789 0

Как исправить ошибки в электронной декларации по налогу на прибыль, составленной за 9 месяцев 2010 года

02.12.10
Ежеквартально перед бухгалтером стоит задача правильно составить декларацию по налогу на прибыль и корректно определить сумму налога, подлежащего уплате. На сегодняшний день, практически на каждом предприятии эта задача упрощена использованием различных бухгалтерских программ, в частности программы «1С:Предприятие» версии 7.7. Но, к сожалению, даже они не полностью автоматизируют этот процесс, и очень часто декларация формируется с ошибками и некорректностями, а бухгалтер вынужден тратить свое время на их устранение и перепроверку ее показателей. В нашем материале мы опишем наиболее распространенные ошибки, которые могут возникнуть при составлении декларации в «1С», а также расскажем о том, как их можно исправить.

Юлия КАМИНСКАЯ, консультант «Б & К»

Порядок составления и форма декларации по налогу на прибыль утверждены приказом ГНАУ от 29.03.2003 г. № 143. Сроки подачи декларации установлены п.п. 4.1.4 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетными и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III, согласно которому налогоплательщик обязан ее подать в течении 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала.

В программе «1С» регламентированный отчет «Декларация о прибыли (квартальная форма)» (в меню «Отчеты → Регламентированные отчеты») формируется на основании следующей информации:

1) по счетам налогового учета ВД и ВР с аналитикой по видам субконто;

2) оборотов по счетам 64 и 65, отражающим начисление и уплату налогов. Причем следует учесть, что эти суммы должны совпадать с данными отчетности по таким налогам.

Для того чтобы автоматически заполнить данный отчет, необходимо воспользоваться кнопкой «Заполнить» (рис. 1). В случае если не все строки декларации правильно заполнены, их можно подкорректировать вручную, убрав признак в поле «Автоматический расчет».

44300.GIF

Если бухгалтер хочет понять, почему та или иная строка декларации заполнена некорректно, ему необходимо воспользоваться клавишей «Раскрыть (F5)», которая сформирует расшифровку интересующей строки декларации. К сожалению, не по всем строкам существуют такие расшифровки, поскольку информация в некоторые строки берется из соответствующих приложений к декларации, и бухгалтер должен понимать, на какое приложение следует обратить внимание, чтобы проверить сумму строки, а также сформировать расшифровки по строкам приложений. В противном случае ему придется заполнить такие строки вручную.

Прежде чем автоматически сформировать декларацию по налогу на прибыль, необходимо помнить о подготовительных процедурах, без которых данные в декларации будут неполными. В частности, такими процедурами являются начисление налогов и сборов в налоговом учете, списание ТМЦ и МБП, распределение сумм ремонтов и модернизаций, начисление амортизации в налоговом учете, начисление процентов по кредитам и займам, а также проведение переоценки и т. д. Если все такие процедуры выполнены, следует произвести закрытие налогового периода (меню «Документы → Прочие → Закрытие налоговых периодов» — электронный документ «Закрытие налогового периода»). При этом следует помнить, что этот документ должен быть проведен последним из введенных за квартал, иначе часть информации может быть утеряна либо сформирована некорректно.

А теперь рассмотрим несколько типичных ситуаций, когда все вышеуказанные правила соблюдены, а декларация все-таки формируется некорректно.

Ситуация 1. Некорректно формируется информация в строке 01.1 «Доходы от продажи товаров (работ, услуг)».

Причин данной ошибки может быть несколько. Во-первых, следует проверить корректность указания в закладке «Дополнительно» всех электронных документов «Расходная накладная» и «Оказание услуг» правильного вида субконто («Продаж (придбання) товарів (робіт, послуг)»). Нужно учесть, что в этой строке отражается информация обо всех поставках или выполненных работах (предоставленных услугах), связанных только с основной деятельностью предприятия. Во-вторых, проверить, не указана ли где-то ошибочно неправильная сумма в поле «Указать сумму предварительной оплаты вручную» в закладке «Дополнительно» электронных документов «Расходная накладная» и «Оказание услуг». Если это так, то следует либо убрать признак в этом поле, либо поставить правильную сумму предоплаты. Для полной уверенности в том, что сумма валовых доходов по строке 01.1 рассчитана правильно, рекомендуем провести сверку ее данных с данными бухгалтерского учета. Для этого, например, можно сформировать оборотно-сальдовую ведомость либо анализ счета по субконто по субсчету 361 и рассчитать сумму валовых доходов по каждому контрагенту отдельно по следующей формуле (если предприятие является плательщиком НДС и не ведет отдельный учет авансов на субсчете 6811):

(Кредитовое сальдо по субсчету 361 на конец периода (переплата) - Кредитовое сальдо по субсчету 361 на начало периода + Общая сумма поставки по субсчету 361 в отчетном периоде)) ÷ 1,2.

Ситуация 2. Некорректно формируется информация в строках 01.2 К1 «Прирост балансовой стоимости запасов» и 04.2 К1 «Убыль балансовой стоимости запасов».

Суммы по строкам 01.2 К1 и 04.2 К1 формируются на основании заполнения приложения К1/1 таблицы 1 «Расчет прироста (убыли) балансовой стоимости запасов». Эта таблица заполняется по данным внебалансового счета ЗА «Балансовая стоимость запасов». Информация по этому счету формируется после проведения электронного документа «Закрытие налоговых периодов». Законодательно показатели этих строк регулируются п. 5.9 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятия» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (далее — Закон о налоге на прибыль). При проверке расчета прироста (убыли) следует учесть следующее:

1) особенности заполнения данного приложения предприятиями в зависимости от отрасли и специфики их деятельности;

2) сумма переоценки запасов не включаются в прирост балансовой стоимости;

3) стоимость запасов, потраченных на улучшение основных средств, не принимает участия в расчете балансовой стоимости.

Если все указанные нюансы учтены, а приложение формируется некорректно, следует провести перепроведение документов для восстановления последовательности проведения. Такое перепроведение осуществляется следующим образом. В меню «Сервис» выбираем «Обработка документов». Далее выбираем:

— период, за который необходимо провести такую обработку;

— вид обрабатываемых документов — все электронные документы, которые влияют на формирование сумм налоговых обязательств и налогового кредита;

— фирму, по которой будет проводиться обработка документов;

— тип обрабатываемых документов — «Все удовлетворяющие заданным условиям»;

— тип обработки — «Провести».

Ситуация 3. Некорректно формируется информация в строке 01.6 «другие доходы, кроме определенных в 01.1 ÷ 01.5».

Информация в данную строку попадает на основании субконто «Інші доходи та витрати». Для исправления ошибок прежде всего следует сопоставить данные налогового учета с данными бухгалтерского учета, проанализировав проводки, которыми отражаются такие доходы. В частности:

1) доходы в виде процентов, начисленных на остаток по банковскому счету (электронный документ «Банковская выписка»):

Дт 31 — Кт 73;

2) доходы в виде сумм штрафов и/или неустойки либо пени, фактически полученных по решению сторон договора, соответствующих государственных органов, суда (отражается в программе типовой «Операцией»):

Дт 68 — Кт 715;

3) суммы безвозвратный финансовой помощи, полученной налогоплательщиком в отчетном периоде, а также суммы возвратной финансовой помощи, полученной предприятием в отчетном периоде, которая остается невозвращенной на конец такого отчетного периода от лиц, не являющихся плательщиками налога на прибыль (электронный документ «Банковская выписка»):

Дт 31 — Кт 685;

4) суммы акцизного сбора, уплаченного (начисленного) покупателями подакцизных товаров (за их счет) в пользу плательщика такого акцизного сбора (электронный документ «Расходная накладная»):

Дт 26, 28 — Кт 6412

Дт 6412 — Кт 31.

Ситуация 4. Некорректно формируется информация в строке 04.1 «Расходы на приобретение товаров (работ, услуг), кроме определенных в 04.11».

Прежде всего следует осуществить проверку правильности указания субконто «Продаж (придбання) товарів (робіт, послуг)» в закладках «Дополнительные» электронных документов «Приходная накладная» и «Услуги сторонних организаций» по аналогии, приведенной в ситуации 1.

В случае если предприятие приняло решение отражать валовые расходы по правилу первого события, т. е. с учетом авансов, оно должно проверить корректность настройки в программе «1С» автоматического первого события:

1) в карточках контрагентов, которые работают на общей системе налогообложения, в закладке «Основные сведения» должен быть выставлен признак «Плательщик налога на прибыль» (в меню «Справочники → Контрагенты»). Следует учесть, что этот признак должен быть установлен на дату, не позднее даты отчетности, иначе первое событие по таким контрагентам формироваться не будет;

2) в карточках контрагентов, которые работают на упрощенной системе налогообложения, а также для СПД этот признак должен быть не активен.

В случае если предприятие проводит отражение валовых расходов по факту поступления первичных документов, отражающих приобретение товаров, выполнение работ и предоставление услуг, для правильного формирования данных налогового учета нужно проверить следующее:

1) указан ли в электронном документе «Банковская выписка» признак «0» в столбце «Д/Р», отвечающем за формирование валовых расходов в налоговом учете;

2) отключен ли признак «Плательщик налога на прибыль» в карточках всех контрагентов.

Бухгалтер может провести сверку сумм валовых расходов по анализу счета по субконто либо по журналу-ордеру по субконто по субсчету 631 (в случае если предприятие не ведет отдельный учет авансов на субсчете 3711), воспользовавшись вышеприведенной формулой, которая применяется для расчета валовых доходов. Однако такая формула применяется только в том случае, если предприятие применяет правило первого события. В противном случае необходимо просто сопоставить суммы актов, отраженных в программе «1С» за отчетный налоговый квартал, с суммой валовых расходов.

Вне зависимости от правил формирования валовых расходов налогоплательщику следует помнить, что он сможет подтвердить задекларированную сумму лишь в случае наличия правильно оформленных первичных документов, подтверждающих факт понесения таких расходов.

Ситуация 5. Некорректно формируется информация в строке 04.6 «сумма налогов, сборов (обязательных платежей), кроме определенных в 04.4».

Эта строка декларации заполняется в программе «1С» на основании итоговых данных о суммах начисленных налогов и сборов, автоматически сформированных в приложении Р1. Приложение, в свою очередь, заполняется на основании данных бухгалтерских субсчетов, отражающих начисление налогов, перечисленных в этом приложении.

Если данные строки формируются некорректно, нужно сверить проводки по бухгалтерскому учету с суммами валовых расходов, сформированных в этом приложении.

В некоторых случаях начисление таких налогов и сборов автоматизировано, а в некоторых такое начисление проводит бухгалтер ручными операциями. Например, сумма коммунального налога, который отражается в строке 4.6.23 приложения Р1, формируется в бухгалтерском и налоговом учете на основании электронного документа «Начисление ЗП», а сумма платы за землю, которая отражается в строке 4.6.4 приложения Р1, проводится в программе «1С» ручной операцией.

Ошибки при заполнении строки 04.6 связаны с тем, что в случае ручного начисления сумм налогов и сборов бухгалтеры часто забывают сделать, помимо проводки в бухгалтерском учете, еще и проводку в налоговом учете.

Ситуация 6. Некорректно формируется информация в строке 04.9 «отрицательное значение объекта налогообложения предыдущего налогового года».

Информация в данную строку берется в программе «1С» автоматически из сохраненного файла с отчетом за предыдущий налоговый год. В случае если файл за предыдущий год отсутствует, программа выдает сообщение:

«Файл отчета за 4 квартал 2009 года не обнаружен! Автоматическое заполнение строки с кодом 04.9 невозможно!»

Обращаем ваше внимание на то, что при составлении квартальной отчетности за 9 месяцев 2010 года бухгалтерам следует учесть изменения в нормах налогового законодательства, внесенные Законом Украины от 20.05.2010 г. № 2275-VI, а также разъяснения, приведенные в письме ГНАУ «Об отражении отрицательного результата в составе валовых расходов в 2010 году» от 14.07.2010 г. № 14009/7/15-0417.

Согласно изменениям, внесенным в п. 22.4 Закона о налоге на прибыль Законом № 2275-VI, в 2010 году в составе валовых расходов предприятия учитывается 20 % суммы отрицательного объекта налогообложения, сформированного на 1 января 2010 года.

В своем письме ГНАУ обращает внимание налогоплательщиков на то, что 20-процентное ограничение будет также применяться к самостоятельно обнаруженным ошибкам по результатам прошлых лет, если такие ошибки влияют на увеличение отрицательного значения, накопленного на 01.01.2010 г. (строка 8 декларации по налогу на прибыль за 2009 год).

То есть если при составлении декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2010 года сумма отрицательного значения объекта налогообложения автоматически затягивается из файла с отчетом за предыдущий налоговый год, бухгалтеру следует откорректировать ее в ручном режиме.

Ситуация 7. Некорректно формируется информация в строке 04.10 «расходы на улучшение основных фондов и нефтегазовых скважин».

Для заполнения этой строки используются данные таблицы 3 приложения К1/1 (улучшения основных фондов) и таблицы 2 приложения К1/2 (улучшения нефтегазовых скважин). При этом в программе должна корректно формироваться информация по субконто «Витрати на поліпшення основних фондів». В столбце 4 таблицы 3 указывается сумма 10-процентного лимита балансовой стоимости основных фондов. Именно в пределах этой суммы предприятие имеет право отнести на валовые расходы стоимость улучшений необоротных активов в течение года. Проводки по улучшению основных средств выполняет электронный документ «Модерн. необ. акт.». Этот документ формирует проводку по внебалансовому счету ОСМ «Модернизация ОС (налоговый учет)». После проведения электронного документа «Закрытие налогового периода» счет ОСМ формирует проводку по валовым расходам по субконто «Витрати на поліпшення основних фондів» в пределах лимита. Сумма превышения отражается по дебету соответствующих субсчетов счета ОС «Балансовая стоимость ОС (налоговый учет)». При этом следует помнить, что предприятия, зарегистрированные в середине года, не могут использовать норму п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль, поскольку у них нет балансовой стоимости основных фондов на начало года. Сумма улучшений основных фондов в таком случае включается в балансовую стоимость групп 2, 3, 4 или отдельного объекта основных фондов группы 1.

Для контроля стоимости произведенных ремонтов рекомендуем разработать электронный документ «Сводный реестр актов ремонтов (модернизаций) за период». Такой реестр должен содержать перечень актов ремонтов (модернизаций) основных средств с указанием даты регистрации акта, группы, наименования и инвентарного номера ОС, а также стоимости проведенных по акту ремонтных работ. Такой реестр поможет контролировать правильность распределения сумм ремонтов и улучшений между валовыми расходами и балансовой стоимостью основных фондов.

Ситуация 8. Некорректно формируется информация в строке 04.13 «Прочие расходы, кроме определенных в 04.1 ÷ 0.4.12».

Данная строка декларации является «сборной», и информация по ней формируется на основании субконто «Інші доходи та витрати». Как и при проверке прочих доходов, бухгалтеру следует сопоставить данные налогового учета с данными бухгалтерского учета, проанализировав проводки, которыми отражаются такие расходы. В некоторых случаях такие расходы отражаются электронными документами, а в некоторых — ручными операциями. Например, начисление процентов за расчетно-кассовое обслуживание банка отражается электронным документом «Банковская выписка», а сумма расходов на командировки — документом «Авансовый отчет».

Рассмотрим одну из наиболее распространенных ошибок, которую допускают бухгалтеры. В строке 04.13, в частности, отражается сумма процентов по кредитам (займам), которые, как правило, начисляются в программе «1С» ручной операцией. В случае неполного отражения в этой статье всей суммы начисленных процентов необходимо провести сверку с данными карточки субсчета 951 «Проценты за кредит» и карточки счета ВР по субконто «Інші доходи та витрати». Эти суммы могут ошибочно попадать в строку 04.1 «расходы на приобретение товаров (работ, услуг), кроме указанных в 04.11». Кроме того, при ручном начислении бухгалтеры часто забывают сделать, помимо проводки в бухгалтерском учете, еще и проводку в налоговом учете, тем самым занижая сумму расходов в налоговом учете.

Ситуация 9. Некорректно формируется информация в строке 07 К1 «Сумма амортизационных отчислений».

Суммы амортизационных отчислений в налоговом учете формируются после ежеквартального проведения электронного документа «Начисл. износа» (с выбором вида операции «Рассчитать амортизацию в налоговом учете»). В строке 07 К1 отражается сумма амортизационных отчислений, рассчитанных в порядке, установленном п. 8.3 Закона о налоге на прибыль. Информация об их сумме затягивается с забалансового счета ОС «Балансовая стоимость ОС (налоговый учет)» и НА «Балансовая стоимость НА (налоговый учет)».

При составлении приложения К1 к декларации по налогу на прибыль следует учитывать следующий момент. Программа «1С» не всегда корректно округляет значение рассчитанных амортизационных отчислений по каждой из групп основных фондов. Такая ошибка может возникать в случае, если в программе «1С» ведется пообъектный учет для групп 2 — 4, а не групповой, как это предусмотрено п.п. 8.3.5 Закона о налоге на прибыль. Совокупный учет балансовой стоимости групп 2 — 4 должен быть настроен в учете в обязательном порядке для формирования корректных данных по амортизации и балансовой стоимости группы основных фондов. Это необходимо еще и для того, чтобы избежать искажения в формировании учетной информации об амортизации и балансовой стоимости группы, например в случае ликвидации (списания, продажи) объекта групп 2 — 4. Отключение пообъектного учета для объектов 2 — 4 группы проводится в «1С» следующим образом. В меню «Справочники → Налоги и отчисления» выбирается папка «Ставки, связанные с ОС, НМА, МБП». В этой папке необходимо выбрать соответствующую группу основных фондов, для которой проводится отключение пообъектного учета. Далее устанавливается дата, с которой необходимо проводить начисление амортизации совокупно по группе, и в строке «Значение» задается следующее «Пообъектно = 0;». Этот параметр находится во всплывающем меню «История значения → Дополн. инф. (Дополнительные параметры)»).

После изменения параметров учета нужно проверить и в случае необходимости откорректировать ручной операцией в базе сумму входящего сальдо балансовой группы основных фондов.

Но даже при правильной настройке программы «1С», рекомендуем каждый раз проверять корректность заполнения приложения К1/1 и, если необходимо, проводить корректировку результатов расчетов вручную.

Еще одним случаем неправильного формирования сумм амортизации в налоговом учете может быть неправильное указание нормы амортизации в электронном документе «Ввод в экспл.».

Проанализировав все ошибки, приведенные выше, можно сделать вывод, что большинство из них возникает в случаях неправильного заполнения данных, от которых зависит корректное формирование декларации по налогу на прибыль. Поэтому при заполнении реквизитов документов, касающихся налогового учета, необходимо проявить особую внимательность.

В этой статье мы описали наиболее часто возникающие ошибки, которые бухгалтеры могут самостоятельно устранить. Надеемся, что наши советы и рекомендации облегчат вашу работу и помогут сэкономить время, затрачиваемое на подготовку налоговой отчетности. Ждем ваших писем на электронный адрес редакции id@bk.factor.ua. Успехов в работе! 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)