Госбюджет-2014: встречаем новые соцстандарты
Очередной год вступил в свои права. Хочется верить, что он принесет всем нам только счастье и радость.
По традиции главный документ в начале года — закон о Госбюджете. Благо, законодатели в этом году «почти успели» с его принятием. Так, документ подписан 16 января, опубликован 21 января, но вступил в силу с начала года.
Проанализируем положения Закона о Госбюджете-2014, которые затрагивают вопросы оплаты труда работников бюджетных учреждений и организаций, а также социальной сферы.
Прожиточный минимум и минимальная заработная плата
По традиции размеры минзарплаты и прожиточного минимума в течение года меняются в сторону увеличения. В 2014 году это произойдет 2 раза — в июле и октябре. На 1 января 2014 года эти показатели остаются неизменными, т. е. такими же, какими были в декабре 2013 года.
Размеры прожиточного минимума на одно лицо в расчете на месяц определены ст. 7 Закона о Госбюджете-2014. Приведем их в табл. 1.
Таблица 1
Социальные и демографические группы населения |
Размер прожиточного минимума, грн. | ||
01.01.2014 г. — 30.06.2014 г. |
01.07.2014 г. — 30.09.2014 г. |
01.10.2014 г. — 31.12.2014 г. | |
Дети в возрасте до 6 лет |
1032,00 |
1059,00 |
1102,00 |
Дети в возрасте от 6 до 18 лет |
1286,00 |
1320,00 |
1373,00 |
Трудоспособные лица |
1218,00 |
1250,00 |
1301,00 |
Лица, которые утратили трудоспособность |
949,00 |
974,00 |
1014,00 |
Общий показатель |
1176,00 |
1207,00 |
1256,00 |
Размеры минзарплаты установлены ст. 8 Закона о Госбюджете-2014. Приведем их в табл. 2.
Таблица 2
Период |
Размер минимальной зарплаты, грн. |
01.01.2014 г. — 30.06.2014 г. |
1218,00 |
01.07.2014 г. — 30.09.2014 г. |
1250,00 |
01.10.2014 г. — 31.12.2014 г. |
1301,00 |
Прочие государственные гарантии
1. Согласно ст. 9 Закона о Госбюджете-2014 уровень обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум) для назначения пособия в соответствии с Законом № 1768 устанавливается в процентном соотношении к прожиточному минимуму для основных социальных и демографических групп населения и составляет для:
— трудоспособных лиц — 21 %;
— детей — 85 %;
— лиц, которые потеряли трудоспособность, и инвалидов — 100 %.
Приведем размеры пособия в табл. 3.
Таблица 3
Категории |
Уровень обеспечения прожиточного минимума для назначения пособия, грн. | ||
с 01.01.2014 г. |
с 01.07.2014 г. |
с 01.10.2014 г. | |
Дети в возрасте до 6 лет |
877,20 |
900,15 |
936,70 |
Дети в возрасте от 6 до 18 лет |
1093,10 |
1122,00 |
1167,05 |
Трудоспособные лица |
255,78 |
262,50 |
273,21 |
Лица, которые утратили трудоспособность |
949,00 |
974,00 |
1014,00 |
Как и прежде, размер государственной социальной помощи малообеспеченным семьям не должен превышать 75 % уровня обеспечения прожиточного минимума для семьи.
2. Статьей 9 Закона о Госбюджете-2014 предусмотрено увеличение на 2014 год уровня обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум) для определения права на освобождение от платы за питание ребенка в государственных и коммунальных дошкольных учебных заведениях согласно Закону о дошкольном образовании в соответствии с увеличением прожиточного минимума.
Налог на доходы физлиц
С увеличением размеров прожиточного минимума и минзарплаты изменился предельный размер дохода для применения налоговой социальной льготы (НСЛ), а также сами размеры НСЛ.
Напомним: правом на НСЛ пользуются работники, размер зарплаты которых не превышает прожиточного минимума для трудоспособного лица, действующего на 1 января налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 грн. (п.п. 169.4.1 НКУ).
Значит, в 2014 году предельный размер зарплаты, к которой применяется НСЛ, равен 1710,00 грн. (1218,00 грн. х 1,4).
Для родителей, содержащих двоих и более детей в возрасте до 18 лет (п.п. 169.1.2 и п.п. «а» и «б» п.п. 169.1.3 НКУ), предельный размер зарплаты, дающий право на применение НСЛ, определяют так: для одного из родителей — 1710,00 грн. х количество детей, а для второго — на общих основаниях.
Размеры НСЛ установлены п. 169.1 НКУ и зависят от прожиточного минимума, установленного на 1 января отчетного налогового года. Так, размер общей НСЛ равен 50 % прожиточного минимума для трудоспособного лица. Такой размер НСЛ применяют до 1 января 2015 года (абз. 8 п. 1 разд. XIX «Заключительные положения» НКУ).
Остальные виды льгот рассчитывают исходя из общей НСЛ: повышенную НСЛ предоставляют в размере, равном 150 % общей НСЛ, максимальную НСЛ — в размере, равном 200 % общей НСЛ (см. табл. 4).
Таблица 4
Вид НСЛ (норма НКУ) |
Размер НСЛ, грн. |
Максимальная зарплата
|
Обычная НСЛ (п.п. 169.1.1 НКУ) |
609,00 (1218,00 х 50 %) |
1710,00 (1218,00 х 1,4, округленные до ближайших 10 грн.) |
Обычная НСЛ на детей (п.п. 169.1.2 НКУ) |
609,00 х количество детей в возрасте до 18 лет |
Для одного из родителей — 1710,00 х количество детей в возрасте до 18 лет; для второго — 1710,00 |
Повышенная НСЛ на детей (пп. «а» и «б» п.п. 169.1.3 НКУ) |
913,50 (609,00 х 150 %) х количество детей в возрасте до 18 лет | |
Повышенная НСЛ (пп. «в» — «е» п.п. 169.1.3 НКУ) |
913,50 (609,00 х 150 %) |
1710,00 |
Максимальная НСЛ (пп. «а» — «ґ» п.п. 169.1.4 НКУ) |
1218,00 (609,00 х 200 %) |
1710,00 |
НСЛ применяют исключительно к зарплате по одному месту ее начисления (его работник определяет сам) со дня получения работодателем (пп. 169.2.1, 169.2.2 НКУ):
— заявления о самостоятельном избрании места применения НСЛ;
— документов, подтверждающих право на ее применение. Напомним, что Порядок предоставления документов для применения налоговой социальной льготы утвержден постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1227.
Важно! Если работник имеет право на применение НСЛ по двум и более основаниям, то к его зарплате применяют одну НСЛ по основанию, предусматривающему ее наибольший размер.
Исключение установлено п.п. 169.3.1 НКУ только для лиц, содержащих двоих и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе ребенка-инвалида (детей-инвалидов) (п.п. «б» п.п. 169.1.3 НКУ). Тогда НСЛ суммируют: на ребенка-инвалида (детей-инвалидов) предоставляют повышенную НСЛ, на ребенка, который не является инвалидом (детей, которые не являются инвалидами), — обычную НСЛ (см. письмо ГНАУ от 25.02.2011 г. № 4062/6/17-0215 // «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 14).
Должностные оклады госслужащих и работников органов исполнительной власти, местного самоуправления
Напомним, что ст. 3 Закона об оплате труда предусматривает: оплата труда за выполненную работником месячную, почасовую норму труда (объем работ) не может быть ниже минимальной зарплаты. При этом в минимальную зарплату не включаются доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты.
С целью соблюдения вышеуказанной нормы в свое время были приняты:
— постановление КМУ от 20.05.2009 г. № 482, определяющее, что должностные оклады работников аппарата органов исполнительной власти, местного самоуправления, органов прокуратуры, судов и других органов, определенные постановлением № 268, которые меньше минимальной зарплаты, должны устанавливаться на ее уровне;
— приказ Минтруда от 06.04.2009 г. № 129, предусматривающий, что размеры месячных окладов (тарифных ставок) рабочих, определенные приказом № 77, которые меньше минимальной зарплаты, в штатных расписаниях устанавливают на ее уровне.
Следовательно, с увеличением с 1 июля и 1 октября 2014 года минимальной зарплаты, должностные оклады работников, которые меньше ее размера, в штатных расписаниях необходимо установить на ее уровне. Все доплаты и надбавки рассчитывают уже исходя из нового размера оклада.
Должностные оклады по ЕТС
Законом о Госбюджете-2014 не предусмотрено увеличение размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда, исходя из размера которого рассчитываются должностные оклады работников, определяемые на основе Единой тарифной сетки. Поэтому должностные оклады работников остаются на уровне декабря 2013 года*.
* Напомним, что в декабре 2013 года повышения должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда так и не произошло. Но с целью выполнения требований ст. 3 Закона об оплате труда должностные оклады работников 1 — 5 тарифных разрядов нужно было установить на уровне минзарплаты.
Известно, что Кабмин планирует повышение размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда с 1 июля 2014 года. Однако официального документа на момент подготовки этого номера еще нет, а значит, предметно по этому вопросу, а также о конкретных цифрах можно будет говорить только после его появления.
Нормативные документы
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
Закон о Госбюджете-2014 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 16.01.2014 г. № 719-VII.
Закон о дошкольном образовании — Закон Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г. № 2628-III.
Закон № 1768 — Закон Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» от 01.06.2000 г. № 1768-III.
Закон об оплате труда — Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.
Постановление № 268 — постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268.
Приказ № 77 — приказ Минтруда «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 02.10.96 г. № 77.