846 0

Виды санкций за нарушения в сфере хозяйствования

Постоянные изменения законодательной базы, касающейся начисления и уплаты налогов и сборов, а также отдельных правил осуществления хозяйственной деятельности нередко становятся причиной нарушения субъектами предпринимательства действующих нормативноправовых актов. А всякое нарушение чревато наказанием, т. е. привлечением субъекта хозяйствования и/или его должностных лиц к финансовой, административной и даже уголовной ответственности. Именно поэтому среди «вечных» вопросов, которые волнуют абсолютно всех, одно из первых мест занимает вопрос: сколько «стоит» то или иное нарушение?

В этом спецвыпуске мы расскажем о видах санкций, налагаемых на субъектов предпринимательства и их работников за наиболее распространенные нарушения законодательства, возникающие в процессе ведения хозяйственной деятельности.

Виды санкций за нарушения в сфере хозяйствования

Прежде всего следует сориентироваться в многообразии санкций за нарушения в сфере хозяйствования, а также проанализировать, к кому они могут применяться. Начнем с санкций, налагаемых на субъектов хозяйствования, к которым относятся юридические лица всех организационноправовых форм и форм собственности, а также физлица­предприниматели.



1.1. Санкции, применяемые к субъектам хозяйствования



В соответствии со ст. 217 ХКУ к субъектам хозяйствования применяются хозяйственные и административно­хозяйственные санкции. При этом хозяйственные санкции применяются самими участниками хозяйственных отношений, а административно­хозяйственные — уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 217 ХКУ).

Сразу отметим, что хозяйственные санкции, которые могут применять друг к другу субъекты хозяйствования за нарушение хозяйственных обязательств, не являются предметом рассмотрения этого спецвыпуска, а потому ограничимся их перечислением. Так, к субъекту хозяйствования, который не выполняет или выполняет ненадлежащим образом свои обязательства перед другим хозяйствующим субъектом, могут быть применены такие виды хозяйственных санкций:

— возмещение убытков;

— штрафные санкции;

— оперативнохозяйственные санкции (более подробно см. рис. 1.1 на с. 7).



49546.GIF



Административнохозяйственные санкции,
т. е. меры организационноправового либо имущественного характера, направленные на прекращение правонарушения и ликвидацию его последствий, применяются к субъектам хозяйствования уполномоченными органами государственной власти или местного самоуправления за нарушение установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности.

К административно­хозяйственным законодательство относит следующие виды санкций (ст. 239 ХКУ):

— изъятие прибыли (дохода);

— административно­хозяйственный штраф;

— взыскание сборов (обязательных платежей);

— применение антидемпинговых мер;

— прекращение экспортноимпортных операций;

— применение индивидуального режима лицензирования;

— приостановление действия лицензии (патента) на осуществление субъектом хозяйствования определенных видов хозяйственной деятельности;

— аннулирование лицензии (патента) на осуществление субъектом хозяйствования определенных видов хозяйственной деятельности;

— ограничение или приостановление деятельности субъекта хозяйствования;

— отмена государственной регистрации и ликвидация субъекта хозяйствования;

— другие административно­хозяйственные санкции, установленные ХКУ и другими законами.

Рассмотрим их подробнее.

Бесплатное изъятие прибыли (дохода) предполагает не только изъятие прибыли (дохода), полученного субъектом хозяйствования в результате нарушения установленных законодательством правил осуществления хозяйственной деятельности, но и суммы сокрытой (заниженной) прибыли (дохода) или суммы налога, не уплаченного за сокрытый объект налогообложения (абзац первый ч. 1 ст. 240 ХКУ). Кроме того, в порядке и в случаях, предусмотренных законом, кроме изъятия прибыли, к субъекту хозяйствования может быть применен штраф. При этом такой штраф не может превышать двукратного размера изъятой суммы, а в случае повторного нарушения в течение года после применения этой санкции — трехкратного размера изъятой суммы (абзац второй ч. 1 ст. 240 ХКУ).

Административнохозяйственный штраф — это денежная сумма, которая уплачивается субъектом хозяйствования в соответствующий бюджет в случае нарушения им установленных правил осуществления хозяйственной деятельности (ч. 1 ст. 241 ХКУ).

При этом согласно ч. 3 ст. 241 ХКУ административно­хозяйственных штраф может применяться в определенных законом случаях одновременно с другими административно­хозяйственными санкциями.

Такая санкция, как взыскание сборов (обязательных платежей), применяется в случае нарушения субъектом хозяйствования установленных правил учета или отчетности по уплате этих сборов (обязательных платежей) либо их неуплаты или неполной уплаты. В этих случаях сумма, подлежащая уплате, взыскивается в соответствующий бюджет.

В случае осуществления участниками хозяйственных отношений внешнеэкономической деятельности, связанной с получением незаконного преимущества на рынке Украины (осуществления демпингового импорта, субсидированного импорта, других действий, которые определяются законом как недобросовестная конкуренция), которая причинила вред экономике Украины или создала угрозу такого вреда, к ним могут применяться антидемпинговые, компенсационные или специальные меры в соответствии с законом
(ч. 1 ст. 244 ХКУ).

Недобросовестная конкуренция, размещение валютных ценностей с нарушением установленного законодательством порядка на счетах и вкладах за пределами Украины, а также совершение других действий, причиняющих вред экономике Украины, могут привести к прекращению экспортноимпортных операций субъектов хозяйствования, которые их совершают (ч. 1 ст. 245 ХКУ).

За нарушение правил осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении антимонопольных мероприятий, запрета недобросовестной конкуренции и других правил, которыми устанавливаются определенные ограничения или запреты в осуществлении внешнеэкономической деятельности, к субъектам хозяйствования может применяться индивидуальный режим лицензирования (ч. 2 ст. 245 ХКУ).

Ограничение и приостановление деятельности субъекта хозяйствования, которая осуществляется с нарушением экологических требований, могут применяться как административно­хозяйственные санкции КМУ, Советом министров АР Крым, другими уполномоченными органами в порядке, установленном законом (ч. 2 ст. 246 ХКУ). Госорганы по вопросам защиты прав потребителей имеют право в случаях и в порядке, предусмотренных законом, принимать обязательные решения о прекращении субъектом хозяйствования производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), отгрузки и реализации товаров, которые не соответствуют требованиям нормативных актов (ч. 4 ст. 246 ХКУ). Кроме того, может быть временно прекращена деятельность предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг, которые неоднократно допускали реализацию недоброкачественных товаров или систематически нарушают установленные законодательством правила торговли и предоставления услуг или условия хранения и транспортировки товаров (ч. 3 ст. 246 ХКУ).

Отмена государственной регистрации субъекта хозяйствования за осуществление деятельности, противоречащей закону или учредительным документам, влечет за собой его ликвидацию. Этот вид административно­хозяйственных санкций может применяться только по решению суда (ст. 247 ХКУ).

Помимо перечисленных, к субъектам хозяйствования могут применяться и другие административно­хозяйственные санкции, предусмотренные законами. В частности, к таким санкциям можно отнести пеню.



1.2. Санкции, применяемые к физическим лицам



За нарушения норм законодательства негативные последствия могут наступить также для отдельных работников субъекта хозяйствования и для самозанятых физических лиц. Они могут привлекаться к административной или уголовной ответственности.

Административные взыскания делятся на основные и дополнительные. При этом за одно административное правонарушение может налагаться только одно основное или основное и одно из дополнительных взысканий (ч. 2 ст. 25 КУоАП).

Статья 24 КУоАП предусматривает следующие виды основных административных взысканий:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) оплатное изъятие предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

4) конфискация:

— предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

— денежных средств, полученных в результате совершения административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного гражданину (например, права управления транспортными средствами, права на охоту);

6) общественные работы;

7) исправительные работы;

8) административный арест.

Кроме того, законами Украины могут устанавливаться и другие, кроме указанных выше, виды административных взысканий (ч. 2 ст. 24 КУоАП).

В соответствии с ч. 1 ст. 25 КУоАП оплатное изъятие и конфискация предметов могут применяться и как основное взыскание, и как дополнительное.

Дадим общую характеристику тех административных взысканий, которые наиболее часто применяются к должностным лицам субъекта хозяйствования, его работникам, а также физическим лицам, использующим наемный труд.

Штраф как административная санкция (ст. 27 КУоАП) представляет собой денежное взыскание, которое может налагаться как по решению суда
(в результате рассмотрения админдела), так и контролирующими органами (в предусмотренных законом случаях и в установленном порядке).

Оплатное изъятие предмета, который стал орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, заключается в его принудительном изъятии по решению суда и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику с вычетом затрат по реализации изъятого предмета (ч. 1 ст. 28 КУоАП).

Конфискация предмета, который стал орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительной бесплатной передаче этого предмета в собственность государства по решению суда. Как видим, отличие конфискации от оплатного изъятия заключается в том, что она не предполагает возмещения стоимости конфискованного предмета. Конфискации подлежат только предметы, находящиеся в собственности нарушителя (ч. 1 ст. 29 КУоАП).

Хотим обратить внимание на отличие конфискации и оплатного изъятия предмета от изъятия и выемки. Следует помнить, что изъятие и выемка не являются видом санкции. Они выступают лишь способами установления фактических данных в ходе осуществления контроля за деятельностью субъекта хозяйствования или расследования уголовного дела.

Так, согласно КУоАП изъятие вещей и документов является средством установления доказательств в деле об административном правонарушении (ст. 251 КУоАП). При этом изымаются только вещи и документы, которые являются средством либо непосредственным объектом правонарушения (ст. 265 КУоАП). Об изъятии составляется протокол или делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении (ч. 2 ст. 265 КУоАП). После рассмотрения дела (в зависимости от результатов) изъятые вещи могут быть в установленном порядке конфискованы, либо возвращены владельцу, либо уничтожены, а при оплатном изъятии вещей реализованы.

В рамках расследования преступления по мотивированному постановлению следователя может быть проведена выемка предметов, а выемка из жилья либо иного владения лица, а также выемка оригиналов первичных финансово­хозяйственных и/или бухгалтерских документов осуществляется только по мотивированному постановлению судьи (ст. 178 УПК).

Обратите внимание: согласно п. 85.5 ст. 85 НКУ запрещается изъятие оригиналов первичных финансово­хозяйственных, бухгалтерских и других документов, за исключением случаев, предусмотренных УПК. При этом, по разъяснениям налоговиков, приведенным в письме ГНАУ от 06.04.2011 г. № 4241/5/291016, этим исключением как раз и является выемка документов по постановлению судьи в соответствии со ст. 178 УПК. Для этого органам государственной налоговой службы предоставлено право обращаться в суд с заявлением об изъятии оригиналов первичных финансово­хозяйственных и бухгалтерских документов (п.п. 20.1.40 ст. 20 НКУ).

Общественные работы заключаются в выполнении лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от работы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяют органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 301 КУоАП). Общественные работы назначаются по решению суда на срок от 20 до 60 часов и проводятся не более чем 4 часа в день.

Исправительные работы за админправонарушение применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего нарушение, и с отчислением до 20 % из его заработка в доход государства (ч. 1 ст. 31 КУоАП). Исправительные работы также могут применяться только по решению суда.

Среди уголовных наказаний, которые применяются за нарушения в сфере хозяйствования, следует назвать штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, общественные либо исправительные работы, конфискация имущества, ограничение либо лишение свободы (ст. 51 УКУ).

Коротко остановимся на общих требованиях к применению каждого из названных наказаний.

Уголовные наказания, так же как и административные взыскания, делятся на основные и дополнительные. Последние могут применяться только наряду с основными. В частности, к дополнительным наказаниям относится конфискация имущества. Она не может выполнять роль основного наказания (ч. 2 ст. 52 УКУ).

Некоторые из названных выше видов наказаний могут применяться и как основное наказание, и как дополнительное. К таким наказаниям, в частности, отнесены штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 52 УКУ).

Важное значение деления наказаний на основные и дополнительные заключается в том, что за одно и то же преступление может быть назначено только одно основное наказание и только то, которое прямо указано в санкции статьи Особенной части УКУ. Наряду с основным наказанием может быть назначено одно или несколько дополнительных наказаний (ч. 4 ст. 52 УКУ).

Выявлять нарушения в сфере хозяйствования могут контролирующие органы во время проведения плановых и внеплановых проверок. Однако расследование выявленного преступления может не входить в компетенцию контролирующего органа, поэтому о выявленных признаках преступления он должен сообщить органам, в компетенцию которых входит расследование соответствующего преступления. Органы, которые уполномочены осуществлять досудебное следствие в случае совершения различных преступлений, перечислены в ст. 112 УПК. Наказания за преступления могут применяться только судом.

Обращаем внимание: зачастую квалификация правонарушения осуществляется в зависимости от размера причиненного им материального ущерба, который, как правило, устанавливается в не облагаемых налогом минимумах доходов граждан (далее — ннмдг). Напомним, согласно п. 5 подразд. 1 разд. ХХ НКУ если нормы других законов содержат ссылку на ннмдг, то для целей их применения используется сумма в размере 17 грн., кроме норм административного и уголовного законодательства в части квалификации преступлений или правонарушений, для которых сумма ннмдг устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной п.п. 169.1.1 ст. 169 НКУ для соответствующего года.

Таким образом, для квалификации преступлений или правонарушений в уголовном и административном законодательстве сумма ннмдг устанавливается на уровне налоговой социальной льготы (в 2011 году — 470,50 грн.). А вот при начислении штрафных санкций ннмдг составляет 17 грн.

А теперь немного расскажем о правилах применения конкретных наказаний.

Штраф представляет собой денежное взыскание, которое налагается судом в случаях и в пределах, установленных в Особенной части УКУ (ч. 1 ст. 53 УКУ). При этом Особенная часть УКУ не предусматривает конкретного размера штрафа, устанавливая только верхнюю либо верхнюю и нижнюю его границы. Конкретный размер штрафа за то или иное преступление определяется судом в зависимости от тяжести совершенного преступления и с учетом имущественного состояния виновного лица (ч. 2 ст. 53 УКУ).

В случае невозможности уплаты штрафа суд может заменить неуплаченную сумму штрафа наказанием в виде общественных работ из расчета 10 часов общественных работ за 1 ннмдг (17 грн.) либо исправительными работами из расчета 1 месяц исправительных работ за 4 ннмдг (68 грн.), но на срок не более двух лет (ч. 5 ст. 53 УКУ).

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено как основное наказание на срок от двух до пяти лет или как дополнительное наказание на срок от одного до трех лет (ч. 1 ст. 55 УКУ). Причем суд может применить указанное наказание в качестве дополнительного и в том случае, если оно не предусмотрено санкцией статьи Особенной части УКУ при условии, что характер преступления, совершенного в связи с занятием определенной должности либо определенной деятельностью, личность осужденного, другие обстоятельства дела дают суду основания признать невозможным сохранение за осужденным права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
(ч. 2 ст. 55 УКУ).

Общественные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяют органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 56 УКУ). Этот вид наказания устанавливается на срок от 60 до 240 часов и не может осуществляться более чем 4 часа в день (ч. 2 ст. 56 УКУ). Обращаем внимание на то, что общественные работы не могут назначаться инвалидам первой или второй группы, беременным женщинам, лицам, достигшим пенсионного возраста, а также военнослужащим срочной службы (ч. 3 ст. 56 УКУ).

Исправительные работы устанавливаются на срок от шести месяцев до двух лет и осуществляются по месту работы осужденного. Из суммы заработка осужденного к исправительным работам удерживается в доход государства сумма в размере, установленном приговором суда, но в пределах от 10 до 20 % (ч. 1 ст. 57 УКУ). При этом следует помнить, что не допускаются отчисления из компенсационных и других выплат, на которые согласно законодательству не обращается взыскание (ст. 129 КЗоТ). Перечень выплат, на которые не обращается взыскание, приведен в ст. 73 Закона об исполнительном производстве.

Исправительные работы не применяются к беременным женщинам и женщинам, находящимся в отпуске для ухода за ребенком, к нетрудоспособным лицам, к лицам, не достигшим 16 лет либо достигшим пенсионного возраста, а также к военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, работникам правоохранительных органов, нотариусам, судьям, прокурорам, адвокатам, госслужащим, должностным лицам органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 57 УКУ).

Лицам, которые стали нетрудоспособными после вынесения приговора суда, исправительные работы суд может заменить штрафом из расчета 3 ннмдг (51 грн.) за один месяц исправительных работ (ч. 3 ст. 57 УКУ).

Наказание в виде конфискации имущества заключается в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего либо части имущества, являющегося собственностью осужденного (ч. 1 ст. 59 УКУ). Если конфискуется часть имущества, суд должен в приговоре указать, какая именно часть, либо перечислить подлежащие конфискации предметы (ч. 1 ст. 59 УКУ). В соответствии с ч. 3 ст. 59 УКУ перечень не подлежащего конфискации имущества определяется законом Украины. На сегодняшний день этот перечень приведен в приложении к УКУ 1960 года, которое остается действующим согласно Заключительным и переходным положениям УКУ.

Наказание в виде ограничения свободы заключается в содержании лица в уголовноисполнительных учреждениях открытого типа без изоляции от общества в условиях осуществления надзора за ним с обязательным привлечением осужденного к труду (ч. 1 ст. 61 УКУ). Этот вид наказания устанавливается на срок от одного до пяти лет (ч. 2 ст. 61 УКУ) и не может применяться к несовершеннолетним, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, достигшим пенсионного возраста, военнослужащим срочной службы, к инвалидам I и II группы (ч. 2 — 3 ст. 61 УКУ).

Лишение свободы на определенный срок заключается в изоляции осужденного и помещении его на определенный срок в уголовноисполнительное учреждение закрытого типа. Согласно ч. 2 ст. 63 УКУ такое наказание устанавливается на срок от одного до пятнадцати лет, за исключением случаев, предусмотренных Общей частью УКУ.

И еще одно, на что хотим обратить внимание. За целый ряд нарушений административная и уголовная ответственность может применяться только к должностным (служебным) лицам.
В связи с этим отметим, что, по мнению Верховного Суда Украины, предприниматель — физическое лицо, который зарегистрирован в соответствии с законом и осуществляет хозяйственную деятельность, не может признаваться служебным лицом (абзац второй п. 5 постановления Пленума ВСУ от 08.10.2004 г. № 15), а значит, к нему не могут применяться меры административной или уголовной ответственности, субъектом которых определено должностное (служебное) лицо. Признают это и налоговики (см. письмо ГНА в г. Киеве от 29.11.2006 г. № 992/10/31106). Кроме того, вывод о том, что предприниматель не может признаваться исполняющим постоянно, временно или по специальному полномочию обязанности (организационнораспорядительные или административно­хозяйственные) служебного лица, содержится и в письме Управления юридического обеспечения МВД Украины от 15.04.2011 г. № 12/1929. 
Продолжение читай тут. 


Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)