922 0

Новое о чистом доходе и переносе убытков в декларации общесистемщиков

13.10.11

В последнее время в редакцию неоднократно поступали звонки и письма от читателей с просьбой объяснить, как правильно подсчитывать чистый доход в 2011 году:

— какие расходы учитывать при определении чистого дохода;

— определять ли его сумму ежемесячно, отдельно за каждый месяц (при этом возникает вопрос, можно ли переносить убытки прошлых месяцев в расходы следующих месяцев, если следующие месяцы — прибыльные);

— или определять размер чистого дохода нарастающим итогом, учитывая общую сумму годового дохода и общую сумму расходов отчетного года.

Вопрос весьма интересный — будем разбираться.

Документы статьи

Налоговый кодекс — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Порядок № 1025 — Порядок ведения Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1025.

 

Все, что известно о чистом доходе на сегодняшний день

На сегодняшний день ответить на вопрос, касающийся подсчета чистого дохода, не так просто. Дело в том, что с 01.01.2011 г. вступили в силу новые правила налогообложения доходов, полученных частными предпринимателями. Тем не менее форму декларации о доходах до сих пор не привели в соответствие с положениями Налогового кодекса. Понятно, что нет и нового порядка заполнения декларации о доходах (из которого можно было бы почерпнуть информацию о том, каких правил следует придерживаться предпринимателям в течение года и по его окончании, проводя расчет чистого дохода). Вероятно, налоговики займутся этим лишь к концу года.

Соответственно, до тех пор, пока эти документы не появятся хотя бы в проекте, невозможно с определенностью говорить обо всех нюансах расчета чистого дохода.

Вместе с тем с 06.08.2011 г. в Налоговом кодексе появилась новая норма, несколько приоткрывшая завесу таинственности над тем, как будет происходить расчет НДФЛ и чистого дохода по окончании года:

«Ставка налога составляет 15 процентов базы налогообложения по доходам, полученным (кроме случаев, определенных в пунктах 167.2 — 167.4 этой статьи), в том числе, но не исключительно в форме заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или прочих выплат и вознаграждений, выплачиваемых (предоставляемых) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам; выигрыша в государственную и негосударственную денежную лотерею, выигрыша игрока (участника), полученного от организатора азартной игры.

В случае если общая сумма полученных плательщиком налога в отчетном налоговом месяце доходов, указанных в абзаце первом этого пункта, превышает десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года, ставка налога составляет 17 процентов суммы превышения с учетом налога, уплаченного по ставке, определенной в абзаце первом этого пункта.

Плательщики налога, подающие налоговые декларации за налоговый (отчетный) год согласно <…> статьям 177 и 178 этого раздела, применяют ставку налога 17 процентов к части среднемесячного годового налогооблагаемого дохода, превышающему десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года. Размер среднемесячного годового налогооблагаемого дохода рассчитывается как сумма общих месячных налогооблагаемых доходов, указанных в абзаце первом этого пункта, деленная на количество календарных месяцев, в течение которых плательщиком налога были получены такие доходы в налоговом (отчетном) году, за который осуществляется декларирование» (пункт 167.1 Налогового кодекса).

Исходя из процитированной нормы, можно предположить, что предпринимателям в течение года следует поступать так:

1) ежемесячно рассчитывать чистый доход — отдельно за каждый месяц и, не исключено, что без учета убытков прошлых месяцев (подробнее об убытках — в следующем разделе статьи);

2) в конце года определять ставку НДФЛ, по которой следует облагать предпринимательский доход — 15 % или 17 % (а для этого, вероятнее всего, придется сбросить в «общий котел» не только предпринимательские доходы, но и зарплату, вознаграждение по гражданско-правовым договорам и иные доходы, облагаемые НДФЛ по ставке 15 % или 17 %).

Что ж, нужно сказать, что обновленный пункт 167.1 Налогового кодекса порождает больше вопросов, чем дает ответов.

В первую очередь у предпринимателей появится новая обязанность: по окончании года рассчитывать среднемесячный налогооблагаемый доход для того, чтобы определить ставку НДФЛ справка 1. Причем, как следует из пункта 167.1 Налогового кодекса, в расчете среднемесячного годового налогооблагаемого дохода будут участвовать:

доходы, полученные от предпринимательской деятельности (т. е. деятельности, указанной при госрегистрации);

другие доходы, полученные физлицом, которые облагаются НДФЛ по ставке 15 % или 17 % (назовем их гражданские доходы), например: зарплата, вознаграждение по гражданско-правовому договору, сумма полученной арендной платы и т. д.

Обратите внимание: доходы физлица, облагаемые НДФЛ по другим ставкам, кроме как 15 % / 17 %, в расчете участвовать не должны (например, наследство, выигрыши, дивиденды и т. п.).

При этом, если следовать логике законодателей, предпринимателю ничего переплачивать не придется. В своей предпринимательской декларации ему нужно будет рассчитать и уплатить именно предпринимательский НДФЛ. А что касается гражданских доходов, то их учесть нужно лишь потому, что законодатели хотят, чтобы при определении ставки НДФЛ с пределом 10 минзарплат (в этом году — 9410 грн.) сравнивались все доходы, полученные физлицом: как гражданские, так и предпринимательские. Схематически покажем это на рис. 1 и 2:

Итак, мы видим, что пункт 167.1 Налогового кодекса не обязывает предпринимателя дополнительно уплачивать НДФЛ еще и с гражданских доходов (ведь НДФЛ с таких доходов удерживается налоговым агентом). Правда, в тех редких случаях, когда доход поступает не от налогового агента, предпринимателю все же придется рассчитать и уплатить НДФЛ самостоятельно. Однако такой расчет нужно делать не в предпринимательской, а в «гражданской» декларации о доходах.

В данной связи интересно отметить следующий момент: в пункте 177.11 Налогового кодекса сказано, что предприниматель в своей декларации о доходах помимо предпринимательских доходов должен указывать и доходы, полученные из любых других источников (т. е. те же гражданские доходы физлица в виде зарплаты, вознаграждений по гражданско-правовым договорам и прочее). И все же, несмотря на данное замечание, мы настаиваем на том, что гражданские доходы предпринимателя (при их наличии) приводятся в предпринимательской декларации всего лишь справочно. Для того чтобы рассчитать с них НДФЛ и уплатить его (при необходимости), обязательно нужно подать в налоговую «гражданскую» декларацию о доходах.

Хотелось бы обратить внимание на еще один момент. В подпункте 177.5.1 Налогового кодекса сказано: «Авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц рассчитываются предпринимателем самостоятельно, но не менее 100 процентов годовой суммы налога с налогооблагаемого дохода за прошлый год (в сопоставимых условиях), и уплачиваются в бюджет по 25 процентов ежеквартально (до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа и до 15 ноября)»

Указанная норма может вызвать недоумение, мол, если предприниматель по окончании года посчитает свой среднемесячный доход, учитывая зарплату и прочие гражданские доходы, то сумма авансовых платежей по НДФЛ на следующий год будет неоправданно завышена. На самом деле это не так. Дело в том, что в подпункте 177.5.1 Налогового кодекса речь идет лишь о предпринимательском доходе и об НДФЛ, уплаченном с предпринимательского дохода (ведь сама статья 177 Налогового кодекса посвящена налогообложению только тех доходов, которые получены от предпринимательской деятельности). Кроме того, в предпринимательской декларации о доходах, скорее всего, тоже будет указываться лишь сумма предпринимательского НДФЛ. Вероятно, именно от нее и будут отталкиваться предприниматели при определении суммы авансовых платежей по НДФЛ на следующий год.

Надеемся, что к концу года налоговики прояснят этот момент в своих разъяснениях.

 

50345.GIF

 

50346.GIF

 

Итак, мы определились с тем, что среднемесячный доход для выбора ставки НДФЛ будет рассчитываться суммарно по предпринимательским и гражданским доходам физлица. Далее при прочтении абзаца 3 пункта 167.1 Налогового кодекса следует обратить внимание еще на один нюанс. В данной норме речь идет о том, что, рассчитывая среднемесячный налогооблагаемый доход, следует разделить общую сумму дохода на «количество календарных месяцев, в течение которых плательщиком налога были получены такие доходы в налоговом (отчетном) году».

Здесь важно помнить следующее: налогооблагаемым доходом для предпринимателя является чистый доход (разница между выручкой и расходами) — пункт 177.2 Налогового кодекса. Поэтому в пункте 167.1 Налогового кодекса под месяцами формально ему нужно понимать только те месяцы, по итогам которых был получен положительный чистый доход (а не просто выручка).

Проще говоря, если предприниматель в каком-либо месяце получил выручку, однако ее сумма была меньше расходов или равна им (т. е. по итогам месяца получился нулевой чистый доход или даже убыток), такой месяц в расчете среднемесячного дохода не участвует. Таким образом, чистый доход предпринимателя будет «усредняться» только между прибыльными месяцами.

Однако тут следует отметить проблему, касающуюся гражданских доходов. Так, при расчете среднемесячного дохода неясно, например, как определить количество «доходных» месяцев в том случае, если в течение года предприниматель в одних месяцах получал гражданские доходы, а в других — предпринимательские. Скорее всего, в расчет будут приниматься все месяцы, в которых был хоть какой-то доход (без разницы: предпринимательский или гражданский). Хотя на данный момент наверняка утверждать это невозможно.

Таким образом, имея на руках сегодняшнюю декларацию о доходах, невозможно определиться даже приблизительно с тем, как именно будет происходить расчет чистого дохода и НДФЛ по окончании 2011 года. Остается только ждать новостей от налоговиков.

 

Об убытках

После того, как мы рассмотрели правила определения чистого дохода, самое время перейти к учету убытков. Итак, в течение года у предпринимателя в некоторых месяцах могут возникать убытки. Такое происходит, когда сумма расходов конкретного месяца не покрывается доходами такого месяца.

Причем предприниматели привыкли к тому, что до 01.01.2011 г. в случае возникновения «излишка» расходов его можно было смело учесть при подсчете чистого дохода в следующих месяцах или кварталах (в пределах календарного года), т. е. «внутригодовые» излишние расходы не «сгорали».

С 01.01.2011 г. вступил в силу Налоговый кодекс. На наш взгляд, он сохранил для предпринимателей прежнюю возможность учитывать убытки. Так, в пункте 164.1 Налогового кодекса сказано, что НДФЛ уплачивается с чистого годового дохода:

«Базой налогообложения для доходов, полученных от осуществления хозяйственной или независимой профессиональной деятельности, является чистый годовой налогооблагаемый доход, определяемый в соответствии с пунктом 177.2 статьи 177 и пунктом 178.3 статьи 178 этого Кодекса».

Совершенно очевидно, что при расчете годового чистого дохода прибыли и убытки различных месяцев должны «сворачиваться».

Кроме того, Налоговым кодексом для предпринимателей были отменены квартальные декларации о доходах, осталась только годовая декларация (пункт 177.11 Налогового кодекса). А это красноречиво свидетельствует о том, что отчетным периодом по НДФЛ для предпринимателя является только год (даже не квартал, и тем более, не месяц). А значит, чистый доход, с которого должен рассчитываться предпринимательский НДФЛ, нужно определять в конце года, учитывая все доходы и все расходы отчетного года. Иными словами, теоретически налоговики обязаны разрешить предпринимателям учитывать «внутригодовые» убытки.

Тем не менее на сегодняшний день позиция ГНАУ по этому вопросу, похоже, сложилась не в пользу предпринимателей. Так, на сайте ГНАУ (http://www.sta.gov.ua)
в разделе «Единая база налоговых знаний» (ЕБНЗ) на вопрос об убытках прозвучал следующий ответ:

«Действует до 06.08.2011. Каков алгоритм расчета НДФЛ ФЛП на общей системе налогообложения при подаче годовой декларации в случае, если в течение отчетного периода в разных месяцах возникали доход и/или убыток?

Согласно п. 177.1 ст. 177 раздела IV Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VІ, с изменениями и дополнениями (далее — НКУ), доходы физических лиц — предпринимателей, полученные в течение календарного года от осуществления хозяйственной деятельности, облагаются налогом по ставкам, определенным в пункте 167.1 статьи 167 этого Кодекса. Согласно п. 167.1 ст. 167 раздела IV НКУ ставка налога составляет 15 процентов базы налогообложения по полученным доходам физическим лицом — предпринимателем, а в случае если общая сумма полученных плательщиком налога в отчетном налоговом месяце доходов превышает десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года (в 2011 году превышает 9410 грн.), ставка налога составляет 17 процентов суммы превышения. В соответствии с п. 177.2 ст. 177 НКУ объектом налогообложения является чистый налогооблагаемый доход, т. е. разница между общим налогооблагаемым доходом (выручка в денежной и неденежной формах) и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью такого физического лица — предпринимателя. Для заполнения налоговой декларации за отчетный налоговый период (год) физические лица — предприниматели на общей системе налогообложения используют данные Книги учета доходов и расходов, которую ведут согласно требованиям приказа ГНА Украины от 24.12.2010 г. № 1025. При этом, поскольку ставка налога на доходы физических лиц зависит от полученных доходов физическим лицом — предпринимателем в отчетном месяце, то для правильного расчета налога на доходы физических лиц, который необходимо уплатить предпринимателю по результатам отчетного года, необходимо в конце каждого месяца суммировать чистый доход (графа 12) в Книге учета доходов и расходов».

 

В данной консультации следует обратить внимание на такие ключевые моменты:

— во-первых, чистый доход нужно рассчитывать не нарастающим итогом за год, а отдельно — за каждый месяц (несмотря на то, что отчетным периодом по НДФЛ для предпринимателя является год);

— во-вторых, формула, по которой определяется значение графы 12 Книги УДР, не предусматривает учет убытков прошлых месяцев. Это дает основания полагать, что налоговики не разрешают предпринимателям переносить убытки одних месяцев на доходы следующих (даже в пределах одного отчетного года);

— и наконец, в-третьих, указанная консультация действует до 06.08.2011 г., т. е. до того, как пункт 167.1 Налогового кодекса был пополнен абзацем 3. Поэтому о среднемесячном доходе предпринимателя в ней речь не идет.

Таким образом, до конца года ГНАУ должна издать новое разъяснение о том, можно ли учитывать убытки при подсчете среднемесячного годового чистого дохода. Возможно, оно будет положительным. Тут все зависит от формы новой декларации о доходах:

— если в ней выручка и расходы будут показываться одной строкой (общим итогом за год), то убытки учесть будет вполне возможно;

— если же выручка и расходы будут детализированы по месяцам, отстоять право на убытки будет сложно.

Впрочем, как бы ни проводились расчеты среднемесячного дохода, окончательную сумму НДФЛ предприниматели обязаны рассчитывать в рамках тех правил, которые установлены для них Налоговым кодексом, в частности пунктом 164.1 — т. е. от годового чистого дохода. Поэтому мы надеемся, что убытки учитывать им все-таки разрешат.

Хотя пока что в различных консультациях на форумах и интернет-конференциях налоговики дают стандартный ответ: предприниматель не имеет права на убыток (т. е. у него может быть только нулевой чистый доход). При этом прямо запретить учет убытков налоговики на местах опасаются, но и разрешать это тоже не спешат.

В любом случае, как только появятся какие-либо официальные разъяснения на этот счет, мы сообщим об этом читателям.

Ну а пока что на всякий случай рекомендуем подсчитывать в Книге УДР два вида итогов по графе 12 «Чистый доход»:

один — как того требуют налоговики — отдельно за каждый месяц (без учета убытков);

второй — нарастающим итогом, как это косвенно следует из Порядка № 1025. Сумма такого дохода пригодится на тот случай, если ГНАУ все же разрешит предпринимателям покрывать убытки одних месяцев доходом других.

 

О расходах, которые «разминулись» с доходом

При нынешних правилах налогообложения самым беспроблемным вариантом работы предпринимателя является такой: купил товар — и в этом же месяце его продал. Но всем понятно, что на практике такое случается довольно редко. Гораздо чаще покупка и продажа разнесены, как минимум, на месяц (а порой их разделяет квартал, а то и год). Та как же рассчитывать чистый доход в таком случае?

Для начала напомним два простых правила, которыми следует пользоваться при подсчете чистого дохода (исходя из норм Порядка № 1025):

— если мы имеем дело с расходами на покупку ТМЦ (товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов и т. д.), то такие расходы учитываются при исчислении чистого дохода (в графе 6 Книги УДР) только после получения связанного с ними дохода (независимо от даты, когда эти расходы фактически были понесены, хоть и несколько лет назад справка 3);

все остальные расходы (зарплата работников, ЕСВ, стоимость аренды, уплата налогов, консультационные услуги, строительные работы и др.) учитываются при подсчете чистого дохода в том месяце, в котором предприниматель их осуществил (уплатил деньги) справка 4. То есть эти расходы учитываются, «не дожидаясь» дохода.

Ну а теперь поговорим о каждой разновидности расходов подробнее.

 

Расходы на покупку ТМЦ

Среди всего многообразия разбросанных во времени доходов и расходов можно выделить два варианта «разброса»:

Вариант 1. Когда расходы опережают доход (это допустимо). Чтобы легче было понять, о чем идет речь, давайте рассмотрим два примера.

ПРИМЕР 1

Предположим, что предприниматель купил товар «N» в марте 2011 года, а продал его в июне 2011 года. Как правильно учесть расходы на покупку товара при определении суммы чистого дохода?

Согласно Порядку № 1025, в момент покупки товара его стоимость сразу попадает в графу 5 Книги УДР «Общая стоимость приобретенных ТМЦ». Однако при расчете чистого дохода данные графы 5 во внимание не принимаются. Поэтому чистый доход за март будет рассчитываться без учета расходов на покупку товара «N».

Но как только предприниматель получит выручку от продажи товара «N», он сможет сразу записать расходы на его приобретение в графу 6 Книги УДР (общая стоимость проданных товаров). Исходя из нашего примера такая запись произойдет в июне. Ну а поскольку суммы, указанные в графе 6 Книги УДР, учитываются при определении чистого дохода, то чистый доход за июнь будет рассчитан с учетом расходов на покупку товара «N».

Обратите внимание: для того, чтобы стоимость товара «N» попала в графу 5 Книги УДР (а затем — и в графу 6), у предпринимателя должен быть документ, подтверждающий покупку этого товара.

 

ПРИМЕР 2

Предприниматель купил товар «Y» в декабре 2010 года, а продал его в июне 2011 года. Как правильно учесть расходы на покупку товара при определении суммы чистого дохода?

В 2011 году предприниматель должен был завести Книгу УДР по новой форме. Товар, купленный до 2011 года и не проданный на тот момент, нужно было записать в эту Книгу (в графу 5). Но мы помним, что данные граф 2 и 5 Книги УДР не участвуют в расчете чистого дохода.

Далее, после получения выручки от продажи товара «Y», предприниматель имеет право записать стоимость, по которой этот товар был приобретен, в графу 6 Книги УДР. Исходя из нашего примера, такая запись произойдет в июне 2011 года. Ну а поскольку суммы, указанные в графе 6 Книги УДР, учитываются при определении чистого дохода, то чистый доход за июнь будет рассчитан с учетом расходов на покупку товара «Y». Тот факт, что такой товар был куплен в прошлом году, роли не играет.

Обратите внимание: для того, чтобы стоимость товара «Y» попала в графу 5 Книги УДР (а затем — и в графу 6), у предпринимателя должен быть документ, подтверждающий покупку этого товара.

С таким мнением соглашаются и налоговики, судя по их разъяснениям в ЕБНЗ.

 

Таким образом, если предприниматель сначала понес расходы на покупку ТМЦ (уплатил средства), а спустя какое-то время (неважно — месяц, квартал, год или несколько лет) получил доход от их продажи, ему опасаться нечего. Закупочную стоимость таких ТМЦ можно смело включать в расходы,невзирая на количество месяцев или даже лет, которые прошли с момента покупки ТМЦ до момента их продажи. Главное, чтобы этот товар не был куплен у физлица-единоналожника, ведь подпунктом 139.1.12 Налогового кодекса запрещено включать в расходы стоимость товаров, работ, услуг, купленных у таких лиц.

Теперь рассмотрим другой случай.

Вариант 2. Когда расходы запаздывают по отношению к доходу (этого желательно не допускать, особенно если доходы и расходы разбросаны по разным годам).

Бывает, что предприниматель берет товар у поставщика на реализацию или просто откладывает момент расчета за товар до тех пор, пока не продаст его. В таком случае у него сначала появляется доход от продажи товара и только после этого он осуществляет расходы (оплачивает поставщику стоимость товара). Как быть в таком случае? Разберемся на примерах.

ПРИМЕР 3

 

Предприниматель получил от поставщика товар «А» в июне 2011 года, продал его в июле, а оплату за негоперечислил поставщику только в августе. Как правильно учесть расходы на покупку товара при определении суммы чистого дохода?

Согласно Порядку № 1025 расходы на покупку товара отражаются в графе 5 Книги УДР только после того, как товар и получен, и оплачен. Поэтому в июне никаких записей в Книге УДР не будет справка 5.

В июле предприниматель получил доход от продажи товара «А» и должен был записать его в графу 3 Книги УДР «Размер полученных доходов от осуществления деятельности». При этом за проданные товары он с поставщиком все еще не рассчитался, поэтому учесть их стоимость в расходах не может (так как у него нет платежного документа, подтверждающего факт осуществления расходов).

И наконец, в августе предприниматель перечислил поставщику средства в оплату товара «А», и у него появился платежный документ, подтверждающий расходы. Значит, теперь он может сделать запись в графе 5 Книги УДР и сразу же продублировать ее в графе 6, поскольку товар уже продан. Ну а поскольку суммы, указанные в графе 6 Книги УДР, учитываются при определении чистого дохода, то чистый доход за август будет рассчитан с учетом расходов на покупку товара «А».

 

Обратите внимание: несмотря на то что доход от продажи товара «А» был получен в июле, расходы на его покупку учтены при подсчете чистого дохода за август (т. е. августовский доход уменьшен на расходы, связанные с июльским доходом). Сразу отметим, что не все налоговики на местах могут разделять данное мнение. Хотя положительные разъяснения на этот счет все-таки есть. Так, на сайте https://buhgalter.com.ua/dpa/theme.php?ID=144291 размещена следующая консультация налоговиков, предоставленная в рамках проекта «Дежурный по стране»:

«Дайте, пожалуйста, ответ на такой вопрос: ФЛП получило доход от продажи обуви в июле, а уплатило за товар поставщику в августе. Имеет ли право такое ФЛП при расчете чистого дохода за август учесть расходы на приобретение обуви?

<…>

Понесенные в августе расходы вы можете учитывать как расходы, непосредственно связанные с получением дохода в июле. Следует учитывать, что ФЛП на общей системе налогообложения подает декларацию за год в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года».

Таким образом, для предпринимателя отчетным периодом по НДФЛ является год. А значит, если в рамках одного календарного года он сначала продаст ТМЦ, а потом заплатит за них поставщику, то стоимость таких ТМЦ можно будет включить в расходы (в том месяце, в котором произойдет расчет с поставщиком).

Теперь на с. 19 рассмотрим похожий пример, но в котором расходы отстают от доходов на год.

ПРИМЕР 4

Предприниматель получил от поставщика товар «В» в ноябре 2010 года, продал его в декабре 2010 года, а оплату за негоперечислил поставщику только в январе 2011 года. Как правильно учесть расходы на покупку товара при определении суммы чистого дохода?

К сожалению, расходы на покупку товара «В» учесть не получится вообще.

Дело в том, что на момент его продажи (декабрь 2010 года) у предпринимателя еще не было платежного документа, подтверждающего факт расходов. Поэтому в декабре стоимость товара «В» нельзя было поставить в расходы.

Когда же платежный документ появился (январь 2011 года), стоимость товара «В» невозможно было учесть в расходах уже по другой причине. Поскольку отчетным периодом по НДФЛ для предпринимателя является год, то доход нового, 2011, года нельзя уменьшить на расходы, относящиеся к прошлогоднему доходу (ведь доход от продажи товара «В» был получен в 2010 году).

 

Итак, для предпринимателей вывод такой: лучше не откладывать расчеты с поставщиками, особенно за те товары, которые уже проданы. За все такие товары нужно рассчитаться до конца года.

 

Все остальные расходы

С расходами, которые не связаны с покупкой ТМЦ, проблем не было вплоть до 06.08.2011 г. Как следует из Порядка № 1025, их можно учесть при расчете чистого дохода в том месяце, в котором они осуществлены (не обращая внимания на их связь с доходом) справка 4.

Однако с 06.08.2011 г. в Налоговый кодекс были внесены изменения. В результате — предпринимателям оставили возможность учитывать только операционные расходы, а все остальные платежи в расходы включать теперь нельзя.

В связи с этим появились некоторые недоразумения, касающиеся того, какие платежи включаются в операционные расходы (и учитываются предпринимателем), а какие — включаются в прочие расходы (и для предпринимателей — под запретом). Одним таким камнем преткновения стал пункт 140.1 Налогового кодекса.

Согласно пункту 138.1 Налогового кодекса расходы, перечисленные в пункте 140.1 Налогового кодекса, не относятся к операционным, а являются прочими расходами. То есть предприниматели не могут учитывать их при определении чистого дохода. Вместе с тем многие позиции расходов, упомянутые в пункте 140.1 Налогового кодекса, встречаются и в списке операционных расходов, например: расходы на рекламу, расходы на гарантийный ремонт, командировочные и т. д. Почему так и как быть?

На самом деле, включение пункта 140.1 Налогового кодекса в состав прочих расходов — не совсем верный шаг со стороны законодателей. Ведь в данной норме представлены расходы двойного назначения, т. е. затраты, которые по своей сути могут быть как операционными (которые разрешены для предпринимателей), так и прочими (которые под запретом), и характеризуются лишь некоторыми особенностями отнесения их в состав расходов.

Таким образом, пункт 140.1 Налогового кодекса не следует воспринимать как прямой перечень запрещенных для предпринимателей расходов. Если какие-то из расходов, указанные в нем, так же упомянуты и в составе операционных расходов (пункты 138.4, 138.6 — 138.9, подпункты 138.10.2 — 138.10.4, пункт 138.11 Налогового кодекса), предприниматель может смело указывать их в Книге УДР и учитывать при расчете чистого дохода.

Ну а те расходы, которые в пункте 140.1 Налогового кодекса указаны, а в составе операционных расходов прямо не значатся, лучше до появления разъяснений от ГНАУ пока в расходы не включать.

 

Выводы

Исходя из информации, имеющейся на сегодняшний день, предприниматели на общей системе должны подсчитывать чистый доход ежемесячно (не нарастающим итогом). Причем налоговики намекают на то, что убытки прошлого месяца не учитываются при подсчете чистого дохода за следующий месяц.

Возможно, к концу года они издадут более либеральное разъяснение и разрешат переносить между месяцами «излишек» расходов, возникший в убыточных месяцах. Тем не менее мы не узнаем об этом до тех пор, пока не примут новую форму декларации о доходах. Поэтому сейчас в Книге УДР на всякий случай лучше подсчитывать два показателя чистого дохода:

— ежемесячно — чистый доход за конкретный месяц, без учета убытков;

— ежеквартально — общую сумму чистого дохода с начала года, нарастающим итогом с учетом убытков (на случай, вдруг налоговики разрешат предпринимателям учитывать внутригодовые убытки).


Справочная информация (справка)

1 Напоминаем, что к доходу, не превышающему 9410 грн., применяется ставка НДФЛ 15 %, а к превышающему — 17 % (к сумме превышения) и 15 % (к сумме, равной 9410 грн.).

2 Такой расчет условной суммы НДФЛгд (не по документам об уплаченном НДФЛ от работодателя или налогового агента), а как 15 % / 17 % от «грязной» суммы дохода продиктован несколькими факторами.

Во-первых, ГНАУ в письме от 03.02.2011 г. № 2346/6/17-0715, № 2918/7/17-0717 разъяснила следующее:

— для сравнения с пределом 9410 грн. во внимание принимается общая сумма начисленной зарплаты (т. е. «грязная» зарплата, не уменьшенная на ЕСВ и НСЛ);

— а вот расчет НДФЛ происходит уже от другой суммы, а именно от зарплаты за вычетом ЕСВ и НСЛ (эта сумма называется «база налогообложения»).

Получается, что для определения ставки НДФЛ при расчете среднемесячного дохода предприниматель должен учитывать «грязную» сумму зарплаты (и других гражданских доходов). Однако, определяя предпринимательский НДФЛ, из дохода нужно вычленить те суммы, с которых НДФЛ не удерживается (ЕСВ-удержания и НСЛ).

Сделать это напрямую невозможно, поскольку доход усреднен (ведь предприниматель рассчитал среднемесячный доход).

Тогда остается лишь один вариант: от общей суммы НДФЛ отнимать не фактически уплаченный в бюджет НДФЛ, а условный НДФЛ, начисленный именно на «грязный» гражданский доход (т. е. без уменьшения дохода на ЕСВ— удержания и НСЛ).

Во-вторых, упрощенный расчет условной суммы НДФЛгд (от «грязного» дохода) позволил бы избежать проблемы, связанной с изменением фактически уплаченного НДФЛ по итогам годового перерасчета по НДФЛ, который ежегодно обязаны производить работодатели в отношении своих наемных работников.

И в-третьих, данный способ расчета позволил бы предпринимателю не торопиться с подачей «гражданской» декларации (в случае необходимости ее подачи), поскольку не привязан к НДФЛ, фактически уплаченному по такой декларации.

Если же поступать иначе, а именно: при расчете среднемесячного дохода сразу учитывать доход, являющийся базой налогообложения для НДФЛ (например, «зарплата - ЕСВ - НСЛ» или «вознаграждение - ЕСВ»), то в таком случае при определении предпринимательского дохода нужно было бы отнимать не условный НДФЛгд, а фактический НДФЛ (уплаченный в бюджет работодателем, налоговым агентом или самим предпринимателем на основании гражданской декларации о доходах).

Однако такие действия сопряжены с неразрешаемыми проблемами в расчетах и, кроме того, могут повлечь претензии со стороны налоговиков в плане того, что предприниматель сравнивает с пределом в 9410 грн. неправильную сумму среднемесячного дохода.

3 Расходы можно учесть только в том случае, если у предпринимателя сохранились документы, подтверждающие факт уплаты денежных средств.

4 При этом нужно помнить о том, что уплаченные авансы в расходы включать нельзя (подпункт 139.1. 3 Налогового кодекса). Поэтому расходы на оплату работ (услуг) учитываются только после того, как они оплачены и получены (т. е. у предпринимателя появился акт приема-передачи таких работ (услуг)).

5 Во избежание придирок от налоговиков по поводу неоприходования товара, мы бы рекомендовали записывать стоимость товара в графу 5 Книги УДР сразу после его получения от поставщика. При этом в графе 4 можно указать реквизиты ТТН или налоговой накладной. Ну а в дальнейшем (при оплате товара) в графу 4 следует дописать реквизиты соответствующего платежного документа.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)