556 0

Самоснятие с НДС-регистрации при снижении объемов поставок («общее» основание из п.п. «а» п. 184.1 НКУ)

04.07.11
Аннулирование НДС-регистрации может происходить как по инициативе налогового органа, так и по решению налогоплательщика. Соответствующие на то причины-основания перечислены в п. 184.1 НКУ. Из них прежде всего рассмотрим общий случай, оговоренный п.п. «а» этого пункта — когда налогоплательщик при снижении объемов налогооблагаемых поставок может «отказаться» от НДС по собственному желанию.

Итак, «общее» основание аннулирования НДС-регистрации (п.п. «а» п. 184.1 НКУ) сформулировано следующим образом:

«184.1. Регистрация действует до даты аннулирования регистрации плательщика налога, которая проводится путем исключения из реестра плательщиков налога и происходит в случае, если:

а) любое лицо, зарегистрированное как плательщик налога в течение предыдущих 12 месяцев, подало заявление об аннулировании регистрации, если общая стоимость налогооблагаемых товаров/услуг, предоставляемых таким лицом, за последние 12 календарных месяцев была меньше суммы, определенной статьей 181 настоящего Кодекса, при условии уплаты суммы налоговых обязательств в случаях, определенных настоящим разделом;»

По этому основанию налогоплательщик вправе аннулировать НДС-регистрацию по собственному желанию (п. 184.2 НКУ, п. 3.1 разд. V Положения № 978). Таким образом, п.п. «а» дает возможность лицу, подав заявление, добровольно покинуть ряды плательщиков НДС, при условии, что оно отвечает критериям, оговоренным данным пунктом. При этом в общем такие критерии вкратце можно охарактеризовать как снижение «требуемого» объема поставок — падение объемов налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев у налогоплательщика ниже предельной величины в 300 тыс. грн. Стало быть, раз лицо в таком случае формально не отвечает критериям плательщика из п. 181.1 НКУ, то его НДС-регистрация может быть аннулирована*.

* Полагаем, по основанию из п.п. «а» сняться с НДС-регистрации (при соблюдении прочих условий) могут также и лица (с изначально небольшими объемами), зарегистрировавшиеся плательщиками НДС добровольно (т. е. в соответствии с п. 182.1 НКУ), ведь п.п. «а» начинается словами «любое лицо…» (хотя для «добровольцев», заметим, также существует и «свое» отдельное основание аннулирования из п.п. «и» п. 184.1 НКУ; подробнее о нем см. статью на с. 25).

Нужно учитывать: в данном случае аннулирование НДС-регистрации по п.п. «а» становится возможным только при одновременном соблюдении следующих условий:

1) лицо являлось плательщиком НДС не менее 12 месяцев. Так, самоаннулироваться по п.п. «а» можно не ранее чем через 12 месяцев пребывания в рядах плательщиков НДС, т. е. пробыв плательщиком НДС как минимум 1 год (на этот момент обращалось внимание и в письме ГНАУ от 14.02.2011 г. № 4021/7/16-1417 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 17). При этом, как уточняется в п. 1.1 разд. V Положения № 978, подать заявление на аннулирование НДС-регистрации налогоплательщик вправе уже по истечении таких 12 календарных месяцев регистрации плательщиком НДС начиная со следующего дня после дня, соответствующего числу и месяцу регистрации лица плательщиком НДС. Выходит, если лицо зарегистрировалось плательщиком НДС, к примеру, 14 июня 2010 года (т. е. не с начала периода), то при соблюдении всех прочих условий заявление на аннулирование НДС-регистрации оно может подавать уже начиная с 15 июня 2011 года — т. е. по прошествии года работы плательщиком НДС. Во всяком случае какого-либо иного («особого») порядка отсчета 12 «календарных» месяцев (как это, к примеру, сделано в п. 1.3 разд. V Положения № 978 для случая аннулирования НДС-регистрации по основанию из п.п. «г» п. 184.1 НКУ) в данном случае Положением № 978 не предусмотрено.

В целом же, нужно заметить, п.п. «а» п. 184.1 НКУ при этом ускорил возможность аннулирования НДС-регистрации по собственному желанию, ведь теперь «отказаться» от НДС можно на год быстрее: не через 24 (как это, предусматривалось прежде п.п. «а» п. 9.8 Закона об НДС), а уже через 12 месяцев пребывания в рядах плательщиков НДС;

2) объемы налогооблагаемых поставок за последние 12 месяцев стали ниже 300 тыс. грн.

В данном случае важно, чтобы в течение последних 12 месяцев работы объемы налогооблагаемых операций были ниже предельной величины в 300 тыс. грн. (тем самым аннулирование НДС-регистрации по основанию из п.п. «а» фактически рассчитано на налогоплательщиков, у которых произошло снижение объемов поставок). Поэтому если в последнее время объемы упали и стали небольшими, то субъект хозяйствования вправе самостоятельно решить, как ему быть дальше: оставаться плательщиком НДС или же выйти из плательщиков этого налога по собственному желанию (заметим, право выбора в этом случае остается именно за налогоплательщиком, поэтому, к примеру, налоговый орган отменить НДС-регистрацию из-за небольшого объема поставок налогоплательщика по основанию из п.п. «а» не может, в отличие, к примеру, от оснований из п.п. «г» или «и» п. 184.1 НКУ, когда из-за ненадлежащих объемов поставок решением налогового органа НДС-регистрация налогоплательщика может быть аннулирована).

Вдобавок, как предусматривает п. 1.1 разд. V Положения № 978, сам общий объем налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев в данном случае определяется по данным налоговых деклараций, поданных за последние 12 текущих календарных месяцев налоговому органу. В связи с этим напомним, что традиционно в этих целях налоговики используют показатель строки 6.1 декларации по НДС (в прежней форме декларации — соответственно показатель строки 5.1), в котором из общего объема операций выделены «налогооблагаемые» поставки — операции, являющиеся объектом налогообложения, и который, однако, и в былые времена, и сейчас по-прежнему формируется с учетом операций, освобожденных от налогообложения (т. е. льготных операций). Попутно заметим: на то, что в расчете «налогооблагаемых объемов» не участвуют только операции, не являющиеся объектом налогообложения (а учитываются: (1) операции, облагаемые НДС по ставке 20 % и 0 % и (2) освобожденные и временно освобожденные от обложения НДС операции), обращалось внимание и в консультации, размещенной в разделе 130.04 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНАУ (в прошлом аналогичные разъяснения можно было встретить, к примеру, в письме ГНАУ от 03.04.2008 г. № 3011/6/16-1515-26 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 11).

Не будем в который раз высказывать свое несогласие по этому поводу (по-нашему мнению, льготные операции наравне с операциями-«необъектами» приниматься в расчет в данном случае также не должны и в поддержку такого подхода, заметим, не так давно выступал и ВАСУ, см., к примеру, информационное письмо от 02.08.2010 г. № 1172/11/13-10 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 72), отметим лишь, что с учетом предписаний п. 1.1 разд. V Положения № 978, для сравнения с пределом в 300 тыс. грн., налоговики, очевидно, будут ориентироваться на показатель строки 6.1 «последних» 12 деклараций, что, в свою очередь, придется учитывать налогоплательщику (иначе при расчете объемов каким-либо иным образом налоговый орган может решить, что «нужные» условия не соблюдаются и законные основания для аннулирования НДС-регистрации по п.п. «а» при этом отсутствуют).

И еще один момент. Учитывая, что снижение «объемов» в этом случае должно подтверждаться данными деклараций, такая процедура снятия с НДС-регистрации тем самым фактически заставляет налогоплательщика подавать вместе с заявлением на аннулирование также и декларацию по НДС за «последний» 12-й отчетный период (охватывающий при этом период с первого дня последнего календарного месяца пребывания в рядах плательщиков НДС по день аннулирования, п.п. «б» п. 202.1, п. 184.6 НКУ);

3) должны быть проведены расчеты с бюджетом (уплачен НДС) за «последний» отчетный период. Согласно п. 184.8 НКУ, пп. 3.2.1, 3.2.4 разд. V Положения № 978 НДС-регистрацию в данном случае аннулируют только при условии проведения налогоплательщиком расчетов с бюджетом за «последний» отчетный налоговый период. Иначе, как предусмотрено п.п. 3.2.4 разд. V Положения № 978, налоговый орган в течение 10 календарных дней с момента получения заявления об аннулировании от налогоплательщика вправе обратиться к нему с письменным предложением подать новое заявление об аннулировании после проведения расчетов с бюджетом. Причем в этом случае НДС-регистрация будет аннулирована на день, следующий за днем проведения «последних» расчетов с бюджетом по налоговым обязательствам «последнего» налогового периода (п. 184.8 НКУ). Так что добровольно сняться с НДС, как видим, удастся, только не будучи при этом «должником» перед бюджетом.

Обобщая все вышеперечисленные условия самоаннулирования, можно прийти к следующему выводу: с учетом установленных требований законодательства для налогоплательщика, желающего «сняться с НДС» по собственному желанию при снижении объемов поставок, идеальной, пожалуй, окажется ситуация, когда к заявлению на аннулирование НДС-регистрации (вместе со сдаваемыми Свидетельством и всеми его заверенными копиями) будет также прилагаться НДС-декларация за «последний» отчетный период, по которой к тому же будет уже уплачен НДС (т. е. произведены расчеты с бюджетом). В таком случае все необходимые условия окажутся выполненными, а стало быть, аннулирование НДС-регистрации станет возможным непосредственно на дату подачи заявления налогоплательщиком (п. 7 разд. V Положения № 978). Хотя, конечно, нужно признать, прямой обязанности отчитываться и уплачивать НДС в последний раз таким вот образом (т. е. как бы по-особому — «досрочно» — до общеустановленных пп. 49.18 и 57.1 НКУ «единых» сроков «подачи» и «уплаты») за аннулирующимся налогоплательщиком не установлено. Но тогда нужно быть готовым к тому, что процесс самоаннулирования может несколько затянуться. 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)