972 0

РРО: АНАЛИЗИРУЕМ ОБНОВЛЕННЫЙ ПОРЯДОК регистрации, опломбирования и применения при продаже товаров (услуг)

04.07.11

ГНАУ приказом № 185 изложила в новой редакции Порядок применения РРО и форму ежемесячного отчета, связанного с применением РРО.

В сегодняшней статье проанализируем нововведения.

Нововведения приказа № 185

Что поменялось? Приказом № 185 изложены в новой редакции:

1) Порядок применения РРО;

2) форма № ЗВР-1 «Звіт про використання реєстраторів розрахункових операцій та книг обліку розрахункових операцій (розрахункових книжок)».

Приказ № 185, а вместе с ним обновленный Порядок № 185 и обновленная форма № ЗВР-1, вступают в силу через 10 дней после официального опубликования — c 1 июля 2011 года (опубликован в бюллетене «Офіцийний вісник України» від 20.06.11 р. № 44).

Сразу скажем, что изменения Порядка применения РРО связаны с введением согласно Закону об РРО возможности формировать в электронной форме контрольную ленту, расчетные документы и фискальные отчетные чеки и обязанности передачи их по каналам связи в ГНС с 2012 года. Возможность создания контрольных лент в электронной форме сейчас предусмотрена п. 10 ст. 3 Закона об РРО (после изменений, внесенных Законом Украины от 02.12.10 г. № 2756-VI). При этом частью пятой ст. 13 Закона об РРО предусмотрена обязанность ГНАУ разработать требования относительно создания контрольной ленты в электронной форме в РРО и модемах для передачи данных.

В этой связи в Порядке № 185 появились новые термины, такие как:

— автор электронного документа;

— модем, встроенный модем, внешний модем;

— электронный отчет;

— защищенный процессор (процессоры) регистратора;

— каналы передачи информации;

— контрольная лента в электронной форме;

— копия напечатанного расчетного документа и фискального отчетного чека;

— носитель электронных документов;

— обязательный реквизит электронного документа;

— устройство накопления и защиты информации;

— сервер обработки информации;

— служебная информация.

С их значением вы можете ознакомиться в тексте Порядка № 185, размещенном в приложении «Документы» на с. 23 этого номера.

Что касается применения РРО с формированием контрольной ленты, расчетных документов и фискального чека не в электронной форме, а в привычной всем бумажной форме, то здесь изменения не произошли. В этой части Порядок № 185 продублировал нормы Порядка применения РРО.

Пройдемся по изменениям в разделах Порядка № 185 в сравнении с предыдущей редакцией порядка.

Изменения в порядке регистрации РРО. Итак, обновленный раздел II, который регламентирует порядок регистрации РРО в ГНС, предполагает такие изменения и нововведения.

Во-первых, подкорректирован список документов, которые СХ подает для регистрации РРО в орган ГНС:

— вместо свидетельства о госрегистрации подается выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц (это связано с отменой свидетельства о госрегистрации согласно Закону Украины от 07.04.11 г. № 3205-VI // «БН», 2011, № 20, с. 4);

— среди документов отсутствует разрешение местного органа исполнительной власти на размещение хозяйственной единицы. СХ следует предоставить только документы, подтверждающие право собственности (аренды) на помещение.

Во-вторых, абзацем третьим п. 2.5 для РРО, создающих контрольные ленты в электронной форме, или модемов для передачи данных в сочетании с РРО, дополнительно при присвоении фискального номера* предусмотрели необходимость создавать данные подписи и данные верификации подписи СХ. При этом данные верификации подписи должны быть распечатаны для заверения их подлинности СХ. Напечатанные РРО данные верификации подписи заносятся (наклеиваются) в справку об опломбировании РРО (приложение 5 к Порядку № 185), и затем удостоверяются СХ и центром сервисного обслуживания. После этого они подаются в орган ГПС (абзац четвертый п. 2.5).

* Подробнее о введении в действие РРО см. в Теме недели «РРО для начинающих» // «БН», 2010, № 47, с. 37.

При замене защищенного процессора или устройства накопления и защиты информации в РРО или в модеме СХ должен создать новые данные электронной цифровой подписи и данные верификации подписи, распечатать их и занести (наклеить) в справку об опломбировании РРО (п. 4.11).

Изменения в порядке опломбирования. Изменения в порядке опломбирования РРО связаны с возможностью присоединения модема к РРО. Теперь помимо опломбирования самого РРО необходимо также опломбировать и соединенный с ним модем.

При этом согласно ст. 2 Закона об РРО модем — это устройство, предназначенное для передачи копии сформированных РРО расчетных документов и фискальных отчетных чеков в электронной форме по проводным или беспроводным каналам связи.

В этой связи в разделе III Порядка № 185 описан порядок опломбирования РРО и модемов, соединенных с такими регистраторами. Модем пломбируется по той же процедуре, что и сам РРО, одновременно с опломбированием РРО, к которому он присоеденен.

Порядок же опломбирования РРО в Порядке № 185 в сравнении с Порядком использовании РРО не изменен.

Обновление формы № ЗВР-1. Изменения формы № ЗВР-1 малозначительны. Теперь этот отчет подписывает уполномоченное лицо СХ (раньше требовалась подпись директора). Что касается периода, за который впервые следует подавать эту форму, то его, вероятнее всего, придется подавать уже за июнь 2011 года. При этом, на наш взгляд, норма п. 46.6 НКУ о вступлении в силу нового отчета со следующего периода после периода ее обнародования, в данном случае не применяется, поскольку отчет по форме № ЗВР-1 не является ни декларацией, ни расчетом.

 

Изменения в применении РРО при формировании документов в электронной форме

Новшества при формировании расчетных документов в электронной форме. Возможность создания контрольных лент в электронной форме предусмотрена п. 10 ст. 3 Закона об РРО. При этом согласно ст. 2 Закона об РРО контрольная лента, созданная в электронной форме РРО, содержит копии напечатанных этим РРО расчетных документов и дополнительно фискальных отчетных чеков.

Частью второй ст. 12 Закона об РРО предусмотрено требование к РРО, создающему контрольную ленту в электронной форме, — он должен обеспечивать невозможность искажения или уничтожения данных о проведенных расчетных операциях, копиях расчетных документов, которые на ней содержатся, возможность идентификации такого РРО регистратора на такой ленте.

Ответственность, связанная с созданием контрольной ленты в электронном виде, предусмотрена п. 5 ст. 17 Закона об РРО. Так, штраф в размере 170 грн. налагается в случае, если:

— контрольная лента не напечатана или не создана в электронной форме на РРО;

— не сохранена контрольная лента в течение 3 лет;

— обнаружено искажение данных о проведенных расчетных операциях, информация о которых содержится на контрольной ленте, созданной в электронной форме.

Первичная регистрация РРО, которые создают контрольную ленту в электронной форме, п. 8 раздела II «Заключительных положений» Закона об РРО разрешается с 1 декабря 2011 года после подтверждения их соответствия по результатам проверки о создании контрольной ленты в электронной форме, осуществленной согласно требованиям ст. 13 Закона об РРО. Такое соответствие как раз и будет проверяться согласно Порядку № 185, и в частности разделу V «Требования о создании контрольной ленты в электронной форме в регистраторах расчетных операций к модемам для передачи данных».

Требования к созданию контрольной ленты в электронном виде. Нормы раздела V Порядка № 185 будут интересны в основном разработчикам РРО с модемами, поскольку если они не будут соответствовать этим требованиям, то их не зарегистрируют и соответственно не будут покупать. СХ, которые применяют РРО с модемами, также не будет лишним с ними ознакомиться.

РРО, формирующие контрольную ленту в электронной форме, должен соответствовать требованиям раздела V Порядка № 185, а также Требованиям № 199.

Функции РРО, формирующие контрольную ленту в электронной форме, предусмотрены п. 5.7, а случаи блокирования возможности проведения расчетных операций через него — п. 5.9.

Напечатанные расчетные документы и фискальные отчетные чеки, включая их копии в электронном виде, должны иметь сквозную порядковую нумерацию (п. 5.8).

Обязательным реквизитом электронного документа является электронная цифровая подпись. Она накладывается в автоматическом режиме РРО или модемом, соединенным с регистратором (для РРО, которые создают контрольную ленту в бумажном виде), на каждый расчетный документ, X-отчет и Z-отчет.

Наложенная электронная цифровая подпись при распечатывании расчетного документа печатается перед печатью строки «ФІСКАЛЬНИЙ ЧЕК» в такой последовательности (п. 5.12):

— электронная цифровая подпись, наложенная на общую стоимость приобретенных товаров (полученных услуг) по чеку;

— буквенное обозначение ставки НДС;

— ставка НДС в процентах;

— сумма НДС;

— сквозной порядковый номер;

— номер чека;

— дата, время проведения расчета;

— фискальный и заводской номера РРО, который создает контрольную ленту в электронной форме, или модема, соединенного с РРО.

Для РРО могут применяться модемы (п. 5.14):

— общего назначения;

— встроенный модем (модем, расположенный под ободом РРО, как отдельное устройство или блок);

— внешний модем (модем, который подключается к внешнему порту РРО).

Составные части модема должны размещаться в едином корпусе. Он должен иметь средства контроля исправности и средства тестирования каналов связи с сервером обработки информации. В модеме должна быть предусмотренная индикация исправного и неисправного состояния модема и каналов передачи информации.

Передача электронной контрольной ленты в ГНС. С 1 января 2012 года новым абзацем вторым п. 7 ст. 3 Закона об РРО* будет предусмотрена обязанность подавать органам ГНС по проводным или беспроводным каналам связи копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержатся:

— для РРО, который создает контрольную ленту в электронной форме, — на контрольной ленте в памяти;

— для РРО, который создает контрольную ленту в печатном виде, — в его памяти или в памяти модема, который к нему присоединен.

* Изменения внесены Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины» от 02.12.10 г. № 2756-VI.

Не обязаны подавать копии контрольных лент в электронном виде через Интернет только предприниматели, у которых 3 или менее РРО в одном пункте продажи товаров (услуг).

Порядок передачи такой инфорации по проводным или беспроводным каналам связи регламентирует раздел VI Порядка № 185. Согласно п. 6.3 Порядка № 185 копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков передаются автоматически и по запросу сервера обработки информации проводными или беспроводными каналам связи с предварительно запрограммированной периодичностью в сервер обработки информации, в том числе с возможностью передачи информации о каждом напечатанном расчетном документе в едином цикле с печатью.

Программное обеспечение для такой передачи должна разработать ГНАУ (п. 6.4).

Как видим, с 2012 года контроль за расчетами в рознице усиливается и практически все розничные торговцы с 2012 года должны будут «обгрейдить» свои РРО дополнительно модемами, дабы выполнить требования нового абзаца второго п. 7 ст. 3 Закона об РРО о передаче отчетности по проводным или беспроводным каналам связи.

 

Документы и сокращения статьи

НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» в редакции от 01.06.2000 г. № 1776-III.

Требования № 199 — Требования к реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для различных сфер применения, утвержденные постановлением КМУ от 18.02.02 г. № 199.

Приказ № 185 — приказ ГПАУ «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты ГНА Украины»от 31.03.11 г. № 185.

Порядок № 185 — Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), в редакции приказа ГНАУ от 31.03.11 г. № 185 (приведен в приложении «Документы», с. 23).

Порядок применения РРО — Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), в редакции приказа ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

РРО — регистратор расчетных операций.

СХ — субъект хозяйствования.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)