Інформація по темі "" | Публікації по тегу
29557 2
Друкувати
Обране

Учет макулатуры

Консультируют специалисты контрольно-ревизионной службы
По различным причинам, возникающим в процессе деятельности бюджетных учреждений, существует необходимость в списании документов, книг, учебников, журналов, газет и т. п. с последующей сдачей макулатуры. В этой статье мы рассмотрим вопросы, связанные с этим процессом.


Ирина НЕСТРУГИНА, начальник КРО в г. Харькове

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Макулатура — это бумажные изделия и остатки бумаги, не пригодные для последующего использования.

Макулатура используется в качестве вторичного сырья при производстве бумаги, упаковочного картона и некоторых строительных материалов. Использование макулатуры позволяет значительно экономить древесину и уменьшить вырубку лесов, ведь 1 т макулатуры заменяет около 4 м3 древесины.

Макулатура, пригодная для повторного использования, состоит из разных видов продукции бумажного и картонного производства. Книги и документы обычно редко включаются в повторный цикл переработки. Наилучшие виды продукции для переработ- ки — телефонные справочники, газеты, журналы, печатные рекламные материалы, картон и гофротара. Самое ценное вторичное сырье — отходы печатного производства. Это связано с тем, что почти 100 % этих отходов пригодны для повторного использования. Макулатуру обычно сортируют, а цены на нее устанавливаются в зависимости от качества. К макулатуре высшего качества относятся обрезки белой бумаги, газеты и журналы, самое низкое качество у макулатуры из небеленого (бурого) картона.

Принцип сдачи макулатуры достаточно простой: необходимо собрать ненужную бумагу и картон и сдать их в пункт приема макулатуры.

При этом важным фактором является то, что согласно ст. 9 Закона № 1775 хозяйственная деятельность по сбору, заготовке отдельных видов отходов как вторичного сырья (по перечням, определяемым Кабинетом Министров Украины) подлежит лицензированию. Перечень отдельных видов отходов как вторичного сырья, сбор и заготовка которых подлежат лицензированию, утвержден постановлением КМУ от 28.02.2001 г. № 183 (далее — Перечень).

В этот Перечень входят следующие виды отходов:

макулатура;

— стеклобой;

— отходы полимерные;

— отходы резиновые, в том числе изношенные шины;

— материалы текстильные вторичные;

— использованная металлическая тара (ящики, фляги, канистры, банки, в частности алюминиевые банки из-под напитков, баллончики).

Поэтому сдача макулатуры должна производиться на специализированные предприятия, имеющие лицензию на переработку такого вторичного сырья.

Средняя цена за макулатуру в настоящее время составляет 25 коп. за кг.

С целью обеспечения целлюлозно-бумажной промышленности Кабинет Министров Украины принимал ряд мер по сбору макулатуры.

Так, Кабмин постановлением № 886 предложил определить порядок организации сбора макулатуры производственно-экологическому объединению «Укр- вторма»*.

* «Укрвторма» — Украинское производственно-экологическое объединение по заготовке и использованию вторичных материальных ресурсов. Более тысячи предприятий этой организации принимают вторичное сырье по всей стране.

Кроме того, местным государственным администрациям было рекомендовано обеспечить расширение сети заготовительных пунктов в городах и селах для возобновления сбора макулатуры и принимать меры для поощрения населения, организаций и учреждений, в том числе заведений образования, к сбору макулатуры.

 

СДАЧА МАКУЛАТУРЫ ПРИ СПИСАНИИ ДОКУМЕНТОВ АРХИВОВ

Документы могут храниться как в архивах, созданных в бюджетных учреждениях, так и сдаваться на хранение в специальные архивные учреждения.

Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере архивного дела и делопроизводства осуществляет Государственный комитет архивов Украины (далее — Госкомархив). В частности, Госкомархив устанавливает сроки хранения документов.

Основным нормативным документом, определяющим сроки хранения документов, является Перечень № 41.

В соответствии с письмом № 1478 состав документов и сроки их хранения установлены в Перечне № 41 с учетом рекомендаций специалистов соответствующих отраслей народного хозяйства и социально-культурной сферы, а также законодательства Украины.

Сроки хранения первичной финансовой и бухгалтерской документации устанавливаются исходя из срока исковой давности, определенного законодательством. Согласно ст. 257 ГКУ общая исковая давность установлена продолжительностью в три года.

С целью контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений, организаций к срокам хранения некоторых документов сделаны примечания, в частности: «При условии завершения проверки государственными налоговыми органами по вопросам соблюдения налогового законодательства, а для бюджетных учреждений и организаций, а также для хозрасчетных предприятий и организаций, которые находятся в сфере управления министерств, других центральных органов исполнительной власти — ревизии. В случае возникновения противоречий, споров, следственных и судебных дел — хранятся до принятия окончательного решения», «По окончании срока действия договора» и т. п., которые конкретизируют сроки хранения определенных категорий документации.

Уничтожение документов учреждением проводится после утверждения акта руководителем учреждения и его согласования с соответствующим государственным архивом.

Дела, отобранные к уничтожению, после согласования и утверждения актов передаются организациям по заготовке вторичного сырья по накладным, в которых указывается вес бумажной макулатуры, переданной для переработки. Дата сдачи документов, их вес и номер накладной указываются в актах об изъятии документов для уничтожения. Эти акты помещаются в дело архивного фонда учреждения и хранятся в архиве учреждения.

В соответствии с п. 2.11 Перечня № 41 определено, что сроки хранения документов, определенные в Перечне № 41, являются минимальными, их нельзя сокращать. Продление в организациях сроков хранения документов, предусмотренных Перечнем № 41, допускается в случаях, если эта необходимость вызвана специфическими особенностями работы конкретной организации.

Свои особенности имеют хранение и использование документов, содержащих конфиденциальную информацию, которая является собственностью государства. Такие документы необходимо хранить, использовать и уничтожать в соответствии с требованиями Инструкции № 1893.

Согласно приложению 13 к Инструкции № 1893 информация, включаемая в перечни сведений, содержащих конфиденциальную информацию, которая является собственностью государства, должна отвечать следующим требованиям:

1) создаваться за средства государственного бюджета или находиться во владении, пользовании или распоряжении организации;

2) использоваться с целью обеспечения национальных интересов государства;

3) не относиться к государственной тайне.

В результате разглашения такой информации возможно:

— нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина;

— наступление негативных последствий во внутриполитической, внешнеполитической, экономической, военной, социальной, гуманитарной, научно-технологической, экологической, информационной сферах и в сферах государственной безопасности и безопасности государственной границы;

— создание препятствий в работе государственных органов.

Перечни сведений, которые содержат конфиденциальную информацию, являющуюся собственностью государства, и которым предоставляется гриф ограничения доступа «Для служебного пользования» разрабатываются экспертными комиссиями, создаваемыми министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими госадминистрациями.

В соответствии с п. 51 Инструкции № 1893 отобранные для уничтожения дела с грифом «Для служебного пользования», не имеющие научной, историко-культурной ценности и утратившие практическое значение, могут оформляться отдельным актом или включаться в общий акт вместе с другими несекретными делами, отобранными для уничтожения.

Отобранные для уничтожения документы, дела и издания с грифом «Для служебного пользования» согласно п. 52 Инструкции № 1893 перед сдачей на переработку как макулатура должны в обязательном порядке измельчаться до состояния, исключающего возможность их прочтения.

Согласно п. 3.8 Перечня № 41 уничтожение документов без одобрения описей дел постоянного хранения экспертно-проверочной комиссии государственного архива (для организаций — источников формирования Национального архивного фонда), а также нарушение установленных Перечнем № 41 сроков хранения документов являются незаконными и влекут ответственность согласно действующему законодательству.

Ответственность за уничтожение документов с нарушением требований действующего законодательства предусмотрена ст. 357 Уголовного Кодекса Украины, а именно: лишение свободы на срок до трех лет или штраф до 70 необлагаемых минимумов доходов граждан.

 

СБОР МАКУЛАТУРЫ В ЗАВЕДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

Для привлечения дополнительных средств в учебных заведениях, как правило, в средних общеобразовательных учебных заведениях проводятся мероприятия по сбору и сдаче макулатуры.

Сбор макулатуры проводится также в рамках государственных и региональных экологических акций, направленных на защиту деревьев от вырубки.

Так, в 2006 году в Украине стартовал турнир по сбору макулатуры среди школьников — экологическая акция добровольного сбора и сдачи на переработку использованной бумаги. Такой турнир поддержали Министерство образования и науки Украины, Министерство по делам семьи, молодежи и спорта а также Комитет по вопросам экологии Верховной Рады Украины.

В результате проведения такого всеукраинского турнира школы получили средства за сдачу макулатуры, а самые активные — еще и ценные призы.

Сбор и сдача макулатуры в школах проводятся и без акций, поскольку это один из способов привлечения дополнительных средств для приобретения необходимых учебников, бумаги и т. п.

При этом следует помнить, что принесенная учащимися макулатура и ее сдача должны быть обязательно отражены в бухгалтерском учете. О том, как именно следует отразить такие операции, будет идти речь далее.

 

СДАЧА МАКУЛАТУРЫ ПРИ СПИСАНИИ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ

Библиотечный фонд — это упорядоченное собрание документов, хранящихся в библиотеке.

Согласно ст. 16 Закона № 32 библиотечные фонды формируются в соответствии со значением, составом пользователей библиотеки и видом библиотеки как упорядоченное собрание документов.

В соответствии с п. 1.3 Инструкции № 64 библиотечные фонды учитываются в составе необоротных активов.

Исходя из п. 3 Инструкции № 142/181 библиотечные фонды могут быть списаны с последующей сдачей их в пункты приема макулатуры как:

— непригодные для последующего использования;

— морально и научно устаревшие;

— физически изношенные, дефектные;

— поврежденные в результате аварии или стихийного бедствия.

В соответствии со ст. 18 Закона № 32 изъятие из библиотечных фондов документов, в том числе ветхих, утративших актуальность, научную и производственную ценность или имеющих дефект, дублетных, осуществляется в порядке, определенном специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере культуры. Изъятие документов из библиотечных фондов по идеологическим или политическим признакам запрещается.

Следует отметить, что для документов, которые внесены или подлежат внесению в Государственный реестр национального культурного достояния Украины, и документов, которые являются уникальными документами Национального архивного фонда Украины и хранятся в библиотеках, устанавливается особый режим охраны, хранения и использования.

Для списания библиотечного фонда применяется «Акт о списании с баланса бюджетных учреждений и организаций изъятой из библиотеки литературы», типовая форма ОЗ-5 (бюджет) которого утверждена Инструкцией № 125/70.

Акт составляется в двух экземплярах, на основании описи и общих списков книг, подлежащих изъятию из библиотек. Опись делается во время очередного пересмотра книжных фондов и выявления устаревших изданий. Отдельная опись составляется на изношенную литературу (порванные книги и не подлежащие восстановлению, с утерянными страницами).

Также имеют место случаи, когда в самостоятельных библиотеках или в библиотеках при учебных заведениях читатели теряют полученную в библиотеке литературу. Как определено в п. 14 приказа № 321,в случае потери документа его замена на аналогичный осуществляется путем списания документа по балансовой стоимости, а оприходование — по свободной рыночной стоимости.

 

ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТЕ

Средства, полученные бюджетной организацией за сдачу макулатуры, в обязательном порядке должны быть отражены в учете.

В соответствии с Перечнем № 659 средства, полученные от сдачи макулатуры, относятся к четвертой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений — поступлению бюджетных учреждений от реализации имущества. Такие средства включаются в состав специального фонда сметы без обложения налогом на прибыль.

Средства от сдачи макулатуры должны планироваться по специальному фонду сметы в случае списания библиотечного фонда или документов архивов, т. е. в случаях, когда такое списание предполагается. Если сдача макулатуры не предполагается (например, сбор макулатуры в школах по заданию вышестоящих организаций или по местным программам развития, утвержденным местными органами власти), такие средства по специальному фонду сметы не планируются. Но при этом необходимо внести своевременные изменения в смету после получения средств от сдачи макулатуры.

Как определено в п. 49 Порядка № 228,в течение года распорядители бюджетных средств вносят изменения в специальный фонд сметы по собственным поступлениям на основании справки Государственного казначейства о подтверждении поступления средств на специальные регистрационные счета учреждения, открытые в соответствующем органе Государственного казначейства, и справки о внесении изменений в смету, которая утверждается руководителем учреждения, утверждавшим смету, без внесения соответствующих изменений в бюджетную роспись по специальному фонду бюджета. Распорядители ниже- стоящего уровня подают в обязательном порядке распорядителям вышестоящего уровня удостоверенные соответствующим органом Государственного казначейства копии утвержденных справок о внесении изменений в специальный фонд сметы по собственным поступлениям.

Распорядителями вносятся изменения в специальный фонд сметы в части увеличения поступлений и расходов в случае, когда объемы собственных поступлений специального фонда сметы фактически превысили объемы, учтенные при утверждении соответствующего бюджета, с учетом остатков на начало года. Изменения вносятся на основании расчетов с соответствующим обоснованием. Распорядители должны упорядочить бюджетные обязательства с учетом изменений, внесенных в специальный фонд сметы.

Средства, получаемые бюджетными учреждениями от реализации имущества в соответствии с Порядком № 107, отражаются в форме финансовой отчетности «Отчет о поступлении и использовании средств, полученных как плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями» (форма № 4-1д, № 4-1м).

Бюджетные учреждения используют эти средства по целевому назначению согласно смете.

В соответствии с п. 3 Перечня № 659 средства от реализации имущества могут использоваться на ремонт, модернизацию или приобретение новых необоротных активов (кроме зданий и сооружений) и материальных ценностей, на покрытие расходов, связанных с организацией сбора и транспортировки отходов и лома на приемные пункты, на премирование лиц, непосредственно занятых сбором отходов и лома, а также на хозяйственные нужды бюджетных учреждений.

Что касается средств, полученных от сдачи макулатуры, то они могут быть использованы на приобретение новых книг, газет, журналов и т. п. для пополнения библиотечного фонда, на хозяйственные нужды учреждений, в том числе на приобретение бумаги, канцелярских товаров, на поощрение лиц, непосредственно занятых сбором и сдачей макулатуры в пункты приема.

Как определено в п. 15 приказа № 321,средства от реализации документов для библиотек остаются в распоряжении библиотеки с правом последующего использования на пополнение библиотечного фонда.

Отражение операций по сдаче макулатуры в бухгалтерском учете рассмотрим на примерах.

Пример 1. В учреждении списан устаревший библиотечный фонд на сумму 1500 грн., в результате чего было сдано 300 кг макулатуры, за которую учреждением получено 75 грн., которые были израсходованы на пополнение библиотечного фонда.

 

№ п/п

Содержание операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Списан библиотечный фонд

401

112

1500

2

Оприходована в учете макулатура

239

364*

75**

3

Макулатура сдана в пункт ее приема

364

239

75

4

Получены средства за сдачу макулатуры

323

711

75

5

За полученные средства приобретены книги

112

675

75

Одновременно

801 (802)

401

75

6

Уплачено организации-поставщику за книги

675

323

75

Пример 2. В средней школе объявлен конкурс по сбору макулатуры. В результате проведения конкурса учащимися было собрано 1500 кг макулатуры, которая была сдана в пункт ее приема. За сданную макулатуру школа получила 375 грн., которые были израсходованы на приобретение канцелярских товаров для учащихся.

 

№ п/п

Содержание операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Оприходована в учете макулатура, принесенная учащимися

239

364*

375**

2

Макулатура, принесенная учащимися, сдана в пункт ее приема

364

239

375

3

Получены средства за сдачу макулатуры

323

711

375

4

За полученные средства приобретены канцелярские товары

234

675

375

5

Уплачено организации-поставщику за канцелярские товары

675

323

375

* Поскольку предусматривается реализация макулатуры, в органы Государственного казначейства не нужно подавать Справку о поступлениях в натуральной форме. В случае оприходования макулатуры для дальнейшей реализации субсчет 711 «Доходы по средствам, полученным как плата за услуги» использовать нецелесообразно, поскольку учреждение получает не доходы, а обязательства по передаче макулатуры перерабатывающему предприятию. Доходы возникают при поступлении денежных средств за сданную макулатуру на специальный регистрационный счет.

** Приблизительную стоимость макулатуры для ее учета можно узнать в пунктах приема макулатуры.

 

Нормативные документы

Закон № 1775 — Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Закон № 32 — Закон Украины «О библиотеках и библиотечном деле» от 27.01.95 г. № 32/95-ВР.

Постановление № 886 — постановление Кабинета Министров Украины «О мерах по улучшению сбора и использования макулатуры» от 30.07.96 г. № 866.

Порядок № 228 — Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2002 г. № 228.

Инструкция № 1893 — Инструкция о порядке учета, хранения и использования документов, дел, изданий и других материальных носителей информации, содержащих конфиденциальную информацию, которая является собственностью государства, утвержденная постановлением Кабинета Министров Украины от 27.11.98 г. № 1893.

Инструкция № 64 — Инструкция по учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины от 17.07.2000 г. № 64.

Инструкция № 125/70 — Инструкция по составлению типовых форм по учету и списанию основных средств, которые принадлежат учреждениям и организациям, содержащимся за счет государственного или местных бюджетов, утвержденная приказом Главного управления Государственного казначейства Украины и Государственного комитета статистики Украины от 02.12.97 г. № 125/70.

Инструкция № 142/181 — Типовая инструкция о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины, Министерства экономики Украины от 10.08.2001 г. № 142/181.

Перечень № 659 — Перечень групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требования по их образованию и направлениям использования, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 17.05.2002 г. № 659.

Перечень № 41 — Перечень типовых документов, образующихся в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, других предприятий, учреждений и организаций, с указанием сроков хранения документов, утвержденный приказом Главного архивного управления при Кабинете Министров Украины от 20.07.98 г. № 41.

Порядок № 107 — Порядок составления месячной и квартальной финансовой отчетности в 2008 году учреждениями и организациями, получающими средства государственного или местных бюджетов, утвержденный приказом Государственного казначейства Украины от 28.03.2008 г. № 107.

Приказ № 321 — приказ Министерства культуры и туризма Украины «Об утверждении методических рекомендаций по бухгалтерскому учету библиотечных фондов» от 27.03.2008 г. № 321/0/16/-08.

Письмо № 1478 — письмо Государственного комитета архивов Украины «Об установлении сроков хранения документов» от 01.12.2005 г. № 01-1478.

Письмо № 05-26 — письмо Государственного комитета архивов Украины «О документах, определяющих сроки хранения разных видов документов, и об ответственности за уничтожение документов с нарушением требований действующего законодательства» от 12.01.2001 г. № 05-26.

env_icon Наш сайт корисний для вас?

Отримуйте першими актуальні новини! env_icon

Підписатися на найактуальнішу розсилку для бухгалтера бюджетної установи

Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
Газета «Бюджетна бухгалтерія»



Коментарі
(2)
Наталья
01.12.2015
Здравствуйте! Облагается ли НДС сдача макулатуры стеклобоя?
Світлана
10.09.2018
скажіть будь ласка відповідь на таке питання : якщо бюджетна установа здала макулатуру підприємцю а грошей він вже три місяці не перечислює,що потрібно робити нам?
Залишити коментар:
Ваше ім`я
Коментарі
Шановні колеги!
Довгі роки ми наполегливо працювали, щоб вчасно підставляти плече підтримки всім українським бухгалтерам бюджетного сектору. Ми завжди розуміли, що їм нізвідки чекати допомоги й опори, тому розвивали новинний і консультативний портал власними силами та засобами. За що ви повсякчас віддячуєте нам своєю довірою та прихильністю. Ми дуже цінуємо це!

Та настають складні часи в усьому світі – й дедалі важче стає підтримувати гідний рівень роботи найбільшого в Україні порталу за свій кошт, частково покриваючи витрати завдяки рекламі. Цього вкрай замало!

Buhgalter.com.ua – це не лише стрічка новин із тематичними розділами та корисною інформацією. По той бік монітора щоденно стоять на варті роботи порталу 14 фахівців та чимале технічне забезпечення для безперешкодного функціонування сайту.

Ми сформували максимально комфортну ціну, яка б не «била по кишені», – 30 грн на місяць або 1 грн на день. Передплатники видань «Бюджетна бухгалтерія» та «Оплата праці», як і раніше, продовжують користуватися порталом безкоштовно та без реклами.

Розуміємо, для вас це стало несподіванкою, але в сьогоднішніх умовах ми не можемо діяти інакше. Цілком посильна сума, що дорівнює чашці кави у кав’ярні, підтримає життя вашого улюбленого ресурсу. За це ми віддячимо вам завжди цікавою й важливою інформацією та новими ідеями. Далі буде тільки краще!

Залишайтеся з нами – і давайте підтримувати один одного!

Ваші колеги – команда buhgalter.com.ua
30
грн/
місяц
Це приблизно усього 1 грн/день
Ви можете скасувати в будь-який момент
ic-acc-pay
Для того, чтоб распечатать текст необходимо авторизоваться или зарегистрироваться
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити всього за 30 грн