Налоговая милиция... изымает документы?
ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
УПКУ — Уголовно-процессуальный кодекс Украины от 28.12.60 г.
Закон № 509 — Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-ХІІ.
Закон об ОРД — Закон Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» от 18.02.92 г. № 2135-XII.
Начнем с того, что налоговая милиция находится в составе органов государственной налоговой службы (ст. 1 Закона № 509).
Полномочия налоговой милиции определены ст. 21 Закона № 509. В частности, налоговая милиция в соответствии с возложенными на нее задачами:
— осуществляет <...> оперативно-розыскную деятельность, досудебную подготовку материалов по протокольной форме, а также проводит дознание и досудебное (предварительное) следствие в рамках своей компетенции, принимает меры по возмещению причиненных государству убытков;
— выявляет причины и условия, которые способствовали совершению преступлений и других правонарушений в сфере налогообложения, принимает меры по их устранению.
Приходит ли налоговая милиция просто так?
Когда у налоговой милиции появляется повод для визита к субъекту хозяйствования (чтобы изъять документы либо их копии, нужен мотив для посещения)? Это только оперативно-розыскное либо уголовное дело согласно УПКУ, Закону об ОРД и Закону № 509 (см. цитату из Закона № 509 выше). А это, как вы понимаете, очень серьезный повод, который появился не случайно и оформлен надлежащим образом.
Далее. Согласно п. 61.3 НКУ органы Службы безопасности Украины, внутренних дел, налоговой милиции, прокуратуры и их служебные (должностные) лица не могут принимать непосредственное участие в проведении проверок, осуществляемых контролирующими органами, и проводить проверки субъектов предпринимательской деятельности по вопросам налогообложения.
Пунктом 1.3 приказа № 213 предусмотрено, что решение (приказ) о проведении проверки, осуществляемой в соответствии с УПКУ,принимается руководителем органа ГНС на основании постановления суда (определения суда) о назначении проверки или постановления органа дознания, следователя, прокурора.
Изъятие копий документов
Порядок и основания изъятия копий документов регламентируются НКУ:
НКУ
<...>
85.4. При проведении проверок должностные лица органа государственной налоговой службы имеют право получать у плательщиков налогов надлежащим образом заверенные копии первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов, сборов (обязательных платежей), нарушении требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы.
85.5. Запрещается изъятие оригиналов первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.
<...>
Таким образом, когда можно изымать копии документов? Только при проведении проверок. А мы уже выяснили, что налоговая милиция проверок не проводит!
Поэтому чаще всего общение с налоговой милицией субъекта хозяйствования — это просто предоставление информации на ее письменные запросы, которые вы можете подтверждать копиями документов. То есть если вам прислали письменный запрос от налоговой милиции, вы пишете письменное пояснение и, при необходимости, прилагаете копии документов и отсылаете по адресу налоговой милиции. Но! К изъятию копий документов это не имеет никакого отношения.
Изъятие оригиналов документов
Теперь что касается оригиналов документов. В п. 85.5 НКУ сказано, что случаи для их исключения предусмотрены в уголовно-процессуальном законодательстве, а именно в ст. 178 УПКУ:
УПКУ
<...>
Статья 178. Основания для проведения выемки и порядок дачи согласия на ее проведение
Выемка проводится в случаях, когда имеются точные данные, что предметы или документы, имеющие значение для дела, находятся у определенного лица или в определенном месте.
Выемка проводится по мотивированному постановлению следователя.
Выемка материальных носителей секретной информации и/или документов, содержащих банковскую тайну, проводится только по мотивированному постановлению судьи и в порядке, согласованном с руководителем соответствующего учреждения.
Принудительная выемка из жилья или другого владения лица, выемка документа исполнительного производства, а также выемка оригиналов первичных финансово-хозяйственных и/или бухгалтерских документов проводятся только по мотивированному постановлению судьи, которое выносится с соблюдением порядка, установленного частью пятой статьи 177 данного Кодекса.
<...>
Прежде всего отметим, что в НКУ употребляется термин «изъятие», а в УПКУ — термин «выемка». Однако они, по сути, являются синонимами. Теперь по существу. Выемку оригиналов первичных документов налоговая милиция может проводить только по мотивированному постановлению судьи, которое выносится с соблюдением определенного порядка. О каком именно порядке идет речь?
УПКУ
<...>
Статья 177. Основания для проведения обыска и порядок дачи согласия на его проведение
<...>
Обыск жилья или другого владения лица, за исключением безотлагательных случаев, проводится только по мотивированному постановлению судьи. При необходимости провести обыск следователь по согласованию с прокурором обращается с представлением к судье по месту проведения следствия. Судья, определяемый в порядке, установленном частью третьей статьи 162 этого Кодекса, немедленно рассматривает представление и материалы дела, а в случае необходимости выслушивает следователя, прокурора и при наличии оснований выносит постановление о проведении обыска или постановление об отказе в проведении обыска. Постановление судьи о проведении обыска обжалованию не подлежит. На постановление судьи об отказе в проведении обыска в течение трех суток со дня его вынесения прокурором может быть подана апелляция в апелляционный суд.
<...>
Еще раз подчеркнем, что без мотивированного постановления судьи никакое изъятие налоговой милицией оригиналов первичных документов невозможно.
Правда, следует иметь в виду следующее:
УПКУ
<...>
Статья 184. Обыск лица и выемка у него предметов и документов
При наличии оснований, предусмотренных частью первой статьи 177* этого Кодекса, с целью изъятия предметов и документов, которые могут иметь доказательное значение и которые находятся при определенном лице, следователь может провести обыск лица либо выемку у него этих предметов или документов.
Обыск лица либо выемка у него предметов и документов осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 177 и 178 этого Кодекса.
Обыск лица и выемка у него предметов и документов могут быть проведены без постановления в следующих случаях:
1) при физическом захвате подозреваемого уполномоченными на то лицами, если имеются достаточные основания считать, что задержанный имеет при себе оружие или другие предметы, представляющие угрозу для окружающих, или пытается освободиться от доказательств, разоблачающих его или других лиц в совершении преступления;
2) при задержании подозреваемого;
3) при взятии подозреваемого, обвиняемого под стражу;
4) при наличии достаточных оснований считать, что лицо, находящееся в помещении, где проводится обыск или принудительная выемка, скрывает при себе предметы или документы, имеющие значение для установления истины в деле.
Лица, участвующие в исполнении этих следственных действий, должны быть одного пола с лицом, которое обыскивают или у которого проводится выемка.
<...>
* Обыск проводится в тех случаях, когда имеются достаточные основания считать, что орудия преступления, вещи и ценности, добытые преступным путем, а также другие предметы и документы, имеющие значение для установления истины в деле либо обеспечения гражданского иска, находятся в определенном помещении либо месте или у какого-либо лица (ч. 1 ст. 177 УПКУ). — Примеч. ред.
<...>
Но! Как видим, случаи выемки оригиналов документов без постановления судьи носят особый, сугубо уголовный характер, и в повседневной жизни встречаются редко.
Надеемся, что в вашей жизни, уважаемые читатели, до этого не дойдет. Однако кто предупрежден — тот вооружен!