ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за «налоговые» нарушения по-новому, или Штрафы после 01.01.11 г.
Прежде чем перейти к сравнительному анализу произошедших изменений, сделаем некоторые общие оговорки.
По общему правилу, новый нормативный акт распространяется только на те отношения, которые возникли после вступления его в силу. Поэтому, например, заполняя декларацию по НДС за декабрь 2010 года, правила налогообложения следует применять из Закона об НДС, поскольку на момент проведения налогооблагаемой операции действовал именно он. Но в то же время, так как сама подача декларации осуществляется уже после 01.01.11 г., то подавать ее необходимо согласно требованиям НКУ.
С наибольшими сложностями при ответе на вопрос, какой из нормативных актов подлежит применению — отмененный или вступивший в силу — сталкиваемся тогда, когда отношения возникли еще в период действия старого акта, но продолжают существовать и после того, как он был отменен. Отсюда — проблема так называемых «переходящих договоров», когда операция начала осуществляться до 01.01.11 г., а после этой даты правила налогообложения такой операции изменились (например, операция перестала быть объектом налогообложения). Не менее сложен вопрос о применении штрафов к тем нарушениям, которые начали осуществляться еще когда Закон № 2181 был действующим, а выявлены уже после вступления в силу НКУ. В таких ситуациях, на наш взгляд, подлежит применению штраф, предусмотренный НКУ.
НКУ в части применения штрафов устанавливает несколько правил, призванных дать возможность налогоплательщикам привыкнуть к новым правилам без существенных негативных последствий для себя. Речь идет о временных нормах, освобождающих либо существенно смягчающих штрафные санкции для субъекта хозяйствования:
1. Согласно п. 5 подразд. 10 разд. ХХ НКУ в связи со вступлением в силу Кодекса штрафные санкции, которые могут быть наложены на плательщиков налогов за нарушение нормативных актов Кабмина, центрального налогового органа, положений, прямо предусмотренных Кодексом, начинают применяться к таким плательщикам налогов по результатам налогового периода, следующего за налоговым периодом, в течение которого такие акты были введены в действие.
2. По сравнению с указанным выше предписанием п. 6 подразд. 10 разд. ХХ НКУ может оказаться куда более эффективным: в соответствии с ним не применяются финансовые санкции к плательщикам налога на прибыль и налогоплательщикам, перешедшим на общую систему налогообложения, за нарушения налогового законодательства по результатам деятельности во втором и третьем календарных кварталах 2011 года. Обращаем внимание: речь идет не о нарушениях, допущенных в период с 01.04.11 г. по 31.10.11 г., а о нарушениях по результатам указанных периодов. Кроме того, есть привязка к налогу на прибыль (и путем указания соответствующей группы налогоплательщиков, и в том аспекте, что раздел III НКУ «Налог на прибыль» вступает в силу именно со второго квартала). Не исключено, что налоговые органы будут говорить о том, что речь идет исключительно об освобождении от ответственности за ошибки, допущенные в декларациях по налогу на прибыль.
3. Норма, на которую возлагаются наибольшие надежды налогоплательщиков, звучит так: штрафные санкции за нарушение налогового законодательства за период с 1 января по 30 июня 2011 года применяются в размере не более 1 гривни за каждое нарушение (п. 7 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). В отношении применения этой нормы следует учитывать такие нюансы:
— она не освобождает от ответственности, она говорит о применении штрафа в размере 1 грн. Соответственно, совершение подобного нарушения в будущем уже будет считаться повторным нарушением, что имеет существенное юридическое значение, поскольку размер многих штрафов, предусмотренных НКУ, зависит от того, впервые совершено нарушение или нет;
— «амнистия» не распространяется на административные штрафы, налагаемые согласно КоАП на должностных лиц предприятия, они будут нести ответственность в полном размере;
— применение штрафа в размере 1 грн. не означает, что к имуществу налогоплательщика не может быть применен административный арест либо налоговый залог при наличии для этого достаточных оснований;
— пеня, если она предусмотрена на случай совершения того или иного нарушения, применяется в полном размере;
— штраф в размере 1 грн. применяется только к нарушениям, допущенным после 01.01.11 г.; если нарушение начало совершаться до этой даты, но выявлено после 01.01.11 г., то к нему будут применены штрафы, предусмотренные НКУ, в полном размере.
К сожалению, в письме от 03.02.11 г. № 2963/7/10-1017/302 (см. на с. 11 этого номера) ГНАУ неоправданно сужает случаи применения одногривневого штрафа, настаивая на том, что «штрафная санкция, предусмотренная п. 7 подразд. 10 разд. XX НКУ, применяется за нарушения налогового законодательства исключительно при исчислении налоговых обязательств за период с 01.01.11 г. по 30.06.11 г.». Следует отметить, что такой вывод не основан на предписаниях НКУ, однако, судя по всему, именно из таких предпосылок будут исходить налоговики на местах.
Второй вывод, который ГНАУ сделала в указанном письме: если контролирующий орган после 01.01.11 г. выявляет нарушение, допущенное до этой даты, он фиксирует нарушение норм Закона № 2181, но применяет штрафы уже по Налоговому кодексу.
Теперь перейдем к рассмотрению «переходных» нюансов наступления ответственности за те нарушения, которые были допущены в 2010 году (или ранее), но выявлены после 01.01.11 г. Проведем сравнительный анализ наиболее существенных санкций по Закону № 2181 и НКУ.
№ п/п |
Нарушение | |
ответственность по Закону № 2181 |
ответственность по НКУ | |
1 |
2 |
3 |
1 |
Неподача в сроки и в случаях, предусмотренных НКУ, заявлений либо документов для взятия на учет в соответствующем органе государственной налоговой службы, регистрации изменений местонахождения или внесения других изменений в свои учетные данные, неподача исправленных документов для взятия на учет или внесения изменений, подача с ошибками или в неполном объеме, непредоставление сведений о лицах, ответственных за ведение бухгалтерского учета и/или составление налоговой отчетности, в соответствии с требованиями, установленными НКУ | |
Не была предусмотрена |
Штраф на самозанятых лиц в размере 170 грн., на юридических лиц, обособленные подразделения юрлица либо юрлицо, ответственное за начисление и уплату налогов в бюджет при выполнении договора о совместной деятельности, — 510 грн.За неустранение таких нарушений или те же действия, совершенные в течение года лицом, к которому были применены штрафы за такое нарушение, — штрафы 340 грн. и 1020 грн. соответственно (п. 117.1 НКУ) | |
Примечание. Несмотря на то что требования в части необходимости предоставления налоговому органу соответствующей информации были и в действовавшем до 01.01.11 г. законодательстве, формулировка ст. 117 НКУ «Неподача в сроки и в случаях, предусмотренных НКУ» позволяет говорить о том, что данный штраф может быть применен только к тем нарушениям, которые были допущены после 01.01.11 г. | ||
2 |
Неуведомление физическими лицами — предпринимателями и лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность, о своем статусе банка или другого финансового учреждения при открытии счета | |
Закон № 2181 и другое действовавшее до НКУ законодательство ответственности за такое нарушение не предусматривало |
Штраф в размере 340 грн. за каждый случай неуведомления (п. 118.3 НКУ) | |
Примечание. Этот штраф является одним из элементов штрафа за неуведомление налоговых органов об открытии счета в банке. Если банк не уведомил орган ГНС об открытии счета и его вины в этом нет (плательщик не сообщил о своем статусе), то штраф применяется к плательщику. Ранее вместо этого штрафа применялся штраф к плательщику за неуведомление налогового органа (п. 12 ст. 11 Закона о ГНСУ). На основании этого можно сделать вывод, что неуведомление банка о своем статусе при открытии счета считается нарушением только с 01.01.11 г., соответственно, штраф может применяться только по счетам, открытым после 01.01.11 г. | ||
3 |
Непредоставление или нарушение порядка предоставления плательщиком налогов информации для формирования и ведения предусмотренного НКУ Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов | |
Закон № 2181 ответственности не предусматривал |
Штраф в размере 85 грн.
| |
Примечание. В данном случае речь идет о нарушении требований п. 70.7 НКУ о предоставлении сведений, которые вносятся в Госреестр (фамилия, имя, отчество и т. п.) в течение месяца со дня возникновения таких изменений. Поскольку речь идет о формировании Госреестра, ведение которого предусмотрено НКУ, то нарушение, на которое распространяется действие данного предписания, может быть допущено только после 01.01.11 г. | ||
4 |
Неподача, подача с нарушением установленных сроков, подача не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу плательщика налогов, суммы удержанного с них налога | |
Закон № 2181 ответственности не предусматривал |
Штраф в размере 510 грн.
| |
Примечание. Штраф может быть применен в случае нарушения требований к порядку и срокам подачи формы № 1ДФ, которая теперь имеет статус налоговой отчетности. Кроме того, на данный момент остается спорным статус налоговых деклараций по НДФЛ, которые теперь обязаны подавать налоговые агенты дополнительно к форме № 1ДФ. На наш взгляд, есть все основания говорить, что ответственность за непредоставление такой налоговой декларации должна наступать как за непредоставление налоговой информации, однако, похоже, налоговики будут настаивать на том, чтобы применять в случае нарушения порядка ее подачи все последствия как в случае нарушения порядка подачи полноценных налоговых деклараций.
| ||
5 |
Оформление документов, содержащих информацию об объектах налогообложения физических лиц или об уплате налогов без указания регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, или с использованием недостоверного регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, кроме случаев, определенных предыдущим пунктом | |
Закон № 2181 ответственности не предусматривал |
Штраф в размере 170 грн. (п. 119.3 НКУ) | |
6 |
Неподача или несвоевременная подача плательщиком налогов или другими лицами, обязанными начислять и уплачивать налоги, сборы налоговых деклараций (расчетов) | |
Закон № 2181 предусматривал штраф в размере 170 грн. за каждый факт неподачи декларации либо нарушение срока ее подачи (п.п. 17.1.1) |
Штраф в размере 170 грн. за каждую такую неподачу или несвоевременную подачу.
| |
Примечание. Статья сформулирована таким образом, что можно сделать следующий вывод: если налоговый орган выявляет несколько фактов неподачи либо несвоевременной подачи налоговой декларации, он применяет за каждый такой факт штраф в размере 170 грн., если в течение года (отсчитывается с момента применения штрафа) плательщик снова допускает один либо несколько фактов неподачи/несвоевременной подачи декларации, штраф за каждое нарушение составит 1020 грн.
| ||
7 |
Неподача плательщиком налогов — физическим лицом декларации либо включение в нее искаженных (недостоверных) данных о суммах полученных доходов, понесенных расходов и если такие действия плательщика привели к занижению суммы налогооблагаемого дохода | |
Закон № 2181 ответственности не предусматривал |
Штраф в размере 25 % от разницы между заниженной суммой налогового обязательства и суммой, определенной налоговым органом (п.п. 120.1.1 НКУ) | |
Примечание. Штраф применяется к обычным физическим лицам — непредпринимателям. До 01.01.11 г. ответственность за данное нарушение была установлена ст. 164 1 КоАП (в размере от 51 до 136 грн.), которая не отменена и теперь, но, видимо, приоритет при штрафовании будет все же отдаваться НКУ.
| ||
8 |
Невыполнение плательщиком налогов требований, предусмотренных абз. 2 п. 50.1 ст. 50 НКУ, об условиях самостоятельного внесения изменений в налоговую отчетность | |
Закон № 2181 подобной ответственности не предусматривал |
Штраф в размере 5 % от суммы самостоятельно начисленного занижения налогового обязательства (недоплаты) (п. 120.2 НКУ) | |
Примечание. Данный штраф может быть применен только к фактам самоисправления, имеющим место после 01.01.11 г.
| ||
9 |
Необеспечение плательщиком налогов хранения первичных документов учетных и других регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, других документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов в течение 1095 дней и/или непредоставление плательщиком налогов контролирующим органам оригиналов документов или их копий при осуществлении налогового контроля в случаях, предусмотренных НКУ | |
Закон № 2181 ответственности не предусматривал |
Штраф в размере 510 грн.
| |
Раньше ответственность за подобные нарушения наступала только для должностных лиц предприятия (но не для самого предприятия) по ст. 92 1 КоАП и по ст. 164 2 КоАП в случае уничтожения документов, на основании которых ведется бухучет.
| ||
10 |
Неуплата (неперечисление) плательщиком налогов — физическим лицом сумм единого налога в порядке и в сроки, определенные законодательным актом | |
Закон № 2181 ответственности не предусматривал |
Штраф в размере 50 % от ставок налога, установленных для физических лиц — плательщиков единого налога (п. 122.1 НКУ) | |
Примечание. До 01.01.11 г. ответственность не была предусмотрена, хотя налоговики пытались применять штрафы за неуплату единого налога как за неуплату согласованного налогового обязательства и суды достаточно часто удовлетворяли такие требования.
| ||
11 |
Контролирующий орган самостоятельно определяет суммы налогового обязательства, уменьшения суммы бюджетного возмещения и/или уменьшения отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль либо отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость | |
По Закону № 2181 штраф был предусмотрен только за занижение налогового обязательства и зависел от тех оснований, по которым налоговый орган определяет сумму налоговых обязательств:
|
Штраф в размере 25 % суммы начисленного налогового обязательства, неправомерно заявленной к возврату суммы бюджетного возмещения и/или неправомерно заявленной суммы отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль либо отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость;
| |
Примечание. Как видим, по НКУ в случае выявления занижения налогового обязательства штраф составит 25 % суммы начисленного налогового обязательства, независимо от того, по каким основаниям налоговое обязательство определено налоговым органом. По нашему мнению, занижение налогоплательщиком своих налоговых обязательств является длящимся нарушением. В связи с этим если оно не прекратилось (налогоплательщик не самоисправился) до 01.01.11 г., то в случае выявления такого нарушения в ходе проверки после 01.01.11 г. наказывать за него будут в соответствии с НКУ. Соответственно, если акт проверки, в котором зафиксировано нарушение, составлен до 01.01.11 г., — применяется штраф по Закону № 2181, если после — по НКУ. Что касается повторности, то все факты определения налоговых обязательств, которые имели место до 01.01.11 г., при определении санкций после этой даты браться во внимание не должны.
| ||
12 |
Использование плательщиком налогов (должностными лицами плательщика налога) сумм, не уплаченных в бюджет в результате получения (применения) налоговой льготы, не по назначению и/или вопреки условиям либо целям ее предоставления согласно закону по вопросам соответствующего налога, сбора (обязательного платежа) дополнительно к штрафам за занижение налоговых обязательств | |
Взыскание в бюджет суммы налогов, сборов (обязательных платежей), которые подлежали начислению без применения налоговой льготы, и штрафа в размере 200 % от такой суммы. Уплата штрафа не освобождает таких лиц от ответственности за умышленное уклонение от налогообложения (п.п. 17.1.61 Закона № 2181) |
Взыскание в бюджет суммы налогов, сборов (обязательных платежей), которые подлежали начислению без применения налоговой льготы. Уплата штрафа не освобождает таких лиц от ответственности за умышленное уклонение от налогообложения (п. 123.2 НКУ) | |
Примечание. Как видим, ответственность за неправомерное использование налоговых льгот смягчена. НКУ, в отличие от Закона № 2181, не предусматривает необходимости уплаты 200-процентного штрафа.
| ||
13 |
Отчуждение плательщиком налогов имущества, находящегося в налоговом залоге, без предварительного согласия органа государственной налоговой службы, если получение такого согласия является обязательным | |
Штраф в размере стоимости отчужденного имущества (п.п. 17.1.8 Закона № 2181, п. 124.1 НКУ) | ||
Примечание. Размер штрафа не изменился, поэтому каких-либо «переходных» вопросов, связанных с его применением, возникать не должно. | ||
14 |
Налогоплательщик не уплачивает суммы самостоятельно определенного денежного обязательства в течение сроков, определенных НКУ | |
При задержке:
|
Штраф при задержке:
| |
Примечание. К фактам просрочки уплаты самостоятельно определенных налоговых обязательства, которые будут выявлены после 01.01.11 г., применяется предусмотренный НКУ штраф.
| ||
15 |
Неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов плательщиком налогов, в том числе налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу другого плательщика налогов | |
|
Штраф в двойном размере суммы обязательства по такому налогу, сбору (п.п. 17.1.9 Закона № 2181) |
Штраф в размере 25 % суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет.
|
|
Примечание. Как видим, размер штрафа изменился. К тому же, теперь он будет зависеть от повторности совершения нарушения.
|