Нашi сайти:

Как обычно — это сколько?

Порядочных налогоплательщиков достаточно часто терзают опасения относительно того, понравятся ли их цены налоговикам и будут ли при проверке цены продажи сочтены приемлемо высокими........ ?


Порядочных налогоплательщиков достаточно часто терзают опасения относительно того, понравятся ли их цены налоговикам и будут ли при проверке цены продажи сочтены приемлемо высокими, а цены приобретений — приемлемо низкими. Ибо если не понравятся и не будут, то в случае более чем 20%-ного разночтения приемлемости произойдет существенное доначисление НДС — то ли в силу увеличения облагаемой продажной цены до уровня обычной, то ли в силу снижения налогоуменьшающей покупной цены тоже до обычной. В случае же, если контрагент — физлицо либо лицо связанное, а также если имеет место бартер или какая-то иная экзотика, то доначисления при цене, признанной «необычной», грозят и по налогу на прибыль, причем в таких ситуациях налогоувеличения — и по НДС, и по прибыли — будут происходить даже при менее чем 20%-ных отклонениях, то есть независимо от «степени необычности».

При этом честный плательщик вовсе не собирается обманывать государство и «не такую» цену может установить или принять от контрагента просто по незнанию — в силу недостаточности информации, особенно — если это касается цены приобретения того, что покупается не очень часто, или при продаже чего-то не очень профильного либо просто при покупке-продаже чего-то новенького.

Причем знать обычную цену налогоплательщику (хоть юрлицу, хоть физпредпринимателю) нужно не только для целей налогообложения (хотя и для этого тоже), но и просто с точки зрения грамотного ценообразования, ибо зависит цена сейчас не столько от себестоимости (которая, конечно, прогнозируема), сколько от рыночной конъюнктуры и целого ряда осложняющих факторов (с прогнозируемостью которых уже гораздо хуже).

Плюс — следует учесть явную неопределенность в отношении того, что из этого всего в налоговой захотят признать, а что — признать не захотят.

Таким образом, чрезвычайно востребованной (и потому хорошо оплачиваемой) оказалась бы услуга (если бы ее кто-то предоставлял) по квалифицированному экспертному определению обычной цены для той или иной конкретной ситуации.

Ибо огромный пункт 1.20 Закона О Прибыли (на который в своем 1.18 ссылается и Закон об НДС икоторый фактически действует также для целей НДФЛ — в силу упоминания в п/п. 4.2.9 «е» соответствующего Закона «обычных скидок») позволяет определить обычную цену в чересчур широком диапазоне — без малейшей уверенности в том, что налоговая с таким диапазоном (или с любой цифрой в его рамках) согласится и не подаст в суд на чересчур буквально понявшего Закон плательщика (в каковом суде уже многое будет зависеть от ценоощущения судьи).

Тем более что процедуры, «установленной законом»(!) для обычноценовых доначислений по косвенным методам, к которой апеллирует этот 1.20 (в 1.20.10), до сих пор нет!

Ну а с учетом приказа ГНАУ от 31.12.2009 г. № 756 (имеем в виду п. 3 утвержденных им Изменений кМетодрекомендациям*) до суда, требуемого в вышеупомянутом 1.20 (точнее — по совокупности п/п. 1.20.8, 1.20.10 Закона О Прибыли и п/п. 4.3.5 Закона «О порядке погашения...»), может и не дойти, поскольку налоговики разрешили себе направлять плательщику «письмо-предложение о самостоятельной уплате рассчитанных [налоговой] с применением обычных цен налоговых обязательств», что для многих тихих СПД, дороги в суд не знающих и ссориться ни с кем не желающих, будет равносильно «письму-указанию».

* «Бухгалтер» № 10'10, с. 24–25.

Так что экспертное определение обычных цен до проверки, а не по ее итогам (а еще лучше — на этапе формирования цены или обсуждения договора с контрагентом) было бы весьма желанным. При условии, разумеется, что:

налоговики такую экспертизу будут признавать (о чем должен быть подписан некий совместный документ с соответствующими фирмами-экспертами);

факт заказа такой экспертизы не обнародуется, а ее результат отнюдь не обязывает плательщика применять рассчитанную цену (должна быть лишь оплата ее расчета),просто отклонение от этой цены с высокой вероятностью нужно будет обосновывать — в случае иска налоговой — в суде;

гарантией объективности послужит комплекс антикоррупционных предупредительных мер — например, положение о лишении права предоставлять данную расчетную услугу после первого же проигранного в суде спора, в ходе которого «расчетная продукция» (размер посчитанной обычной цены) будет признана некачественной.

Некая параллель — но без обязаловки! — может быть здесь проведена с уже существующими организациями оценщиков; только их услуги нужны не всем и редко, а вот обычные цены полезно знать всем и всегда — чтобы извечное «А ну, какая у вас цена?» можно было, наконец, отпарировать встречным «А какую вам надо?».

Александр Кирш

Наш сайт корисний для вас?

Підписатися на найактуальнішу розсилку для бухгалтера бюджетної установи

 


Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це

Коментарі (0)
Залишити коментарі:
Ваше ім`я
Коментарі