Общая система с 01.01.2011 г.
Людмила БАЛА, Виталина МИРОШНИЧЕНКО,
консультанты газеты «Налоги и бухгалтерский учет»
Кто оказался на общей системе с 01.01.2011 г.
С I квартала 2011 года на общей системе оказались те предприниматели, которые:
— в 2010 году работали на общей системе и до 16.12.2010 г. не подали заявление об уплате единого налога в 2011 году;
— в 2010 году были единоналожниками, но до 16.12.2010 г. не подали заявление об уплате единого налога в 2011 году;
— зарегистрировались в качестве предпринимателей после 01.01.2011 г. и не подали сразу же заявление об уплате единого налога в 2011 году;
— в 2010 году работали на фикспатенте и не приобрели фикспатент на 2011 год.
Иными словами, если с 01.01.2011 г. у предпринимателя нет на руках действующего Свидетельства об уплате единого налога (на 2011 год) или действующего фикспатента (на 2011 год), значит, он находится на общей системе налогообложения и должен уплачивать НДФЛ.
Каков порядок уплаты НДФЛ
Порядок уплаты НДФЛ остался прежним, поэтому особых затруднений у предпринимателей он не вызовет. Напомним основные моменты.
В течение года предприниматель ежеквартально уплачивает авансовые платежи по НДФЛ. Их сумма определяется с учетом прошлогоднего чистого дохода. Сейчас такие расчеты возложены не на налоговиков, а на предпринимателей, но к этому мы еще вернемся.
По прошествии года производится окончательный расчет по НДФЛ. Для этого предприниматель самостоятельно рассчитывает НДФЛ исходя из дохода, полученного в отчетном году, и вычитает из него авансовые платежи, уже перечисленные в бюджет в течение года. Схематично это можно представить так, как показано на рис. 1.
На рис. 1 показано, что окончательный расчет по НДФЛ по окончании 2011 года будет происходить так: сначала предпринимателю нужно будет вычислить НДФЛ за каждый месяц 2011 года и сложить полученные суммы. А затем от итоговой суммы отнять НДФЛ, уплаченный в течение 2011 года в виде авансовых платежей.
Месячная сумма НДФЛ в 2011 году определяется как произведение чистого дохода, полученного в каждом конкретном месяце, на соответствующую ставку НДФЛ (см. таблицу).
Ставки НДФЛ для предпринимателей на общей системе налогообложения,
действующие в отношении дохода, полученного ими, начиная с 01.01.2011 г.
(подпункт 167.1 Налогового кодекса)
Сумма месячного чистого дохода |
Ставка НДФЛ |
Сумма чистого дохода, полученного в конкретном месяце, меньше 10 минимальных зарплат, установленных на 1 января отчетного года |
15 % чистого дохода |
Сумма месячного чистого дохода больше 10 минимальных зарплат, установленных на 1 января отчетного года |
15 % от суммы, равной
|
В какие сроки необходимо уплачивать НДФЛ
Подпункт 17.1.5 Налогового кодекса сохранил прежние, привычные сроки уплаты авансовых сумм по НДФЛ. Так, НДФЛ за I квартал необходимо перечислить до 15 марта, за II квартал — до 15 мая, за III квартал — до 15 августа и за IV квартал — до 15 ноября текущего года. Предлог «до» означает, что последним днем уплаты фактически является 14 число соответствующего месяца.
При этом, если последний день уплаты НДФЛ совпадет с выходным или праздничным днем, платеж нужно будет осуществить заранее, до наступления выходных (праздников), поскольку перенос сроков уплаты НДФЛ Налоговым кодексом не предусмотрен.
Как определить сумму НДФЛ, которую предприниматель обязан уплачивать за себя с 01.01.2011 г.
Начнем с того, что до 01.01.2011 г. (т. е. до вступления в силу Налогового кодекса) налоговики в начале года сами присылали предпринимателям уведомления, в которых указывали сумму авансового платежа по НДФЛ (вернее, должны были присылать, хотя далеко не всегда выполняли такую обязанность). Сам же предприниматель должен был раз в квартал перечислять в бюджет этот авансовый платеж (рассчитанный налоговиками).
Теперь же ситуация изменилась: предприниматели обязаны сами рассчитывать себе авансовые платежи по НДФЛ. Как это сделать?
В принципе методика расчета осталась прежней (да и сами налоговики никогда не скрывали ее от предпринимателей). Но есть некоторые отличия для тех, кто в прошлом году уже работал на общей системе, и для тех, кто перешел на нее только с 2011 года.
Если предприниматель ранее работал на общей системе
Итак, если предприниматель в прошлом году (2010 год) работал на общей системе налогообложения (весь год или его часть) и по итогам 2010 года подал декларацию о доходах, то при расчете авансового платежа по НДФЛ он должен руководствоваться следующими правилами:
1) годовая сумма авансовых платежей устанавливается им самостоятельно (по своему усмотрению), но должна быть «не меньше чем 100 процентов годовой суммы налога с налогооблагаемого дохода за прошлый год (в сопоставимых условиях)» (подпункт 177.5.1 Налогового кодекса). Логично, что предприниматель пожелает установить себе минимальную сумму авансовых платежей по НДФЛ (ведь ко всему прочему исходя из этой суммы будут рассчитываться и авансовые платежи по ЕСВ). Поэтому далее по ходу статьи мы будем ориентироваться на минимальные авансовые платежи по НДФЛ (но, опять же, если предприниматель желает, он может установить себе большую сумму авансов);
2) авансовые платежи вносятся в бюджет ежеквартально по 25 % от рассчитанной суммы (подпункт 177.5.1 Налогового кодекса).
Если предприниматель не работал на общей системе в 2010 году
Те предприниматели, которые в прошлом году не проработали на общей системе ни одного квартала, естественно, не подавали декларации о доходах за 2010 год. Поэтому они должны учитывать определенные особенности при расчете авансовых платежей по НДФЛ.
В первую очередь отметим, что подавать декларацию об оценочном доходе, как это было раньше, не нужно. Теперь предприниматели поступают так, как показано на рис. 2.
Ответственность за неуплату НДФЛ
Как мы уже отмечали, по истечении года предприниматель обязан рассчитаться с налоговиками, доплатив при необходимости НДФЛ за себя. На это дается 50 календарных дней после окончания года. Если предприниматель не уложится в указанный срок, его ждут штрафы по статье 126 Налогового кодекса:
— при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним календарным днем уплаты НДФЛ, — 10 % погашенной суммы налогового долга;
— при задержке более 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем уплаты НДФЛ, — 20 % погашенной суммы налогового долга.
Обратите внимание: за неуплату (или несвоевременную уплату) авансовых платежей по НДФЛ ранее ответственности не было, а теперь есть! Штрафы такие же, как и за неуплату НДФЛ по итогам года (см. выше).
Что касается НДФЛ, вовремя не удержанного с работника или физлица-подрядчика, то за это пункт 127.1 Налогового кодекса предусматривает штрафы в таком размере:
— первое нарушение в течение трех лет (1095 дней) — 25 % НДФЛ, который подлежит уплате в бюджет;
— второе нарушение в течение трех лет (1095 дней) — 50 % НДФЛ, который подлежит уплате в бюджет;
— третье и более нарушение в течение трех лет (1095 дней) — 75 % НДФЛ, который подлежит уплате в бюджет.
Данные штрафы, а также саму сумму НДФЛ уплачивает налоговый агент. При этом лицо, с дохода которого НДФЛ вовремя не удержан, от ответственности освобождается.
Однако тут нужно обратить внимание на такой немаловажный момент: согласно пункту 7 подраздела 10 раздела XX Налогового кодекса в период с 1 января до 30 июня 2011 года за нарушения налогового законодательства штрафные санкции применяются в размере 1 грн. за каждое нарушение. Поэтому больше чем 1 грн. просрочка или неуплата авансовых взносов в первом полугодии стоить не будет.
Учет доходов
К сожалению, вопрос о том, какие поступления необходимо включать в доходы предпринимателям, работающим на общей системе налогообложения, как был открытым до принятия Налогового кодекса, так им и остался. И хотя в Налоговом кодексе подробно рассмотрены доходы обычных физлиц (непредпринимателей) и доходы юрлиц (предприятий), однако законодатели почему-то не уделили внимания физлицам-предпринимателям. Нормы Налогового кодекса содержат лишь краткое упоминание о том, что доход предпринимателя — это выручка, полученная им в денежной или неденежной форме (пункт 177.2 Налогового кодекса).
Нужно отметить, что статья 13 Декрета о подоходном налоге давала доходам похожее определение, только вместо фразы «Неденежная форма» там употреблялась «Натуральная форма». В связи с этим в доходы предпринимателя теперь по идее должна включаться также и выручка, полученная в нематериальной форме (например, право на результаты интеллектуальной деятельности, право пользования изобретением, право пользования торговым знаком и т. п.). Впрочем, это весьма специфические поступления и мало кто из предпринимателей имеет с ними дело.
В целом же в доходы по-прежнему следует включать все, что поступило от предпринимательской деятельности. Это может быть:
— плата за проданные товары (работы, услуги), полученная предпринимателем наличными или на текущий счет;
— плата за проданные товары (работы, услуги), полученная работником предпринимателя на руки (наличными);
— аванс, полученный предпринимателем за товары (работы, услуги), в наличной или безналичной форме;
— аванс, полученный работником предпринимателя на руки (наличными) за товары (работы, услуги);
— проценты, начисленные банком на остаток средств на текущем счете предпринимателя, а также проценты по депозиту (если он открыт физлицом, выступающим в качестве предпринимателя);
— стоимость товаров, полученных по бартеру;
— сумма зачета задолженностей;
— сумма задолженности, списанной кредитором;
— банковские проценты (если счет открыт лицом в качестве предпринимателя);
— безвозвратная финансовая помощь;
— стоимость бесплатно полученных товаров (работ, услуг);
— суммы штрафов, пени и неустойки, полученные от контрагентов за нарушение условий договоров;
— другие поступления, связанные с предпринимательской деятельностью.
Ну а то, что получено физлицом как гражданином, в предпринимательские доходы включать не только не нужно, но и нельзя (например, зарплата, наследство, подарки и другие блага, в том числе доходы от деятельности, не указанной при госрегистрации*). Такие доходы облагаются НДФЛ по ставке 15 % или 17 % без уменьшения их на величину расходов (пункт 177.6 Налогового кодекса).
* Данная ситуация еще не до конца ясна. С одной стороны, налоговики утверждают, что доходы предпринимателя от деятельности, не указанной им при госрегистрации, облагаются НДФЛ как доходы обычного физлица (гражданина-непредпринимателя). То есть логично их не записывать в Книгу УДР. Но с другой — есть риск того, что отсутствие записей о таких доходах в Книге УДР налоговики могут истолковать как неоприходование наличной выручки (конечно, если такие доходы были получены наличными). Поэтому пока что безопаснее все-таки указывать в Книге УДР поступления от деятельности, не внесенной в регистрационную карточку предпринимателя.
Кроме того, в состав доходов не включаются:
— сумма собственных средств предпринимателя, внесенная им на текущий счет;
— сумма возвратной финансовой помощи в течение срока действия договора (если же финпомощь не возвращена в срок, предприниматель должен включить ее в доходы);
— сумма кредита, полученного предпринимателем (за исключением тех случаев, когда кредит вместо предпринимателя погашает поручитель — тогда в доходы включается сумма, погашенная поручителем);
— сумма депозита, которая возвращается банком на текущий счет предпринимателя;
— средства, которые поступили на текущий счет предпринимателя как возврат от поставщиков (исполнителей) вследствие расторжения договора;
— страховое возмещение, полученное от страховщика при наступлении страхового случая;
— другие поступления, не связанные с предпринимательской деятельностью.
При этом важно помнить о том, что предприниматели отражают доход только в момент получения денежных средств или другой компенсации, а не в момент начисления дохода. Проще говоря, принцип остался прежним: если получены деньги (или другие блага), отражаем доход, если же товары отгружены (или выполнены работы/предоставлены услуги), а оплата еще не поступила — дохода у предпринимателя нет.
Сумму полученного дохода нужно отражать в Книге учета доходов и расходов (далее — Книга УДР), которую следует вести по новой форме. При этом предпринимателям, работающим без наемных работников, можно отражать доход одной суммой — общим итогом за день.
Учет расходов
Предприниматели, работающие на общей системе, давно привыкли к тому, что расходы им следует формировать по тому же списку, которым пользуются предприятия. Однако авторы Налогового кодекса на этом не остановились и пошли дальше: они решили еще более приблизить учет предпринимательских расходов к налоговому учету расходов у юрлиц. Так, пункт 177.4 Налогового кодекса гласит: «К перечню расходов, непосредственно связанных с получением доходов, относятся документально подтвержденные расходы, которые включаются в расходы производства (обращения) согласно разделу III этого Кодекса».
Обратите внимание: уже не сказано, что расходы формируются по перечню, установленному в разделе III, но «согласно разделу III». А это означает, что предприниматели теперь не только должны руководствоваться списком расходов, которые включаются (или не включаются) в валовые расходы, но и обязаны обращать внимание на расходы двойного назначения и на специфические правила формирования расходов.
При этом в I квартале 2011 года еще можно было отражать расходы по старым правилам, т. е. по списку из статьи 5 Закона о налоге на прибыль, а вот с 01.04.2011 г. уже нужно руководствоваться разделом III Налогового кодекса.
Поэтому сейчас предпринимателям важно разобраться с тем, какие именно расходы можно учитывать при работе на общей системе налогообложения, а какие нет. Для этого приведем табл. 1* и 2.
* Приведенная таблица сформирована на основании норм раздела III Налогового кодекса, поэтому некоторые позиции расходов являются для предпринимателей новыми. К сожалению, в настоящий момент налоговики пока еще не дали достаточно разъяснений по поводу того, можно ли предпринимателям руководствоваться этими новыми положениями или нет. В любом случае в течение первого полугодия ситуация прояснится, а до этого (до 01.07.2011 г.) за неправильное исчисление налоговых обязательств штраф составит всего 1 грн. (пункт 7 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса).
Таблица 1
Расходы предпринимателя на общей системе налогообложения с 01.04.2011 г.
Вид расходов |
Норма Налогового кодекса |
Когда отражаются в Книге учета доходов и расходов |
В какой графе Книги учета доходов и расходов отражаются (в соответствии с приказом № 1025) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Амортизация основных средств и нематериальных активов.
|
Статьи 144 — 148, пункт 138.8 и подпункты 138.10.1, 138.10.2, 138.10.3 |
В момент начисления амортизации |
Графа 10 |
* Налоговики запрещают предпринимателям включать амортизацию в расходы на том основании, что физлица-предприниматели не ведут бухучет и не начисляют амортизацию. В качестве аргументов, опровергающих позицию налоговиков и подтверждающих право предпринимателя на амортизацию, можно привести следующие: — во-первых, Закон о бухучете действительно освобождает физлиц-предпринимателей от обязанности вести бухучет, но в то же время он не запрещает им это делать добровольно. Стало быть, предприниматель может воспользоваться бухгалтерскими правилами для начисления амортизации на свои основные средства и включать рассчитанные суммы амортизации в расходы; — во-вторых, в Налоговом кодексе есть пункт 177.4, который касается исключительно предпринимателей (не относится к юрлицам). Согласно этому пункту предприниматели не могут включать в расходы «<…> стоимость приобретенного движимого и недвижимого имущества, которое подлежит государственной регистрации, в случае если такое имущество приобретено до государственной регистрации физлица субъектом хозяйственной деятельности и/или не используется в такой деятельности». Отсюда четко видно, что стоимость любого имущества, приобретенного для хоздеятельности после госрегистрации физлица в качестве предпринимателя, в расходы включать разрешено. Причем Налоговый кодекс не требует для этого вести бухучет. Что же касается запрета налоговиков на такие действия предпринимателей, то такой запрет является незаконным. Ведь если придерживаться их логики и считать, что предприниматели вообще не могут включать в расходы стоимость основных средств, то зачем тогда было законодателям устанавливать специальный запрет на включение в расходы стоимости того имущества, которое было куплено до госрегистрации предпринимателя (пункт 177.4 Налогового кодекса)? Очевидно, такой запрет существует именно потому, что стоимость всего остального имущества в расходы включать можно; — в-третьих, в случае неначисления амортизации у предпринимателя будет неправомерно завышен объект налогообложения по сравнению с юридическим лицом. Ведь отнести всю сумму затрат на основные фонды в состав валовых расходов тоже нельзя (в соответствии с подпунктом 139.1.5 Налогового кодекса). А это свидетельствует о нарушении принципа равенства, закрепленного в подпункте 4.1.2 Налогового кодекса, что недопустимо; — и наконец, в-четвертых, неоднозначное понимание норм Налогового кодекса всегда должно быть истолковано в пользу налогоплательщика, т. е. предпринимателя, на основании подпункта 4.1.4 и пункта 56.21 Налогового кодекса. | |||
Стоимость купленного товара |
Пункт 138.6 |
В момент уплаты денежных средств (а если оплата авансовая, то после получения товара) |
Графа 5 |
В момент получения дохода от их продажи |
Графа 6 | ||
Стоимость доставки товара (если она не включена в цену товара) |
Пункт 138.6 |
В момент уплаты денежных средств |
Графа 10 |
Ввозная пошлина |
Пункт 138.6 |
В момент уплаты денежных средств |
Графа 10 |
Стоимость сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, которые образуют основу изготовленной продукции (работы, услуги) |
Подпункт 138.8.1 |
В момент уплаты денежных средств (а если оплата авансовая, то после получения сырья) |
Графа 5 |
В момент передачи сырья и материалов в производство (независимо от даты продажи изготовленной из них продукции) |
Графа 6 | ||
Заработная плата и другие выплаты работникам (расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат, премий, поощрений, компенсаций стоимости товаров, работ, услуг, любая другая оплата в денежной или натуральной форме) |
Подпункт 138.8.2 и пункт 142.1 |
В момент выплаты денежных средств |
Графа 9 |
Сумма единого социального взноса (ЕСВ), уплаченная предпринимателем как «за работников», так и «за себя» |
Пункты 138.9 и 143.1, подпункт 138.10.4 |
В момент уплаты денежных средств |
Графа 9 |
Выплаты гражданам за работы (услуги) по договорам гражданско-правового характера |
Пункт 142.1 |
В момент уплаты денежных средств (а если оплата авансовая, то в момент подписания акта приема-передачи работ/услуг) |
Графа 10 |
Плата за аренду земельных участков |
Пункт 138.9 |
В момент перечисления арендной платы |
Графа 10 |
Расходы на отопление, освещение, водоснабжение, водоотведение и другие услуги по содержанию производственных помещений |
Подпункт 138.10.1 |
В момент уплаты денежных средств |
Графа 10 |
Расходы на охрану труда, технику безопасности |
Подпункт 138.10.1 |
В момент уплаты денежных средств |
Графа 10 |
Суммы расходов, связанные с подтверждением соответствия продукции, систем качества, систем управления качеством, экологического управления окружающей средой, персонала установленным требованиям в соответствии с Законом о подтверждении соответствия |
Подпункт 138.10.1 |
В момент уплаты денежных средств |
Графа 10 |
Внутреннее перемещение товаров и полуфабрикатов |
Подпункт 138.10.1 |
В момент выдачи товара на торговую точку |
Графы 7 и 8 |
Недостачи, возникающие в производстве, потери от порчи материальных ценностей в пределах норм естественной убыли |
Подпункт 138.10.1 |
После оформления документа, подтверждающего обнаружение недостачи |
Графа 10 |
Расходы на проведение годовых и других собраний, представительские расходы |
Подпункт 138.10.2 |
В момент уплаты денежных средств |
Графа 10 |
Оперативная аренда имущества, в том числе основных средств (включая аренду легковых автомобилей) |
Подпункты 138.10.1, 138.10.2, 138.10.3 |
В момент уплаты денежных средств |
Графа 10 |
Расходы на содержание управленческих помещений (ремонт, отопление, освещение, водоснабжение и водоотведение, охрана) |
Подпункт 138.10.2 |
В момент уплаты денежных средств |
Графа 10 |
Приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ), стоянка, парковка легковых автомобилей |
Подпункт 138.10.2 |
В момент уплаты денежных средств |
Графа 10 |
Стоимость страхования имущества (в том числе основных средств, хотя налоговики выступают против того, чтобы предприниматель включал в расходы стоимость страхования основных средств) |
Подпункты 138.10.1, 138.10.2, 138.10.3 |
В момент уплаты страховых взносов |
Графа 10 |
Расходы на охрану |
Подпункт 138.10.2 |
В момент уплаты денежных средств |
Графа 10 |
Расходы на оплату услуг связи (почта, телеграф, телефон, телекс, телефакс, сотовая связь и другие подобные расходы) |
Подпункт 138.10.2 |
В момент уплаты денежных средств |
Графа 10 |
Плата за расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги банка |
Подпункт 138.10.2 |
В момент уплаты денежных средств |
Графа 10 |
Вознаграждения, выплачиваемые за консультационные, информационные, аудиторские и другие услуги |
Подпункт 138.10.2 |
В момент уплаты денежных средств, а если оплата авансовая — в момент подписания акта приема-передачи услуг |
Графа 10 |
Расходы на упаковочные материалы для упаковки товаров на складах |
Подпункт 138.10.3 |
В момент уплаты денежных средств |
Графа 10 |
Расходы на ремонт тары |
Подпункт 138.10.3 |
В момент уплаты денежных средств |
Графа 10 |
Расходы на рекламу и исследование рынка (маркетинг), на предпродажную подготовку товаров |
Подпункты 138.10.3, 140.1.5 |
В момент уплаты денежных средств (а если оплата авансовая — в момент подписания акта приема-передачи результатов услуг) |
Графа 10 |
Расходы на транспортировку, перевалку и страхование товаров (готовой продукции) |
Подпункт 138.10.3 |
В момент уплаты денежных средств |
Графа 10 |
Транспортно-экспедиционные и другие услуги, связанные с транспортировкой продукции (товаров) в соответствии с условиями договора (базиса) поставки |
Подпункт 138.10.3 |
В момент уплаты денежных средств |
Графа 10 |
Расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание |
Подпункт 138.10.3 |
В момент уплаты денежных средств |
Графа 10 |
Расходы на транспортировку готовой продукции между складами |
Подпункт 138.10.3 |
В момент уплаты денежных средств |
Графа 10 |
Расходы по операциям в иностранной валюте, потери от курсовых разниц:
|
Подпункты 138.10.4, 138.12.1, 153.1.3 и 153.1.4 |
В момент пересчета балансовой стоимости валюты, задолженности в инвалюте, при покупке или продаже инвалюты |
Графа 10 |
Расходы на уплату сбора в ПФ при покупке безналичной иностранной валюты за гривню и другие обязательные платежи, связанные с приобретением инвалюты |
Подпункты 138.12.1 и 153.1.4 |
В момент перечисления средств для покупки инвалюты |
Графа 10 |
Суммы начисленных налогов и сборов, упомянутых в Налоговом кодексе или в других законодательных актах (кроме НДС, налога на доходы и платы за торговый патент) |
Подпункт 138.10.4 |
В момент уплаты денежных средств |
Графа 10 |
Расходы на информационное обеспечение хозяйственной деятельности налогоплательщика, в том числе по вопросам законодательства, на приобретение литературы, оплату интернет-услуг и подписку специализированных периодических изданий |
Подпункт 138.10.4 |
В момент уплаты денежных средств |
Графа 10 |
Сумма процентов, уплаченных за пользование кредитами и займами |
Подпункт 138.10.5 |
В момент уплаты процентов |
Графа 10 |
Прочие расходы, в частности: | |||
— суммы средств или стоимость товаров, (работ, услуг), добровольно перечисленные (переданные) в течение отчетного года в бюджет или неприбыльным организациям, в размере, который не превышает 4 % прошлогоднего чистого дохода. Налоговики не разрешают предпринимателям включать такие суммы в расходы. Примечание. Мотивируя тем, что данные платежи не связаны с получением дохода |
Подпункт 138.10.6 |
В момент перечисления средств (передачи товаров, работ, услуг) |
Графа 10 |
— суммы средств, перечисленные работодателями профсоюзам на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу, в пределах 4 % прошлогоднего чистого дохода (с учетом расходов, указанных в предыдущем пункте) |
Подпункт 138.10.6 |
В момент перечисления средств |
Графа 10 |
— суммы средств или стоимость имущества, добровольно перечисленные (переданные) для целевого использования с целью охраны культурного наследия учреждениям науки, образования, культуры, заповедникам, музеям, музеям-заповедникам в размере, который не превышает 10 % прошлогоднего чистого дохода (см. примечание выше) |
Подпункт 138.10.6 |
В момент перечисления средств (передачи имущества) |
Графа 10 |
— суммы средств или стоимость имущества, добровольно перечисленные (переданные) в пользу резидентов для целевого использования с целью производства национальных фильмов (в том числе анимационных) и аудиовизуальных произведений, но не более 10 % прошлогоднего чистого дохода (см. примечание выше) |
Подпункт 138.10.6 |
В момент перечисления средств (передачи имущества) |
Графа 10 |
— расходы налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения, которые находятся в его собственности |
Подпункт 138.10.6 |
В момент перечисления средств |
Графа 10 |
— расходы на самостоятельное хранение, переработку, захоронение или приобретение услуг по сбору, хранению, перевозке, обезвреживанию, удалению и захоронению отходов от производственной деятельности налогоплательщика, которые предоставляются сторонними организациями |
Подпункт 138.10.6 |
В момент уплаты (расходования) средств |
Графа 10 |
— расходы на очистку сточных вод |
Подпункт 138.10.6 |
В момент уплаты (расходования) средств |
Графа 10 |
— другие расходы на сохранение экологических систем, которые находятся под негативным влиянием хозяйственной деятельности налогоплательщика |
Подпункт 138.10.6 |
В момент уплаты (расходования) средств |
Графа 10 |
— расходы на приобретение лицензий и других специальных разрешений, выданных государственными органами для осуществления хозяйственной деятельности (кроме тех, стоимость и срок использования которых отвечают признакам, установленным для основных средств, и которые подлежат амортизации в составе нематериальных активов) |
Подпункт 138.10.6 |
В момент покупки лицензии или платы за другой документ |
Графа 10 |
Суммы расходов, своевременно не отнесенные в состав расходов прошлых отчетных периодов в связи с потерей, уничтожением или порчей подтверждающих документов, если в отчетном периоде такие документы обнаружены или восстановлены |
Пункт 138.11 |
В момент обнаружения (восстановления) подтверждающего документа |
Графа 10 (если это любые прошлогодние расходы).
|
Суммы расходов, неучтенные в прошлых налоговых периодах в связи с допущением ошибок и выявленные в отчетном периоде (при этом возможность учесть прошлогодние расходы для предпринимателя — под сомнением, если эти расходы не связаны с доходом текущего года) |
Подпункт 138.11 |
В момент обнаружения ошибки | |
Сумма убытка, полученного от деятельности, не подлежащей патентованию (прошлогодний убыток включается в расходы I квартала отчетного года). Хотя вряд ли налоговики разрешат предпринимателю учесть прошлогодние убытки |
Подпункт 138.12.1 и пункт 150.1 |
I квартал отчетного года |
Графа 10 |
Суммы, уплаченные связанным лицам, включаются в расходы по ценам, не выше обычных (в случае если договорная цена более чем на 20 % превышает обычную) |
Подпункты 138.12.1 и 153.2.2 |
В момент уплаты денежных средств (а если приобретены товары, то дополнительно — в момент продажи товаров) |
Графа 10
|
Налогоплательщик — продавец товаров, работ, услуг имеет право уменьшить сумму дохода отчетного периода на стоимость отгруженных товаров (работ, услуг) в случае, если покупатель таковых без согласования с ним задерживает оплату их стоимости (или предоставление других видов компенсации). Такое право у продавца возникает, если в течение отчетного периода происходит любое из событий:
|
Подпункты 138.12.1 и 159.1.1 |
После подачи иска в суд или после того, как нотариус сделает исполнительную надпись |
Уменьшаются графы 6 и 3 |
В случае покупки товаров (работ, услуг) у нерезидентов, которые имеют оффшорный статус, расходы на их покупку учитываются в размере 85 % стоимости таких товаров (работ, услуг) |
Подпункт 138.12.1 и пункт 161.2 |
Приобретены услуги — 85 % их стоимости в момент уплаты денежных средств |
Графа 10 |
Приобретены товары — 85 % их стоимости в момент покупки (уплаты средств) и в момент продажи (получения дохода) |
Графа 5 (в момент приобретения товаров), графа 6 (в момент продажи таких товаров) | ||
Другие расходы хозяйственной деятельности, по которым прямо не установлены ограничения по отнесению их в состав расходов
|
Подпункт 138.12.2 |
В момент уплаты денежных средств |
Графа 10 |
Сумма средств или стоимость имущества, добровольно перечисленная (переданная) организациям работодателей и их объединениям в виде вступительных, членских и целевых взносов, но не более 0,2 % фонда оплаты труда в расчете за отчетный налоговый год |
Подпункт 138.12.3 |
В момент уплаты денежных средств (передачи имущества) |
Графа 10 |
Расходы налогоплательщика на обеспечение наемных работников специальной одеждой, обувью, специальной (форменной) одеждой, моющими и обезвреживающими средствами, средствами индивидуальной защиты, которые необходимы для выполнения профессиональных обязанностей, а также продуктами специального питания |
Подпункт 140.1.1 |
В момент уплаты средств |
Графа 10 |
Расходы на содержание медпункта |
Подпункт 140.1.1 |
В момент уплаты средств |
Графа 10 |
Расходы налогоплательщика на профподготовку, переподготовку и повышение квалификации работников рабочих профессий, а также в случаях, если законодательством предусмотрена обязательность периодической переподготовки или повышения квалификации |
Подпункт 140.1.3 |
В момент уплаты средств |
Графа 10 |
Любые расходы на страхование рисков гибели урожая, транспортировки продукции; гражданской ответственности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, которые являются основными средствами налогоплательщика; финансовых, кредитных и других рисков, связанных с осуществлением хоздеятельности, за исключением страхования жизни, здоровья или других рисков, связанных с деятельностью наемных работников, обязательность которого не предусмотрена законодательством |
Подпункт 140.1.6 |
В момент уплаты страховых платежей |
Графа 10 |
Командировочные расходы, касающиеся наемных работников (если в командировку отправляется сам предприниматель, его затраты нельзя включать в расходы, поскольку он не является наемным работником) |
Подпункт 140.1.7 |
После возвращения работника из командировки и предоставления им всех подтверждающих документов |
Графа 10 |
Изменение суммы компенсации стоимости товара после его продажи (в том числе возврат товара) |
Пункт 140.2 |
В момент получения средств за возвращенные товары |
Уменьшение графы 5 |
Потери товара в пределах норм естественной убыли |
Пункт 140.3 |
В момент обнаружения потерь (по результатам инвентаризации) |
Графа 10 |
Таблица 2
Что запрещено включать в расходы с 01.01.2011 г.
Вид расходов |
Норма Налогового кодекса
|
1 |
2 |
Расходы на организацию и проведение приемов, презентаций, праздников, развлечений и отдыха, приобретение и распространение подарков, кроме благотворительных взносов и пожертвований неприбыльным организациям, и расходов, связанных с рекламой. Правда, налоговики настаивают на том, что предприниматели не имеют права включать в расходы пожертвования неприбыльным организациям, поскольку такие платежи не связаны с получением дохода |
Подпункт 139.1.1 |
Суммы, перечисленные комитенту или принципалу, от продажи их товаров по договорам комиссии, агентским договорам и другим аналогичным договорам |
Подпункт 139.1.2 |
Суммы авансовой оплаты товаров, работ, услуг.
|
Подпункт 139.1.3 |
Расходы на погашение основной суммы полученных ссуд, кредитов |
Подпункт 139.1.4 |
Расходы на приобретение, изготовление, строительство, реконструкцию, модернизацию и другое улучшение основных средств, а также на приобретение (изготовление) нематериальных активов, которые подлежат амортизации |
Подпункт 139.1.5 |
НДС, включенный в цену товара (работы, услуги), и налог на доходы физических лиц, удержанный с зарплаты работников или вознаграждения, выплачиваемого гражданам по договорам гражданско-правового характера.
|
Подпункт 139.1.6 |
Расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими первичными документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами бухучета и налогообложения |
Подпункт 139.1.9 |
Стоимость торговых патентов, которая учитывается в уменьшение налогового обязательства предпринимателя |
Подпункт 139.1.10 |
Суммы штрафов и/или неустойки или пени, которые подлежат уплате по решению сторон договора или по решению госорганов, суда |
Подпункт 139.1.11 |
Расходы, понесенные в связи с приобретением товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физического лица — предпринимателя, который уплачивает единый налог (кроме стоимости работ и услуг в сфере информатизации, приобретенных у единоналожника).
|
Подпункт 139.1.12 |
Стоимость услуг (работ) по консалтингу, маркетингу, рекламе, приобретенных у нерезидента в объеме, который превышает 4 % дохода (выручки) от реализации продукции за предыдущий год (из выручки вычитается НДС и акцизный налог) |
Подпункт 139.1.13 |
Расходы, понесенные в связи с приобретением у нерезидента услуг (работ) по инжинирингу в объеме, который превышает 5 % таможенной стоимости оборудования, импортированного согласно соответствующему контракту |
Подпункт 139.1.14 |
Стоимость приобретенного движимого и недвижимого имущества, которое подлежит госрегистрации, если оно было приобретено до того, как физлицо зарегистрировалось предпринимателем, и/или если такое имущество не используется им в хозяйственной деятельности |
Пункт 177.4 |
Таким образом, с 01.04.2011 г. предпринимателям следует применять новые правила работы и формировать свои расходы по перечню, установленному Налоговым кодексом.
При этом нужно использовать кассовый метод для отражения расходов. Суть его заключается в том, что расходы заносятся в Книгу УДР сразу после того, как фактически понесены (т. е. как только уплачены денежные средства или передана другая компенсация). При этом в отношении товаров (работ, услуг) нужно еще и учитывать, получены они или нет:
— если получены, расходы можно отражать;
— в противном случае расходы можно записать только после того, как товар будет получен или предприниматель подпишет акт приема-передачи результатов работ/услуг.
Напоминаем, что учесть расходы предприниматель может только в том случае, если у него есть расчетные документы, подтверждающие факт уплаты средств. И безусловно, если такие расходы связаны с предпринимательской деятельностью физлица (хорошо, если данная связь тоже будет подтверждена документально).
Что касается расходов на покупку товаров (или сырья для изготовления продукции), то они уменьшат доход предпринимателя не сразу, а только после того, как будет получен связанный с ними доход. Поэтому в Книге УДР они отражаются дважды: первый раз в графе 5 — в момент уплаты денежных средств (для соблюдения кассового метода учета расходов), а второй раз в графе 6 — после получения дохода от их продажи (соблюдается принцип соответствия доходов и расходов). По окончании месяца именно значение графы 6 (а не графы 5) участвует в расчете показателя «чистый доход» (приказ № 1025).
Какие отчеты подаются на общей системе
В процессе деятельности на общей системе налогообложения предприниматель обязан формировать определенные отчеты по налогам и сборам. Мы ежемесячно публикуем календарь налогоплательщика, в котором указываем предельные сроки подачи таких отчетов и срок уплаты соответствующих налогов (сборов). А сейчас укажем основные отчеты.
Таблица 3
Отчеты, которые следует подавать при работе на общей системе
Отчет |
Кто обязан подавать |
Периодич-ность подачи |
Сроки предоставления |
Норма-тивно-правовой акт |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Декларация о доходах |
Все предприниматели, работающие на общей системе налогообложения |
Раз в год |
Не позже
|
Пункт 177.11 Налогового кодекса |
Предприниматели, которые перешли на общую систему
|
Два раза в год |
В течение
|
Подпункт 177.5.2 Налогового кодекса | |
Не позже
|
Пункт 177.11 Налогового кодекса | |||
Отчет об использовании регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций (расчетных книг) |
Предприниматели, которые работают в сфере торговли, общественного питания и услуг и осуществляют расчетные операции в наличной форме (или в безналичной форме с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) |
Ежемесячно |
Не позже
|
Пункт 7 статьи 3 Закона об РРО |
Форма № 1ДФ |
Предприниматели, у которых есть наемные работники или которые начисляли/выплачивали вознаграждение физлицам (в том числе физлицам-предпринимателям) по гражданско-правовым договорам |
Раз в квартал |
В течение
|
Статья 51 Налогового кодекса |
Декларация по НДС |
Предприниматели, зарегистрированные плательщиками НДС |
Ежемесячно |
В течение 20 календарных дней после окончания отчетного месяца |
Пункт 203.1 Налогового кодекса |
Налоговый расчет земельного налога на текущий год |
Предприниматели, которые использует в хоздеятельности собственную землю |
Раз в год или ежемесячно |
До 1 февраля текущего года или ежемесячно в течение 20 календарных дней после окончания отчетного месяца |
Пункт 286.2 Налогового кодекса |
Налоговый расчет арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности на текущий год |
Предприниматели, которые используют в хоздеятельности арендованную землю | |||
Налоговая декларация за специальное использование воды |
Предприниматели, которые используют воду, полученную из водных объектов (первичные водопользователи) и/или
|
Раз в квартал |
В течение 40 календарных дней после окончания отчетного квартала |
Пункт 328.3 Налогового кодекса |
Налоговая декларация по эконалогу |
Предприниматели, которые продают топливо оптом или в розницу, выбрасывают загрязняющие вещества стационарными источниками загрязнения, сбрасывают загрязняющие вещества непосредственно в водные объекты, размещают отходы в специально отведенных для этого местах (кроме тех, кто имеет лицензию на сбор отходов в качестве вторсырья), создают радиоактивные отходы |
Раз в квартал |
В течение 40 календарных дней после окончания отчетного квартала |
Пункт 250.2 Налогового кодекса |
Отчет о суммах начисленной заработной платы (дохода, денежного обеспечения, помощи, компенсации) застрахованных лиц и суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в органы Пенсионного фонда Украины |
Предприниматели, у которых есть наемные работники или граждане, выполняющие работы (услуги) по гражданско-правовым договорам (подают отчет «за работников») |
Ежемесячно |
Не позднее
|
Пункт 3.1 Порядка № 22-2 |
Отчет о суммах начисленного дохода застрахованных лиц и суммах начисленного единого взноса |
Предприниматели независимо от наличия/отсутствия наемных работников или граждан, выполняющих работы (предоставляющих услуги) по гражданско-правовым договорам, подают отчет «за себя» |
Раз в год |
До 1 апреля года, следующего за отчетным |
Пункт 3.2 Порядка № 22-2 |
Выводы
Правила отражения доходов на общей системе налогообложения остались для предпринимателей практически неизменными: доход отражается в момент поучения денежных средств или другой компенсации за продукцию, товары, работы или услуги.
А вот расходы теперь формируются несколько иначе. С 01.04.2011 г. начал действовать раздел III Налогового кодекса, в соответствии с которым в расходы можно будет включать: полную стоимость аренды легковых автомобилей и покупки ГСМ для них; стоимость коммунальных платежей, возмещенных арендодателю по счету; стоимость разговоров по мобильному телефону; расходы на рекламу; недостачи товаров в пределах норм естественной убыли, амортизацию основных средств (спорно) и другие затраты. На все расходы обязательно должны быть подтверждающие документы.
Что касается налоговой отчетности, то, кроме ежегодной подачи декларации о доходах, предприниматель обязан будет подавать: годовую отчетность по ЕСВ «за себя», а при необходимости — отчет по РРО, отчеты по земле, по эконалогу и сбору за использование воды, декларацию по НДС, декларацию о налоге на доходы физлиц. Кроме того, в случае использования труда наемных работников или граждан по гражданско-правовым договорам дополнительно придется раз в месяц подавать отчет по ЕСВ «за работников».