609 0

Как обычно — это сколько?

Порядочных налогоплательщиков достаточно часто терзают опасения относительно того, понравятся ли их цены налоговикам и будут ли при проверке цены продажи сочтены приемлемо высокими........ ?

Порядочных налогоплательщиков достаточно часто терзают опасения относительно того, понравятся ли их цены налоговикам и будут ли при проверке цены продажи сочтены приемлемо высокими, а цены приобретений — приемлемо низкими. Ибо если не понравятся и не будут, то в случае более чем 20%-ного разночтения приемлемости произойдет существенное доначисление НДС — то ли в силу увеличения облагаемой продажной цены до уровня обычной, то ли в силу снижения налогоуменьшающей покупной цены тоже до обычной. В случае же, если контрагент — физлицо либо лицо связанное, а также если имеет место бартер или какая-то иная экзотика, то доначисления при цене, признанной «необычной», грозят и по налогу на прибыль, причем в таких ситуациях налогоувеличения — и по НДС, и по прибыли — будут происходить даже при менее чем 20%-ных отклонениях, то есть независимо от «степени необычности».

При этом честный плательщик вовсе не собирается обманывать государство и «не такую» цену может установить или принять от контрагента просто по незнанию — в силу недостаточности информации, особенно — если это касается цены приобретения того, что покупается не очень часто, или при продаже чего-то не очень профильного либо просто при покупке-продаже чего-то новенького.

Причем знать обычную цену налогоплательщику (хоть юрлицу, хоть физпредпринимателю) нужно не только для целей налогообложения (хотя и для этого тоже), но и просто с точки зрения грамотного ценообразования, ибо зависит цена сейчас не столько от себестоимости (которая, конечно, прогнозируема), сколько от рыночной конъюнктуры и целого ряда осложняющих факторов (с прогнозируемостью которых уже гораздо хуже).

Плюс — следует учесть явную неопределенность в отношении того, что из этого всего в налоговой захотят признать, а что — признать не захотят.

Таким образом, чрезвычайно востребованной (и потому хорошо оплачиваемой) оказалась бы услуга (если бы ее кто-то предоставлял) по квалифицированному экспертному определению обычной цены для той или иной конкретной ситуации.

Ибо огромный пункт 1.20 Закона О Прибыли (на который в своем 1.18 ссылается и Закон об НДС икоторый фактически действует также для целей НДФЛ — в силу упоминания в п/п. 4.2.9 «е» соответствующего Закона «обычных скидок») позволяет определить обычную цену в чересчур широком диапазоне — без малейшей уверенности в том, что налоговая с таким диапазоном (или с любой цифрой в его рамках) согласится и не подаст в суд на чересчур буквально понявшего Закон плательщика (в каковом суде уже многое будет зависеть от ценоощущения судьи).

Тем более что процедуры, «установленной законом»(!) для обычноценовых доначислений по косвенным методам, к которой апеллирует этот 1.20 (в 1.20.10), до сих пор нет!

Ну а с учетом приказа ГНАУ от 31.12.2009 г. № 756 (имеем в виду п. 3 утвержденных им Изменений кМетодрекомендациям*) до суда, требуемого в вышеупомянутом 1.20 (точнее — по совокупности п/п. 1.20.8, 1.20.10 Закона О Прибыли и п/п. 4.3.5 Закона «О порядке погашения...»), может и не дойти, поскольку налоговики разрешили себе направлять плательщику «письмо-предложение о самостоятельной уплате рассчитанных [налоговой] с применением обычных цен налоговых обязательств», что для многих тихих СПД, дороги в суд не знающих и ссориться ни с кем не желающих, будет равносильно «письму-указанию».

* «Бухгалтер» № 10'10, с. 24–25.

Так что экспертное определение обычных цен до проверки, а не по ее итогам (а еще лучше — на этапе формирования цены или обсуждения договора с контрагентом) было бы весьма желанным. При условии, разумеется, что:

налоговики такую экспертизу будут признавать (о чем должен быть подписан некий совместный документ с соответствующими фирмами-экспертами);

факт заказа такой экспертизы не обнародуется, а ее результат отнюдь не обязывает плательщика применять рассчитанную цену (должна быть лишь оплата ее расчета),просто отклонение от этой цены с высокой вероятностью нужно будет обосновывать — в случае иска налоговой — в суде;

гарантией объективности послужит комплекс антикоррупционных предупредительных мер — например, положение о лишении права предоставлять данную расчетную услугу после первого же проигранного в суде спора, в ходе которого «расчетная продукция» (размер посчитанной обычной цены) будет признана некачественной.

Некая параллель — но без обязаловки! — может быть здесь проведена с уже существующими организациями оценщиков; только их услуги нужны не всем и редко, а вот обычные цены полезно знать всем и всегда — чтобы извечное «А ну, какая у вас цена?» можно было, наконец, отпарировать встречным «А какую вам надо?».

Александр Кирш



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)