453 0

Отказ органа Пенсионного фонда принять отчетность: как действовать?

14.06.11
В редакцию довольно часто поступают вопросы, связанные с ситуацией, когда орган Пенсионного фонда отказывает в принятии отчетности по единому социальному взносу, мотивируя отказ тем, что заработная плата сотрудников ниже установленного минимального размера. Как в такой ситуации правильно действовать?

Аналогичные ситуации при подаче отчетности (отчет о суммах начисленных взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование) в органы Пенсионного фонда имели место и до 01.01.2011 г. Мотивы часто бывали теми же: сотрудники управлений ПФУ высказывали пожелание видеть в отчетности доходы работников не ниже предусмотренного законодательством размера минимальной заработной платы. Кстати, иногда подобные проблемы возникают и при подаче налогового расчета по форме № 1ДФ.

Рассмотрим, каким может быть оптимальный алгоритм действий в такой ситуации.

Следует отметить, что Порядок формирования и подачи страхователями отчета о суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением ПФУ от 08.10.2010 № 22-2 (далее — Порядок № 22-2), предусматривает только одно основание, по которому органы Пенсионного фонда Украины имеют право отказать в принятии отчета о суммах единого взноса: подача такого отчета не в полном объеме, т. е. при отсутствии одной из необходимых таблиц (п. 2.11.). Именно такой недостаток, а не замечание к содержанию может стать причиной неприятия отчетности в Пенсионный фонд.

Кроме того, работник органа Пенсионного фонда, который согласно своим должностным обязанностям принимает отчет, должен проверить отсутствие исправлений в отчете, наличие подписей, печатей и соблюдение общих требований по формированию отчета.

Анализ показателей отчета при его принятии Порядком № 22-2 не предусмотрен.

Следовательно, отказ в принятии отчета по мотивам его несоответствия надлежащему уровню заработной платы,как и по любому другому основанию, кроме отсутствия необходимой таблицы или неправильного оформления отчета, которое может проявляться в наличии исправлений, отсутствии печатей или подписей должностных лиц, не соответствует нормам законодательства.

Впрочем, можно пойти навстречу представителям органа Пенсионного фонда и, например, предложить в качестве варианта приложить к отчету письменные объяснения, почему указанный в отчете размер заработной платы ниже предусмотренного законодательством минимального (оформление работников на неполное рабочее время и т. п.). Это, безусловно, наиболее бесконфликтное решение проблемы. Но не исключено, что и такой вариант не удовлетворит представителей органа ПФУ. В любом случае отказ в принятии отчета не является надлежащим средством реагирования со стороны работников органов Пенсионного фонда на выявленный факт выплаты заработных плат работникам в размере ниже установленного законодательством минимального уровня. В такой ситуации отчет должен быть принят, а о выявленном факте нарушения законодательства об оплате труда поставлены в известность инспекция по труду и налоговая инспекция как органы, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением требований законодательства о труде. Поэтому субъект хозяйствования должен быть готов к внеплановой проверке со стороны указанных контролирующих органов.

Первый вопрос, который возникает: как доказать, что отчет подавался, но в его принятии было отказано. Законодательство, к сожалению, никаких рекомендаций по этому поводу не дает. В такой ситуации можно посоветовать составить в произвольной форме акт о неправомерном отказе в принятии отчета и, при возможности, удостоверить его подписями двух свидетелей. После этого написать в двух экземплярах жалобу на имя начальника соответствующего управления (см. пример на с. 44). Приложив к жалобе один экземпляр отчета и акт об отказе его зарегистрировать, ее необходимо подать через приемную, получить входящий номер на втором (вашем) экземпляре. Если принять жалобу отказываются, желательно в тот же день направить ее по почте заказным письмом с приобщением всех документов.

Следует сразу предупредить возможные замечания по установленному п. 2.11 Порядка № 22-2 ограничению. В соответствии с этим пунктом отчет, направленный по почте, не считается поданным. Однако, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации отчет должен считаться поданным в тот день, когда он был фактически предоставлен уполномоченному работнику органа Пенсионного фонда Украины, который неправомерно отказался от его принятия. Поэтому дальнейшее направление отчета по почте является только средством доказывания этого факта. Иными словами, если жалоба субъекта хозяйствования будет удовлетворена (т. е. отказ принять отчет будет признан неправомерным), следует считать отчет поданным лично в первоначальный срок его подачи.

Если жалоба субъекта хозяйствования на действия уполномоченного лица органа Пенсионного фонда не будет удовлетворена, можно подать жалобу в вышестоящий орган или административный иск в суд.

Следует отметить, что направление отчета в электронной форме (что, в отличие от обычной почты, допускается Порядком № 22-2) может иногда оградить от неправомерного отказа принять отчет со стороны органа Пенсионного фонда.

Порядок подачи отчетов в Пенсионный фонд Украины в электронной форме утвержден постановлением правления ПФУ от 19.04.2007 г. № 7-7 (далее — Порядок № 7-7). И после вступления в силу Порядка № 22-2 он не утратил силу. Так, согласно п.п. 3.3.2 Порядку № 7-7 после получения от страхователя электронного отчета центр обработки электронных отчетов осуществляет его расшифровку, проверку целостности электронного отчета путем проверки электронной цифровой подписи (ЭЦП), выполняет проверку соответствия электронного отчета установленному формату и формирует квитанцию о получении электронного отчета. Причем сделать это он должен достаточно оперативно:

— в случае поступления электронного отчета в центр обработки электронных отчетов до 16-ти часов квитанция о получении отчета направляется страхователю в течение двух часов с момента получения;

— в случае поступления электронного отчета в центр обработки электронных отчетов после 16-ти часов квитанция о получении отчета направляется страхователю в течение первых двух часов следующего рабочего дня.

В указанной квитанции в текстовом формате определяются реквизиты полученного электронного отчета, соответствие формата электронного отчета, результаты проверки ЭЦП, дата и время получения электронного отчета и данные об отправителе квитанции. На квитанцию налагается ЭЦП центра обработки электронных отчетов и осуществляется ее шифровка. Квитанция направляется страхователю телекоммуникационными средствами общего пользования. Второй экземпляр квитанции хранится в центре обработки электронных отчетов. Датой и временем подачи электронного отчета являются дата и время, зафиксированные в квитанции о получении электронного отчета.

Как предусмотрено в п. 3.4 Порядка № 7-7,в случае непоступления квитанции о получении электронного отчета, невозможности ее расшифровки или проверки ЭЦП, а также в случае выявления ошибок и (или) предоставления уточнений, страхователь имеет право подать электронный отчет повторно или подать отчет на бумажных носителях в управление Пенсионного фонда Украины в районе, городе или районе в городе, где страхователь зарегистрирован как плательщик страховых взносов. Действующим считается последний электронный или бумажный отчет, поданный страхователем до окончания сроков подачи соответствующей отчетности, определенных законодательством.

Выбрав такой путь подачи отчетности, нужно быть внимательным к информации, поступающей от центра обработки отчетов. Электронный отчет не считается полученным в соответствии с требованиями Порядка№ 7-7, если страхователь не получил квитанцию о получении электронного отчета или получил указанную квитанцию, содержащую информацию о неправомерности наложенных ЭЦП страхователя или несоответствии утвержденному формату электронного отчета (п. 3.6 Порядка № 7-7).

То есть субъекту хозяйствования предлагается только один возможный вариант действий: даже в случае непоступления квитанции о получении электронного отчета подавать новый отчет (соответственно если сделать это после окончания предельных сроков подачи, возникнет угроза применения штрафа за несвоевременную отчетность в размере 170 грн. в соответствии с п. 4 ч. 11 ст. 25 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI).

Впрочем, можно действовать и иным образом: обжаловать неправомерные действия или бездействие органа Пенсионного фонда Украины (в форме ненаправления квитанции в предусмотренные Порядком № 7-7 сроки или в форме отказа его принять).

Что же касается налоговых органов, то основанием для отказа в принятии налогового расчета по форме № 1ДФ низкий уровень заработной платы также не может быть.Налоговые органы имеют право отказать в принятии отчета только в случае подачи ксерокопии расчета вместо заполненного вручную или машинописным текстом (п.п. 2.3.1 Порядка заполнения и подачи налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога, утвержденного приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1020) или в случае необоснованного деления отчета на части (п. 2.4 Порядка № 1020).

Прямого запрета по направлению отчета по почте Порядок № 1020 не содержит,однако устанавливает необходимость регистрации в органе ГНС второго экземпляра расчета, остающегося у плательщика (п.п. 2.3.3 Порядка № 1020). На нем проставляются подпись лица, ответственного за принятие расчета, штамп и номер порции отчета.

В случае отказа со стороны работников налоговой принять отчет рекомендуем выбрать ту же стратегию, что и с отчетом в Пенсионный фонд.

 

48603.GIF



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)