Нюансы переходных операций при смене упрощенной системы налогообложения на общую
В рамках действующего налогового законодательства предприятие имеет право изменить систему налогообложения, на которой оно работает. К примеру, на предприятии работавшем, на едином налоге, было принято решение о переходе на общую систему налогообложения. В статье мы расскажем, как в данной ситуации учесть переходные остатки при смене системы налогообложения в программе «1С: Бухгалтерия 7.7».
Ирина АФАНАСЕНКО, консультант журнала «Бухгалтер&Компьютер»
Смена системы налогообложения
Первое, на что стоит обратить внимание – это основные сведения о нашей организации. Они хранятся в справочнике «Фирмы». При переходе с упрощенной системы налогообложения на общую в карточке предприятия на закладке «Дополнительно» необходимо установить флажок «Плательщик налога на прибыль на общих основаниях» (рис. 1). Данный реквизит является периодическим, поэтому следует обратить внимание на дату записи изменений.
Второй момент, заслуживающий внимания, - это значения статей валовых доходов и валовых расходов, используемых для подстановки в такие первичные документы, как документы реализации, прихода, оплаты. Значения статей валовых доходов и валовых расходов можно найти в списке констант (меню «Операции – Константы») (Рис. 2). Здесь необходимо выбрать из справочника «Валовые доходы/расходы» те статьи, по которым в основном будут формироваться валовые доходы и валовые расходы на нашем предприятии. Они будут проставляться в первичных документах автоматически.
Теперь необходимо определить, что делать с такими переходными остатками, как товары (запасы), основные фонды, услуги.
Товары
Основные средства
В отношении переходных остатков основных средств дела обстоят благоприятнее. В консультации специалистов ГНАУ[1] сказано, что если налогоплательщик, будучи на упрощенной системе налогообложения, приобрел основные средства для собственного производственного использования, то по состоянию на дату перехода на общую систему налогообложения он формирует группы ОФ по их остаточной стоимости (определенной расчетно согласно налоговым нормам амортизации). При этом он осуществляет распределение основных средств по группам согласно п.п. 8.2.2 Закона о налоге на прибыль.
Если предприятие применяет в бухгалтерском учете налоговый метод начисления амортизации, то задача определения балансовой стоимости ОФ упрощается. Если же используется какой-либо иной метод, предусмотренный законодательством (п.26 П(С)БУ 7), то следует осуществить соответствующий пересчет балансовой стоимости ОФ. Как отразить в программе данную операцию рассмотрим на следующем примере.
Пример.
На балансе предприятия учитываются следующие основные средства, приобретенные и введенные в эксплуатацию в декабре 2008 года:
- здание – первоначальная стоимость -120000,00 грн; остаточная стоимость – 108000,00 грн; метод начисления амортизации – прямолинейный;
- стачивающая машина – первоначальная стоимость – 8000,00 грн; остаточная стоимость – 4876,55 грн; метод начисления амортизации – налоговый;
- краеобметочная машина - первоначальная стоимость – 4000,00 грн; остаточная стоимость – 2438,28 грн; метод начисления амортизации – налоговый;
- легковой автомобиль – первоначальная стоимость – 50 000,00 грн; остаточная стоимость – 21523,36 грн; метод начисления амортизации – налоговый;
- компьютер - первоначальная стоимость – 3500,00 грн; остаточная стоимость – 953,72 грн; метод начисления амортизации – налоговый;
- принтер - первоначальная стоимость – 2000,00 грн; остаточная стоимость – 544,98 грн; метод начисления амортизации – налоговый;
Все основные средства, кроме здания, амортизировались с применением налогового метода. Следовательно, балансовую стоимость здания необходимо рассчитать согласно налоговым нормам амортизации, а для остальных основных средств балансовая стоимость будет равна их остаточной стоимости на момент смены системы налогообложения.
Для расчета балансовой стоимости здания используется его первоначальная стоимость, дата ввода в эксплуатацию и соответствующая норма амортизации (для объекта группы 1 – 2%). В результате такого пересчета за два года эксплуатации по ставке 2% балансовая стоимость здания будет равна 102091,57 грн.
Далее необходимо распределить основные средства по группам ОФ согласно п.п. 8.2.2 Закона о налоге на прибыль и определить балансовую стоимость каждой группы:
- группа 1 - здание;
- группа 2 – легковой автомобиль;
- группа 3 – стачивающая машина и краеобметочная машина;
- группа 4 – компьютер и принтер.
Балансовая стоимость
- группы 1 – 102 091,57 грн;
- группы 2 -21 523,36 грн;
- группы 3 - 7314,83 грн (4876,55 + 2438,28);
- группы 4 – 1498,70 грн (953,72 + 544,98).
Теперь переходные остатки основных средств отразим в программе документом «Операция» (рис. 4).
Услуги
В отношении услуг, оказанных в период, когда предприятие находилось на едином налоге, а оплаченных уже на общей системе налогообложения, ГНАУ в своей консультации[2] отмечает следующее: «…при увеличении валового дохода на сумму средств, полученную за услуги, предоставленные до перехода с упрощенной системы на общую, предприятие имеет право включить расходы, связанные с получением этих средств, в состав валовых расходов». В программе в период возникновения валовых доходов при проведения документа оплаты («Выписка банка»,«Приходный кассовый ордер») необходимо отразить валовые доходы и валовые расходы по затратам, связанным с предоставлением таких услуг, с помощью документа «Операция» (Рис.5).
Мы рассмотрели основные нюансы переходных операций при смене упрощенной системы налогообложения на общую. Если у Вас возникнут вопросы, пишите на электронный адрес редакции bk@id.factor.ua.