Інформація по темі "" | Публікації по тегу
3328 0
Друкувати
Обране

Порядок применения санкций инспекциями труда

Постоянные изменения законодательной базы, касающейся начисления и уплаты налогов и сборов, а также отдельных правил осуществления хозяйственной деятельности нередко становятся причиной нарушения субъектами предпринимательства действующих нормативноправовых актов. А всякое нарушение чревато наказанием, т. е. привлечением субъекта хозяйствования и/или его должностных лиц к финансовой, административной и даже уголовной ответственности. Именно поэтому среди «вечных» вопросов, которые волнуют абсолютно всех, одно из первых мест занимает вопрос: сколько «стоит» то или иное нарушение? 

В этом спецвыпуске мы расскажем о видах санкций, налагаемых на субъектов предпринимательства и их работников за наиболее распространенные нарушения законодательства, возникающие в процессе ведения хозяйственной деятельности. 

Начало читай тут.

Порядок применения санкций инспекциями труда

7.1. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде

В соответствии со ст. 259 КЗоТ надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют специально уполномоченные на то органы и инспекции, которые в своей деятельности не зависят от собственника или уполномоченного им органа.

Функции специально уполномоченного органа по контролю за соблюдением законодательства о труде, кроме вопросов охраны труда*, на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности и у физических лиц, которые используют наемный труд, выполняет Государственная инспекция Украины по вопросам труда и ее территориальные органы в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.

* Подробнее об ответственности за нарушение законодательства об охране труда см. на с. 85 данного спецвыпуска.

Функции, права и обязанности Государственной инспекции Украины по вопросам труда (далее — Гоструда) регламентированы Положением № 386.

Так, в соответствии с п. 1 этого Положения одной из основных задач Гоструда является обеспечение реализации государственной политики по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, занятости населения, законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности, в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, на случай безработицы в части назначения, начисления и выплаты пособий, компенсаций, предоставления социальных услуг и других видов материального обеспечения с целью соблюдения прав и гарантий застрахованных лиц.

Для выполнения указанной задачи Гоструда согласно п. 6 Положения № 386 имеет право:

— осуществлять беспрепятственно проверки в производственных, служебных и административных помещениях работодателей, а также проверки рабочих мест работников, расположенных вне этих помещений, с целью надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, о занятости населения, ознакамливаться во время проведения проверок с информацией, документами и материалами, получать от работодателей необходимые для выполнения полномочий Гоструда копии и извлечения из документов, ведение которых предусмотрено законодательством о труде и о занятости населения;

— выносить в установленном порядке работодателям обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений законодательства о труде, о занятости населения, об общеобязательном государственном социальном страховании в части назначения, начисления и выплаты пособий, компенсаций, предоставления социальных услуг и других видов материального обеспечения с целью соблюдения прав и гарантий застрахованных лиц;

— составлять в случаях, предусмотренных законом, протоколы об административных правонарушениях, а также рассматривать дела о таких правонарушениях и налагать административные взыскания;

— вносить работодателям предложения о наложении дисциплинарных взысканий на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, о занятости населения, об общеобязательном государственном социальном страховании в части назначения, начисления и выплаты пособий, компенсаций, предоставления социальных услуг и других видов материального обеспечения с целью соблюдения прав и гарантий застрахованных лиц, передавать материалы о нарушениях в правоохранительные органы.

Обратите внимание: за нарушения законодательства о труде на сегодняшний день не предусмотрены административно­хозяйственные санкции, в связи с чем Гоструда и ее территориальные органы наделены полномочиями только по применению мер административной ответственности кдолжностным лицам предприятий и физическим лицам — предпринимателям, использующим наемный труд.

Реализация органами Гоструда возложенных на них функций осуществляется путем проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности.

По результатам каждой проверки инспектор труда составляет акт проверки. В случае несогласия руководства предприятия с выводами, сделанными по результатам проверки и изложенными в акте, к последнему прилагаются документально подтвержденные возражения руководителя предприятия или другого должностного лица, которое представляет интересы предприятия во время проверки. В случае выявления нарушений законодательства о труде наряду с актом составляется предписание об их устранении.

В предписании перечисляются нарушения в соответствии с заключениями акта, а также меры по их устранению, предлагаемые представителями Гоструда. В резолютивной части предписания отдельно устанавливается срок устранения каждого из нарушений с указанием срока письменного уведомления об их устранении. При этом если срок устранения нарушений превышает календарный месяц, к нарушителю предъявляются требования ежемесячного письменного уведомления органа Гоструда до полного устранения всех нарушений. Письменное уведомление предоставляется строго на определенную дату.

Предписание оформляется днем подписания акта. При этом один экземпляр акта и предписания под роспись предоставляется руководителю проверяемого предприятия или физическому лицу, которое использует наемный труд, либо лицу, которое выполняет их обязанности в этот день. Если акт и предписание невозможно вручить руководителю лично (об этом делается отметка в акте и предписании с указанием причин), то они направляются ему заказным письмом с уведомлением о вручении.

После окончания срока, определенного предписанием для устранения выявленных нарушений, инспектор проводит повторную контрольную проверку выполнения предписания.

В акте по результатам контроля выполнения предписания фиксируются результаты выполнения каждого требования предписания. Если установлены неустраненные нарушения, выносится повторное предписание. Кроме того, по результатам проверки исполнения предписаний инспектор труда анализирует выявленные правонарушения
с последующим обязательным реагирова­нием.

Так, если по материалам проверки в действиях должностных лиц выявлены признаки преступлений, материалы проверки немедленно направляются правоохранительным органам с сопроводительным письмом, которое подписывает начальник территориального органа Гоструда.

Если в ходе проверки инспекторами труда не были выявлены грубые нарушения законодательства, то рассматривается наличие в действиях должностного лица состава административного правонарушения и возможность привлечения его к административной ответственности. В случае выявления признаков административного правонарушения инспектор составляет административный протокол. Отметим, что протокол об административном правонарушении инспектор труда может составить и при проведении первой проверки.

Должностному лицу либо физическому лицу — работодателю обязательно должно быть предложено дать пояснения по существу совершенного правонарушения (о признании своей вины в отношении допущенных нарушений трудового законодательства либо несогласии с изложенными в протоколе нарушениями) и разъяснены его права, о чем делается отметка в протоколе.

Выносить постановления о наложении административных штрафов руководители органов Гоструда имеют право только за невыполнение законных требований должностных лиц Гоструда по устранению нарушений законодательства о труде (ст. 1886 КУоАП). Что касается прочих нарушений законодательства о труде (ст. 41, 411 — 413 КУоАП), то привлекать за них к административной ответственности на основании протоколов, составленных инспектором органа Гоструда, может только суд.

Кроме уголовной и административной ответственности, должностные лица, допустившие нарушения законодательства о труде, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности на основании представлений, которые выносит инспектор органа Гоструда собственнику предприятия.

Вопрос о том, какая мера ответственности будет применена к должностным лицам предприятия или предпринимателю, решается в зависимости от того, насколько серьезные нарушения были выявлены в ходе проверки.

Решение должностных лиц территориальных органов Гоструда может быть обжаловано в 10дневный срок увышестоящего должностного лица территориального органа,а в случае нерешения вопроса — в руководстве Гоструда.Подача в установленный срок жалобы останавливает выполнение предписания государственного инспектора труда до даты ее рассмотрения.

В общем случае жалоба рассматривается в 15дневный срок со дня ее получения, а по поста­новлениям о привлечении к административной ответственности — в 10дневный срок.

Решения должностных лиц органов Гоструда также могут быть обжалованы в судебном порядке.

7.2. Ответственность за нарушение законодательства о труде

По результатам проверок субъектов хозяйствования о соблюдении законодательства о труде к должностным лицам предприятий, учреждений, организаций и физическим лицам, использующим наемный труд, может применяться административная, а в некоторых случаях уголовная ответственность. Приведем перечень наиболее распространенных санкций в табл. 7.1.

Таблица 7.1

Вид нарушения

Санкция за нарушение

Нормативно­правовой акт

1

2

3

4

Административная ответственность

1

Нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, заработной платы, выплата их не в полном объеме, а также другие нарушения требований законодательства о труде

Штраф в размере
от 30 до 100 ннмдг
(от 510 до 1700 грн.)

Ч. 1 ст. 41 КУоАП

Налагается судом на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности на основании протоколов, составленных должностными лицами органов Гоструда.

2

Уклонение лиц, представляющих собственников или уполномоченные ими органы или профсоюзы либо другие уполномоченные трудовым коллективом органы, представителей трудовых коллективов от участия в переговорах по поводу заключения, изменения или дополнения коллективного договора, соглашения, умышленное нарушение установленного законодательством срока начала таких переговоров либо необеспечение работы комиссий из представителей сторон или примирительных комиссий в определенный сторонами переговоров срок

Штраф в размере
от 3 до 10 ннмдг
(от 51 до 170 грн.)

Ст. 411 КУоАП

Налагается судьями районных, районных в городе, городских или горрайонных судов на основании протоколов, составленных должностными лицами органов Гоструда.

3

Нарушение или невыполнение обязательств в отношении коллективного договора, соглашения лицами, представляющими собственников или уполномоченные ими органы или профсоюзы либо другие уполномоченные трудовым коллективом органы, или представителями трудовых коллективов

Штраф в размере
от 50 до 100 ннмдг
(от 850 до 1700 грн.)

Ст. 412 КУоАП

Налагается судьями районных, районных в городе, городских или горрайонных судов на основании протоколов, составленных должностными лицами органов Гоструда.

4

Непредоставление лицами, представляющими собственников либо уполномоченные ими органы или профсоюзы либо другие уполномоченные трудовым коллективом органы, представителями трудовых коллективов информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений

Штраф в размере
от 1 до 5 ннмдг
(от 17 до 85 грн.)

Ст. 413 КУоАП

Налагается судьями районных, районных в городе, городских или горрайонных судов на основании протоколов, составленных должностными лицами органов Гоструда.

5

Невыполнение законных требований должностных лиц органов специально уполномоченного органа исполнительной власти по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде в отношении устранения нарушений законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании либо создание препятствий для деятельности этих органов

Штраф в размере
от 50 до 100 ннмдг
(от 510 до 1700 грн.)

Ст. 1886 КУоАП

Налагается на должностных лиц. При этом согласно ч. 2 ст. 2301 КУоАП от имени Гоструда рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право:

государственные инспекторы труда территориальных органов штраф до 80 ннмдг (до 1360 грн.);
— Главный государственный инспектор Украины по вопросам труда, его заместители, главные государственные инспекторы труда территориальных органов, их заместители; государственные инспекторы труда Гоструда
штраф до 100 ннмдг (до 1700 грн.).

По мнению Гоструда (см. письмо от 15.06.2011 г. № 216/0/6/4611), данный штраф может налагаться и на физлицпредпринимателей.

Уголовная ответственность

6

Умышленное препятствование законной деятельности профсоюзов или их органов

Исправительные работы на срок до 2 лет либо лишение свободы на срок до 3 лет,
с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Ст. 170 УКУ

7

Незаконное увольнение работника с работы по личным мотивам, а также другое грубое нарушение законодательства о труде

Штраф до 50 ннмдг (до 850 грн.) либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо исправительные работы на срок до 2 лет

Ч. 1 ст. 172 УКУ

8

Незаконное увольнение работника с работы по личным мотивам, а также другое грубое нарушение законодательства о труде, совершенные в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины или матери, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка­инвалида

Штраф от 50 до 100 ннмдг (от 850 до 1700 грн.) либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо арест на срок до 6 месяцев

Ч. 2 ст. 172 УКУ

9

Грубое нарушение соглашения о труде должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, а также отдельным гражданином или уполномоченным ими лицом путем обмана или злоупотребления доверием либо путем принуждения к выполнению работы, не оговоренной соглашением

Штраф до 50 ннмдг
(до 850 грн.) либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо арест на срок до 6 месяцев, либо ограничение свободы на срок до 2 лет

Ч. 1 ст. 173 УКУ

10

Грубое нарушение соглашения о труде должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, а также отдельным гражданином или уполномоченным ими лицом путем обмана или злоупотребления доверием либо путем принуждения к выполнению

Штраф от 50 до 100 ннмдг (от 850 до 1700 грн.) либо ограничение свободы на срок до 3 лет

Ч. 2 ст. 173 УКУ

работы, не оговоренной соглашением, если эти действия совершены в отношении гражданина, с которым заключено соглашение о работе за пределами Украины

11

Принуждение к участию в забастовке или препятствование участию в забастовке путем насилия или угрозы применения насилия либо путем других незаконных действий

Штраф до 50 ннмдг
(до 850 грн.), либо общественные работы на срок от 120 до 240 часов, либо арест на срок до 6 месяцев, либо ограничение свободы на срок до 3 лет

Ст. 174 УКУ

12

Безосновательная невыплата заработной платы, стипендии, пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам более чем за один месяц, совершенная умышленно руководителем предприятия, учреждения либо организации независимо от формы собственности или гражданином — субъектом предпринимательской деятельности*

Штраф от 500 до 1000 ннмдг (от 8500 до 17000 грн.) либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Ч. 1 ст. 175 УКУ

13

Деяние, указанное в п. 12 данной таблицы, если оно было совершено в результате нецелевого использования средств, предназначенных для выплаты заработной платы, стипендии, пенсии и других установленных законом выплат*

Штраф от 1000 до 1500 ннмдг (от 17000 до 25500 грн.), либо ограничение свободы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Ч. 2 ст. 175 УКУ

*Cогласно ч. 3 ст. 175 УКУ лицо освобождается от уголовной ответственности, если до привлечения к уголовной ответственности им осуществлена выплата заработной платы, стипендии, пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам.


Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
Журнал «Податки & бухоблік»



Коментарі
0
Яка вдача - ви можете стати першим, хто прокоментує цей матеріал.
Залишити коментар:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі