — зі своїм військом!»: учитываем благотворительную помощь военным
Наверное, каждый из нас слышал такие сообщения по радио или телевидению. Кое-кто из патриотических соображений решил так или иначе помочь своим Вооруженным Силам. Сегодня мы рассмотрим ситуацию, когда предоставление помощи нашим армии и флоту требует учета, то есть когда оно связано с деятельностью юридического лица.
Для начала уясним общее правило. Вооруженные Силы Украины финансируются из госбюджета. Поэтому помощь, которую ваше предприятие предоставляет украинской армии или флоту, должна рассматриваться как благотворительная помощь государству. А следовательно, и учет такой помощи следует рассматривать как добровольную передачу средств или другого имущества в бюджет. Расходы на такие мероприятия отражаются в соответствии с п.п. «а» п.п. 138.10.6 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ).
К тому же Министерство обороны является органом государственной власти Украины, а воинские части — учреждениями, созданными таким органом, которые содержатся за счет бюджетных средств. Это важно иметь в виду в контексте их неприбыльности согласно п.п. «а» п. 157.1 НКУ. Ведь упомянутый выше п.п. «а» п.п. 138.10.6 этого Кодекса регулирует также и передачу средств или другого имущества неприбыльным организациям.
Итак, рассмотрим, какие здесь могут быть варианты.
Предприятие делится своими средствами
Для начала рассмотрим самый простой вариант. Предприятие принимает решение перечислить Вооруженным Силам Украины денежные средства со своего текущего счета.
Обратите внимание! Если вы будете перечислять денежные средства на нужды Вооруженных Сил, пользуйтесь только проверенными источниками. Реквизиты для перечисления средств на нужды Вооруженных Сил Украины размещены на официальном сайте Министерства обороны Украины*. Об этих деньгах можете не волноваться: они будут под надежным контролем. По крайней мере, Верховная Рада недавно приняла постановление «О режиме использования денежных благотворительных пожертвований на материально-техническое и медицинское обеспечение Вооруженных Сил Украины» № 4701**. Кроме того, финансирование Вооруженных Сил за счет благотворительных пожертвований теперь предусмострено на законодательном уровне (см. новости на с. 3 сегодняшнего номера).
* См.: http://www.mil.gov.ua/index.php?lang=ua&part=news&sub=read&id=32829
** См.:http://iportal.rada.gov.ua/news/Novyny/Povidomlennya/91676.html
В бухучете такая операция отражается стандартно — по дебету субсчета 949 «Прочие расходы операционной деятельности» и кредиту субсчета 377 «Расчеты с прочими дебиторами» с последующим закрытием задолженности путем списания денежных средств с текущего счета. Основанием для осуществления хозяйственных операций будут приказ руководителя предприятия, который должен свидетельствовать о решении предприятия предоставить помощь армии, и платежное поручение, в котором указано, что средства перечисляются на нужды украинской армии.
Что касается налогового учета, то здесь ситуация несколько сложнее, ведь п.п. 138.10.6 НКУ предусматривает лимит на расходы, понесенные в связи с перечислением средств в госбюджет. Этот лимит составляет 4 % налогооблагаемой прибыли за предыдущий год. Если в предыдущем году вы получили убыток — ориентируйтесь на прибыль «позапрошлого» года. Но если у вас не было прибыли в течение четырех предыдущих лет — права на расходы на основании п.п. 138.10.6 НКУ у вас не будет.
И не забывайте: в этот же 4 % лимит вы должны уложиться, когда будете перечислять средства первичным профсоюзным организациям (п.п. «б» п.п. 138.10.6 НКУ)*. То есть фактический лимит на такие расходы у вас может быть еще ниже.
* Детально читайте об этом в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 94, с. 32.
При этом налогооблагаемой прибылью, по нашему мнению, должна быть положительная разница между значениями строки 07 «Об’єкт оподаткування від усіх видів діяльності» и строки 09 «Прибуток, звільнений від оподаткування, або збиток від діяльності, прибуток від якої звільняється від оподаткування» (в случае положительного значения в этой строке). То есть именно от суммы этой разницы исчисляется 4-процентный лимит. Хотя не исключено, что налоговики будут ориентироваться исключительно на значение строки 07.
Следовательно, чем больше сумма прошлогодней прибыли, тем большую величину расходов на благотворительность плательщик налогов может отразить в налоговом учете
А если же предприятие является вновь созданным и данных о прошлогодней деятельности нет? Увы, в этом случае отразить расходы на основании «благотворительного» п.п. «а» п.п. 138.10.6 НКУ в текущем году у него в налоговом учете не получится.
В декларации по налогу на прибыль расходы на помощь армии отразятся в строке 06.4.1 приложения ІВ. Причем с перечислениями средств непосредственно в адрес Минобороны все понятно — вряд ли налоговики будут придираться к обоснованности таких расходов. А вот если такое перечисление осуществлено конкретной воинской части, то в этом случае стоит позаботиться о подтверждении статуса ее «неприбыльности». Для этого подойдет копия решения органа доходов и сборов о внесении организаций (учреждений) в Реестр (приложение 2 к Положению о Реестре неприбыльных учреждений и организаций, утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 24.01.2013 г. № 37) (см. консультации в БЗ, подкатегории 102.07.21 и 102.26).
В НДС-учете перечисление средств для нужд армии никак не отражается, поскольку перечисление средств в качестве благотворительной помощи не является поставкой товаров или услуг.
Предприятие делится своим имуществом
Предположим теперь, что предприятие решило помочь Вооруженным Силам Украины не деньгами, а имуществом. Как свидетельствуют сообщения Министерства обороны, таких случаев немало**. Поэтому рассмотрим и их учет.
** http://www.mil.gov.ua/index.php?lang=ua&part=news&sub=read&id=33798
На первый взгляд, учитывать передачу имущества Вооруженным Силам следует как бесплатную передачу. В целом, ничего страшного в этом нет, ведь с недавних пор бесплатные передачи неподконтрольным контрагентам ничем плохим нам не угрожают. Как известно, упоминаний о применении в таком случае обычных цен ни в отношении налога на прибыль, ни в отношении НДС в НКУ уже нет.
Следовательно, доходы и налоговые обязательства по НДС по правилу «обычных цен» при передаче имущества армии или флоту в налоговом учете предприятия возникать не должны
Поэтому пользоваться при налоговом учете передачи имущества следует тем же п.п. «а» п.п. 138.10.6 НКУ. На его основании разрешено включать в состав расходов стоимость имущества, переданного армии, на сумму в пределах 4-процентного лимита. Считаем, что такой принцип должен действовать не только для ТМЦ, но и для основных средств, поскольку они также являются имущественными ценностями в понимании п.п. 14.1.244 НКУ.
Однако следует помнить: если вы передаете основные средства, то здесь необходимость применения обычных цен сохраняется, правда, только в налоговоприбыльном учете. При этом иногда может «вылезти» и доход. Это произойдет тогда, когда обычные цены превысят балансовую стоимость передаваемого основного средства (что характерно, например, для недвижимости). Однако в подавляющем большинстве случаев обычные цены будут равняться балансовой стоимости, а потому доходов не будет. Подробнее об учетных нюансах операций по бесплатной передаче основных средств читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 91, с. 20.
В декларации по налогу на прибыль стоимость переданного имущества отражается аналогично средствам — в строке 06.4.1 приложения ІВ.
В НДС-учете предприятия-дарителя эта операция никак не отражается. Ведь она не является подконтрольной и, подчеркнем еще раз, прямого упоминания об обычных ценах в разд. V НКУ о ней нет. Подробнее об этом принципе читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 69, с. 10.
Однако здесь есть один неприятный момент, если ранее при приобретении товаров был отражен налоговый кредит. В этом случае при бесплатной передаче, учитывая использование товаров не в хозяйственной деятельности, дарителю необходимо признать по ним условную поставку согласно п.п. «г» п. 198.5 НКУ. Но это только в том случае, когда вы передаете армии ТМЦ, которые приобретали для использования в хозяйственной деятельности. Если же вы приобретаете их специально, чтобы передать армии, налогового кредита у вас не будет уже при покупке. Конечно, было бы лучше, если бы тем, кто помогает нашим военным, такие обстоятельства не мешали, т. е. чтобы налогового кредита их не лишали. Но пока имеем то, что имеем…
В бухучете стоимость переданных армии ТМЦ списывается с баланса одновременно с начислением прочих операционных расходов по дебету субсчета 949, а если передавали основные средства, то с начислением прочих расходов деятельности по дебету субсчета 977.
Подробнее об учете благотворительной помощи вы можете прочитать в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 91, с. 26.
Работники перечисляют свою зарплату
Такой вид помощи нашим военным сегодня приобрел широкую популярность. Время от времени мы слышим, что работники определенного предприятия решили перечислить часть своей зарплаты для нужд армии. Чаще всего это — однодневный заработок.
Если деньги перечисляются уже после выплаты зарплаты работнику им самим, то это — его дело как физического лица. А вот если речь идет об удержании из зарплаты, то такая операция требует, чтобы ее отразили в учете предприятия.
В бухучете принимаем во внимание, что отчисление на армию происходит тогда, когда заработная плата уже начислена и обложена налогами.
В налоговом учете вся зарплата отражается как расходы на оплату труда в зависимости от того, о каких работниках идет речь — производственных, административного аппарата, отдела сбыта и т. п. Кроме того, начисленный на такую заработную плату ЕСВ в полном объеме также имеет право на отражение в налоговых расходах.
Об НДС-учете вообще не упоминаем, поскольку операция по выплате заработной платы не является объектом обложения НДС (п.п. 196.1.6 НКУ).
Обратите внимание! Все удержания из зарплаты работников на нужды армии имеют исключительно добровольный характер. Поэтому, если вам предлагают «сброситься на армию» в обязательном порядке — вполне вероятно, что ваши деньги до армии не дойдут. А окажутся они, наверняка, там же, где и мифический сбор «на Майдан» ☺. Поэтому будьте бдительны!
Звонки и SMS с корпоративных телефонов
Вы знаете, что наша армия проводит сбор средств не только через банковский счет, но также через единый короткий номер — 565. Каждый звонок или SMS на этот номер — это пять гривень для украинской армии. Можно ли рассчитывать на расходы, если вы вдруг решили позвонить по телефону на номер 565 с корпоративного телефона? Вряд ли. Ведь корпоративные телефоны приобретаются исключительно для служебных переговоров. А сумма «на армию» в счете мобильного оператора вряд ли будет расценена как служебные разговоры. Поэтому лучше пополните свой мобильный счет и уже с него помогите нашей армии.
Пример. Предприятие решило перечислить на нужды армии 20000 грн. Также оно закупило имущество (продукты питания, одежду) на сумму 12000 грн. (в том числе НДС). Кроме этого, работники решили перечислить на нужды армии свой однодневный заработок (общая сумма — 15000 грн.). Налогооблагаемая прибыль предприятия за 2013 год составляла 450000 грн.
Сумма лимита на «благотворительные» расходы будет равняться 450000 х 4 % = 18000 (грн.).
Отразим хозяйственные операции в учете.
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Бухгалтерский учет |
Сумма, грн. |
Налоговый учет | ||
Дт |
Кт |
доходы |
расходы | |||
1 |
Перечислены средства со счета предприятия на счет Министерства обороны |
377 |
311 |
20000 |
— |
— |
949 |
377 |
20000 |
— |
18000* | ||
2 |
Приобретены продукты питания и одежда для армии |
209 |
631 |
10000 |
— |
— |
3 |
Списан налоговый кредит по НДС на расходы |
949 |
631 |
2000 |
— |
— |
4 |
Списаны продукты питания и одежда, бесплатно переданные армии |
949 |
209 |
10000** |
— |
—* |
5 |
Начислена заработная плата работникам |
23, 91, 92, 93 |
66 |
300000 |
— |
300000*** |
6 |
Начислен на фонд оплаты труда ЕСВ (условно) |
23, 91, 92, 93 |
65 |
100000 |
— |
100000*** |
7 |
Удержана из заработной платы сумма однодневного заработка работников на нужды армии |
66 |
311 |
15000 |
— |
— |
8 |
Выплачена работникам оставшаяся зарплата |
66 |
301 |
285000 |
— |
— |
* Стоимость «благотворительных» средств и товаров включается в расходы в пределах 4 % налогооблагаемой прибыли за предыдущий год (п.п. «а» п.п. 138.10.6 НКУ), с отражением в строке 06.4.1 приложения ІВ к декларации по налогу на прибыль. Расходы сверх этого лимита (т. е. в нашем случае — свыше 18000 грн.) в налоговом учете не отражаются. ** При бесплатной передаче предприятие не начисляет НДС-обязательство исходя из стоимости приобретения товаров, как того требует п.п. «г» п. 198.5 НКУ, поскольку при приобретении сумма «входного» НДС по нему не была отнесена к налоговому кредиту. *** Расходами на оплату труда в налоговом учете признается вся сумма заработной платы, начисленная работникам, а также начисленный на нее ЕСВ. |
Надеемся, что вся наша поддержка понадобится нашей армии исключительно для мирной модернизации. Поэтому желаем вам мира и согласия на земле нашей родной Украины!