1722 0

ФИНМОНИТОРИНГ: анализируем новые порядки

11.10.10

Как вы, наверное, помните, недавно Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» был изложен Законом от 18.05.10 г. № 2258-VI в новой редакции (об этом мы писали в «БН», 2010, № 29, с. 16). В связи с этим в процедуру финансового мониторинга привнесено много новаций.

И вот недавно Кабмин и Госфинмониторинг утвердили ряд подзаконных актов, в которых изложены новые правила проведения финансового мониторинга. Поэтому в нашей статье остановимся на нововведениях, освещенных в этих документах.

Сергей ДЕЦЮРА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

О чем пойдет речь

Кабмин для выполнения норм новой редакции Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» в редакции от 18.05.10 г. № 2258-VI (далее — Закон о финмониторинге) утвердил ряд нормативно-правовых актов, регулирующих некоторые аспекты проведения финмониторинга, а именно:

Порядок № 745 — Порядок формирования перечня лиц, которые связаны с осуществлением террористической деятельности или в отношении которых применены международные санкции, утвержденный постановлением КМУ от 18.08.10 г. № 745;

Порядок № 746 — Порядок предоставления государственными органами на запрос субъекта первичного финансового мониторинга информации об идентификации клиента, утвержденный постановлением КМУ от 25.08.10 г. № 746;

Порядок № 747 — Порядок взятия на учет субъектов первичного финансового мониторинга, регистрации ими финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, и предоставления Государственному комитету финансового мониторинга информации об указанных и других финансовых операциях, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, утвержденный постановлением КМУ от 25.08.10 г. № 747* (см. приложение «Документы» этого номера);

Порядок № 759 — Порядок предоставления органами государственной власти информации о финансовых операциях в Государственный комитет финансового мониторинга, утвержденный постановлением КМУ от 25.08.10 г. № 759;

Порядок № 775 — Порядок предоставления субъектами хозяйствования, предприятиями, учреждениями, организациями, не являющимися субъектами первичного финансового мониторинга, информации на запрос Государственного комитета финансового мониторинга, утвержденный постановлением КМУ от 30.08.10 г. № 775.

* Постановлением КМУ от 25.08.10 г. № 747 утвержден также Порядок взятия на учет Государственным комитетом финансового мониторинга информации о финансовой операции, подлежащей финансовому мониторингу. Но этот документ регламентирует операции именно Госфинмониторинга, поэтому рассматривать его не будем.

В свою очередь, Госфинмониторинг также утвердил нормативно-правовые акты, направленные на выполнение и контроль за выполнением субъектами первичного финансового мониторинга (СПФМ) возложенных обязанностей:

Порядок № 112 Порядок рассмотрения Государственным комитетом финансового мониторинга Украины дел о нарушении требований законодательства, регулирующего деятельность в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и применения санкций, утвержденный приказом Госфинмониторинга от 15.07.10 г. № 112;

Положение № 113 Положение об обучении работников, ответственных за проведение финансового мониторинга субъектов первичного финансового мониторинга, государственное регулирование и надзор за деятельностью которых осуществляет Государственный комитет финансового мониторинга Украины, утвержденное приказом Госфинмониторинга от 19.07.10 г. № 113;

Порядок № 120 Порядок проведения проверок Государственным комитетом финансового мониторинга Украины субъектов первичного финансового мониторинга, утвержденный приказом Госфинмониторинга от 21.07.10 г. № 120;

Инструкция № 121 Инструкция по оформлению материалов об административных правонарушениях, утвержденная приказом Госфинмониторинга от 27.07.10 г. № 121.

Рассмотрим подробно эти нормативно-правовые акты и выясним, что нового они внесли в порядок проведения финансового мониторинга.

Взятие на учет СПФМ

Для того чтобы выполнять функции СПФМ, субъекты хозяйствования, перечисленные в ст. 5 Закона о финмониторинге, должны стать на учет в Госфинмониторинге по правилам, установленным Порядком № 747 (вступил в силу 28.08.10 г.). Этот Порядок пришел на смену старому, утвержденному постановлением КМУ от 26.04.03 г. № 646.

В соответствии с Порядком № 747, чтобы стать на учет в Госфинмониторинге, субъекту хозяйствования нужно предоставить на бумажных носителях соответствующую информацию по установленной форме. Такая информация должна обязательно содержать сведения о регистрации субъекта, его местонахождении (местожительстве), ответственном работнике либо лице, которое временно исполняет его обязанности, а при наличии обособленных подразделений — еще и информацию об этих подразделениях.

Становиться на учет в Госфинмониторинге СПФМ (кроме специально определенных) обязаны в течение 3 дней с даты назначения работника, ответственного за проведение финмониторинга, но не позднее дня проведения первой финансовой операции (п. 5 Порядка № 747). Кроме того, Кабмин установил еще одно условие: СПФМ (кроме специально определенных, а также тех, которые уже стали на учет) должны стать на учет в Госфинмониторинге в течение 2 месяцев после вступления в силу Порядка № 747, т. е. в течение сентября — октября 2010 года.

Специально определенные СПФМ (СПФМ, названные в п. 8 ст. 5 Закона о финмониторинге) предоставлять информацию, необходимую для взятия на учет, в отличие от обычных СПФМ, должны не всегда, а только при осуществлении определенной финансовой операции, поэтому для них установлены особые сроки предоставления информации для взятия на учет в Госфинмониторинге (см. табл. на с. 30).

Взятие на учет специально определенных СПФМ

Специально определенный СПФМ

Срок предоставления информации для взятия на учет в Госфинмониторинге

1. Субъекты предпринимательской деятельности, предоставляющие посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества

Не позднее чем в течение 3 рабочих дней с даты установления деловых отношений с клиентом, намеревающимся совершить следку по купле-продаже недвижимости, на сумму, которая равна или превышает 400000 грн. либо равна или превышает сумму, эквивалентную указанной, в иностранной валюте

2. Субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них за наличные

Не позднее чем в течение 3 рабочих дней с даты проведения финансовой операции с предметами высокой стоимости (в частности, с драгоценными металлами, драгоценными камнями, антикварными вещами, предметами искусства и т. п.) или при организации торговли такими предметами, в том числе аукционной, если сумма, на которую проводится операция, равна или превышает 150000 грн. либо равна или превышает сумму, эквивалентную указанной, в иностранной валюте

3. Субъекты хозяйствования, проводящие лотереи и азартные игры, в том числе казино, электронное (виртуальное) казино

Не позднее чем в течение 3 рабочих дней с даты проведения финансовой операции, связанной с принятием или возвратом ставок либо выплатой выигрышей

4. Адвокаты, аудиторы, аудиторские фирмы, нотариусы, лица, предоставляющие юридические услуги, физические лица — предприниматели, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету

Не позднее чем в течение 3 рабочих дней с даты установления деловых отношений с клиентом, намеревающимся совершить одну из сделок по:
— купле-продаже недвижимости;
— управлению активами клиента;
— управлению банковским счетом или счетом в ценных бумагах;
— привлечению средств для создания юридических лиц, обеспечению их деятельности и управлению ими;
— созданию юридических лиц, обеспечению их деятельности либо управлению ими, а также купле-продаже юридических лиц

5. Физические лица — предприниматели и юридические лица, осуществляющие финансовые операции с товарами (выполняющие работы, предоставляющие услуги) за наличные

Не позднее чем в течение 3 рабочих дней с даты проведения финансовой операции на сумму, которая равна или превышает 150000 грн. либо равна или превышает сумму, эквивалентную указанной, в иностранной валюте

После предоставления необходимой информации в Госфинмониторинг в течение 5 рабочих дней с даты ее поступления СПФМ присваивается учетный идентификатор, подтверждающий взятие этого субъекта на учет и дающий ему право проводить финансовый мониторинг.

Регистрация финансовых операций

В Порядке № 747 Кабмин установил новый порядок регистрации операций, подлежащих финмониторингу.

От предыдущего он отличается только тем, что:

1) содержит разграничение сроков отражения информации в реестре для отдельных операций, так:

— при выявлении финансовых операций, участниками или выгодополучателями которых являются лица, включенные в перечень лиц, которые связаны с осуществлением террористической деятельности или к которым применены международные санкции, информацию о такой операции вносят в реестр в день выявления такой операции;

— в случае приостановления финансовых операций по решению (поручению) Госфинмониторинга информация в реестр вносится в день поступления такого решения (поручения);

— при выявлении других финансовых операций (не перечисленных выше) информацию в реестр вносят не позднее следующего рабочего дня после их выявления.

Согласно же старому Порядку (утвержденному постановлением КМУ от 26.04.03 г. № 646)вносить какую-либо информацию о финансовых операциях нужно было не позднее следующего рабочего дня после осуществления финансовой операции;

2) при ведении реестра финансовых операций в электронном виде распечатывать новые записи нужно не каждый день, а в конце каждого месяца. Это условие несколько облегчит работу ответственного работника.

Все другие действия, связанные с заполнением, формированием и хранением реестра, остались без изменений. То есть, как и ранее, до 5 числа каждого месяца распечатанные страницы с информацией за прошлый месяц складываются в брошюры в хронологическом порядке, прошнуровываются, заверяются подписью руководителя либо ответственного работника и скрепляются печатью. На первой странице указываются количество страниц, первая и последняя дата внесения информации. Хранятся такие брошюры в течение 5 лет.

Предоставление информации Госфинмониторингу

Предоставлять Госфинмониторингу информацию о финансовых операциях СПФМ, в том числе и специально определенные, должны по правилам, установленным Порядком № 747,а государственные органы власти — по правилам, определенным Порядком № 759 (вступил в силу 31.08.10 г.).

СПФМ должны предоставлять такую информацию в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации (ст. 12 Закона о финмониторинге), а органы государственной власти — не позднее 10 календарных дней со дня установления подозрений, что она связана с легализацией (отмыванием) доходов (п. 5 Порядка № 759).

Порядок предоставления такой информации СПФМ практически не отличается от того, который был утвержден постановлением КМУ от 26.04.03 г. № 644 (утратило силу), за исключением того, что отныне:

— СПФМ (кроме специально определенных) обязаны предоставлять такую информацию в электронном виде, а в случае несистематического направления (в течение одного календарного года не более чем о четырех зарегистрированных финансовых операциях) — на бумажных носителях. При этом если у СПФМ возникает необходимость направить в течение одного календарного года сообщение о пятой и следующих финансовых операциях, субъект обеспечивает его направление в электронном виде (раньше субъект самостоятельно выбирал способ предоставления такой информации);

специально уполномоченные СПФМ имеют право предоставлять такую информацию только на бумажных носителях независимо от количества сообщений о финансовых операциях, подлежащих финмониторингу.

Кроме того, СПФМ, направляющие информацию Госфинмониторингу, отныне также должны контролировать, получил ли этот орган отправленную информацию. Такой контроль заключается в том, что после направления информации о финансовой операции СПФМ должен получить от Госфинмониторинга подтверждение о получении информации (при направлении информации по почте подтверждение от Госфинмониторинга должно поступить в течение 10 рабочих дней с даты поступления сообщения о вручении почтового отправления, а при отправлении в электронном виде — в течение 2 рабочих дней с даты отправления сообщения). Если такое подтверждение не поступает, то СПФМ должен обратиться в Госфинмониторинг для выяснения причины неполучения направленной информации.

Все другие правила предоставления информации остались неизменными.

Правила предоставления информации органами государственной власти подробно рассматривать не будем, отметим только, что государственные органы власти в соответствии с Порядком № 759 должны:

— направлять Госфинмониторингу информацию о финансовых операциях в письменной форме за подписью уполномоченного лица органа государственной власти;

— предоставлять Госфинмониторингу в ответ на его запрос полную и достоверную информацию, а при возможности — и копии подтверждающих ее документов.

Идентификация клиентов

Напомним, что согласно ст. 12 Закона о финмониторинге СПФМ,осуществляя возложенные на них обязанности, должны прежде всего выявлять финансовые операции, подлежащие обязательному и внутреннему финмониторингу, и идентифицировать участников таких операций. При проведении идентификации СПФМ имеют право брать информацию из разных источников. Одним из таких источников являются государственные органы, которые обязаны предоставлять по требованию СПФМ информацию о субъекте хозяйствования, осуществляющем финансовую операцию.

Процедура предоставления государственными органами по требованию СПФМ информации о субъектах, осуществляющих финансовые операции, и перечень органов, которые будут предоставлять такую информацию, установлены Порядком № 746 (вступил в силу 28.08.10 г.).

Так, в соответствии с п. 4 Порядка № 746 предоставлять информацию об идентификации клиента по требованию СПФМ будут только три органа: Госпредпринимательства, ГНАУ и органы МВД. Предоставлять информацию они будут бесплатно, как этого требуют Закон о финмониторинге и Порядок № 746.

Для получения информации от указанных выше органов государственной власти СПФМ должен направить в бумажной либо электронной форме запрос по местонахождению соответствующего государственного органа.

Этот запрос должен содержать основания для предоставления государственными органами информации об идентификации клиента, ее перечень и цель использования такой информации. Подписывается запрос руководителем СПФМ либо заменяющим его лицом и скрепляется печатью. К запросу необходимо приложить копию уведомления о присвоении учетного идентификатора СПФМ, предоставляемого при регистрации.

После подачи такого запроса орган государственной власти, если информация относится к его компетенции, в течение 10 дней должен предоставить ответ с требуемой информацией.

СПФМ, получая информацию от государственных органов, должен также вести реестр запросов в государственные органы, который должен содержать исходные реквизиты запроса; фамилию, имя и отчество физического лица либо полное наименование юридического лица, информация о которых запрашивается; основания для направления запроса и реквизиты письма государственного органа с информацией, полученной в ответ на запрос.

Обратим внимание: информация, предоставляемая для идентификации клиента, является информацией с ограниченным доступом и используется исключительно с целью выполнения требований Закона о финмониторинге. А поэтому СПФМ должны обеспечивать хранение и использование указанной информации в соответствии с требованиями законодательства, а также осуществлять мероприятия по предотвращению несанкционированного доступа к ней и ее распространения. За нарушение этих требований СПФМ несет ответственность согласно законодательству.

Предоставление информации не СПФМ

Согласно ст. 12 Закона о финмониторинге субъекты хозяйствования, предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, не являющиеся СПФМ, обязаны предоставлять на запрос Госфинмониторинга необходимую информацию для выполнения этим органом возложенных на него задач в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, либо финансированием терроризма.

Предоставлять такую информацию субъекты хозяйствования будут в соответствии с Порядком № 775 (вступил в силу 02.09.10 г.) на основании запроса, поданного в письменной форме на официальном бланке Госфинмониторинга и подписанного председателем Госфинмониторинга либо его заместителем.

Госфинмониторинг имеет право запрашивать данные:

— о финансовых операциях, ставших объектом финансового мониторинга:

— об участниках таких операций;

— об активах участников финансовых операций (отметим, что предоставление такой информации в ст. 12 Закона о финмониторинге не предусмотрено).

В ответ на запрос субъект хозяйствования должен направить письмо-ответ, которое должно содержать (п. 7 Порядка № 775):

1) номер и дату запроса Госфинмониторинга, на который дается ответ;

2) полную и содержательную информацию, запрашиваемую Госфинмониторингом, в том числе с ограниченным доступом, в частности представляющую собой банковскую или коммерческую тайну, за исключением информации о конкретных физических лицах;

3) заверенные печатью субъекта копии документов, подтверждающих предоставленную информацию, и необходимые справки в соответствии с запросом Госфинмониторинга;

4) подпись полномочного должностного лица, скрепленную оттиском печати.

Удовлетворять запрос (направлять ответ) Госфинмониторинга субъект хозяйствования, не являющийся СПФМ, должен в течение 5 рабочих дней с даты его получения.

Перечень лиц, связанных с террористической деятельностью

В связи с тем, что ст. 17 Закона о финмониторинге СПФМ предоставлено право приостанавливать проведение финансовой операции субъектов хозяйствования, включенных в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности, Кабмин утвердил Порядок № 745 (вступил в силу 28.08.10 г.), которым определен новый порядок формирования такого перечня. По сравнению со старым Порядком, который был утвержден постановлением КМУ от 25.05.06 г. № 751,новый Порядок содержит не только информацию об основаниях для внесения Госфинмониторингом юридического и физического лица в перечень лиц, связанных с террористической деятельностью, но и перечень оснований, по которым такое лицо могут исключить из этого перечня.

Обучение работников

Госфинмониторинг утвердил Положение № 113 (вступило в силу 06.09.10 г.), которым установлен порядок прохождения обучения работников СПФМ, ответственных за осуществление финмониторинга, государственное регулирование и надзор за деятельностью которых осуществляет Госфинмониторинг.

В соответствии с этим Положением СПФМ, а именно: эквайринговые и клиринговые учреждения, биржи (кроме фондовых, товарных и других бирж, осуществляющих финансовые операции с товарами), субъекты предпринимательской деятельности, предоставляющие посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества (кроме СПФМ, осуществляющих свою деятельность единолично, без создания юридического лица), обязаны направить работника, ответственного за проведение финмониторинга, на обучение и повышение квалификации по вопросам финмониторинга.

Проходить такое обучение работник имеет право или в учебном заведении, имеющем соответствующую лицензию Минобразования и заключившем с Госфинмониторингом договор о сотрудничестве по вопросам обучения, или в Государственном учебном заведении последипломного образования «Учебно-методический центр переподготовки и повышения квалификации специалистов по вопросам финансового мониторинга в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма» (п. 9 Положения № 113).

При этом лицо, впервые назначенное на должность ответственного работника за проведение финмониторинга в СПФМ, должно проходить обучение в течение 3 месяцев со дня назначения на должность путем прохождения курса долгосрочного повышения квалификации (не менее 72 часов) в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов. После прохождения такого обучения и сдачи экзамена это лицо получает Свидетельство об обучении и может приступать к исполнению своих обязанностей (п. 4 Положения № 113).

Лицо, которое уже работало или работает на должности ответственного за проведение финмониторинга, такое обучение проходить не обязано. И все же оно должно не реже одного раза в три года проходить повышение квалификации путем прохождения краткосрочного обучения (не более 72 часов) согласно соответствующему объему типовой программы обучения. Кроме того, оно также должно повышать свою квалификацию путем прохождения других форм обучения (семинары, семинары-практикумы, семинары-совещания, «круглые столы» и т. п.) и самостоятельного изучения законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов (пп. 5 и 6 Положения № 113).

Обратим внимание, что при выборе работника на должность ответственного за проведение финмониторинга следует учитывать Требования к квалификации работника субъекта первичного финансового мониторинга, ответственного за проведение финансового мониторинга в сфере предотвращения и противодействия ввода в легальный оборот доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденные в редакции приказа от 15.10.09 г. № 147,где четко прописаны основные требования к образованию, опыту работы и деловой репутации такого работника.

Контроль за проведением финмониторинга СПФМ

Госфинмониторинг утвердил Порядок № 120 (вступил в силу 18.09.10 г.) и Порядок № 112 (вступил в силу 24.09.10 г.), которыми установлен механизм надзора за проведением финмониторинга СПФМ.

Согласно Порядку № 120 Госфинмониторинг будет обеспечивать надзор за осуществлением финмониторинга таких СПФМ, как:

— эквайринговые и клиринговые учреждения;

— биржи, кроме фондовых, товарных и других бирж, осуществляющих финансовые операции с товарами;

— субъекты предпринимательской деятельности, предоставляющие посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества;

— физические лица — предприниматели и юридические лица, осуществляющие финансовые операции с товарами (выполняющие работы, предоставляющие услуги) за наличные, при условии, что сумма такой финансовой операции равна или превышает 150 тыс. грн. либо равна или превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентную 150 тыс. грн.

Осуществлять такой надзор Госфинмониторинг будет путем проведения плановых и внеплановых выездных и невыездных проверок.

Кратко рассмотрим порядок проведения плановых и внеплановых проверок:

1. Проводить плановые проверки Госфинмониторинг будет не чаще одного раза в год. При их проведении Госфинмониторинг должен уведомить об этом СПФМ не позднее чем за 10 дней до начала проверки. Продолжительность такой проверки не может превышать 20 рабочих дней, но в случае необходимости ее срок может быть продлен еще на 10 рабочих дней.

2. Проводить внеплановую проверку Госфинмониторинг имеет право при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

— письменного уведомления органов государственной власти и/или местного самоуправления о признаках нарушения СПФМ и/или его обособленным подразделением требований законодательства;

— выявления по результатам невыездной проверки фактов нарушения СПФМ и/или его обособленным подразделением требований законодательства;

— во исполнение судебных решений и по требованию правоохранительных органов;

— по инициативе Госфинмониторинга в случае непосредственного выявления им признаков нарушения СПФМ и/или его обособленным подразделением требований законодательства;

— выявления Госфинмониторингом новых документов (обстоятельств), которые не были (не могли быть) известны при проведении плановой проверки и которые могут повлиять на выводы по результатам плановой проверки;

— необходимости проверки выполнения СПФМ законных требований должностных лиц Госфинмониторинга по устранению им нарушений закона.

Причем перепроверка вопросов, проверявшихся ранее, осуществляется только по решению суда и по постановлению следователя по уголовному делу.

Сроки проведения внеплановых проверок, порядок допуска проверяющих к выездным проверкам и предоставления документов при невыездной проверке такие же, как и при плановых проверках.

По результатам проведенной проверки (плановой или внеплановой) проверяющие составляют в двух экземплярах Акт проверки соблюдения требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма. Этот Акт подписывают проверяющие и руководитель СПФМ и/или обособленного подразделения либо лица, исполняющие его обязанности, не позднее даты окончания срока проведения проверки.

Отметим, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона о финмониторинге надзор за проведением финмониторинга субъектов хозяйствования, осуществляющих торговлю драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них, аудиторов, аудиторских фирм, физических лиц — предпринимателей, предоставляющих услуги по бухгалтерскому учету,осуществляет Минфин. Поэтому Порядок № 120 на таких субъектов хозяйствования не распространяется.

Рассмотрение дела при нарушении законодательства по финмониторингу

После составления Акта проверки, в котором указаны выявленные нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, в соответствии с Порядком № 112 начинается производство по делу о невыполнении (ненадлежащем выполнении) требований законодательства по финмониторингу. Такое дело рассматривается Комиссией Госфинмониторинга по вопросам применения санкций за нарушение требований законодательства о финмониторинге СПФМ, государственное регулирование и надзор за деятельностью которых осуществляет Госфинмониторинг.

Рассмотрение такого дела происходит с участием СПФМ, привлекаемого к ответственности, его руководителя ли и/или представителя*, которых должны уведомить о рассмотрении дела не позднее чем за 5 дней до даты его рассмотрения, путем направления (вручения) уведомления о рассмотрении дела.

* Полномочия представителя СПФМ удостоверяются доверенностью, оригинал или заверенная копия которой приобщается к материалам дела.

Причем отсутствие без уважительных причин на рассмотрении дела СПФМ или его представителя не может быть основанием для откладывания рассмотрения дела. Если же отсутствие СПФМ или его представителя имеет уважительную причину, что подтверждено соответствующими документами, то без письменного ходатайства о рассмотрении дела из-за отсутствия СПФМ или его руководителя и/или представителя рассмотрение дела откладывается.

По результатам рассмотрения дела Комиссия Госфинмониторинга в течение 30 дней после открытия производства по делу принимает решение о наложении штрафа на СПФМ или о закрытии дела.

Если по результатам рассмотрения дела Комиссия Госфинмониторинга налагает штрафы, предусмотренные в ст. 23 Закона о финмониторинге (см. консультацию «Предотвращение отмывания доходов: новая редакция Закона» // БТ», 2010, № 29, с. 16), то уплатить их СПФМ должен не позднее чем через 15 дней со дня получения постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования такого постановления — не позднее чем через 15 дней со дня вступления в силу решения об оставлении жалобы без удовлетворения.

В случае если СПФМ не платит штраф в течение установленного срока со дня получения постановления о наложении штрафа, Госфинмониторинг может обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с СПФМ соответствующей суммы штрафа.

Обращаем внимание, что штрафы за нарушение требований законодательства о финмониторинге, которые были допущены:

— обособленными подразделениями СПФМ — юридического лица (филиалами, представительствами и т. п.), налагаются непосредственно на СПФМ — юридическое лицо;

— работниками, работающими на условиях трудового договора у СПФМ, которые не являются юридическим лицом, налагаются непосредственно на СПФМ.

Оформление административных правонарушений

В связи с тем, что к физическим лицам, принимающим участие в финмониторинге, может применяться административная ответственность в соответствии со ст. 1669 и ст. 18834 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП),Госфинмониторинг утвердил новую Инструкцию № 121 (вступила в силу 27.09.10 г.), которой устанавливаются новые правила оформления протоколов и материалов об административных правонарушениях, и признал утратившей силу предыдущую Инструкцию,утвержденную приказом Госфинмониторинга от 30.11.05 г. № 230.

По сравнению со старой, новая Инструкция № 121 кардинальных изменений не содержит, а лишь уточняет некоторые нюансы порядка составления этого протокола:

1) отныне в самой Инструкции приведен перечень лиц, по отношению к которым составляются протоколы об административных нарушениях в соответствии со ст. 1669 и ст. 18834 КоАП;

2) составлять протокол об админнарушении будут в отношении каждого физического лица, совершившего нарушение, даже если такое нарушение было совершено несколькими лицами. А в случае совершения одним лицом нескольких отдельных правонарушений протоколы составляются относительно каждого из совершенных правонарушений отдельно;

3) перед тем, как составлять протокол об админнарушении, должностное лицо Госфинмониторинга должно ознакомить лицо, допустившее нарушение, с его правами и обязанностями, предусмотренными ст. 268 КоАП,и с содержанием ст. 63 Конституции Украины. О таком ознакомлении должностное лицо Госфинмониторинга делает отметку в протоколе, а лицо, допустившее нарушение, ставит свою подпись;

4) лицо, в отношении которого составлен протокол об админнарушении, имеет право дать письменное пояснение по существу совершенного правонарушения, которое вносится в протокол и заверяется подписью указанного лица. Кроме того, такое пояснение может прилагаться к протоколу отдельно, о чем делается запись в этом протоколе.

На этом все. Надеемся, что эта информация поможет вам правильно проводить финансовый мониторинг. Дальнейшие разъяснения органов власти по проведению финмониторинга будут оперативно освещаться на страницах нашей газеты. Поэтому следите за публикациями.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)