633 0

Когда возникает спор с налоговым органом: возможные спорные ситуации

07.06.11
Налоговая инспекция — тот орган, который сопровождает субъекта хозяйствования всю его предпринимательскую жизнь — с момента создания и до момента ликвидации. Любое совместное «сосуществование», как известно, редко обходится без споров и разногласий. Сегодня поговорим о наиболее распространенных конфликтах, возникающих во взаимоотношениях налогоплательщика и налогового органа.

Возможность обжаловать неправомерные действия либо решения субъекта властных полномочий — одна из базовых гарантий, предоставленных участникам правоотношений. Отдельно оговорено данное право и п.п. 17.1.7 НКУ. Коротко остановимся на тех ситуациях, когда может возникнуть необходимость разрешения спора с налоговым органом в порядке административного либо судебного обжалования. Условно их можно разделить на две большие категории — споры, инициатором рассмотрения которых в установленном порядке выступает сам налогоплательщик, и споры, разрешение которых осуществляется по заявлению налогового органа.

 

Рассмотрение споров по инициативе налогоплательщика

Приведем наиболее распространенные категории споров налогоплательщиков с налоговыми органами в табличной форме (см. таблицу на с. 5).

Далее в этом номере мы рассмотрим более подробно порядок обжалования в рамках административной (на с. 12) и судебной (на с. 20) процедуры.

 

Споры, возникающие по инициативе налоговых органов

Следует сказать, что иногда вступать в судебное разбирательство налогоплательщику приходится не по собственной инициативе. Есть ряд требований, которые налоговый орган может предъявить исключительно в судебном порядке. Среди них наиболее распространенные требования:

— о прекращении юридического лица либо предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя в случаях, предусмотренных законом (п.п. 20.1.12 НКУ);

— о приостановлении расходных операций налогоплательщика на счетах такого плательщика в банках и других финансовых учреждениях (кроме операций по выдаче заработной платы и уплаты налогов, сборов, ЕСВ, а также определенных контролирующим органом денежных обязательств налогоплательщика) в случае недопуска должностных лиц органов государственной налоговой службы к исследованию территорий и помещений (данное полномочие налоговые органы получат только с 01.01.2015 г., хотя уже сейчас пытаются им воспользоваться и не всегда суды первой инстанции вспоминают о п. 1 раздела ХІХ НКУ, которым вступление в силу указанного пункта отсрочено);

— о наложении ареста на средства и другие ценности такого плательщика налогов, находящиеся в банке, если у плательщика налогов, имеющего налоговый долг, отсутствует имущество и/или его балансовая стоимость меньше суммы налогового долга, и/или такое имущество не может быть источником погашения налогового долга (п.п. 20.1.17 НКУ);

— о взыскании средств плательщика налогов, имеющего налоговый долг, со счетов в банках, обслуживающих такого плательщика, на сумму налогового долга или его части (п.п. 20.1.18 НКУ);

— о взыскании с дебиторов плательщика налогов, имеющего налоговый долг, сумм дебиторской задолженности, срок погашения которой наступил и право требования которой переведено на органы государственной налоговой службы, в счет погашения налогового долга такого плательщика налогов (п.п. 20.1.19 НКУ).

Налогоплательщик всегда имеет право принимать участие в судебном рассмотрении дел, инициированных налоговым органом, и обосновывать свою позицию. Кроме того, если суд первой инстанции удовлетворяет требование налогового органа, налогоплательщиком может быть подана апелляция, что является препятствием для вступления в силу такого решения.

Скажем также о том, что иногда налоговые органы пытаются воспользоваться судебной процедурой в не предусмотренных законом случаях, например, подавая иски с требованиями обязать субъекта хозяйствования допустить налоговый орган к проверке либо обязать подать налоговую декларацию и т. п. Как правило, суды в удовлетворении подобных требований отказывают, указывая на их ненадлежащий характер. Главное для налогоплательщика — помнить о своих правах.

 

№ п/п

Категории споров

Предмет обжалования

Формулировки выдвигаемых требований

Порядок обжалования и его законодательные основания

1

2

3

4

5

1

Обжалование суммы налогового обязательства, определенного налоговым органом по причинам, не связанным с нарушением налогового либо иного законодательства

Налоговое уведомление-решение, в котором налоговым органом определена сумма налоговых обязательств, по форме согласно приложению 1 для налогоплательщиков — физических лиц (форма «Ф»)

Отменить налоговое уведомление-решение

В течение 30 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения, может быть подана жалоба в вышестоящий налоговый орган (п. 56.12 НКУ) либо в течение месяца в административный суд (ст. 99 КАСУ).
Кроме того, в суд налогоплательщик может обратиться уже после завершения процедуры административного обжалования, подав иск в течение месяца со дня получения окончательного решения по результатам рассмотрения его жалобы

2

 

Обжалование суммы налогового обязательства и / или штрафных санкций, определенных налоговым органом в связи с выявленным нарушением со стороны налогоплательщика требований налогового либо иного законодательства

Налоговое уведомление-решение:
 — по форме согласно приложению 2 по результатам проверок (форма «Р»);
 — по форме согласно приложению 3 за нарушение предельных сроков уплаты суммы денежного обязательства (форма «Ш»);
 — по форме согласно приложению 4 за самостоятельное отчуждение активов, пребывающих в налоговом залоге и требующих обязательного предварительного согласия органа государственной налоговой службы на такое отчуждение (форма «З»);
 — по форме согласно приложению 5 о превышении заявленной суммы бюджетного возмещения НДС (форма «В1»), в том числе в случае, если заявленные к возмещению суммы НДС на момент проверки возмещены налогоплательщику;
— по форме согласно приложению 6 о занижении заявленной суммы бюджетного возмещения НДС (форма «В2»);
 — по форме согласно приложению 8 об уменьшении отрицательного значения суммы НДС (форма «В4»);
 — по форме согласно приложению 9 об уменьшении отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль (форма «П»);
 — по форме согласно приложению 10 о применении штрафной (финансовой) санкции (штрафа) за нарушение норм другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы (форма «С»);
 — по форме согласно приложению 11 о применении штрафных (финансовых) санкций (штрафа) и/или пени за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности (форма «У»)
 

Отменить налоговое уведомление-решение

 

Если налогоплательщик избирает административную процедуру обжалования, то срок, в течение которого следует обратиться в вышестоящий налоговый орган, составляет 10 календарных дней, следующих за днем получения оспариваемого налогового уведомления-решения.
После завершения административной процедуры обжалования принятое по ее результатам решение может быть обжаловано в судебном порядке. Срок подачи иска — один месяц со дня получения налогоплательщиком окончательного решения по результатам рассмотрения его жалобы.
Обратиться в суд налогоплательщик может и сразу после получения налогового уведомления-решения, если он не намерен воспользоваться административной процедурой обжалования

Примечание. Следует отметить, что в основном формы налоговых уведомлений-решений остались прежними, за исключением буквально нескольких. Появление новых форм налоговых уведомлений-решений связано с введением НКУ некоторых новых составов налоговых правонарушений. Это:
 — форма налогового уведомления-решения об уменьшении отрицательного значения суммы НДС (форма «В4»);
 — форма налогового уведомления-решения об уменьшении отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль (форма «П»);
 — отдельная форма налогового уведомления-решения о применении штрафных (финансовых) санкций (штрафа) и/или пени за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности (форма «У»).
Кроме того, предусмотрено, что в «основной» форме налогового уведомления-решения (форма «Р») будут отражаться не только доначисленные суммы, но и данные об уменьшении налоговых обязательств налогоплательщика.

3

Отказ в предоставлении бюджетного возмещения НДС

Налоговое уведомление-решение по форме согласно приложению 7 об отказе в предоставлении бюджетного возмещения НДС (форма «В3»);

Отменить налоговое уведомление-решение

Процедура аналогична порядку, указанному в п. 2 данной таблицы

4

Обжалование требования об уплате:
 — налогового обязательства, которое налогоплательщик самостоятельно согласовал в поданной им налоговой декларации, но не уплатил в установленные сроки;
 — согласованной суммы денежного обязательства, определенного налоговым органом в налоговом уведомлении-решении, которую налогоплательщик не уплачивает в установленные сроки;
 — налогового долга, определенного таможенным органом и по его представлению, поданному органу государственной налоговой службы

Налоговое требование
 — по форме «Ю» (приложение 1 к Порядку направления органами государственной налоговой службы налоговых требований налогоплательщикам, утвержденному приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1037), если требование направляется юридическому лицу;
 — по форме «Ф» (приложение 2), если требование направляется физическому лицу

Отменить налоговое требование

Процедура аналогична порядку, указанному в п. 2 данной таблицы.
Кроме того, учитывая, что налоговое требование свидетельствует о наличии согласованного налогового обязательства, подача жалобы в вышестоящий налоговый орган либо обращение с иском в суд сами по себе не являются препятствием для налогового органа, принявшего налоговое требование, принимать меры по взысканию налогового долга. Избежать этого можно только следующим образом: одновременно с обращением в административный суд с иском об отмене налогового требования подать ходатайство о приостановлении на время рассмотрения дела в суде действия обжалуемого акта

Примечание. Налоговое требование не направляется, если общая сумма налогового долга налогоплательщика не превышает одного не облагаемого налогом минимума доходов граждан, т. е. 17 грн.

5

Обжалование индивидуальной налоговой консультации (либо отказа в ее предоставлении)

Индивидуальная налоговая консультация, предоставленная в письменной форме /
Отсутствие в течение месяца со дня направления запроса о предоставлении консультации ответа на него либо получение отказа предоставить консультацию

Признать налоговую консультацию неправомерной /
Обязать налоговый орган предоставить индивидуальную налоговую консультацию / Признать отказ в предоставлении налоговой консультации неправомерным; обязать налоговый орган предоставить индивидуальную налоговую консультацию

Согласно п. 53.3 НКУ налогоплательщик может обжаловать в суде как правовой акт индивидуального действия налоговую консультацию контролирующего органа, изложенную в письменной форме, которая, по мнению такого налогоплательщика, противоречит нормам либо содержанию соответствующего налога либо сбора.
Иск в суд налогоплательщик может подать в течение 6 месяцев со дня получения ответа налогового органа на его запрос о предоставлении консультации.
Исходя из формулировок действующего на сегодня законодательства можно сделать вывод, что индивидуальная налоговая консультация может быть обжалована только в судебном порядке. Альтернативой административной процедуре обжалования может быть обращение в вышестоящий налоговый орган для получения консультации от него. Хотя НКУ приоритетности налоговых консультаций в зависимости от статуса налогового органа, которым они предоставлены, не устанавливает, однако при наличии двух противоположных консультаций, предоставленных выше- и нижестоящим налоговыми органами, следует исходить из приоритетности позиции вышестоящего органа.
Также в суде могут быть обжалованы неправомерные действия налогового органа по отказу от предоставления налоговой консультации либо бездействие по ее непредоставлению в установленные законодательством сроки (1 месяц по Закону об обращениях граждан)

Примечание. Обжаловать можно только индивидуальную налоговую консультацию, предоставленную в письменном виде (подписанную руководителем налогового органа с проставлением соответствующей печати). Разъяснения налогового законодательства, полученные налогоплательщиком факсом либо по электронной почте, статуса индивидуальных письменных налоговых консультаций не имеют. Нельзя обратиться с требованием об отмене и в отношении консультаций, размещенных в Единой базе налоговых знаний либо предоставленных в ходе распространенных в последнее время веб-конференций. Если налоговая консультация была предоставлена другому налогоплательщику, любой другой субъект хозяйствования ее обжаловать не сможет, даже если она доведена до общего сведения путем публикации в СМИ.
Значение индивидуальных налоговых консультаций для налогоплательщика заключается в том, что согласно п. 53.1 НКУ субъект хозяйствования не может быть привлечен к ответственности при условии, что он действовал в соответствии с предоставленной ему в письменной форме налоговой консультацией. Соответственно, если налогоплательщик обратился за консультацией к налоговому органу и он предоставил ему консультацию, которая, по мнению налогоплательщика, противоречит действующему законодательству, он может обжаловать ее в суде. Дело в том, что если суд отменит предоставленную налоговую консультацию как противоречащую законодательству, такое судебное решение является основанием для предоставления налогоплательщику новой консультации уже с учетом позиции суда (абз. второй п. 53.3 НКУ, п. 3 Методических рекомендаций по предоставлению органами ГНС Украины письменных налоговых консультаций, направленных письмом ГНАУ от 21.01.2011 г. № 1600/7/10-1017/220).

6

Обжалование нормативно-правового акта в сфере налогообложения

Постановление Кабмина, приказ ГНАУ либо иной нормативно-правовой акт по вопросам налогообложения, другим вопросам, подконтрольным налоговым органам

Отменить либо признать недействительным акт соответствующего органа полностью или отдельные его положения

Обжаловать нормативно-правовой акт в сфере налогообложения можно только в судебном порядке путем подачи иска в административный суд.
Административные дела по обжалованию нормативно-правовых актов Кабмина, министерств или других центральных органов исполнительной власти (в том числе ГНАУ), Нацбанка или другого субъекта властных полномочий, полномочия которого распространяются на всю территорию Украины, рассматриваются окружным административным судом, территориальная юрисдикция которого распространяется на
г. Киев (ч. 3 ст. 19 КАСУ)

7

Обжалование действий либо бездействия налогового органа

Решение налогового органа об отказе в регистрации налогоплательщиком либо в совершении других действий (отказ в выдаче свидетельства об уплате единого налога, отказ в регистрации плательщиком НДС либо аннулирование регистрации, непризнание либо отказ в принятии декларации, отказ в зачете либо возврате переплаты по налогам и сборам, штрафам и др.).
Действия налогового органа по разглашению сведений о налогоплательщике, составляющих коммерческую тайну либо конфиденциальную информацию, либо иные действия, нарушающие, по мнению налогоплательщика, его права и законные интересы

Признать решение налогового органа неправомерным / Обязать налоговый орган совершить действие либо прекратить неправомерные действия

Жалоба может быть подана в вышестоящий налоговый орган в течение 10 дней, следующих за днем, когда налогоплательщик был ознакомлен с решением, которое, по его мнению, нарушает его права либо законные интересы.
Действия либо бездействие налогового органа могут быть обжалованы в судебном порядке в течение 6 месяцев

8

Обжалование решений и действий, совершаемых налоговым органом в ходе проверки

Приказ налогового органа о проведении проверки, о продлении либо о приостановлении проверки, требование о проведении инвентаризации, о предоставлении документов и их копий и т. п

Признать приказ (требование) неправомерным

Обжалование подобных приказов (требований) налогового органа в вышестоящем налоговом органе выглядит малоперспективным, хотя и допустимо с точки зрения действующего законодательства.
Более эффективным может оказаться обжалование в судебном порядке путем подачи административного иска по своему местонахождению. Одновременно с иском следует подать ходатайство о приостановлении действия обжалуемого акта

Примечание. Обращаем внимание, что сам акт проверки обжалованию ни в административном, ни в судебном порядке не подлежит.
К акту проверки могут быть поданы только возражения налогоплательщика.

9

Требование о полном возмещении убытков (вреда), нанесенных незаконными действиями (бездействием) контролирующих органов (их должностных лиц)

Действия (акты) налогового органа, нарушающие права и законные интересы налогоплательщика

Признать действия (бездействие, акт) налогового органа незаконными (если они раньше не признавались незаконными в ходе другой процедуры обжалования);
Обязать возместить убытки

Подобные споры решаются в судебном порядке, однако, как правило, основной преградой для налогоплательщика становится вопрос доказательств причинной связи между незаконными действиями (бездействием, актом) налогового органа и понесенными им убытками

10

Обжалование решений о наложении административных взысканий на должностных лиц и других сотрудников субъекта хозяйствования

Постановление налогового органа о наложении административного взыскания

Отменить постановление по делу об административном правонарушении

Согласно ст. 2342 КоАП органы государственной налоговой службы Украины рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с уклонением от предоставления деклараций о доходах (ст. 1641 КоАП), нарушением порядка предоставления финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета при ликвидации юридического лица (ст. 1666 КоАП).
От имени органов государственной налоговой службы Украины рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право председатели ГНИ и их заместители.
Постановление о наложении административного взыскания может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган либо путем подачи иска в общий суд (т. е. районный в городе при наличии районного деления, городской, районный, а не в административный суд, как это было во всех других перечисленных в данной таблице случаях) в течение 10 календарных дней со дня вынесения постановления

Примечание. Полномочие налоговых органов по вынесению постановлений о наложении административных взысканий следует отличать от их полномочий по составлению административного протокола. Налоговые органы уполномочены на составление админпротоколов (кроме уже названных статей 1641 и 1666 КоАП, по которым они же выносят и постановления о наложении админвзысканий) по ст.ст. 512, 1551, 1631 — 1634, 16312, 164, 1645, 1772 КоАП. Такие админпротоколы обжалованию не подлежат. Обжаловать можно будет только постановление о наложении административного взыскания, которое будет вынесено на основании такого протокола.

 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)