Учет расходов двойного назначения в «1С:Бухгалтерии 8»
* Об учете расходов на ГСМ для легкового автомобиля вы можете прочитать в «Б & К», № 7, 2011.
Спецодежда
Итак, согласно п.п. 140.1.1 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ), если расходы на обеспечение работников спецодеждой укладываются в нормы, установленные Кабинетом Министров Украины, как и раньше, всю сумму можно отнести на расходы налогоплательщика. Поэтому вспомним только, как учитываются операции по приобретению спецодежды в «1С:Бухгалтерии 8».
Приобретение спецодежды оформляется документом «Поступление товаров и услуг». Вид операции будет зависеть от предполагаемого срока использования спецодежды. Если срок полезного использования спецодежды более одного года, ее относят к малоценным необоротным материальным активам (далее — МНМА) и приходуют операцией «Оборудование». Если менее, то — к малоценным быстроизнашивающимся предметам (далее — МБП) и вид операции будет «Покупка, комиссия».
Передача спецодежды в эксплуатацию в «1С: Бухгалтерии 8» будет зависеть от того, к какому виду актива эту спецодежду отнесли. Разбить ее на подгруппы можно по следующим признакам:
— спецодежда, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которой более одного года и первоначальная стоимость которой превышает порог «малоценности»**, установленный в учетной политике предприятия, — относится к основным средствам (далее — ОС);
— предметы рабочей одежды, ожидаемый срок полезного использования которых более одного года (или операционного цикла, если он более одного года) и первоначальная стоимость которых менее установленного самим предприятием стоимостного признака, — относятся к МНМА;
— отдельные предметы рабочей одежды, которые используются не более одного года или нормального операционного цикла, если он более одного года, — относят к МБП.
** Ранее в бухгалтерском учете предприятия ориентировались на стоимостную границу в 1000 грн., установленную Законом о налоге на прибыль, для налогового учета при отнесении активов к основным фондам. Согласно НКУ с 2012 года новый стоимостной критерий для признания основных средств будет равен 2500 грн. В 2011 году он по-прежнему составляет 1000 грн.
В таблице 1 приведены документы, по которым спецодежда передается в эксплуатацию в зависимости от того, к какому виду актива она относится.
Таблица 1
№ п/п |
Хозяйственная
|
Вид актива |
Документ ввода в эксплуатацию |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Покупка спецодежды |
МБП |
«Поступление товаров и услуг» вид операции «Покупка, комиссия» |
МНМА или ОС |
«Поступление товаров и услуг» вид операции «Оборудование» | ||
2 |
Передача в эксплуатацию |
МБП |
«Передача малоценных активов в эксплуатацию» |
МНМА | |||
ОС |
«Ввод ОС в эксплуатацию» | ||
3 |
Списание из эксплуатации |
МБП и МНМА |
«Списание малоценных активов из эксплуатации» |
расходы на гарантийный ремонт
Итак, если раньше расходы на гарантийный ремонт можно было отнести на валовые расходы только в размере 10 % стоимости проданных товаров, по которым не истек срок гарантийной замены, то на сегодняшний день расходы, отвечающие требованиям, изложенным в п.п. 140.1.4 НКУ, в полном размере относятся на расходы налогоплательщика.
Ставки нормируемых расходов в «1С:Бухгалтерии 8» хранятся в регистре сведений «Параметры налогового учета». В релизе 1.1.25.2 пока никаких изменений в этот регистр внесено не было (см. рис. 1), но к концу II квартала «1С» обещала все исправить*. А пока что при необходимости сведения, хранящиеся в регистре, можно откорректировать вручную.
* В «Б & К», № 8 , 2011, было опубликовано письмо о планируемых фирмой «1С» сроках выпуска обновлений.
Предлагаю вспомнить, какими документами отражают операции продажи и ремонта гарантийных товаров (см. табл. 2).
Таблица 2
№ п/п |
Хозяйственная операция |
Документ |
1 |
Продажа товара |
«Реализация товаров и услуг», операция «покупка, комиссия» |
2 |
Покупка материалов, необходимых для выполнения гарантийного обслуживания |
«Поступление товаров и услуг», операция «покупка, комиссия» |
3 |
Списание материалов, необходимых для ремонта |
«Списание товаров», операция «товары, продукция» |
4 |
Оказание ремонтных услуг |
«Акт об оказании производственных услуг» |
Командировочные расходы
Дата «1 апреля 2011 года» стала отправной точкой во многих вопросах. Так, с 1 апреля изменились правила учета расходов на командировку. И если в ситуации с нормированием расходов на гарантийный ремонт можно подождать обещанных обновлений, то с командировочными расходами такое не пройдет.
Механизм расчета суточных изменился, теперь размер суточных зависит от размера минимальной заработной платы, действующей на 1 января отчетного налогового года. Но пока новый механизм не реализован в программе, размер суточных мы установим сами.
Важно! Размер суточных не имеет привязки к расходам на питание (хотя предприятие может самостоятельно в приказе установить градацию норм суточных в зависимости от питания).
Открываем регистр сведений «Параметры налогового учета», копированием предыдущей записи создаем новую, датируя ее «01.04.2011 г.». Переходим на закладку «Командировочные расходы» и изменяем суммы суточных расходов на 188,20 грн. (0,2 х 941) по территории Украины и 705,75 грн. для зарубежных командировок.
Важно! Сумма 188,20 грн. — это верхняя граница, предприятие может устанавливать меньший размер суточных.
Аванс на командировку может быть выдан из кассы наличными либо перечислен в безналичной форме на соответствующий счет для использования с применением платежных карточек. Рассмотрим, как оформить каждый из этих вариантов выдачи аванса подотчетнику.
Выдача денег из кассы оформляется документом «Расходный кассовый ордер» (меню «Банк и касса») с видом операции «Выдача денежных средств подотчетнику». В форме документа указывают работника, которому выдают наличность, и вводят сумму аванса.
Перечисление денег на корпоративную пластиковую карточку. Эта операция оформляется документом «Платежное поручение исходящее». Вид операции для этого документа будет зависеть от сроков перечисления банком денег с одного счета предприятия на другой. Если перечисление денег осуществляется в течение одного банковского дня, выбираем вид операции «Перевод на другой счет организации». Такое временное ограничение связано с тем, что платежное поручение с видом операции «Перевод на другой счет организации» одновременно списывает деньги с одного счета и приходует их тем же числом на другой.
Если же операция заняла несколько дней и какое-то время деньги находились в пути, то для точности учета лучше использовать другой способ учета операции. В день перевода денег оформить документ «Платежное поручение исходящее» с видом операции «Прочее списание безналичных денежных средств» на субсчет 333 «Денежные средства в пути в национальной валюте» (или субсчет 334 «Денежные средства в пути в иностранной валюте»). А в день поступления денег на карточку проводим документ «Платежное поручение входящее», вид операции «Прочее поступление безналичных денежных средств», в корреспонденции со субсчетом 333. И не забудьте в реквизите «Счет учета» выбрать субсчет 313 «Другие счета в банке в национальной валюте».
Снятие средств работником с карточки отражается «Платежным поручением исходящим» с видом операции «Прочее списание безналичных денежных средств».
Перечисление аванса на зарплатную карточку работника. Эта операция оформляется документом «Платежное поручение исходящее» с видом операции «прочее списание безналичных денежных средств». Платежное поручение заполняется аналогично, с единственным отличием: во втором поле «Банковский счет» (указывают счет контрагента — получателя денег) нужно подставить счет зарплатной карточки работника, которому выдают аванс.
Напомню, что для отражения в программе отчета работника, вернувшегося из командировки, используют документ «Авансовый отчет». Им можно не только оформить операции по расчетам с подотчетным лицом (в гривнях или в иностранной валюте), но и оприходовать закупленные им за национальную валюту ТМЦ, бланки строгой отчетности и необоротные активы.
Табличная часть документа «Авансовый отчет» состоит из следующих закладок:
— «Авансы» — отражаются суммы, выданные
подотчетному лицу и израсходованные им;
— «Товары» — вводят данные по оприходованию приобретенных подотчетным лицом активов;
— «Тара» — отражают приобретение тары;
— «Оплата» — отражается приобретение услуг;
— «Прочее» — предназначена для начисления командировочных расходов (суточных и пр.).
Что касается остальных расходов (рекламные, на содержание медпунктов, на проведение аудита и пр.), которые больше не подлежат нормированию, то они оформляются в программе стандартными документами покупки работ (услуг).