Інформація по темі "" | Публікації по тегу
15.03.13
7837 0
Друкувати
Обране

Отчет о выполнении «инвалидного» норматива: заполняем и подаем правильно

Трудоустройство инвалидов, выполнение норматива рабочих мест для такой категории работников — эти законодательные требования остаются актуальными на сегодняшний день для всех без исключения работодателей. По итогам года юридические и физические лица, использующие наемный труд, подают в отделения Фонда социальной защиты инвалидов Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов. В данной статье напомним основные правила подачи и заполнения такого Отчета, а также поговорим об ответственности, связанной с «инвалидно-нормативными» нарушениями.




 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073­X.

Закон № 803 — Закон Украины «О занятости населения» от 01.03.91 г. № 803­XII.

Закон № 875 — Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875­XII.

Инструкция № 5 — Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5.

Инструкция № 42 — Инструкция по заполнению формы № 10­ПI (годовая) «Звіт про зайнятість і праце­влаштування інвалідів», утвержденная приказом Минтруда от 10.02.2007 г. № 42.

Инструкция № 286 — Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286.

Порядок регистрации — Порядок регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70.

Порядок предоставления Отчета — Порядок предоставления предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов и информации, необходимой для организации их трудоустройства, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70.

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

ГНС — государственная налоговая служба.

СКШРсреднеучетное количество штатных работников учетного состава.

ФОТ — фонд оплаты труда.

 

Статьей 19 Закона № 875 для предприятий, учреждений, организаций, в том числе предприятий, организаций общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд, установлен норматив рабочих мест для трудоустройстваинвалидов в размере 4 % среднеучетного количества штатных работников учетного состава за год, а если работает от 8 до 25 лиц — одно рабочее место.

Выполнение такого норматива касается всех работодателей, независимо от формы собственности, отраслевой принадлежности и избранной системы налогообложения. Выполнением норматива рабочих мест считается трудоустройство работодателем инвалидов, для которых это место работы является основным, т. е. с ведением трудовой книжки (письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 25.05.2006 г. № 06ю­111/927­305/1).

Расчет количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателями самостоятельно. По итогам года юрлица и физлица­работодатели подают отделениям Фонда социальной защиты инвалидов (далее — Фонд) Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов (далее — Отчет). Напомним основные правила подачи и составления этого Отчета.

 

 

Кто подает Отчет

Отчет обязаны подавать все предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, а также физические лица — предприниматели, использующие наемный труд, у которых по основному месту работы работает 8 и более лиц (ст. 19 Закона № 875).

Обратите внимание: подают Отчет и предприятия, учреждения, организации,которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов, а также неприбыльные организации.

Не подают Отчет:

обособленные подразделения предприятий, учреждений, организаций. Поскольку такие подразделения не имеют статуса юрлица, они не регистрируются в Фонде. В таком случае головное предприятие составляет один сводный Отчет с учетом данных обособленных подразделений (письмо Фонда от 15.09.2010 г. № 1/6­301/06). При этом одновременно в Фонд следует подать Перечень предприятий, вошедших в состав хозяйственного объединения, и/или обособленных подразделений работодателя, имеющих обособленные подразделения (приложение к Инструкции № 42);

представительства иностранных компаний, не являющиеся юрлицами и не подпадающие под субъектный состав согласно ст. 19 Закона № 875 (письмо Фонда от 11.09.2007 г. № 1/6­417);

— физлица и юрлица, у которых количество наемных работников (по основному месту работы) менее 8 человек.

Как мы уже говорили, Отчет подается работодателями, зарегистрированными в отделениях Фонда по месту их госрегистрации в качестве юрлиц или физлиц­предпринимателей. Механизм регистрации в отделениях Фонда определяется Порядком регистрации.

Вновь созданные предприятия и те предприятия, на которых количество основных работников увеличилось до 8 и более человек, становятся на учет в Фонде до 1 февраля года, следующего за годом создания или увеличения количества работающих (абзац третий п. 3 Порядка регистрации).

Следовательно, если по итогам 2012 года средне­учетное количество штатных работников у работодателя впервые превысило количество 8 человек, то такой работодатель до 01.02.2013 г. обязан зарегистрироваться в отделении Фонда по месту своей госрегистрации в качестве юрлица (физлица­предпринимателя). Только после регистрации в Фонде работодатель может подавать Отчет.

Если работодатель не успел зарегистрироваться в Фонде до 01.02.2013 г., он может это осуществить перед подачей «инвалидного» Отчета (письмо Фонда от 16.05.2008 г. № 1/6­155/06). При этом санкции за несвоевременную регистрацию в Фонде законодательством не установлены.

 

 

Порядок подачи Отчета

Форма и предоставляемые документы. Отчет подается по ф. № 10­ПІ (годовая), утвержденной приказом Минтруда от 10.02.2007 г. № 42. Требования к заполнению такого Отчета содержатся в Инструкции № 42.

Вместе с Отчетом по ф. № 10­ПI для отдельных категорий работодателейпредусмотренаподача дополнительных документов (п. 2 и 3 Порядка предоставления Отчета):

1) предприятия, учреждения, организации, в т. ч. организации общественных организаций инвалидов, полностью содержащиеся за счет средств государственного или местных бюджетов, неприбыльные организации подают копию справки органа ГНС о включении их в реестр неприбыльных учреждений и организаций. Сам оригинал справки предъявляется во время подачи Отчета по ф. № 10­ПI, а в случае отправки Отчета по почте — копия справки удостоверяется нотариально;

2) работодатели, имеющие обособленные подразделения, подают сводный Отчет по ф. № 10­ПI (с учетом данных подразделений), а в случае изменения количества таких подразделений вместе с Отчетом необходимо подать сведения о подразделениях (форма утвержденаприложением к Инструкции № 42);

3) хозяйственные объединения, созданные в соответствии со ст. 19 Закона № 875 (в состав которых входят общественные организации инвалидов), вместе со сводным Отчетом по ф. № 10­ПI(с учетом данных предприятий, вошедших в их состав), подают:

— отдельные Отчеты по ф. № 10­ПI объединения и предприятий;

— перечень предприятий по форме приложения к Инструкции № 42;

копии договоров, подтверждающих размещение на предприятии общественной организации инвалидов, которое входит в состав хозобъединения, заказа на приобретение товаров (работ, услуг), платежных поручений по таким договорам, расчетов расходов на изготовление товаров (выполнение работ, предоставление услуг) предприятием общественной организации инвалидов и включение в эти расходы зарплаты инвалидов, работающих на указанном предприятии.

Кроме того, на местах отделения Фонда требуют предоставлять вместе с Отчетом копию статистического отчета по ф. № 1­ПВ (срочная­месячная) «Звіт з праці» за январь — декабрь отчетного года.

Способы подачи. Подать Отчет по ф. № 10­ПIможно лично или направив его почтовым заказным письмом.

Предоставление отчетности в Фонд в электронном виде действующим законодательством не предусмотрено (письмо Фонда от 15.09.2010 г. № 1/6­299/03­01). На это также указывает информация, размещенная на официальном сайте Фонда (www.ispf.gov.ua).

Сроки подачи. Согласно п. 2 Порядка предоставления Отчета и п. 2.1 Инструкции № 42 Отчет по ф. № 10­ПI работодатели подают (направляют заказным письмом отделениям Фонда, в которых они зарегистрированы) ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным. То есть в этом году последним днем подачи Отчета является 28 февраля.

Вместе с тем в самой форме Отчета(непосредственно в бланке) указано, что он подается не позднее 1 марта после отчетного периода. Именно эту дату (1 марта) считает последним днем подачи Отчета и Фонд (письма от 09.02.2010 г. № 1/6­20/06 и от 27.04.2010 г. № 1/6­69/03­01).

Мнение редакции на этот счет: не откладывать подачу Отчета на последний день и за 2012 год подать его все­таки не позднее 28.02.2013 г.

Датой поступления Отчета по ф. № 10­ПI считается:

— если Отчет в Фонд подавался с нарочным — дата подачи (согласно отметке Фонда);

— если направлялся по почте — дата на почтовом штемпеле.

 

 

Особенности расчета СКШР и выполнения «инвалидного» норматива

В основу расчета норматива рабочих мест для инвалидов заложен один из показателей количества работников — среднеучетное количество штатных работников учетного состава (СКШР) за отчетный год (строка 01 Отчета). Механизм расчета этого показателя регулирует п. 3.2 Инструкции № 286, и заключается он в следующем:

1. Определяется СКШР отдельно в каждом месяце (с января по декабрь) путем суммирования количества работников учетного состава за каждый календарный день месяца (с первого по последнее число месяца, включая выходные, праздничные и нерабочие дни) и деления полученной суммы на количество календарных дней этого месяца.

2. Расчеты СКШР за каждый месяц года суммируются, полученная сумма делится на 12, т. е. на количество месяцев в году.

Полученный результат и будет равен СКШР за год, от которого определяется норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов (норматив отражается в строке 03 Отчета).

Следует учесть, что в учетное количество штатных работников включаются все наемные работники, которые заключили письменно трудовой договор (контракт) и выполняли постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также собственники предприятия, если, кроме дохода, они получали заработную плату на этом предприятии (п. 2.1 Инструкции № 286, письмо Минтруда от 17.10.2008 г. № 767/0/15­08/19).

При этом для расчета СКШР не учитываются:

— лица, работающие по гражданско­правовым договорам (п.п. 2.6.2 Инструкции № 286);

совместители (как внешние, так и внутренние — такие работники учитываются как одно физическое лицо по основному месту работы) (п.п. 2.6.1 Инструкции № 286);

— «декретчицы» (работники, которые находятся в отпуске в связи с беременностью и родами и в отпускедля ухода за ребенком до 3 лет) (п.п. 3.2.2 Инструкции № 286). Такие работники принимаются в расчет количества штатных работников.

СКШР­инвалидов (строка 02 Отчета) рассчитывается аналогично общему СКШР. Чтобы инвалид считался трудоустроенным и его можно было учесть в строке 02 Отчета, нужно выполнить два условия:

1) место работы должно быть основным (инвалиды­совместители и инвалиды, с которыми заключены гражданско­правовые договоры, в расчет не принимаются);

2) инвалидность нужно подтвердить (п. 1 письма Фонда от 26.03.2007 г. № 1/6­172):

— копией справки МСЭК о группе и причине инвалидности;

— копией пенсионного удостоверения или удостоверения получателя государственной социальной помощи, выплачиваемой вместо пенсии.

Обратим внимание на нюансы округления количества работников.

Согласно п. 3.4 Инструкции № 42 для целей отражения в Отчете данные строк 01, 02, 03 отражаются в целых единицах. При этом действует простое арифметическое правило округления. Вместе с тем п. 3 приложения к Инструкции № 286 требует округлять результаты вычислений (в том числе и при расчете СКШР) для отражения в формах государственных статистических наблюдений по труду по правилу «четной цифры» (если последняя значащая цифра «5», ближайшая слева от нее цифра увеличивается на единицу, если она нечетная, а четная остается без изменений). Для того чтобы соблюсти одновременно два эти правила, нужно округлять следующим образом:

СКШР за месяц (по всем работникам и отдельно по инвалидам) округляем по правилу «четной цифры»:

— если последняя значащая цифра «5», то ближайшая слева от нее: нечетная цифра увеличивается на единицу, а четная остается без изменений (1,5 2; 2,5 2);

— если последняя значащая цифра не «5» или после нее еще есть цифры, то такой результат округляется по простому арифметическому правилу (3,49 3; 4,51 5);

СКШР за год по всем работникам (строка 01 Отчета), по инвалидам (строка 02 Отчета), норматив для трудо­устройства инвалидов (строка 03 Отчета) — по обычным правилам математики (если после запятой стоит число «5» и больше, оно округляется в сторону увеличения).

Напомним, что СКШР за отчетный год по всем работникам приводится также в Отчете по труду за декабрь по ф. № 1­ПВ (строка 1040), в графе «за період з початку року».

В отношении особенностей выполнения «инвалидного» норматива в письме от 26.03.2007 г. № 1/6­172 Фонд указал: для того чтобы инвалид был зачтен в выполнение норматива как целая единица, он необязательно должен быть трудоустроен с начала года и отработать весь год, однако обязан проработать не менее полугода. Это связано с тем, что исходя из правила округления минимальный показатель СКШР­инвалидов, позволяющий получить «1», — это 0,5. А для получения 0,5 необходимо, чтобы сумма СКШР­инвалидов за все месяцы года составила 6 и не менее, так как 6 : 12 =  0,5  1. Причем в таком случае 6­месячный период может быть в любой части года (в начале, середине, конце и т. д.) или же возможен вариант, чтобы два работника­инвалида работали одновременно на протяжении 3­х месяцев — главное, чтобы сумма за год равнялась 6.

Для работодателя работа инвалида на условиях неполного рабочего времени является одним из вариантов обеспечения выполнения норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Так, если на предприятии, имеющем штатную численность 20 единиц, работник­инвалид будет работать на условиях неполного рабочего времени, например 2 часа в неделю, и при этом его трудовая книжка будет находиться на этом предприятии, то таким образом работодателем будет выполнен «инвалидный» норматив — 1 единица, поскольку при расчете СКШР (в том числе и СКШР­инвалидов) такой работник будет учитываться как целая единица.

Следует обратить внимание также на тот факт, что сам механизм определения «инвалидного» норматива, который осуществляется в расчете на год, предоставляет некоторые преимущества для вновь созданных предприятий, которые работали неполный год. У таких предприятий вследствие того, что, как правило, они работают не все месяцы в году, складываются только показатели тех месяцев, в которых они работали, затем полученная сумма делится на 12. Результатом и будет среднегодовой показатель (п.п. 3.2.6 Инструкции № 286).

Например, ООО «Омега» создано в октябре 2012 года. СКШР за месяцы 2012 года составило: за октябрь — 18 чел., за ноябрь — 30 чел., за декабрь — 41 чел. СКШР за 2012 год по ООО «Омега» составляет 7 человек (18 + 30 + 41) : 12 = 7,41 7. Следовательно, в 2012 году ООО »Омега» не обязано было трудоустраивать инвалидов, Отчет по ф. № 10­ПI по итогам отчетного года предприятие не подает и не регистрируется в Фонде.

Если же, например, СКШР за 2012 год составило бы 8 человек, то предприятие в 2012 году обязано было бы трудоустроить одного инвалида и у него автоматически возникает обязанность подать Отчет по ф. № 10­ПI за 2012 год в отделение Фонда по месту своей регистрации.

 

 

Порядок заполнения Отчета

Порядок составления Отчета, нюансы определения его показателей регламентирует Инструкциия № 42.

Заполнение адресной части Отчета и сетки кодов работодатели производят по данным справки из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины.

Информацию о правилах заполнения табличной части Отчета с кодами строк 01 — 06 для наглядности приведем в таблице на с. 25.

 

 

Показатели Отчета и порядок их расчета

Код и название строки Отчета

Что указывается

01 «Середньооблікова кількість штатних працівників облікового складу (осіб)»*

Указывается СКШР учетного состава за отчетный год. Показатель определяется в соответствии с п. 3.2 Инструкции № 286. Нюансы расчета см. в разделе статьи «Особенности расчета СКШР и выполнения «инвалидного» норматива» на с. 23

02«з них: середньооблікова кількість штатних працівників, яким відповідно до чинного законодавства встановлена інвалідність (осіб)»*

Указывается СКШР­инвалидов за отчетный год.

Расчет СКШР­инвалидов производится аналогично общему СКШР (в расчет берутся инвалиды, для которых данное место работы является основным).

Физическое лицо — предприниматель, являющийся инвалидом, имеет право зачесть себя как частного предпринимателя в счет выполнения своего норматива по трудоустройству инвалидов (увеличить показатель строки 02 на единицу) (абзац второй п. 3.2 Инструкции № 42,
письмо Фонда от 15.09.2010 г. № 1/6­301/06
)

03«Кількість інвалідів — штатних працівників, які повинні працювати на робочих місцях, створених відповідно до вимог статті 19 Закону України «Про основи соціальної захищеності інвалідів в Україні» (осіб)»*

Указывается количество инвалидов — штатных работников, которые должны работать на рабочих местах, созданных работодателем согласно нормативу рабочих мест (п. 3.3 Инструкции № 42).

Согласно ст. 19 Закона № 875 норматив для работодателей, у которых СКШР учетного состава:
от 8 до 25 человек — равен 1 лицу;
от 25 и более человек — определяется путем умножения показателя строки 01 на 4 %.

Например, показатель строки 01 равен 10 лицам, следовательно, в строке 03 работодатель проставит «1». Если же показатель строки 01 равен 40 лицам, то в строке 03 следует проставить «2» (40 х 4 : 100, округленное до целых)

04 «Фонд оплати праці штатних працівників (тис. грн.)»

Отражается сумма фактически начисленной за отчетный год зарплаты штатным работникам, учтенным в строке 01 (п. 3.5 Инструкции № 42). При определении данного показателя следует руководствоваться нормами Инструкции № 5. Перечень выплат, которые включаются в ФОТ, наши читатели могут найти в статье «Основные выплаты работникам: в помощь бухгалтеру» (см. «ОТ», 2012, № 21, с. 16).

Инструкция № 42 не содержит указаний относительно порядка проведения округления данных этой строки. На практике отделения Фонда требуют указывать ФОТ штатных работников в тысячах гривень с одним знаком после запятой. Например, если ФОТ всех штатных работников за год составил 562768,35 грн., в строке 04 работодателю следует проставить «562,8»

05 «Середньорічна заробітна плата штатного працівника (грн.)»

Согласно п. 3.5 Инструкции № 42 показатель определяется по формуле:

стр. 05 = (стр. 04 х 1000**) : стр. 01.

Инструкция № 42 не содержит указаний относительно порядка проведения округления данных этой строки. На практике отделения Фонда требуют отражать данный показатель в гривнях с двумя знаками после запятой. Например, показатель строки 01 равен 20 лицам, показатель строки 04 — «562,8», следовательно, в строке 05 работодатель укажет «28140,00» ((562,8 х 1000) : 20)

06 «Сума адміністративно­господарських санкцій за невиконання нормативу робочих місць для працевлаштування інвалідів (грн.)»

Проставляется сумма административно­хозяйственных санкций, которые должен уплатить работодатель в случае невыполнения норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов***.

Согласно п. 3.7 Инструкции № 42 показатель рассчитывается таким образом:
для работодателей, у которых работает от 8 до 15 человек: стр. 06 = (1 х (стр. 05 : 2));
— для работодателей, у которых работает 15 и более человек: стр. 06 = (стр. 03 ­ стр. 02) х стр. 05

* Данные в этих строках (коды 01, 02, 03) отражаются в целых единицах. Если при исчислении возникает дробное число, его необходимо округлить до целого по общим правилам округления (если после запятой число «5» и больше, то оно округляется в сторону увеличения) — п. 3.4 Инструкции № 42.

** В указанной формуле необходимо осуществить перевод в гривни (поскольку показатель строки 05 отражается в грн., а показатель строки 04 — в тыс. грн.), для чего используем формулу, приведенную в п. 3.6 Инструкции № 42.

*** Санкции уплачиваются работодателями в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным (за 2012 год —
до 15 апреля 2013 года). В случае несвоевременной уплаты административно­хозяйственных санкций начисляется пеня исходя из 120 % годовых учетной ставки НБУ, действовавшей на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки за весь срок ее существования (ст. 20 Закона № 875). Подробнее см. далее в разделе статьи «Ответственность» на с. 26.

 

 

Ответственность

Административную ответственность за «инвалидно­нормативные» нарушения предусматривает КоАП. Так, согласно ч. 2 ст. 1881 этого Кодекса к админответственности в виде штрафа от 10 до 20 нмдг (от 170 до 340 грн.) могут привлечь за:

1) невыполнение норматива рабочих мест — должностное лицо, имеющее право принимать на работу и увольнять работников, а также физлицо, использующее наемный труд;

2) неподачу Отчета в Фонд — должностное лицо, которое обязано подавать Отчет. На это указывает также и Фонд в письме от 27.04.2010 г. № 1/6­69/03­01.

Протокол об административном правонарушении по ст. 1881 КоАП имеют право составить уполномоченные должностные лица Государственной инспекции по вопросам труда (ст. 255 КоАП). Решение о наложении админштрафа на виновное лицо принимается судом (ст. 221 КоАП).

 

 

Админхозсанкции за невыполнение «инвалидного» норматива

За нарушения в сфере трудоустройства инвалидов на работодателя налагаются административно­хозяйственные санкции (далее — АХС). Так, за невыполнение «инвалидного» норматива» ст. 20 Закона № 875 устанавливает АХС в следующем размере:

— если СКШР за год составляет от 8 до 15 человекполовина среднегодовой заработной платы штатного работника на предприятии за рабочее место, не занятое инвалидом;

— если СКШР за год составило более 15 человек — одна среднегодовая заработная плата штатного работника, работающего на данном предприятии, за каждое рабочее место, не занятое инвалидомписьме от 27.04.2007 г. № 1/5­384 Фонд уточняет, что имеется в виду 15 человек включительно).

Уплата санкций является обязательной для всех предприятий, независимо от отрасли и сферы деятельности, за исключением:

1) предприятий, учреждений и организаций, полностью содержащихся за счет средств государственного или местных бюджетов (ст. 20 Закона № 875, письмо Фонда от 05.03.2007 г. № 1/5­208);

2) неприбыльных организаций (письма Фонда от 26.04.2007 г. № 1/5­375 и от 06.07.2007 г. № 1/6­313);

3) представительств иностранных компаний (они не являются юрлицами, поэтому не обязаны выполнять норматив) (письмо Фонда от 17.04.2006 г. № 06ю­75/667).

Исчисление конкретной суммы санкций производится работодателями самостоятельно согласно Инструкции № 42 и ст. 20 Закона № 875. Сумма АХС конкретного предприятия за год указывается в строке 06 Отчета по форме № 10­ПI.

Уплата санкций осуществляется работодателями в отделения Фонда по месту их государственной регистрации до 15 апреля, следующего за годом, в котором допущено нарушение норматива.

Уплата пени работодателем предусмотрена ст. 20 Закона № 875 в случае неуплаты АХС в установленный срок (просрочки уплаты санкций). Пеня начисляется в размере 120 % годовых учетной ставки НБУ, действовавшей на момент уплаты, за каждый календарный день просрочки.

Обратим также внимание на расхождение позиций Фонда и Верховного Суда Украины в отношении обязательности уплаты АХС и принимаемых во внимание причин в случае невыполнения «инвалидного» норматива.

В этой связи напомним, что в соответствии с п. 4 ст. 20 Закона № 803 предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности при наличии вакансий, в том числе и для трудоустройства инвалидов, обязаны подать в центр занятости Отчет о наличии вакансий по ф. № 3­ПН (форма такого Отчета и Инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда от 19.12.2005 г. № 420). При этом наличие свободного рабочего места (вакантной должности) отмечается в графе 15 Отчета по ф. № 3­ПН по каждой категории граждан отдельно (с указанием соответствующего шифра).Для инвалидов это шифр «11».

Несмотря на отсутствие санкций за неподачу Отчета по ф. № 3­ПН, мы, со своей стороны, советуем работодателям при наличии вакансий для трудоустройства инвалидов ежемесячно подавать этот Отчет в центр занятости. Объясняется это следующим.

Позиция ВСУ. Дело в том, что суды на основании анализа норм ст. 181 Закона № 875 указывают на то, что работодатель должен создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов, а не заниматься поиском инвалидов с целью их трудоустройства. Поиском подходящей работы для инвалидов должны заниматься центры занятости.

АХС за незанятые инвалидами рабочие места не являются налогом, сбором (обязательным платежом), а представляют собой меру влияния на правонарушителя в сфере хозяйствования в связи с совершением правонарушения. Работодатель, создавший рабочие места для инвалидов и уведомлявший центр занятости о наличии вакансий для инвалидов путем ежемесячной подачи Отчета по ф. № 3­ПН, по мнению судов, принимал все зависящие от него меры по обеспечению трудоустройства инвалидов и недопущению нарушения. И если центр занятости не направил необходимое количество инвалидов, то работодатель освобождается от ответственности за невыполнение «инвалидного» норматива в виде уплаты АХС (см. постановления ВСУ от 26.06.2012 г., от 30.03.2010 г. по делу № 21­2530во09, от 02.02.2010 г. по делу № 21­1982во09, от 08.06.2010 г. по делу № 21­554во10, от 31.01.2011 г. № 21­60а10, от 20.06.2011 г. по делу № 21­60а11).

Позиция Фонда. В то же время, несмотря на сложившуюся судебную практику, Фонд продолжает настаивать на том, что обязанность по трудоустройству инвалидов возлагается исключительно на работодателей. И в случае невыполнения норматива (независимо от причин невыполнения) работодатель должен уплатить сумму АХС (письмо Фонда от 20.08.2010 г. № 1/0­267/06).

Следовательно, в случае возникновения конфликтной ситуации спор, вероятнее всего, придется решать в административном суде. И как свидетельствует судебная практика, факт подачи Отчета по ф. № 3­ПН может значительно увеличить шансы работодателя на принятие судебного решения в его пользу, и тем самым избежать столь ощутимых санкций.

Далее на условном числовом примере рассмотрим порядок заполнения работодателями Отчета.

 

 

Числовой пример заполнения Отчета

ООО «Дельта» создано в марте 2012 года. По данным проведенного расчета СКШР за месяцы 2012 года составило: за март — 6 чел.; за апрель — 10 чел.; за май — 20 чел.; за июнь — 37 чел.; за июль — 50 чел.; за август — 68 чел.; за сентябрь — 67 чел.; за октябрь — 71 чел.; за ноябрь — 72 чел.; за декабрь — 65 чел.

В течение 2012 года на предприятии работали инвалиды, для которых данное место работы было основным:

Мироненко С. В. — с 12 апреля по 31 августа;

Степаненко Т. Г. — с 20 августа до конца года;

Зименко К. В. — с 8 октября до конца года.

ФОТ штатных работников за 2012 год составил 1050721 грн.

Представим расчет общего СКШР и СКШР­инвали­дов за год в таблице.

 

Месяц 2012 года

Общее СКШР

СКШР­инвалидов

Январь

Февраль

Март

6

Апрель

10

1
(1 чел. х 19 дн. : 30 дн. = 0,63)

Май

20

1

Июнь

37

1

Июль

50

1

Август

68

1
((1 чел. х 31 дн. + 1 чел. х 12 дн.) : 31 дн. = 1,39)

Сентябрь

67

1

Октябрь

71

2
((1 чел. х 31 дн. + 1 чел. х 24 дн.) : 31 дн. = 1,77)

Ноябрь

72

2

Декабрь

65

2

Итого

39
(466 : 12* = 38,83)

1
(12 : 12* = 1)

* Несмотря на то что предприятие было создано в марте 2012 года, при расчете СКШР за год следует делить на 12 месяцев
(п. 3.2 Инструкции № 286).

 

Итак, по предприятию общее СКШР за 2012 год (строка 01 Отчета) составило 39 человек. СКШР­инвалидов за 2012 год (строка 02 Отчета) равно 1 человек.

Определим выполнение норматива по трудоустройству инвалидов (строка 03 Отчета):

39 х 4 : 100 = 1,56 = 2 (чел.).

Следовательно, ООО «Дельта» должно было трудо­устроить в 2012 году 2 инвалида. Фактически же СКШР­инвалидов за 2012 года равно 1 человеку.

В связи с этим произведем расчет суммы АХС, которые должен уплатить работодатель, не выполнивший норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Определим среднегодовую заработную плату штатного работника (строка 05 Отчета):

1050,7 х 1000 : 39 = 26941,03 (грн.),

где 1050,7 — ФОТ штатных работников в тысячах гривень.

Рассчитаем сумму санкций за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов (строка 06 Отчета):

(2 ­ 1) х 26941,03 = 26941,03 (грн.).

Приведем фрагмент заполненного Отчета за 2012 год ООО «Дельта» ниже.

 

<…>

Звіт про зайнятість і працевлаштування інвалідів

за 2012 рік

<…>

Кількість працівників та фонд оплати праці

Назва показників

Код рядка

Фактично за рік

Середньооблікова кількість штатних працівників облікового складу (осіб)

01

39

з них: середньооблікова кількість штатних працівників, яким відповідно до чинного законодавства встановлена інвалідність (осіб)

02

1

Кількість інвалідів — штатних працівників, які повинні працювати на робочих місцях, створених відповідно до вимог статті 19 Закону України «Про основи соціальної захищеності інвалідів в Україні» (осіб)

03

2

Фонд оплати праці штатних працівників (тис. грн.)

04

1050,7

Середньорічна заробітна плата штатного працівника (грн.)

05

26941,03

Сума адміністративно­господарських санкцій за невиконання нормативу робочих місць для працевлаштування інвалідів (грн.)

06

26941,03

<…>

env_icon Наш сайт корисний для вас?

Отримуйте першими актуальні новини! env_icon

Підписатися на найактуальнішу розсилку для бухгалтера бюджетної установи

Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
Газета «Оплата праці»



Коментарі
(0)
Яка вдача - ви можете стати першим, хто прокоментує цей матеріал.
Залишити коментар:
Ваше ім`я
Коментарі
pw-image
Доступ до сайту за ціною чашки кави
Платне користування buhgalter.com.ua передбачає:
  • доступ до новин, статей, довідників
  • безлімітні завантаження бланків
  • відсутність реклами.
Передплатники «Бюджетної бухгалтерії», «Оплата праці» та користувачі «FIT-Бюджет» отримують безкоштовний доступ до порталу бонусом до передплати.
30
грн/
місяць
Вже передплатили? Увійти
ic-acc-pay
×

 

Договір публічної оферти

Угода

про умови використання інформаційних ресурсів сайту

Ця Угода укладена між ТОВ «НВП «ФАКТОР» (далі - Компанія) і будь-яким Користувачем (далі загально названі - Сторони) веб-сайту (-ів) buhgalter.com.ua і / або budget.factor.ua, далі іменуються - Сайт.

Загальні положення

Наведені нижче умови є електронною формою документа, що визначає порядок використання, а саме, надання Користувачеві доступу до інформаційних ресурсів через Сайт.

Ця угода (Договір) носить характер публічної оферти, тобто є еквівалентом "усної угоди" і відповідно до чинного законодавства України має належну юридичну силу.

Сайт є об'єктом авторського права і як складного твору, а також "компіляції даних" ("бази даних") охороняється на території України, відповідно до Закону України "Про авторське право і суміжні права".

Всі авторські майнові права на Сайт належать Компанії. Позначення «buhgalter», «Factor» є знаком для товарів і послуг (торговою маркою) і не може використовуватися Користувачем без отримання відповідної ліцензії.

Компанія докладає всіх зусиль щодо забезпечення достовірності і актуальності інформації, представленої на Сайті. Однак Компанія не бере на себе фінансової та іншої відповідальності за результати застосування цієї інформації.

Підписка - повний доступ до всіх матеріалів, розміщених на Сайті. Підписка надається за певну плату на певний строк відповідно до умов відповідного тарифу Підписки.

Автоподовження підписки - сервіс автоматичного продовження підписки.

 

 

1. Прийняття Угоди

 

1.1. Для того, щоб отримати право доступу до інформаційних ресурсів Сайту, Користувачеві необхідно спочатку висловити свою згоду з цією угодою. Користувач не має санкціонованого доступу до інформаційних ресурсів Сайту, якщо він не прийняв або не згоден з умовами цієї угоди.

1.2 Згідно з умовами Договору Компанія надає Користувачам Передплату на платній основі з метою перегляду користувачами окремих матеріалів, розміщених на Сайті. Категорії платної інформації визначаються Товариством самостійно.

1.3. За згодою Користувача з умовами цієї угоди, Користувачеві надається доступ до інформаційних ресурсів Сайту. Інформаційні ресурси надаються «як є» і не припускають наступних доопрацювань.

1.4. Користувач має право припинити користуватися Сайтом в будь-який момент, без спеціального повідомлення Компанії про припинення користування Сайтом.

1.5. Для отримання доступу до ресурсів від Користувача може знадобитися надання інформації про себе (наприклад, відомості про особу, відомості про юридичну особу та інші контактні дані) з метою продовження користування Користувачем послугами Компанії.

1.6. Беручи до уваги безперервне впровадження нових розробок, Користувач визнає і погоджується з тим, що Компанія має право на власний розсуд припинити (тимчасово або остаточно) надання доступу до ресурсів Сайту (або будь-яких окремих функцій Сайту) всім користувачам взагалі або Користувачеві зокрема, без попереднього повідомлення.

1.7. Компанія на постійній основі впроваджує нові розробки для того, щоб надавати найкращі можливі послуги своїм користувачам. Користувач визнає і погоджується з тим, що форма і характер послуг (дизайн сайту, обсяг наданої інформації, тематика і ін.) можуть час від часу змінюватися без попереднього повідомлення Користувача.

 

 

2. Відповідальність сторін

 

2.1. Матеріали Сайту видаються без будь-яких гарантій, неявних або інших. Компанія не несе відповідальність за повноту і точність інформації, що міститься в матеріалах сайту, відповідність її вимогам Користувача.

2.2. Всі ризики, що виникають при використанні матеріалів (ресурсів) Сайту, несе Користувач. Компанія ні за яких умов не несе відповідальності за будь-які понесені Користувачем збитки, у чому б вони не виражалися, в тому числі, в разі якщо компанія була повідомлена про можливість заподіяння збитків.

2.3. Ризик настання негативних наслідків в результаті використання рекомендацій, думок і тверджень, що містяться на Сайті, в повному обсязі несе Користувач. Компанія не гарантує і не підтверджує точність і достовірність, рекомендацій, думок і тверджень, що містяться на Сайті.

2.4. Компанія не несе ніякої відповідальності за будь-які помилки, неточності, втрати часу, порушення в роботі обладнання і ліній комунікацій, проникнення комп'ютерних вірусів, втрати і зміни даних, виникнення дефектів в роботі програм. які виникли, незалежно від причин, в результаті використання Сайту.

2.5. У разі здійснення Користувачем дій, передбачених ст. 50 Закону України «Про авторське право і суміжні права» (порушення авторського права і суміжних прав), Компанія залишає за собою право, без попереднього повідомлення Користувача, за своїм вибором здійснювати дії щодо захисту немайнових і майнових авторських прав та суміжних прав в порядку, встановленому адміністративним, цивільним і кримінальним законодавством.

 

3. Порядок і умови оформлення Передплати

 

3.1 Для оформлення Передплати Користувачеві необхідно:

3.1.1 Авторизуватись або зареєструватися на сайті buhgalter.com.ua шляхом заповнення всіх необхідних полів реєстраційної форми

3.1.2 Уважно ознайомитися з умовами договору і прийняти його,

3.1.3 Ввести необхідні для оплати дані, якщо того вимагає Платіжна система; підтвердити оплату і оплатити.

3.2 Оплата доступу до сайту buhgalter.com.ua проводиться Користувачем на умовах 100% передплати.

3.3 Компанія попереджає користувачів, а Користувачі розуміють і погоджуються з тим, що Платіжна система може стягувати понад вартості послуг будь-якого роду комісії та збори, включаючи комісії мобільних операторів (за їх наявності), надаючи свої послуги тільки в разі, якщо такі комісії і збори будуть оплачені користувачем. Інформацію про такі комісії і збори (за їх наявності) Користувач самостійно може дізнатися в Платіжній системі. Комісії та збори не повертаються і не відшкодовуються Компанією. Користувач, який скористався послугами платіжної системи, вважається попередженим і згодним з їх умовами.

3.4 Компанія має право в односторонньому порядку і без попереднього повідомлення Користувача змінювати умови цього договору, наповнення пакетів Підписка, розміри тарифів і т.п. шляхом розміщення відповідного документа в новій редакції на сайті.

3.5 Зміни умов цього Договору набирають чинності з моменту опублікування на сайті buhgalter.com.ua

3.6 Зміни, що стосуються наповнення пакетів Підписка, розмірів тарифів застосовуються тільки для підписок, придбаних після такої зміни.

3.7 Відмова від послуг після оплати неможлива.

3.8 Користувач не має права:

3.8.1 реєструватися як інша особа; вводити в оману інших користувачів щодо своєї особи, використовуючи реєстраційні дані іншої людини; навмисне спотворювати уявлення про самого себе, свій вік або свої відносини з іншими особами або іншими організаціями; передавати реєстраційні дані, логін і пароль для доступу до системи іншим особам;

 

4. Автоподовження підписки

 

4.1 Учасники оплачують доступ до сайту buhgalter.com.ua щомісяця, надають згоду на послуги автоматичного регулярного продовження Підписки на новий термін (автоподовження Підписки). Після активації даної послуги оплата нового терміну Підписки здійснюється шляхом автоматичного безакцептного списання коштів з рахунку користувача. Послуга автоподовження Підписки надається до тих пір, поки Користувач не повідомить про її скасування в особистому кабінеті користувача, заповнивши необхідну форму.

4.2 Послуга вважається скасованою з наступного оплатного періоду.

4.3 Послуга активується при здійсненні першої або чергової оплати Підписки, що означає згоду користувача з тим, що після закінчення оплаченого строку дії Передплати Договір автоматично пролонгується на тих же умовах на той же термін з автоматичним списанням вартості Передплати з рахунку Користувача

4.4 У разі недостатності коштів на рахунку користувача або неможливості проведення платежу Підписка на новий термін не надається, а послуга «автоподовження Підписки» відключається, до моменту появи коштів на рахунку користувача або заміни користувачем рахунку в особистому кабінеті).

4.5 При зміні Товариством тарифів на підписку автоподовження Підписка на черговий новий термін, наступний за періодом, протягом якого відбулася така зміна буде здійснено за новим тарифом.

 

5. Припинення відносин з Компанією. зміна угоди

 

5.1. Компанія і Користувач домовилися, що компанія має право припинити підтримувати Сайт (надавати доступ / надавати послуги) в будь-який час на власний розсуд.

5.2. Компанія залишає за собою право припинити доступ до Сайту, якщо: доступ до Сайту втрачений через відсутність зв'язку на маршруті від Користувача до Сайту; Користувачеві відмовлено в доступі до Сайту внаслідок порушення ним «Інтрукціі користування сайтом» (http://budget.factor.ua/faq.php) або перевищення обсягу прав на використання Сайту.

5.3. Компанія залишає за собою право за своїм вибором без попереднього повідомлення та / або роз'яснення причин: змінювати, виправляти, обмежувати, припиняти чи зупиняти дію Сайту і будь-яких його розділів (матеріалів, ресурсів, сервісів); відмовляти Користувачеві в доступі до користування Сайтом і / або будь-якого його розділу. Задоволення / розгляд потреб Користувача при використанні Сайту не є обов'язком Компанії.

 

6. Заключні положення

 

6.1. Сайт може містити посилання на інші Інтернет - сайти. Дані сайти не перебувають під контролем Компанії і Компанія не несе відповідальності за зміст даних сайтів та / або зміст сайтів, посилання на які знаходяться на даних сайтах. Посилання на інші сайти включені в Сайт тільки для зручності користувачів і не означають згоду Компанії та його посадових осіб з вмістом даних сайтів. Інші Інтернет - сайти можуть містити посилання на Сайт без спеціального дозволу Компанії.

6.2. У разі незгоди Користувача з будь-яким з умов цієї угоди він зобов'язаний негайно припинити використання Сайту і / або будь-якого з його розділів.

6.3. У разі якщо компетентними органами / особами частина цієї угоди буде визнана недійсною, такою, що суперечить законодавству і не підлягає застосуванню, це не тягне неможливість застосування інших положень цієї угоди. Ця угода діє повною мірою в рамках, встановлених чинним законодавством.

6.4. До відносин в рамках цієї Угоди застосовується право України. Користувач і Компанія домовилися підкорятися при виникненні будь-яких спорів, що виникають у зв'язку зі справжньою угодою (використанням Сайту), виключно юрисдикції судів України.

Для того, чтоб распечатать текст необходимо авторизоваться или зарегистрироваться
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити всього за 30 грн