Использование средств целевого фонда сельского совета
Татьяна РЯБУХА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Целевые фонды имеют особое значение в финансовой системе государства. Как правило, они имеют конкретное целевое назначение и определенную законодательством самостоятельность. Характерной чертой целевых фондов являются четко определенные источники формирования и направления использования средств. Создание таких фондов определяется конкретными потребностями государства или отдельной громады, поэтому они различаются по составу и включению в бюджеты.
Целевые фонды могут создаваться как на общегосударственном уровне, так и на местном.
Создание и деятельность целевых фондов регулируются соответствующими законами и нормативно-правыми актами, принятыми во исполнение таких законов.
Создание целевых фондов на местном уровне обусловлено ст. 68 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР, которой определено, что органы местного самоуправления могут создавать целевые фонды, являющиеся составляющей специального фонда соответствующего местного бюджета.
Порядок формирования и использования целевых фондов определяется положением об этих фондах, которое утверждается соответствующим местным советом.
Считаем, что в таком положении целесообразно определить цель создания целевого фонда, источники и порядок поступления средств в фонд, порядок использования средств фонда и т. п.
Следует обратить внимание на то, что целевые фонды являются бюджетными.
В соответствии с п. 8 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 21.06.2001 г. № 2542-III (далее — БКУ) создание внебюджетных фондов органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления и другими бюджетными учреждениями не допускается.
Что касается использования средств целевого фонда на произведение ремонта квартир, отметим следующее.
Механизм предоставления бюджетных средств «на руки» физическим лицам действующим законодательством не предусмотрен. Бюджетные средства имеют целевое назначение, и их использование на указанные цели должно быть подтверждено документально.
В связи с этим сельский совет может расходовать средства целевого фонда на ремонт квартир домов, находящихся у него на балансе, только при наличии подтверждающих документов: при проведении ремонтных работ — актов выполненных работ, при приобретении стройматериалов — чеков и накладных.
В случае выполнения ремонтных работ подрядной организацией должны выполняться требования, предусмотренные Правилами определения стоимости строительства (ДБН Д.1.1-1-2000), утвержденными приказом Госстроя Украины от 27.08.2000 г. № 174. Такие работы должны подтверждаться Актом приемки выполненных подрядных работ по форме КБ-2в.
Если жители изъявляют желание производить ремонт собственными силами, то с ними должны быть заключены гражданско-правовые договоры на выполнение таких работ. Кроме того, каждым жителем, который самостоятельно производит ремонт, при закупке товарно-материальных ценностей, необходимых для ремонта, должны быть предоставлены в сельсовет подтверждающие документы (чеки) на приобретение таких ценностей.
Также следует иметь в виду, что согласно п. 7 ст. 51 БКУ после получения товаров, работ и услуг согласно условиям взятого бюджетного обязательства распорядитель бюджетных средств принимает решение об их оплате и подает поручение на осуществление платежа органу Государственного казначейства Украины, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами.
Исходя из этого возмещение жителям приобретенных ими для ремонта товарно-материальных ценностей должно производиться после их фактического приобретения и подачи ими в сельсовет подтверждающих документов.