1338 0

Ответственность за нарушение порядка использования средств фондов социального страхования

Постоянные изменения законодательной базы, касающейся начисления и уплаты налогов и сборов, а также отдельных правил осуществления хозяйственной деятельности нередко становятся причиной нарушения субъектами предпринимательства действующих нормативноправовых актов. А всякое нарушение чревато наказанием, т. е. привлечением субъекта хозяйствования и/или его должностных лиц к финансовой, административной и даже уголовной ответственности. Именно поэтому среди «вечных» вопросов, которые волнуют абсолютно всех, одно из первых мест занимает вопрос: сколько «стоит» то или иное нарушение?

В этом спецвыпуске мы расскажем о видах санкций, налагаемых на субъектов предпринимательства и их работников за наиболее распространенные нарушения законодательства, возникающие в процессе ведения хозяйственной деятельности.

Начало читай тут.

Ответственность за нарушение порядка использования средств фондов социального страхования

5.1. Полномочия Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности

С целью контроля за правильным расходованием средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности (далее — ФВПТ) его рабочие органы имеют право:

— проводить проверки обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности застрахованным лицам (п. 1 ч. 1 ст. 28 Закона № 2240);

— получать бесплатно от государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан — субъектов предпринимательской деятельности сведения об использовании страховых средств (п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона № 2240);

— проводить проверки правильности использования страховых средств на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, у физических лиц, использующих труд наемных работников (п. 3 ч. 1 ст. 28 Закона № 2240);

— получать необходимые пояснения (в том числе письменные) по вопросам, возникающим во время проверок (п. 4 ч. 1 ст. 28 Закона № 2240);

налагать финансовые санкции и административные штрафы, предусмотренные Законом № 2240 и другими актами законодательства (п. 6 ч. 1 ст. 28 Закона № 2240);

— поднимать в соответствии с законодательством вопрос о привлечении должностных лиц к ответственности за нарушения законодательства в сфере общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, требовать предоставления информации о принятых мерах (п. 7 ч. 1 ст. 28 Закона № 2240);

— использовать сведения Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, необходимые для обеспечения выполнения возложенных на ФВПТ функций (п. 8 ч. 1 ст. 28 Закона № 2240).

Кроме того, на период до полного погашения (взыскания) задолженности по уплате страховых взносов в ФВПТ и сумм штрафных санкций, начисленных и не уплаченных (не погашенных) в период до 01.01.2011 г., в том числе начисленных взносов, срок уплаты которых на 01.01.2011 г. не наступил, и соответствующих штрафных санкций, за ФВПТ сохраняются полномочия по контролю за правильностью начисления, своевременностью уплаты страховых взносов, применению финансовых санкций, которыми он был наделен до вступления в силу Закона № 2464(ч. 7 разд. VIII Закона № 2464). При этом проверки страхователей за период до 1 января 2011 года проводятся органами ФВПТ единоразово.

Порядок проведения проверок страхователей установлен Инструкцией № 29. По результатам проверки составляется акт, в котором должны быть четко изложены факты нарушений, выявленных во время проверки, со ссылкой на соответствующий нормативноправовой акт.

В случае обнаружения нарушений, связанных с порядком использования страховых средств, по материалам акта проверки и результатам рассмотрения возражений страхователя (при их наличии) руководитель органа ФВПТ или его заместитель принимает решение о возврате средств ФВПТ и применении финансовых санкций, которое направляется страхователю вместе с письмом о результатах рассмотрения возражений (при их наличии) в течение 20 календарных дней со дня подписания акта проверки.

Страхователи обязаны в 10дневный срок после получения решения органа ФВПТ перечислить страховые средства, использованные с нарушением, а также финансовые санкции (ч. 2 ст. 22 Закона № 2240).

В случае несвоевременного выполнения страхователем решения о возврате средств ФВПТ и применении финансовых санкций или выполнения его не в полном объеме на страхователей налагается штраф и начисляется пеня в соответствии с абзацами вторым и третьим ч. 1 ст. 30 Закона № 2240 (см. пп. 2 и 3 табл. 5.1 на с. 74). Решение о применении данных финансовых санкций принимается и направляется страхователю в течение 20 календарных дней со дня окончания срока, установленного для выполнения решения о возврате средств ФВПТ и применении финансовых санкций.

В случае если страхователь считает, что орган ФВПТ неправильно определил суммы страховых средств, использованные с нарушением установленного порядка, и финансовых санкций, то он в течение 10 календарных дней со дня получения такого решения имеет право в письменной форме обратиться к указанному органу ФВПТ с жалобой о пересмотре этого решения.

Руководитель органа ФВПТ (или его заместитель) обязан принять мотивированное решение и направить его в течение 20 календарных дней после получения жалобы в адрес страхователя по почте заказным письмом или предоставить руководителю либо уполномоченному лицу страхователя под расписку. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более 60 календарных дней, о чем страхователь уведомляется до окончания 20дневного срока.

В случае если орган ФВПТ направляет решение о полном или частичном отказе в удовлетворении жалобы, страхователь в течение 10 календарных дней со дня получения ответа имеет право обратиться с повторной жалобой в вышестоящий орган ФВПТ или в суд. Повторная жалоба рассматривается вышестоящим органом ФВПТ также в течение 20 календарных дней. При этом срок рассмотрения повторной жалобы может быть продлен, но не более 60 календарных дней, о чем страхователь уведомляется до окончания 20дневного срока.

Если мотивированное решение по жалобе не направляется страхователю в течение 20дневного срока или в течение срока, на который рассмотрение продлено, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу страхователя со дня, следующего за последним днем указанных сроков. Также жалоба считается полностью удовлетворенной, если решение о продлении сроков ее рассмотрения не было отправлено страхователю до истечения 20 дней после получения жалобы соответствующим органом ФВПТ.

При этом следует помнить, что своевременно поданная жалоба приостанавливает сроки уплаты страховых средств и финансовых санкций до вынесения решения органом ФВПТ высшего уровня или до дня вступления судебного решения в законную силу.

Кроме финансовых санкций, применяемых к страхователям, органы ФВПТ могут налагать на должностных лиц страхователей и физических лиц, использующих наемный труд, административные штрафы.

В соответствии со ст. 24411 КУоАП органы ФВПТ рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением (ст. 1655 КУоАП), и совершением действий, препятствующих уполномоченным лицам органов ФВПТ в проведении проверок (ст. 18823 КУоАП).

Право рассматривать дела об административных правонарушениях и применять финансовые санкции имеют руководитель исполнительной дирекции ФВПТ, его заместители, руководители исполнительных дирекций отделений ФВПТ
в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе и их заместители, руководители районных, межрайонных, городских, районных в городах исполнительных дирекций отделений ФВПТ.

5.2. Санкции, применяемые Фондом социального страхования по временной потере трудоспособности

Административнохозяйственные санкции, которые применяются к страхователям за нарушение порядка использования средств ФВПТ, установлены ст. 30 Закона № 2240. Кроме того, как было указано выше, должностные лица страхователя и физические лица, использующие наемный труд, могут привлекаться к административной ответственности в соответствии с КУоАП.

Обобщим санкции за нарушения законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, в табл. 5.1 на с. 74.

Таблица 5.1

№ п/п

Вид нарушения

Санкция за нарушение

Нормативно­правовой акт

1

2

3

4

Административнохозяйственные санкции

1

Нарушение порядка использования страховых средств ФВПТ

Возмещение страхователем в полном объеме неправомерно израсходованной суммы страховых средств и/или стоимости предоставленных социальных услуг

Абзац первый ч. 1 ст. 30 Закона № 2240

Штраф в размере 50 % суммы средств, использованных
с нарушением установленного порядка

2

Несвоевременный возврат или возврат не в полном объеме страховых средств, полученных и не использованных для предоставления материального обеспечения наемным работникам либо использованных с нарушением установленного порядка, в соответствии с ч. 1 ст. 21 и 22 Закона № 2240

Штраф в размере 10 % несвоевременно возвращенных или возвращенных не в полном объеме страховых средств

Абзац второй ч. 1 ст. 30 Закона № 2240

Пеня в размере 0,1 % несвоевременно возвращенных страховых средств за каждый день просрочки платежа

Абзац третий ч. 1 ст. 30 Закона № 2240

3

Несвоевременное перечисление штрафных санкций, отраженных в решении о возврате средств ФВПТ и применении финансовых санкций (см. п. 1 данной таблицы)

Пеня в размере 0,1 % таких сумм за каждый день просрочки платежа

Абзац третий ч. 1 ст. 30 Закона № 2240

Административная ответственность

4

Нарушение порядка использования средств ФВПТ

Штраф на должностных лиц страхователя и физлиц, использующих наемный труд, в размере от 8 до 15 ннмдг(от 136 до 255 грн.)

Ч. 1 ст. 1655 КУоАП

5

Несвоевременный или неполный возврат средств ФВПТ, использованных с нарушением установленного порядка

6

Несвоевременное предоставление или непредоставление установленной отчетности

7

Предоставление недостоверной отчетности об использовании страховых средств

8

Совершение действий, указанных в пп. 4 — 7 данной таблицы, лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности за те же правонарушения

Штраф на должностных лиц страхователя и физлиц, использующих наемный труд, в размере от 10 до 20 ннмдг(от 170 до 340 грн.)

Ч. 2 ст. 1655 КУоАП

9

Совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам ФВПТ в проведении проверок использования страховых средств

Штраф на должностных лиц страхователя в размере
от 8 до 15 ннмдг(от 136 до 255 грн.)

Ч. 1 ст. 18823 КУоАП

10

Совершение действий, указанных в п. 9 данной таблицы, лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности за то же правонарушение

Штраф на должностных лиц страхователя в размере
от 10 до 20 ннмдг(от 170 до 340 грн.)

Ч. 2 ст. 18823 КУоАП

5.3. Санкции за нарушение порядка расходования средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве

Выплаты, связанные с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, осуществляются за счет средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины (далее — ФНС). Именно этот Фонд осуществляет контроль за правильностью использования данных средств страхователями.

Для осуществления возложенных на него функций ФНС имеет право (ст. 241 Закона № 1105):

— проводить проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности, вида экономической деятельности и хозяйствования порядка использования страховых средств, перечисленных ФНС для финансирования страховых выплат и социальных услуг (п. 3 ст. 241 Закона № 1105);

— получать необходимые пояснения (в том числе в письменной форме) по вопросам, возникающим во время проверки (п. 5 ст. 241 Закона № 1105);

применять финансовые санкции и налагать административные штрафы согласно закону.

Кроме того, на период до полного взыскания задолженности по уплате страховых взносов в ФНС и сумм штрафных санкций, начисленных и/или не уплаченных в период до 01.01.2011 г., в том числе начисленных взносов, срок уплаты которых на 01.01.2011 г. не наступил, и соответствующих штрафных санкций за ФНС сохраняются полномочия по контролю за правильностью начисления и своевременностью уплаты страховых взносов, применению финансовых санкций, которыми ФНС был наделен до вступления в силу Закона № 2464.

В соответствии со ст. 52 Закона № 1105 за нарушение порядка использования средств общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, повлекших потерю трудоспособности, несвоевременный или неполный их возврат, несвоевременное предоставление или непредоставление установленной отчетности, предоставление недостоверной отчетности по страховым средствам, несвоевременное информирование ФНС о годовом фактическом объеме реализованной продукции (работ, услуг), несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, которые произошли на предприятии, об изменениях технологии работ или вида деятельности предприятия страхователь привлекается к ответственности согласно закону. В то же время конкретной меры ответственности страхователя ни Закон № 1105, ни другие законодательные акты не содержат.

Что касается санкций, налагаемых на должностных лиц страхователя, а также на физических лиц, использующих наемный труд, то они установлены КУоАП.

Согласно ст. 24410 КУоАП органы ФНС рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (ст. 1654 КУоАП), а также с совершением действий, препятствующих уполномоченным лицам органов ФНС при осуществлении проверок (ст. 18823 КУоАП).

От имени ФНС рассматривать дела обадминистративных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право руководитель исполнительной дирекции ФНС и его заместители, руководители рабочих органов исполнительной дирекции ФНС в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе и их заместители, руководители районных и городских отделений исполнительной дирекции ФНС.

Санкции, налагаемые ФНС на должностных лиц страхователя и физических лиц, использующих наемный труд, обобщим в табл. 5.2.

Таблица 5.2

№ п/п

Вид нарушения

Санкция за нарушение

Нормативно­правовой акт

1

2

3

4

Административная ответственность

1

Нарушение порядка использования средств общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, повлекших потерю трудоспособности, несвоевременный или неполный их возврат

Штраф на должностных лиц и физических лиц, использующих наемный труд, в размере
от 8 до 15 ннмдг(от 136 до 255 грн.)

Ч. 1 ст. 1654 КУоАП

2

Несвоевременное предоставление или непредоставление установленной отчетности

3

Предоставление недостоверной отчетности о страховых средствах

4

Несвоевременное информирование ФНС о годовом фактическом объеме реализованной продукции (работ, услуг), несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, произошедших на предприятии, об изменениях технологии работ или вида деятельности предприятия

5

Совершение действий, указанных в п. 1 — 4 данной таблицы, лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности за те же нарушения

Штраф на должностных лиц и физических лиц, использующих наемный труд, в размере
от 10 до 20 ннмдг(от 170 до 340 грн.)

Ч. 2 ст. 1654 КУоАП

6

Совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам ФНС в проведении проверок использования страховых средств

Штраф на должностных лиц в размере
от 8 до 15 ннмдг(от 136 до 255 грн.)

Ч. 1 ст. 18823 КУоАП

7

Совершение действий, указанных в п. 6 данной таблицы, лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности за то же нарушение

Штраф на должностных лиц в размере
от 10 до 20 ннмдг(от 170 до 340 грн.)

Ч. 2 ст. 18823 КУоАП

5.4. Санкции, налагаемые Фондом социального страхования на случай безработицы

Контроль правильности осуществления расходов по страхованию на случай безработицы, расследование страховых случаев и обоснованности выплаты материального обеспечения осуществляют исполнительная дирекция Фонда социального страхования на случай безработицы (далее — ФБ) и ее рабочие органы. При этом функции рабочих органов возлагаются на центры занятости АР Крым, областные, Киевский и Севастопольский городские, районные, городские и районные в городах центры занятости.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона № 1533 ФБ имеет право:

— проверять достоверность сведений, предоставленных работодателем для получения средств ФБ, соблюдение порядка использования работодателем выделенных ему средств и останавливать выплаты в случае отказа или препятствования со стороны работодателя в проведении проверки, выявления фактов предоставления работодателем недостоверных сведений или нарушения им порядка использования средств ФБ;

— получать необходимые пояснения (в том числе в письменной форме) по вопросам, возникающим в ходе проверки;

взимать финансовые санкции и административные штрафы, предусмотренные за нарушение требований Закона № 1533;

— взимать с работодателя сумму страховых средств и стоимости социальных услуг, предоставляемых безработному в случае восстановления его на работе по решению суда, а также незаконно выплаченные безработному суммы материального обеспечения в случае несообщения работодателем о принятии его на работу;

— требовать от руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также от физических лиц устранения выявленных фактов нарушения законодательства о страховании на случай безработицы.

Кроме того, на период до полного взыскания задолженности по уплате страховых взносов в ФБ и сумм штрафных санкций, начисленных
и/или не уплаченных в период до 01.01.2011 г., в том числе начисленных взносов, срок уплаты которых на 01.01.2011 г. не наступил, и соответствующих штрафных санкций (пени и штрафов) центры занятости имеют право осуществлять проверки правильности начисления, своевременности и полноты перечисления взноса в ФБ и применять финансовые санкции в соответствии с законодательством, которое действовало до вступления в силу Закона № 2464. Такие проверки центры занятости проводят единоразово за период со дня проведения последней проверки или с даты приобретения статуса плательщика страховых взносов (если проверка проводится впервые) до 01.01.2011 г.

Обращаем внимание: в соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона № 1533 сроки давности в случае взыскания штрафных санкций, предусмотренных этим Законом, административных штрафов, а также других видов задолженности перед ФБ не применяются.

Налагать финансовые санкции на страхователей и административные штрафы на их должностных лиц и физлиц, использующих наемный труд, от имени ФБ имеют право руководитель исполнительной дирекции ФБ, его заместители, руководители рабочих органов исполнительной дирекции ФБ — центра занятости АР Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских, районных, городских и районных в городах центров занятости и их заместители (ч. 5 ст. 38 Закона № 1533).

Санкции, предусмотренныезаконодательством за нарушение порядка использования средств ФБ, обобщим в табл. 5.3.

Таблица 5.3

№ п/п

Вид нарушения

Санкция за нарушение

Нормативно­правовой акт

1

2

3

4

Административнохозяйственные санкции

1

Нарушение работодателем порядка использования средств ФБ

Штраф на страхователя в размере предоставленной ФБ суммы, использованной
с нарушением

Ч. 2 ст. 38 Закона № 1533

Административная ответственность

2

Нарушение порядка использования средств ФБ, несвоевременный или неполный их возврат

Штраф на должностных лиц страхователя и физических лиц, использующих наемный труд, в размере
от 8 до 15 ннмдг(от 136 до 255 грн.)

Ч. 1 ст. 1653 КУоАП

3

Несвоевременное предоставление или непредоставление сведений, установленных Законом № 1533

4

Предоставление недостоверных сведений об использовании средств ФБ

5

Совершение действий, указанных в пп. 2 — 4 данной таблицы, лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности за те же правонарушения

Штраф на должностных лиц страхователя и физических лиц, использующих наемный труд, в размере
от 10 до 20 ннмдг(от 170 до 340 грн.)

Ч. 2 ст. 1653 КУоАП

6

Совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам ФБ в проведении проверок использования страховых средств

Штраф на должностных лиц страхователя в размере
от 8 до 15 ннмдг(от 136 до 255 грн.)

Ч. 1 ст. 18823 КУоАП

7

Совершение действий, указанных в п. 6 данной таблицы, лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности за то же правонарушение

Штраф на должностных лиц страхователя в размере
от 10 до 20 ннмдг(от 170 до 340 грн.)

Ч. 2 ст. 18823 КУоАП


Продолжение читай тут.


Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)