Государственные конкурсные торги: участвуем и побеждаем (часть 1)
Документы статьи
Закон № 2289 —Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI.
Особенности национального тендера
Рыночная модель экономического развития государства, как и любая другая, предполагает наличие определенных порядков и механизмов ее функционирования.
Атрибутом «рыночности» экономически развитых стран является развитая конкуренция, как следствие — организация закупочной деятельности путем проведения тендеров (от англ. tender — торги, конкурс).
Украина — государство с рыночной экономикой, по крайней мере официально имеет такой статус. Естественно, для того, чтобы соответствовать развитым странам, а также сотрудничать с ними на равных, государству необходимо внедрять все рыночные механизмы, которые десятки лет успешно работают «на Западе».
На государственном уровне правила проведения торгов установлены Законом № 2289. Обращаем внимание: понятие «тендер» не определено указанным нормативно-правовым актом, равно как и его производные — «тендерная документация», «тендерное предложение», «тендерный комитет».
Согласно п. 31 ст. 1 Закона № 2289 торги (конкурсные торги) — это осуществление конкурентного отбора участников с целью определения победителя торгов (конкурсных торгов) в соответствии с процедурами, определенными данным Законом (кроме процедуры закупки у одного участника). Таким образом, в законодательстве сферы госзакупок употребляется понятие «конкурсные торги». Однако, принимая во внимание, что, во-первых, Закон № 2289 распространяется только на государственные средства, а во-вторых, в деловом мире используется понятие именно «тендер», в данной статье будем употреблять оба понятия: и «тендер», и «конкурсные торги».
Итак, придя к нам вместе с рыночной экономикой, понятие «тендер» прочно укрепляет свои позиции, с учетом мировой практики, но при этом вырабатывая свои правила игры. Органы государственной власти, предприятия, организации и учреждения, которые содержатся за счет бюджетных средств, независимо от того, хотят они или нет проводить свою закупочную деятельность путем проведения торгов, обязаны ее осуществлять, в противном случае они будут привлечены к ответственности за нарушения законодательства сферы госзакупок.
Что касается мира бизнеса, особенно в сфере строительства, тут есть свои нюансы, но об этом мы поговорим далее в статье, а пока уделим внимание регламентированным на законодательном уровне правилам проведения торгов.
Так, госпредприятие (организация) должно обеспечить проведение конкурсных торгов в случае, если ожидаемая стоимость предмета закупки превышает 100 тыс. грн. для товаров, услуг и 300 тыс. грн. — для работ.
При этом Законом № 2289 предусмотрены случаи, когда при закупке определенных товаров, работ и услуг его нормы не применяются. Список таких предметов закупки установлен ч. 3 — 4 ст. 2 Закона № 2289 (этот список не касается строительства, поэтому в рамках данной статьи он здесь не приводится.— Примеч. ред.).
В соответствии со ст. 12 Закона № 2289 процедуру закупки можно провести путем:
— открытых торгов (ст. 20 — 32 Закона № 2289);
— двухступенчатых торгов (ст. 33 — 34 Закона № 2289);
— запроса ценовых предложений (ст. 35 — 36 Закона № 2289);
— предварительной квалификации (ст. 37 — 38 Закона № 2289);
— закупки у одного участника (ст. 39 Закона № 2289).
При этом первые четыре вида процедур относятся к конкурентным процедурам, последняя — к неконкурентным.
Познакомимся ближе с каждой процедурой.
Виды процедур в свете Закона № 2289
Открытые торги — это основная процедура закупки. Во время проведения открытых торгов принимать в них участие могут все заинтересованные лица, которые приглашены заказчиком путем опубликования объявления о проведении открытых торгов в официальном печатном издании «Вісник державних закупівель» (далее — «ВДЗ») и его обнародования на веб-портале Уполномоченного органа, т.е. Министерства экономического развития и торговли Украины (https://tender.me.gov.ua) (далее — веб-портал). Согласно ч. 2 ст. 4 Закона № 2289 заказчик не имеет права делить предмет закупки на части с целью избежания проведения открытых торгов.
Алгоритм проведения открытых торгов отразим в схеме, приведенной на рис. 1.
Рис. 1. Алгоритм проведения открытых торгов
Для применения процедуры двухступенчатых торгов должны выполняться следующие условия:
— заказчик не может определить необходимые технические, качественные характеристики (спецификации) товаров (работ) или определить вид услуг и если для принятия оптимального решения о закупке необходимо провести предварительные переговоры с участниками;
— предметом закупки является осуществление научных исследований, экспериментов или разработок, выполнение опытно-конструкторских, строительных работ.
Указанная процедура проводится в два этапа (что следует из самого названия). На первом этапе участники подают предварительные предложения конкурсных торгов без указания цены, на втором — окончательные, то есть с указанием цены. На втором этапе процедура двухступенчатых торгов проводится в порядке открытых торгов.
Алгоритм проведения двухступенчатых торгов приведен на рис. 2.
Рис. 2. Алгоритм проведения двухступенчатых торгов
Процедура запроса ценовых предложений применяется относительно товаров и услуг, для которых существует постоянно действующий рынок, и при условии, если их стоимость не превышает 200 тыс. грн. Несмотря на то что заказчик должен предоставить свой запрос не менее чем трем участникам, он также должен опубликовать его в «ВДЗ», что дает право принимать участие в процедуре не только приглашенных путем направления запроса ценовых предложений, но и всех заинтересованных лиц.
Схема проведения процедуры запроса ценовых предложений приведена на рис. 3.
Рис. 3. Алгоритм проведения процедуры запроса ценовых предложений
Процедура предварительной квалификации применяется в случае необходимости предварительного определения квалификационного соответствия, финансово-экономического состояния и технических и организационных возможностей участника. Можно сказать, что процедура предварительной квалификации по аналогии с двухступенчатыми торгами проводится в два этапа. На первом этапе осуществляется первый квалификационный отбор участников в соответствии с квалификационной документацией, которая составляется заказчиком с учетом ч. 3 ст. 38 Закона № 2289. На втором этапе к последующему участию в торгах допускаются все участники предварительной квалификации, которые ее прошли, при этом их должно остаться не меньше двух. Дальше процедура проводится в порядке проведения открытых торгов.
Алгоритм действий заказчика при применении процедуры предварительной квалификации приведен на рис. 4.
Рис. 4. Алгоритм действий заказчика при применении процедуры предварительной квалификации
Процедура закупки у одного участника применяется заказчиком в виде исключения в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 39 Закона № 2289. Закупка у одного участника осуществляется после проведения переговоров с участником и требует согласования Уполномоченного органа. И хотя участник предварительно определен, заказчику все равно для обеспечения выполнения принципа прозрачности государственных закупок необходимо обеспечить публикацию информации относительно этой процедуры в «ВДЗ», а также на веб-портале, но такие действия не считаются приглашением к участию в процедуре закупки для неопределенного круга лиц.
Обратите внимание, что в конце июля этого года Президентом подписан Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок» от 08.07.2011 г. № 3681-VI, применение процедуры закупки у одного участника не будет требовать согласования с Министерством экономического развития и торговли Украины.
Алгоритм проведения закупки у одного участника приведен на рис. 5.
Рис. 5. Алгоритм проведения закупки у одного участника
Таким образом, мы видим, что каждая процедура имеет свои особенности проведения, но, в общем, механизм одинаковый, а именно:
1) заказчик в начале отчетного года планирует свою закупочную деятельность путем составления годового плана закупок по форме, утвержденной приказом № 922;
2) ответственными за проведение торгов определяются члены комитета по конкурсным торгам (ст. 11 Закона № 2289 и Типовое положение о комитете конкурсных торгов,утвержденное приказом № 916);
3) на заседании комитета по конкурсным торгам принимается решение о закупке конкретного предмета закупки, определенного согласно приказу № 921, и утверждается вид процедуры закупки (согласно ст. 12 Закона № 2289). Отметим, что члены комитета конкурсных торгов несут ответственность за выбор и применение процедур закупки персонально;
4) составляется документация конкурсных торгов (квалификационная документация, запрос ценовых предложений), в которой определены все требования к предмету закупки (его вид, количество, качество), квалификационные требования к участникам, все необходимые сроки проведения процедуры;
5) в органах СМИ публикуется объявление о проводимой закупке (как уже отмечали, объявление должно быть обязательно опубликовано в «ВДЗ» и обнародовано на веб-портале);
6) в назначенный заказчиком день проводится раскрытие предложений конкурсных торгов, полученных от заинтересованных участников;
7) в течение определенного времени (до 20 дней) проводится оценка предложений участников и определяется максимально выгодного предложения;
8) с участником, предложение которого признано максимально выгодным по результатам оценки, заключается договор о закупке;
9) составляется отчет, а также в СМИ публикуется объявление о результатах проведенной процедуры (в «ВДЗ» + обнародование на веб-портале).
Это основные этапы проведения госзакупок, естественно, на каждом этапе необходимо придерживаться требований Закона № 2289, который устанавливает довольно-таки жесткие ограничения, начиная от перечня документов, который подлежит опубликованию (ст. 10 Закона № 2289), требования к договору закупки (ст. 40 — 41 Закона № 2289) и т. д.
Продолжение статьи читайте в следующем
номере газеты «Строительная бухгалтерия»