8968 0

Субъекты малого предпринимательства: особенности организации и учета

10.09.13
В Украине субъекты малого предпринимательства (СМП) составляют весьма существенный сектор экономики. И хотя государство на уровне законодательных актов декларирует поддержку таких лиц, далеко не все заложенные нормы действуют фактически. Нечетко обозначены даже критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к категории малых и микросубъектов. В связи с этим в настоящей статье мы рассмотрим те привилегии, на которые могут реально рассчитывать названные лица.



 

Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон № 877 — Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Закон № 4448 — Закон Украины «Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности относительно физических лиц — предпринимателей и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» от 23.02.2012 г. № 4448-VI.

Порядок № 419 — Порядок предоставления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

Инструкция № 286 — Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 28.09.2005 г. № 286.

НП(С)БУ 1 — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 07.02.2013 г. № 73.

П(С)БУ 25 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства» в редакции приказа МФУ от 24.01.2011 г. № 25.

 

 

Какие лица относятся к малым и микросубъектам

Критерии разграничения субъектов хозяйственной деятельности в зависимости от количества работающих и доходов от любой деятельности приведены в ч. 3 ст. 55 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV (табл. 1).

 

Таблица 1

Субъекты малого и микропредпринимательства

Критерий

СМП

Субъекты микропредпринимательства

юридические лица

физические лица

юридические лица

физические лица

1. Численность

среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек

среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 10 человек

2. Доход

годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 млн евро, определенную по среднегодовому курсу НБУ

годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 2 млн евро, определенную по среднегодовому курсу НБУ

 

Как видим, критерии разграничения одинаковы как для юридических, так и для физических лиц. Рассмотрим их подробнее.

1. Численность. В нормативных актах четко не оговаривается, какой именно показатель следует использовать для расчета среднего количества работников за отчетный период. На данный момент единственным документом, в котором приводится расчет такой численности, является Инструкция № 286.

В соответствии с п. 3.1 этой Инструкции среднее количество работников предприятия за период (месяц, квартал, с начала года, год) определяется как сумма таких показателей:

— среднеучетного количества штатных работников;

— среднего количества внешних совместителей;

— среднего количества работающих по гражданско-правовым договорам.

Заметим, что на этот показатель предписывают ориентироваться и налоговики в консультации из раздела 108.01 ЕБНЗ.

Порядок расчета данного показателя достаточно подробно описан в разд. 3 Инструкции № 286. Для определения среднегодового количества работников необходимо рассчитать среднемесячную численность штатных работников, внешних совместителей и лиц, работающих по гражданско-правовым договорам (см. табл. 2).

 

Таблица 2

Расчет среднего количества работников предприятия за месяц

Числа месяца

Количество

штатных работников*

внешних совместителей**

работающих по гражданско-правовым договорам***

Итого

1

2

3

4

5

1

36

2

3

 


2

36

2

3

3

36

2

3

4

36

3

3

5

39

3

3

6

39

3

4

7

39

3

4

...

...

...

...

 


8—30

39

3

4

Итого количество человек за месяц

1158

(4 х 36 + 26 х 39)

87

(2 х 3 + 3 х 27)

115

(3 х 5 + 4 х 25)

Среднее количество работников за месяц, чел.

39

(1158 чел. : 30 дней)

3

(87 чел. : 30 дней)

4

(115 чел. : 30 дней)

46

(39 + 3 + 4)

* В учетное количество штатных работников включаются все наемные работники, которые заключили в письменном виде трудовой договор (контракт) и выполняли постоянную, временную или сезонную работу один день и больше, а также собственники предприятия, если, кроме дохода, они получали заработную плату на этом предприятии (п. 2.1 Инструкции № 286). При этом в расчете учитываются лица, которые фактически работали, а также отсутствовали на работе по любым причинам, т. е. все работники, которые находятся в трудовых отношениях, независимо от вида трудового договора (п. 2.3 Инструкции № 286). Состав таких лиц указан в пп. 2.4, 2.5 Инструкции № 286. Однако согласно п.п. 3.2.2 этой Инструкции не учитываются при расчете численности работники, которые находятся в отпусках в связи с беременностью и родами или по уходу за ребенком до достижения им возраста, предусмотренного действующим законодательством или коллективным договором предприятия, включая тех, которые усыновили новорожденного ребенка непосредственно из роддома (пп. 2.5.8 — 2.5.9 Инструкции № 286).

** В расчете участвуют только внешние совместители (т. е. принятые на работу с других предприятий). Если же лицо является внутренним совместителем (оформлено по совместительству на том же предприятии, где и основное место работы), оно учитывается в учетном количестве штатных работников как одно физическое лицо (п.п. 2.6.1 Инструкции № 286).

*** В количество работающих по гражданско-правовым договорам не включаются граждане-предприниматели, которые выполняли работы согласно гражданско-правовым договорам
(п. 3.3 Инструкции № 286). Если с работником, который находится в учетном составе предприятия, заключен
еще и гражданско-правовой договор, то такое лицо учитывается в учетном и среднеучетном количестве работников один раз по месту основной работы и не учитывается в количестве работающих по гражданско-правовым договорам (п.п. 2.6.2 Инструкции № 286).

 

Далее на основании показателей среднего количества работников за месяц определяется среднее количество работников за год (СК):

СКг = (СК1 + СК2 + ... + СК12) / 12,

где СК1, СК2, ..., СК12 среднее количество работников за соответствующий месяц (январь, февраль, ..., декабрь).

На практике бытует мнение, что лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, включать в учет среднего количества работников за месяц не надо. Определенные основания для этого есть: ведь такие лица работают не по трудовому договору и формально работниками считаться не могут. Однако ввиду того, что такие лица указаны в Инструкции № 286, которая, повторим, является единственным документом, регламентирующим порядок расчета среднеучетной численности, игнорировать их не стоит. Так что тем предприятиям, которые привлекают лиц для выполнения работ по гражданско-правовым договорам, при расчете критериев численности на этот момент следует обратить внимание.

В результате определения среднего количества работников может получиться дробное число. В приложении к Инструкции № 286 по этому поводу говорится, что округление результатов вычислений для отражения в формах государственных статистических наблюдений по труду осуществляется по правилу четной цифры. Особенности проведения этой процедуры были изложены в письме Госкомстата Украины от 27.03.2006 г. № 09/3-9/116.

Вместе с тем, по мнению автора, при расчете численности для определения критериев отнесения к малым и микросубъектам уместнее ориентироваться на общие правила округления. Разница в результатах между указанными видами округления просматривается только при округлении цифры «5». По методу четной цифры в ситуации, когда перед этой цифрой стоит четное число (2, 4, 6, 8), эта цифра будет «отбрасываться» (например, 2,5 2, а 3,5 4). Таким образом, в сравнении с общей процедурой округления в «четном» методе результаты будут меньше. И поскольку критерии численности используются не только для заполнения форм статнаблюдений, правильнее для этих целей все же применять общую процедуру округления.

2. Годовой доход от любой деятельности. Как исчислять этот критерий, официальные органы не разъяснили. По мнению автора, для этих целей следует использовать «бухгалтерский» доход. И здесь возникает следующий вопрос: какую сумму дохода использовать — «грязную» (оборот по кредиту счетов 7-го класса, без счета 79) или же «чистую» (оборот по дебету счетов 7-го класса с кредитом субсчета 79)? Второй вариант представляется более правильным, поскольку он соответствует определению термина «доход» из Положения (стандарта) бухгалтерского учета 15 «Доход», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 29.11.99 г. № 290.

Следуя ему, годовой доход можно определить как сумму оборотов за год: Дт 70 —76, Кт 79.

Еще один вопрос возникает с определением показателя, с которым осуществляется сравнение дохода. Поскольку свежих разъяснений официальных органов по данному поводу нет, остается опираться на «старинное» письмо НБУ от 22.03.2004 г. № 13-410/1390, в котором предлагалось определять этот показатель следующим образом. Вначале рассчитывается средневзвешенный курс гривни к иностранным валютам за месяц:

 

где Ki — значение курса в периоде;

ni — количество дней в периоде;

i — индекс периода, в течение которого курс не изменялся;

N — количество календарных дней в месяце.

Среднегодовой курс рассчитывается как частное от деления суммы средневзвешенных курсов, определенных за каждый месяц, на 12.

По данным, размещенным на официальном сайте НБУ, средний курс евро за 2012 год составляет 10,2705536 грн. за 1 евро. Соответственно ограничительные доходные критерии за 2012 г. определяются:

— для СМП: 10,2705536 х 10000000 = 102705536 грн. за год;

— для субъектов микропредпринимательства: 10,2705536 х 2000000 = 20541107 грн. за год.

 


Специфика налогообложения

Отдельных налоговых привилегий именно для субъектов малого и микропредпринимательства не установлено. Однако микросубъекты, соответствующие установленным в п. 291.4 НКУ критериям, могут избрать упрощенную систему налогообложения с уплатой единого налога (п. 291.4 НКУ). Ведь они вписываются в «единоналожные» критерии и по численности, и по доходу, однако могут претендовать на место под солнцем не выше второй группы.

В то же время плательщиками пятой и шестой групп единого налога могут быть и средние субъекты предпринимательства, поскольку в этих группах нет ограничения по численности (т. е. она может превышать и 50 человек).

Еще одна особенность связана с возможностью применения субъектами микропредпринимательства нулевой ставки налога на прибыль (п. 154.6 НКУ), но, опять-таки, при соблюдении установленных этой статьей критериев (подробнее о «нулевиках» см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 90, с. 30).

 


Особенности бухгалтерского учета

Применительно к бухгалтерскому учету всех субъектов малого и микропредпринимательства можно условно разделить на три группы:

1) лица, применяющие П(С)БУ 25;

2) лица, сдающие финотчетность в общем «национальном» формате;

3) лица, использующие Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

В первую группу попадают все СМП, за исключением лиц, входящих во вторую и третью группы (п. 2 разд. І П(С)БУ 25).

Состав подаваемой финотчетности зависит от особенностей налогообложения лица и подробно рассматривался в статье «Предоставление финансовой отчетности» («Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 28, с. 13). Поэтому сейчас мы обратим внимание лишь на следующее.

Согласно п. 2 разд. I П(С)БУ 25 Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства (формы № 1-мс, № 2-мс) должны подавать плательщики единого налога, соответствующие критериям, определенным п.п. 4 п. 291.4 НКУ (плательщики 4 группы), а также СМП-«нулевики». В то же время есть основания полагать, что эти нормы относятся и к плательщикам единого налога, указанным в п.п. 6 п. 291.4 НКУ (плательщики 6 группы)*. Это следует из норм п.п. 296.1.3 НКУ, которыми предусматривается, что плательщики единого налога четвертой и шестой групп используют данные упрощенного бухгалтерского учета доходов и расходов с учетом положений п. 44.2 этого Кодекса.

* Тот факт, что в П(С)БУ 25 не упоминаются плательщики ЕН шестой группы, можно объяснить довольно просто: на момент принятия соответствующих норм П(С)БУ 25 такой группы в НКУ еще не было, а после ее появления изменения в указанное Положение больше не вносились.

Напомним, что в соответствии с п. 44.2 НКУ плательщики единого налога, соответствующие критериям, определенным п.п. 4 п. 291.4 НКУ**, ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов с целью расчета объекта налогообложения по методике, утвержденной Минфином. Таким образом, плательщики единого налога — юридические лица должны определять объект обложения единым налогом по данным бухгалтерского учета. Для данных целей был разработан «упрощенный» финотчет в составе форм № 1-мс, № 2-мс.

** В эту норму, очевидно, по недосмотру законодателей не были внесены изменения, касающиеся плательщиков единого налога из п.п. 6 п. 291.4 НКУ (6 группа плательщиков ЕН).

Для СМП -«единщиков», не зарегистрированных плательщиками НДС, предусмотрена возможность систематизации информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, в регистрах бухгалтерского учета без применения двойной записи (п. 9 разд. I П(С)БУ 25). Во исполнение этих норм были приняты Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета малыми предприятиями, утвержденные приказом Минфина от 15.06.2011 г. № 720, которые в силу своего неудобства не получили широкого распространения на практике.

Необходимо также заметить, что сама идея получения информации по единому налогу из данных бухгалтерского учета нежизнеспособна, поскольку порядок определения базы обложения единым налогом принципиально отличается от методологии ведения бухгалтерского учета. Так, в бухгалтерском учете основополагающим принципом является принцип начисления и соответствия доходов и расходов, который реализуется и в учете по налогу на прибыль.

Между тем при расчете объекта обложения единым налогом используется другой принцип — большинство доходов отражается по кассовому методу, а расходы не учитываются.

В результате получается, что плательщики единого налога должны:

1) либо проигнорировать принципы бухгалтерского учета и вести бухучет по налоговым показателям, в частности отражать доходы по кассовому методу, — тогда формально будут соблюдены требования НКУ и П(С)БУ 25,

2) либо отражать доходы-расходы в обычном порядке в соответствии с принципом начисления, но при этом формально нарушатся требования НКУ и П(С)БУ 25.

По мнению автора, следует отдать предпочтение второму подходу, поскольку первый «гибридный» вариант очень сложен и методологически неверен.

Во вторую группу лиц, сдающих финотчетность по нацстандартам в общем формате, предусмотренном НП(С)БУ 1, из СМП в основном попадают субъекты предпринимательской деятельности:

1) осуществляющие обмен иностранной валюты (за исключением банков);

2) являющиеся производителями и импортерами подакцизных товаров;

3) в уставном капитале которых доля вкладов, принадлежащая юридическим лицам — учредителям и участникам этих субъектов, не являющихся СМП, превышает 25 %.

Вместе с тем в число таких лиц не входят субъекты, обязанные составлять финотчетность в соответствии с МСФО в обязательном или в добровольном порядке (группа 3).

В третью группу лиц включаются СМП, обязанные составлять финотчетность по МСФО, а также лица, делающие это в добровольном порядке (ст. 121 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.06.99 г. № 996-XIV).

По состоянию на 01.01.2013 г. к лицам, обязанным составлять финотчетность по МСФО, относятся (п. 2 Порядка № 419):

— публичные акционерные общества;

— банки;

— страховщики;

— предприятия, которые проводят хозяйственную деятельность по таким видам: предоставление финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения (раздел 64 КВЭД ДК 009:2010), за исключением деятельности по управлению активами (группа 64.3 КВЭД ДК 009:2010), а также негосударственное пенсионное обеспечение (группа 65.3 КВЭД ДК 009:2010).

Эти лица составляют финотчетность по МСФО и подают ее в полном формате, предусмотренном НП(С)БУ 1 (см. письмо Главного Управления статистики в Тернопольской области от 01.04.2013 г. № 05/2-10/55).

 


Налоговые проверки

Для СМП предусмотрены особые (сокращенные) сроки проведения налоговых проверок (табл. 3).

 

Таблица 3

Сроки проведения налоговых проверок СМП

Показатель

Документальные плановые проверки (ст. 77 НКУ)*

Документальные внеплановые проверки (ст. 78 НКУ)

1. Длительность проведения проверки

10 рабочих дней (абз. первый п. 82.1 НКУ)

5 рабочих дней (абз. первый п. 82.1 НКУ)**

2. Срок, на который может быть продлена проверка

не более чем на 5 рабочих дней (абз. второй п. 82.1 НКУ)

не более чем на 2 рабочих дня (абз. второй п. 82.1 НКУ)

* Эти правила распространяются и на документальные невыездные проверки, что было подтверждено в письме ГНАУ от 31.01.2011 г. № 2518/7/23-4017/89.

** Существуют особенности проведения проверок физических лиц — предпринимателей, которые не имеют наемных работников, в случаях прекращения предпринимательской деятельности, производства по делу о признании банкротом налогоплательщика или подачи заявления о снятии с учета. Проверки указанных лиц проводятся в срок не более 3 рабочих дней, если соблюдаются такие условия:

— налогоплательщиком подана налоговая декларация об отсутствии доходов от осуществления хозяйственной деятельности;

— налогоплательщик не зарегистрирован как плательщик НДС;

— в органах налоговой службы отсутствует налоговая информация относительно использования налогоплательщиком наемного труда физических лиц и открытых налогоплательщиком счетах в банках и других финансовых учреждениях.

 

Возможность приостановления проведения проверок СМП в НКУ не предусмотрена.

Стоит заметить, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, — с 01.01.2014 г., а субъекты хозяйствования микро-, малого и среднего бизнеса — с 01.01.2015 г. будут иметь возможность проведения электронных проверок.

В соответствии с п.п. 75.1.2 НКУ документальной невыездной внеплановой электронной проверкой считается проверка, которая проводится на основании заявления, поданного налогоплательщиком с незначительной степенью риска*, определенного в соответствии с п. 77.2 НКУ, в орган ГНС, в котором он состоит на налоговом учете.

* На данный момент критерии отбора плательщиков по степени риска для целей проведения контрольных мероприятий приведены в Методических рекомендациях по составлению плана-графика проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования, утвержденных приказом ГНАУ от 23.08.2011 г. № 495.

Основное преимущество электронной проверки состоит в том, что налоговики не будут самостоятельно начислять налоговые обязательства по их результатам (п.п. 54.3.2 НКУ). То есть в случае выявления занижения налоговых обязательств органом ГНС в результате проведения такой проверки налогоплательщик должен будет уплатить только предусмотренный п. 50.1 НКУ «самоштраф» и пеню.

 


Прочие проверки

Некоторые проверочные привилегии предусмотрены Законом № 4448 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 29) для:

— физических лиц-предпринимателей, плательщиков единого налога, не зарегистрированных плательщиками НДС, деятельность которых не отнесена к высокой степени риска;

— юридических лиц — плательщиков единого налога по ставкам 5 % и 10 %**, деятельность которых не отнесена к высокой степени риска.

** На сегодня такой ставки ЕН уже нет.

****** В письмах ПФУ от 02.04.2009 г. № 5835/03-30, от 20.02.2009 г. № 2874/09-10 и от 19.08.2008 г. № 14639/09-10 было подтверждено, что деятельность этого органа регламентируется, в частности, Законом № 877.

Впрочем, ввиду нечеткости законодательных формулировок указанными привилегиями могут воспользоваться также физические лица — предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения, — не плательщики НДС, деятельность которых не отнесена к высокой степени риска.

Если СМП подпадает под действие Закона № 4448, то в отношении него могут проводиться лишь ограниченные виды проверок, определенные пп. 1 и 2 ст. 3 Закона № 4448.

1. Проверки за соблюдением санитарного законодательства (п. 1 ст. 3 Закона № 4448). Применительно к единщикам, относящимся к средней и низкой степени риска***, органы государственного надзора имеют право проводить лишь внеплановые проверки за соблюдением санитарного законодательства. Плановые проверки в отношении данной категории лиц проводиться не могут.

*** Соответствующие критерии см. в приложении к постановлению КМУ от 30.11.2011 г. № 1405.

2. Проверки органов защиты прав потребителей (п. 1 ст. 3 Закона № 4448). В отношении лиц, относящихся к средней и низкой степени риска****, могут осуществляться только внеплановые проверки по жалобам потребителей. Право на проведение плановых проверок отсутствует.

**** Соответствующие критерии утверждены постановлением КМУ от 27.12.2008 г. № 1164.

3. Проверки органов Пенсионного фонда Украины (п. 2 ст. 3 Закона № 4448). Применительно к лицам, деятельность которых отнесена к низкой степени риска*****, плановые и внеплановые проверки не проводятся******.

***** См. Порядок проведения Пенсионным фондом Украины и его территориальными органами плановых и внеплановых проверок плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением КМУ от 09.03.2011 г. № 233.

Остальные контролирующие органы (за исключением перечисленных ниже) не имеют права проводить плановые и внеплановые проверки единщиков, деятельность которых отнесена к средней и низкой степени риска.

Наличие ограничений на проведение проверок лиц, указанных в Законе № 4448, было подтверждено, в частности, в письме Госслужбы горного надзора и промышленной безопасности Украины от 15.08.2012 г. № 6963/0/8.1-9.1-9/6/12.

Однако следует заметить, что Закон № 4448 не является самостоятельным нормативным актом и содержит ссылки на терминологию из Закона № 877. И поскольку критерии риска, на которые ссылается Закон № 4448, установлены для целей применения Закона № 877, т. е. основания полагать, что на Закон № 4448 распространяются ограничения в сфере применения последнего.

При такой интерпретации мораторий не распространяется на следующие проверки:

— валютного контроля;

— таможенного контроля (см. письмо ГТСУ от 10.02.2009 г. № 11/8-21/1096);

— государственного экспортного контроля;

— контроля за соблюдением бюджетного и налогового законодательства и кассовых операций;

— контроля за соблюдением порядка проведения расчетов (под эти проверки, в частности, подпадают фактические проверки расчетов, проводимых с помощью регистраторов расчетных операций; подробнее см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 48, с. 10);

— контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий;

— страхового надзора и других видов специального государственного контроля за деятельностью субъектов хозяйствования на рынке финансовых услуг;

— государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции (см. письмо АМКУ от 05.10.2007 г. № 21-294/08-6479);

— государственного надзора (контроля) за соблюдением требований нормативно-правовых актов относительно обеспечения безопасности на автомобильном транспорте;

— государственного архитектурно-строительного контроля и надзора (см. письмо Госархстройинспекции от 26.08.2010 г. № 26-17-5041);

— предусмотренные КоАП (на этом основании в письме Госфинмониторинга от 02.10.2007 г. № 6914/0800-4 был сделан вывод, что на проверки этого органа Закон № 877 не распространяется);

— во время проведения оперативно-розыскной деятельности, дознания, прокурорского надзора, досудебного следствия и правосудия. В письме МВД Украины от 30.01.2012 г. № 1289/Чн было подтверждено, что на мероприятия по оперативно-розыскной деятельности, проводимые милицией, Закон № 877 не распространяется. В то же время из письма следует, что этот Закон действует в отношении проводимых милицией контрольных функций подразделений Главного управления Государственной автомобильной инспекции МВД, Государственной службы охраны МВД, подразделений милиции общественной безопасности, Управлений борьбы с незаконным оборотом наркотиков МВД, подразделений ветеринарной милиции;

— государственного надзора за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности;

— государственного контроля и надзора в сфере гражданской авиации.

Кроме того, некоторые контролирующие органы настаивают на том, что действие Закона № 877 на них не распространяется. К таким органам, в частности, относятся:

— Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности (см. письма исполнительной дирекции Фонда от 07.12.2010 г. № 01-16-2493, от 15.08.2008 г. № 01-14-1692, от 12.12.2007 г. № 01-14-2696, от 02.10.2007 г. № 01-14-2045, письмо Минтруда от 13.04.2012 г. № 103/18/99-12);

— Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (см. письма ГЦЗ от 16.08.2012 г. № ДЦ-09-4005/0/6-12 и от 15.08.2008 г. № ДЦ-04-5065/0/6-08, Минтруда от 13.04.2012 г. № 103/18/99-12, правления Фонда от 24.07.2008 г. № ДЦ-04-4530/0/6-08);

— Государственная финансовая инспекция Украины (см. письма ГлавКРУ от 12.08.2008 г. № 25-11/891, Минюста от 21.08.2008 г. № 505-0-2-08-19);

— Государственный комитет статистики Украи-ны (см. письмо Госкомстата от 04.10.2007 г. № 18-16/263);

— представители профсоюзов по вопросам охраны труда (см. письмо Федерации профсоюзов Украины от 25.06.2008 г. № 06/01-26/1220);

— Госинспекция по вопросам труда (см. письмо Госинспекции по вопросам труда от 03.08.2012 г. № 2781/21/07/01-12).

Поэтому отстаивать возможность недопуска таких лиц к проведению проверок названных единщиков будет весьма сложно.

 


Ошибки идентификации

Нередко у практиков возникает вопрос: какие санкции могут грозить за неправильное определение критериев СМП? Здесь все зависит от конкретной ситуации.

К примеру, если предприятие ошибочно причислило себя к субъектам микропредпринимательства, не являясь таковым, то могут быть применены админсанкции за несвоевременную подачу финансовой отчетности в органы статистики. Ведь таким субъектам разрешено предоставлять только годовую финотчетность (п. 2 Порядка № 419), в то время как остальные СМП должны подавать финотчетность в органы статистики ежеквартально.

За данное нарушение может быть наложен административный штраф по ст. 1863 КоАП на должностных лиц от 10 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 170 до 255 грн.).

Если же вследствие ошибочной идентификации лицо подавало не ту финотчетность, например, финотчет по ф. № 1-м и № 2-м, а должно было предоставлять отчетность в «большом» формате или наоборот, то это будет свидетельствовать о нарушении порядка ведения бухгалтерского учета.

За такое нарушение предусмотрен административный штраф по ст. 1642 КоАП в размере от 8 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 136 до 255 грн.). Правда, этот штраф для большинства СМП не опасен, поскольку налагают его согласно ст. 2341 КоАП органы Госфининспекции (бывшей КРУ), которые посещают преимущественно «бюджетников». Кроме того, за это нарушение может быть применен и вышеуказанный штраф статистиками.

Ну а если вследствие ошибочных критериев предприятие неправомерно являлось плательщиком единого налога или же налога по «нулевой» ставке, то ответственность будет существенно выше. Не исключено, что в этом случае Свидетельство об уплате единого налога аннулируют и доначислят платежи как на общей системе налогообложения со всеми штрафными санкциями.

Так что таких ошибок (равно как и иных) лучше не допускать.

В завершение нам остается пожелать СМП удачной работы, а с учетными вопросами, полагаем, вы теперь разберетесь.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)