27415 0

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: изучаем новые документы

12.09.13
Минфин приказом от 26.06.2013 г. № 611 отменил ряд приказов Госказначейства — План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, Инструкцию о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций и Инструкцию по учету необоротных активов. В данной консультации подробно рассмотрим, какие изменения в связи с этим произошли в бухгалтерском учете бюджетных учреждений.


Комментируемым приказом, который вступил в силу 06.08.2013 г.,Минфинутвердил следующие документы: План счетов, Порядок, Типовую корреспонденцию и Положение.

В связи с этим обратите внимание на то, что с указанной даты утратил силу ряд нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету для бюджетных учреждений, которые были утверждены Госказначейством, а именно:

План счетов № 114;

Инструкция № 61;

Инструкция № 64.

Кроме того, комментируемым документом утверждено Положение по учету финансовых инвестиций, в котором определены методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации о финансовых инвестициях и ее раскрытии в финансовой отчетности. Это Положениевступит в силу с 01.01.2014 г.

Полагаем, что появление комментируемых документов не стало большой неожиданностью для бюджетных учреждений. Поскольку, во-первых, необходимость принятия таких документов обусловлена требованиями ст. 56 БКУ. В частности, в данной статье БКУ предусмотрено, что регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и отчетности об исполнении бюджетов осуществляется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной бюджетной политики. Как известно, таким органом в настоящее время является Минфин. Поэтому полномочия по утверждению нормативно-правовых актов по вопросам методологии бухгалтерского учета сейчас принадлежат именно ему, и следовательно, утверждать нормативно-правовые акты по вопросам бухгалтерского учета для бюджетных учреждений уполномочен Минфин, а не Госказначейство.

Во-вторых, еще в конце 2012 года на сайте Минфина (www.minfin.gov.ua) в разделе «Проекты нормативно-правовых актов для обсуждения» появились несколько проектов приказов Минфина «Об утверждении нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях». И вот теперь один из этих документов получил статус официального.

Рассмотрим, какие основные изменения в связи с утверждением комментируемых документов произошли в бухгалтерском учете бюджетных учреждений. Прежде всего начнем с основных средств, поскольку относительно учета таких объектов внесены наиболее существенные изменения.

 

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА

Начиная с 06.08.2013 г.Положение, пришедшее на смену Инструкции № 64, является для бюджетных учреждений основным документом, в котором установлены методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, прочих необоротных материальных активах, нематериальных активах и незавершенном капитальном строительстве. Рассмотрим основные нововведения.

1. Прежде всего, нужно обратить внимание на то, что в Положении несколько подкорректирована терминология. При этом главное изменение — это новое определение основных средств. Заметим, что этот термин Минфин позаимствовал из Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202, которое должно вступить в силу с 01.01.2015 г. Аналогичное определение основных средств продублировано и в характеристике счета 10 «Основные средства» Порядка. Для наглядности сравним эти определения.

 

Инструкция № 64

Положение

К основным средствам относятся материальные активы, которые используются учреждением многократно и непрерывно в процессе выполнения основных функций, предоставления услуг, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых составляет более одного года и стоимость которых без налога на добавленную стоимость и других платежей превышает 1000 грн. за единицу (комплект)

Основные средства — материальные активы, которые содержатся учреждением для использования их в производстве/деятельности или при поставке товаров, выполнении работ и предоставлении услуг, для достижения поставленной цели, и/или удовлетворения потребностей учреждения, или сдачи в аренду другим лицам и используются, как ожидается, более одного года

 

Исходя из требований Положения для отнесения материальных активов к объектам, учитываемым в составе основных средств, необходимо, чтобы такой объект соответствовал следующим критериям:

— как и прежде, срок полезного использования (эксплуатации) актива должен превышать один год.

При этом обратите внимание на то, что Положение не содержит в себе никаких упоминаний об обязательности установления такого критерия соответствующим министерством по ведомственной подчиненности, что раньше было четко сказано в п. 2.1 Инструкции № 64. Также отсутствует оговорка о том, что в пределах одного главного распорядителя бюджетных средств на однотипные основные средства должен устанавливаться единый срок их полезной эксплуатации. Поэтому, надо полагать, что теперь учреждения имеют право устанавливать срок полезного использования объекта основных средств в момент его приобретения. Исключения касаются тех учреждений, для которых министерства или ведомства утвердили сроки использования активов соответствующими нормативно-правовыми актами;

— стоимостному — стоимость за единицу должна равняться или быть более 2500 грн. (без учета НДС).

И хотя упоминание о стоимостном критерии в размере 2500 грн. не приведено непосредственно в определении основных средств, необходимость применения нового стоимостного критерия следует из других норм Положения и Порядка. Так, в характеристике субсчета 113 «Малоценные необоротные материальные активы», приведенной в Порядке и в п. 2.1 Положения, сказано о том, что учреждения зачисляют в состав малоценных необоротных материальных активов (далее — МНМА) предметы, если их :

стоимость за единицу не превышает 2500 грн. (без учета НДС);

срок использования превышает один год.

Кроме того, теперь к МНМА бюджетных учреждений относятся сценично-постановочные средства, стоимость которых не превышает 5000 грн. за единицу (декорации, мебель и реквизиты, бутафории, театральные и национальные костюмы, головные уборы, белье, обувь, парики и т. п.).

Соответственно, те предметы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям, бюджетные учреждения должны относить в состав объектов основных средств. Как известно, стоимостный критерий является определяющим при отнесении бюджетными учреждениями расходов на приобретение тех или иных материальных ценностей по соответствующим кодам экономической классификации текущих и капитальных расходов. Поэтому материальные ценности, которые соответствуют вышеуказанным критериям, бюджетные учреждения должны приобретать по КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного использования» и зачислять такие объекты в состав основных средств.

Таким образом, на сегодняшний день для бюджетных учреждений при отнесении материальных ценностей в состав основных средств установлены такие основные критерии:

стоимостный — первоначальная стоимость за единицу превышает 2500 грн. (без учета НДС). Для сценически-постановочных средств такой критерий — 5000 грн. за единицу (раньше стоимость таких предметов должна была превышать 10 грн. за единицу);

срок полезного использования (эксплуатации) превышает один год.

В связи с этим обратите внимание на такой момент. Объекты основных средств, которые были приобретены бюджетными учреждениями до 06.08.2013 г. и первоначальная стоимость которых составляет менее 2500 грн. за единицу, учитываемые на соответствующих субсчетах счета 10 «Основные средства», бюджетные учреждения продолжаютучитывать в составе основных средств. Объясняется это тем, что до указанной даты Инструкцией № 64 для отнесения таких объектов в состав основных средств был установлен другой стоимостный критерий — 1000 грн. за единицу. Такие объекты и после 06.08.2013 г. нужно продолжатьучитыватьв составе основныхсредств (т. е. не нужно переводить их в состав МНМА) до тех пор, пока они не утратят свои первоначальные качества и станут непригодными к дальнейшему использованию по той или иной причине.

Единственная ситуация, когда возникает необходимость в переводе объектов основных средств в состав малоценных необоротных материальных активов, может возникнуть в случае исправления допущенных ошибок. Так, в свое время Госказначейство в письме от 04.06.2008 г. № 15-04/1368-8898 обращало внимание на то, что в случае неправильного отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций необходимо руководствоваться Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88. Кроме того, разъяснения о порядке отражения в бухгалтерском учете исправления ошибок предоставлены в письме Госказначейства от 25.02.2005 г. № 07-04/334-1617.

Как видим, благодаря внесенным изменениям требования к порядку отнесения материальных ценностей в состав основных средств, в частности, соответствие их стоимостному критерию в размере 2500 грн., аналогичны тем, которые установлены для объектов основных средств п.п. 14.1.138 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. Как и раньше, необоротные активы бюджетных учреждений Положением подразделены на такие виды:

— основные средства;

— прочие необоротные материальные активы;

— нематериальные активы;

— незавершенное капитальное строительство.

Классификация объектов необоротных активов, приведенная в п. 2.1 Положения, соответствует названию счетов, предназначенных для учета таких активов. Кстати, в самих названиях этих счетов, приведенных в Плане счетов, никаких изменений не произошло.

Правда, есть некоторые изменения в группах основных средств, детализированных в Плане счетов. Так, субсчет 103 «Здания и сооружения» дополнен новыми подгруппами:

подгруппа 4 линии электропередач, трансмиссии и трубопроводы со всеми промежуточными устройствами, необходимыми для трансформации (превращения) и передачи энергии и для перемещения по трубопроводам жидких и газообразных веществ к потребителю;

подгруппа 5 — гидротехнические сооружения, в том числе каналы, дамбы, водозащитные объекты, коллекторно-дренажные сети, водомерные посты и другие сооружения.

Заметим, что объекты основных средств, которые сейчас отнесены к подгруппе 4 субсчета 103, ранее учитывались в составе подгруппы 1 субсчета 106 «Инструменты, приборы и инвентарь», а вот объекты, которые должны учитываться в составе подгруппы 5 субсчета 103, — это абсолютно новые объекты для учета. При этом номенклатура объектов, учитываемых в составе подгруппы 5, достаточно большая. Поэтому для правильной группировки таких объектов и применения норм износа рекомендуем внимательно ознакомиться с нормами износа на необоротные активы бюджетных учреждений, которые приведены в приложении к Положению.

В связи с такими нововведениями возник вопрос: нужно ли выполнить корректировочные записи и перевести по данным бухгалтерского учета объекты, учитываемые в составе подгруппы 1 субсчета 106 в новую подгруппу 4 субсчета 103? Или же в эту подгруппу нужно зачислять только те объекты, которые будут приобретены после 06.08.2013 г.? Чтобы расставить все точки над «і» в этом вопросе, мы подали соответствующий запрос в Минфин. Ответ Минфина обязательно будет опубликован на страницах нашей газеты.

Кроме этого дополнен перечень объектов основных средств, учитываемых на субсчете 115 «Временные нетитульные сооружения». Так, к числу ранее учитываемых на этом субсчете объектов добавлены объекты, относящиеся к малым архитектурным формам.

В соответствии с Законом Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 г. № 2807-IV малой архитектурной формой считается элемент декоративного или другого оснащения объекта благоустройства.

К малым архитектурным формам относятся:

— беседки, павильоны, навесы;

— парковые арки (аркады) и колонны (колоннады);

— уличные вазы, вазоны и амфоры;

— декоративные и игровые скульптуры;

— уличная мебель (скамьи, лавки, столы);

— лестницы, балюстрады;

— парковые мостики;

— ограждения, ворота, решетки;

— информационные стенды, доски, вывески;

— другие объекты благоустройства, определенные законодательством.

Мы не случайно привели перечень объектов, относящихся к малым архитектурным формам. Дело в том, что на такие объекты Положением не предусмотрены требования к начислению износа. По крайней мере такие объекты не упоминаются среди объектов прочих необоротных материальных активов, на которые начисляется износ согласно нормам п. 8.7 Положения.

3. Положением определенпорядок определения первоначальной стоимости объектов основных средств:

 

Хозяйственная операция

Требования к определению первоначальной стоимости

Приобретение объекта основных средств за денежные средства

Первоначальная стоимость такого объекта определяется исходя из суммы денежных средств, уплаченных поставщику (с учетом норм пп. 1.5 — 1.8 Положения)

Самостоятельное изготовление (создание) объекта основных средств

Первоначальной стоимостью такого объекта является себестоимость его производства

Получение объекта основных средств в результате обмена на другой актив

Первоначальной стоимостью такого объекта является остаточная стоимость переданного объекта основных средств. Если остаточная стоимость переданного объекта основных средств равняется нулю, то первоначальной стоимостью полученного объекта основных средств является его справедливая стоимость на дату оприходования

Бесплатное получение объекта основных средств от другого учреждения или субъектов хозяйствования — юридических лиц

Первоначальной стоимостью такого объекта является первоначальная (переоцененная) стоимость, по которой основные средства учитывались у передающей стороны, с учетом начисленной суммы износа за полное количество календарных месяцев их пребывания в эксплуатации.
Основные средства передаются вместе с первичными документами, или учетными регистрами, или другими документами, которые подтверждают стоимость приобретения (создания) основных средств. В случае отсутствия таких документов первоначальная стоимость определяется на уровне справедливой стоимости на дату получения, оценка которой проводится в соответствии с законодательством

 

В аналогичном порядке бюджетные учреждения должны определять первоначальную стоимость нематериальных активов (пп. 4.1 — 4.2 Положения).

Обращаем внимание на то, что, как и прежде, не относятся на увеличение первоначальной стоимости необоротных активов:

— расходы по найму транспорта для перевозки необоротных активов (п. 1.4);

— суммы НДС, уплаченные при приобретении необоротных активов (п. 1.5);

— налоги и сборы, другие услуги и расходы, которые уплачиваются при приобретении необоротных активов (п. 1.6);

— работы по установлению структурированной кабельной системы, настройки локальной вычислительной сети и т. п., а также расходные материалы (кабельные лотки, монтажные панели, розетки, корректоры и т. п.), которые использованы при проведении таких работ (п. 1.7);

— расходы на текущий и капитальный ремонт (п. 1.8);

— проведение ремонта необоротных активов в случаях, не связанных с дооборудованием, реконструкцией, модернизацией, который привел к замене запасных частей (п. 1.9).

4. Как и прежде, первоначальная стоимость необоротных активов, числящихся на балансе бюджетной организации, может изменяться при проведении индексации, достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации соответствующих объектов, а также модернизации, приведшей к дополнительному укомплектованию необоротных активов.

Общий порядок переоценки необоротных активов остался без изменений. Практически все нормы, предусмотренные пп. 1.7 — 1.10 Инструкции № 64, перекочевали в отдельный разд. VII Положения.

Среди изменений, на которые хотелось бы обратить внимание, такие:

— изменения в терминологии:

 

Инструкция № 64

Положение

Восстановительная стоимость необоротных активов — это первоначальная стоимость, измененная после переоценки

Переоцененная стоимость — стоимость необоротных активов после переоценки

 

В связи с обновленным определением этого термина по тексту Положения не употребляется словосочетание «восстановительная стоимость», а только — «переоцененная стоимость»;

— в Положении отсутствует требование, содержащееся в п. 1.10 Инструкции № 64, а именно: если стоимость отдельных видов необоротных активов после индексации значительно отличается от аналогичных новых образцов, то стоимость этих необоротных активов необходимо привести в соответствие со стоимостью аналогичных новых образцов, которые действуют на дату проведения индексации на эти виды активов.

5. Среди прочих изменений выделим следующие:

— как и прежде, для организации учета и обеспечения контроля объектам учета присваивается инвентарный номер. При этом в п. 1.10 Положения этот термин дополнен словом «индивидуальный». Вместе с тем в Положении отсутствует описание порядка присвоения инвентарных номеров объектам основных средств. Как вы помните, раньше такой порядок был описан в пп. 6.22 — 6.25Инструкции № 64;

— в п. 3.3 Положения определены требования к порядку учета объектов основных средств, входящих в состав целостного имущественного комплекса. Так, как отдельный инвентарный объект могут учитываться все составляющие, которые входят в целостный имущественный комплекс. Кроме того, допускается учет как отдельного инвентарного объекта каждого составляющего целостного имущественного комплекса. В случае передачи такого комплекса при проведении демонтажа все составляющие приходуются как отдельные инвентарные объекты;

— в части бухгалтерского учета незавершенного строительства в п. 5.1 Положения уточнено, что выполненные строительно-монтажные работы по капитальному строительству (изготовлению, созданию), достройке, улучшению (дооборудованию, реконструкции, модернизации) объектов необоротных активов, которые на дату баланса не введены в эксплуатацию, отражаются в составе незавершенного капитального строительства и относятся на фактические расходы;

— порядок бухгалтерского учета необоротных активов, полученных в виде гуманитарной помощи, подарка, безвозвратной помощи, остался без изменений и выделен в отдельный раздел VI Положения.

При этом в п. 6.1 Положения уточняется, что передача получателями средств и предметов гуманитарной помощи осуществляется по доверенности приобретателей или по документам, которые удостоверяют физическое лицо — приобретателя, и оформляется соответствующими расходными документами (ордерами, накладными, доверенностями и т. п.);

— отдельный раздел IX Положения посвящен операциям по выбытию необоротных активов.

В частности, п. 9.1 Положения предусматривает ситуации, когда необоротные активы бюджетных учреждений перестают считаться активом и подлежат списанию с баланса. Это:

1) продажа;

2) ликвидация;

3) бесплатная передача;

4) недостача;

5) окончательная порча;

6) другие причины несоответствия критериям признания активом.

Также в Положении определено, что в случае выбытия объекта необоротных активов с баланса списываются его первоначальная (переоцененная), балансовая стоимости и сумма накопленного износа. Однако эта формулировка в п. 9.2 Положения выглядит несколько странной, ведь списание необоротных активов в бухгалтерском учете отражается соответствующей корреспонденцией по списанию первоначальной стоимости и суммы начисленного износа. А балансовую стоимость необоротного актива отдельной записью бюджетные учреждения не показывают, ведь эта стоимость, как сказано в п. 1.2 Положения, представляет собой разницу между первоначальной (переоцененной) стоимостью необоротного актива и суммой его начисленного износа.

Заметим, что требования к порядку бухгалтерского учета необоротных активов в Положении по сравнению с Инструкцией № 64 выглядят более структурированно. Однако в Положении нет раздела, в котором устанавливался бы порядок отражения перемещения необоротных активов в регистрах бухгалтерского учета. Конечно, это абсолютно не означает, что теперь бюджетным учреждениям не нужно документально оформлять и отражать в учетных регистрах операции, связанные с поступлением необоротных активов, их перемещением и выбытием. Как и раньше, для этого необходимо руководствоваться совместным приказом Главного управления Госказначейства и Госкомстата от 02.12.97 г. № 125/70, которым утверждены типовые формы по учету и списанию основных средств, принадлежащих учреждениям и организациям, содержащимся за счет государственного или местных бюджетов, и Инструкция по их составлению. По крайней мере, этот документ на сегодняшний день не утратил силу, и поэтому у бюджетных учреждений есть все основания руководствоваться им.

 

МНМА и МБП

Как уже отмечалось, Планом счетов предусмотрен новый стоимостный критерий для отнесения материальных активов в состав МНМА — до 2500 грн. за единицу. В остальном порядок учета таких объектов изменений не претерпел. Поэтому о наиболее важных моментах учета таких объектов вы можете узнать из консультации специалиста Госфининспекции «Особенности учета малоценнных активов» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 28).

Кроме того, Планом счетов несколько подкорректировано определение МБП, в состав которых теперь относятся предметы, используемые в течение не более одного года или в течение операционного цикла, если он более одного года. Предусмотрено, что аналитический учет МБП ведется по видам предметов по однородным группам, установленным исходя из потребностей учреждения.

Для наглядности приведем в таблице обновленную классификацию МНМА и МБП.

 

МНМА — субсчет 113

МБП — субсчет 221

1) орудия лова (тралы, неводы, сети и др.);

2) бензомоторные пилы, сучкорезы, тросы для сплава;

3) специальные инструменты и специальные приспособления (для серийного и массового производства определенных изделий или изготовления индивидуальных заказов);

4) предметы производственного значения стоимостью до 2500 грн. включительно за единицу (комплект) без налога на добавленную стоимость — рабочие столы, станки, кафедры, парты и пр.; оборудование, способствующее охране труда; предметы технического назначения, которые не могут быть отнесены к рабочим машинам (светокопировальные рамы и др.);

5) предметы, предназначенные для выдачи напрокат;

6) хозяйственный инвентарь стоимостью до 2500 грн. включительно за единицу (комплект) без налога на добавленную стоимость;

7) другие малоценные необоротные предметы, срок эксплуатации которых более одного года, а стоимость за единицу не превышает 2500 грн. включительно без налога на добавленную стоимость (для сценически-постановочных средств — до 5000 грн.), — телефоны, вычислительная техника, стиральные и швейные машины, холодильники и др.

1) орудия лова (тралы, неводы, сети и др.);

2) пилы, сучкорезы, тросы для сплава;

3) специальные инструменты и специальные приспособления для серийного и массового производства определенных изделий либо для изготовления индивидуальных заказов;

4) предметы производственного назначения; оборудование, способствующее охране труда, предметы технического назначения, которые не могут быть отнесены к необоротным активам;

5) хозяйственный инвентарь — предметы конторского и хозяйственного обзаведения, столовый, кухонный и другой хозяйственный инвентарь, предметы противопожарного назначения;

6) другие предметы, срок полезной эксплуатации которых, как ожидается, не превышает один год

 

ФИНАНСОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Планом счетов для бюджетных учреждений введены новые счета (субсчета), предназначенные для учета и обобщения информации о наличии и движении текущих финансовых инвестиций, долгосрочных финансовых инвестиций (вложений) в ценные бумаги, в уставный капитал предприятий:

15 «Долгосрочные финансовые инвестиции»;

37 «Текущие финансовые инвестиции»;

42 «Фонд в финансовых инвестициях»;

831 «Прочие расходы учреждений».

В связи с этим в Типовой корреспонденции предусмотрены бухгалтерские записи с применением соответствующих субсчетов (пп. 1.15 — 1.17, 3.37 — 3.39).

При отражении операций с финансовыми инвестициями в бухгалтерском учете бюджетные учреждения должны руководствоваться Положением по учету финансовых инвестиций, которое вступит в силу 01.01.2014 г.

Кроме того, тем бюджетным учреждениям, которые учитывают и обобщают информацию об обязательствах, не возникающих в процессе обычной деятельности и не являющихся характерными для учреждения и погашение которых произойдет после окончания отчетного года, рекомендуем обратить внимание на появление нового субсчета 521 «Прочие долгосрочные финансовые обязательства».

 

 

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ УСЛУГИ

В соответствии с требованиями Закона Украины «Об административных услугах» от 06.09.2012 г. № 5203-VI административные услуги могут предоставлять органы исполнительной власти, другие государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица.

Плата за предоставление административной услуги (административный сбор) зачисляется в государственный или соответствующий местный бюджет. Согласно Классификации доходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 14.01.2002 г. № 11, для зачисления платы за предоставление административных услуг предусмотрен код классификации доходов бюджета 22012500 «Плата за предоставление прочих административных услуг». Детальнее об этом см. письмо Госказначейской службы от 11.04.2012 г. № 17-08/920-5189 // «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 21.

Вместе с тем субъектам предоставления административных услуг следует обратить внимание на то, что в Плане счетов введены специальные счета (субсчета), предназначенные для обобщения информации о расчетах и обязательствах заказчиков за административные услуги:

911 «Расчеты заказчиков по оплате административных услуг»;

921 «Обязательства заказчиков перед бюджетом по административным услугам».

В связи с этим Типовой корреспонденцией предусмотрены бухгалтерские записи по начислению обязательств по административным услугам и погашению обязательств заказчиками таких услуг перед бюджетом с применением этих субсчетов (пп. 9.1, 9.2).

 

ОПЕРАЦИИ ПО ВНУТРЕННЕМУ ПЕРЕМЕЩЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

В Плане счетов предусмотрены специальные субсчета для учета расчетов, которые возникают в процессе исполнения сметы между вышестоящими распорядителями бюджетных средств и подведомственными им учреждениями:

683 «Внутренние расчеты по операциям по внутреннему перемещению по общему фонду»;

684 «Внутренние расчеты по операциям по внутреннему перемещению по специальному фонду».

Конечно, эти субсчета нельзя считать абсолютно новыми для бюджетных учреждений, ведь в соответствии с Планом счетов № 114 они предназначались для отражения операций по централизованной поставке материальных ценностей.

И хотя Инструкция о порядке отображения в учете бюджетных учреждений операций по централизованной поставке материальных ценностей, утвержденная приказом Госказначейства от 16.12.2002 г. № 232, была отменена с 01.01.2011 г., бюджетные учреждения (преимущественно это касается заведений здравоохранения) и после этого получали материальные ценности на условиях централизованного снабжения.

Согласно разъяснениям Минздрава, представленным в письме от 28.11.2012 г. № 12.01-06/618,в случае получения товарно-материальных ценностей в рамках главного распорядителя бюджетных средств в бухгалтерском учете и финансовой отчетности такие операции необходимо показывать как расчеты по внутриведомственной передаче имущества.

В связи с этим в Типовой корреспонденции в соответствующих разделах приведена корреспонденция субсчетов по отражению в бухучете переданных и полученных материальных ценностей в рамках операций по внутреннему перемещению.

 

ЗАБАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА

Порядком внесены определенные коррективы в порядок применения забалансовых счетов, а именно:

1) уточнено, что на забалансовых счетах учет материальных ценностей, других активов и обязательств, принадлежащих учреждению или находящихся в его временном распоряжении, ведется по простой системе, в соответствии с которой записи о поступлении, выбытии, использовании, продаже материальных ценностей, бланков документов строгой отчетности, образовании условных прав и обязательств, списании с баланса имущества в результате недостачи, порчи и дебиторской задолженности, проводятся только по одному забалансовому счету с указанием содержания и количественно-стоимостных показателей операции;

2) на счете 01 «Арендованные необоротные активы» учитываются необоротные активы, принятые от сторонних организаций по балансовой (остаточной) и первоначальной стоимости арендодателя в аренду или в пользование (раньше было — по стоимости, определенной в договоре аренды);

3) изменен порядок применения счета 05 «Гарантии и обеспечения». Так, установлено, что этот счет применяется для обобщения информации о наличии и движении выданных учреждением гарантий и обеспечения выполнения обязательств и платежей. При этом учет обеспечения бюджетные учреждения должны осуществлять по стоимости, указанной в документах о гарантиях и обеспечениях;

4) счет 06, применяемый ранее для учета материальных ценностей, приобретенных по централизованным поставкам, теперь называется «Переданные (выданные) активы в соответствии с законодательством» и предназначен для обобщения информации об активах, переданных (выданных) в соответствии с законодательством определенным категориям населения;

5) наиболее существенные изменения произошли в порядке применения счета 07 «Списанные активы и обязательства». Так, на этом счете обобщается информация о состоянии дебиторской задолженности, списанной с баланса в результате неплатежеспособности должников, и о суммах невозмещенных недостач и потерь от порчи ценностей, в том числе ценностей, не возвращенных учащимися и студентами, отчисленными согласно приказу, и т. п. Также на этом счете учитывается задолженность в течение 3 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного состояния неплатежеспособных дебиторов.

Порядком предусмотрено, что к забалансовому счету 07 бюджетные учреждения открывают такие субсчета:

071 «Списанная дебиторская задолженность», на котором учитывается сумма списанной дебиторской задолженности в течение 3 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного состояния неплатежеспособных дебиторов;

072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей», который применяется для отражения невозмещенных недостач и потерь от порчи ценностей, если виновные лица не выявлены. При этом уменьшение суммы невозмещенных недостач и потерь от порчи ценностей отражается после того, как будет решен вопрос о виновных лицах, которые должны возместить суммы недостач и потерь. На сумму стоимости возмещения убытков, отнесенных на виновных лиц, проводится запись по дебету субсчета 363 и кредиту субсчета 711.

Хозяйственные операции с применением забалансового счета 07 приведены в соответствующих разделах Типовой корреспонденции (пп. 1.10, 2.9, 2.19). Подробнее о том, как бюджетному учреждению вести учет похищенных ценностей, мы рассказывали в консультации на страницах нашего издания (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 29).

 

ПРОЧИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПЛАНЕ СЧЕТОВ И ТИПОВОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ

1. Уточнена характеристика субсчетов, предназначенных для учета наличия и движения денежных средств, находящихся в органах казначейства и учреждениях банков, и доходов спецфонда. При этом их характеристика приведена в соответствие с классификацией собственных поступлений бюджетных учреждений с учетом требований п. 4 ст. 13 БКУ.

 

Классификация собственных поступлений бюджетных учрежденийсогласно БКУ

Характеристика субсчетов согласно
Плану счетов

Группа 1 — поступления от платы за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно законодательству

подгруппа 1 — плата за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности

На субсчетах 313, 323, 711 учитываются поступления от платы за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно законодательству:

— плата за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности;

— поступления учреждений от дополнительной (хозяйственной) деятельности;

— плата за аренду имущества учреждений;

— поступления учреждений от реализации в установленном порядке имущества (кроме недвижимого имущества)

подгруппа 2 —поступления бюджетных учреждений от дополнительной (хозяйственной) деятельности

подгруппа 3 — плата за аренду имущества бюджетных учреждений

подгруппа 4 — поступления бюджетных учреждений от реализации в установленном порядке имущества (кроме недвижимого имущества)

Группа 2 — прочие источники собственных поступлений бюджетных учреждений

подгруппа 1 — благотворительные взносы, гранты и подарки

На субсчетах 314, 324, 712 учитываются средства, полученные бюджетными учреждениями по прочим источникам собственных поступлений:

— благотворительные взносы, гранты и подарки;

— средства, получаемые учреждениями от предприятий, организаций, физических лиц и от других учреждений для выполнения целевых мероприятий, в том числе мероприятий по отчуждению для общественных потребностей земельных участков и размещенных на них других объектов недвижимого имущества, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц;

— средства, получаемые высшими и профессионально-техническими учебными заведениями от размещения на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг, если таким заведениям законом предоставлено соответствующее право

подгруппа 2 — средства, получаемые бюджетными учреждениями от предприятий, организаций, физических лиц и от других бюджетных учреждений для выполнения целевых мероприятий, в том числе мероприятий по отчуждению для общественных потребностей земельных участков и размещенных на них других объектов недвижимого имущества, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц

подгруппа 3 — средства, получаемые высшими и профессионально-техническими учебными заведениями от размещения на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг, если таким заведениям законом предоставлено соответствующее право

 

2. В План счетов введен субсчет 365 «Расчеты с государственными целевыми фондами», предназначенный для учета расчетов с государственными целевыми фондами, в частности расчетов по временной нетрудоспособности,и пр. Так, по дебету субсчета 365 бюджетные учреждения отображают начисление (возникновение) дебиторской задолженности, а по кредиту — ее погашение или списание.

Необходимость введения этого субсчета обусловлена особенностями отражения в бухгалтерском учете бюджетных учреждений операций по начислению и выплате пособия по временной нетрудоспособности. Подробно эти моменты рассматривались специалистом Госказначейства в комментарии к письму Госказначействаот 30.12.2010 г. № 17-04/3353-24549 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 3).

В соответствии с разъяснениями Госказначейства начисление пособия по временной нетрудоспособности за счет ФССВПТ нужно было отражать по дебету субсчета 652 «Расчеты по социальному страхованию» в корреспонденции с кредитом субсчета 661 «Заработная плата». Средства ФССВПТ, поступающие на небюджетный счет, бюджетное учреждение-страхователь должно было учитывать на субсчете 328 «Прочие счета в казначействе».

Обращаем внимание на то, что теперь Типовой корреспонденцией предусмотрено, что операции по начислению, поступлению и выплате пособия по временной нетрудоспособности бюджетные учреждения должны отражать следующими бухгалтерскими записями:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Дт

Кт

1

Начислена сумма пособия по временной нетрудоспособности за счет средств учреждения

801, 802, 811 — 813

661

2

Начислена сумма пособия по временной нетрудоспособности, осуществляемая за счет средств ФССВПТ

365

661

3

Поступили от ФССВПТ на счета учреждения денежные средства для выплаты работникам пособия по временной нетрудоспособности

311, 313, 314, 316, 321, 323, 324, 326

365

 

3. Претерпела некоторые изменения характеристика субсчетов, предназначенных для учета расходов по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование и прочим расчетам по страхованию.

Так, на субсчете 651 ведется учет расчетов по ЕСВ (по кредиту — начисление обязательств по ЕСВ и получение соответствующих средств от органов страхования, а по дебету — погашение задолженности).

При этом обратите внимание на то, что учет расчетов по уплате штрафных санкций за выявленные в результате проверки нарушения порядка использования страховых средств согласно требованиям Порядка ведется на субсчете 652 «Расчеты по социальному страхованию». Также этот субсчет предусмотрен для учета расчетов по операциям с частичной оплатой путевок на санаторно-курортное лечение.

4. Определенные изменения внесены в характеристику субсчета 674 «Расчеты по специальным видам платежей». Как и раньше, этот субсчет предназначен для учета расчетов с родителями за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, за обучение детей в музыкальных школах и содержание в школах-интернатах, с работниками за форменную одежду, за питание детей в интернатах при школах. Кроме того теперь в Порядке уточнено, что по этому субсчету бюджетные учреждения осуществляют операции по начислению и перечислению сумм пособия и компенсации гражданам, пострадавшим в результате Чернобыльской аварии. При этом заметим, что порядок отражения таких операций в бухгалтерском учете остался прежний (см. пп. 6.18, 6.20 — 6.22 Типовой корреспонденции).

5. Также обратите внимание на то, что в Типовой корреспонденции предусмотрены операции по начислению и перечислению сумм субсидий, пособий, льгот по оплате потребленных жилищно-коммунальных услуг и услуг связи (в части абонентской платы за пользование квартирным телефоном), компенсаций гражданам из бюджета (пп. 6.6, 6.19). Для учета таких расчетов Планом счетов предусмотрены субсчета 674, 675.

6. Тем бюджетным учреждениям, которые осуществляют операции по списанию расходов на смонтированное оборудование, проектно-изыскательские работы и другие расходы на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов рекомендуем обратить внимание в Типовой корреспонденции на проводки под номером 8.29.

7. Из плана счетов исключены субсчета 605 «Краткосрочные ссуды из бюджета» и 653 «Расчеты по страхованию на случай безработицы».

8. В Типовой корреспонденции предусмотрена операция по списанию запасов, приобретенных в предыдущие отчетные года, которые отчуждаются путем реализации в соответствии с законодательством — Дт 431, 432 и Кт 201 — 205, 211 — 218, 231, 234, 235, 238, 239.

Однако стоит обратить внимание на то, что для бюджетных учреждений отдельный порядок списания использованных производственных запасов, материалов и продуктов питания, которые были приобретены в прошлых годах, не предусмотрен. Так, Инструкция по учету запасов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства от 08.12.2000 г. № 125, не содержит требований об отдельном отражении в аналитическом учете запасов по годам их поступления. Детально эта ситуация рассматривалась в консультации специалиста Госказначейства «Списание материалов, приобретенных в прошлом году» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 8, с. 63).

 

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

План счетов — План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.

Порядок — Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.

Типоваякорреспонденция — Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.

Положение — Положение по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденное приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.

Положение по учету финансовых инвестиций — Положение по бухгалтерскому учету финансовых инвестиций, утвержденное приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.

План счетов № 114 — План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденные приказом Главного управления Госказначейства и Минфина от 10.12.99 г. № 114.

Инструкция № 61 — Инструкция о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства от 10.07.2000 г. № 61.

Инструкция № 64 — Инструкция по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)