04.07.11

Самоснятие с НДС-регистрации при снижении объемов поставок («общее» основание из п.п. «а» п. 184.1 НКУ)

Аннулирование НДС-регистрации может происходить как по инициативе налогового органа, так и по решению налогоплательщика. Соответствующие на то причины-основания перечислены в п. 184.1 НКУ. Из них прежде всего рассмотрим общий случай, оговоренный п.п. «а» этого пункта — когда налогоплательщик при снижении объемов налогооблагаемых поставок может «отказаться» от НДС по собственному желанию.


Итак, «общее» основание аннулирования НДС-регистрации (п.п. «а» п. 184.1 НКУ) сформулировано следующим образом:

«184.1. Регистрация действует до даты аннулирования регистрации плательщика налога, которая проводится путем исключения из реестра плательщиков налога и происходит в случае, если:

а) любое лицо, зарегистрированное как плательщик налога в течение предыдущих 12 месяцев, подало заявление об аннулировании регистрации, если общая стоимость налогооблагаемых товаров/услуг, предоставляемых таким лицом, за последние 12 календарных месяцев была меньше суммы, определенной статьей 181 настоящего Кодекса, при условии уплаты суммы налоговых обязательств в случаях, определенных настоящим разделом;»

По этому основанию налогоплательщик вправе аннулировать НДС-регистрацию по собственному желанию (п. 184.2 НКУ, п. 3.1 разд. V Положения № 978). Таким образом, п.п. «а» дает возможность лицу, подав заявление, добровольно покинуть ряды плательщиков НДС, при условии, что оно отвечает критериям, оговоренным данным пунктом. При этом в общем такие критерии вкратце можно охарактеризовать как снижение «требуемого» объема поставок — падение объемов налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев у налогоплательщика ниже предельной величины в 300 тыс. грн. Стало быть, раз лицо в таком случае формально не отвечает критериям плательщика из п. 181.1 НКУ, то его НДС-регистрация может быть аннулирована*.

* Полагаем, по основанию из п.п. «а» сняться с НДС-регистрации (при соблюдении прочих условий) могут также и лица (с изначально небольшими объемами), зарегистрировавшиеся плательщиками НДС добровольно (т. е. в соответствии с п. 182.1 НКУ), ведь п.п. «а» начинается словами «любое лицо…» (хотя для «добровольцев», заметим, также существует и «свое» отдельное основание аннулирования из п.п. «и» п. 184.1 НКУ; подробнее о нем см. статью на с. 25).

Нужно учитывать: в данном случае аннулирование НДС-регистрации по п.п. «а» становится возможным только при одновременном соблюдении следующих условий:

1) лицо являлось плательщиком НДС не менее 12 месяцев. Так, самоаннулироваться по п.п. «а» можно не ранее чем через 12 месяцев пребывания в рядах плательщиков НДС, т. е. пробыв плательщиком НДС как минимум 1 год (на этот момент обращалось внимание и в письме ГНАУ от 14.02.2011 г. № 4021/7/16-1417 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 17). При этом, как уточняется в п. 1.1 разд. V Положения № 978, подать заявление на аннулирование НДС-регистрации налогоплательщик вправе уже по истечении таких 12 календарных месяцев регистрации плательщиком НДС начиная со следующего дня после дня, соответствующего числу и месяцу регистрации лица плательщиком НДС. Выходит, если лицо зарегистрировалось плательщиком НДС, к примеру, 14 июня 2010 года (т. е. не с начала периода), то при соблюдении всех прочих условий заявление на аннулирование НДС-регистрации оно может подавать уже начиная с 15 июня 2011 года — т. е. по прошествии года работы плательщиком НДС. Во всяком случае какого-либо иного («особого») порядка отсчета 12 «календарных» месяцев (как это, к примеру, сделано в п. 1.3 разд. V Положения № 978 для случая аннулирования НДС-регистрации по основанию из п.п. «г» п. 184.1 НКУ) в данном случае Положением № 978 не предусмотрено.

В целом же, нужно заметить, п.п. «а» п. 184.1 НКУ при этом ускорил возможность аннулирования НДС-регистрации по собственному желанию, ведь теперь «отказаться» от НДС можно на год быстрее: не через 24 (как это, предусматривалось прежде п.п. «а» п. 9.8 Закона об НДС), а уже через 12 месяцев пребывания в рядах плательщиков НДС;

2) объемы налогооблагаемых поставок за последние 12 месяцев стали ниже 300 тыс. грн.

В данном случае важно, чтобы в течение последних 12 месяцев работы объемы налогооблагаемых операций были ниже предельной величины в 300 тыс. грн. (тем самым аннулирование НДС-регистрации по основанию из п.п. «а» фактически рассчитано на налогоплательщиков, у которых произошло снижение объемов поставок). Поэтому если в последнее время объемы упали и стали небольшими, то субъект хозяйствования вправе самостоятельно решить, как ему быть дальше: оставаться плательщиком НДС или же выйти из плательщиков этого налога по собственному желанию (заметим, право выбора в этом случае остается именно за налогоплательщиком, поэтому, к примеру, налоговый орган отменить НДС-регистрацию из-за небольшого объема поставок налогоплательщика по основанию из п.п. «а» не может, в отличие, к примеру, от оснований из п.п. «г» или «и» п. 184.1 НКУ, когда из-за ненадлежащих объемов поставок решением налогового органа НДС-регистрация налогоплательщика может быть аннулирована).

Вдобавок, как предусматривает п. 1.1 разд. V Положения № 978, сам общий объем налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев в данном случае определяется по данным налоговых деклараций, поданных за последние 12 текущих календарных месяцев налоговому органу. В связи с этим напомним, что традиционно в этих целях налоговики используют показатель строки 6.1 декларации по НДС (в прежней форме декларации — соответственно показатель строки 5.1), в котором из общего объема операций выделены «налогооблагаемые» поставки — операции, являющиеся объектом налогообложения, и который, однако, и в былые времена, и сейчас по-прежнему формируется с учетом операций, освобожденных от налогообложения (т. е. льготных операций). Попутно заметим: на то, что в расчете «налогооблагаемых объемов» не участвуют только операции, не являющиеся объектом налогообложения (а учитываются: (1) операции, облагаемые НДС по ставке 20 % и 0 % и (2) освобожденные и временно освобожденные от обложения НДС операции), обращалось внимание и в консультации, размещенной в разделе 130.04 Единой базы налоговых знаний на сайте ГНАУ (в прошлом аналогичные разъяснения можно было встретить, к примеру, в письме ГНАУ от 03.04.2008 г. № 3011/6/16-1515-26 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 11).

Не будем в который раз высказывать свое несогласие по этому поводу (по-нашему мнению, льготные операции наравне с операциями-«необъектами» приниматься в расчет в данном случае также не должны и в поддержку такого подхода, заметим, не так давно выступал и ВАСУ, см., к примеру, информационное письмо от 02.08.2010 г. № 1172/11/13-10 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 72), отметим лишь, что с учетом предписаний п. 1.1 разд. V Положения № 978, для сравнения с пределом в 300 тыс. грн., налоговики, очевидно, будут ориентироваться на показатель строки 6.1 «последних» 12 деклараций, что, в свою очередь, придется учитывать налогоплательщику (иначе при расчете объемов каким-либо иным образом налоговый орган может решить, что «нужные» условия не соблюдаются и законные основания для аннулирования НДС-регистрации по п.п. «а» при этом отсутствуют).

И еще один момент. Учитывая, что снижение «объемов» в этом случае должно подтверждаться данными деклараций, такая процедура снятия с НДС-регистрации тем самым фактически заставляет налогоплательщика подавать вместе с заявлением на аннулирование также и декларацию по НДС за «последний» 12-й отчетный период (охватывающий при этом период с первого дня последнего календарного месяца пребывания в рядах плательщиков НДС по день аннулирования, п.п. «б» п. 202.1, п. 184.6 НКУ);

3) должны быть проведены расчеты с бюджетом (уплачен НДС) за «последний» отчетный период. Согласно п. 184.8 НКУ, пп. 3.2.1, 3.2.4 разд. V Положения № 978 НДС-регистрацию в данном случае аннулируют только при условии проведения налогоплательщиком расчетов с бюджетом за «последний» отчетный налоговый период. Иначе, как предусмотрено п.п. 3.2.4 разд. V Положения № 978, налоговый орган в течение 10 календарных дней с момента получения заявления об аннулировании от налогоплательщика вправе обратиться к нему с письменным предложением подать новое заявление об аннулировании после проведения расчетов с бюджетом. Причем в этом случае НДС-регистрация будет аннулирована на день, следующий за днем проведения «последних» расчетов с бюджетом по налоговым обязательствам «последнего» налогового периода (п. 184.8 НКУ). Так что добровольно сняться с НДС, как видим, удастся, только не будучи при этом «должником» перед бюджетом.

Обобщая все вышеперечисленные условия самоаннулирования, можно прийти к следующему выводу: с учетом установленных требований законодательства для налогоплательщика, желающего «сняться с НДС» по собственному желанию при снижении объемов поставок, идеальной, пожалуй, окажется ситуация, когда к заявлению на аннулирование НДС-регистрации (вместе со сдаваемыми Свидетельством и всеми его заверенными копиями) будет также прилагаться НДС-декларация за «последний» отчетный период, по которой к тому же будет уже уплачен НДС (т. е. произведены расчеты с бюджетом). В таком случае все необходимые условия окажутся выполненными, а стало быть, аннулирование НДС-регистрации станет возможным непосредственно на дату подачи заявления налогоплательщиком (п. 7 разд. V Положения № 978). Хотя, конечно, нужно признать, прямой обязанности отчитываться и уплачивать НДС в последний раз таким вот образом (т. е. как бы по-особому — «досрочно» — до общеустановленных пп. 49.18 и 57.1 НКУ «единых» сроков «подачи» и «уплаты») за аннулирующимся налогоплательщиком не установлено. Но тогда нужно быть готовым к тому, что процесс самоаннулирования может несколько затянуться. 

Наш сайт корисний для вас?

Підписатися на найактуальнішу розсилку для бухгалтера бюджетної установи

 
Журнал «Податки та бухгалтерський облік»


Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це

Коментарі (0)
Залишити коментарі:
Ваше ім`я
Коментарі