ЗАПРОСЫ ОРГАНОВ ГНС: как на них реагировать?
Документы и сокращения статьи
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.
КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.
Закон об информации — Закон Украины «Об информации» в редакции от 13.01.11 г. № 2938-VI.
Закон об ОРД — Закон Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» от 18.02.92 г. № 2135-XII.
ЕБНЗ — Единая база налоговых знаний, размещенная на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua.
Когда орган ГНС может направить налогоплательщику запрос о предоставлении информации
Прежде всего заметим, что в рамках данной статьи мы не будем затрагивать полномочия налоговиков на приглашение налогоплательщиков или их представителей для проверки правильности начисления и своевременности уплаты налогов и сборов в орган ГНС, которые реализуются ими на основании п.п. 20.1.1 НКУ — это тема отдельного разговора. Речь пойдет о предоставлении информации налоговикам на основании их запросов.
Такая информация имеет статус налоговой информации, которая определяется в ч. 1 ст. 16 Закона об информации как «совокупность сведений и данных, которые созданы или получены субъектами информационных отношений в процессе текущей деятельности и необходимы для реализации возложенных на контролирующие органы задач и функций в порядке, установленном Налоговым кодексом Украины».
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона об информации правовой режим налоговой информации определяется НКУ и другими законами. Применительно к информации, затребуемой от налогоплательщиков, правовой режим ее предоставления на данный момент регламентируется только НКУ.
К сожалению, в НКУ права органов ГНС на получение такой информации сформулированы несколько размыто (см. «Полномочия органов ГНС на направление запросов налогоплательщикам»).
Полномочия органов ГНС на направление запросов налогоплательщикам Извлечение из ст. 20 НКУ «20.1. Органы государственной налоговой службы имеют право: <…> 20.1.6. для осуществления функций, определенных налоговым законодательством, получать безвозмездно от плательщиков налогов, в том числе благотворительных и других неприбыльных организаций, в порядке, определенном этим Кодексом, информацию, справки, копии документов (заверенные подписью плательщика налогов или его должностным лицом и скрепленные печатью (при наличии) о финансово-хозяйственной деятельности, получаемых доходах, расходах плательщиков налогов и другую информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов, соблюдением требований другого законодательства, осуществление контроля за которым возложено на органы государственной налоговой службы, а также финансовую и статистическую отчетность, в порядке и на основаниях, определенных этим Кодексом; <…> 20.1.23. в случаях выявления нарушения требований налогового и другого законодательства Украины, контроль за соблюдением которых возложен на контролирующие органы, направлять плательщикам налогов письменные запросы о предоставлении удостоверенных надлежащим образом копий документов; <…> 20.1.30. получать безвозмездно необходимые сведения для ведения Единого реестра налоговых накладных, формирования информационного фонда Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов от плательщиков налогов, а также Национального банка Украины и его учреждений — о суммах доходов, выплаченных физическим лицам, и удержанных с них налогов и сборов (обязательных платежей) <…>». |
Как видим, в п.п. 20.1.6 НКУ дана ссылка на то, что указанные в этой норме полномочия реализуются «в порядке и на основаниях, определенных НКУ»,а вот в пп. 20.1.23, 20.1.30 НКУ такой оговорки нет, однако системное прочтение НКУ свидетельствует о том, что она применима и к ним. Ведь в ст. 20 НКУ описываются общие полномочия налоговиков на проведение определенных действий, а процедура их реализации детализирована в иных положениях НКУ.
То есть приведенные в пп. 20.1.6, 20.1.23, 20.1.30 НКУ полномочия могут быть реализованы органами ГНС только при соблюдении определенных условий, указанных в иных нормах НКУ. Косвенно это подтверждается и нормами п.п. 72.1.6 НКУ, предусматривающими, что «для информационно-аналитического обеспечения деятельности также используется другая информация, обнародованная как подлежащая оглашению в соответствии с законодательством и/или добровольно или по запросу предоставленная органу государственной налоговой службы в установленном законом порядке».
Применительно к налоговой информации процедурный порядок направления запросов приведен тольков ст. 73 НКУ «Получение налоговой информации органами государственной налоговой службы» и он предусматривает направление лишь письменных запросов. Причем из абз. 1 п. 73.3 НКУ следует, что исчерпывающий перечень и основания предоставления информации по запросу представителей органов ГНС устанавливаются законом и несоблюдение этого требования освобождает налогоплательщика от обязанности предоставлять ответ на такой запрос (абз. 11 п. 73.3 НКУ). Из указанного следуют такие выводы:
1. Налоговики имеют право получать любую налоговую информацию только по процедуре, предусмотренной в ст. 73 НКУ. Поскольку в этой норме речь идет лишь о возможности направления письменных запросов, требовать предоставления налоговой информации в устной форме (по телефону и т. п.) налоговики права не имеют. Поэтому удовлетворять такие просьбы налогоплательщики могут исключительно в добровольном порядке. В случае возникновения конфликтных ситуаций по этому поводу с налоговиками им следует предложить сослаться на конкретную норму НКУ, на основании которой они запрашивают устно налоговую информацию. Указанное подтверждается также тем, что негативные последствия, сопровождающие отказ лица в предоставлении информации (внеочередная документальная проверка по ст. 78 НКУ), предусмотрены только в случае игнорирования письменных запросов.
2. Ссылаться в письменных запросах только на пп. 20.1.6, 20.1.23, 20.1.30 НКУ налоговики права не имеют, в них обязательно должна указываться также ссылка на норму ст. 73 НКУ. Хотя в письме ГНАУ от 19.04.11 г. № 4815/5/23-4016/327 был сделан вывод, что орган ГНС может реализовать право, установленное п.п. 20.1.6 НКУ в порядке и на основаниях, определенных не только п. 73.3 НКУ, но и в других случаях, определенных НКУ, с чем мы не согласны.
В ст. 73 НКУ приведены следующие обстоятельства, при которых органы ГНС имеют право направить письменный запрос налогоплательщику о предоставлении информации:
1) по результатам анализа налоговой информации, полученной в установленном законом порядке, обнаружены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС;
2) для определения уровня обычных цен на товары (работы, услуги) во время проведения проверок;
3) если обнаружена недостоверность данных, которые содержатся в налоговых декларациях, поданных плательщиком налогов;
4) относительно налогоплательщика подана жалоба о непредоставлении таким налогоплательщиком налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной;
5) в случае проведения встречной сверки;
6) в других случаях, определенных НКУ.
Право на направление запросов в указанных случаях имеют должностные лица органов ГНС (п. 20.2 НКУ).
Подробнее об этих обстоятельствах мы поговорим ниже, а сейчас рассмотрим, в каком порядке должен предоставляться запрос.
Порядок направления запросов
Процедуры, которые представители органов ГНС обязаны соблюдать при предоставлении запроса, приведены в п. 73.3 НКУ и детализированы в Порядке № 1245.
Особое внимание следует обратить на соблюдение условий, при нарушении которых налогоплательщик освобождается от обязанности предоставлять ответ на такой запрос (абз. 11 п. 73.3 НКУ, п. 16 Порядка № 1245). К обязательным условиям относятся следующие:
1. Исчерпывающий перечень и основания предоставления информации, затребуемой в запросе, установлены законом — в данном случае в ст. 73 НКУ.
2. Запрос должен быть направлен в письменной форме, он оформляется на бланке органа ГНС и подписывается его руководителем (заместителем руководителя). При этом в нем приводятся:
— ссылка на нормы закона, в соответствии с которыми орган ГНС имеет право на получение такой информации (конкретный пункт ст. 73 НКУ);
— основания для направления запроса;
— описание запрашиваемой информации, и в случае необходимости перечень подтверждающих ее документов.
Следует заметить, что Кабмин в Порядке № 1245 допустил неточность, которая может привести к конфликтным ситуациям с налоговыми органами. Так, из п. 73.3 НКУ следует, что запрос может быть предоставлен лишь в письменной форме и несоблюдение этого требования освобождает плательщика от обязанности его выполнения.
В то же время в п. 9 Порядка № 1245 предусматривается, что в отдельных случаях запрос может направляться с использованием средств телекоммуникационной связи с наложением электронной цифровой подписи органа ГНС. Вместе с тем непонятно, как в этом случае можно соблюсти обязательное требование относительно оформления запроса на бланке органа ГНС. Поэтому с учетом данных обстоятельств, смелые плательщики на формальном основании могут апеллировать к тому, что направление запроса средствами электронной связи противоречит нормам ст. 73 НКУ и приводит к несоблюдению требований п. 10 Порядка № 1245, в связи с чем такие запросы выполняться не должны.
Хотя не нужно особенно надеяться на то, что отказ в удовлетворении запроса налоговиков по этим причинам не приведет к негативным последствиям для налогоплательщика. Ведь, во-первых, возможность направления запроса в электронной форме все же предусмотрена в Порядке № 1245. Во-вторых, электронный документооборот с налогоплательщиками, подающими отчетность в электронной форме, с 06.08.11 г. узаконен п. 42.4 НКУ. Поэтому с учетом данных обстоятельств, электронные запросы игнорировать не стоит.
Согласно п. 13 Порядка № 1245 запрос считается врученным, если:
1) при предоставлении запроса в письменной форме:
— он отослан по почте письмом с уведомлением о вручении по налоговому адресу или
— предоставлен под роспись субъекту информационных отношений или его должностному лицу;
2) в случае направления в электронном виде с использованием средств телекоммуникационной связи с наложением электронной цифровой подписи органа ГНС — в случае поступления сформированного программным обеспечением сообщения о доставке.
Налогоплательщики обязаны подавать информацию, указанную в запросах, и ее документальное подтверждение в течение:
— 10 рабочих дней со дня поступления запроса в ситуации, когда по результатам проверок других налогоплательщиков или по результатам анализа налоговой информации обнаружены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС (т. е. когда запросы направляются на основании абз. 4 и 6 п. 73.3 НКУ);
— в течение одного месяца со дня, следующего за днем поступления запроса, во всех иных случаях.
Ответ на запрос органа ГНС должен содержать (п. 15 Порядка № 1245):
— номер и дату запроса органа ГНС, на который предоставляется ответ;
— информацию, запрашиваемую органом ГНС.
Ответственность за непредоставление информации по запросу
Отдельной ответственности за непредоставление информации на запрос налоговиков не предусмотрено*, что подтверждают и они сами (см. «За игнорирование запроса из ГНИ ответственность не предусмотрена»).
* Есть мнение, что за такое нарушение можно применить штраф в размере 510 грн. по п. 121.1 НКУ, но мы считаем, что этот штраф применим лишь в случае непредоставления документов или их копий в рамках проверок.
За игнорирование запроса из ГНИ ответственность не предусмотрена Разъяснение в ЕБНЗ (раздел 510.01) «Вопрос: Какая предусмотрена ответственность, если плательщики налогов или другие субъекты информационных отношений не предоставят пояснения и документальные подтверждения по письменному запросу органа ГНС? Ответ: Налоговым кодексом Украины не предусмотрено применение финансовой, административной или уголовной ответственности, в случае если плательщики налогов или другие субъекты информационных отношений не предоставят пояснения и документальные подтверждения по письменному запросу органа ГНС. При этом в отдельных случаях, предусмотренных Кодексом, предусматривается обязанность плательщика налогов предоставить пояснения и их документальные подтверждения по обязательному письменному запросу органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса, следствием непредоставления которого является проведение документальной внеплановой проверки таким органом». |
Однако следует заметить, что налоговики наделены полномочиями применения административной ответственности по ст. 1633 КоАП за невыполнение руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций законных требований должностных лиц органов ГНС, указанных, в частности, в п.п. 20.1.30 НКУ.
В этой норме речь идет о получении необходимых сведений от налогоплательщиков для ведения Единого реестра налоговых накладных и формирования информационного фонда Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов, в частности, о суммах доходов, выплаченных физическим лицам, и удержанных с них налогов и сборов (обязательных платежей). За указанное нарушение предусмотрена ответственность в виде вынесения предупреждения или наложения штрафа в размере от 5 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 85 до 170 грн.). Поэтому если в запросе приведена ссылка на п.п. 20.1.30 НКУ, его лучше выполнить.
Неприятным последствием отказа налоговикам в предоставлении информации по любым запросам является возможность проведения внеочередной документальной проверки. В частности, в ст. 78 НКУ предусмотрено два условия, связанных с запросами, при невыполнении которых может быть проведена документальная внеплановая выездная проверка:
— по результатам проверок других налогоплательщиков или получения налоговой информации обнаружены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа ГНС в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса (п.п. 78.1.1 НКУ);
— обнаружена недостоверность данных, которые содержатся в налоговых декларациях, поданных плательщиком налогов, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на письменный запрос органа ГНС в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса (п.п. 78.1.4 НКУ).
То есть игнорирование запроса может быть чревато для плательщика предоставлением запрашиваемой информации, но в рамках проведения уже документальной внеплановой выездной проверки.
Особенности направления запросов в отдельных случаях
Запрос, направляемый на основании ч. 1 абз. 3 п. 73.3 НКУ. Это самое «коварное» основание, поскольку в указанной норме приведены размытые формулировки относительно направления его при выявлении фактов, свидетельствующих о нарушении налогоплательщиком законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС по результатам анализа налоговой информации, полученной в установленном законом порядке.
Здесь следует учесть, что налоговая информация может быть предоставлена добровольно в ГНИ любыми лицами (п.п. 72.1.6 НКУ), в том числе и личными «недоброжелателями», и используется с учетом ограничений, предусмотренных для налоговой информации с ограниченным доступом (п. 63.12 НКУ). Поэтому налоговики в принципе не обязаны в запросе, направляемом на этом основании, указывать, какая именно информация свидетельствует о нарушениях законодательства налогоплательщиком. Это подтверждается и абз. 2 ч.1 ст. 22 Закона о доступе к информации, согласно ч. 1 ст. 9 которого к служебной относится, в частности, информация, «содержащаяся в документах субъектов властных полномочий, которые составляют внутриведомственную служебную корреспонденцию, докладные записки, рекомендации, если они связаны с разработкой направления деятельности учреждения либо осуществлением контрольных, наблюдательных функций органами государственной власти, процессом принятия решений и предшествуют публичному обсуждению и/или принятию решений».
Вместе с тем в соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона о доступе к информации: «Перечень сведений, составляющих служебную информацию, составляемый органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими субъектами властных полномочий, в том числе для исполнения делегированных полномочий, не может быть ограниченным в доступе».
На этом основании можно утверждать, что ссылка на документ, в котором указана налоговая информация касаемо плательщика налогов, не относится к информации с ограниченным доступом (служебной информации). К тому же ч. 1 ст. 10 Закона о доступе к информации прямо предусмотрено, что каждое лицо имеет право доступа к информации о нем, которая собирается и сохраняется.
В связи с указанным плательщик налогов может направить в орган ГНС встречный запрос о предоставлении информации относительно конкретного состава налоговой информации, на основании которой орган ГНС сделал вывод о возможных нарушениях законодательства, в связи с чем от него был получен соответствующий запрос.
Направление встречного запроса может иметь и «психологический» эффект, поскольку плательщик налогов имеет возможность позвонить в ГНИ, которая направила ему запрос, и предупредить, что он в свою очередь направит встречный запрос касательно получения им соответствующей налоговой информации. Вполне может статься, что уже по итогам такого общения необходимость в ответе на запрос из ГНИ отпадет, если для такого запроса нет реальных оснований.
Важно также, что распорядитель информации должен предоставить ответ на запрос на информацию не позже пяти рабочих дней со дня получения запроса (ч. 1 ст. 20 Закона о доступе к информации). Запрос может быть направлен по почте, электронной почтой, телефаксом или по телефону. Поэтому плательщики имеют некоторую временную «фору»: на запрос налоговиков они имеют право ответить в течение 10 рабочих дней, а налоговики на встречный запрос обязаны ответить в течение 5 рабочих дней.
Направление встречного запроса основывается на следующих нормах. Согласно ч. 3 ст. 10 Закона о доступе к информации распорядители информации, которые владеют информацией о лице, обязаны предоставлять ее беспрепятственно и бесплатно по требованию лиц, которых она касается, кроме случаев, предусмотренных законом.
Распорядители информации обязаны (ч. 1 ст. 14 Закона о доступе к информации) вести учет запросов на информацию и предоставлять достоверную, точную и полную информацию, а также в случае необходимости проверять правильность и объективность предоставленной информации.
Положениями ст. 19 Закона о доступе к информации предусмотрено, что запрос на информацию может подаваться в устной, письменной или другой форме (по почте, по факсу, телефоном, электронной почтой) на выбор запрашивающего.
Письменный запрос подается в произвольной форме, однако с целью упрощения процедуры оформления письменных запросов лицо может подавать запрос путем заполнения соответствующих форм запросов. Примерный порядок направления запросов указан в постановлении КМУ № 583, а форма письменного запроса в ГНАУ приведена в приказе № 345. Приведем примерный образец письменного запроса от юридического лица.
Форма запроса на информацию от юридического лица в письменном виде
Розпорядник інформації |
Державна податкова інспекція
|
ЗАПИТ
на інформацію
Найменування, поштова адреса, адреса електронної пошти, номер телефону запитувача (юридичної особи) |
ТОВ «Запитувач», 61110, м. Харків, вул. Ньютона, 129, кв. 52, voprosutel@com.ua, 7583403 | |
Вид, назва, реквізити, зміст документа, що запитується |
— | |
або | ||
Загальний опис інформації, що запитується |
Податкова інформація, що свідчить про порушення ТОВ «Запитувач» податкового, валютного законодавства, законодавства у сфері запобігання та протидії легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, або фінансуванню тероризму та іншого законодавства, контроль за дотриманням якого покладено на органи ДПС, на підставі якої ТОВ «Запитувач» було направлено запит від ДПІ Комінтернівського р-ну м. Харкова від 26.09.11 р. № 251 щодо надання інформації. | |
|
|
|
Прошу надати відповідь у визначений законом строк. Відповідь надати: | ||
Поштою |
— | |
Факсом |
— | |
Електронною поштою |
voprosutel@com.ua | |
Необхідне підкреслити |
|
|
Контактний телефон запитувача |
7583403 | |
Посада, прізвище, ім’я, по батькові та підпис представника запитувача |
Директор Малишев Олег Вікторович | |
Дата запиту, підпис |
27.09.2011 р. Підпис |
Запрос, направляемый на основании ч. 3 абз. 3 п. 73.3 НКУ. Если обнаружена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, предоставленных налогоплательщиком. Как правило, в этом случае откликнуться на требование налоговиков о предоставлении информации в интересах самого плательщика. Ведь после ознакомления с дополнительной документацией налоговый орган может «снять» некоторые проблемные вопросы относительно доначисления налоговых обязательств и применения штрафных санкций по результатам камеральной проверки деклараций. В частности, за счет таких запросов удается решить проблемы с несовпадением информации при сопоставлении налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов по данным реестров выданных и полученных налоговых накладных, предоставленных в электронном виде (см. Разъяснение в ЕБНЗ. Раздел 130.40).
Следует также учесть, что налоговики сами не исправляют «ошибочные» показатели деклараций, а истребуют путем направления письменных запросов вначале необходимую документацию от плательщиков налогов (см. по этому вопросу, в частности, Разъяснение в ЕБНЗ. Раздел 130.25).
Запрос, направляемый на основании ч. 5 абз. 3 п. 73.3 НКУ. В случае проведения встречной сверки. Порядок проведения встречных сверок, которые не являются проверками, приведен в Порядке № 1232 и в Методрекомендациях № 236.
Встречной сверкой считается сопоставление данных первичных бухгалтерских и других документов субъекта хозяйствования, которое осуществляется органами ГНС с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с налогоплательщиком, а также подтверждения отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, которые осуществлялись между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете плательщика налогов (п. 73.5 НКУ). Из этого следует, что в рамках «сверочного» запроса от налогоплательщика могут потребовать лишь те первичные бухгалтерские и другие документы, которые относятся к взаимоотношениям с контрагентом, проверяемым во время сверки. Указанное подтверждается и положениями п. 2 Порядка № 1232. На эти запросы плательщику тоже имеет смысл отреагировать.
Следует заметить, что запрос на предоставление информации в рамках встречной сверки может направить как орган ГНС, на учете в котором состоит налогоплательщик, так и орган, на учете в котором состоит проверяемый контрагент. Другим органом ГНС (инициатором) запрос может быть направлен, в частности, в ситуации, когда контрагент находится на учете в органе ГНС в пределах одного населенного пункта (п. 3 Порядка № 1232), что подтверждают и налоговики (см. Разъяснение в ЕБНЗ. Раздел 030.08).
В п. 73.3 НКУ приведено еще одно неопределенное основание: «в других случаях, определенных настоящим Кодексом».Однако скрупулезный анализ НКУ свидетельствует о том, что такие случаи в нем не определены.
Если запрос направлен налоговой милицией
В рамках реализации контрольных полномочий налоговая милиция имеет право направлять письменные запросы лишь на основании п.п. 20.1.30 НКУ (т. е. относительно Единого реестра налоговых накладных и информационного фонда Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов), что прямо следует из ст. 22 Закона № 509. Поэтому, если в письменном запросе из налоговой милиции содержатся ссылки на другие нормы НКУ, на эти запросы можно не отвечать.
Вместе с тем налоговые милиционеры имеют достаточно широкие полномочия по получению налоговой информации в рамках Закона об ОРД, чем они зачастую и пользуются. Так, в соответствии с п. 4 ст. 8 Закона об ОРД налоговая милиция имеет следующие права (см. «Какие права предоставлены налоговой милиции»).
Какие права предоставлены налоговой милиции Извлечение из ст. 8 Закона об ОРД «4) знакомиться с документами и данными, характеризующими деятельность предприятий, учреждений и организаций, изучать их за счет средств, выделяемых на содержание подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, изготавливать копии с таких документов, по требованию руководителей предприятий, учреждений и организаций — исключительно на территории таких предприятий, учреждений и организаций, а с разрешения суда — истребовать документы и данные, характеризующие деятельность предприятий, учреждений, организаций, а также образ жизни отдельных лиц, подозреваемых в подготовке или совершении преступления, источник и размеры их доходов, с оставлением копий таких документов и описи изъятых документов лицам, у которых они истребованы, и обеспечением их сохранности и возврата в установленном порядке. Изъятие оригиналов первичных финансово-хозяйственных документов запрещается, кроме случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законом». |
То есть налоговые милиционеры могут ознакомиться с документами, содержащими интересующую их информацию, при этом снять копии с таких документов они могут только в помещении такого плательщика налогов (если на этом будет настаивать руководитель предприятия).
Как можно противостоять этим требованиям? Безосновательно отказывать налоговым милиционерам себе дороже. Однако ввиду того что под прикрытием Закона об ОРД зачастую проводятся несанкционированные действия отдельных работников налоговой милиции, их можно направить в «законное» русло.
Согласно ст. 9 Закона об ОРД в каждом случае наличия оснований для проведения оперативно-розыскной деятельности заводится оперативно-розыскное дело, постановление о котором утверждается начальником оперативного подразделения налоговой милиции. Как правило, налоговые милиционеры отказываются отвечать на вопрос о том, было ли заведено оперативно-розыскное дело, и сообщать реквизиты постановления. С указанным ранее соглашались и официальные органы (см., к примеру, письмо Минюста от 15.07.09 г. № Н-16798), аргументируя это тем, что номер дела представляет собой государственную тайну.
И хотя весьма вероятно, что на этом основании налогоплательщику и сейчас будут отказывать в предоставлении соответствующей информации, направление встречного запроса может служить средством «психологической защиты». Ведь ГНИ, в которую направляются такие запросы, является контролирующим органом налоговых милиционеров и в рамках оперативно-розыскной деятельности (ст. 9 Закона об ОРД). Поэтому о своих намерениях о направлении встречного запроса можно известить запрашивающих налоговых милиционеров, и если они действуют не в рамках законодательного поля, весьма вероятно, что это их остановит.