Новая книга для предпринимателей на общей системе
Приказ ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1025 важен для предпринимателей, поскольку полностью меняет форму Книги учета доходов и расходов (которую мы привыкли называть Книга ф. № 10), и соответственно меняется порядок ее заполнения.
Новая форма Книги учета доходов и расходов предназначена только для предпринимателей, работающих на общей системе налогообложения. Единоналожникам пока следует пользоваться прежней формой (т. е. Книгой ф. № 10). А предпринимателям, работающим на фикспатенте, Книгу учета доходов и расходов вообще вести не нужно: ни по старой, ни по новой форме (хотя первичные документы на товар им желательно иметь).
Новая Книга учета доходов и расходов состоит из 12 граф и способствует тому, чтобы предприниматели все-таки начали вести учет товаров и сырья (в денежном выражении). Дело в том, что в Книге нужно указывать стоимость товарных запасов, материалов, сырья на начало и конец отчетного периода, стоимость приобретенных и проданных товаров и даже внутреннее их перемещение (со склада на торговую точку).
Кроме того, в Книге придется указывать реквизиты документов, подтверждающих каждую расходную операцию, а также суммы расходов и дохода. Кстати, подтверждающими документами налоговики соглашаются считать: ТТН, налоговые накладные, платежные поручения, фискальные чеки, акты закупки, выполненных работ/предоставленных услуг и другие платежные документы. При этом каких-то особенных бухгалтерских документов они от предпринимателей не требуют (т. е. опасения по поводу необходимости иметь накладные на оприходование товаров, на отпуск товаров или их внутреннее перемещение, к счастью, не оправдались).
Что касается заполнения графы 3 «Размер полученных доходов» в новой Книге, то интересно отметить такой момент: в пункте 3.3 Порядка № 1025 четко не сказано о том, что выручка должна отражаться после каждой операции по продаже товаров (работ, услуг). Более того, формулировка пункта 3.3 комментируемогоПорядка наталкивает на мысль о том, что выручку достаточно отразить одной суммой — общим итогом за день (а по прошествии месяца, квартала или года — подводить итоги). При этом о ежедневных итогах по выручке не сказано ничего. Не потому ли, что выручка действительно должна указываться в новой Книге общей суммой за день? Вполне возможно, что именно поэтому, но с такими выводами лучше пока не торопиться, а дождаться разъяснений от ГНАУ на этот счет.
Что касается расходов, то для них в новой Книге предусмотрены четыре (!) графы: графа 5 предназначена для того, чтобы вносить в нее суммы, уплаченные в течение дня за товары, графа 6 — для того, чтобы указывать в ней стоимость проданных в течение дня товаров, а графы 9 и 10 — для прочих расходов.
Таким образом, налоговики попытались реализовать на практике принцип соответствия доходов и расходов. Ведь раньше в графе «Расходы на производство продукции» Книги ф. № 10 все было свалено в одну кучу: так, в течение квартала предприниматели указывали в ней все потраченные средства, но по окончании квартала в итог расходов включали только те из них, по которым был получен доход. Разумеется, это весьма неудобно. И на самом деле многие предприниматели (особенно те, у кого большой оборот) это правило нарушали и включали в итог расходов все суммы, записанные в графу «Расходы на производство продукции» Книги ф. № 10 (не обращая внимания на то, получен связанный с ними доход или нет).
Однако теперь так поступать не удастся. Ведь в новой Книге учета доходов и расходов придется заполнять графу 6, а, кроме того, именно ее значение (а не значение графы 5) будет уменьшать доход, подлежащий налогообложению.
Очевидно, заполнение графы 6 составит наибольшую сложность для тех предпринимателей, которые в течение дня осуществляют несколько десятков операций купли-продажи. Как же быть? Скорее всего, им имеет смысл обзавестись программой учета товаров, которая бы автоматически вела подсчет стоимости товаров, имеющихся на начало дня, проданных в течение дня и оставшихся на конец дня. Для этого можно воспользоваться хотя бы программой 1Сv8.0.
Обычно такие программы используют один из двух самых распространенных методов оценки выбытия товарных запасов — ФИФО (первый пришел — первый ушел) или средневзвешенной себестоимости. Выбрать конкретный метод можно в настройках программы (Порядок № 1025 данный вопрос не регламентирует, а значит предприниматель вправе самостоятельно выбрать удобный для него метод).
Для того чтобы понять, в чем заключается суть указанных методов, представим себе, что проданная партия товаров формируется из товаров, купленных предпринимателем в разное время, поэтому цены их закупки могли быть различными. Как же посчитать себестоимость проданной партии?
Метод ФИФО предлагает считать, что проданная партия содержала в себе товары, поступившие на склад (купленные) ранее всех по времени. Например, предприниматель сначала купил 10 единиц товара по 5 грн., а затем еще 10 единиц того же товара, но по цене 6 грн. В таком случае, продав 15 единиц товара, он рассчитает их себестоимость по методу ФИФО так: 10 ед. х 5 грн./ед. + 5 ед. х 6 грн./ед. = 80 грн.
Метод средневзвешенной себестоимости предлагает умножать количество проданного товара на среднюю цену закупки. Средняя цена рассчитывается путем деления общей стоимости товаров, имеющихся на складе на момент продажи, на их количество. Если обратиться к предыдущему примеру, то себестоимость партии из 15 единиц товара по методу средневзвешенной стоимости будет равна: 15 ед. х ((10 ед. х 5 грн./ед. + 10 ед. х 6 грн./ ед.) : (10 ед. + 10 ед.)) = 82,50 грн.
Существуют и другие методы оценки выбытия товаров, в частности метод идентифицированной себестоимости, при котором стоимость закупки проданного товара точно известна. Но данный метод годится только для тех предпринимателей, которые торгуют штучным товаром (к примеру, торговля ювелирными украшениями, антиквариатом, одеждой и т. п.). Такой продавец всегда точно знает, за сколько он купил тот или иной товар и за сколько он его продал.
Итак, теперь предпринимателям на общей системе налогообложения придется гораздо серьезнее относиться к заполнению Книги учета доходов и расходов и все-таки соблюдать принцип соответствия расходов полученным доходам.
Что же касается граф 9 и 10, то записанные в них суммы тоже уменьшают доход предпринимателя, подлежащий налогообложению. В данные графы необходимо записывать зарплату работников, ЕСВ, начисленный на нее, арендную плату за офис или склад, плату за коммунальные услуги и другие расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
И в заключение еще несколько технических моментов:
1) Книгу обязаны вести не только сами предприниматели, но и их наемные работники (если они занимаются продажей товара за наличные или выполняют работы/предоставляют услуги, получая за это наличную оплату от заказчиков). Данные из книг наемных работников предприниматель должен переносить в свою Книгу в последний день месяца;
2) если предприниматель зарегистрирован как плательщик НДС, то суммы доходов и расходов он должен записывать в Книгу без учета НДС (как и прежде);
3) форма Книги одинакова для всех налогоплательщиков и для всех видов деятельности, поскольку Порядок № 1025 не содержит никаких оговорок, разрешающих налоговикам вносить какие-либо изменения в утвержденную Книгу;
4) записи в Книге необходимо производить шариковой или чернильной ручкой. Никакого упоминания о том, что Книгу можно вести на компьютере, в Порядке № 1025 нет. Поэтому велика вероятность, что налоговики этого, как и раньше, не разрешат;
5) полностью заполненная Книга учета доходов и расходов теперь будет храниться у предпринимателя, в налоговую ее сдавать не придется.
Кстати, что касается периода с 01.01.2011 г. до 21.01.2011 г. (даты вступления в силу приказа № 1025), то записи за этот период из Книги ф. № 10 в новую Книгу учета доходов и расходов предпринимателям переносить не нужно. После того как приказ № 1025 вступил в силу и новую Книгу налогоплательщик зарегистрировал в налоговой, все записи он вносит в новую Книгу (нарастающим итогом). При этом старая Книга ф. № 10 остается у самого предпринимателя — сдавать ее налоговикам необходимости нет (пункт 3.3 Порядка № 1025).