12928 0

Учет вторичного сырья

При списании некоторых товарно-материальных ценностей возникает вторичное сырье (металлолом, запчасти, пригодные для дальнейшего использования, ветошь и т. п.). Это вторсырье может быть использовано в дальнейшей деятельности учреждения или передано специальным предприятиям, занимающимся его сбором и переработкой. Поэтому вторсырье должно иметь определенное отражение в учете, о чем и пойдет речь в этой статье.

Татьяна РЯБУХА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ

Вторичное сырье (металлолом, дрова, пригодные для дальнейшего использования запчасти и т. п.), чаще всего появляется в учреждениях в результате списания товарно-материальных ценностей.

Общий порядок списания материальных ценностей бюджетных учреждений определен Типовой инструкцией № 142/181. При списании материальных ценностей, являющихся основными средствами, или объектов незавершенного строительства, нужно соблюдать требования Порядка № 1314.

В соответствии с п. 3 Типовой инструкции № 142/181 списанию подлежат материальные ценности, которые:

— непригодны для дальнейшего использования;

— выявлены в результате инвентаризации как недостача;

— морально устаревшие;

— физически изношенные;

— поврежденные в результате аварии или стихийного бедствия (при условии, что их восстановление является невозможным или экономически нецелесообразным и они не могут быть реализованы).

Списание с баланса учреждений материальных ценностей осуществляется путем их продажи, бесплатной передачи или ликвидации (на основании акта). Конечно же, при продаже или передаче товарно-материальных ценностей вторичное сырье не возникает. Оно появляется только в случае списания материальных ценностей путем ликвидации.

Следует иметь в виду, что согласно п. 20 Типовой инструкции № 142/181 списание материальных ценностей с учета (как ликвидация на основании акта о списании), без последующей их реализации или передачи другому бюджетному учреждению, осуществляется только в случаях, когда дальнейшее использование этих ценностей невозможно или экономически нецелесообразно.

Возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списанного объекта определяет постоянно действующая комиссия учреждения. Она же проводит их оценку.

Согласно п. 8 Типовой инструкции № 142/181 при списании необоротных активов составляется соответствующий акт по типовой форме № ОЗ-3 (бюджет) «Акт о списании основных средств», № ОЗ-4 (бюджет) «Акт о списании автотранспортных средств», № ОЗ-5 (бюджет) «Акт о списании с баланса бюджетных учреждений и организаций изъятой из библиотеки литературы», формы и порядки составления которых утверждены приказом № 125/70.

При списании запасов составляется акт по типовой форме № З-2 «Акт списания», форма и порядок составления которого утверждены приказом № 130.

Также при списании материальных ценностей могут составляться акты произвольной формы с указанием исчерпывающей информации о их количественных и качественных показателях и причинах выбытия (списания). Это разрешено п. 8 Типовой инструкции № 142/181.

В случае, если в результате ликвидации материальных ценностей отдельные детали, узлы, материалы еще могут быть использованы учреждением или подлежат передаче в установленном порядке, комиссией дополнительно составляется акт об оценке таких ценностей.

Разборка и демонтаж материальных ценностей, которые утратили свое производственное назначение или стали непригодными, осуществляются только после утверждения в установленном порядке акта об их списании.

Отметим также, что согласно п. 21 Порядка № 1314 разборка и демонтаж имущества, являющегося основными средствами или объектами незавершенного строительства, которое предлагается к списанию, проводятся только после принятия соответствующим субъектом управления решения о предоставлении согласия на списание имущества (кроме случаев повреждения имущества в результате аварии или стихийного бедствия).

Контролирует извлечение из имущества, подлежащего списанию, пригодных узлов, деталей, материалов и агрегатов, а также узлов, деталей, материалов и агрегатов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, определяет их количество, вес и контролирует сдачу на склад и оприходование на соответствующих балансовых счетах комиссия по списанию имущества. Она создается в учреждении согласно п. 9 Порядка № 1314 и п. 6 Типовой инструкции № 142/181.

Свои особенности имеет списание товарно-материальных ценностей, содержащих драгоценные металлы или драгоценные камни. Рассмотрим их.

 

ИЗВЛЕЧЕНИЕ И СДАЧА ЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И КАМНЕЙ

Согласно п. 17 Порядка № 142/181 и п. 25 Порядка № 1314 детали и узлы, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, извлеченные после демонтажа материальных ценностей, подлежат сдаче субъектам хозяйствования*, осуществляющим деятельность по сбору и первичной обработке лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней на основании лицензий на этот вид деятельности, полученных от Минфина Украины.

* Адреса специализированных предприятий Украины, осуществляющих прием и переработку отходов и лома драгоценных металлов и ценных камней, можно узнать в Департаменте государственного регулирования операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями и пробирного надзора, который входит в состав Министерства финансов Украины (сайт Минфина — www.minfin.gov.ua; адрес — 01008 г. Киев, ул. Грушевского, 12/2).

При наличии ведомственных или централизованных пунктов, занимающихся сбором и демонтажем техники, аппаратуры, приборов и других изделий, последние сдаются без демонтажа, целым комплексом.

Запрещается уничтожать, выбрасывать, сдавать в лом технику, аппаратуру, приборы и другие изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, без предварительного извлечения и одновременного оприходования ценных деталей.

Запрещается передача, списание и продажа техники, аппаратуры и других необоротных активов по ценам ниже стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в них, за вычетом расходов на их извлечение.

Средства, полученные от сдачи драгоценных металлов и камней, распределяются между учреждением и государственным или местным бюджетами в зависимости от источника финансирования учреждения. Согласно п. 18 ст. 2 Закона № 835 80 % средств, полученных учреждениями и организациями, содержащимися за счет средств Государственного бюджета Украины, за сданные в виде лома и отходов золото, платину, металлы платиновой группы, драгоценные камни, и 50 % средств, полученных этими учреждениями и организациями за сданное в виде лома и отходов серебро, подлежат перечислению в государственный бюджет Украины.

Между учреждением и местным бюджетом распределение средств происходит так же. Согласно п. 11 ст. 35 Закона № 835 местному бюджету принадлежит 80 % средств, полученных учреждениями и организациями, содержащимися за счет средств местных бюджетов, за сданные в виде лома и отходов золото, платину, металлы платиновой группы, драгоценные камни, и 50 % средств, полученных этими учреждениями и организациями за сданное в виде лома и отходов серебро.

Главное контрольно-ревизионное управление Украины в письме от 24.12.2004 г. № 12-14/588 указывало, что за нарушение установленного законодательством порядка проведения операций с драгоценными металлами в зависимости от вида совершенного правонарушения предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Так, согласно ст. 1891 КУоАП нарушение утвержденных норм использования, норм потерь драгоценных металлов и ценных камней, норм использования, норм потерь отходов и лома в процессе производства, установленного порядка учета или отсутствие такого учета, необеспечение надлежащих условий хранения драгоценных металлов или ценных камней в процессе производства, установленного порядка реализации драгоценных металлов и ценных камней, установленного порядка сбора и сдачи их отходов и лома влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц учреждений и организаций от 8 до 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 136 до 340 грн.).

Согласно ст. 214 УКУ уклонение от предусмотренных законом обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи добытых из недр, полученных из вторичного сырья, поднятых или найденных драгоценных металлов или ценных камней, если это деяние совершено в крупном размере, а также уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или для обязательной продажи скупленных драгоценных металлов, ценных камней, ювелирных или бытовых изделий из них или лома таких изделий карается штрафом от 300 до 1000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 5100 до 17000 грн.) или ограничением свободы насрок до двух лет.

Также отметим, что обязательной сдаче специализированным предприятиям подлежат изготовленные из цветных металлов детали и узлы, которые не используются в данном учреждении для ремонта машин, инструментов, приборов, оборудования.

В отличие от средств, которые учреждения получают от сдачи лома и отходов золота, платины, металлов платиновой группы, драгоценных камней, серебра, средства, полученные ими от реализации металлолома черных, цветных металлов или их сплавов, остаются в распоряжении учреждения в полном объеме.

Согласно постановлению № 659 поступления за сданные в виде лома и отходов черные, цветные, драгоценные металлы, драгоценные камни, которые в соответствии с действующим законодательством остаются в распоряжении бюджетных учреждений, принадлежат к подгруппе 4 группы 1 собственных поступлений бюджетных учреждений (поступления бюджетных учреждений от реализации имущества) и зачисляются в доходы специального фонда сметы.

Такие средства расходуются согласно смете на:

— покрытие расходов, связанных с организацией сбора и транспортировкой металлолома до приемного пункта;

— ремонт, модернизацию или приобретение новых необоротных активов (кроме зданий и сооружений) и материальных ценностей;

— премирование лиц, непосредственно занятых сбором металлолома;

— хозяйственные нужды учреждения.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Согласно п. 16 Типовой инструкции № 142/181 и п. 23 Порядка № 1314 все детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта другого оборудования, а также материалы, полученные от ликвидации необоротных активов, оприходуются на соответствующих субсчетах бухгалтерского учета, а непригодные детали и материалы оприходуются как прочие материалы (субсчет 239 «Прочие материалы») и подлежат обязательной сдаче учреждению, на которое возложен сбор такого сырья.

Оприходование материальных ценностей, полученных от ликвидации необоротных активов и других ценностей, должно осуществляться по определенной стоимости. Как указывалось выше, стоимостная оценка таких материальных ценностей осуществляется постоянно действующей комиссией и обязательно указывается в документах, на основании которых эти ценности оприходуются.

Стоимость материальных ценностей, полученных от ликвидации необоротных активов и других ценностей, определяется исходя из цены их возможного использования или реализации, которая, в свою очередь, может быть определена на основании действующих рыночных цен на аналогичные материальные ценности (можно использовать данные прайс-листов) с учетом их износа, на основании заключения, предоставленного специализированной организацией, осуществлявшей оценку, и т. п.

Оприходование материальных ценностей, полученных от ликвидации необоротных активов и других ценностей, осуществляется на основании накладной (акта приемки материальных ценностей).

Данные о материальных ценностях, полученных от ликвидации необоротных активов, отражаются на обратной стороне Акта о списании основных средств (типовая форма № ОЗ-3 (бюджет) и четвертой странице Акта о списании автотранспортных средств (типовая форма № ОЗ-4 (бюджет)) в разделе «Расчет результатов списания объекта».

Данные о материальных ценностях, полученных от ликвидации других материальных ценностей, можно указать в строке «Отдельные замечания комиссии» Акта списания типовой формы № З-2 или вписать отдельной строкой.

Что касается отражения в бухгалтерском учете операций по оприходованию материальных ценностей, полученных от ликвидации других материальных ценностей, и последующего их использования на собственные нужды учреждения или их реализации, то непосредственно эти операции Инструкцией № 61 не рассматриваются. Поэтому, учитывая п. 4 Инструкции № 61, который дает право учреждениям самостоятельно определять корреспонденцию субсчетов, не приведенную в Инструкции № 61, и исходя из норм данной корреспонденции субсчетов и нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету бюджетных учреждений, предлагаем наш вариант бухгалтерского учета вторичного сырья. При этом учтем требования Инструкции № 61, п. 16 Типовой инструкции № 142/181, п. 23 Порядка № 1314, постановления № 659 и содержание некоторых писем Госказначейства на подобную тему, на которые сошлемся далее при рассмотрении примеров.

Пример 1. В результате списания мебели (стулья) стоимостью 1200 грн. получены отходы древесины на сумму 100 грн., которые были использованы на нужды учреждения (для ремонта другой мебели).

 

№ п/п

Содержание операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма (грн.)

дебет

кредит

1

Списана мебель

401

113

1200

2

Оприходованы отходы древесины, пригодные для дальнейшего использования учреждением*/**

323

711

100

364

323

100

234

364

100

3

Отходы древесины использованы для ремонта мебели собственными силами учреждения, что подтверждено актом списания**

811

234

100

* Во избежание расхождений между данными учета о выполнении бюджетов и выполнении смет распорядителей бюджетных средств и для включения в формы отчетности, составляемые органами Госказначейства Украины, показателей по поступлениям в натуральной форме и их использованию за отчетный период распорядители бюджетных средств до окончания отчетного периода составляют и подают в органы Госказначейства Справку о поступлениях в натуральной форме.

Для отражения плановых показателей по операциям в натуральной форме вносятся изменения в смету на основании справок установленной формы, которые подаются в органы Госказначейства до окончания отчетного периода.

** В соответствии с письмом Госказначейства Украины от 08.06.2007 г. № 3.4-10/1473-6872 оприходование вторичного сырья от списанных объектов необоротных активов отражается в Отчете о поступлении и использовании средств, полученных как плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями (форма № 4-1д, № 4-1м) по подгруппе 4 группы 1 собственных поступлений бюджетных учреждений — поступления бюджетных учреждений от реализации имущества (в графах 9 «Поступило средств», 10 «Кассовые расходы»).

 

Пример 2. Учреждением, содержащимся за счет местного бюджета, списан компьютер стоимостью 4300 грн. Согласно техническому паспорту в компьютере содержались драгоценные металлы (золото), которые были извлечены, оприходованы на общую сумму 250 грн., а затем реализованы специализированному предприятию. Кроме того, оприходованы детали списанного компьютера, которые не имеют в своем составе драгоценных металлов и могут быть использованы для ремонта компьютерной техники. Комиссией эти детали оценены и установлена их стоимость — 100 грн.

 

№ п/п

Содержание операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

2

3

4

5

1

Списан компьютер

401

104

4300

2

Отнесена на расходы стоимость услуг по извлечению драгоценных металлов специализированным предприятием согласно акту выполненных работ

811

675

85

3

Перечислена оплата за услуги по изъятию драгоценных металлов специализированному предприятию

675

323

85

4

Оприходованы детали и запасные части, содержащие драгоценные металлы, которые подлежат сдаче специализированному предприятию*

239

364**

250

5

Переданы по накладной детали и запасные части, содержащие драгоценные металлы, специализированному предприятию

364

239

250

6

Поступили на специальный счет средства за сдачу драгоценных металлов (золото)

323

711**

250

7

Начислена задолженность перед местным бюджетом в соответствии с п. 11 ст. 35 Закона № 835 (80 % от суммы, полученной за сдачу драгоценных металлов (золото))

711

642

200

8

Перечислена в доход бюджета часть суммы, полученной за сдачу драгоценного металла

642

323

200

9

Оприходованы запасные части, не содержащие драгоценных металлов и пригодные к дальнейшему использованию учреждением***

323

711

100

364

323

100

238

364

100

10

Запасные части использованы для ремонта компьютерной техники собственными силами учреждения, что подтверждено актом списания

811

238

100

* Поскольку предусматривается реализация деталей и запчастей, содержащих драгоценные металлы, считаем, что в органы Государственного казначейства не нужно подавать Справку о поступлениях в натуральной форме.

** По нашему мнению, в случае оприходования деталей и запчастей для дальнейшей реализации субсчет 711 «Доходы со средств, полученные как плата за услуги» привлекать нецелесообразно, поскольку учреждение получает не доходы, а обязательства по передаче таких деталей и запчастей специализированному предприятию. Доходы возникают при поступлении денежных средств на специальный регистрационный счет.

*** В орган Госказначейства подается Справка о поступлениях в натуральной форме (см. ссылки к примеру 1).

 

Пример 3. Учреждением списано старое металлическое ограждение стоимостью 16000 грн. Металлолом, образовавшийся после списания ограждения, сдан специализированному предприятию. Средства в сумме 2500 грн., полученные от сдачи металлолома, израсходованы на ремонт необоротных активов.

 

№ п/п

Содержание операций

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Списано металлическое ограждение согласно акту на списание

401

103

16000

2

Оприходован металлолом, образовавшийся после списания ограждения*

239

364

2500

3

Передан по накладной металлолом специализированному предприятию

364

239

2500

4

Поступили от специализированного предприятия на специальный счет средства за сданный металлолом

323

711

2500

5

Отремонтирована лестница в здании учреждения согласно акту выполненных работ

811

675

2500

6

Перечислены средства организации — исполнителю работ за ремонтные работы

675

323

2500

* См. ссылки к предыдущему примеру.

Нормативные документы

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

УКУ — Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

Закон № 835 — Закон Украины «О Государственном бюджете на 2009 год» от 26.12.2008 г. № 835-VI.

Порядок № 1314 — Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314.

Постановление № 659 — постановление КМУ «Об утверждении перечня групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требований по их образованию и направлениям использования» от 17.05.2002 г. № 659.

Типовая инструкция № 142/181 — Типовая инструкция о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины, Министерства экономики Украины от 10.08.2001 г. № 142/181.

Приказ № 125/70 — приказ Главного управления Государственного казначейства Украины и Государственного комитета статистики Украины «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств, принадлежащих учреждениям и организациям, содержащимся за счет государственного или местных бюджетов, и Инструкции по их составлению» от 02.12.97 г. № 125/70.

Приказ № 130 — приказ Государственного казначейства Украины «Об утверждении типовых форм учета и списания запасов бюджетных учреждений и инструкции по их составлению» от 18.12.2000 г. № 130.

Инструкция № 61 — Инструкция о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины от 10.07.2000 г. № 61.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)