ОТЧЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ в пенсионный фонд за 2010 год
Как правило, уже в феврале — марте все предприниматели начинают готовить отчеты в ПФ о сумме взносов, уплаченных ими в течение прошедшего года. Традиционно такие отчеты именовались «комплектом отчетности по персонификации» и включали множество форм.
Но в этом году все будет проще: в 2011 году годовая отчетность в ПФ будет состоять только из двух отчетов, подаваемых предпринимателем «за себя»: приложение 5 и приложение 6 к Порядку № 26-1. Причем оба отчета будут заполняться первый и последний раз.
О том, как их правильно составить, поговорим в данной статье, параллельно отвечая на вопросы, возникающие в связи с переходом к уплате единого взноса.
Какие отчеты подавать за 2010 год
На сегодня такое понятие, как «отчетность по персонификации», окончательно исчезло (см. табл. 1 ниже). Теперь вместо нее предприниматели подают годовые отчеты в ПФ (аналог бывшей персонификации) по форме приложений 5 и 6 к Порядку № 26-1.
Кто обязан подавать годовые отчеты в ПФ
Отчитаться перед ПФ по прошествии года обязан каждый предприниматель, независимо от того:
— имеются у него наемные работники или нет;
— осуществляет он деятельность или бездействует;
— работает он на едином налоге, фикспатенте или на общей системе налогообложения.
Причем годовые отчеты, как мы уже упоминали, подаются исключительно в отношении взносов, уплаченных предпринимателем «за себя» (табл. 2 на с. 16). Состав отчетности и кто ее подает, приведены в табл. 3 (с. 16).
Таблица 1. Годовые отчеты предпринимателей, подаваемые в ПФ
СТАРЫЕ ОТЧЕТЫ | ||
отчеты |
нужно ли подавать этот отчет за 2010 год |
последний период, за который подавался (подается) такой отчет |
Комплект отчетности по персонификации (формы СП, СПП, АНКЕТА, IНДАНI, ЯРЛЫК) |
Нет |
2009 год (срок подачи — до 01.04.10 г.) |
Приложение 25 или приложение 26 к Инструкции № 21-1 |
Нет |
2009 год (срок подачи — до 01.04.10 г.) |
Приложение 5 к Порядку № 26-1 (таблицы 1, 2, 3, 4 и 5) |
Да. Порядок № 26-1 утратил силу с 01.01.11 г., а вместе с ним утратили силу и упомянутые отчеты. Однако согласно п. 3 постановления правления ПФУ от 08.10.10 г. № 22-2 эти формы используем для того, чтобы отчитаться перед ПФ за 2010 год |
2010 год (подается по итогам 2010 года первый и последний раз, срок подачи — до 01.04.11 г.) |
Приложение 6 к Порядку № 26-1 (таблица 1) |
2010 год (подается по итогам 2010 года первый и последний раз, срок подачи — в течение месяца после осуществления доплаты) | |
НОВЫЕ ОТЧЕТЫ | ||
отчеты |
нужно ли подавать этот отчет за 2010 год |
первый период, за который подается такой отчет |
Приложение 5 к Порядку № 22-2 |
Нет. Эти отчеты касаются уплаты единого взноса, на общеобязательное социальное страхование и впервые их следует подавать за отчетные периоды 2011 года |
2011 год (срок подачи — до 01.04.12 г.) |
Приложение 6 к Порядку № 22-2 |
2011 год (подается в течение месяца после осуществления добровольной доплаты единого взноса за периоды начиная
|
Таблица 2. Предприниматели, которые обязаны подать в ПФ годовые отчеты за 2010 год
Отчет |
Кто обязан подавать |
Срок подачи |
Приложение 5 к Порядку № 26-1 «Звіт про суми нарахованого доходу застрахових осіб та суми нарахованих внесків на загальнообов’язкове державне пенсійне страхування до органів Пенсійного фонду України» |
Все предприниматели, в том числе те, которые работают на едином налоге или на фикспатенте, — сами за себя, а также за членов семьи (только за тех, которые участвуют в предпринимательской деятельности, если предприниматель зарегистрировал их в ПФ как плательщиков взносов, что встречается крайне редко) |
До 01.04.11 г. (п. 2.2 Порядка № 26-1) |
Приложение 6 к Порядку № 26-1 «Звіт про суми страхових внесків, передбачених договором про добровільну участь у системі загальнообов’язкового державного пенсійного страхування, які підлягають сплаті, та суми доплати до органів Пенсійного фонду України» |
Предприниматели, которые в первом полугодии 2010 года работали на едином налоге и осуществляли добровольную доплату взносов в ПФ до минимального размера за любые месяцы с января по июнь 2010 года |
В течение месяца после осуществления добровольной доплаты пенсионных взносов через учреждения банков (п. 2.4 Порядка № 26-1) |
Таблица 3. Кто какие таблицы заполняет в приложении 5
Страхователь |
Таблица из приложения 5 |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
Предприниматель в течение всего 2010 года работал на общей системе налогообложения |
Заполняет таблицу 1 «Нарахування внесків на загальнообов’язкове державне пенсійне страхування фізичними особами — суб’єктами підприємницької діяльності» |
Заполняется в отношении пенсионных взносов, начисленных и уплаченных в 2010 году предпринимателем:
|
Предприниматель в течение всего 2010 года работал на едином налоге или на фикспатенте |
Заполняет таблицу 2 «Нарахування внесків на загальнообов’язкове державне пенсійне страхування фізичними особами — суб’єктами підприємницької діяльності, які обрали особливий спосіб оподаткування (єдиний податок, фіксований податок)» |
Заполняется в отношении пенсионных взносов, уплаченных в 2010 году предпринимателем: — «за себя» (с учетом части единого или фиксированного налога, которая поступала в ПФ, и обязательных доплат);
|
Предприниматель в течение 2010 года работал как на общей системе налогообложения, так и на упрощенной |
Заполняет две таблицы:
|
Заполняется в отношении пенсионных взносов, начисленных и уплаченных в 2010 году предпринимателем «за себя» |
Предприниматель в 2010 году использовал труд членов семьи и зарегистрировал их в ПФ как плательщиков взносов: | ||
— при работе на общей системе налогообложения |
Заполняет таблицу 4 «Відомості про дохід (прибуток), на який нараховуються страхові внески, членів сім’ї, які беруть участь у провадженні підприємницької діяльності» |
Заполняется в отношении пенсионных взносов, уплаченных за каждого члена семьи, который принимал участие в предпринимательской деятельности, при условии, что предприниматель зарегистрировал его в ПФ (но на практике такое встречается крайне редко) |
— при работе на едином налоге или фикспатенте |
Заполняет таблицу 5 «Відомості про податок, з якого відраховується встановлений розмір страхових внесків, що сплачується фізичними особами — суб’єктами підприємницької діяльності, які обрали особливий спосіб оподаткування, за членів сім’ї, які беруть участь у провадженні підприємницької діяльності» | |
Физлицо не зарегистрировано в качестве предпринимателя, но обеспечивает себя работой самостоятельно (адвокаты, нотариусы и т. д.) |
Заполняет таблицу 3 «Нарахування внесків на загальнообов’язкове державне пенсійне страхування особами, які забезпечують себе роботою самостійно» |
Заполняется в отношении пенсионных взносов, начисленных и уплаченных в 2010 году «за себя» |
Если в течение года предприниматель применял несколько систем налогообложения, в приложении 5 заполняет столько таблиц, сколько систем налогообложения он использовал:
— таблицу 1 — за период работы на общей системе;
— таблицу 2 — за период работы на едином налоге;
— таблицу 2 (еще одну) — за период работы на фикспатенте.
Ну а что касается взносов, уплаченных «за работников», то информация о них в течение 2010 года ежемесячно подавалась предпринимателем в ПФ (в приложении 4 к Порядку № 26-1). Поэтому по окончании года отдельно отчитываться «за работников» теперь уже не требуется.
Ответственность за неподачу отчетов за 2010 год
Поскольку сейчас происходит переход от уплаты пенсионных взносов к уплате единого взноса, а переходные моменты в Законе о ЕВС прописаны весьма размыто, возникают интересные ситуации, в том числе касающиеся ответственности.
Во-первых, с 01.01.11 г. из Закона о пенсионном страховании исключены все нормы, устанавливающие ответственность предпринимателя за нарушения в сфере пенсионного страхования, в том числе и за неподачу отчетов.
Во-вторых, сам Порядок № 26-1, который требует от предпринимателей подачи годовых отчетов в ПФ и в котором содержатся их формы, утратил силу с 01.01.11 г. Но необходимость подачи отчетности именно по форме, предусмотренной Порядком № 26-1, все же предусмотрена п. 3 постановления правления ПФ от 08.10.10 г. № 22-2.
Получается, что формально в данный момент нет ни обязанности подавать в ПФ годовые отчеты за 2010 год, ни ответственности за их неподачу. Но означает ли это, что можно расслабиться и годовой отчет в ПФ вообще не подавать?
Мы бы так поступать не рекомендовали. Во-первых, очевидно, что подать годовой отчет — в интересах самого предпринимателя. Ведь отсутствие такого отчета приведет к тому, что весь 2010 год «выпадет» из пенсионного стажа, несмотря на то что взносы в ПФ уплачены. Поэтому, чтобы не было обидно и взносы не пропали зря, отчет подать стоит.
А во-вторых, юридически можно доказывать, что за неподачу пенсионных отчетов страхователь должен нести прежнюю ответственность (т. е. уплатить штрафы по ст. 106 Закона о пенсионном страховании). Кроме того, не исключено, что работники ПФ могут применить к предпринимателю админответственность по старой редакции ст. 1651 КоАП за неподачу отчетности в ПФ, несмотря на то что предприниматель не является должностным лицом (размер штрафа — от 340 до 510 грн.).
Если же предприниматель имеет перед ПФ долги за 2010 год и задумает скрыть их, не подав отчета, то ПФ этого так просто не оставит. За неуплату взносов он вправе штрафовать предпринимателей согласно прежнему законодательству, действовавшему до 01.01.11 г. (п. 7 раздела VIII Закона о ЕВС). При этом неуплату может выявить, в частности, проверка от ПФ (вероятность которой в случае неподачи отчета, кстати, весьма высока).
Итак, все сомнения, касающиеся того, нужно ли подавать годовой отчет в ПФ, развеяны — однозначно решено, что отчет подавать необходимо. Но вслед за этим возникает иной вопрос: как это сделать? В первую очередь нужно правильно выбрать форму отчета.
«Бумажный» или «электронный» отчет
Согласно Порядку № 26-1 все отчеты в ПФ подаются либо в бумажном, либо в электронном виде. При этом применяются следующие правила:
1) если количество работников, которые трудятся у предпринимателя, 10 или меньше, то у него есть неоспоримое право сдавать отчетность в ПФ только в бумажном виде (п. 1.3 Порядка № 26-1), хотя при желании можно подавать ее и в электронном;
2) если же количество трудовых договоров, зарегистрированных в центре занятости, больше 10, то обязательной является именно электронная форма отчетов.
При этом предоставление отчетности в электронном виде освобождает страхователя от необходимости подавать ее в бумажном виде только в том случае, если отчет подан с наложением электронной цифровой подписи (ЭЦП).
В противном случае (т. е. когда отчет подан в электронном виде (на дискете, флэш-носителе и т. п.), но без ЭЦП) вместе с ним обязательно нужно подать в ПФ его бумажную копию, подписанную предпринимателем (а при наличии печати — скрепленную печатью) — п. 1.3 Порядка № 26-1.
Электронная форма отчета в органы ПФ формируется страхователем с использованием специального программного обеспечения, актуальные версии которого можно бесплатно получить в своем ПФ или скачать с сайта http://www.pfu.gov.ua/pfu/control/uk/index в разделе «Программное обеспечение». Кроме того, работники ПФ обычно не отказываются принимать и те электронные отчеты, которые составлены в программе «Бест Звіт».
Какие документы прилагать к отчетам
Порядок № 26-1 не оговаривает перечень документов, которые необходимо взять с собой при подаче в ПФ годовых отчетов.
Однако исходя из практики предпринимателю, который намеревается подавать в ПФ годовые отчеты, лучше взять с собой копии платежных поручений об уплате единого налога (фикспатента) и обязательных пенсионных доплат. Кроме того, в некоторых отделениях ПФ требуют даже ксерокопию Свидетельства об уплате единого налога в 2010 году (для фикспатентщиков — Патент на 2010 год).
Куда подавать отчет
Годовые отчеты (приложения 5 и 6) подаются предпринимателем в то территориальное отделение ПФ, где он состоит на учете как плательщик взносов.
Если же в течение 2010 года предприниматель переехал в пределах того же района (административно-территориальной единицы) и остался на учете в прежнем органе ПФ, то никаких особенностей с годовым отчетом у него не возникнет — он подается в общем порядке (в тот же орган ПФ).
Ну а если новый адрес находится в другой административно-территориальной единице (т. е. предпринимателю пришлось сниматься с учета в одном органе ПФ и становиться на учет в другом), то отчет за 2010 год (заполненный за период с 01.01.10 г. по 31.12.10 г.) подается в ПФ по новому месту жительства — п. 2.13 Порядка № 26-1.
Могут ли отказать предпринимателю в приеме отчета
Если отчет полностью заполнен и визуально никаких ошибок в его заполнении не наблюдается, то у работников ПФ нет никаких законных оснований для того, чтобы отказать предпринимателю в принятии такого отчета.
Не является основанием для отказа даже тот факт, что единоналожник (или предприниматель на фикспатенте) в прошлом году не осуществлял обязательную доплату пенсионных взносов (об этом пишут и сами работники ПФ на сайте ГУПФ Донецкой области — http://www.pfu.dn.ua/waiting_room/book/index.php?tema=84&ID=53870, http://www.pfu.dn.ua/waiting_room/book/index.php?tema=84&ID=53486).
Вместе с тем по лицевому счету предпринимателя будет числиться недоимка перед ПФ, и в случае проверки его могут серьезно оштрафовать.
Можно ли отправить отчет по почте
Работники ПФ в прошлом году не раз акцентировали внимание предпринимателей на том, что Порядок № 26-1 не предусматривает возможности подавать отчетность, пересылая ее по почте. Поэтому если страхователь не ищет проблем с ПФ, лучше не рисковать и предоставить отчет:
— лично или через уполномоченное лицо (п. 2.1 Порядка № 7-7);
— по е-mail в электронном виде (для того чтобы при этом не нести лично в ПФ бумажную копию отчета, нужно наложить на электронный отчет ЭЦП).
Правила заполнения годовых отчетов
При заполнении отчетности следует придерживаться таких общих правил:
— бланки приложения 5 (и при необходимости — приложения 6) к Порядку № 26-1 можно распечатать самому, получив в органах ПФ образец в электронном виде, или приобрести в специализированном магазине;
— отчет заполняется от руки, на украинском языке, печатными буквами, ручкой с синими или черными чернилами. В принципе работники ПФ не возражают, если бумажный отчет будет заполнен на компьютере (в любой программе), а затем распечатан;
— помарки и исправления в отчете недопустимы (п. 2.20 Порядка № 26-1);
— в случае незаполнения той или иной строки в отчете из-за отсутствия необходимой операции эта строка прочеркивается;
— символы: «.», «’», «,», «—» и т. п. проставляются в отдельных клеточках;
— отчет заполняется в гривнях с копейками (п. 2.22 Порядка № 26-1).
Поскольку основная масса предпринимателей будет иметь дело с титульным листом и с таблицами 1 и 2 приложения 5, приведем в табл. 4 порядок заполнения их основных рекви-
зитов. Что касается таблиц 3 — 5 приложения 5, то на них останавливаться не будем в силу того, что мало кто с ними вообще столкнется на практике.
Таблица 4. Пошаговое заполнение таблиц 1 и 2 приложения 5 к Порядку № 26-1
Реквизит |
Что указывать |
1 |
2 |
ТИТУЛЬНАЯ СТРАНИЦА | |
«Звіт за рік» |
Указывается отчетный год (четыре цифры), за который формируется и подается отчет.
|
«Ідентифікаційний номер» |
Предприниматель вписывает десять цифр своего регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (или, иными словами, идентификационного номера физлица). Этот номер переносится в отчет из справки, полученной в налоговой.
|
«П. І. Б. страхувальника» |
В поле без клеточек (над чертой) вносятся фамилия, имя и отчество предпринимателя в именительном падеже. Данный реквизит заполняется одинаково для всех таблиц приложения 5 |
«Вихідний № у страхувальника» и «Дата» |
Заполняется только в том случае, если предприниматель регистрирует исходящую корреспонденцию — указывается регистрационный номер в соответствии с журналом регистрации исходящей документации, который потом указывается на каждом листе отчета, и дата формирования отчета предпринимателем |
«Код органу Пенсійного фонду, до якого подається звіт» |
Вносится код и название районного (городского) управления ПФ, в котором предприниматель зарегистрирован как плательщик страховых взносов (код пятизначный, его можно узнать в своем управлении ПФ по месту учета — на информационной доске) |
«Перелік таблиць звіту: Кількість аркушів» |
Указывается количество страниц документов одной таблицы. Для таблиц 1 — 3 данный реквизит будет равен «1», если предприниматель весь год работал на одной и той же системе налогообложения.
|
«Страхувальник» |
Указывается идентификационный номер предпринимателя, его подпись и Ф. И. О. (фамилия и инициалы) |
«М.П.» |
Если у предпринимателя есть печать, он заверяет отчет печатью («М.П.» — место печати). Если печати нет, ничего не указывается |
ТАБЛИЦА 1 | |
«Сума чистого доходу (прибутку), заявлена у податковій декларації фізичної особи — суб’єкта підприємницької діяльності» |
Здесь указывается фактическая сумма чистого дохода за соответствующий месяц. Причем ПФ рекомендует, чтобы ежемесячные суммы чистого дохода соответствовали суммам чистого дохода, указанным в Книге ф. № 10 за 2010 год (Методрекомендации от 25.11.09 г.).
|
«Сума чистого доходу (прибутку), заявлена у податковій декларації членів сім’ї, які беруть участь у провадженні підприємницької діяльності» |
Заполняется только в случае, если предприниматель добровольно зарегистрирует членов семьи в ПФ — указывается их месячный доход.
|
«Сума доходу, на яку нараховуються внески з урахуванням максимальної величини» |
Указывается сумма, которая стоит в той же строке по графе «Сума чистого доходу (прибутку), заявлена у податковій декларації фізичної особи — суб’єкта підприємницької діяльності» с учетом таких нюансов:
|
Примечания:
| |
«Нараховано внесків (гр. 4 х 33,2 %)» |
Записывается сумма, равная 33,2% от значения, указанного в предыдущей графе («Сума доходу, на яку нараховуються внески з урахуванням максимальної величини»).
|
«Сплачено авансових сум» |
Указываются суммы взносов, которые предприниматель ежеквартально уплачивал в ПФ в течение отчетного 2010 года — записываются квартальной суммой по строке того месяца, в котором была произведена уплата |
«Підпис та прізвище страхувальника» |
Проставляется подпись предпринимателя и указывается его фамилия |
«Дата» |
Указывается дата составления отчета |
ТАБЛИЦА 2 | |
«Місяць» |
Указывается месяц 2010 года, в котором предприниматель работал на едином или фиксированном налоге |
«Встановлений розмір страхових внесків фізичної особи — суб’єкта підприємницької діяльності» |
Необходимо указать установленный размер страховых взносов за каждый месяц. Рассмотрим два периода:
— если ставка фиксналога — 100 грн. в месяц, то в данной графе с января по июнь (включительно) будет стоять сумма — 10,00 грн. |
В том случае, когда предприниматель добровольно доплачивал взносы в ПФ за этот период, он их в таблице 2 приложения 5 не показывает, а заполняет о них отдельное приложение 6 к Порядку № 26-1 (подробнее о нем будем говорить далее).
| |
* Примечание: те единоналожники, которые решили работать на упрощенной системе в 2011 году, обязаны были еще в декабре 2010 года уплатить ставку единого налога за январь 2011 года. А это привело к тому, что на счета ПФ попало 42 % от единого налога в виде пенсионного взноса за январь 2011года. | |
В то же время за январь 2011 года в ПФ поступил еще и минимальный размер взноса вследствие уплаты предпринимателями единого взноса. В итоге получилось, что за январь 2011 года единоналожники уплатили в ПФ больше, чем минимальный размер взноса.
| |
«Встановлений розмір страхових внесків членів сім’ї, які беруть участь у провадженні підприємницької діяльності» |
Заполняется только в случае, если предприниматель добровольно зарегистрирует членов семьи в ПФ.
|
«Фактично сплачено страхових внесків» |
Записывается сумма страховых взносов, уплаченных предпринимателем в ПФ:
|
(1) Здесь имеется в виду такое правило, установленное для предпринимателей-общесистемщиков: за каждый месяц, в котором предприниматель получил хотя бы 1 коп. чистого дохода, он обязан уплатить в ПФ взнос в сумме, равной 33,2% от чистого дохода, но не меньше минимального страхового взноса (33,2% от минзарплаты). Однако нужно учитывать, что сумму доплаты до минимального страхового взноса определяет сам ПФ (и высылает предпринимателю для согласования акт с указанием этой суммы). Поэтому в графе «Нараховано внесків (гр. 4 х 33,2 %)» указывается сумма взноса в ПФ, рассчитанная исходя из фактической величины чистого дохода, даже если она оказалась меньше минимального размера страхового пенсионного взноса. |
Те предприниматели, которые в первом полугодии 2010 года добровольно доплачивали взносы в ПФ, обязаны, помимо приложения5, подать еще и приложение 6. Сумма доплаты в ПФ за январь — июнь 2010 года в приложении 6 определяется как разница между минимальным страховым взносом (33,2 % х минимальная зарплата) и частью единого налога (фиксналога), автоматически идущей в ПФ (42 % от единого налога; 10 % от фиксналога). А вот сумма дохода, с которой уплачиваются взносы, для заполнения приложения 6 рассчитывается так: размер доплаты делится на ставку взноса в ПФ — 33,2 %.
Заполнение приложения 5 предпринимателем на общей системе
При работе на общей системе налогообложения предприниматель уплачивает взносы в ПФ авансом: установленная сумма перечисляется на счет ПФ раз в квартал. Однако сумма уплаченных авансов не является окончательной. По итогам отчетного года (в том числе и 2010) взносы в ПФ пересчитываются с учетом двух правил:
— за каждый месяц прошедшего года, в котором у предпринимателя был чистый доход (т. е. разница между выручкой и расходами равна хотя бы 1 коп.), уплачивается взнос в ПФ в сумме, равной 33,2 % от чистого дохода, но не ниже 33,2 % от минимальной зарплаты (и не выше 33,2 % от 15 ПМТЛ);
— за каждый месяц прошедшего года, в котором у предпринимателя не было чистого дохода (т. е. расходы были больше выручки), взносы в ПФ не уплачиваются.
Рассчитанная таким образом сумма взносов сравнивается с авансовыми платежами в ПФ, уплаченными в 2010 году. В итоге либо предприниматель доплачивает недостающую сумму взносов в ПФ, либо ПФ возвращает ему переплату на текущий счет. Для того чтобы ПФ произвел перерасчет, предприниматель должен составить и подать приложение 5. Порядок заполнения рассмотрим на примере.
Пример 1. В течение всего 2010 года предприниматель Петренко Александр Евгеньевич (ИНН — 1111111111, регистрационный номер в ПФ: 02-11-2-06578) работал на общей системе налогообложения и получил такой чистый доход (по данным Книги ф. № 10): за январь — 9000,00 грн., за февраль — 5000,00 грн., за март — 6000,00 грн., за апрель — 4000,00 грн., за май — 3000,00 грн., за июнь — 3000,00 грн., за июль — 1000,00 грн., за август — 800,00 грн., за сентябрь — 200,00 грн., за октябрь — 200,00 грн., за ноябрь — 200,00 грн., за декабрь — 600,00 грн.
В течение 2010 года предприниматель уплачивал авансовые взносы в ПФ в размере 1000,00 грн. ежеквартально, всего 4000,00 грн. за год.
Место прописки предпринимателя — г. Харьков, ул. Слинько, 3/2, кв. 11, телефон 752-65-24. Члены семьи в его предпринимательской деятельности не участвовали.
Образец заполнения приложения 5 приведен на с. 24 (заполненные ячейки выделены полужирным курсивом).
Обратите внимание: графа 5 таблицы 1 приложения 5 заполняется предпринимателем исходя из суммы фактически полученного дохода. Вместе с тем работники ПФ обязаны определить предпринимателю сумму взносов, подлежащую уплате, ориентируясь на то, чтобы взнос за каждый месяц был равен 33,2 % от чистого дохода, но не был меньше 33,2 % от минимальной зарплаты соответствующего месяца. Учитывая этот факт, предпринимателю придется уплатить в ПФ такие взносы (см. табл. 5).
Таблица 5. Сумма взносов, которую начислит ПФ по итогам 2010 года (по данным примера 1)
Месяц |
Чистый доход, грн. |
Сумма, от которой
|
Сумма взноса, грн. |
Январь |
9000,00 |
9000,00 |
2988,00 |
Февраль |
5000,00 |
5000,00 |
1660,00 |
Март |
6000,00 |
6000,00 |
1992,00 |
Апрель |
4000,00 |
4000,00 |
1328,00 |
Май |
3000,00 |
3000,00 |
996,00 |
Июнь |
3000,00 |
3000,00 |
996,00 |
Июль |
1000,00 |
1000,00 |
332,00 |
Август |
800,00 |
888,00 |
294,82 |
Сентябрь |
200,00 |
888,00 |
294,82 |
Октябрь |
200,00 |
907,00 |
301,12 |
Ноябрь |
200,00 |
907,00 |
301,12 |
Декабрь |
600,00 |
922,00 |
306,10 |
Итого |
33000,00 |
35512,00 |
11789,98 |
Поскольку в 2010 году предприниматель уже уплатил в ПФ авансом взносы в сумме 4000,00 грн., ему останется доплатить 7789,98 грн. (11789,98 - 4000,00). При этом весь 2010 год полностью засчитывается в пенсионный стаж предпринимателя.
Заполнение приложения 5 предпринимателем на едином налоге
Предприниматели, работающие на едином налоге, заполняют в приложении 5 таблицу 2. Принцип ее заполнения предельно прост: в графе 3 таблицы 2 указываются за месяцы:
— с января по июнь 2010 года — часть единого налога, которая автоматически попадала в ПФ (42 % от ставки единого налога — ст. 2 Указа № 746);
— с июля по декабрь 2010 года — минимальный размер страхового пенсионного взноса (33,2 % от минимальной зарплаты) (п.п. 4 п. 8 раздела XV Закона о пенсионном страховании).
Порядок заполнения рассмотрим на примере.
Пример 2. В течение всего 2010 года предприниматель Лузанов Александр Сергеевич (ИНН — 2222222222, регистрационный номер в ПФ: 02-18-6-12290) работал на едином налоге со ставкой 200 грн. в месяц.
В 2010 году у него числились два наемных работника, за каждого из которых он ежемесячно доплачивал по 100 грн. единого налога.
За июль — декабрь 2010 года предприниматель доплачивал взносы в ПФ до минимального размера (а добровольную доплату за январь — июнь не осуществлял).
Переплату по пенсионным взносам (42 % единого налога, уплаченного в декабре 2010 года за январь 2011 года) предприниматель решил не возвращать, а оставить в ПФ для увеличения размера будущей пенсии.
Место прописки предпринимателя — г. Харьков, ул. Слинько, 3/2, кв. 11, телефон 752-65-24. Члены семьи в его предпринимательской деятельности не участвовали.
Образец заполнения приложения 5 приведен на с. 25 (заполненные ячейки выделены полужирным курсивом).
Пояснения к заполнению. В графе 5 по месяцу «декабрь» сумма 390,10 грн. указана не случайно. Так, в декабре предприниматель уплатил в ПФ взнос, состоящий из:
— 42 % от единого налога, уплаченного в ноябре 2010 года за декабрь, — 42 % х 200,00 грн. = 84,00 грн.;
— доплаты до минимального размера страхового пенсионного взноса за декабрь: 33,2 % х 922,00 грн. - 84,00 грн.= 222,10 грн.;
— 42 % от единого налога, уплаченного в декабре 2010 года за январь 2011 года, — 42 % х 200,00 грн. = 84,00 грн. Именно эту сумму предприниматель мог бы вернуть, поскольку за январь 2011 года в ПФ и без нее поступил минимальный взнос (вследствие уплаты предпринимателем единого социального взноса — единого взноса). Но раз он решил оставить уплаченный взнос как есть (для увеличения будущей пенсии), лучше отразить его в таблице 2 приложения 5 по декабрю 2010 года. Ведь с 01.01.11 г. пенсионные взносы отдельно не уплачиваются (вносятся в составе единого взноса), а значит, ни в какой другой отчетности их отразить не удастся.
Таким образом, сумма взносов за декабрь (если предприниматель не намерен возвращать переплату) составит: 84,00 + 222,10 + 84,00 = 390,10 (грн.).
Если же предприниматель напишет заявление о возврате доплаты, вместо суммы 390,10 грн. он должен указать по декабрю сумму 306,10 грн.
Обратите внимание: факт участия наемных работников в хозяйственной деятельности предпринимателя никак не отражается в приложении 5. Иными словами, единый налог, доплаченный за наемных работников, не учитывается при заполнении данного отчета.
Заполнение приложения 5 предпринимателем на фикспатенте
Предприниматели, работающие на фиксированном налоге (фикспатент), заполняют в приложении 5 таблицу 2. Принцип ее заполнения предельно прост — в графе 3 таблицы 2 указываются за месяцы:
— с января по июнь 2010 года — часть фиксированного налога, которая автоматически попадала в ПФ (10 % от ставки фиксналога — п. 2 Заключительных положений Закона № 129/98);
— с июля по декабрь 2010 года — минимальный размер страхового пенсионного взноса (33,2 % от минимальной зарплаты) (п.п. 4 п. 8 раздела XV Закона о пенсионном страховании).
Обратите внимание: факт участия наемных работников в хозяйственной деятельности предпринимателя и доплата за них фиксналога никак не отражаются в приложении 5.
Документы и сокращения статьи
КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.
Закон о ЕВС — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.10 г. № 2464-VI.
Закон о пенсионном страховании — Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.03 г. № 1058-IV.
Закон № 2461 — Закон Украины «О внесении изменений в законы Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» и «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 08.07.10 г. № 2461-VI.
Закон № 129/98 — Закон Украины «О внесении изменений в Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 13.02.98 г. № 129/98-ВР.
Порядок № 22-2 — Порядок формирования и предоставления страхователями отчета о суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением правления ПФУ от 08.10.10 г. № 22-2.
Порядок № 26-1 — Порядок формирования и предоставления страхователями отчета о суммах начисленных взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование органам Пенсионного фонда Украины, утвержденный постановлением правления ПФУ от 24.11.09 г. № 26-1.
Порядок № 7-7 — Порядок подачи отчетов в Пенсионный фонд Украины в электронной форме, утвержденный постановлением правления ПФУ от 19.04.07 г. № 7-7.
Инструкция № 21-1 — Инструкция о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденная постановлением правления ПФУ от 19.12.2003 г. № 21-1.
Методрекомендации от 25.11.09 г. — Методические рекомендации по заполнению отчета согласно Порядку формирования и предоставления страхователями отчета о суммах начисленных взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование органам Пенсионного фонда Украины, утвержденному постановлением правления ПФУ от 05.11.09 г. № 26-1, зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 24.11.09 г. под № 1136/17152, от 25.11.09 г. б/н.
ПФУ — Пенсионный фонд Украины.
ПМТЛ — прожиточный минимум для трудоспособных лиц.