ОТЧЕТНОСТЬ В ФВПТ ПО ЭЛЕКТРОНКЕ: ФВПТ разработал порядок предоставления
С введением ЕВС поменялся не только порядок выплаты пособий из ФВПТ, но и формы отчетности. В этой связи фонд разработал новые правила подачи отчетности в электронной форме.
Анализу нового порядка посвящена сегодняшняя статья.
Документы и сокращения статьи
Постановление № 23 — постановление правления ФВПТ «Об утверждении Порядка представления страхователями электронных документов в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности» от 27.04.11 г. № 23 (см. приложение «Документы» этого номера).
ЕВС — единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.
ФВПТ — Фонд социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности.
ЭЦП — электронная цифровая подпись.
Основные положения
ФВПТ своим постановлением № 23 утвердил Порядок № 23. Данный Порядок определяет общие принципы организации информационного обмена при подаче страхователями электронных документов в ФВПТ с использованием электронной цифровой подписи и распространяется на Исполнительную дирекцию ФВПТ, все ее рабочие органы и страхователей (предприятия и физлица-предприниматели), которые подают в электронной форме отчетные документы в ФВПТ.
В связи с принятием Порядка № 23 отменено действующее до этого постановление № 7 (п. 3 постановления № 23).
Постановление № 23 вступило в силу со дня официального опубликования — с 19 августа 2011 года (опубликовано в бюллетене «Офіційний вісник України», 2011, № 61 от 19.08.11 г.).
Виды подаваемых отчетов по электронке
Согласно п. 1.3 Порядка № 23 подать в ФВПТ в электронном виде можно такие формы:
1) отчет по форме Ф4-ФСС з ТВП — «Звіт страхувальника по коштах загальнообов'язкового державного соціального страхування у зв'язку з тимчасовою втратою працездатності та витратами, зумовленими похованням» (приложение 1 к Порядку № 4);
2) отчет по форме Ф14-ФСС з ТВП — «Звіт страхувальника про путівки на санаторно-курортне лікування та путівки до дитячих закладів оздоровлення» (приложение 2 к Порядку № 4);
3) заявление-расчет (приложение к Порядку № 26).
Возможность подачи в электронной форме отчетов по форме Ф4-ФСС з ТВП ипо форме Ф14-ФСС з ТВП предусмотрена п. 3.2 Порядка № 4. О порядке заполнения этих форм читайте в статье «Новая отчетность по ФВПТ: заполняем и подаем»// «БН», 2011, № 15, с. 25.
А о подаче по электронке заявления-расчета ФВПТ писал еще в своем письме от 04.03.11 г. № 01-16-387 // «БН», 2011, № 13, с. 4. Порядок заполнения этого документа см. в статье «Новый порядок выплаты больничных и других пособий из ФВПТ с 2011 года» // «БН», 2011, № 8, с. 16.
Сразу отметим: согласно п. 3.1 Порядка № 23 способ подачи документа определяется страхователем на добровольных началах. Таким образом, подача документа в электронном виде является добровольным решением, а не обязанностью страхователя. Если подан электронный документ согласно Порядку № 23, то документ на бумаге не подается.
Электронные документы с обязательными реквизитами, в том числе с ЭЦП страхователя (его должностных лиц), сформированные и поданные в соответствии с Порядком № 23, согласно законодательству являются оригиналами. Они имеют юридическую силу, должны храниться в течение срока, установленного законодательством для соответствующих документов на бумаге (пп. 3.2и 7.2 Порядка № 23).
Для создания электронных документов страхователь должен использовать специализированное программное обеспечение, о котором ФВПТ информирует на своем официальном сайте (www.fse.gov.ua). Как и для отчетности по ЕВС, для отчетов в ФВПТ будет разработано бесплатное программное обеспечение (п. 4.4 Порядка № 23).
Порядок подачи и приема отчетов
Страхователь направляет ФВПТ отчетные формы в электронном виде через автоматизированную информационную систему принятия электронных документов ФВПТ с помощью средств телекоммуникационной связи общего пользования. Для этого между ФВПТ и страхователем заключается договор.
Также страхователь может использовать услуги посредника. Взаимоотношения с посредником прописаны в разделе VI Порядка № 23.
На официальном веб-сайте ФВПТ (www.fse.gov.ua) будет обнародовать информацию по поводу подаваемых отчетов в электронном виде (п. 3.3 Порядка № 23), в частности:
— унифицированный формат;
— формы электронных документов в унифицированном формате;
— перечень форм электронных документов, по которым предусмотрена возможность подачи в электронном виде;
— информацию о включении посредников в систему электронного документооборота ФВПТ;
— прочую информацию о функционировании системы электронного документооборота (например, о программном обеспечении, которое может использоваться для создания электронных документов).
На сформированный документ страхователь налагает ЭЦП должностных лиц в последовательности, приведенной в таблице ниже.
Последовательность наложения ЭЦП на электронный документ | ||
предприятием |
физическим лицом — предпринимателем | |
при наличии должности бухгалтера |
при отсутствии должности бухгалтера | |
первая — ЭЦП главного бухгалтера (бухгалтера);
|
первая — ЭЦП руководителя (директора);
|
первая — ЭЦП физического лица — предпринимателя;
|
Срок для подачи отчетных форм Ф 4-ФСС з ТПП, Ф 14-ФСС з ТПП и заявления-расчета в электронной форме тот же, что и для документов на бумажных носителях. Напомним их:
— формы Ф 4-ФСС з ТПП и Ф 14-ФСС з ТПП подают не позднее 20 числа следующего за отчетным периодом месяца (п. 4.1 Порядка № 4);
— заявление-расчет — срок подачи не установлен, но его составляют и подают по мере начисления пособий болевшим работникам.
Прием от страхователей электронных документов осуществляется круглосуточно, а обработку ФВПТ осуществляет с 9:00 до 17:00 ежедневно, кроме выходных, праздничных и нерабочих дней.
При подаче электронной отчетности страхователю направляются 3 квитанции:
первая квитанция — после получения отчета ФВПТ (при использовании посредника — первая квитанция направляется не страхователю, а посреднику);
вторая квитанция — после проверки целостности документа, наложения на него ЭЦП, проверки на наличие вирусов и арифметических и методологических ошибок. Если при проверке выявлен негативный результат проверяемых параметров, то во второй квитанции указывается о неприятии отчета и причинах;
третья квитанция — после проверки и приема фондом электронного отчета.
При этом датой подачи электронного документа считается дата, зафиксированная в первой квитанции, по которой получена третья квитанция. Если по первой квитанции нет третьей квитанции с уведомлением о принятии, то отчет не считается принятым.