717 0

— А будете спорить — затребуем документы за период с 1861 года!

Тогда никакого Закона «О порядке погашения...» еще не было! Срок давности для проверок ПФУ

Наше предприятие получило письменное уведомление о проведении плановой проверки органом ПФУ за период с 2002 по 2009 годы.

Нас смущает то, что орган ПФУ намеревается проверять предприятие за столь длительный период. Разве к пенсионным проверкам (вернее, к их возможным результатам, например в виде недоимки) не применяются сроки давности, установленные ст. 15 Закона «О порядке погашения...»?

Ведь, как следует из преамбулы указанного Закона, он «является специальным законом по вопросам налогообложения, устанавливающим порядок погашения обязательств юридических или физических лиц перед бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам (обязательным платежам), включая сбор на обязательное государственное пенсионное страхование и взносы на общеобязательное государственное социальное страхование».

Распространяется ли срок давности на админответственность?

Действительно, не очень хочется, чтобы пенсионщики ворошили ПФУ-документацию за 8 лет, когда, как представляется, можно обойтись только тремя последними годами...*

* Напомним, что срок «налоговой» давности составляет 3 года, или 1095 дней.

Посмотрим, насколько верным является предположение о 3-летнем сроке давности по взносам-сборам в ПФУ.

Обратим внимание на то, что в преамбуле Закона «О порядке погашения...» речь идет не только о сборе на обязательное государственное пенсионное страхование. В частности, абзац 3 преамбулы гласит:

«Настоящий Закон не регулирует также вопросы <...> погашения обязательств по уплате страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование».

А сборы и взносы в ПФУ — понятия разные, и всё, что начисляется и/или удерживается с зарплат, ГПД-вознаграждений и прочих доходов,— это страховые взносы.

Итак, в настоящее время в Украине существуют пенсионные взносы и пенсионные сборы.

Статьей 1 (абзац 34) Закона от 09.07.2003 г. № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (далее — Закон № 1058)** к страховым взносам отнесены

** Статью 1 и упомянутые ниже статьи 5, 18 и ч. 15 статьи 106 Закона № 1058 — см. в «Бухгалтере» № 10'2006 на с. 2т–4т, 5т, 12т и 33т соответственно.

«денежные средства отчислений на социальное страхование и сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, уплаченные согласно законодательству, действовавшему раньше; денежные средства, уплаченные на общеобязательное государственное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Законом».

Пенсионные сборы уплачиваются в соответствии с Законом от 26.06.97 г. № 400/97-ВР «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование», с изменениями, в случае осуществления отдельных операций (безналичные операции по купле-продаже валюты, торговля ювелирными изделиями из золота (кроме обручальных колец), платины и драгоценных камней, отчуждение легковых автомобилей, операции по купле-продаже недвижимого имущества, предоставление услуг сотовой мобильной связи).

Напомним, что Закон № 1058 вступил в силу с 01.01.2004 г. В соответствии с его ч. 1 ст. 5 Закон № 1058 регулирует отношения, возникающие между субъектами системы общеобязательного государственного пенсионного страхования. Действие же других нормативно-правовых актов может распространяться на эти отношения только в случаях, предусмотренных Законом № 1058, или в части, не противоречащей ему.

Частью 4 ст. 18 Закона № 1058 установлено, что страховые взносы не включаются в состав налогов, других обязательных платежей, составляющих систему налогообложения; на эти взносы налоговое законодательство не распространяется.

С таком выводом согласны и ГНАУПФУ (см. письмо ГНАУ от 01.04.2004 г. № 5600/7/24-1117 в «Бухгалтере» № 16'2004 на с. 10–11, а также совместное письмо ГНАУ и правления ПФУ от 06.04.2004 г. № 3329/04 и от 08.04.2004 г. № 6192/7/24-1117 в «Бухгалтере» № 27'2004 на с. 28т–29т).

Высший хозяйственный суд в п. 1 обзорного письма от 05.05.2005 г. № 01-8/775 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании (по материалам дел, рассмотренных в кассационном порядке Высшим хозяйственным судом Украины)» — см. «Бухгалтер» № 28'2005, с. 23–24 — тоже пришел к выводу, что применение Закона «О порядке погашения...» с 01.01.2004 г. к решению вопросов уплаты страховых взносов в ПФУ является безосновательным, поскольку в соответствии с преамбулой данного Закона он является специальным законом по вопросам налогообложения.

Кстати, аналогичный подход в отношении соцстраховских взносов и у судов. Так, из Постановления ВСУ от 06.05.2008 г. № 08/102 (доведено письмом Вадсуда от 01.10.2008 г. № 1660/100/13-08 — см. «Бухгалтер» № 41'2008, с. 21–23, или № 14'2009, с. 29т–31т) следует, что взносы в соцстраховские фонды налогами не являются, поэтому положения Закона «О порядке погашения...» применяются в части, не противоречащей Закону «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы»*.

* Предметом иска был вопрос о списании страховых взносов по безработице в качестве безнадежного долга.

Так что подход высших судебных инстанций в отношении страховых взносов единообразен, и он таков: они не могут считаться налогами или сборами в понимании законов Украины о налогообложении и не могут взыскиваться в ином порядке, нежели это предусмотрено специальным законодательством (то есть пенсионным или соцстраховским).

И — о сроках давности.

Как мы убедились, Закон «О порядке погашения...» на страховые взносы в ПФУ не распространяется.

А что говорит по поводу сроков давности Закон № 1058? В соответствии с ч. 15 его ст. 106

«срок давности относительно взыскания недоимки, пени и штрафов не применяется».

По этому вопросу ПФУ в письме от 03.10.2005 г. № 12146/03-20 («Бухгалтер» № 11'2006, с. 29т) разъяснил, что финансовые санкции, а также пеня, предусмотренные ст. 106 Закона № 1058, применяются за нарушения, совершенные с момента вступления в силу данного Закона, то есть с 01.01.2004 г. А к ошибкам, совершенным до 01.01.2004 г., применяется срок давности в 1095 календарных дней, установленный ст. 15 Закона «О порядке погашения...»**.

** Конечно, в момент публикации этого письма (2005 год!) срок давности в 1095 дней был актуален, но сейчас он давно прошел. Тем не менее здесь важна сама позиция ПФУ.

Что касается пенсионных сборов с отдельных видов операций, которые регулируются Порядком уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций, утвержденным Постановлением КМУ от 03.11.98 г. № 1740,* то ПФУ в своем письме от 05.10.2005 г. № 12390/03-20 (см. «Бухгалтер» № 11'2006, с. 26т–27т) разъяснил, что дополнительные ставки сбора с отдельных видов хозяйственных операций не являются страховыми взносами в понимании Закона № 1058. Поэтому, считает ПФУ, пеня и штрафные санкции, предусмотренные п. 2 ч. 9 ст. 106 Закона № 1058**за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) страхователями страховых взносов***, на дополнительные ставки сбора не распространяются.

* Названный Порядок — см. в «Бухгалтере» № 29'2008 на с. 22т–25т, изменения к нему — в № 8'2009 на с. 20.

** Часть 9 ст. 106 Закона № 1058 — см. в «Бухгалтере» № 10'2006 на с. 32т, изменения к ней — в № 15'2006 на с. 9 и № 37'2009 на с. 8–9.

*** Штраф составляет 10% своевременно не уплаченных сумм.

Пеня0,1% своевременно не уплаченных сумм за каждый день просрочки.

Кроме того, ПФУ прямо заявил в письме, что взыскивать неуплаченные суммы сборов он будет через суд, но не путем применения механизма Закона «О порядке погашения...». Хотя данный Закон, если верить преамбуле, вполне допускал обратное.

Относительно админответственности сроки давности устанавливаются согласно ст. 38 КоАП:

«Административное взыскание может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — два месяца со дня его выявления».

Интересно, что админштраф, который налагается в соответствии со ст. 1651 КоАП «Нарушения законодательства в сфере общеобязательного государственного пенсионного страхования» на должностных лиц, применяется за нарушения только порядка уплаты, исчисления и т. п. в отношении страховых взносов, а не сборов. Так что сборам опять повезло.

Подведем итоги.

Итак, в рассматриваемой ситуации пенсионщики могут проверять начисление и уплату взносов в ПФУ начиная с 2002 года, но за нарушения порядка и сроков уплаты страховых взносов предприятие будет нести ответственность только с 01.01.2004 г.

За подобные нарушения в отношении сборов с отдельных видов хозяйственных операций действует 3-летний срок исковой давности.

Поэтому большого смысла корпеть над кучей документов образца 2002–2003 года (с точки зрения наполнения бюджета ПФУ недоимко-штрафными деньгами) у контролеров нет.

Однако особо исполнительные могут следовать курсу, установленному в п. 12.5 Инструкции о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденной постановлением правления ПФУ от 19.12.2003 г. № 21-1, с изменениями (см. «Бухгалтер» № 28'2008, с. 24т):

«Проверке подлежат документы за весь период с момента проведения предыдущей проверки».

Так что наберитесь терпения...

Алла Погребняк

img1.gif




Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)