568 0

Как вести Книгу ф. № 10 единоналожникам: новый взгляд ГНАУ на старую проблему

Еще в апреле прошлого года ГНАУ подняла вопрос о применении к предпринимателям, которые занимаются торговлей за наличные, штрафов по статьям 20 и 21 Закона об РРО за неведение учета товаров по месту реализации и за реализацию неучтенных товаров (подробнее см. «СД», 2009, № 8, с. 2, и № 9, с. 29). Теперь, когда появилось письмо ГНАУ от 25.12.2009 г. № 28923/7/23-7017/1485 (далее — письмо № 28923) (см. с. 2 этого номера), стало понятно, что налоговики не только не отказались от идеи налагать эти штрафы, но и практически полностью изменили свою позицию по поводу того, как единоналожники должны вести учет товаров в Книге ф. № 10. Если придерживаться их требований, то по сути об упрощенном учете у единоналожников не может быть и речи. Подробнее об этом мы сейчас и поговорим.

Елена САВЧЕНКО, главный редактор

Документы статьи

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон о госналогслужбе — Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Указ № 746 — Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 28.06.99 г. № 746/99.

Указ № 436 — Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм регулирования обращения наличных» от 12.06.95 г. № 436/95.

Порядок № 1269 — Порядок ведения книги учета доходов и расходов, утвержденный постановлением КМУ от 26.09. 2001 г. № 1269.

Порядок № 599 — Порядок выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденный приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599.

Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте Украины, утвержденное постановлением Правления Национального банка Украины от 15.12.2004 г. № 637.

Кого касается?

Сама проблема наложения штрафов за неведение/ненадлежащее ведение учета товаров по статьям 20 и 21 Закона об РРО касается всех предпринимателей, торгующих за наличные. Однако письмо ГНАУ № 28923, о котором пойдет речь в данной статье, касается в первую очередь предпринимателей-единоналожников, которые занимаются торговлей за наличные и не применяют РРО. В части заполнения графы «Сумма выручки» Книги ф. № 10 это письмо касается вообще всех единоналожников, в том числе и тех, кто предоставляет услуги, выполняет работы за наличный расчет.

Порядок № 1269: хорошо забытое старое

Согласно пункту 6 статьи 9 Закона об РРО предприниматели-единоналожники могут не применять РРО, КУРО, РК, если они одновременно:

— не осуществляют продажу подакцизных товаров (кроме пива на разлив);

— ведут книги учета доходов и расходов в порядке, определенном КМУ.

Для того чтобы выполнялось второе условие, Кабмин своим постановлением от 26.09.2001 г. № 1269 утвердил Порядок ведения книги учета доходов и расходов, но самой формы книги под этот порядок нет и по сей день. Тут стоит обратить внимание: изначально подразумевалось, что в Порядке № 1269 речь идет не о Книге ф. № 10, а о другой книге, ведение которой предусмотрено Законом об РРО.

Так, в письме ГНАУ от 12.11.2001 г. № 15262/7/23-3117 сами налоговики указывали: «Что касается требования пункта 6 статьи 9 Закона по ведению Книги учета доходов и расходов субъектами предпринимательской деятельности — физическими лицами, налогообложение доходов которых осуществляется в соответствии с законодательством по вопросам налогообложения субъектов малого предпринимательства (в том числе путем получения свидетельства об уплате единого налога), то до законодательного урегулирования вопроса, а именно утверждения формы указанной книги, указанные субъекты для определения результатов собственной предпринимательской деятельности на основании хронологического отражения осуществленных хозяйственных и финансовых операций отражают движение товаров и наличности в Книге учета доходов и расходов согласно приложению 10 к Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 21.04.93 г. № 12. При этом обязательному заполнению подлежат лишь графы «период учета», «расходы на производство продукции», «сумма выручки (дохода)», «чистый доход».

Таким образом, в вышеупомянутом письме ГНАУ признает, что под Порядок № 1269 должна быть утверждена другая книга учета доходов и расходов, которая не является Книгой ф. № 10. Соответственно, пока нет этой новой книги, Порядок № 1269 не работает.

Что же мы наблюдаем сейчас? В письме № 28923 ГНАУ изменила свою позицию на противоположную и прямо указывает на то, что предприниматели должны заполнять Книгу ф. № 10 в порядке, предусмотренном Порядком № 1269. Такой подход ГНАУ применила неспроста. Указав на то, что Книга ф. № 10 и Порядок № 1269 два звена одной цепи, ГНАУ по сути оставляет все меньше шансов избежать штрафов за неведение учета товаров по статьям 20 и 21 Закона об РРО.

Как вести Книгу ф. № 10 согласно Порядку № 1269

Согласно пункту 5 Порядка № 1269 в Книгу заносятся такие сведения:

— порядковый номер записи;

— дата осуществления операции, связанной с проведенными расходами и/или полученным доходом;

— сумма расходов по факту их осуществления, в том числе заработная плата наемного работника;

— сумма стоимости товаров, полученных для их продажи (предоставление услуг);

— сумма выручки от продажи товаров (предоставления услуг) — с итогом за день.

При этом такой графы, как «стоимость товаров, полученных для их продажи (предоставления услуг)», Книга ф. № 10 единоналожника не содержит, ведь в ней единоналожники заполняют только четыре графы: «период учета», «расходы», «выручка», «чистый доход» справка 1. Поэтому совершенно непонятно, как предпринимателям заполнять графу, которой в Книге ф. № 10 не существует?

Ответ на вопрос о том, как заполнять графы «расходы» и «выручка» в Книге ф. № 10 с учетом требований Порядка № 1269, тоже неоднозначный. Рассмотрим эти вопросы отдельно и подробно.

Как заполнять графу «Выручка» в Книге ф. № 10

Если придерживаться точной формулировки Порядка № 1269, то в нем сказано, что выручку в Книге ф. № 10 нужно показывать «с итогом за день», а не «итогом за день». Такая формулировка дает возможность полагать, что Порядок № 1269 предусматривает также необходимость отражать в Книге ф. № 10 каждый факт продажи. В письме № 28923 именно к этому выводу и подводит нас ГНАУ.

Так, в пункте 2 письма ГНАУ строит свои рассуждения таким образом: во исполнение Указа № 746 издан Порядок № 599, согласно которому обязательному заполнению подлежат лишь графы «период учета», «расходы на производство продукции», «сумма выручки (дохода)», «чистый доход». А в соответствии с пунктом 2 письма ГНАУ от 05.11.97 г. № 17-0117/10-8886 графы 4, 5 и 6 в Книге ф. № 10 заполняются предпринимателем непосредственно на месте реализации после каждого факта продажи. В конце рабочего дня подбиваются итоги всех сумм, полученных за реализованный товар, и выводится дневная сумма валового дохода.

То есть в письме № 28923 ГНАУ ни много ни мало подводит нас к тому, что графа 6 «сумма выручки» должна заполняться в Книге ф. № 10 после каждого факта продажи. Причем авторов этого письма не смущает тот факт, что на самом деле письмо ГНАУ № 17-0117/10-8886, на которое они ссылаются, касается исключительно предпринимателей на общей системе и к единоналожникам не имеет никакого отношения.

Таким образом, учитывая два фактора: неопределенную формулировку «с итогом за день», приведенную в Порядке № 1269, на который теперь ГНАУ нас ориентирует, и указание на это со ссылкой на старое письмо для общесистемщиков в письме ГНАУ № 28923, можно предположить: налоговики, возможно, сменили свою точку зрения и будут требовать от предпринимателей отражать наличную выручку в Книге ф. № 10 после каждого факта продажи справка 2. А это существенно может осложнить жизнь предпринимателям, ведь ранее наличную выручку достаточно было отражать итогом за день. Утешает лишь то, что пока четких разъяснений ГНАУ по поводу заполнения Книги ф. № 10 после каждого факта продажи нет, а требования Порядка № 1269 можно трактовать по-разному. К тому же законодательство (ни Порядок № 599, ни Закон об РРО) не требуют от предпринимателя записывать в Книгу ф. № 10 каждую продажу.

Сразу же возникает вопрос: что может грозить предпринимателю за то, что он не будет вносить в Книгу ф. № 10 каждую продажу при условии, что ежедневно итоговые суммы продаж в Книгу ф. № 10 заноситься будут? В этом случае предпринимателю может грозить разве что админштраф по статье 1641 КУоАП за ненадлежащее ведение доходов и расходов (от 51 до 136 грн.).

Не исключено, что налоговики при проверке будут пытаться налагать штрафы по пункту 1 Указа № 436 за несвоевременное оприходование наличности (в пятикратном размере своевременно не оприходованных средств). Однако в данном случае применение этого штрафа мы считаем необоснованным, поскольку согласно Положению № 637 своевременно оприходованной наличностью считается наличность, оприходованная в день поступления. Предприниматель, который заполняет наличную выручку в Книге ф. № 10 итогом за день, это требование соблюдает.

Как отражать расходы в Книге ф. № 10

Позицию ГНАУ относительно порядка отражения выручки в Книге ф. № 10 мы выяснили, теперь давайте попробуем разобраться с расходами. Судя по письму № 28923 со ссылкой на письмо № 17-0117/10-8886 все той же ГНАУ графу «расходы» предприниматель также должен заполнять непосредственно на месте реализации после каждого факта продажи. Но реально осуществить это просто невозможно, тем более если речь идет о заполнении Книги ф. № 10, которую ведут реализаторы (они могут и не знать сумму расходов на этот товар).

С другой стороны, в Порядке № 1269 сказано, что расходы должны заполняться в Книге № 10 по факту их осуществления. То есть Порядок № 1269 предусматривает, что расходы должны записываться в Книгу учета доходов и расходов в хронологическом порядке: купили товар — записали в расходы, заплатили за аренду магазина — записали в расходы. Получается, что, например, при покупке товаров их стоимость должна сразу попасть в графу «Расходы» упомянутой Книги, не дожидаясь, пока предприниматель получит доход от продажи такого товара. Тем не менее при подсчете чистого дохода в конце месяца (или квартала) должны учитываться только те записанные в Книгу ф. № 10 расходы, которые связаны с полученным в течение месяца (квартала) доходом. Остальная сумма расходов «зависнет» в Книге ф. № 10 до тех пор, пока не будет получен связанный с ними доход.

Заметим, что этот способ отражения расходов мы рекомендовали еще с выходом прошлогодних разъяснений ГНАУ по поводу штрафов по статьям 20 и 21 Закона об РРО, многие предприниматели вообще всегда так расходы и учитывали. Дело в том, что ранее на местах у налоговиков не было единого подхода к отражению расходов, и по сути предприниматели вполне легально могли использовать один из двух вариантов: первый, который мы только что описали, и второй — отражать расходы в Книге ф. № 10 только на момент получения связанного с ним дохода. Учитывая все сказанное выше, единоналожники (с наличным расчетом) должны использовать только первый способ отражения расходов.

За то, что хронология отражения расходов в Книге ф. № 10 не будет соблюдаться, налоговики как раз и будут пытаться налагать штрафы по статье 21 Закона об РРО, расценивая это как неведение учета товаров на торговой точке. А штраф по этой статье взыскивается в двойном размере неучтенных товаров.

Как бороться, если налоговики попытаются наложить штрафы по статьям 20 и 21 Закона об РРО

Правомерность применения к предпринимателям штрафов по статьям 20 и 21 Закона об РРО мы подробно обсуждали в «СД», 2009, № 9, с. 29. Учитывая важность вопроса, повторим аргументы для борьбы с проверяющими.

В пункте 12 статьи 3 Закона об РРО действительно речь идет об обязанности субъекта предпринимательства реализовывать только учтенный товар и вести учет товаров. Но речь идет о порядке учета товаров, который должен быть установлен законодательством. Более того, есть все основания считать, что «порядок, установленный законодательством», должен иметь отношение к Закону об РРО. Однако механизм применения нормы, изложенной в пункте 12 статьи 3 Закона об РРО, на законодательном уровне не определен. Порядка учета товаров по месту их реализации и хранения ни одним законодательным и даже нормативным актом, разработанным под Закон об РРО, не существует, а Книга ф. № 10 к Закону об РРО никакого отношения не имеет.

То, что предприниматели должны вести учет доходов и расходов в Книге ф. № 10, вовсе не означает, что они должны вести учет товаров (письмо ГНАУ не нормативный акт). Нет порядка учета товарных запасов и для единоналожников (Порядок № 1269 не работает, пока нет формы Книги ф. № 10 под этот порядок).

Кроме того, для того чтобы доказать факт реализации неучтенных товаров, нужно провести инвентаризацию. Согласно пункту 15 статьи 11 Закона о госналогслужбе у сотрудников налоговыхорганов нет права лично проводить инвентаризацию, а есть лишь право требовать от руководителей предприятий проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей либо при отказе в ее проведении обратиться в суд для принуждения к еепроведению по решению суда (подробнее об этом см. «СД», 2009, № 18, с. 18).

Учитывая вышеизложенное, считаем, что все попытки налоговиков оштрафовать за отсутствие ведения учета товаров на складе и/или по месту их реализации, на наш взгляд, не имеют под собой никаких законных оснований. Ведь нельзя же штрафовать предпринимателя за то, что он не ведет учет, порядок которого для него никто не устанавливал.

И еще важный момент. Штрафы за нарушение Закона об РРО попадают в разряд административно-хозяйственных санкций. Согласно статье 250 ХКУ административно-хозяйственные санкции могут быть применены к субъекту предпринимательства на протяжении 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позже чем через 1 год со дня нарушения (хотя нужно заметить, что налоговики часто это отрицают).

Бухгалтерский учет у предпринимателя?

В третьей части письма № 28923 ГНАУ подводит нас к тому, что предприниматели должны вести учет своих товаров и иметь на каждый товар документы: накладные и товарно-транспортные накладные (ТТН). Кроме того, у предпринимателя должны быть также документы, которые подтверждают факт получения и перевозки грузов, а именно: ТТН, путевые листы и пр., документы на хранение товара. Далее ГНАУ грозно заявляет, что осуществление поставки товара на любых условиях поставки не освобождает участников хозяйственной операции от составления первичных документов, которые предусмотрены законодательством о бухгалтерском учете. Отсутствие таких документов может свидетельствовать о неосуществлении самих хозяйственных операций.

То есть ГНАУ четко намерена сурово наказывать всех единоналожников, у которых нет документов на товар (накладных, актов закупки, ТТН), нет документов на перевозку товаров (ТТН, путевых листов), и, конечно же, всех единоналожников, которые вообще не учитывают расходы на товар в Книге ф. № 10 (скорее всего, такое наказание они будут пытаться осуществить путем наложения штрафов по статьям 20 и 21 Закона об РРО).

В свою очередь, нужно заметить, что Госкомпредпринимательства считает по-другому. Так, в их письме от 24.11.2009 г. № 14446 указано, что законодательство не требует обязательного наличия первичных документов на приобретенный единоналожником товар (подробнее см. с. 4 этого номера). В случае споров с проверяющими Госкомпредпринимательства рекомендует обращаться в суд.

Выводы

В заключение подведем итоги.

Подробно о штрафах согласно статьям 20 и 21 Закона об РРО и о том, какие аргументы против их применения можно использовать, мы писали в «СД», 2009, № 9, с. 29. Однако, учитывая, что в отношении вопроса ведения учета товаров в Книге ф. № 10 ГНАУ кардинально поменяла свою позицию, осторожным предпринимателям нужно посоветовать, как минимум, не допускать ситуаций, когда на приобретенный товар нет вообще никаких документов, а графа «расходы» в Книге ф. № 10 не заполняется. Чтобы избежать претензий налоговиков, графа «расходы» должна заполняться по факту их понесения (на момент их уплаты), как того требует Порядок № 1269.

Что касается доходов, то ГНАУ, похоже, хочет вообще заставить предпринимателей отражать выручку от продажи товаров по каждому факту продажи. Однако, учитывая, что в Порядке № 1269 прямо не сказано о такой необходимости, мы считаем допустимым заполнять графу «выручка», как и ранее, общей суммой за день. Но осторожные предприниматели могут заполнять графу «выручка» и по каждому факту продажи. При этом ежедневные итоги выручки подводить обязательно.


Справочная информация (справка)

1 Исключение могут составлять случаи, когда единоналожник перешел с общей системы на единый налог и в форме Книги ф. № 10, которая разработана налоговиками под его вид деятельности и которую он продолжает вести, заполняя в ней четыре графы, такая графа есть.

2 Если у предпринимателя торговля ведется реализаторами, то проблема заполнения графы «Сумма выручки» после каждого факта продажи касается только книг, которые ведут реализаторы. В своей Книге ф. № 10 предприниматель поставит за день общую сумму (если сам торговлю не ведет).Елена САВЧЕНКО, главный редактор

Документы статьи

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон о госналогслужбе — Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Указ № 746 — Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 28.06.99 г. № 746/99.

Указ № 436 — Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм регулирования обращения наличных» от 12.06.95 г. № 436/95.

Порядок № 1269 — Порядок ведения книги учета доходов и расходов, утвержденный постановлением КМУ от 26.09. 2001 г. № 1269.

Порядок № 599 — Порядок выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденный приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599.

Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте Украины, утвержденное постановлением Правления Национального банка Украины от 15.12.2004 г. № 637.

Кого касается?

Сама проблема наложения штрафов за неведение/ненадлежащее ведение учета товаров по статьям 20 и 21 Закона об РРО касается всех предпринимателей, торгующих за наличные. Однако письмо ГНАУ № 28923, о котором пойдет речь в данной статье, касается в первую очередь предпринимателей-единоналожников, которые занимаются торговлей за наличные и не применяют РРО. В части заполнения графы «Сумма выручки» Книги ф. № 10 это письмо касается вообще всех единоналожников, в том числе и тех, кто предоставляет услуги, выполняет работы за наличный расчет.

Порядок № 1269: хорошо забытое старое

Согласно пункту 6 статьи 9 Закона об РРО предприниматели-единоналожники могут не применять РРО, КУРО, РК, если они одновременно:

— не осуществляют продажу подакцизных товаров (кроме пива на разлив);

— ведут книги учета доходов и расходов в порядке, определенном КМУ.

Для того чтобы выполнялось второе условие, Кабмин своим постановлением от 26.09.2001 г. № 1269 утвердил Порядок ведения книги учета доходов и расходов, но самой формы книги под этот порядок нет и по сей день. Тут стоит обратить внимание: изначально подразумевалось, что в Порядке № 1269 речь идет не о Книге ф. № 10, а о другой книге, ведение которой предусмотрено Законом об РРО.

Так, в письме ГНАУ от 12.11.2001 г. № 15262/7/23-3117 сами налоговики указывали: «Что касается требования пункта 6 статьи 9 Закона по ведению Книги учета доходов и расходов субъектами предпринимательской деятельности — физическими лицами, налогообложение доходов которых осуществляется в соответствии с законодательством по вопросам налогообложения субъектов малого предпринимательства (в том числе путем получения свидетельства об уплате единого налога), то до законодательного урегулирования вопроса, а именно утверждения формы указанной книги, указанные субъекты для определения результатов собственной предпринимательской деятельности на основании хронологического отражения осуществленных хозяйственных и финансовых операций отражают движение товаров и наличности в Книге учета доходов и расходов согласно приложению 10 к Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 21.04.93 г. № 12. При этом обязательному заполнению подлежат лишь графы «период учета», «расходы на производство продукции», «сумма выручки (дохода)», «чистый доход».

Таким образом, в вышеупомянутом письме ГНАУ признает, что под Порядок № 1269 должна быть утверждена другая книга учета доходов и расходов, которая не является Книгой ф. № 10. Соответственно, пока нет этой новой книги, Порядок № 1269 не работает.

Что же мы наблюдаем сейчас? В письме № 28923 ГНАУ изменила свою позицию на противоположную и прямо указывает на то, что предприниматели должны заполнять Книгу ф. № 10 в порядке, предусмотренном Порядком № 1269. Такой подход ГНАУ применила неспроста. Указав на то, что Книга ф. № 10 и Порядок № 1269 два звена одной цепи, ГНАУ по сути оставляет все меньше шансов избежать штрафов за неведение учета товаров по статьям 20 и 21 Закона об РРО.

Как вести Книгу ф. № 10 согласно Порядку № 1269

Согласно пункту 5 Порядка № 1269 в Книгу заносятся такие сведения:

— порядковый номер записи;

— дата осуществления операции, связанной с проведенными расходами и/или полученным доходом;

— сумма расходов по факту их осуществления, в том числе заработная плата наемного работника;

— сумма стоимости товаров, полученных для их продажи (предоставление услуг);

— сумма выручки от продажи товаров (предоставления услуг) — с итогом за день.

При этом такой графы, как «стоимость товаров, полученных для их продажи (предоставления услуг)», Книга ф. № 10 единоналожника не содержит, ведь в ней единоналожники заполняют только четыре графы: «период учета», «расходы», «выручка», «чистый доход» справка 1. Поэтому совершенно непонятно, как предпринимателям заполнять графу, которой в Книге ф. № 10 не существует?

Ответ на вопрос о том, как заполнять графы «расходы» и «выручка» в Книге ф. № 10 с учетом требований Порядка № 1269, тоже неоднозначный. Рассмотрим эти вопросы отдельно и подробно.

Как заполнять графу «Выручка» в Книге ф. № 10

Если придерживаться точной формулировки Порядка № 1269, то в нем сказано, что выручку в Книге ф. № 10 нужно показывать «с итогом за день», а не «итогом за день». Такая формулировка дает возможность полагать, что Порядок № 1269 предусматривает также необходимость отражать в Книге ф. № 10 каждый факт продажи. В письме № 28923 именно к этому выводу и подводит нас ГНАУ.

Так, в пункте 2 письма ГНАУ строит свои рассуждения таким образом: во исполнение Указа № 746 издан Порядок № 599, согласно которому обязательному заполнению подлежат лишь графы «период учета», «расходы на производство продукции», «сумма выручки (дохода)», «чистый доход». А в соответствии с пунктом 2 письма ГНАУ от 05.11.97 г. № 17-0117/10-8886 графы 4, 5 и 6 в Книге ф. № 10 заполняются предпринимателем непосредственно на месте реализации после каждого факта продажи. В конце рабочего дня подбиваются итоги всех сумм, полученных за реализованный товар, и выводится дневная сумма валового дохода.

То есть в письме № 28923 ГНАУ ни много ни мало подводит нас к тому, что графа 6 «сумма выручки» должна заполняться в Книге ф. № 10 после каждого факта продажи. Причем авторов этого письма не смущает тот факт, что на самом деле письмо ГНАУ № 17-0117/10-8886, на которое они ссылаются, касается исключительно предпринимателей на общей системе и к единоналожникам не имеет никакого отношения.

Таким образом, учитывая два фактора: неопределенную формулировку «с итогом за день», приведенную в Порядке № 1269, на который теперь ГНАУ нас ориентирует, и указание на это со ссылкой на старое письмо для общесистемщиков в письме ГНАУ № 28923, можно предположить: налоговики, возможно, сменили свою точку зрения и будут требовать от предпринимателей отражать наличную выручку в Книге ф. № 10 после каждого факта продажи справка 2. А это существенно может осложнить жизнь предпринимателям, ведь ранее наличную выручку достаточно было отражать итогом за день. Утешает лишь то, что пока четких разъяснений ГНАУ по поводу заполнения Книги ф. № 10 после каждого факта продажи нет, а требования Порядка № 1269 можно трактовать по-разному. К тому же законодательство (ни Порядок № 599, ни Закон об РРО) не требуют от предпринимателя записывать в Книгу ф. № 10 каждую продажу.

Сразу же возникает вопрос: что может грозить предпринимателю за то, что он не будет вносить в Книгу ф. № 10 каждую продажу при условии, что ежедневно итоговые суммы продаж в Книгу ф. № 10 заноситься будут? В этом случае предпринимателю может грозить разве что админштраф по статье 1641 КУоАП за ненадлежащее ведение доходов и расходов (от 51 до 136 грн.).

Не исключено, что налоговики при проверке будут пытаться налагать штрафы по пункту 1 Указа № 436 за несвоевременное оприходование наличности (в пятикратном размере своевременно не оприходованных средств). Однако в данном случае применение этого штрафа мы считаем необоснованным, поскольку согласно Положению № 637 своевременно оприходованной наличностью считается наличность, оприходованная в день поступления. Предприниматель, который заполняет наличную выручку в Книге ф. № 10 итогом за день, это требование соблюдает.

Как отражать расходы в Книге ф. № 10

Позицию ГНАУ относительно порядка отражения выручки в Книге ф. № 10 мы выяснили, теперь давайте попробуем разобраться с расходами. Судя по письму № 28923 со ссылкой на письмо № 17-0117/10-8886 все той же ГНАУ графу «расходы» предприниматель также должен заполнять непосредственно на месте реализации после каждого факта продажи. Но реально осуществить это просто невозможно, тем более если речь идет о заполнении Книги ф. № 10, которую ведут реализаторы (они могут и не знать сумму расходов на этот товар).

С другой стороны, в Порядке № 1269 сказано, что расходы должны заполняться в Книге № 10 по факту их осуществления. То есть Порядок № 1269 предусматривает, что расходы должны записываться в Книгу учета доходов и расходов в хронологическом порядке: купили товар — записали в расходы, заплатили за аренду магазина — записали в расходы. Получается, что, например, при покупке товаров их стоимость должна сразу попасть в графу «Расходы» упомянутой Книги, не дожидаясь, пока предприниматель получит доход от продажи такого товара. Тем не менее при подсчете чистого дохода в конце месяца (или квартала) должны учитываться только те записанные в Книгу ф. № 10 расходы, которые связаны с полученным в течение месяца (квартала) доходом. Остальная сумма расходов «зависнет» в Книге ф. № 10 до тех пор, пока не будет получен связанный с ними доход.

Заметим, что этот способ отражения расходов мы рекомендовали еще с выходом прошлогодних разъяснений ГНАУ по поводу штрафов по статьям 20 и 21 Закона об РРО, многие предприниматели вообще всегда так расходы и учитывали. Дело в том, что ранее на местах у налоговиков не было единого подхода к отражению расходов, и по сути предприниматели вполне легально могли использовать один из двух вариантов: первый, который мы только что описали, и второй — отражать расходы в Книге ф. № 10 только на момент получения связанного с ним дохода. Учитывая все сказанное выше, единоналожники (с наличным расчетом) должны использовать только первый способ отражения расходов.

За то, что хронология отражения расходов в Книге ф. № 10 не будет соблюдаться, налоговики как раз и будут пытаться налагать штрафы по статье 21 Закона об РРО, расценивая это как неведение учета товаров на торговой точке. А штраф по этой статье взыскивается в двойном размере неучтенных товаров.

Как бороться, если налоговики попытаются наложить штрафы по статьям 20 и 21 Закона об РРО

Правомерность применения к предпринимателям штрафов по статьям 20 и 21 Закона об РРО мы подробно обсуждали в «СД», 2009, № 9, с. 29. Учитывая важность вопроса, повторим аргументы для борьбы с проверяющими.

В пункте 12 статьи 3 Закона об РРО действительно речь идет об обязанности субъекта предпринимательства реализовывать только учтенный товар и вести учет товаров. Но речь идет о порядке учета товаров, который должен быть установлен законодательством. Более того, есть все основания считать, что «порядок, установленный законодательством», должен иметь отношение к Закону об РРО. Однако механизм применения нормы, изложенной в пункте 12 статьи 3 Закона об РРО, на законодательном уровне не определен. Порядка учета товаров по месту их реализации и хранения ни одним законодательным и даже нормативным актом, разработанным под Закон об РРО, не существует, а Книга ф. № 10 к Закону об РРО никакого отношения не имеет.

То, что предприниматели должны вести учет доходов и расходов в Книге ф. № 10, вовсе не означает, что они должны вести учет товаров (письмо ГНАУ не нормативный акт). Нет порядка учета товарных запасов и для единоналожников (Порядок № 1269 не работает, пока нет формы Книги ф. № 10 под этот порядок).

Кроме того, для того чтобы доказать факт реализации неучтенных товаров, нужно провести инвентаризацию. Согласно пункту 15 статьи 11 Закона о госналогслужбе у сотрудников налоговыхорганов нет права лично проводить инвентаризацию, а есть лишь право требовать от руководителей предприятий проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей либо при отказе в ее проведении обратиться в суд для принуждения к еепроведению по решению суда (подробнее об этом см. «СД», 2009, № 18, с. 18).

Учитывая вышеизложенное, считаем, что все попытки налоговиков оштрафовать за отсутствие ведения учета товаров на складе и/или по месту их реализации, на наш взгляд, не имеют под собой никаких законных оснований. Ведь нельзя же штрафовать предпринимателя за то, что он не ведет учет, порядок которого для него никто не устанавливал.

И еще важный момент. Штрафы за нарушение Закона об РРО попадают в разряд административно-хозяйственных санкций. Согласно статье 250 ХКУ административно-хозяйственные санкции могут быть применены к субъекту предпринимательства на протяжении 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позже чем через 1 год со дня нарушения (хотя нужно заметить, что налоговики часто это отрицают).

Бухгалтерский учет у предпринимателя?

В третьей части письма № 28923 ГНАУ подводит нас к тому, что предприниматели должны вести учет своих товаров и иметь на каждый товар документы: накладные и товарно-транспортные накладные (ТТН). Кроме того, у предпринимателя должны быть также документы, которые подтверждают факт получения и перевозки грузов, а именно: ТТН, путевые листы и пр., документы на хранение товара. Далее ГНАУ грозно заявляет, что осуществление поставки товара на любых условиях поставки не освобождает участников хозяйственной операции от составления первичных документов, которые предусмотрены законодательством о бухгалтерском учете. Отсутствие таких документов может свидетельствовать о неосуществлении самих хозяйственных операций.

То есть ГНАУ четко намерена сурово наказывать всех единоналожников, у которых нет документов на товар (накладных, актов закупки, ТТН), нет документов на перевозку товаров (ТТН, путевых листов), и, конечно же, всех единоналожников, которые вообще не учитывают расходы на товар в Книге ф. № 10 (скорее всего, такое наказание они будут пытаться осуществить путем наложения штрафов по статьям 20 и 21 Закона об РРО).

В свою очередь, нужно заметить, что Госкомпредпринимательства считает по-другому. Так, в их письме от 24.11.2009 г. № 14446 указано, что законодательство не требует обязательного наличия первичных документов на приобретенный единоналожником товар (подробнее см. с. 4 этого номера). В случае споров с проверяющими Госкомпредпринимательства рекомендует обращаться в суд.

Выводы

В заключение подведем итоги.

Подробно о штрафах согласно статьям 20 и 21 Закона об РРО и о том, какие аргументы против их применения можно использовать, мы писали в «СД», 2009, № 9, с. 29. Однако, учитывая, что в отношении вопроса ведения учета товаров в Книге ф. № 10 ГНАУ кардинально поменяла свою позицию, осторожным предпринимателям нужно посоветовать, как минимум, не допускать ситуаций, когда на приобретенный товар нет вообще никаких документов, а графа «расходы» в Книге ф. № 10 не заполняется. Чтобы избежать претензий налоговиков, графа «расходы» должна заполняться по факту их понесения (на момент их уплаты), как того требует Порядок № 1269.

Что касается доходов, то ГНАУ, похоже, хочет вообще заставить предпринимателей отражать выручку от продажи товаров по каждому факту продажи. Однако, учитывая, что в Порядке № 1269 прямо не сказано о такой необходимости, мы считаем допустимым заполнять графу «выручка», как и ранее, общей суммой за день. Но осторожные предприниматели могут заполнять графу «выручка» и по каждому факту продажи. При этом ежедневные итоги выручки подводить обязательно.


Справочная информация (справка)

1 Исключение могут составлять случаи, когда единоналожник перешел с общей системы на единый налог и в форме Книги ф. № 10, которая разработана налоговиками под его вид деятельности и которую он продолжает вести, заполняя в ней четыре графы, такая графа есть.

2 Если у предпринимателя торговля ведется реализаторами, то проблема заполнения графы «Сумма выручки» после каждого факта продажи касается только книг, которые ведут реализаторы. В своей Книге ф. № 10 предприниматель поставит за день общую сумму (если сам торговлю не ведет).



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)