Нашi сайти:

Первичная документация в общественном питании

Формы первичного учета в общественном питании.


Начало читай тут

12. Первичная документация в общественном питании

Формы первичного учета в общественном питании приведены в Методрекомендациях № 157. Кроме того, в отдельных случаях могут применяться формы первичных документов, утвержденные приказом Министерства торговли СССР от 20.08.86 г. № 201.

Заметим, что на практике большинство предприятий общественного питания используют не все формы первичных документов, приведенные в упомянутых нормативных актах, поскольку особенности организации технологического процесса на них этого не требуют. То есть каждое конкретное предприятие с учетом особенностей своей деятельности применяет только те формы документации, которые необходимы для правильной организации ведения бухгалтерского и налогового учета.

Рассмотрим порядок заполнения некоторых первичных документов, оформляемых предприятиями общественного питания.


Закупочный акт по форме, приведенной в приложении 5 к Методрекомендациям № 157, составляется для оформления закупки сырья у населения. Акт составляется в одном экземпляре в момент совершения покупки и служит основанием для приема продуктов и товаров, приобретенных у физлиц, в кладовую предприятия общественного питания.


План­меню (приложение 3 к Методрекомендациям № 157) составляется предприятиями общественного питания, которые:

— при наличии согласованного ассортимента блюд и кулинарных изделий ежедневно готовят только их небольшую часть;

— имеют возможность планировать количество посетителей.

Примером заведений общественного питания, которые, как правило, составляют планменю, являются школьные и студенческие столовые и буфеты, столовые санаториев, домов отдыха и пансионатов.

План­меню составляется в одном экземпляре заведующим производством (шеф­поваром, бригадиром) ежедневно накануне дня приготовления пищи. По данным плана­меню определяется суточная потребность продуктов (сырья), необходимых для приготовления, с учетом остатка продуктов (сырья) на производстве (кухне).

При составлении плана­меню в нем приводятся такие данные: наименование блюда (кулинарного изделия, напитка), его номер по сборнику рецептур или технологической карте (для фирменных блюд), необходимое количество и стоимость каждого блюда (кулинарного изделия, напитка). Блюда в плане­меню группируются по видам: холодные закуски, первые, вторые блюда, десерты, напитки.


Требование в кладовую по форме, приведенной в приложении 4 к Методрекомендациям № 157, является основанием для отпуска сырья и продуктов из кладовой в производство. Требование составляется заведующим производством (шеф­поваром) или другим материально ответственным лицом на основании плана­меню и с учетом потребности в сырье (продуктах) на предстоящий день и остатков сырья (продуктов) на начало дня. Требование в кладовую выписывается в одном экземпляре и утверждается руководителем предприятия.

Обратите внимание, при наличии на предприятии такого структурного подразделения, как кладовая, и материально ответственных кладовщиков требование в кладовую оформляется даже при условии, что планменю не составляется.

На основании требования в кладовую кладовщик оформляет накладную на отпуск товара из кладовой (специализированная форма 13ОПит). Этим документом оформляется отпуск продуктов и продовольственного сырья из кладовой предприятия в производство (на кухню), буфеты, ларьки, киоски, а также одноразовый отпуск изделий кухни в течение дня (смены) буфетам, киоскам.

При отпуске продуктов и товаров из кладовой в производство (на кухню) они отражаются в накладных по учетным ценам, установленным кладовой (для списания с подотчета кладовщика), и по ценам, по которым они учитываются и приходуются получателем данного подразделения предприятия. По учетным ценам и ценам реализации накладную составляют, если учет продуктов и товаров в кладовой ведется по первоначальной стоимости. Накладная составляется только по ценам реализации, если учет товаров и продуктов в кладовой ведется по продажным ценам.

В накладных указываются полное наименование продуктов (сырья), единица их измерения, количество затребованных и отпущенных продуктов, а также цена и общая стоимость отпущенного сырья. Накладные выписываются в двух экземплярах, первый из которых передается лицу, получающему товар, второй остается у кладовщика (материально ответственного лица), а затем вместе с товарным отчетом передается в бухгалтерию.


Товарный отчет является отчетным документом кладовщика о движении товаров и продуктов в кладовой и составляется по форме приложения 6 к Методрекомендациям № 157. Ежедневно или в установленные предприятием сроки кладовщик (материально ответственное лицо) составляет товарный отчет в ценах, в которых ведется учет ТМЦ в кладовой. При этом допускается составление и предоставление названного отчета раз в три дня (но не реже).

Товарный отчет составляется в двух экземплярах. Первый с приходными и расходными документами сдается в бухгалтерию, а второй остается у материально ответственного лица.

В товарном отчете указываются остатки товаров и тары на начало дня, которые должны соответствовать остаткам, указанным в предыдущем товарном отчете. После этого заполняются данные о поступлении и выбытии товаров и тары за день и выводится остаток на конец дня.


Для расчета цены реализации изделия предназначена калькуляционная карта по форме, приведенной в приложении 2 к Методрекомендациям № 157. Калькуляционная карта оформляется отдельно на каждый вид блюда (кулинарного изделия, напитка, гарнира, соуса и т. д.), в том числе и на фирменные блюда. Кроме того, калькуляционные карты составляются и на покупные товары.

В калькуляционную карту вносятся данные о стоимости продуктов (сырья), входящих в рецептуру кулинарного изделия. Для более точного определения цены одного блюда (изделия) калькуляция может быть составлена: на 100 порций, если в сборнике рецептур предусмотрены нормы закладки на одну порцию; на 10 кг, если в сборнике рецептур даны нормы закладки в расчете на 1 кг.

Правильность исчисления продажной цены блюда (изделия) подтверждается подписями заведующего производством и лица, составившего калькуляцию, и утверждается руководителем заведения общественного питания.

Рассчитанная в калькуляционной карте продажная цена блюда сохраняется впредь до изменения сырьевого набора блюда или стоимости сырья. При изменении сырьевого набора (стоимости сырья) новая продажная цена исчисляется в следующей свободной графе калькуляционной карточки.


Акт о реализации готовых изделий кухни за наличные (приложение 7 к Методрекомендациям № 157), как правило, применяется в ресторанах, кафе, а также на других предприятиях ресторанного хозяйства, где используется такая форма расчета с потребителями, которая позволяет получить данные о реализации изделий кухни по наименованиям, количеству и их стоимости. Такие данные берутся из счетов, выписываемых официантами по окончании обслуживания посетителей, и кассовых чеков РРО. Акт составляется ежедневно заведующим производством или другим материально ответственным лицом. Данные отчета об общем объеме реализации должны совпадать с данными о реализации по кассе. Акт является приложением к отчету заведующего производством о движении продуктов на кухне.


Отчет о движении продуктов и тары на кухне составляется по форме, приведенной в приложении 13 к Методрекомендациям № 157, и предназначен для ежедневного отчета заведующим производством перед бухгалтерией за реализованную продукцию, отпущенные товары и расход сырья на производстве. Этот отчет составляется в суммарном выражении по учетным ценам производства. Данные о поступлении продуктов, товаров и тары заносятся в отчет на основании приходных документов — накладных на отпуск товаров из кладовой. Расход продуктов определяется на основании актов о реализации готовой продукции, накладных, дневных заборных листов, меню на отпуск питания работникам и т. д. Кроме того, при заполнении расходной части отчета учитываются данные актов о порче продуктов (сырья), накладных о возврате товаров в кладовую.

Отчет о движении продуктов и тары на кухне составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр отчетавместе с приложенными приходными и расходными документами сдается в бухгалтерию, а второй остается у составившего его материально ответственного лица.


Дневной заборный лист (приложение 10 к Методрекомендациям № 157) применяется при отпуске кулинарных изделий в случаях территориальной обособленности раздаточной, а также в случае отпуска кулинарных изделий в буфеты и мелкорозничную торговую сеть.

Дневные заборные листы оформляются ежедневно в двух экземплярах по каждому материально ответственному лицу. Заведующий производством заполняет соответствующие графы и передает первый экземпляр лицу, получившему кулинарные изделия из кухни. Второй экземпляр дневного заборного листа заведующий производством оставляет у себя. Факт выдачи заборного листа материально ответственному лицу фиксируется в специальном журнале и подтверждается его подписью.

В дневном заборном листе указываются наименования блюд, кулинарных изделий, единица измерения, продажная цена, количество по часам отпуска, общее количество и стоимость отпуска. Блюда и кулинарные изделия, оставшиеся на конец дня, подлежат возврату в производство (на кухню). Возврат нереализованной продукции из буфетов, мелкорозничной сети на производство (кухню) отражается в отдельной графе заборного листа.

По окончании рабочего дня заборные листы вместе с отчетами материально ответственных лиц сдаются в бухгалтерию.


Заказомсчетом по форме приложения 11 к Методрекомендациям № 157 оформляются заказы на обслуживание банкетов. Данный документ, помимо подтверждения отпуска блюд, кулинарных изделий и напитков, выполняет функции расчетного документа и является документом, подтверждающим договорные отношения с заказчиком. Так, в заказесчете указываются не только наименования и количество блюд и напитков, но и наименование предприятиязаказчика или фамилия, имя, отчество частного лица, заказавшего банкет, номер и дата приходного кассового ордера, по которому получены аванс и доплата до суммы заказа. Данные заказасчета согласовываются с заказчиком. Обоюдное согласие подтверждается подписями сторон (представителем предприятия общественного питания и заказчиком).


Акт о передаче товаров и тары при смене материально ответственного лица (приложение 14 к Методрекомендациям № 157) применяется для оформления передачи товаров и тары при смене материально ответственных лиц в столовой, буфете (буфетчиков, барменов, кладовщиков и т. д.). Акт составляется в трех экземплярах: один остается у материально ответственного лица, сдающего товар и тару, второй — у лица, принимающего товар, тару, а третий передается в бухгалтерию.


Акт на бой, лом и утрату посуды и приборов (специализированная форма 17ОПит) применяется предприятиями общественного питания для оформления возникшего по тем или иным причинам боя, лома и утраты столовой посуды и приборов.

Этот документ составляется комиссией, куда обязательно входят представитель администрации и материально ответственное лицо. Акт составляется в двух экземплярах: один передается в бухгалтерию, другой остается у материально ответственного лица. В акте перечисляются отдельно предметы столовой посуды и приборов, пришедших в негодность в процессе пользования ими (бой, лом и т. д.) и отдельно утраченные (недостающие) предметы.

1.GIF

2.GIF

3.GIF

4.GIF

5.GIF

6.GIF

7.GIF

8.GIF

9.GIF

10.GIF

11.GIF

12.GIF

13.GIF

Наш сайт корисний для вас?

Підписатися на найактуальнішу розсилку для бухгалтера бюджетної установи

 
Журнал «Податки та бухгалтерський облік»


Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це

Коментарі (0)
Залишити коментарі:
Ваше ім`я
Коментарі