1116 0

НОВЫЙ РЕЕСТР НАЛОГОВЫХ НАКЛАДНЫХ

23.03.11

Новая форма Реестра выданных и полученных налоговых накладных и Порядок его заполнения, на первый взгляд, мало чем отличаются от предшественников. Но тем не менее возникает множество вопросов по заполнению Реестра. Масла в огонь подливают консультации налоговиков (в частности, из Единой базы налоговых знаний, размещенной на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua), которые, казалось бы, призваны устранять всякую двусмысленность в трактовке законодательных норм, иногда наоборот — лишь добавляют путаницы.

Поэтому сегодняшнюю Тему недели мы посвятили заполнению Реестра. В ней мы рассмотрим порядок заполнения Реестра при осуществлении как стандартных, так и специфических операций. И все это проиллюстрируем наглядными примерами.

В сегодняшней Теме недели мы рассмотрим, каким изменениям подверглась форма Реестра выданных и полученных налоговых накладных, как отражать в нем стандартные и нетипичные операции, проанализируем неоднозначные моменты его заполнения. 

НОВШЕСТВА ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА НАЛОГОВЫХ НАКЛАДНЫХ

 

Общие положения

Форма и порядок ведения Реестра выданных и полученных налоговых накладных (далее — Реестр) утверждены приказом ГНАУ от 24.12.10 г. № 1002 (см. ком. «Реестр налоговых накладных: утверждена новая форма» // «БН», 2011, № 3, с. 8).

Реестр по сути является документом для обобщения информации обо всех операциях, проведенных плательщиком НДС, поэтому значение этого документа сложно переоценить.

Если сравнивать старую и действующую формы Реестра, то стоит отметить, что теперь она приобрела признаки полноценной отчетной формы. В новой форме Реестра появились специальные поля для указания типа и формы декларации, к которой подается Реестр:

— 011 и 012, в которых ставят отметку «Х» напротив типа декларации: «отчетная» или «отчетная новая»;

— 021 — 024, в которых ставят отметку «Х» напротив формы налоговой декларации (общая, сокращенная, специальная, декларация перерабатывающего предприятия).

Согласно абз. 2 п. 5 Порядка № 1002 в служебном поле «Номер порції реєстру» (строка 013) указывается номер порции Реестра от 01 до 99. Реестры, содержащие значительное количество записей, рекомендуется подавать порциями не более 20 тысяч записей. Эта рекомендация приведена в письме ГНАУ от 26.01.11 г. № 2049/7/16-1117 (см. ком. «Новый реестр налоговых накладных: ГНАУ разъяснила порядок ведения» // «БН», 2011, № 6, с. 7).

Обратим внимание, что служебное поле 013 заполняется в обязательном порядке, даже если подается один Реестр (содержит менее 20 тысяч записей). В таком случае в этом поле указывается номер порции Реестра «01».

Обязанность ведения Реестра закреплена исключительно за лицами, которые зарегистрированы в качестве плательщиков НДС (абз. 1 п. 2 Порядка № 1002).

Согласно п. 3 Порядка № 1002 Реестр ведется в электронном виде в формате, утвержденном центральным органом налоговой службы и по собственному желанию плательщика в бумажном виде.

 

С какой даты вести новый Реестр?

Согласно п. 201.15 НКУ налогоплательщик ведет Реестр в электронном виде, в котором указываются порядковый номер НН, дата ее выписки (получения), общая сумма поставки и сумма начисленного налога, а также регистрационный номер налогоплательщика-продавца, выдавшего НН.

Плательщики налога независимо от установленного им отчетного (налогового) периода (месяц, квартал) ежемесячно в сроки, предусмотренные для месячного отчетного периода, подают в органы ГНС копии записей в Реестре за такой период в электронном виде (подробнее см. раздел «Подача электронных копий Реестров» на с. 44).

Видимо, введение ежемесячной подачи электронных копий Реестров призвано минимизировать расхождения, которые могут возникнуть между данными продавца и покупателя, если они отражают данные об операциях в разных периодах (месяц и квартал).

Новая форма Реестра начала действовать с 10.01.11 г. В связи с этим в профессиональных кругах существовало мнение, что за январь нужно будет подать два Реестра: с 01.01.11 г. по 09.01.11 г. — по старой форме, а с 10.01.11 г. по 31.01.11 г. — по новой. Однако по мнению налоговиков, за январь 2011 года налогоплательщики должны были подать копии Реестра в электронном виде по новой форме (см. консультацию «Налоговая накладная и реестры: ответы на актуальные вопросы от специалистов ГНАУ» // «БН», 2011, № 5, с. 45).

 

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ РАЗДЕЛА I

 

Особенности нумерации

Согласно п. 9.1 Порядка № 1002 в гр. 1 Реестра «№ з/п» записывается порядковый номер НН или РК. При этом порядковый номер должен соответствовать порядковому номеру записи в Реестре.

А в гр. 3 «Порядковий номер» указывается порядковый номер НН, соответствующий номеру из графы 1 «№ з/п», или номер РК (п. 9.3 Порядка № 1002).

Аналогичный принцип нумерации отныне действует и для РК. Раньше нумерация РК была такой: порядковый номер имел вид дроби, числитель которой — порядковый номер самого расчета, а знаменатель — номер НН, к которой выписывается РК (п. 28 Порядка № 165). Теперь порядковый номер РК должен соответствовать номеру из гр. 1 Реестра.

Наличие дробей в нумерации НН и расчетов корректировки теперь характерно только для филиалов (структурных подразделений) или спецрежимной деятельности: в числителе ставится порядковый номер НН или РК, а в знаменателе — код спецрежима (первая ячейка) и/или код филиала (вторая — четвертая ячейки)*.

* Об этом также говорили налоговики (см. извлечение из письма ГНАУ от 11.01.11 г. № 547/7/16-1117, «БН», 2011, № 3, с. 46; письмо от 26.01.11 г. № 2049/7/16-1117 и ком. к нему «Новый реестр налоговых накладных: ГНАУ разъяснила порядок ведения» // «БН», 2011, № 6, с. 7).

В стандартной ситуации значения граф 1 и 3 будут идентичны. Однако возможны и расхождения, например:

— при экспорте, когда в графу 3 нужно вписать номер ГТД (подробнее см. в разделе «Отражение экспортных операций» в разделе І ниже);

— при поставках товаров/услуг, которые не являются объектом обложения НДС на основании ст. 196 НКУ. В Реестре такие операции отражаются на основании документов бухгалтерского учета (подробнее см. в разделе «Отражение «необычных» операций в разделе І» на с. 37).

 

Отражение «обычных» операций в разделе I

В разделе I «Видані податкові накладні» Реестра фиксируют информацию об НН, РК и ГТД. Как мы уже говорили, раньше этот раздел был вторым, но в новой форме Реестра разделы поменялись местами.

Заполнение граф раздела I при осуществлении стандартных операций осуществляется таким образом:

— в гр. 1 — порядковый номер записи в Реестре;

— в гр. 2 — дата выписки НН;

— в гр. 3 — порядковый номер НН, РК, который должен соответствовать номеру из гр. 1;

— в гр. 4 — вид документа («ПН» — налоговая накладная, «РК» — расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к НН, «ВМД» — грузовая таможенная декларация, «БО» — документ бухгалтерского учета);

— в гр. 5 — наименование (фамилия, имя, отчество физлица-предпринимателя) покупателя;

— в гр. 6 — ИНН покупателя — плательщика НДС;

— в гр. 7 — общая сумма поставки с учетом НДС;

— в гр. 8 и 9 — база налогообложения товаров/услуг, облагаемых по ставке 20 %, и сумма НДС, начисленная на такую базу;

— в гр. 10 — база налогообложения товаров/услуг, облагаемых по ставке 0 % на территории Украины;

— в гр. 11 — стоимость товаров/услуг, которые освобождены от налогообложения или не являются объектом налогообложения;

— в гр. 12 — база налогообложения экспортированных товаров, а также сопутствующих такому экспорту услуг.

Нетипичные операции и спорные вопросы заполнения мы рассмотрим в следующих разделах.

 

Отражение экспортных операций в разделе I

Порядок заполнения граф в Реестре при осуществлении операций по экспорту товаров имеет некоторые тонкости. Но сначала вспомним об НН. В случае осуществления экспортных операций выписанная НН (оба экземпляра) остается у экспортера (п. 8 Порядка № 969). При этом в шапке НН нужно указать тип причины — «07».

В соответствии с требованием п. 9.3 Порядка № 1002 в гр. 3 раздела I «Видані податкові накладні» Реестра нужно указать номер ГТД.

Возникает закономерный вопрос: имеем 2 документа (ГТД и НН) по одной и той же операции, какой из них отражать в Реестре?

С учетом вышесказанного при осуществлении экспортной операции заполнить раздел I Реестра нужно таким образом:

— в гр. 1 записать порядковый номер НН (порядковый номер записи в Реестре);

— в гр. 2 поставить дату выписки НН, соответствующую дате вывоза, фактически подтвержденного оригиналом ГТД;

— в гр. 3 — номер ГТД (последние шесть знаков порядкового номера ГТД*);

— в гр. 4 — обозначение «ВМД»;

— в гр. 5 — наименование (фамилия, имя, отчество / при наличии /— для физлица) покупателя-нерезидента;

— в гр. 6 — вместо ИНН поставить отметку «Х»**;

— в гр. 7, 12 отображается таможенная стоимость экспортируемых товаров в гривнях, исчисляемая по курсу НБУ, установленному на дату составления ГТД;

— гр. 8 — 11 при экспорте не заполняются (об их заполнении ничего не сказано в Порядке № 1002), однако налоговики рекомендуют в этих графах поставить нули (см. материалы ЕБНЗ).

* Согласно письму ГНАУ от 26.01.11 г. № 2049/7/16-1117 (см. ком. «Новый реестр налоговых накладных: ГНАУ разъяснила порядок ведения» // «БН», 2011, № 6, с. 7).

** Заметим, что в НН, выписанной на экспортную операцию, в графе «Індивідуальний податковий номер покупця» ставят «0» (п. 8.1 Порядка № 969). А вот в гр. 6 Реестра налоговики советуют ставить знак «Х» (см. материалы ЕБНЗ).

При экспорте товаров датой возникновения налоговых обязательств считается дата оформления таможенной декларации, которая удостоверяет факт пересечения таможенной границы Украины. ГТД должна быть оформлена согласно требованиям таможенного законодательства (п. 187.1 НКУ).

Согласно п.п. 195.1.1 НКУ по нулевой ставке облагаются операции по экспорту товаров (сопутствующих услуг), если их экспорт подтвержден таможенной декларацией, оформленной в соответствии с требованиями таможенного законодательства.

То есть у экспортера право отразить обязательства по НДС по нулевой ставке, выписав НН, возникнет после того, как он получит правильно оформленную ГТД с отметкой таможенного органа о том, что товары вывезены. Учитывая эту специфику, возможна ситуация, когда даты в гр. 2 «дата виписки» будут проставлены не в хронологическом порядке, поскольку таможенный орган может возвратить ГТД позже даты отметки о фактическом вывозе товаров, при этом деятельность налогоплательщика не приостанавливается и он может за время оформления ГТД выписать другие НН.

Пример заполнения раздела I Реестра при осуществлении экспортной операции см. в разделе «Пример заполнения раздела I» на с. 37.

 

Непроизводственное использование ТМЦ и ликвидация ОФ

Начнем с НН. В случае поставки товаров/услуг в пределах баланса плательщика для непроизводственного использования или использования товаров/услуг, по которым суммы НДС предварительно были включены в налоговый кредит, в операциях, не являющихся объектом налогообложения или освобожденных от налогообложения, признания условной поставки товарных остатков и ОФ, а также при ликвидации ОФ по самостоятельному решению плательщика НН заполняется в соответствии с требованиями п. 8 Порядка № 969 и подлежит занесению в раздел I Реестра. Оба экземпляра такой НН остаются у выписавшего их плательщика. Согласно п. 8.3 Порядка № 969 в строках «Індивідуальний податковий номер покупця» и «Номер свідоцтва про реєстрацію платника податку на додану вартість (покупця)» проставляется ноль.

Теперь обратим внимание на графы Реестра, порядок заполнения которых отличается от порядка заполнения в случае типичной операции. Так, при занесении в Реестр НН, составленной в случае ликвидации ОФ или непроизводственного использования ТМЦ:

— в гр. 4 указывается вид документа — «ПН05» (НН, выписанная при ликвидации ОФ по самостоятельному решению налогоплательщика) или «ПН04» (НН, выписанная на поставку в пределах баланса для непроизводственного использования);

— в гр. 5 указывается наименование (фамилия, имя, отчество — для физического лица — предпринимателя) плательщика, осуществляющего ликвидацию ОФ по самостоятельному решению или непроизводственное использование;

— в одной из консультаций налоговиков, размещенных в ЕБНЗ, в такой ситуации рекомендовано в гр. 6 поставить ноль. Однако если плательщик использует для ведения Реестра в электронном виде программу «OPZ»***, предлагаемую налоговиками, то Реестр, в котором в гр. 6 указан ноль, не проходит контроль структуры документа. Поэтому, на наш взгляд, в гр. 6 нужно либо поставить знак «Х» (как и при отражении экспортной операции), либо вообще не заполнять эту графу.

*** См. статью «Реестр налоговых накладных: «Не було бабі клопоту…», или Как подготовить электронные копии реестров в программе OPZ» // «БН», 2010, № 28, с. 17.

Остальные графы заполняются в общем порядке.

 

Отражение освобожденных операций в разделе I

При поставке товаров/услуг, освобожденных от обложения НДС в соответствии со ст. 197 и подразд. 2 раздела ХХ НКУ, также нужно выписать НН. Напомним, что в самой НН в разделе III по гр. 10 необходимо сделать отметку «без ПДВ» и сослаться на соответствующую освобождающую норму — пункт и/или подпункт, статью, подраздел, раздел НКУ (п. 10 Порядка № 969). Обратим внимание, что проставлять тип причины «09» (поставка для операций, которые освобождены от обложения НДС) в шапке такой НН не нужно. Этот код ставится в том случае, когда товары, при приобретении которых сумма НДС была включена в налоговый кредит, в дальнейшем стали использоваться в льготных операциях. В этой ситуации согласно п. 198.5 НКУ налогоплательщик как бы сам себе выписывает НН, оба экземпляра которой остаются у него.

В случае поставки товаров/услуг, освобожденных от НДС, всё как обычно — оригинал НН выдается покупателю по его требованию. Данные такой НН отражаются в Реестре. Особых нюансов заполнения Реестра в случае осуществления такой операции нет, единственное отметим, что объемы «освобожденных» поставок отражаются в специальной гр. 11 раздела I Реестра.

 

Отражение «необъектных» операций в разделе I

Перечень операций по поставке товаров/услуг, которые не являются объектом обложения НДС, приведен в ст. 196 НКУ. Согласно Порядку № 1002 учет таких операций ведется на основании документов бухгалтерского учета. И именно бухучетные документы отражаются в Реестре. Заполнение раздела I Реестра в случае осуществления «необъектных» операций имеет такие особенности:

— в гр. 1 записывается порядковый номер записи в Реестре;

— в гр. 2, 3 — соответствующие реквизиты бухучетного документа;

— в гр. 4 — «БО»;

— в гр. 5 — наименование (фамилия, имя, отчество физлица) покупателя;

— в гр. 6 налоговики рекомендуют поставить ноль, однако, как мы уже упоминали, в гр. 6 следует поставить знак «Х» или не заполнять эту графу (если поставка необъектных товаров/услуг осуществляется неплательщику НДС. А вот в случае такой поставки плательщику НДС, на наш взгляд, есть все основания поставить ИНН покупателя, хотя НН на такую операцию не выписывается;

— в гр. 8 — 10, 12 — проставляются нули;

— в гр. 7, 11 — общая сумма поставки товаров (услуг), которые не являются объектом налогообложения.

 

Отражение услуг, полученных от нерезидента, в разделе I

Согласно п. 208.2 НКУ получатель услуг, поставляемых нерезидентом, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, начисляет налог по основной ставке налога на базу налогообложения.

Базой налогообложения для таких услуг в соответствии с п. 190.2 НКУ является договорная (контрактная) стоимость таких услуг с учетом налогов и сборов, за исключением НДС, включаемых в цену поставки в соответствии с законодательством. Определенная стоимость пересчитывается в национальную валюту по валютному (обменному) курсу НБУ на дату возникновения налоговых обязательств. При получении услуг от нерезидентов без их оплаты база налогообложения определяется исходя из обычных цен на такие услуги без учета НДС.

Получатель услуг — плательщик налога составляет НН с указанием суммы начисленного им налога, которая является основанием для отнесения сумм НДС в налоговый кредит в установленном порядке. НН составляется в одном экземпляре и остается у получателя услуг — налогоплательщика. В п. 8 Порядка № 969 предусмотрены случаи и перечислены коды типов причин, по которым оба экземпляра НН остаются у лица, выписавшего такую НН. Поскольку ни один код не соответствует ситуации получения услуг от нерезидента, то поле «(тип причини)» в такой НН не заполняется.

При отражении НН, выписанной на услуги, полученные от нерезидента, на наш взгляд, в разделе І Реестра следует отразить:

— в гр. 5 — название плательщика — получателя услуг;

— в гр. 6 — ИНН плательщика — получателя услуг (полные данные следует отражать для того, чтобы при отражении такой НН в следующем периоде в разделе ІІ Реестра не возникло расхождений между данными «продавца» и «покупателя»).

 

Пример заполнения раздела I

Прежде чем рассмотреть пример заполнения раздела I Реестра, обобщим всю изложенную информацию о заполнении его граф при осуществлении как стандартных, так и нетипичных операций (см. табл. 1 на с. 38).

 

Таблица 1. Заполнение раздела I Реестра

Номер графы

Название графы

Пункт Порядка № 1002

Что записывать

1

«№ з/п»

9.1

Порядковый номер НН, РК, который должен соответствовать порядковому номеру записи в Реестре

2

«дата виписки»

9.2

Дату выписки НН.
Для экспортных операций эта дата должна соответствовать дате ввоза, фактически подтвержденного оригиналом ГТД.
Для «необъектных» операций — в этой графе указывается дата выписки бухучетного документа

3

«порядковий номер»

9.3

Порядковый номер НН, РК, который должен соответствовать номеру из гр. 1.
В случае экспортных операций в этой графе указывают номер ГТД (последние шесть знаков).
Для «необъектных» операций — в этой графе указывается порядковый номер «бухучетного» документа

4

«вид документа» (1)

9.4

Вид документа согласно таким обозначениям:
«ПН» — налоговая накладная (2);
«РК» — расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к НН;
«ВМД» — грузовая таможенная декларация;
«БО» — документ бухгалтерского учета

5

«найменування (П. І. Б. — для фізичної особи — підприємця)»

9.5

Если получатель юрлицо — указать наименование, если физлицо — фамилию, имя, отчество.
При ликвидации ТМЦ, ОФ в этой графе указывается наименование (фамилия, имя, отчество для физлица) плательщика, осуществившего ликвидацию.
При получении услуг от нерезидента — свое наименование

6

«індивідуальний податковий номер»

9.6

ИНН покупателя — плательщика НДС.
При экспорте — вместо ИНН ставят «Х».
При ликвидации ТМЦ, ОФ — поставить «Х» либо вообще не заполнять (см. с. 36).
При осуществлении «необъектных» операций:
— при поставке неплательщику НДС — поставить «Х» или не заполнять;
— при поставке плательщику НДС — указать ИНН покупателя (см. с. 37).
При получении услуг от нерезидента — свой ИНН

7

«Загальна сума постачання, включаючи ПДВ»

9.7

Общую сумму поставки с учетом НДС.
При экспорте — таможенную стоимость экспортируемых товаров в гривнях, исчисляемую по курсу НБУ, установленному на дату составления ГТД.
При «необъектных» операциях — общую сумму поставки товаров/услуг, которые не являются объектом налогообложения

8 - 11

«Постачання товарів/послуг та послуги, надані нерезидентом на митній території України, які:»

8 - 10

«підлягають оподаткуванню за ставкою»

8

«20 % … база оподаткування»

9.7

Базу налогообложения товаров/услуг, облагаемых по ставке 20 % (3)

9

«20 % … сума ПДВ»

Сумму НДС, начисленную по ставке 20 % на базу налогообложения, указанную в гр. 8 (3)

10

«0 % … база оподаткування»

Базу налогообложения товаров/услуг, облагаемых по ставке 0 %

11

«звільнені від оподаткування, не є об’єктами оподаткування (сума постачання)»

Эта графа предназначена для отражения освобожденных от налогообложения (ст. 197 и подразд. 2 раздела ХХ НКУ) или не являющихся объектами налогообложения товаров/услуг (ст. 196 НКУ).
В ней указывают стоимость таких товаров/услуг

12 (3)

«Експорт товарів та супутніх такому експорту послуг (база оподаткування)»

Базу налогообложения товаров, которые экспортированы, и сопутствующих такому экспорту услуг — таможенную стоимость экспортируемых товаров в гривнях, исчисляемую по курсу НБУ, установленному на дату составления ГТД

(1) Если данные документа включаются в уточняющие расчеты за отчетный период, к виду документа добавляется буква «У» (например, «ПНУ» — НН, которая включена в уточняющий расчет).

(2) Если НН выписана по отдельным операциям, определенным в п. 8 Порядка № 969, то к обозначению вида документа прибавляется обозначение типа причины (например, «ПН01» — НН, выписанная на сумму превышения обычной цены над фактической; «ПН05» — НН, выписанная в случае ликвидации ТМЦ,ОФ; «ПН01У» — НН, выписанная на сумму превышения обычной цены над фактической, которая включена в уточняющий расчет).

(3)В случае осуществления записей на основании РК такие записи осуществляются с соответствующим знаком («+» или «-») (п. 9.8 Порядка № 1002).

 

А теперь на примере покажем, как заполнить раздел I Реестра.

Пример 1. ООО «Радуга» (ИНН 112233445566) в феврале 2011 года осуществило следующие хозяйственные операции:

2 февраля — получена предоплата от ООО «Плюс» (ИНН 111111111111) за товар в сумме 3000 грн. (в том числе НДС 500 грн.). Выписана НН № 1;

8 февраля — экспортирован товар по заказу фирмы «Lounge» (Великобритания). Оформлена ГТД № 891111 на сумму 92400 грн. Выписана НН № 2;

10 февраля — проданы лекарственные средства ООО «МедДом» (ИНН 222222222222). Выписана НН № 3 на сумму 12000 грн. Освобождение от обложения НДС поставки лекарственных средств, разрешенных для производства и применения в Украине, предусмотрено п.п. 197.1.27 НКУ;

14 февраля — достигнута договоренность об уменьшении цены товара, отгруженного ранее ООО «Олай». Выписан РК № 4 на сумму 600 грн. (в том числе НДС — 100 грн.) к январской НН № 25;

17 февраля — осуществлена ликвидация ОФ по самостоятельному решению плательщика. Выписана НН № 5 на сумму 9600 грн. (в том числе НДС — 1600 грн.) с указанием типа причины, по которой оба экземпляра остаются у предприятия — «05» (ликвидация ОФ по самостоятельному решению плательщика налога);

22 февраля — получены услуги от нерезидента, не имеющего постоянного представительства на территории Украины, фирма «Infoleader» на сумму 15000 грн. (в том числе НДС — 2500 грн). Выписана НН № 6 в одном экземпляре (п. 208.2 НКУ);

24 февраля — оказаны бухгалтерские услуги ООО «Люкс» на сумму 7800 грн. Составлен акт о выполнении услуг № 27 (согласно п.п. «в» п. 186.3 и п. 196.1.14 НКУ бухгалтерские услуги не являются объектом обложения НДС);

25 февраля — продан товар ФЛП Петрученко А.А. (неплательщику НДС) на сумму 840 грн. (в том числе НДС — 140 грн.);

28 февраля — выявлена НН от 10.01.11 г. № 5, выписанная на поставку товаров ЧФ «МММ» (ИНН 444444444444) на сумму 900 грн. (в том числе НДС — 150 грн), которая ошибочно не была включена в Реестр за январь и не отражена в декларации по НДС. Такая ошибка исправлена с помощью уточняющего расчета (подан в налоговую инспекцию 28.02.11 г.).

На основании выписанных НН заполним раздел I Реестра. (см. рис. 1 на с. 40).

 

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ РАЗДЕЛА II

 

Отражение «обычных» операций в разделе II

В разделе II «Отримані податкові накладні» Реестра отражаются полученные НН, РК, ГТД, а также другие документы, на основании которых осуществляется учет операций по приобретению товаров/услуг.

Согласно пп. 201.10, 201.11 НКУ такими документами являются:

— товарные чеки или другие расчетные документы, удостоверяющие факт уплаты НДС при приобретении товаров/услуг, или первичные документы, составленные в соответствии с Законом о бухучете, подтверждающие факт получения таких товаров/услуг, копии которых прилагаются к заявлению с жалобой на поставщика (прилагается покупателем к налоговой декларации в случае отказа продавца предоставить НН или при нарушении им порядка ее заполнения и порядка регистрации в Едином реестре налоговых накладных);

— транспортные билеты, гостиничные счета или счета, выставляемые налогоплательщику за услуги связи, другие услуги, стоимость которых определяется по показателям приборов учета, содержащие общую сумму платежа, сумму НДС и ИНН продавца, кроме тех, форма которых установлена международными стандартами;

— кассовые чеки, содержащие сумму полученных товаров/услуг, общую сумму начисленного налога (с определением фискального номера и ИНН поставщика), на общую сумму полученных товаров/услуг не более 200 грн. за день (без учета НДС).

Относительно нумерации полученных НН или других документов отметим следующее: в гр. 4 «Порядковий номер» раздела II «Отримані податкові накладні» записывается указанный на них порядковый номер. И на саму НН или другой документ, ее заменяющий, нужно перенести номер записи из гр. 1 «№ з/п» (п. 11.1 Порядка № 1002).

Информация, которая отражается в каждой из граф раздела II Реестра, приведена в табл. 2 на с. 42. Порядок отражения «нестандартных» операций мы рассмотрим подробнее.

 

Отражение импортных операций в разделе II

Импортные операции отражаются в разделе II Реестра на основании ГТД, оформленной в соответствии с законодательством (п. 10.2 Порядка № 1002). Это обусловлено тем, что при ввозе товаров на таможенную территорию Украины НН у импортера не будет, а документом, удостоверяющим право на отнесение сумм НДС в налоговый кредит, будет ГТД (п. 201.12 НКУ).

При этом некоторые графы раздела II Реестра имеют особенности заполнения, обозначим их:

— в гр. 3 заносится дата оформления ГТД;

— в гр. 4 указываются последние шесть знаков порядкового номера ГТД;

— в гр. 5 обозначают вид документа «ВМД»;

— в гр. 6 указываются страна и наименование нерезидента (фамилия, имя, отчество — для физлица) (п. 11.5 Порядка № 1002);

— в гр. 7 указывается условный ИНН «300000000000» (п. 11.6 Порядка № 1002). Если приобретаемые у нерезидента товары/услуги не предназначены для использования в хозяйственной деятельности или приобретены с целью использования в поставках услуг за пределами Украины или услуг, место поставки которых определяется в соответствии с п. 186.3 НКУ за пределами Украины, — условный ИНН «200000000000»).

 

Отражение освобожденных операций в разделе II

В ст. 197 и подразд. 2 разд. ХХ НКУ перечислены товары/услуги, поставка которых освобождается от НДС. Как мы уже говорили, в самой НН от вашего контрагента должна быть отметка «без ПДВ» и ссылка на соответствующую освобождающую норму. Данные такой НН в общем порядке заносятся в Реестр. Особых нюансов заполнения Реестра при получении от контрагента такой НН нет.

Объемы освобожденных товаров/услуг отражаются в разделе II Реестра в зависимости от направления использования таких товаров/услуг:

— если освобожденные товары/услуги приобретаются для использования в операциях, облагаемых по ставке 20 % или 0 %, то их стоимость отражается в гр. 9;

— если освобожденные товары/услуги приобретаются для использования в освобожденных операциях или операциях, которые не являются объектом налогообложения, то их стоимость отражается в гр. 11;

— если освобожденные товары/услуги приобретаются для использования не в хозяйственной деятельности, то их стоимость отражается в гр. 13;

— если освобожденные товары/услуги приобретаются для использования в операциях по поставке услуг, место поставки которых за пределами таможенной территории Украины, то их стоимость отражается в гр. 15.

Согласно абз. 3 п. 11.9 Порядка № 1002 в случае приобретения у плательщика НДС товаров/услуг и ОФ, освобожденных от налогообложения, и тех, которые не являются объектом налогообложения, а также приобретения у лица — неплательщика НДС, в графах 10, 12, 14 и 16 делается отметка «*.

* В ЕБНЗ налоговики рекомендуют ставить в этих графах «0» (ноль), так же, как и в других графах, которые не содержат данных.

 

Отражение «необъектных» операций в разделе II

Согласно Порядку № 1002 учет операций по поставке товаров/услуг, которые не являются объектом налогообложения НДС в соответствии с требованиями ст. 196 НКУ, ведется на основании документов бухгалтерского учета. В этом случае данные бухучетных документов отражаются в Реестре, поскольку именно они удостоверяют факт приобретения товаров/услуг.

Заполнение раздела II Реестра при осуществлении таких операций имеет такие особенности:

— в гр. 1 записывается порядковый номер, соответствующий порядковому номеру записи в Реестре и проставляется в графе 4,

— в гр. 2, 3 — соответствующие даты получения и выписки документа;

— в гр. 4 — номер бухучетного документа;

— в гр. 5 — «НП»**;

— в гр. 6 — наименование поставщика (фамилия, имя, отчество — для физлица);

— в гр. 7 — условный ИНН «400000000000»;

— в гр. 9, 11, 13 и 15 — стоимость приобретенных товаров (услуг) в зависимости от дальнейшего их использования;

— в гр. 10, 12, 14 и 16 — отметка «0» ноль.

** Налоговики в ЕБНЗ рекомендуют ставить отметку «БО» (такая отметка применяется в разделе I), но мы считаем, что в этой графе лучше поставить «НП» (приобретение у неплательщика НДС) ведь НН нет, поэтому НДС-статус поставщика ни на что не влияет и его можно рассматривать как неплательщика НДС.

 

Отражение услуг, полученных от нерезидента, в разделе II

Операции по получению услуг от нерезидента отражаются на основании НН, налоговые обязательства по которой включены в налоговую декларацию предыдущего периода. То есть такая НН отражается в Реестре дважды — сначала в разделе I в периоде возникновения налоговых обязательств, а в следующем периоде — в разделе II.

При повторном отражении НН, выписанной на услуги, полученные от нерезидента, на наш взгляд, в разделе II Реестра следует отразить:

— в гр. 6 — название плательщика НДС, получателя услуг;

— в гр. 7 — ИНН плательщика — получателя услуг (полные данные следует отражать для того, чтобы при отражении такой НН в следующем периоде в разделе II Реестра не возникло расхождений между данными «продавца» и «покупателя»).

То есть по сути предприятие, получившее услуги от нерезидента, является для себя самого и «продавцом», и «покупателем» — потому что и в разделе I, и в разделе II указываются данные самого предприятия.

Другие графы заполняются в общем порядке.

 

Пример заполнения раздела II

Как мы поступили с разделом I Реестра, так же и поступим с разделом II: вначале (см. табл. 2) обобщим информацию о том, что заносить в графы раздела II Реестра при осуществлении стандартных и нетипичных операций,а затем рассмотрим комплексный пример.

 

Таблица 2. Заполнение раздела II Реестра

Номер графы

Название графы

Пункт Порядка № 1002

Что отражаем

1

2

3

4

1

«№ з/п»

11.1

Номер записи НН, РК, ГТД, других документов, указанных в пп. 201.10, 201.11 НКУ, а также документа, удостоверяющего факт приобретения товаров.
Номер записи переносится на указанный документ

2

«дата отримання»

11.2

Дата получения НН или другого документа

3

«дата виписки»

11.3

Дата выписки НН или другого документа, при импорте — дата оформления ГТД

4

«порядковий номер»

Порядковый номер НН или другого документа, соответствующий гр. 1.
При импорте указываются последние шесть знаков порядкового номера ГТД

5

«вид документа»(1)

11.4

Вид документа согласно таким обозначениям:
«ПН» — налоговая накладная;
«РК» — расчет корректировки к налоговой накладной;
«ВМД» — грузовая таможенная декларация;
«ЧК» — кассовый чек;
«ТК» — транспортный билет;
«ГР» — гостиничный счет;
«ПЗ» — счет за услуги связи;
«ПО» — услуги, стоимость которых определяется по показателям приборов учета;
«ЗП» — заявление плательщика в соответствии с п. 201.10 НКУ;
«НП» (2) — документ, удостоверяющий приобретение товаров/услуг на таможенной территории Украины у лиц — неплательщиков НДС

6

«найменування
(П. I. Б. — для фізичної особи — підприємця

11.5

Указывается наименование (фамилия, имя, отчество — для физица — предпринимателя) поставщика.
При импорте — указываются страна и наименование нерезидента (фамилия, имя, отчество — для физлица).
Если НН составлена на услуги, полученные от нерезидента, — свое наименование

7

«індивідуальний податковий номер»

11.6

ИНН поставщика — плательщика НДС.
Если НН составлена на услуги, полученные от нерезидента, — ИНН.
При импорте:
 — товаров/услуг, предназначенных для использования в хоздеятельности на территории Украины, — указывается условный ИНН «300000000000»;
 — товаров/услуг, не предназначенных для использования в хозяйственной деятельности или приобретенных с целью использования в поставках услуг за пределами Украины, или услуг, место поставки которых определяется в соответствии с п. 186.3 НКУ за пределами Украины, — условный ИНН «200000000000».
В случае приобретения у неплательщика НДС — условный ИНН «400000000000»

8

«Загальна сума, включаючи ПДВ»

11.7

Общая сумма, включая НДС

9 - 16

«Придбавання (виготовлення, будівництво, спорудження), імпорт товарів/послуг, включаючи одержання від нерезидента:»

9 - 12

«з метою їх використання у межах господарської діяльності для здійснення операцій, які:»

9 (3)

«підлягають оподаткуванню за ставкою 20 %, 0 %… вартість без ПДВ»

11.8

Стоимость товаров/услуг или ОФ без НДС
(в том числе стоимость «освобожденных» товаров/услуг, которые будут использоваться в хозяйственной деятельности для осуществления операций, облагаемых по ставке 20 %, 0 %)

10 (3)

«підлягають оподаткуванню за ставкою 20 %, 0 %… сума ПДВ»

11.9

Сумма НДС, уплаченная (начисленная) по товарам/услугам и ОФ, определенная исходя из их стоимости, указанной в гр. 9.
В случае приобретения у плательщика НДС «освобожденных» товаров/услуг и ОФ, не являющихся объектом налогообложения, а также в случае приобретения у лица — неплательщика НДС — «0»

11 (3)

«звільнені від оподаткування, не є об’єктами оподаткування… вартість без ПДВ»

11.8

Cтоимость товаров/услуг или ОФ без НДС
(в том числе стоимость приобретенных «освобожденных» товаров/услуг, которые будут использоваться в хозяйственной деятельности для осуществления операций, освобожденных от налогообложения и не являющихся объектом налогообложения)

12 (3), (4)

«звільнені від оподаткування, не є об’єктами оподаткування… сума ПДВ»

11.9

Сумма НДС, уплаченная (начисленная) по товарам/услугам и ОФ, определенная исходя из их стоимости, указанной в гр. 11.
В случае приобретения у плательщика НДС «освобожденных» товаров/услуг и ОФ, не являющихся объектом налогообложения, а также в случае приобретения у лица — неплательщика НДС — «0»

13 (3)

«не призначаються для їх використання у господарській діяльності… вартість без ПДВ»

11.8

Стоимость товаров/услуг или ОФ без НДС
(в том числе стоимость приобретенных «освобожденных» товаров/услуг, не предназначенных для использования в хозяйственной деятельности)

14(3)

«не призначаються для їх використання у господарській діяльності… сума ПДВ»

11.9

Сумма НДС, уплаченная (начисленная) по товарам/услугам и ОФ, определенная исходя из их стоимости, указанной в гр. 13

15(3)

«для постачання послуг за межами митної території України або послуг, місце постачання яких визначається відповідно до п. 186.3 НКУ… вартість без ПДВ»

11.8

Стоимость товаров/услуг или ОФ без НДС
(в том числе стоимость приобретенных «освобожденных» товаров/услуг, для поставки услуг за пределами таможенной территории Украины или услуг, место поставки которых определяется в соответствии с п. 186.3 НКУ за пределами таможенной территории Украины)

16 (3), (4)

«для постачання послуг за межами митної території України або послуг, місце постачання яких визначається відповідно до п. 186.3 НКУ… сума ПДВ»

11.9

Сумма НДС, уплаченная (начисленная) по товарам/услугам и ОФ, определенная исходя из их стоимости, указанной в гр. 15.
В случае приобретения у плательщика НДС «освобожденных» товаров/услуг и ОФ, не являющихся объектом налогообложения, а также в случае приобретения у лица — неплательщика НДС — «0»

(1) В случае если данные документа включаются в уточняющие расчеты за отчетный период, к виду документа добавляется буква «У» (например, ПН — налоговая накладная, ПНУ — налоговая накладная, которая включена в уточняющие расчеты).

(2)На наш взгляд, при осуществлении «необъектных» операций следует ставить именно «НП», хотя налоговики в ЕБНЗ предлагают «БО».

(3) При осуществлении записей на основании РК такие записи осуществляются с соответствующим знаком («+» или «-»).

(4)Сумма НДС, указанная в 12, 14, 16 графах, в налоговый кредит не включается.

 

Пример 2. ООО «Радуга» (ИНН — 112233445566) в феврале 2011 года осуществило следующие хозяйственные операции:

1 февраля — приобрело товар у ООО «МиК» (ИНН — 555555555555) для использования его в хозяйственной деятельности предприятия. Получена НН № 15 от 01.02.11 г. на сумму 9000 грн. (в том числе НДС 1500 грн.).

3 февраля — получены приобретенные у фирмы «Charme» (Франция) лекарственные препараты. Оформлена ГТД № 121251 от 02.02.11 г. на сумму 35000 грн. (без НДС), которые будут использованы в операциях, освобожденных от уплаты НДС (пп. 197.1.27 и 206.2.1 НКУ);

7 февраля — приобрело автомобиль у ООО «МиА» (ИНН — 666666666666) (в хозяйственной деятельности предприятия не используется). Получена НН № 11 от 08.02.11 г. на сумму 120000 грн. (в том числе НДС — 20000 грн.).

10 февраля — получены услуги по техническому обслуживанию автомобиля, который не используется в хозяйственной деятельности предприятия, от ФЛП Максименко А.В. (неплательщик НДС). Подписан Акт выполненных работ № 109 на сумму 360 грн.

15 февраля — получены маркетинговые услуги от ООО «Апостол» (ИНН — 777777777777). Получена НН № 24 на сумму 600 грн. (в том числе НДС — 100 грн.). Приобретенные услуги будут использованы в дальнейшем для предоставления услуг нерезиденту (место поставки за пределами таможенной территории Украины в соответствии с п. 186.3 НКУ).

16 февраля — получен расчет корректировки № 26 от 10.02.11 г. к январской НН от ООО «Дельфин» (ИНН — 888888888888) на сумму возвращенного товара 2400 грн.(в том числе НДС — 400 грн.).

17 февраля — осуществлена предоплата за товар ООО «Лед» (ИНН — 999999999999) на сумму 6240 грн. (в том числе НДС — 1040 грн.). На сумму предоплаты 18.02.11 г. получена НН № 23 от 17.02.11 г.

18 февраля — утвержден Авансовый отчет. Аванс был выдан на приобретение канцелярских товаров. Работником предоставлен кассовый чек ФЛП Власенко П.П. № 6599 от 17.02.11 г. с фискальным номером 1233123312 и ИНН 2244556677 на сумму 150 грн. (в том числе НДС — 26 грн.).

21 февраля — отражен налоговый кредит на основании НН № 7 от 26.01.11 г., выписанной на услуги, полученные от нерезидента, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, на сумму 22800 грн. (в том числе НДС — 3800 грн.).

Напомним, что при импорте услуг налоговое обязательство возникает по правилу первого события (п. 187.8 НКУ) и отражается в разделе I Реестра, а налоговый кредит отражается в следующем отчетном периоде — в периоде уплаты (начисления) налоговых обязательств (п. 198.2 НКУ).

28 февраля — подписан акт от 28.02.11 г. на услуги по аренде офиса, полученные от ООО «Офис-сервис» (ИНН — 998877665544), на сумму 1800 грн. (в том числе НДС — 300 грн.). Получена НН № 35 от 28.02.11 г. на такие услуги.

28 февраля удержана комиссия АКБ «Супербанк» за расчетно-кассовое обслуживание в сумме 300 грн. (без НДС), основание — мемориальный ордер банка № 122 от 28.02.11 г.

28 февраля проведено распределение налогового кредита, сформированного по приобретенным канцтоварам (кассовый чек № 6599 от 17.02.11 г.) и аренде офиса (НН № 35 от 28.02.11 г.). Коэффициент использования товаров и услуг, которые одновременно используются в облагаемых и освобожденных/необъектных операциях, рассчитан в январе и составил 0,6 (60 % входного НДС включается в налоговый кредит по облагаемым операциям, а 40 % относится на освобожденные/необъектные операции). Таким образом, из гр. 9 и 10 нужно «убрать» 40 % изначально отраженных показателей.

Результат распределения базы налогообложения: (125 + 1500) х 0,4 = 650 грн.) (отражаем в гр. 9 со знаком «минус», а в гр. 11 — со знаком «плюс»).

Результат распределения суммы НДС: (25 + 300) х 0,4 % = 130 грн. (отражаем в гр. 10 со знаком «минус», а в гр. 12 — со знаком «плюс»).

В гр. 5 к обозначениям видов документов, по которым проведено распределение, добавляем знак «Р» («ЧКР — кассовый чек, по которому проведено распределение налогового кредита, «ПНР» — НН, по которой проведено распределение налогового кредита).

На основании описанных операций заполним раздел II Реестра (см. рис. 2 на с. 45).

 

Розділ II. Отримані податкові накладні

№ з/п

Податкова накладна, розрахунок коригування кількісних та вартісних показників до податкової накладної, ВМД, касовий чек, транспортний квиток, готельний рахунок, рахунок за послуги зв’язку, рахунок за послуги, вартість яких визначається за показниками приладів обліку, заява та копії товарних чеків або інших розрахункових документів, що засвідчують факт сплати податку у зв’язку з придбанням таких товарів/послуг або копії первинних документів, складених відповідно до Закону України «Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні», що підтверджують факт отримання таких товарів/послуг, відповідно до пункту 201.10 статті 201 розділу V Кодексу тощо

Загальна сума, включаючи ПДВ

Придбання (виготовлення, будівництво, спорудження), імпорт товарів/послуг, включаючи одержання від нерезидента:

дата отримання

дата виписки

порядковий номер

вид документа

постачальник

з метою їх використання у межах господарської діяльності для здійснення операцій, які:

які не призначаються для їх використання у господарській діяльності

для постачання послуг за межами митної території України або послуг, місце постачання яких визначається відповідно до пункту 186.3 статті 186 розділу V Кодексу за межами митної території України

найменування
(П. І. Б. — для фізичної особи — підприємця)

індивідуальний податковий номер

підлягають оподаткуванню за ставкою 20 %, 0 %

звільнені від оподаткування, не є об’єктами оподаткування

вартість без ПДВ

сума ПДВ

вартість без ПДВ

сума ПДВ

вартість без ПДВ

сума ПДВ

вартість без ПДВ

сума ПДВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

01.02.2011

01.02.2011

15

ПН

ТОВ «МіК»

555555555555

9000

7500

1500

0

0

0

0

0

0

2

03.02.2011

02.02.2011

121251

ВМД

Фирма «Charme» Франция

300000000000

35000

0

0

35000

0

0

0

0

0

3

07.02.2011

08.02.2011

11

ПН

ТОВ «МіА»

666666666666

120000

0

0

0

0

100000

20000

0

0

4

10.02.2011

10.02.2011

109

НП

ФОП Максименко А. В.

400000000000

360

0

0

0

0

360

0

0

0

5

15.02.2011

15.02.2011

24

ПН

ТОВ «Апостол»

777777777777

600

0

0

0

0

0

0

500

100

6

16.02.2011

10.02.2011

26

РК

ТОВ «Дельфін»

888888888888

-2400

-2000

-400

0

0

0

0

0

0

7

18.02.2011

17.02.2011

23

ПН

ТОВ «Лід»

999999999999

6240

5200

1040

0

0

0

0

0

0

8

18.02.2011

17.02.2011

6599

ПКР

ФОП Власенко П. П.

2244556677

150

125

25

0

0

0

0

0

0

9

21.02.2011

17.02.2011

7

ПН

ТОВ «Радуга»

112233445566

22800

19000

3800

0

0

0

0

0

0

10

28.02.2011

28.02.2011

35

ПНР

ТОВ «Офіс-сервіс»

998877665544

1800

1500

300

0

0

0

0

0

0

11

28.02.2011

28.02.2011

122

НП

АКБ «Супербанк»

400000000000

300

300

0

0

0

0

0

0

0

12

28.02.2011

28.02.2011

Х

Х

Х

Х

0

-650

-130

650

130

0

0

0

0

Усього за звітний період

193850

30975

6135

35650

130

100360

20000

500

100

З них включено до уточнюючих розрахунків за звітний період

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Рис. 2. Раздел II Реестра, заполненного по данным примера 2

 

ПОДАЧА РЕЕСТРА

 

Подача электронных копий Реестров

Согласно ст. 201.15 НКУ налогоплательщик ведет Реестр в электронном виде, в котором указываются порядковый номер НН, дата ее выписки (получения), общая сумма поставки и сумма начисленного налога, а также регистрационный номер налогоплательщика-продавца, выдавшего НН. В табл. 3 приведены ответы на некоторые вопросы, связанные с подачей электронных копий Реестров.

 

Таблица 3. Вопросы подачи электронных копий Реестров

Вопрос

Ответ

Кто подает электронные копии Реестров?

Все плательщики НДС

Кто подает Реестр при наличии филиалов, которым делегировано право ведения части Реестра?

Головное предприятие.
Плательщик НДС может делегировать филиалам полномочия ведения Реестра.
При этом если не зарегистрированные плательщиками НДС филиалы и другие структурные подразделения налогоплательщика самостоятельно осуществляют приобретение/поставку товаров/услуг и проводят расчеты с поставщиками/потребителями, то зарегистрированный налогоплательщик, в состав которого они входят, может делегировать филиалу или структурному подразделению право ведения части Реестра в рамках деятельности такого филиала (структурного подразделения) — абз. 2 п. 2 Порядка № 1002. Для чего налогоплательщик должен каждому филиалу и структурному подразделению присвоить отдельный числовой код (номер, шифр), о чем письменно проинформировать орган ГНС по месту его регистрации в качестве плательщика НДС.
Такие филиалы (структурные подразделения) в служебном поле 04 «Платник» Реестра указывают наименование плательщика и через дробь наименование и код (номер, шифр), присвоенный этим филиалам (структурным подразделениям) (абз. 3 п. 5 Порядка № 1002).
С учетом этого было бы логичным, чтобы головное предприятие подавало Реестры филиалов в виде отдельной порции. Однако обратите внимание! Специалисты ГНАУ настаивают на том, что подавать Реестры, сформированные филиалами, как отдельные порции общего Реестра, юрлицам нельзя (см. консультацию на с. 33).
Поэтому если налогоплательщик воспользовался правом делегирования ведения части Реестра своему филиалу (структурному подразделению), то данные таких частей Реестров являются составными частями Реестра плательщика налога. То есть Реестр, который подает налогоплательщик, выглядит как единый документ с учетом показателей Реестров своих филиалов

Каковы периодичность подачи и сроки предоставления копий Реестров?

Ежемесячная подача в органы ГНС электронных копий записей в Реестрах, независимо от отчетного налогового периода (будь то месяц либо квартал), предусмотрена ст. 201.15 НКУ и закреплена в п. 3 Порядка № 1002

Где взять соответствующее программное обеспечение для ведения Реестра в электронном виде?

Согласно абз. 3 п. 201.15 НКУ орган ГНС разрабатывает и размещает на своем официальном веб-сайте программу ведения учета записей в Реестре в электронном виде и обеспечивает ее бесплатное распространение (включая необходимые изменения и дополнения) путем предоставления доступа к копированию такой программы, как через Интернет, так и путем записи на магнитные носители информации плательщика по его запросу (ознакомиться с порядком работы с программным обеспечением по формированию налоговой отчетности в электронном виде и скачать программу можно по этой ссылке: http://www.sta.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=249372&cat_id=114931)

Каким способом можно подать копии Реестра?

Реестры могут подаваться двумя способами (абз. 2 п. 3 Порядка № 1002):
1) через Интернет с использованием электронной цифровой подписи;
2) на электронных носителях, посетив орган ГНС

Обязательно ли дублировать Реестр в бумажном виде?

Нет. В бумажном виде Реестр налогоплательщик может вести исключительно по собственному желанию
(абз. 1 п. 3 Порядка № 1002)

Нужно ли представлять в органы ГНС копии Реестров, содержащих исправленные ошибки, и прилагать
к уточняющим расчетам?

Нет, не нужно. Согласно абз. 3 п. 1 Порядка № 1002 исправление ошибки в Реестре осуществляется методом «сторно» по правилам, предусмотренным для бухгалтерского учета, в момент обнаружения таких ошибок. Корректировка ошибочных записей в Реестре не приводит к необходимости формирования новых (уточняющих) Реестров, а значит, и подавать в орган ГНС копии реестров, содержащих исправленные ошибки, не нужно. Налогоплательщики за отчетный (налоговый) период определяют итоги ежедневно зарегистрированных операций и отдельно определяют итоги для уточняющих расчетов (п. 12 Порядка № 1002). Также не нужно подавать копии Реестров вместе с уточняющим расчетом, потому что Реестры, которые предоставляются налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией, уже содержат показатели, включенные в уточняющие расчеты.
Аналогичное разъяснение есть и в ЕБНЗ

Если налоговая декларация по НДС подается с прочерками, нужно ли прилагать к ней электронные копии Реестров?

Нужно. Налоговики в ЕБНЗ высказали такое мнение: поскольку НКУ и Порядком № 1002 не установлено зависимости относительно представления копий Реестров в электронном виде от состояния хозяйственной деятельности налогоплательщика и от наличия или отсутствия налоговых обязательств и налогового кредита в соответствующем отчетном периоде, то налогоплательщик обязан к налоговой декларации по НДС, которая подается в орган ГНС с прочерками, добавлять копии Реестров в электронном виде за соответствующий отчетный период

 

Ответственность за ненадлежащее ведение Реестра

Как мы уже говорили, согласно п. 1 Порядка № 1002 Реестр — это форма для регистрации выданных и полученных НН. НКУ и Порядком № 1002 прямо не предусмотрена ответственность за ненадлежащее ведение Реестра или неведение его вообще. Но нужно помнить об админответственности.

Невыполнение требований о ведении Реестра чревато наложением административного штрафа на налогоплательщика по ст. 1631 КоАП, согласно которой за отсутствие налогового учета, нарушение руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций установленного законом порядка ведения налогового учета, в том числе за непредставление или несвоевременное представление аудиторских заключений, представление которых предусмотрено законами Украины, — предусмотрен штраф в размере от 5 до 10 нмдг (от 85 до 170 грн.). При повторном нарушении в течение года — штраф в размере от 10 до 15 нмдг (от 170 до 255 грн.).

 

Что будет, если не подать Реестр вместе с декларацией?

Предположим, налогоплательщик декларацию по НДС за январь подал в установленные сроки (до 11.02.11 г.), при этом не приложив к ней Реестр (Реестр подан 17.02.11 г.). Могут ли налоговые органы не признать налоговую декларацию без Реестра?

Согласно п. 201.15 НКУ плательщики налога ежемесячно в сроки, предусмотренные для представления налоговой отчетности (календарный месяц), в том числе для которых установлен отчетный налоговый период — квартал, подают в органы ГНС копии записей в Реестрах за такой период в электронном виде. Согласно этой норме прямого указания на то, что копии Реестра нужно подавать вместе с декларацией, нет. Однако в ЕБНЗ попадаются именно такие формулировки — «вместе с налоговой декларацией за соответствующий отчетный период».

Кроме того, если исходить из формального прочтения норм НКУ: квартальные плательщики НДС подают декларацию раз в квартал, а Реестры нужно представлять ежемесячно, поэтому условие подачи «вместе с декларацией» они смогут соблюсти только один раз в квартал. Следовательно, это условие не совсем корректное и Реестры нельзя рассматривать как полноценное приложение к декларации. Хотя визуально новая форма Реестра напоминает отчетную форму.

В новой форме декларации по НДС, утвержденной приказом ГНАУ от 25.01.11 г. № 41, предусмотрена отметка об одновременной подаче копии записей в Реестре в электронном виде.

Поэтому настоятельно рекомендуем электронные копии Реестра подавать одновременно с декларацией. А о порядке заполнения Реестра и его подачи вам, уважаемые читатели, уже все известно.

 

Документы и сокращения

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

КоАП — Кодекс об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Порядок № 165 Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165; утратил силу с 10.01.11 г.

Порядок № 969 Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом ГНАУ от 21.12.10 г. № 969.

Порядок № 1002 Порядок ведения Реестра выданных и полученных налоговых накладных, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.10 г. № 1002.

Реестр — Реестр выданных и полученных налоговых накладных.

Авансовый отчет — Отчет об использовании средств, выданных на командировку или под отчет (форма утверждена приказом ГНАУ от 23.12.10 г. № 996).

ЕБНЗ Единая база налоговых знаний, размещена на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua.

НН — налоговая накладная.

РК — расчет корректировки количественных и качественных показателей к налоговой накладной.

ГНС — государственная налоговая служба.

ГТД — грузовая таможенная декларация.

ТМЦ товарно-материальные ценности.

ОФ — основные фонды.

нмдг необлагаемый минимум доходов граждан. 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)