5044 0

Какие документы на товар должны быть у предпринимателя

04.10.11

Темой нашего сегодняшнего обсуждения станут два вида самых популярных документов предпринимателя: документы на товар и документы, которые всегда должны быть на рабочем месте. Поскольку проверяющие чаще всего «цепляются» именно к ним, нелишне будет еще раз напомнить их перечень и дать несколько практических рекомендаций тем предпринимателям, у которых по какой-либо причине документов на товар не оказалось.

Итак, приступим.

Документы статьи

Налоговый кодекс — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУ —Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон об автотранспорте — Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.

Закон о санитарно-эпидемическом благополучии — Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII.

Закон о безопасности пищевых продуктов — Закон Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» от 23.12.97 г. № 771/97-ВР.

Закон о защите прав потребителей — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Закон о подтверждении соответствия — Закон Украины «О подтверждении соответствия» от 17.05.2001 г. № 2406-III.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Порядок № 833 — Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения, утвержденный постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833.

Перечень № 28 — Перечень продукции, которая подлежит обязательной сертификации в Украине, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 01.02.2005 г. № 28.

Положение № 1177 — Положение о порядке наложения и взимания штрафов за нарушение законодательства о защите прав потребителей, утвержденное постановлением КМУ от 17.08.2002 г. № 1177.

Порядок № 1025 — Порядок ведения Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица-предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1025.

Порядок № 599 — Порядок выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденный приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599.

Инструкция № 349 — Инструкция о Книге отзывов и предложений на предприятиях розничной торговли и в заведениях ресторанного хозяйства, утвержденная приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 24.06.96 г. № 349.

Инструкция № 12 — Инструкция о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденная приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. № 12.

Постановление № 32 — Постановление Правления НБУ «Об установлении предельной суммы наличного расчета» от 09.02.2005 г. № 32.

ДСТУ 4303-2004 — ДСТУ 4303:2004 «Розничная и оптовая торговля. Термины и определения понятий».

 

У всех ли предпринимателей должны быть документы на товар?

С 01.01.2011 г. документы на товар должны быть у каждого предпринимателя, независимо от избранной системы налогообложения. В принципе, для предпринимателей, работающих на общей системе налогообложения, это требование существовало уже довольно давно и не является чем-то новым.

А вот для единоналожников и фикспатентщиков такой поворот событий стал новостью. О том, почему теперь им нужны документы на товар, мы говорили довольно подробно в «СД», 2011, № 3, с. 15. А сейчас лишь вкратце напомним основные требования нормативно-правовых актов в данной сфере:

1) пункт 177.10 Налогового кодекса гласит: «Физические лица — предприниматели обязаны вести Книгу учета доходов и расходов и иметь подтверждающие документы относительно происхождения товара». Но заметим, данное требование распространяется только на общесистемщиков;

2) а вот статья 44 Налогового кодекса касается всех без исключения предпринимателей (даже «упрощенцев»). В ней речь идет о том, что субъекты хозяйствования (а предприниматели ими являются) обязаны вести учет доходов и расходов «на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством».

Но тут важно напомнить, что Закон о бухучете не распространяется на физлиц-предпринимателей, поэтому они не ведут бухгалтерские документы и не составляют финотчетность. Значит, из всех требований статьи 44 Налогового кодекса предпринимателям достаточно выполнить лишь одно: иметь первичные документы (в том числе документы на товар). Причем такие документы можно оформлять либо в произвольной форме справка 1, либо воспользоваться уже имеющимися бланками бухгалтерских документов, так как это не запрещено;

3) согласно пункту 17 Порядка № 833 запрещается продавать товары, которые поступили без документов, предусмотренных законодательством и удостоверяющих их качество и безопасность. Этот запрет распространяется на всех предпринимателей, в том числе на единоналожников и фикспатентщиков;

4) в части 8 статьи 19 ХКУ есть такое требование: любой субъект хозяйствования (в том числе предприниматель) обязан вести первичный (оперативный) учет. Тем не менее четкого определения термина «первичный учет» в законодательстве нет. И все же вполне очевидно, что первичный учет заключается именно в том, чтобы:

— оформлять документально все операции, осуществляемые в рамках хоздеятельности (в том числе покупку и получение товара);

— записывать такие операции в определенный учетный регистр (для общесистемщиков это — Книга УДР, для единоналожников — Книга ф. № 10, а для предпринимателей на фикспатенте — тетрадь произвольной формы, куда они вносят записи о доходах).

Итак, мы разобрались, что документы на товар у предпринимателя должны быть. Давайте теперь составим перечень минимально необходимых документов.

 

Какие документы на товар могут понадобиться

Чтобы избежать штрафов и придирок от проверяющих, предпринимателю в первую очередь следует тщательно оформлять покупку товаров. Ориентировочный перечень документов, которые при этом желательно составить, приведем в таблицах 1 и 2.

 

Таблица 1

Документы на товар

Вид документа

Комментарий

1

2

Покупка товара

Расчетный документ (платежное поручение, квитанция или чек)

Расчетный документ необходим, в первую очередь, предпринимателям на общей системе налогообложения.

Без документа об уплате денежных средств стоимость товаров невозможно будет учесть в расходах (пункт 177.2 Налогового кодекса).

Единоналожникам такой документ тоже нужен — для заполнения графы 3 «Расходы на производство продукции» Книги ф. № 10.

Фикспатентщики расчетных документов могут не иметь, поскольку не обязаны вести учет расходов. Но если есть возможность такие документы получить, лучше пусть они будут

ТТН

Необходима, если товар доставлялся на грузовом автомобиле (статья 48 Закона об автотранспорте)

Накладная (или налоговая накладная — для плательщиков НДС) или ГТД (для импортного товара)

Документ, подтверждающий факт получения товара. Необходим всем предпринимателям, независимо от системы налогообложения.

Для общесистемщиков играет особую роль, поскольку запись в графе 5 Книги УДР о приобретении товара осуществляется только после того, как товар оплачен (есть платежный документ) и получен (есть накладная или ГТД). Что же касается одних лишь предоплат за товар, то общесистемщикам, как и юрлицам, запрещено включать их в расходы (подпункт 139.1.3 Налогового кодекса).

Для плательщиков НДС налоговая накладная и ГТД — это, помимо всего прочего, еще и документы, подтверждающие право на налоговый кредит

Закупочный акт (при покупке на рынке)

Документ, подтверждающий факт покупки товара. Поскольку расчеты с продавцом осуществляются на месте, закупочный акт подтверждает и получение товара, и факт оплаты за него.

Оформляется при покупке товаров у физлиц (граждан-непредпринимателей)

Договоры купли-продажи, комиссии, хранения, дарения и др., а также сертификаты происхождения (для импортных товаров)

Договоры можно считать документами, подтверждающими:

1) происхождение товара;

2) право собственности предпринимателя на такой товар.

Если товар ввозится из-за рубежа, документами, подтверждающими его происхождение, являются сертификаты происхождения, выданные страной-изготовителем

Сертификаты соответствия и другие документы, подтверждающие качество и безопасность товара

Если товар подлежит обязательной сертификации справка 2, то в договорах (и иных документах на его получение) обязательно должны быть указаны регистрационные номера:
— сертификата соответствия;
— или свидетельства о признании соответствия;
— и/или декларации о соответствии (пункт 18 Порядка № 833, пункт 3 части 1 статьи 23 Закона о защите прав потребителей). Один экземпляр такого договора должен быть у предпринимателя.

Кроме того, на некоторые товары обязательно нужно иметь документы, подтверждающие их качество и безопасность (во исполнение требований пункта 17 Порядка № 833). Перечень таких документов см. далее в табл. 2

Копии свидетельств о госрегистрации поставщиков, копии их выписок или извлечений из ЕГР, копии их справок из налоговой о видах деятельности и системе налогообложения, копии Свидетельств об уплате единого налога или копии фикспатентов

Указанные документы необходимо требовать у поставщика-предпринимателя для того, чтобы не удерживать с него НДФЛ. Причем:
— до 07.05.2011 г. нужно было брать у поставщиков копии их Свидетельств о госрегистрации;
— с 07.05.2011 г. вместо копии Свидетельства о госрегистрации следует брать копию выписки или извлечения из ЕГР.

Если поставщиком выступает юрлицо, эти документы не нужны.

В том случае, когда товар покупается у обычного физлица (гражданина-непредпринимателя), упомянутых документов у него не будет. А значит, с него нужно удержать НДФЛ, перечислить в бюджет и показать НДФЛ и выплаченный физлицу доход в отчете по ф. № 1ДФ с признаком дохода «102».

Обратите внимание: если предприниматель представит все необходимые документы, но при этом выяснится, что в его предпринимательских документах отсутствует такой вид деятельности, как «оптовая торговля», при выплате ему вознаграждения за товар с него нужно удержать НДФЛ как с обычного гражданина (и отразить в отчете по ф. № 1ДФ с признаком дохода «102»).

Ну а если с видом деятельности все в порядке, НДФЛ удерживать не нужно, однако в ф. № 1ДФ выплаченная сумма все равно должна фигурировать (с признаком дохода «157»)

Доверенность на получение ТМЦ

Этот документ налоговики требовать не будут. Но он нужен в том случае, когда товар забирает не предприниматель, а его работник или третье лицо.

При оформлении доверенности следует ориентироваться на наличие/отсутствие у предпринимателя печати:
— в том случае, когда печать есть, можно использовать типовую форму доверенности № М-2 с подписью и печатью предпринимателя;

— в случае отсутствия печати доверенность лучше составлять в соответствии с требованиями статей 244 — 250 ГКУ. При этом наличие печати на доверенности для физических лиц не обязательно, поэтому достаточно будет указать на ней «б. п.» и заверить подписью.

Кстати, лицо, которое поедет за товаром, помимо доверенности, должно иметь с собой паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

Акт на внутреннее перемещение товаров, расписка о получении товаров или иной документ произвольной формы, подтверждающий передачу товара работнику для реализации на другой торговой точке

Такой документ необходим предпринимателям на общей системе налогообложения для того, чтобы заполнять графу 8 Книги УДР

Продажа товара

Чек РРО

Выдается покупателям при наличных расчетах (статья 3 Закона об РРО)

Выписка банка

Документ подтверждает получение средств за проданный товар при безналичных расчетах

Чек Расчетной книжки (РК)

Выдается покупателю в том случае, если предприниматель не применяет РРО, но ведет КУРО с РК

Документ произвольной формы о получении денежных средств от покупателя

Используется в тех случаях, когда предприниматель не применяет ни КУРО, ни РРО (например, единоналожники или фикспатентщики). Документ о получении денежных средств оформляется и выдается не всегда, а лишь по требованию покупателя (часть 15 статьи 3 Закона об РРО).

Ориентировочную форму документа см. в «СД», 2009, № 20, с. 15

Запись о выручке в Книге УДР (общесистемщики), в Книге ф. № 10 (единоналожники) или в тетради произвольной формы (фикспатентщики)

Даже если расчетный документ покупателю не выдан, Книга УДР (или Книга ф. № 10) с записью о выручке вполне удовлетворяет требованиям статьи 44 Налогового кодекса. Ведь согласно Порядку № 1025 записи о выручке в Книге УДР не обязательно подтверждать документально, в отличие от записей о расходах (для которых подтверждающий документ нужен обязательно).
Это замечание касается и Книги ф. № 10, которую ведут единоналожники

Налоговая накладная

Такой документ следует оформлять для покупателя — плательщика НДС (разумеется, только в том случае, когда и сам продавец зарегистрирован плательщиком НДС)

 

Таблица 2

Основные документы, подтверждающие качество и безопасность товара

Документы на товар

Нормативно-правовой акт

1

2

Добровольно полученные производителем сертификаты соответствия

Статья 17 Закона № 2406

санитарно-эпидемиологические сертификаты (гигиенические сертификаты), которые подтверждают безопасность товаров широкого потребления (пищевых продуктов и напитков, парфюмерно-косметических изделий, товаров детского ассортимента, изделий бытового назначения и т. п.);

Статьи 1, 16 и 17 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии

заключение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы относительно безопасности пищевых продуктов (при ввозе продукции из-за границы или продаже новых пищевых продуктов)

 

международный ветеринарный сертификат, ветеринарное свидетельство, ветеринарная карточка и справки, выданные государственными инспекторами ветмедицины (по пищевым продуктам, подконтрольным ветслужбе);
экспертное заключение (ветеринарное), сертификат соответствия для потребления человеком — документы о пригодности для потребления человеком пищевых продуктов растительного или животного происхождения

Статья 1 Закона о безопасности пищевых продуктов

 

Ответственность за отсутствие документов на товар

Ответственность единоналожников и фикспатентщиков

Если при проверке выяснится, что у предпринимателя нет первичных документов (т. е. нарушены требования статьи 44 Налогового кодекса), к нему могут применить штраф по статье 121 Налогового кодекса: первый раз в размере 510 грн., а при повторном таком же нарушении в течение года — в размере 1020 грн.

Кроме того, если записи о покупке товаров в Книге ф. № 10 не подтверждены документально, налоговики могут наложить админштраф по статье 1641 КУоАП за ненадлежащее ведение учета доходов и расходов (51 — 136 грн.).

Еще один метод борьбы налоговиков с «бездокументными» товарами — посчитать, что такой товар был куплен у гражданина (непредпринимателя), и требовать уплаты НДФЛ со стоимости такого товара справка 3 (настаивая на том, что предприниматель не выполнил свои функции налогового агента).

Есть и другие санкции за отсутствие документов:

1) штраф по статье 23 Закона о защите прав потребителей за продажу продукции (товаров, работ, услуг), которая подлежит обязательной сертификации, но в документах на нее не указаны реквизиты соответствующего сертификата, свидетельства или декларации — в размере 50 % стоимости, полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не меньше 170 грн.

Налагать этот штраф налоговики не могут, занимаются этим только органы по защите прав потребителей (пункт 3 Положения № 1177);

2) штраф по статье 155 КУоАП за нарушение правил торговли (Порядка № 833) в размере от 17 до 170 грн. Протокол о данном админнарушении могут составить уполномоченные лица органов внутренних дел или должностные лица, уполномоченные исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов. Дело об административном правонарушении рассматривается органами исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей (Госстандарт).

Таким образом, за нарушение правил торговли (в частности, за отсутствие документов на товар) налоговики не могут наказать предпринимателя по Закону о защите прав потребителей и по статье 155 КУоАП, однако вполне вероятно, что они попытаются применить санкции по статье 121 Налогового кодекса и/или по статье 1641 КУоАП.

Хорошо еще, что ГНАУ вроде бы отказалась от идеи штрафовать единоналожников за отсутствие учета товаров по статье 20 Закона об РРО. Вместо этого штрафа теперь она настаивает на применении санкции по статье 121 Налогового кодекса (за отсутствие первичных документов). Вот разъяснение налоговиков, размещенное на их официальном сайте http://www.sta.gov.ua/ в разделе «Единая база налоговых знаний» (ЕБНЗ):

«Каким образом ФЛП — плательщик ЕН ведет учет товарных запасов и какая предусмотрена ответственность в случае его неведения?

Пунктом 12 ст. 3 Закона Украины от 6 июля 1995 года № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», с изменениями и дополнениями (далее — Закон), предусмотрено, что субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, обязаны вести в порядке, установленном законодательством, учет товарных запасов на складах и/или по месту их реализации, осуществлять продажу только тех товаров, которые отражены в таком учете, за исключением продажи товаров лицами, которые в соответствии с законодательством облагаются налогом по правилам, не предусматривающим ведение учета объемов реализованных товаров (предоставленных услуг).

Статьей 6 Закона предусмотрено, что учет товарных запасов физическим лицом — предпринимателем ведется в порядке, определенном действующим законодательством, а юридическим лицом — в порядке, определенном соответствующим национальным положением бухгалтерского учета. Учет ведется с учетом особенностей, установленных для субъектов малого предпринимательства. Обязанность по ведению учета товарных запасов не применяется к лицам, которые в соответствии с законодательством облагаются налогом по правилам, не предусматривающим ведение учета приобретенных или проданных товаров. Однако п. 8 Порядка выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденного приказом ГНА Украины от 29.10.99 г. № 599 (далее — Порядок), установлено, что плательщик единого налога для определения результатов своей предпринимательской деятельности на основании хронологического отражения осуществленных хозяйственных и финансовых операций ведет Книгу учета доходов и расходов (далее — Книга). При этом обязательному заполнению подлежат только графы «Период учета», «Расходы на производство продукции», «Сумма выручки (дохода)», «Чистый доход». То есть заполнение других граф Книги Порядком не предусмотрено. Однако п. 44.1 ст. 44 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-IV (далее — НКУ) предусмотрено, что для целей налогообложения плательщики налогов обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей на основании первичных документов. Таким образом, на основании первичных документов физическое лицо — предприниматель — плательщик единого налога осуществляет учет доходов и расходов путем заполнения соответствующих граф в Книге, но не осуществляет учет товарных запасов. В случае выявления факта об отсутствии первичных документов органы ГНС применяют к физическим лицам — предпринимателям — плательщикам единого налога штрафную санкцию в соответствии с п. 121.1 ст. 121 НКУ. Согласно п. 121.1 ст. 121 НКУ необеспечение плательщиком налогов хранения первичных документов учетных и других регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, других документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов в течение установленных статьей 44 этого Кодекса сроков их хранения и/или непредоставление плательщиком налогов контролирующим органам оригиналов документов либо их копий при осуществлении налогового контроля в случаях, предусмотренных НКУ, — влекут за собой наложение штрафа в размере 510 гривень. Те же действия, совершенные плательщиком налогов, к которому в течение года был применен штраф за такое же нарушение, — влекут за собой наложение штрафа в размере 1020 гривень»

 

Таким образом, даже единоналожникам (и предпринимателям на фикспатенте) лучше сразу обеспечить себя всеми необходимыми документами на товар, чем потом спорить с проверяющими и доказывать свою правоту в суде.

 

Ответственность общесистемщиков

Что касается общесистемщиков, то работать без документов им еще сложнее. Мало того, что на них распространяются все штрафы, рассмотренные выше (для единоналожников), так есть еще и дополнительные санкции.

Во-первых, без документов на товар нельзя учитывать стоимость товаров в расходах. Причем, с 01.01.2011 г. больше нет возможности учитывать расходы по нормам, не подкрепляя их документально. Поэтому если документов на товар нет, значит, суммы НДФЛ и ЕСВ будут серьезно завышены.

Кроме того, за отсутствие учета товаров налоговики грозятся штрафовать общесистемщиков по статье 20 Закона об РРОв двойном размере стоимости неучтенного товара по ценам реализации (см. цитату из ЕБНЗ):

«Нужно ли ФЛП на общей системе налогообложения вести учет товаров и товарных запасов и какова ответственность за его неведение с 01.01.2011 г.?

В соответствии с п. 12 ст. 3 Закона Украины от 6 июля 1995 года № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (в редакции Закона Украины от 2 декабря 2010 года № 2756-IV, далее — Закон) субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, обязаны вести в порядке, предусмотренном законодательством, учет товарных запасов на складах и/или по месту их реализации, осуществлять продажу только товаров, отраженных в таком учете, за исключением продажи товаров лицами, которые в соответствии с законодательством облагаются налогом по правилам, не предусматривающим ведение учета реализованных товаров (предоставленных услуг). К документам, являющимся основанием для оприходования товара, относятся первичные документы: накладные, товарно-транспортные накладные, грузовые таможенные декларации, закупочные акты и др. <…>

Статьей 6 Закона определено, что учет товарных запасов физическим лицом — предпринимателем ведется в порядке, определенном действующим законодательством, а юридическим лицом (его филиалом, отделением, другим обособленным подразделением) — в порядке, определенном соответствующим национальным положением (стандартом) бухгалтерского учета. Учет ведется с учетом особенностей, установленных для субъектов малого предпринимательства. В соответствии с п. 177.10 ст. 177 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-IV физические лица — предприниматели обязаны вести Книгу учета доходов и расходов и иметь подтверждающие документы о происхождении товара. Физические лица — предприниматели применяют регистраторы расчетных операций в соответствии с Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее — Закон). Форма Книги учета доходов и расходов и порядок ее ведения утверждены приказом ГНА Украины от 24.12.10 г. № 1025 «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, и Порядка ее ведения». При этом сумма нереализованных товарных запасов, сырья, материалов и т. п. на начало и на конец отчетного налогового периода (года), которая выводится в денежной форме исходя из цены их приобретения, отражается в графах 2 и 11 указанной выше Книги. Таким образом, физические лица — предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения, не освобождаются от ведения учета товаров и товарных запасов в суммарном выражении в Книге учета доходов и расходов на основании первичных документов и через РРО. Согласно ст. 20 Закона к субъектам хозяйствования, осуществляющим реализацию товаров, не учтенных по месту реализации и хранения в установленном порядке, применяется финансовая санкция в размере двойной стоимости неучтенных товаров по ценам реализации, но не менее десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. При этом согласно ст. 1641 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 года
№ 8073-X, с изменениями и дополнениями, неведение учета или ненадлежащее ведение учета доходов и расходов субъектами хозяйствования, для которых законами Украины установлена обязательная форма учета, влечет за собой предупреждение или наложение штрафа в размере от трех до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Действия, предусмотренные частью первой этой статьи, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за то же нарушение, — влекут за собой наложение штрафа в размере от пяти до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Учитывая вышеизложенное, в случае если проверкой физического лица — предпринимателя, находящегося на общей системе налогообложения, устанавливается нарушение по порядку учета товара и товарных запасов, то такой субъект хозяйствования привлекается к административной ответственности, а также к нему применяются финансовые санкции».

 

Правда, тут нужно отметить, что к предпринимателям, которые перешли на общую систему налогообложения в 2011 году, не применяются финансовые санкции по результатам их деятельности во II — IV кварталах 2011 года (часть 6 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса).

 

Как избежать штрафов, или Где взять документы на товар

Если предприниматель потерял документы, ему нужно:

— в 5-дневный срок со дня обнаружения пропажи уведомить налоговый орган (если пропали ГТД, то уведомляются также таможенные органы);

— восстановить потерянные документы в течение 90 календарных дней, следующих за днем уведомления налоговиков (или таможни) — пункт 44.5 Налогового кодекса. Для того чтобы восстановить документы, субъекты хозяйствования обращаются с запросом к своим поставщикам, а те высылают им копии необходимых документов, заверенные подписью и печатью (при наличии).

Подробно об утере документов мы писали в «СД», 2011, № 12, с. 16.

Если же документов у предпринимателя не было изначально (поставщики отказались предоставить), можно предложить несколько вариантов, как их раздобыть:

1) попросить документы у дружественного предпринимателя, который торгует в розницу. В этом случае ситуация обстоит так: дружественный предприниматель продает товар конечным потребителям за наличные и, как правило, никаких документов на эти продажи не оформляет. Вместе с тем поступившую от покупателей выручку он все равно записывает в Книгу УДР (или в Книгу ф. № 10, если единоналожник). А раз так, то ему не составит труда оформить договор на продажу этих товаров на имя предпринимателя «Х» (которому нужны документы на товар).

Однако тут следует учесть два нюанса:

— во-первых, дружественный предприниматель должен торговать теми же товарами, что и предприниматель «Х», или иметь документы на товар, гипотетически проданный такому предпринимателю (на случай, если налоговики придут на проверку и к продавцу);

— во-вторых, в течение одного дня покупатель не должен отражать в расходах платежи на сумму, превышающую 10000 грн. (поскольку в данной ситуации предприниматели пропишут только наличные расчеты, следует помнить о лимите на наличные расчеты между предпринимателями — не более 10000 грн. в день — постановление № 32);

— в-третьих, у дружественного предпринимателя в регистрационной карточке должен быть указан такой вид деятельности, как «оптовая торговля» (в противном случае предприниматель «Х» должен удерживать НДФЛ при покупке товаров справка 4, а это уже никому не нужно);

2) в отношении товаров, которые находятся на складе, документы на них можно получить, оформив договор хранения товара (будто бы товар находится на хранении у предпринимателя). При этом чтобы налоговики не искали поклажедателя и не приходили с проверкой к нему, лучше постараться заключить такой договор с зарубежным лицом (не обязательно это должно быть юрлицо или предприниматель, вполне достаточно заключить договор с гражданином).

Кстати, в идеале в данной ситуации предприниматель должен внести в свою регистрационную карточку такой вид деятельности, как «ответственное хранение»;

3) попросить документы на товар у закрывшегося предпринимателя. Если дружественный предприниматель закрылся, то оставшиеся у него документы на товар ему уже не нужны. В таком случае можно попробовать воспользоваться ими (разумеется, если в них не указаны Ф. И.О. предпринимателя — чек, квитанция и т. п.). Тот факт, что документам уже несколько лет, роли не сыграет.

Как известно, общесистемщик имеет право включать в расходы стоимость проданных товаров в момент получения дохода от их продажи, независимо от того, когда такие товары были куплены, пусть и 5 лет назад (а для единоналожника и фикспатентщика величина расходов вообще не важна).

 

Какие документы должны быть на рабочем месте предпринимателя

Помимо документов на товар, налоговики и другие проверяющие обязательно обратят внимание на документы, которые должны находиться на рабочем месте предпринимателя. Что же это за документы? Список их приведен в табл. 3.

 

Таблица 3

Документы, которые должны быть на рабочем месте предпринимателя

Документ

Общесистемщик

Единоналожник

Фикспатентщик

1

2

3

4

Книга учета доходов и расходов

Нужно иметь Книгу УДР, форма которой утверждена Приказом № 1025

Нужно иметь Книгу ф. № 10, форма которой утверждена Инструкцией № 12

Фикспатентщики освобождены от обязательного ведения учета доходов и расходов, поэтому им не нужны ни Книга УДР, ни Книга ф. № 10

Книга учета расчетных операций (КУРО)

Если предприниматель осуществляет наличные расчеты, то он обязан использовать РРО (статья 3 Закона об РРО). В таком случае на рабочем месте следует иметь КУРО, зарегистрированную на этот РРО.
В случае проведения исключительно безналичных расчетов РРО не нужен, поэтому и КУРО иметь необязательно

Единоналожники полностью освобождены от использования РРО (пункт 6 статьи 9 Закона об РРО), поэтому и КУРО иметь не обязаны

Фикспатентщики полностью освобождены от использования РРО (пункт 5 статьи 9 Закона об РРО), поэтому и КУРО иметь не обязаны

Выписка или извлечение
из ЕГР

Этот документ необходим любому предпринимателю для подтверждения своего предпринимательского статуса. На наш взгляд, на рабочем месте достаточно разместить копию выписки или извлечения (а при себе иметь оригинал). Что касается налоговиков, то они в ЕБНЗ на этот момент внимания не обратили и указали просто: должна быть «выписка или извлечение из ЕГР»

Торговый патент

Нужен тем предпринимателям, которые торгуют за наличные, предоставляют платные бытовые услуги или работают в сфере развлечений (подпункт 267.1.1 Налогового кодекса). В обозримом месте должна находиться копия патента, а на руках у предпринимателя — оригинал (пункт 10 Порядка № 833)

Единоналожникам торговый патент не нужен, так как они освобождены от уплаты сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (пункт 1 подраздела 8 раздела ХХ Налогового кодекса)

Фикспатентщикам торговый патент не нужен (часть «в» подпункта 267.1.2 Налогового кодекса)

Лицензия

Нужна, если предприниматель занимается лицензируемым видом деятельности.
В обозримом месте должна находиться копия лицензии, а на руках у предпринимателя — ее оригинал (пункт 10 Порядка № 833)

Свидетельство плательщика НДС

Если предприниматель зарегистрирован в качестве плательщика НДС, на его рабочем месте должно быть Свидетельство, подтверждающее этот факт

Не являются плательщиками НДС, поэтому Свидетельства у них быть не должно

Не являются плательщиками НДС, поэтому Свидетельства у них быть не должно

Трудовые договоры
с наемными работниками

Должны быть, если у предпринимателя есть наемные работники. Трудовые договоры обязательно должны быть зарегистрированы в Центре занятости

Помимо трудовых договоров, зарегистрированных в центре занятости, должны быть справки о трудовых отношениях с работниками, взятые у налоговиков (пункт 5 Порядка № 599)

Должны быть трудовые договоры, зарегистрированные в Центре занятости. Кроме того, каждый наемный работник обязательно должен быть указан в фикспатенте предпринимателя

Книга отзывов и предложений

Книга должна находиться в «уголке покупателя» (пункт 10 Порядка № 833). Это требование распространяется только на тех предпринимателей, которые торгуют в стационарной точке (так как киоски, лотки, палатки и другие торговые точки «уголок покупателя» не формируют).
К Книге отзывов и предложений нужно отнестись внимательно, так как это документ строгой отчетности. Форма (образец) данной Книги приведена в Инструкции № 349. Распечатывает ее сам предприниматель, причем на первых листах нужно поместить полный текст Инструкции № 349, а также адреса и телефоны местных органов Госпотребстандарта. Затем она прошнуровывается, нумеруется, подписывается субъектом хозяйствования и заверяется его печатью (при наличии).
Кстати, если у предпринимателя несколько торговых точек, то в каждой из них должна быть своя Книга

Адреса и номера телефонов органов, которые обеспечивают защиту прав потребителей

Такая информация обязательно должна быть приведена в «уголке покупателя». Причем напоминаем, что «уголок покупателя» обустраивают только в стационарной торговой точке (киоски, лотки, палатки и другие торговые точки «уголок покупателя» не формируют).
На наш взгляд, достаточно указать информацию об органах Госпотребстандарта и санэпидемслужбы, а дальше уже — на усмотрение предпринимателя (адреса и телефоны местного исполкома, госадминистрации, судов и т. д.) (пункт 10 Порядка № 833, часть 3 статьи 5 Закона о защите прав потребителей)

Свидетельство об уплате единого налога

Не нужно

Нужно иметь на рабочем месте (пункт 5 Порядка № 599)

Не нужно

Фикспатент

Не нужен

Не нужен

Должен быть размещен на рабочем месте

 

Кстати, если предприниматель продает товары через торговый автомат, то размещать возле него упомянутые документы не нужно. С этим соглашались и налоговики (см. «СД», 2011, № 17, с. 37).

Дело в том, что возле автомата не требуется присутствие ни самого предпринимателя, ни его работников, поэтому автомат не является рабочим местом предпринимателя. Отсюда можно сделать вывод, что возле торгового автомата предприниматель никаких документов размещать не обязан. Хотя выписку из ЕГР мы рекомендовали все-таки поместить, для того, чтобы можно было:

— определить принадлежность автомата конкретному субъекту хозяйствования;

— покупатели в случае необходимости знали, по какому телефону можно связаться с собственником торгового автомата.

 

Выводы

Документы на товар должны быть у любого предпринимателя, независимо от системы налогообложения. Назовем основные из таких документов:

платежное поручение (квитанция, чек);

ТТН;

накладная (налоговая накладная, ГТД);

— закупочный акт;

договоры купли-продажи, комиссии, хранения, дарения и др., а также сертификаты происхождения (для импортных товаров);

сертификаты соответствия и другие документы, подтверждающие качество и безопасность товара;

— копии свидетельств о госрегистрации поставщиков, копии их выписок или извлечений из ЕГР, копии их справок из налоговой о видах деятельности и системе налогообложения, копии Свидетельств об уплате единого налога или копии фикспатентов;

— акт на внутреннее перемещение товаров, расписка о получении товаров или иной документ произвольной формы, подтверждающий передачу товара работнику для реализации.

Кроме документов на товар, проверяющие могут потребовать у предпринимателя следующие документы:

Книгу УДР или Книгу ф. № 10;

КУРО;

выписку или извлечение из ЕГР о предпринимателе;

торговый патент;

лицензию;

свидетельство плательщика НДС;

трудовые договоры с наемными работниками;

Свидетельство об уплате единого налога (и справки о трудовых отношениях с работниками);

фикспатент;

— Книгу отзывов и предложений (если деятельность осуществляется в стационарной торговой сети).

Такие документы всегда должны быть под рукой, т. е. на рабочем месте предпринимателя.


Справочная информация (справка)

1 Первичный документ может быть произвольной формы, но должен иметь следующие обязательные реквизиты: «наименование предприятия, учреждения, от имени которых составлен документ, название документа (формы), дата и место составления, содержание и объем хозяйственной операции, единица измерения хозяйственной операции (в натуральном и/или стоимостном выражении), должности и фамилии лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления, личная либо электронная подпись или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции» (пункт 2.4 Положения № 88).

2 Перечень продукции, которая подлежит обязательной сертификации в Украине, установлен Перечнем № 28.

3 Причем так налоговики поступают, даже невзирая на то, что невозможно персонифицировать этот НДФЛ, так как неизвестно, у кого именно был куплен товар. Вместе с тем суды неоднозначны в своих решениях: некоторые стают на сторону предпринимателей, другие же поддерживают налоговиков, разрешая им доначислять НДФЛ на «бездокументный» товар (постановление Окружного админсуда АРК от 05.07.2011 г. по делу № 2а-5230/11/0170/25).

4 Продажа товаров предпринимателю (субъекту хозяйствования) — это всегда оптовая торговля, независимо от количества проданного товара (ДСТУ 4303:2004).



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)