Інформація по темі "" | Публікації по тегу
1558 0
Друкувати
Обране

Это такое размещалово

Больших ВЗ при расчете облагаемой прибыли Мерчандайзинг и его отражение в налоговом учете


Среди расходов, горячо любимых в предпринимательской среде, особое место занимают расходы на мерчандайзинг. Подобные расходы могут составлять достаточно приличную сумму и производиться на постоянной основе (то есть из месяца в месяц); при этом проверяющим сложно контролировать реальность получения таких услуг, а также адекватность ценообразования.

Что же такое мерчандайзинг?

Госкомпредпринимательства в письме от 08.12.2009 г. № 15041 (см. «Бухгалтер» № 5'2010, с. 9), ссылаясь на Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия, определил мерчандайзинг как виды маркетинга, способствующие интенсивному продвижению товаров в розничной торговле без активного участия специального персонала (например, умелое размещение товаров в торговом зале, оригинальное оформление прилавков и витрин, организация презентаций с раздачей сувениров, предоставление скидок и льгот).

В свою очередь ГНАУ (см. письмо от 28.01.2010 г. № 806/6/23-4016/40 в «Бухгалтере» № 8'2010 на с. 10–11) понимает мерчандайзинг как новое направление торгового маркетинга, охватывающее прежде всего:

выкладку и размещение товара в месте розничной продажи;

обеспечение соответствующего ассортимента и достаточного количества товара;

организацию локальной рекламы, например: установление на торговой точке специального фирменного оборудования (холодильники, дисплеи, стеллажи, полки и т. д.), конструкций презентационного характера (тумбы, выставочные стойки, рекламные стенды, подставки под рекламные материалы и др.), размещение полиграфической рекламной продукции (буклеты, плакаты, гирлянды, флажки и т. п.), организацию на месте продажи рекламных акций в виде дегустаций, бесплатной раздачи и др.;

анализ показателей продаж;

решение определенных вопросов ценовой политики о предельной торговой надбавке;

инструктаж продавцов розничных магазинов относительно потребительских характеристик товара, методов мотивации потребителей.

Нужно отметить, что ГНАУ занимала довольно странную позицию в отношении налогового учета расходов на мерчандайзинг. Так, в консультации в «Вестнике налоговой службы Украины» № 37/2007 (см. «Бухгалтер» № 39'2007, с. 35) плательщику налога разрешалось включить в состав валовых затрат

«расходы на продвижение товара на рынке, предпродажную подготовку и размещение (выкладку) товара на витринах и специальных конструкциях <...> (при условии, что данный товар продается (предоставляется) таким плательщиком)».

А вот в упомянутом выше письме ГНАУ от 28.01.2010 г. № 806/6/23-4016/40 при организации налогового учета подобных расходов было предложено руководствоваться «маркетинговым» письмом от 29.07.2008 г. № 15176/7/15-0217*, в котором изложена следующая позиция налоговиков:

* См. «Бухгалтер» № 29'2008, с. 14–15.

«<...> расходы на маркетинг отражаются в составе валовых затрат только в случае, если они соответствуют расходам на предпродажные и рекламные мероприятия, указанные в подпункте 5.4.4 п. 5.4 ст. 5 Закона [О Прибыли] (в частности, услуги по размещению продукции в местах продажи, услуги по очистке, фасовке, оперативному пополнению объемов товаров на стеллажах, размещению информации о товаре и т. п.).

При этом в соответствии с указанным подпунктом Закона плательщик налога имеет право включить в состав валовых затрат расходы на маркетинг по товарам (работам, услугам), которые продаются (предоставляются) таким плательщиком. То есть указанные расходы должны быть непосредственно связаны с хозяйственной деятельностью плательщика налога».

Основные проблемы, которые порождает подобная позиция:

1) сведение маркетинговых (в том числе мерчандайзинговых) услуг к расходам на предпродажные и рекламные мероприятия (критику такого подхода — см. в «Бухгалтере» № 20'2008 на с. 38). В результате конкретному налогоплательщику потенциально угрожает дискуссия с проверяющим о том, насколько полученные им услуги предпродажно-рекламны и действительно ли они вписываются в рамки п/п. 5.4.4 Закона О Прибыли;

2) вытекающее из п/п. 5.4.4 Закона О Прибыли признание валовых затрат у заказчика только в случае, если маркетинговые (в том числе мерчандайзинговые) услуги предоставляются по товарам, которые продаются таким заказчиком. Данное условие — при его фискальной интерпретации — создает проблемы при работе с крупными торговыми (ритейлорскими) сетями: как правило, такие сети предоставляют маркетинговые услуги своим поставщикам при розничной продаже товаров в магазинах сети (право собственности на такие товары уже принадлежит не поставщику, а ритейлору).

В «Бухгалтере» № 45'2005 на с. 44–45 мы признавали, что подобные услуги без всяких сомнений связаны с хозяйственной деятельностью поставщика (они осуществляются в связи с продажами его товаров и в конечном итоге направлены на увеличение его доходов); поэтому соответствующие расходы должны включаться в состав валовых затрат. Кроме того, очевидно, что п/п. 5.4.4 Закона О Прибыли можно понимать и нефискально: услуги должны касаться товаров, которые, в принципе, продаются плательщиком (см. «Бухгалтер» № 32'2007, с. 37); последовательность (сначала услуги — потом продажа либо сначала продажа — потом услуги) и налоговые периоды осуществления операций не имеют значения.

Тем не менее мы предполагали, что валовозатратность таких услуг может быть поставлена налоговиками под сомнение: мол, право собственности на товары перешло от поставщика к ритейлору — следовательно, оплачиваются услуги по продвижению не своих, а чужих товаров. Приведенные выше письма и консультации ГНАУ, а также практика проверок на местах подтвердили актуальность наших предположений.

В подобной ситуации споры, естественно, были перенесены в суды. Так, в постановлении Окружного административного суда г. Киева от 21.11.2008 г. № 10/410 был сделан прогрессивный вывод, что Закон О Прибыли, а также другие нормативные акты не дают указаний, что расходы на предпродажные услуги должны осуществляться только в отношении товаров, являющихся собственностью плательщика налога. Услуги, предоставляемые супермаркетами (маркетинговые услуги, услуги по продвижению товаров в торговых сетях, услуги по внесению новых товаров в ассортиментный перечень товаров, услуги по организации сбыта товаров, услуги по стимулированию спроса, услуги мерчандайзинга), непосредственно влияли на результаты деятельности поставщика и были направлены на получение дохода.

Особый интерес для любителей мерчандайзинга представляет определение Вадсуда от 08.04.2010 г. № К-16160/07 (см. с. 8–11 настоящего выпуска). Как следует из определения, Вадсуд согласился с тем, что услуги по продвижению товара на рынке, развозке товара, обеспечению стандартов, размещению товаров в розничных торговых точках связаны с хозяйственной деятельностью поставщика (производителя продукции и оптового продавца) и считаются его предпродажными и рекламными мероприятиями. Такие услуги обеспечивают спрос на данные товары, а следовательно, обеспечивают поставщику получение доходов в будущем. При этом валовые затраты по предпродажно-рекламным расходам не зависят от наличия права собственности на товар на момент получения услуг — важно лишь, чтобы данный товар продавался таким поставщиком.

Иными словами, Вадсуд согласился с ГНАУ в том, что мерчандайзинговые услуги попадают в состав валовых затрат на основании п/п. 5.4.4 Закона О Прибыли. Однако, во-первых, суд продемонстрировал широкое понимание предпродажных и рекламных мероприятий (см. цитируемый в определении перечень услуг, предоставляемых по договору истца с дистрибьютером), а во-вторых, он отверг фискальную трактовку конструкции, использованной в п/п. 5.4.4 («в отношении товаров (работ, услуг), продаваемых (предоставляемых) таким плательщиком»). Суд не согласился с тем, что товары, в отношении которых предоставляются предпродажно-рекламные услуги, должны в этот момент находиться в собственности плательщика; если такие товары когда-либо продавались или будут продаваться таким плательщиком, то этого достаточно для включения подобных расходов в состав валовых затрат*.

* Кстати, данное определение (если творчески развивать его идеи) открывает возможность для комиссионеров/поверенных отнести в состав ВЗ расходы на предпродажную подготовку и рекламные мероприятия. Напомним, что налоговики необоснованно отрицали затраты в этой ситуации, ссылаясь на отсутствие у посредников права собственности на товары (см. письмо ГНА в г. Киеве от 12.04.2006 г. № 244/10/31-106 в «Бухгалтере» № 8'2010 на с. 17т).

Надеемся, что эта позиция Вадсуда касается не только «Олейны» (см. текст определения) и будет иметь общий характер.

Станислав Погребняк

env_icon Наш сайт корисний для вас?

Отримуйте першими актуальні новини! env_icon

Підписатися на найактуальнішу розсилку для бухгалтера бюджетної установи

Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це



Коментарі
(0)
Яка вдача - ви можете стати першим, хто прокоментує цей матеріал.
Залишити коментар:
Ваше ім`я
Коментарі
Шановні колеги!
Довгі роки ми наполегливо працювали, щоб вчасно підставляти плече підтримки всім українським бухгалтерам бюджетного сектору. Ми завжди розуміли, що їм нізвідки чекати допомоги й опори, тому розвивали новинний і консультативний портал власними силами та засобами. За що ви повсякчас віддячуєте нам своєю довірою та прихильністю. Ми дуже цінуємо це!

Та настають складні часи в усьому світі – й дедалі важче стає підтримувати гідний рівень роботи найбільшого в Україні порталу за свій кошт, частково покриваючи витрати завдяки рекламі. Цього вкрай замало!

Buhgalter.com.ua – це не лише стрічка новин із тематичними розділами та корисною інформацією. По той бік монітора щоденно стоять на варті роботи порталу 14 фахівців та чимале технічне забезпечення для безперешкодного функціонування сайту.

Ми сформували максимально комфортну ціну, яка б не «била по кишені», – 30 грн на місяць або 1 грн на день. Передплатники видань «Бюджетна бухгалтерія» та «Оплата праці», як і раніше, продовжують користуватися порталом безкоштовно та без реклами.

Розуміємо, для вас це стало несподіванкою, але в сьогоднішніх умовах ми не можемо діяти інакше. Цілком посильна сума, що дорівнює чашці кави у кав’ярні, підтримає життя вашого улюбленого ресурсу. За це ми віддячимо вам завжди цікавою й важливою інформацією та новими ідеями. Далі буде тільки краще!

Залишайтеся з нами – і давайте підтримувати один одного!

Ваші колеги – команда buhgalter.com.ua
30
грн/
місяц
Це приблизно усього 1 грн/день
Ви можете скасувати в будь-який момент
ic-acc-pay
Для того, чтоб распечатать текст необходимо авторизоваться или зарегистрироваться
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити всього за 30 грн