4886 0

Установка охранной сигнализации

Вопросы охраны помещений каждый субъект хозяйствования решает индивидуально. Можно, например, решить этот вопрос собственными силами, приняв в штат работника, в обязанности которого будет входить обеспечение безопасности в помещении. Есть еще один вариант — заключить договор с охранным агентством на предоставление услуг по охране помещения. Кроме того, с целью обеспечения безопасности можно установить систему охранной сигнализации.

В данном материале рассмотрим, как бюджетным учреждениям учитывать расходы, связанные с установкой охранной сигнализации и ее техническим обслуживанием, а также отражать такие операции в бухгалтерском учете.

Обязанности по обеспечению безопасности помещений, в которых расположены учреждения и организации, возлагаются на их руководителей или уполномоченных лиц. Однако в отношении отдельных помещений действующее законодательство предусматривает обязательное оборудование помещений (зданий) системой охранной сигнализации. Так, постановлением КМУ «О мерах по усовершенствованию охраны объектов государственной и других форм собственности» от 10.08.93 г. № 615утвержден перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями Государственной службы охраны при Министерстве внутренних дел по договорам.

 

К числу таких объектов, в частности, относятся:

— здания, в которых размещаются центральные органы исполнительной власти;

— государственные архивы и их хранилища (архивные заведения);

— государственные музеи, картинные галереи, историко-культурные заповедники, другие важные объекты культуры, где хранятся исторические и культурные ценности общегосударственного назначения;

— инспекции пробирного надзора;

— центральные и областные аптечные склады;

— психиатрические больницы с усиленным надзором;

— специальные отделения больниц, предназначенные для проведения судебно-психиатрической экспертизы лиц, находящихся под охраной;

— помещения, предназначенные для хранения наркотических средств и спирта и другие объекты.

Кроме того, с целью предотвращения хищения библиотечных фондов, являющихся национальным достоянием Украины и требующих тщательного сохранения и регистрации как особо ценные документы, научно-исследовательские учреждения, аграрные высшие учебные заведения I — IV уровней аккредитации должны быть оборудованы специальными комнатами, которые изолированы от служебных и вспомогательных помещений, а также отдалены от производственных, складских и бытовых помещений библиотеки. О необходимости оборудования таких объектов охранной сигнализацией сказано в приказе Министерства аграрной политики «О неотложных мерах по сохранению библиотечных фондов» от 17.07.2008 г. № 437.

Помимо вышеперечисленных объектов, охранная сигнализация может быть установлена и в других бюджетных учреждениях, в смете которых предусмотрены соответствующие ассигнования на эти цели. Например, если бюджетное учреждение осуществляет операции с наличными средствами, то с целью обеспечения сохранности наличных средств в кассе учреждения должны быть созданы соответствующие условия. Для этого помещение, в котором осуществляется прием, выдача и хранение денежных средств, оборудуется охранной сигнализацией.

Далее рассмотрим, что представляет собой охранная сигнализация и как ее установка влияет на технические характеристики здания (помещения).

 

Установка и монтаж сигнализации

Система охранной сигнализации является сложным комплексом технических средств, которые предназначены для своевременного обнаружения несанкционированного проникновения в охраняемую зону и информирования об этом поста охраны.

В зависимости от масштаба задач, которые предполагается решить с помощью установки охранной сигнализации, в ее состав входит оборудование трех основных категорий:

1. Пульт централизованного управления охранной сигнализацией (представляет собой компьютер, который распознает показания датчиков и при получении сигнала тревоги начинает действовать в зависимости от установленной программы; в небольших системах охранной сигнализации задачи централизованного управления выполняет охранная панель).

2. Панель сбора и обработки информации с датчиков охранной сигнализации.

3. Сенсорные устройства — датчики и оповещатели охранной сигнализации.

Охранная система способна охватить объем охраняемого помещения, входы в него и прилегающую территорию. Сигнализация позволяет обнаружить не только взлом, но и любое ЧП на охраняемом объекте (пожар, взрыв, механическое разрушение перекрытий).

Установка охранной сигнализации в комплексе с другими системами охраны имеет определенные преимущества. Например, при совмещении систем охранной сигнализации и видеонаблюдения можно не только зафиксировать время, дату и место нарушения на охраняемом объекте, но и иметь возможность выяснить полную картину развития событий вплоть до установления личности нарушителя. Обеспечение пожарной безопасности также может быть учтено при установке комплекса охранной сигнализации. Конечно, максимальной эффективности от установки охранной сигнализации можно добиться, установив полный комплекс систем безопасности: охранно-пожарную сигнализацию, видеонаблюдения и систему контроля и управления доступом в помещения.

Процесс установки охранной сигнализации достаточно трудоемкий и требует специальных знаний и квалифицированных специалистов. Поэтому выполнение таких услуг лучше доверить профессионалам, а не пытаться установить эту систему собственными силами.

Как правило, под установкой системы охранной сигнализации подразумевается процесс, состоящий из проектирования охранной сигнализации, поставки оборудования, монтажа и наладки охранной сигнализации и подразделенный на следующие этапы:

1. Выезд специалиста на объект для изучения ситуации, постановки целей и задач. Заметим, что монтаж охранной сигнализации — это не только работы по установке специальных устройств, но и кропотливый труд по выявлению потенциальных опасностей, моделированию ситуаций и поиску оптимальных решений, направленных на обеспечение безопасности исходя из конкретных условий.

2. Проектирование охранной сигнализациис учетом замечаний и предложений специалиста и заказчика.

3. Монтаж системы контроля доступа и установка охранных систем на объекте.

4. Обслуживание охранных сигнализаций. Этот этап является обязательным, так как только специалисты в этой сфере могут грамотно и квалифицированно выполнить профилактический ремонт и другие операции, предусмотренные технической документацией.

 

Учет сигнализации и расходов на ее установку

Согласно п. 2.4 Инструкции № 64 система безопасности (видеонаблюдения) и комплекс охранно-пожарной сигнализации могут учитываться как отдельный инвентарный объект основных средств.

Под объектом учета основных средств понимается:

— законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему;

— конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

— обособленный комплекс конструктивно соединенных предметов одинакового или разного назначения, имеющий для их обслуживания общие приспособления, принадлежности, управление и единый фундамент, в результате чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс — определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно;

— другой актив, отвечающий определению основных средств, или часть такого актива.

При этом если один объект основных средств состоит из частей, которые имеют разный срок полезного использования (эксплуатации), то каждая из этих частей может признаваться в бухгалтерском учете отдельным объектом основных средств.

В свое время Госказначейство в письме от 15.10.2002 г. № 07-06/1800-8809 также отмечало, что комплекс охранной сигнализации может учитываться как отдельный инвентарный объект основных средств. При установке оборудования, стоимость которого превышает стоимостный критерий, позволяющий относить этот объект к основным средствам, прежде всего необходимо определить, к какой категории относится такое оборудование — активному или пассивному.

Активное оборудование может существовать самостоятельно, при необходимости его можно отсоединить, перенести в другое место или помещение. К такому оборудованию относятся пульты управления охранной сигнализации, датчики и оповещатели. Учитывается такое активное оборудование в зависимости от стоимости и срока службы в составе:

— основных средств на субсчете 104, если его стоимость превышает 1000 грн. (без учета НДС) и ожидаемый срок использования составляет более одного года;

— малоценных необоротных материальных активов на субсчете 113, если его стоимость не превышает 1000 грн. (без учета НДС) и ожидаемый срок использования составляет более одного года.

В этом случае такое оборудование учитывается в соответствии с требованиями, предусмотренными Инструкцией № 64 для учета объектов необоротных активов.

В соответствии с Инструкцией № 495 расходы на приобретение активного оборудования осуществляются по КЭКР 2110 «Приобретение оборудования и предметов длительного пользования» или 1131 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь, в том числе мягкий инвентарь и обмундирование».

Что касается пассивного оборудования, то к нему относится такое оборудование, которое не может существовать самостоятельно (кабель, розетки, крепежные материалы, монтажные короба) и которое невозможно перенести в другое место. Порядок учета расходов, связанных с оплатой услуг по установке и монтажу охранной сигнализации, Госказначейство рассмотрело в письме от 28.05.2010 г. № 15-04/1243-9248 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 21). Как отмечается в этом письме, пассивное оборудование является неотъемлемой частью услуг по установке и монтажу охранно-пожарной сигнализации. И поэтому если договором на установку сигнализации предусмотрено, что пассивное оборудование является составной частью работ по установке и монтажу охранно-пожарной сигнализации, то такие расходы в общей сумме относятся на фактические расходы учреждения.

Согласно п. 1.15 Инструкции № 64 работы по установке структурированной кабельной системы, настройке локально-вычислительной сети и т. п., а также расходные материалы (кабельные лотки, монтажные панели, розетки, корректоры и т. п.), которые использованы при проведении таких работ, не относятся к стоимости необоротных активов, а списываются на фактические расходы на основании подтверждающих документов (актов выполненных работ и пр.).

Стоимость расходных материалов, которые были израсходованы при установке охранно-пожарной сигнализации, не соответствует определению объекта основных средств. Из этого следует, что стоимость расходных материалов учитывается в составе услуг по установке и монтажу охранно-пожарной сигнализации общей суммой и списывается на фактические расходы учреждения на основании оправдательных документов. В соответствии с Инструкцией № 495 такие расходы осуществляются по КЭКР 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».

Рассматривая порядок учета расходов на установку охранной сигнализации, хотелось бы обратить внимание на п. 1.6 Инструкции № 64. В данном пункте речь идет о том, что в случае достройки, дооборудования, реконструкции и модернизации необоротных активов, которые привели к дополнительному укомплектованию таких активов, происходит изменение первоначальной стоимости необоротных активов.

Напомним, что инвентарным объектом по субсчету 103 «Здания и сооружения» является каждое отдельное здание, в состав которого включаются все необходимые для эксплуатации и размещения внутри него коммуникации: система отопления помещения, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом помещении), внутренняя сеть водо- и газопровода со всеми приспособлениями, внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной аппаратурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети и вентиляционные устройства общесанитарного значения, подъемники (лифты).

Какое отношение эти нормы Инструкции № 64 могут иметь к нашей ситуации? Все дело в том, что при выполнении работ по подключению помещения к системе охранной сигнализации происходит дополнительное укомплектование помещения и, как следствие, изменение (улучшение) его технических характеристик. Другими словами, в этом случае выполняются работы, направленные на улучшение эксплуатационных качеств активов, в результате которых они приобретают новые качества. Поэтому расходы, связанные с проведением таких работ, можно отнести на увеличение первоначальной стоимости объекта необоротных активов.

Вопросам, посвященным учету дооборудования необоротных активов, был посвящен ряд писем Госказначейства. Среди них особое внимание хотелось бы обратить на письмо Госказначейства от 31.07.2008 г. № 15-04/1710-12439 (см. «Бюджетная бухгалтерия» 2008, № 38), в котором разъясняется порядок учета сигнализации, установленной на служебный автомобиль. Так, в случае если автомобиль был приобретен без сигнализации и позже дооборудован охранной сигнализацией, что привело к дополнительному укомплектованию автомобиля, то указанные операции в соответствии с п. 1.6 Инструкции № 64 приведут к изменению первоначальной (восстановительной) стоимости необоротных активов. На основании этого в письме делается вывод о том, что при установлении сигнализации происходит дооборудование автомобиля, а не приобретение необоротного актива.

Если установка сигнализации на автомобиль является дооборудованием уже существующего объекта необоротных активов, то почему при установке охранной сигнализации на такой объект, как помещение (здание), учреждение не может руководствоваться этими же правилами? Ведь суть таких работ, как достройка и дооборудование, заключается в расширении существующих возможностей объекта необоротных активов, получении каких-то новых технических характеристик, ранее не свойственных данному объекту. Кроме того, в связи с установлением охранной сигнализации в помещении улучшаются его технические характеристики, так как повышается безопасность и надежность помещения. И поэтому считаем, что при установлении охранной сигнализации в помещении учреждение также может отнести расходы по ее установке на увеличение первоначальной стоимости тогообъекта необоротных активов, где она установлена.

Итак, учреждениеможет самостоятельно выбрать один из вариантов учета расходов на установку охранной сигнализации:

1) считать охранную сигнализацию отдельным инвентарным объектом;

2) считать установку охранной сигнализации дооборудованием, дополнительным укомплектованием объекта основных средств — здания, где она установлена.

Оба эти варианта учета расходов на установку охранной сигнализации правильные, ведь они основываются на нормах Инструкции № 64.

Кстати, это не единственная ситуация, когда бюджетным учреждениям предоставлена возможность выбрать один из вариантов учета расходов (см. например, письмо Госказначейства Украины от 06.08.2007 г. № 3.4-08/1827 // «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 34). Так, в данном письме Госказначейство придерживается следующего принципа: если речь идет о дооборудовании, реконструкции или модернизации необоротных активов, то стоимость материалов и запасных частей, использованных для проведения таких работ, может относиться на увеличение стоимости необоротных активов или учитываться как отдельный инвентарный объект. Окончательное решение о применении того или иного варианта принимает руководитель учреждения на основании заключения комиссии, которая осуществляет приемку работ по установке охранной сигнализации.

Рассмотрим на условном примере порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с установкой охранной сигнализации.

Пример. Учреждением принято решение об установке охранной сигнализации в помещении, которое оборудовано под кассу. С исполнителем заключен договор на оборудование помещения охранной сигнализацией. Согласно договору общая стоимость работ по установке охранной сигнализации составляет 5718 грн. (в том числе НДС — 953 грн.). Работы выполнены согласно договору, что подтверждено актом выполненных работ. В акте отдельно указана стоимость охранной сигнализации и работ по ее установке:

1) стоимость охранной сигнализации — 4218 грн. (в том числе НДС — 703 грн.):

— контрольная панель — 1500 грн. (в том числе НДС — 250 грн.);

— пульт управления — 1260 грн. (в том числе НДС — 210 грн.);

— 6 датчиков по цене 230 грн. на общую сумму 1380 грн. (в том числе НДС — 230 грн.);

— оповещатель — 78 грн. (в том числе НДС — 13 грн.);

2) стоимость пусконаладочных и монтажных работ — 1500 грн. (в том числе НДС — 250 грн.).

Вариант 1. Принято решение учитывать охранную сигнализацию как отдельный объект учета. При этом стоимость охранной сигнализации учитывается как активное оборудование. Стоимость работ по установке и монтажу охранной сигнализации и использованного при этом пассивного оборудования отнесена на фактические расходы учреждения.

Поскольку стоимость контрольной панели и пульта управления превышает 1000 грн. и срок их службы более одного года, то такие объекты необходимо учитывать на субсчете 104 «Машины и оборудование», а датчики и оповещатели — на субсчете 113 «Малоценные необоротные материальные активы».

Вариант 2. Принято решение считать установку охранной сигнализации дополнительным укомплектованием здания и отнести стоимость охранной сигнализации на увеличение стоимости здания (так как в связи с установкой сигнализации произошло дооборудование здания с улучшением его технических характеристик).

Рассмотрим, как в бухгалтерском учете будут отражены операции по установке охранной сигнализации в зависимости от выбранного варианта.

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

2

3

4

5

Вариант 1

1

Выполнены работы по установке охранной сигнализации (на основании акта выполненных работ)

801 (802, 811)

675

1500

2

Оприходована охранная сигнализация (без учета НДС)*:

— контрольная панель

104

675

1250

— пульт управления

104

675

1050

— датчики

113

675

1150

— оповещатель

113

675

65

3

Одновременно делается запись на создание фонда в необоротных активах (без НДС)

801 (802, 811)

401

3515

4

Начислен износ в размере 50 % (на датчики и оповещатель)

401

132

607

5

Отнесена на расходы сумма НДС

801 (802, 811)

675

703

6

Перечислена оплата исполнителю

675

321 (323)

5718

* В этом случае контрольная панель и пульт управления учитываются как отдельные объекты основных средств. Им присваивается восьмизначный номер и открываются Инвентарные карточки учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы № ОЗ-6 (бюджет). Датчики и оповещатели учитываются как объекты малоценных необоротных материальных активов. Им присваивается семизначный номер и открываются Инвентарные карточки группового учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы № ОЗ-9 (бюджет).Эти объекты учитываются по их местонахождению и материально ответственным лицам.

Вариант 2

1

Списана на фактические расходы сумма работ по установке охранной сигнализации и стоимость установленного оборудования*:

— стоимость пусконаладочных и монтажных работ

801 (802, 811)

675

1500

— стоимость установленного оборудования (охранной сигнализации)

801 (802, 811)

675

4218

2

Увеличена первоначальная стоимость здания на стоимость установленной охранной сигнализации (без НДС)

103

401

3515

3

Перечислена оплата исполнителю за установку сигнализации

675

321 (323)

5718

* В этом случае учреждение составляет Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов типовой формы № ОЗ-2 (бюджет), на основании которого в Инвентарной карточке учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы № ОЗ-6 (бюджет) делается отметка об изменении характеристик здания в связи с его дооборудованием охранной сигнализацией.

Техническое обслуживание

После того когда охранная сигнализация уже сдана в эксплуатацию, не нужно забывать о регулярном обслуживании системы. Систему следует проверять на работоспособность, даже если за длительный период ее эксплуатации не было случаев поломки, проверять оборудование, следить за нормальным функционированием всех устройств и датчиков.

Как правило, при заключении договора на установку охранной сигнализации оговариваются условия гарантийного обслуживания, в течение которого ремонт такого оборудования выполняется бесплатно. Однако по окончании гарантийных сроков также не стоит забывать о регулярном техническом обслуживании охранной сигнализации. Расходы, связанные с техническим обслуживанием системы охранной сигнализации, учреждения осуществляют по КЭКР 1134.

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Инструкция № 495 — Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины от 25.11.2008 г. № 495.

Инструкция № 64 — Инструкция по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины от 17.07.2000 г. № 64.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)