2901 0

ГОСКАЗНАЧЕЙСТВО ОТВЕЧАЕТ НА АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

03.12.10
Предлагаем вашему вниманию очередную подборку писем Государственного казначейства Украины. В данном материале представлены разъяснения Госказначейства о порядке отражения в бухгалтерском учете различных хозяйственных операций. 

Материал подготовила Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Жилищный кодекс — Жилищный кодекс Украинской ССР от 30.06.83 г. № 5464-X.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Закон № 3814 — Закон Украины «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях» от 24.12.93 г. № 3814-XII.

Закон № 2535 — Закон Украины «О плате за землю» 03.07.92 г. № 2535-XII.

Порядок № 1314 — Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314.

Перечень № 659 — Перечень групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требования по их образованию и направления использования, утвержденные постановлением КМУ от 17.05.2002 г. № 659.

Порядок № 228 — Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденные постановлением КМУ 28.02.2002 г. № 228.

Порядок № 1760 — Порядок определения категорий памятников для занесения объектов культурного наследия в Государственный реестр недвижимых памятников Украины, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2001 г. № 1760.

Перечень № 435 — Перечень услуг по воспитанию и обучению, операции по предоставлению которых освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением КМУ от 08.06.2005 г. № 435.

План счетов — План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденные приказом Главного управления Госказначейства от 10.12.99 г. № 114.

Приказ № 67 — приказ Минстата «Об утверждении типовых форм первичного учета бланков строгой отчетности» от 11.03.96 г. № 67.

Инструкция № 90 — Инструкция по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденная приказом Главного управления Госказначейства от 30.10.98 г. № 90.

Инструкция № 495 — Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Госказначейства от 25.11.2008 г. № 495.

Инструкция № 64 — Инструкция по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64.

Инструкция № 125 — Инструкция по учету запасов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Гос­казначейства от 08.12.2000 г. № 125.

Инструкция № 22 — Инструкции по учету документов, находящихся в библиотечных фондах, утвержденная приказом Минкультуры от 03.04.2007 г. № 22.

Методические рекомендации № 321 — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету библиотечных фондов, утвержденные приказом Минкультуры от 27.03.2008 г. № 321/0/16/-08.

Положение № 466 — Положение о Государственном реестре национального культурного наследия, утвержденное постановлением КМУ от 12.08.92 г. № 466.

Положение № 839 — Положение о порядке организации и проведения оплачиваемых общественных работ, утвержденное постановлением КМУ от 10.09.2008 г. № 839.

Инструкция № 125/70 — Инструкция по составлению типовых форм по учету и списанию основных средств, принадлежащих учреждениям и организациям, содержащимся за счет государственного или местных бюджетов, утвержденная приказом Главного управления Госказначейства и Госкомстата от 02.12.97 г. № 125/70.

Налоговое разъяснение № 186 — Обобщающее налоговое разъяснение о плате за землю с юридических лиц, утвержденное приказом ГНАУ от 25.03.2010 г. № 186.

Положение № 37 — Положение о порядке предоставления служебных жилых помещений и пользования ими в Украинской ССР, утвержденное постановлением Совета Министров Украинской ССР от 04.02.88 г. № 37.

 

№ п/п

Вопрос

Ответ Госказначейства

Комментарий редакции

1

2

3

4

1

Как учитывать
денежные документы?
Где в финансовой отчетности отражать дебиторскую задолженность, образовавшуюся в связи с выдачей под отчет бланков трудовых книжек, талонов на бензин, марок?

Письмо от 17.03.2010 г. № 15-04/579-4824 begin_of_the_skype_highlighting 15-04/579-4824 end_of_the_skype_highlighting.
Учет денежных документов осуществляется на субсчете 331 «Денежные документы в национальной валюте». Вместе с тем стоимость бланков документов строгого учета учитывается на забалансовом счете 08 «Бланки строго учета».
Дебиторская задолженность, образовавшаяся в связи
с выдачей под отчет бланков трудовых книжек, талонов на бензин, марок, отражается в строке 186 «Расчеты
с подотчетными лицами» формы № 1 «Баланс» и в форме № 7д «Отчет по задолженности по бюджетным средствам»

Бланки строгой отчетности, к которым, в частности, относятся бланки трудовых книжек, талоны на бензин и марки, бюджетные учреждения учитывают на субсчете 331 «Денежные документы в национальной валюте» по стоимости, состоящей из расходов на их изготовление или приобретение. Кроме того, одновременно с учетом на субсчете 331 бланки строгой отчетности должны учитываться на забалансовом счете 08 «Бланки строгого учета», на котором они отражаются по:
— номинальной стоимости, указанной на этих бланках;
— стоимости, установленной законодательством;
— фактической стоимости приобретения, если номинальная стоимость не указана или их стоимость не установлена законодательством.
Выдача под отчет бланков строгой отчетности (трудовых книжек, марок, талонов на бензин) отражается в бухгалтерском учете записью: Дт 362 — Кт 331.
Обращаем внимание на то, что при выдаче талонов на бензин под отчет необходимо также сделать еще одну бухгалтерскую запись на оприходование бензина, полученного по талонам: Дт 235 «Топливо, горючие и смазочные материалы» — Кт 362 (см. консультацию «Учет бензина в талонах»// «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 16).
Списание использованных бланков строгой отчетности отражается записью: Дт 801, 802, 811 — Кт 362.
Для учета поступления, движения и списания бланков строгой отчетности бюджетные учреждения применяют типовые формы документов, утвержденные приказом № 67.
Напомним, что бюджетные учреждения начиная со II квартала 2010 года при составлении финансовой отчетности руководствуются Порядком составления финансовой отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденным совместным приказом Госказначейства и Минфина от 25.05.2010 г. № 164 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 24)

2

Как списать просроченную дебиторскую задолженность?

Письмо от 31.03.2010 г. № 15-04/713-5705 begin_of_the_skype_highlighting 15-04/713-5705 end_of_the_skype_highlighting.Списание просроченной дебиторской задолженности осуществляется согласно Инструкции № 90.
Безнадежная дебиторская задолженность — текущая дебиторская задолженность, по которой существует уверенность в невозврате ее должником или по которой истек срок исковой давности.
Исходя из этого Госказначейство в письме приходит к выводу о том, что просроченная дебиторская задолженность является безнадежной в случаях:
— когда просроченная дебиторская задолженность учитывается за субъектами хозяйствования, ликвидированными без правопреемников и исключенными из Единого государственного реестра предприятий, учреждений и организаций;
— когда учреждением приняты все меры по проведению претензионно-исковой работы, другие меры взыскания задолженности в соответствии с действующим законодательством

Выявление просроченной дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, осуществляется в ходе проведения инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами, которую бюджетные учреждения должны проводить не менее двух раз в год, а по плановым платежам — ежемесячно согласно требованиям Инструкции № 90.
Напомним: согласно ст. 257 ГКУ общая исковая давность составляет три года. В течение этого срока бюджетное учреждение, имеющее дебиторскую задолженность, должно принимать все возможные меры для ее взыскания, т. е. вести претензионно-исковую работу.
Порядок списания дебиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, определен Инструкцией № 90.
Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, списывается по решению руководителя учреждения на изменение результата исполнения сметы доходов и расходов за прошлый год записью: Дт 431, 432 — Кт 363, 364.
Разрешение вышестоящей организации на списание дебиторской задолженности не требуется, но уведомить вышестоящую организацию о том, что была списана дебиторская задолженность, срок исковой давности которой истек, нужно.
Списание долга в результате неплатежеспособ­ности должника не является основанием для отмены задолженности. Задолженность следует отражать за балансом (на счете 07 «Списанные активы и обязательства») не менее пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного состояния должника.
Подробнее о порядке списания дебиторской задолженности читайте в материалах специалиста контрольно-ревизионной службы «Учет дебиторской задолженности» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 15) и специалистов редакции «Списываем просроченную задолженность» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 24)

3

Как учитывать расходы, связанные с приобретением жилья, и жилой фонд?

Письма от 05.05.2010 г. № 15-04/961-7621 begin_of_the_skype_highlighting 15-04/961-7621 end_of_the_skype_highlighting и от 04.08.2010 г. № 17-04/1951-14494.
Согласно ст. 5 Жилищного кодекса государственный жилой фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилой фонд местных Советов)
и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилой фонд).
Дома ведомственного жилого фонда в городах и поселках городского типа подлежат постепенной передаче в ведение местных Советов народных депутатов.
Жилые дома, построенные с привлечением в порядке паевого участия средств государственных предприятий, учреждений, организаций, зачисляются (если иное не предусмотрено законодательством) в состав жилого фонда местных Советов народных депутатов, когда функции единого заказчика по строительству этих домов выполнял исполнительный комитет Совета народных депутатов.
В соответствии с п. 5 Положения № 37 учет жилых служебных помещений во всех домах независимо от их принадлежности осуществляется в исполнительном комитете районного, местного, районного в городе Совета народных депутатов, который принял решение о включении жилого помещения в число служебных.
Как отмечает Госказначейство, если учреждение осуществляет передачу квартир, приобретенных за счет бюджетных средств, органам местного самоуправления (где находятся на квартирном учете работники), такая операция должна сопровождаться оформлением Акта приемки-передачи при участии уполномоченных представителей сторон.
Таким образом, в письмах делается вывод о том, что служебные квартиры или квартиры, которые были получены бесплатно от предприятий-застройщиков и учреждению не принадлежат, не отражаются в бухгалтерском учете такого учреждения

Как предусмотрено п. 1.19 Инструкции № 64, в случае приобретения (строительства) бюджетными учреждениями домов, предназначенных для проживания и являющихся их собственностью, такие дома учитываются в бухгалтерском учете учреждения. Такой же порядок учета распространяется на жилые помещения для военнослужащих, которые строятся в военных городках для их проживания.
При строительстве жилья с привлечением средств учреждений, организаций в порядке паевого участия и в случае приобретения квартир в домах, находящихся в коммунальной собственности и учитываемых в органах местного самоуправления, расходы, связанные с этим приобретением, списываются на фактические расходы бюджетного учреждения.
Для правильного учета расходов, связанных с приобретением жилья, и самого жилья, необходимо иметь документальное подтверждение права собственности на это жилье.Таким образом, главное — определить, находится такое жилье в собственности бюджетного учреждения или нет. Если квартиры бюджетному учреждению не принадлежат, то они соответственно и не должны учитываться на балансе учреждения

4

Как учитывать техническую документацию по нормативной денежной оценке
земель?

Письмо от 07.05.2010 г. № 15-04/1015-7949.В соответствии с Планом счетов на субсчете 109 «Прочие основные средства» учитывается документация по типовому проектированию независимо от стоимости. Госказначейство считает, что если изготовленная техническая документация по нормативной денежной оценке земель соответствует критериям документации по типовому проектированию, то она учитывается на указанном субсчете.
Вместе с тем Госказначейство указывает, что к его компетенции не относится решение вопроса об отнесении технической документации по нормативной денежной оценке земель к документации по типовому проектированию. Разъяснения по этому вопросу должны предоставляться соответствующими учреждениями, осуществляющими разработку такой документации.
В связи с этим Госказначейство полагает, что техническая документация по нормативной денежной оценке земель может учитываться на субсчете 119 «Необоротные материальные активы специального назначения», так как имеет определенный срок использования

Как отмечает Госказначейство в письме, к его компетенции не относится решение вопроса об отнесении технической документации по нормативной денежной оценке земель к документации по типовому проектированию. Разъяснения по этому вопросу должны предоставляться соответствующими учреждениями, осуществляющими разработку такой документации.
Как известно, выписка из технической документации о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка выдается соответствующим органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов. Поэтому для ответа на этот вопрос целесообразно обратиться в указанные органы.
Наряду с этим Госказначейство считает, что техническая документация по нормативной денежной оценке земель может учитываться на субсчете 109 или 119.
Со своей стороны обратим ваше внимание на п.п. 1.3.4 Инструкции № 495, в котором определено, что по КЭКР 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» осуществляется оплата услуг по разработке нормативов, паспортов и предоставлению разрешений на отведение земельных участков; изготовлению технической документации на земельные участки; экспертных заключений, рекомендаций и т. п. То есть расходы на изготовление техдокументации на земельные участки относятся к текущим расходам учреждения

5

По какому КЭКР осуществлять расходы, связанные
с перевозкой, транспортировкой прочих энерго­носителей?

Письмо от 11.05.2010 г. № 15-04/1021-7999.
Инструкцией № 495
предусмотрено, что оплата услуг, непосредственно связанных с приобретением материалов (в том числе их отгрузка, подача железнодорожных вагонов, простой под погрузкой и разгрузкой и т. п.), если стоимость таких услуг не включена в цену товара, осуществляется по КЭКР 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».
По КЭКР 1166 «Оплата прочих энергоносителей» осуществляются расходы на оплату прочих энергоносителей: дров, нефтепродуктов, торфа, угля, природных энергетических ресурсов (ядерная, гидравлическая, геотермальная энергия) и т. п. Также сюда относятся расходы, связанные с погрузкой и перевозкой.

В связи с этим Госказначейство обращает внимание, что при осуществлении согласно договору на поставку топлива расходов на оплату услуг по подаче и уборке вагонов с котельным топливом, а также его погрузке и транспортировке применяется КЭКР 1166.
Если же услуги по отгрузке, подаче железнодорожных вагонов и т. п. предусмотрены отдельным договором,
то указанные расходы осуществляются по КЭКР 1134

Согласно п. 49 Инструкции № 125 не относятся на увеличение первоначальной стоимости запасов расходы, связанные с наймом транспорта для их перевозки. Эти затраты относятся на фактические расходы учреждения по соответствующим кодам экономической классификации расходов, по которым они были предусмотрены сметой.
По общему правилу расходы, связанные с оплатой услуг по перевозке материальных ценностей, если стоимость таких услуг не включена в стоимость товара, осуществляются по КЭКР 1134.
В данном случае приобретаются запасы, в отношении которых установлен иной порядок осуществления расходов на транспортировку.
Так, в соответствии с Инструкцией № 495 по КЭКР 1166 «Оплата прочих энергоносителей» осуществляется оплата прочих энергоносителей: дров, нефтепродуктов, торфа, угля, природных энергетических ресурсов (ядерная, гидравлическая, геотермальная энергия) и т. п., включая расходы, связанные с их погрузкой и перевозкой.

Таким образом, расходы, связанные с оплатой погрузочно-разгрузочных услуг и перевозкой такого вида запасов, как уголь, дрова и нефтепродукты и прочие энергоносители, хотя и не включаются в их первоначальную стоимость, осуществляются по тому же КЭКР, по которому приобретаются указанные запасы, т. е. по КЭКР 1166. При этом главное условие — поставка непосредственно топлива и предоставление указанных услуг — должна осуществляться на основании единого договора на поставку топлива. И только в том случае, если такие услуги предоставляются согласно отдельному договору, расходы на их оплату осуществляются по другому КЭКР — 1134

6

Как учитывать расходы на изготовление генерального плана города?

Письмо от 25.05.2010 г. № 15-04/1168-8949.По мнению Госказначейства, генеральный план города можно отнести к необоротным материальным активам, которые имеют специфическое значение и ограниченное применение в отдельных отраслях. В соответствии с Планом счетов для учета таких объектов предназначен субсчет 119 «Необоротные материальные активы специального назначения».
В связи с тем, что изготовление генерального плана выполняется более одного бюджетного периода с поэтапной сдачей выполненных работ на основании актов, понесенные расходы до окончания его изготовления должны относиться на незавершенное капитальное строительство отражаться в бухгалтерском учете записью: Дт 142 — Кт 402 до ввода генплана в эксплуатацию.
При вводе объекта в эксплуатацию списание сумм по незавершенному капитальному строительству отражается записью: Дт 402 — Кт 142. Одновременно принятие в эксплуатацию (оприходование) изготовленного генерального плана отражается записью: Дт 119 — Кт 401

Долгое время вопрос о том, как учитывать расходы на изготовление генерального плана города, оставался открытым, поскольку такой объект, как генеральный план города, не указан в перечне объектов необоротных активов, приведенном в п. 1.3 Инструкции № 64.
В настоящее время благодаря разъяснениям Госказначейства этот вопрос можно считать урегулированным.
Как указывается в письме, расходы на изготовление генерального плана города учитываются как необоротные материальные активы, имеющие специфическое назначение, на субсчете 119

7

Каков порядок возмещения убытков предприятиям-перевозчикам?

Письмо от 30.06.2010 г. № 17-10/1656-11767.
Распорядитель бюджетных средств может принять решение о предоставлении поддержки предприятию-перевозчику, т. е. предоставлении средств на покрытие убытков путем включения перевозчика в свою сеть как получателя бюджетных средств, или об осуществлении возмещения фактически понесенных убытков путем перечисления средств с регистрационного счета распорядителя бюджетных средств на счета перевозчиков, открытые в учреждениях банков.
Если распорядитель бюджетных средств осуществляет возмещение расходов путем перечисления средств со своего регистрационного счета на счет предприятия-перевозчика, открытый в учреждении банка, в органы Госказначейства должны подаваться подтверждающие документы: договоры, акты сверок, расчет стоимости льготных перевозок и/или списки граждан, которым предоставлены льготы (если договор заключен на перевозку определенного количества граждан).
В случае если предприятие-перевозчик является получателем бюджетных средств, на него распространяются требования бюджетного законодательства. Подтверждающие документы предоставляются в зависимости от экономической сути расходов, осуществляемых получателем в соответствии
с планом использования бюджетных средств.
Кроме того, предприятия-перевозчики ежемесячно подают расчеты стоимости услуг по форме № 2-льгота, предоставленных льготникам, или подают расчеты по форме, установленной договором на перевозку льготных категорий граждан

Как предусмотрено ст. 29 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г № 2344-III, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны предоставить перевозчикам, осуществляющим льготные перевозки пассажиров и перевозку пассажиров по регулируемым тарифам, компенсацию согласно закону.
Взаимоотношения предприятий-перевозчиков с заказчиками перевозок, а именно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, определяются договором на перевозку пассажиров, в котором указываются условия перевозок, в том числе льготные категории населения, а также порядок компенсации пассажирским перевозчикам убытков от таких перевозок.
Напомним, что ранее Госказначейство в письме от 20.04.2007 г. № 3.4-07/1021-4884 разъясняло порядок применения КЭКР в зависимости от вариантов расчетов с предприятиями-перевозчиками:
— если перевозчик получает средства как возмещение фактически понесенных убытков за перевозку определенного количества граждан (по списку), имеющих право на льготный проезд, то такие расходы классифицируются как текущие трансферты населению и осуществляются по КЭКР 1343 «Прочие текущие трансферты населению»;
— если распорядитель бюджетных средств перечисляет средства на покрытие фактически понесенных убытков (без составления списков льготников), такие расходы осуществляются по КЭКР 1310 «Субсидии и текущие трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)»

8

Как учитывать узлы, детали и материалы, оставшиеся после списания имущества?

Письмо от 01.09.2010 г. № 17-04-2161-16395.В соответствии с п. 23 Порядка № 1314 все узлы, детали, материалы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта другого оборудования или для дальнейшего использования, а также материалы, полученные в результате списания имущества, оприходуются с отражением на счетах бухгалтерского учета запасов.
Непригодные для использования узлы, детали, материалы и агрегаты оприходуются как вторичное сырье.
В бухгалтерском учете оприходование деталей, узлов и агрегатов разобранного и демонтированного оборудования, которые пригодны для ремонта другого оборудования, а также материалов, полученных от ликвидации необоротных активов, отражается на соответствующих субсчетах Плана счетов.
В письме отмечается, что непригодные детали и материалы отражаются в бухгалтерском учете на субсчете 239 «Прочие материалы» и подлежат обязательной сдаче учреждениям, на которые возложен сбор такого сырья

Напомним, что для установления факта непригодности использования имущества и невозможности и/или неэффективности произведения его соответствующего ремонта или невозможности его использования иным образом, а также для документального оформления списания имущества по приказу руководителя учреждения создается комиссия по списанию имущества.
Как отмечал Минфин в письме от 30.11.2009 г. № 31-22020-19-25/32499 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 15),указаннаякомиссия осуществляет контроль за изъятием из имущества, подлежащего списанию, пригодных узлов, деталей, материалов и агрегатов, а также узлов, деталей, материалов и агрегатов, которые содержат драгоценные металлы и драгоценные камни, определяет их количество, вес и контролирует сдачу на склад и оприходование на соответствующих балансовых счетах.
Уничтожать, сдавать в металлолом из цветных и черных металлов технику, аппаратуру, приборы и другие изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, без предварительного их изъятия и одновременного оприходования пригодных для дальнейшего использования деталей запрещено.
Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по оприходованию материальных ценностей (в том числе деталей, содержащих драгоценные металлы), полученных в результате ликвидации объектов основных средств, рассматривался в статьях «Учет вторичного сырья» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 24) и «Что делать с ненужным имуществом» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 37)

9

Могут ли бюджетные учреждения для проведения инвентаризации разрабатывать собственные документы?

Письмо от 09.08.2010 г. № 17-05/1976-14777.Как отмечается в письме, Инструкцией № 90 установлены единые требования к порядку инвентаризации основных средств, нематериальных активов, материальных ценностей, денежных средств и документов, расчетов и других статей баланса министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, учреждениями и организациями, которые содержатся за счет средств бюджетов всех уровней.

Для отражения результатов инвентаризации материалов, продуктов питания и других материальных запасов применяется Инвентаризационная опись прочих необоротных материальных активов и запасов. Эта опись составляется на основании пересчета, взвешивания, замера ценностей отдельно по местонахождению и каждому материально ответственному лицу или группе лиц, на хранении которых находятся ценности.
Кроме того, п. 1.27 Инструкции № 90 предусмотрено, что министерства и другие центральные органы исполнительной власти могут разрабатывать собственные нормативно-правовые акты (с учетом особенностей отрасли) о применении этой Инструкции по согласованию с Госказначейством

Как известно, Инвентаризационная опись прочих необоротных материальных активов и запасов применяетсядля отражения результатов инвентаризации достаточнобольшого количества материальных ценностей — для объектов, учитываемых в составе прочих необоротных материальных активов бюджетных учреждений (субсчета 111 — 119), а также для некоторых видов запасов (счета 20, 22, 23).
Особенности инвентаризации некоторых видов запасов предусмотрены отдельными документами. Так, бюджетные учреждения, имеющие в своем распоряжении такие виды запасов, как продукты питания, медикаменты и перевязочные средства, этиловый спирт, горюче-смазочные материалы, в ходе инвентаризации указанных ценностей руководствуются не только требованиями Инструкции № 90, но и другими документами, например при инвентаризации:
— продуктов питания — Инструкцией по учету продуктов питания в лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР от 05.05.83 г. № 530;
— медикаментов, перевязочных средств — Инструкцией по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.87 г. № 747;
— этилового спирта — Инструкцией о порядке получения, приемки, хранения и отпуска этилового спирта аптечными складами (базами) системы Министерства здравоохранения СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР от 28.02.86 г. № 288;
— ГСМ — Инструкцией о порядке приема, транспортировки, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на предприятиях и организациях Украины, утвержденной совместным приказом Минтопливэнерго, Минэкономики, Минтранса и Госкомитета по вопросам техрегулирования и потребполитики от 20.05.2008 г. № 281/171/578/155;
— библиотечных фондов — Методическими рекомендациями № 321 и Инструкцией № 22

10

Каков порядок начисления износа на библиотечные фонды, в том числе на ценные,
редкие документы и коллекции, которые включаются в Государственный реестр национального культурного наследия Украины?

Письмо от 04.08.2010 г. № 17-04/1958-14531.Ссылаясь на п. 7.3 Инструкции № 64, Госказначейство разъяснило, что износ не начисляется на достопримечательности культурного наследия национального или местного значения, которые внесены (подлежат внесению) в Государственный реестр недвижимых достопримечательностей Украины, уникальные документы Национального архивного фонда Украины, которые внесены (подлежат внесению) в Государственный реестр национального культурного наследия и хранятся в библиотеках, в соответствии с Законом № 3814 и т. п. как объекты с неопределенным сроком полезного использования.
В соответствии с Законом № 3814 уникальным документом является документ Национального архивного фонда, который представляет исключительную культурную ценность, имеет важное значение для формирования национального самосознания украинского народа и определяет его вклад во всемирное культурное наследие.
В Государственный реестр национального культурного наследия Украины включаются особо ценные, редкие документы и коллекции с учетом требований Положения № 466, в частности документальные памятники — уникальные акты государственности, другие важные архивные материалы, кино- и фотодокументы, старинные рукописи, редкие печатные издания.
В итоге Госказначейство в письме отмечает, что порядок начисления износа на библиотечные фонды, в том числе и на ценные, редкие документы и коллекции, которые включаются в Государственный реестр национального культурного наследия Украины, урегулирован Инструкцией № 64

Отметим, что Государственный реестр национального культурного наследия ведется в целью учета объектов материальной и духовной культуры исключительной исторической, художественной, научной или другой культурной ценности, имеющих важное значение для формирования национального самосознания украинского народа и определяющих его вклад во всемирное культурное наследие. В этот Реестр включаются: памятники истории, археологии, градостроения и архитектуры, искусства и документальные памятники, а также могут быть внесены и другие объекты, представляющие исключительную ценность с позиции истории, культуры, этнологии и науки в соответствии с Положением № 466.
Таким образом, если библиотечные фонды отнесены к ценным, редким документам, которые включены в Государственный реестр национального культурного наследия Украины, то на них износ не начисляется. На все остальные библиотечные фонды износ начисляется с учетом требований п. 7.7 Инструкции № 64: в первом месяце передачи в эксплуатацию объекта необоротных активов — в размере 50 % его первоначальной стоимости, а остальные 50 % первоначальной стоимости — в месяце ликвидации объекта (списания с баланса)

11

Каков порядок отражения в бухгалтерском учете капитальных вложений в многолетние насаждения?

Письмо от 16.08.2010 г. № 17-04/2028-15236.
В соответствии с Планом счетов многолетние насаждения учитываются на субсчете 108 «Многолетние насаждения». Многолетние насаждения увеличиваются на сумму капитальных вложений. Молодые насаждения всех видов учитываются отдельно от насаждений, достигших полного развития, т. е. возраста начала плодоношения, смыкания крон и т. п.
Согласно п. 1.18 Инструкции № 64 капитальные вложения в многолетние насаждения включаются в состав необоротных активов ежегодно в сумме расходов на принятые в эксплуатацию площади независимо от окончания всего комплекса работ.
Отражение поступления, выбытия, ликвидации и движения необоротных активов осуществляется в соответствии с типовыми формами, утвержденными Инструкцией № 125/70.
В бухгалтерском учете многолетние насаждения, которые включаются в состав необоротных активов, отражаются согласно Инструкции о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 10.07.2000 г. № 61

Зеленые насаждения, срок полезного использования которых превышает один год и стоимость превышает 1000 грн. (без НДС), зачисляются в состав необоротных активов и учитываются на субсчете 108 «Многолетние насаждения». Так, на этом субсчете учитывают многолетние насаждения,
к которым относятся:
— искусственные многолетние насаждения независимо от их возраста;
— плодово-ягодные насаждения всех видов (деревья и кусты);
— озеленительные и декоративные насаждения на улицах, площадях, в парках, садах, скверах, на территории учреждений, во дворах жилых домов;
— живые ограждения, снегозащитные и полезащитные полосы;
— насаждения для укрепления песков и берегов рек;
— яро-балочные насаждения;
— искусственные насаждения ботанических садов и других научно-исследовательских учреждений и учебных заведений для научных целей и другие искусственные многолетние насаждения.
Аналитический учет зеленых насаждений ведется в инвентарных карточках типовой формы № ОЗ-8 (бюджет) «Инвентарная карточка учета основных средств в бюджетных учреждениях (для животных и многолетних насаждений)», утвержденной Инструкцией № 125/70. Этим же приказом утверждены типовые формы первичных документов для отражения операций по поступлению, выбытию и движению основных средств. Многолетние насаждения учитываются по инвентарным объектам с указанием вида насаждения, количества высаженных единиц и площади.
Напомним, что на многолетние насаждения, которые не достигли полного развития (возраста начала плодоношения, эксплуатационного возраста), износ не начисляется.
Кстати, не так давно в Инструкцию № 64 были внесены изменения в соответствии с приказом Госказначейства от 02.09.2010 г. № 312 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 37), которым определены годовые нормы износа на многолетние насаждения, достигшие полного развития, т. е. возраста начала плодоношения, смыкания крон и пр.

12

Каким образом проводить оценку многолетних насаждений, выявленных при инвентаризации как
излишки?

Письмо от 16.08.2010 г. № 17-04/2028-15236.
Если в ходе проведения инвентаризации выявляются объекты (предметы), которые не числятся в учете, а также объекты (предметы) с отсутствующими в учете данными, которые их характеризуют, то инвентаризационная комиссия должна включить в инвентаризационную опись отсутствующие сведения и технические показатели этих объектов (предметов).
Оценка выявленных и не учтенных с момента проведения последней инвентаризации объектов должна быть проведена по действительной стоимости, а износ необходимо определять по действительному техническому состоянию объектов, с оформлением данных оценки и износа соответствующими актами

Заметим, что Инструкцией № 90 предусмотрено, что при инвентаризации садов, виноградников, ягодников, лесопосадок, прудов, водоемов, ирригационных и мелиоративных сооружений составляются отдельные описи. Насаждения записываются по культурам, ботаническим сортам с указанием года закладки, площади, количества деревьев или кустов, по категориям и их балансовой стоимости. Ирригационные и мелиоративные сооружения записываются в опись по виду и роду сооружения с указанием их размеров, года сооружения, балансовой стоимости и других сведений, которые характеризуют их назначение и состояние

13

Каков порядок оплаты общественных работ?

Письмо от 10.09.2010 г. № 17-06/2250-17162.Оплачиваемые общественные работы представляют собой общедоступные виды неквалифицированных работ, а также квалифицированные работы, которые организуют с целью предоставления дополнительной социальной поддержки и обеспечения временной занятости лиц, ищущих работу. Порядок оплаты таких работ урегулирован Положением № 839.
Для проведения оплачиваемых общественных работ (независимо от источников их финансирования) между городским, районным, районным в городе или горрайонным центром занятости и работодателями заключается договор об организации и проведении оплачиваемых общественных работ.Оплата таких работ может проводиться за счет средств местных бюджетов, Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы (в части организации таких работ для безработных), работодателей, для которых указанные работы выполняются, и других источников в соответствии с законодательством.
В соответствии с Перечнем № 659 средства, которые бюджетные учреждения получают для выполнения отдельных конкретных поручений от предприятий, организаций или физических лиц, от других бюджетных учреждений, относятся ко второй подгруппе второй группы собственных поступлений бюджетных учреждений.
Средства, которые получают бюджетные учреждения на оплату общественных работ, относятся ко второй группе собственных поступлений как «Суммы по поручениям» и зачисляются на соответствующие счета, предназначенные для зачисления собственных поступлений распорядителей бюджетных средств.
В связи с этим Госказначейство в письме обращает внимание на то, что распорядители бюджетных средств осуществляют расходы на оплату общественных работ за счет средств специального фонда бюджета исключительно в пределах и за счет соответствующих поступлений в этот фонд в соответствии со сметами и внесенными в них изменениями с учетом требований Порядка № 228

Отметим, что оплачиваемые общественные работы организуются для:
— лиц, не имеющих работы;
— лиц, которые заняты трудовой деятельностью и изъявили желание работать в свободное от основной работы время;
— ученической и студенческой молодежи, которая изъявила желание работать в свободное от учебы время; пенсионеров, инвалидов.
Примерная форма договора об организации и проведении оплачиваемых общественных работ утверждена приказом Минтруда от 20.02.2009 г. № 72.
Как указывается в письме, собственные поступления бюджетных учреждений, которые относятся ко второй подгруппе второй группы, используются в соответствии с законом о государственном бюджете или решением о местном бюджете по специально определенным направлениям. В то же время в Положении № 839 указано, что такие средства могут быть использованы для:
— выплаты основной и дополнительной заработной платы, уплаты сумм страховых взносов работодателям, оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности лиц, занятых на оплачиваемых общественных работах;
— оплаты услуг по перевозке или проезду к месту проведения работ и в обратном направлении лиц, занятых на оплачиваемых общественных работах (в случае необходимости);
— приобретения инвентаря (в случае необходимости);
— оплаты проживания в общежитии (в случае необходимости).
Кроме того, порядок использования средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы для организации оплачиваемых общественных работ для безработных (направления использования, виды работ, осуществление контроля) может определяться его правлением исходя из финансовых возможностей

14

Каков порядок уплаты земельного налога за земельные участки под переданными в аренду зданиями?

Письмо от 11.08.2010 г. № 17-06/1999-14985.В соответствии со ст. 12 Закона № 2535 от уплаты земельного налога освобождены, в частности, заведения, учреждения и организации, которые полностью содержатся за счет бюджета.
В то же время, если освобожденное от уплаты земельного налога бюджетное учреждение сдает во временное пользование (аренду) отдельные здания или их части, налог за земельные участки, занятые зданиями (или их частями), переданными во временное пользование, уплачивается на общих основаниях. Таким образом, плательщиками земельного налога на общих основаниях являются собственники земельных участков и землепользователи, которым земельные участки переданы в собственность или предоставлены в пользование.
Как предусмотрено ст. 797 ГКУ, плата, взимаемая с арендатора здания или другого капитального сооружения (их отдельных частей), состоит из платы за пользование ими и платы за пользование земельными участками.
Основываясь на выводах, приведенных в Налоговом разъяснении № 186, Госказначейство считает, что источником уплаты бюджетным учреждением земельного налога в бюджет в связи с потерей им льготы является плата за пользование земельным участком, которую уплачивает арендатор здания, другого капитального сооружения (их частей).
В связи с этим в письме делается вывод о том, что плата за аренду здания, другого капитального сооружения (их частей) и плата за пользование земельным участков, на котором находится арендованное здание, сооружение (их части), должна зачисляться на один счет бюджетного учреждения, открытый для учета собственных поступлений за аренду имущества.
Арендатор — бюджетное учреждение отражает в учете операции по перечислению платы за пользование земельным участков по КЭКР 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)», а арендодатель уплату земельного налога в бюджета отражает по КЭКР 1135 «Прочие расходы»

 

Действительно, учреждения и организации, пользующиеся льготами по уплате земельного налога, при сдаче в аренду отдельных зданий или их частей налог на земельные участки, занятые этими зданиями (их частями), уплачивают в установленных размерах на общих основаниях.
Вопрос, касающийся источника уплаты земельного налога в бюджет арендодателем — бюджетным учреждением в связи с потерей им льготы, в свое время рассматривался ГлавКРУв письме от 15.06.2007 г. № 25-18/446 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 42). В нем, в частности, говорилось о том, что арендаторы могут возмещать земельный налогтолько в том случае, если это прямо предусмотрено в договоре. В противном случае арендодатель не имеет правовых оснований требовать от арендатора возмещения платы за землю.
О том, как арендодателю учитывать суммы, полученные в качестве возмещения расходов по уплате налога на землю, Госказначейство разъясняло также в письме от 25.05.2010 г. № 15-04/1166-8951 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 31)

15

Каков порядок отражения в бухгалтерском учете объектов архитектурного и градостроительного наследия, отнесения расходов по их улучшению и начислению износа?

Письмо от 20.07.2010 г. № 17-04/1836-13379.
Для обеспечения сохранности объектов архитектурного и градостроительного наследия могут производиться ремонтно-реставрационные работы.
В письме Госкомстроительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 09.02.99 г. № 7/81 определено, что ремонтно-реставрационные работы — это комплекс мероприятий по восстановлению и физическому сохранению достопримечательностей в существующем виде без изменения их художественно-исторического вида, включающих реставрацию достопримечательностей архитектуры, элементы ремонта, консервирования, а также приспособления их для нового использования.
В письме также указывается, какие виды работ относятся к ремонтно-реставрационным.
Госказначейство отмечает, что отнесение расходов на проведение ремонтно-реставрационных работ в бухгалтерском учете отражается согласно их экономической сущности.
Вопрос начисления износа на объекты архитектурного и градостроительного наследия урегулирован п. 7.3. Инструкции № 64. Так, износ не начисляется на достопримечательности культурного наследия национального или местного значения, которые внесены (подлежат внесению) в Государственный реестр недвижимых достопримечательностей Украины, уникальные документы Национального архивного фонда Украины, которые внесены (подлежат внесению) в Государственный реестр национального культурного наследия, которые хранятся в библиотеках, в соответствии с Законом № 3814 и т. п. как объекты с неопределенным сроком полезного использования

Заметим, что в Государственный реестр недвижимых достопримечательностей Украины включаются те объекты культурного наследия, которые соответствуют критериям достопримечательностей, определенных в Порядке № 1760.
В настоящее время порядок осуществления мероприятий по государственному учету, охране, использованию и реставрации недвижимых достопримечательностей истории и культуры определен Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых достопримечательностей истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13.05.86 г. № 203.
На каждую недвижимую достопримечательность, представляющую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, составляется соответствующая учетная документация. Информация о проводимых реставрационных работах объекта культурного наследия отражается в паспорте такого объекта, форма которого утверждена приказом Министерства культуры и искусств, Государственного комитета по строительству и архитектуре от 13.05.2004 г. № 295/104

16

Как учитывать средства, полученные от студентов за изготовление документов об образовании?

Письмо от 10.08.2010 г. № 17-04/1986-14829.
Средства, полученные учебными заведениями за изготовление документов об образовании, согласно Перечню № 659 можно отнести к первой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений — плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно их функциональным полномочиям.
Госказначейство в письме также обращает внимание на то, что изготовление документов об образовании не облагается НДС, поскольку такие услуги включены в Перечень № 435.
При отражении в учете таких операций Госказначейство придерживается позиции, изложенной в письме от 17.06.2009 г. № 15-06/1605-9817

Напомним, что бланки документов об образовании являются документами строго учета и должны учитываться на забалансовом счете 08 «Бланки строгого учета». Подробнее эти вопросы рассматривались в материале «Документы об образовании» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 30, с. 23).
В письме Минобразования и науки от 28.05.2010 г. № 1/9-371 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 22) указываласьстоимость документов об образовании в 2010 году, категории лиц, имеющих право на бесплатное получение документов об образовании, и тех, кто должен оплачивать расходы на их изготовление, а также порядок перечисления средств за документы об образовании Государственному предприятию «Государственный центр прикладных информационных технологий»



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)