664 0

Новая «упрощенка»: готовность № 1

16.06.11
Поводом для написания данной статьи стали два факта. Во-первых, одобрение Кабмином законопроекта об упрощенной системе налогообложения и его последующая регистрация (причем он несколько отличается от концепции, рассмотренной в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 33, с. 42). Во-вторых, если законопроект будет принят Верховной Радой и подписан Президентом, то «новая» упрощенная система налогообложения может заработать не с 2012 года, как предполагалось, а с 1 июля 2011 года — так что будет не лишним подготовить себя к возможным переменам уже сейчас.

Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Указ № 727 — Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98.

Законопроект № 8521 — проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины (об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства)» от 16.05.2011 г. № 8521.

 

Какие требования будут выдвигаться единоналожникам?

Вопрос о том, кто сможет пополнить ряды единоналожников, без сомнения, является одним из ключевых в данной теме — особенно с учетом того, что в случае принятия Законопроекта № 8521 с ним в течение трех месяцев после вступления в силу изменений должны будут столкнуться и единоналожники, получившие свидетельство согласно Указу № 727.

Законопроектом № 8521 предполагается введение четырех категорий единоналожников: трех категорий физлиц и однойюрлиц. Основные критерии, которым должны соответствовать единоналожники, не изменились — это объем дохода и число работников, причем для каждой категории размеры критериев свои.

Следующее, на что стоит обратить внимание, — чтобы быть единоналожником, больше не придется соответствовать критериям субъекта малого предпринимательства по Закону Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19.10.2000 г. № 2063-III. Кроме этого, все ограничения, установленные Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины» от 25.03.2005 г. № 2505-IV, в случае успешного принятия Законопроекта № 8521 также перестанут действовать.

Критерии для нахождения на упрощенной системе налогообложения. Данную информацию наиболее удобно представить в виде таблицы:

 

Таблица 1

Условия работы на едином налоге

Единоналожники

 

 

Критерии

Физические лица — предприниматели

 

Юридические лица — субъекты хозяйствования

 

I

II

III

Предельный доход* на протяжении календарного года, предшествующего периоду перехода на «упрощенку» (в минимальных зарплатах на 1 января отчетного года)

150

1000

2000

5000

*Доходом для целей упрощенной системы налогообложения признается вся сумма, полученная налогоплательщиком от осуществления операций по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в наличной или безналичной форме (как видим, доход в такой форме аналогичен выручке согласно Указу № 727).

Максимальное число наемных работников

Не могут использовать наемный труд

10 (одновременно)

50 (среднеучетная численность)

Виды хозяйственной деятельности

1) ремесленная деятельность*;
2) розничная продажа товаров с торговых мест на рынках и/или оказание бытовых услуг**

1) производство товаров;
2) продажа товаров;
3) оказание услуг единоналожникам и/или населению (кроме посреднических услуг по купле, продаже, аренде и оцениванию недвижимого имущества, оказания услуг в сфере страхования);
4) деятельность в сфере ресторанного хозяйства

Любые виды деятельности, кроме недопустимых для единоналожников

* В части ремесленной деятельности изменения заработают лишь с момента вступления в силу Закона Украины «О ремесленной деятельности» (п. 1 разд. II Законопроекта № 8521).
** В соответствии с Законопроектом № 8521 исключительный перечень бытовых услуг для целей упрощенной системы налогообложения будет приведен в главе I раздела XIV НКУ.

Способ расчетов за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги)

Исключительно наличный или безналичный

Использование РРО

Освобождены

Должны использовать в порядке, установленном законодательством

 

Ограничения по субъектам и видам деятельности. Здесь следует сказать, что все ограничения, присутствующие в действующей «упрощенке», практически без изменений повторяются и в Законопроекте № 8521 — более того, будут введены новые. Итак, кроме уже существующих ограничений, упрощенная система налогообложения не будет распространятся на:

1) юрлиц и физлиц-предпринимателей, осуществляющих: (а) производство, реализацию полезных ископаемых; (б) деятельность по управлению предприятиями; (в) деятельность по продаже предметов искусства, коллекционирования и антиквариата, деятельность по организации торгов (аукционов) изделиями искусства, предметами коллекционирования или антиквариата; (г) деятельность по организации, проведению гастрольных мероприятий; (д) деятельность по предоставлению услуг почты и связи;

2) физлиц-предпринимателей: (а) осуществляющих технические испытания и исследования, (б) осуществляющих деятельность в сфере аудита, (в) сдающих в аренду земельные участки с общей площадью, превышающей 0,2 га, жилые помещения с общей площадью свыше 100 м2, нежилые помещения (сооружения, здания) и/или их части общей площадью свыше 300 м2.

Кроме того, некоторые ограничения в Законопроекте прописаны более детально: например, на уплату единого налога не смогут перейти лица, у которых в уставном капитале совокупность долей, принадлежащих неплательщикам единого налога (в настоящее время — субъектам малого предпринимательства), составляет или превышает 25 %.

Следует отметить, что кроме введения новых ограничений Законопроектом № 8521 планируются некоторые послабления: например, с уплатой единого налога будет совместима розничная продажа горюче-смазочных материалов в емкостях до 20 л

 

Ставки единого налога

Среди новшеств в части ставок единого налога можно назвать: (1) ликвидацию 50 %-й доплаты за каждого работника для физлиц-единоналожников (2) привязку ставок налога для двух категорий физлиц-единоналожников к минимальной зарплате на 1 января соответствующего года, (3) установление адвалорной ставки для одной из категорий физлиц, (4) общее снижение ставок налога.

Предлагаемые Законопроектом № 8521 ставки налога удобнее всего представить в виде таблицы (табл. 2) с привязкой к категориям единоналожников в соответствии с табл. 1:

 

Таблица 2

Ставки единого налога

Физические лица — предприниматели

Юридические лица — субъекты хозяйствования

I

II

III

Размер ставок

В пределах 1 — 10 % от минимальной зарплаты
на 1 января в расчете на календарный месяц

В пределах 2 — 20 % от минимальной зарплаты
на 1 января в расчете на календарный месяц

1) 3 % от базы налогообложения при уплате НДС;
2) 5 % от базы налогообложения при включении НДС в состав единого налога

Кем устанавливаются

Устанавливаются ежегодно сельскими, поселковыми и городскими советами в зависимости от вида хозяйственной деятельности

Особенности

При осуществлении нескольких видов хозяйственной деятельности, для которых установлены разные ставки налога, такие плательщики получают одно свидетельство и уплачивают налог по большей ставке

Для производителей, реализующих исключительно продукцию собственного производства, ставки налога устанавливаются в размере на 50 % от базовых

 

Какие суммы будут облагаться единым налогом?

Основным новшеством в данном вопросе является конкретизация «входящих» сумм, которые не должны учитываться при исчислении единого налога. В настоящее время с данной целью приходится уповать на позицию налоговиков, которая часто бывает излишне фискальной. Но теперь рассмотрим этот вопрос по порядку.

Суммы, облагаемые единым налогом. В соответствии с Законопроектом № 8521 объектом обложения единым налогом будет доход — то есть вся сумма, полученная плательщиком от осуществления операций по продаже товаров (выполнения работ, оказания услуг) в наличной или безналичной форме за отчетный период (эти формы расчета, как и в настоящее время, будут исключительными). В состав дохода также будут включаться суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности*, а также стоимость бесплатно полученных товаров, работ, услуг.

* В настоящее время Указ № 727 не дает оснований для включения таких сумм в состав выручки (об этом также говорил и Госкомпредпринимательства), однако налоговики придерживаются противоположной позиции (см. письмо ГНАУ от 23.06.2006 г. № 6904/6/15-0416).

Также Законопроектом конкретизированы налоговые последствия при осуществлении работ и услуг по договорам поручения, транспортного экспедирования или по агентским договорам — в этом случае доходом будет считаться сумма вознаграждения поверенного (агента). В то же время о налоговых последствиях при движении средств в пределах договоров комиссии в Законопроекте № 8521 нет ни слова.

Кроме того, предполагается урегулировать вопрос определения дохода при его поступлении в виде иностранной валюты — он будет пересчитываться в гривни по официальному курсу НБУ, действовавшему на дату получения таких средств (в настоящее время мы придерживаемся аналогичной точки зрения).

Датой увеличения дохода будет (1) дата поступления средств на расчетный счет или в кассу плательщика (что имеет место и в настоящее время), (2) дата списания кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, (3) дата фактического получения бесплатно полученных товаров, работ, услуг.

При этом Законопроектом № 8521 предполагается вывести из-под обложения единым налогом такие суммы:

1) суммы НДС (кроме лиц, которые не являются плательщиками НДС). Напомним, что в настоящее время НДС входит в базу обложения единым налогом для юрлиц-единоналожников на 6 % (поскольку он включается в выручку от реализации);

2) суммы средств, полученные по внутренним расчетам между структурными подразделениями;

3) суммы финансовой помощи, полученной на возвратной основе, полученной и возвращенной в течение 12 календарных месяцев с момента получения, и суммы кредитов. Напомним, что в настоящее время налоговики продолжают неправомерно настаивать на включении возвратной финансовой помощи в базу обложения единым налогом (см. Обобщающее налоговое разъяснение об отдельных вопросах применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога субъектами малого предпринимательства — юридическими лицами, утвержденное приказом ГНАУ от 07.04.2010 г. № 224);

4) суммы средств целевого назначения, поступившие от Пенсионного фонда и прочих фондов общеобязательного государственного социального страхования, из бюджетов или государственных целевых фондов (в пределах государственных или местных программ);

5) суммы средств (в частности, аванс, предоплата), которые возвращаются покупателю — плательщику налога вследствие возврата им товара или расторжения договора, а также суммы средств, которые возвращаются плательщиком налога покупателю вследствие возврата таким покупателем товара (в размере, не превышающем суммы, уплаченной за товар);

6) суммы средств, поступивших в качестве оплаты товаров (работ, услуг), которые реализованы в период пребывания плательщиком налога на общей системе налогообложения и стоимость которых была включена в доход юридического лица при исчислении налога на прибыль предприятий или общего налогооблагаемого дохода физического лица;

7) суммы НДС, полученные в цене товаров (услуг), отгруженных (поставленных) плательщиком налога в период его пребывания на общей системе налогообложения;

8) суммы средств или стоимости имущества, внесенных учредителями или участниками в качестве взноса в уставный фонд плательщика;

9) суммы средств в части излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей), которые возвращаются плательщику налога из бюджета или государственных целевых фондов;

10) суммы средств, полученные плательщиком единого налога как компенсация (возмещение) по решению суда;

11) дивиденды, полученные плательщиком налога от других налогоплательщиков, которые обложены в порядке, определенном НКУ.

Несмотря на то что перечень не охватил всех проблемных «входящих» сумм, он является одним из наиболее позитивных моментов «упрощенки» по Законопроекту № 8521, поскольку подобная конкретизация сможет существенно снизить возможности налоговиков по расширению объекта налогообложения.

 

Порядок уплаты единого налога и подачи отчетности

Изменения в данной части связаны лишь с I и III категорией физлиц (см. табл. 1), а в остальном — все практически по-прежнему. По причине различных подходов к разным категориям единоналожников данную информацию лучше представить в виде таблицы:

 

Таблица 3

Порядок уплаты единого налога и подачи отчетности

Физические лица — предприниматели

Юридические лица — субъекты хозяйствования

I*

II*

III

Сроки уплаты единого налога

Ежемесячно авансовым платежом до 20 числа (включительно)

Ежемесячно до 20 числа (включительно) месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется уплата налога

*Для данных категорий плательщиков (для категории II — лишь при условии отсутствия наемных работников) предполагается введение освобождения от уплаты единого налога за период отпуска в течение одного календарного месяца в год, и/или болезни, подтвержденной больничным листом, если она длится календарный месяц и больше.

Отчетность

Подают декларацию в срок, установленный для годового отчетного периода

Подают декларацию в срок, установленный для квартального отчетного периода

 

От каких налогов будут освобождены единоналожники?

Законопроектом № 8521 предполагается освободить единоналожников от уплаты таких налогов и сборов:

1) налог на прибыль (очевидно, что кроме авансового взноса при выплате дивидендов);

2) НДФЛ в части доходов, полученных в результате хозяйственной деятельности и обложенных единым налогом;

3) НДС по поставкам товаров и услуг с местом поставки на таможенной территории Украины, кроме НДС для физлиц категории III и юрлиц, оказывающих услуги плательщикам НДС или выбравших ставку 3 % — они будут обязаны зарегистрироваться плательщиками НДС и уплачивать его на общих основаниях. При этом импортный НДС по товарам уплачивается всеми единоналожниками;

4) земельный налог, кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются в предпринимательской деятельности;

5) сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;

6) сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

Прочие налоги и сборы (в том числе спецводосбор, сбор за специальное использование лесных ресурсов, плата за пользование недрами, туристический сбор, сбор за первую регистрацию транспортного средства и др.), не указанные в данном перечне, будут уплачиваться на общих основаниях.

Что касается уплаты единого социального взноса, то его, как и в настоящее время, должны будут уплачивать все единоналожники, в том числе и физлица-единоналожники как за себя (в размере не меньшем минимального страхового взноса), так и за наемных работников. В то же время планируется освободить от уплаты единого социального взноса за себя физлиц-единоналожников, если они являются (1) пенсионерами или инвалидами и (2) получают в соответствии с законом пенсию или социальную помощь (такие лица будут плательщиками единого социального взноса лишь по собственному желанию).

 

Ответственность

За нарушение налогового законодательства единоналожники несут ответственность на общих основаниях, предусмотренных главой 11 НКУ. В то же время Законопроектом № 8521 планируется ввести дополнительную ответственность (в форме не санкций, а особых налоговых последствий) за нарушение условий пребывания на упрощенной системе налогообложения — приводим ее виды в следующей таблице:

 

Таблица 4

Ответственность за нарушение условий пребывания на упрощенной системе налогообложения

Физические лица — предприниматели

Юридические лица — субъекты хозяйствования

I

II

III

Нарушение: применений иного способа расчетов, нежели наличный и безналичный, или осуществление операций, с которыми уплата единого налога несовместима

1) доход от осуществления таких операций облагается по ставке 15 %;
2) свидетельство об уплате единого налога подлежит аннулированию

1) доход от осуществления таких операций облагается по двойной ставке;
2) свидетельство об уплате единого налога подлежит аннулированию

Нарушение: осуществление операций, не указанных в свидетельстве

Доход от осуществления такой деятельности облагается по ставке 15 %.
При этом такие лица должны будут внести изменения в свидетельство или со следующего отчетного периода перейти на общую систему налогообложения

Нарушение: превышение предельного объема дохода, установленного для данной категории единоналожников

Сумма превышения облагается по ставке 15 %.
При этом такие лица должны будут внести изменения в свидетельство или со следующего отчетного периода перейти на общую систему налогообложения

1) сумма превышения облагается по двойной ставке;
2) свидетельство об уплате единого налога подлежит аннулированию

 

Как можно будет стать единоналожником?

Основной новацией в этом вопросе является то, что свидетельство об уплате единого налога будет выдаваться бессрочно (т. е. необходимость в ежегодной перерегистрации должна исчезнуть). Причем в Законопроекте № 8521 предусмотрена возможность внесения изменений в вид хозяйственной деятельности, место ее осуществления, а также возможность перехода на уплату единого налога по другой ставке — при условии подачи соответствующего заявления не позднее чем за 10 дней до начала нового календарного месяца (изменения вступают в силу с начала нового месяца).

В остальном процесс приобретения единоналожного статуса не изменится. Как и в настоящее время, для перехода на уплату единого налога не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего отчетного периода надо будет подать письменное заявление, а налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления должен будет предоставить или свидетельство (бесплатно), или письменный мотивированный отказ.

Кроме этого, уже существующим единоналожникам будут интересны предписания Законопроекта, касающиеся переходных моментов, а именно:

1) физические лица — предприниматели, зарегистрированные единоналожниками до 01.07.2011 г. и с вступлением в силу главы I разд. XIV НКУ утратившие право пребывания на упрощенной системе налогообложения, облагаются НДФЛ по ставке 50 % от ставки, установленной п. 167.1 НКУ, — но лишь при выполнении определенных условий (на период с 01.07.2011 г. по 01.01.2016 г.);

2) в случае принятия Законопроекта № 8521 старые свидетельства продолжат действовать еще в течение 3 месяцев с момента его вступления в силу. Причем до получения свидетельств на условиях, предусмотренных главой I разд. XIV НКУ, единый налог должен уплачиваться по ставкам, действовавшим на дату вступления в силу этого закона. 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)