1058 0

Применение РРО в торговой точке, где работают два предпринимателя

Ситуация. Два предпринимателя являются совладельцами продуктового магазина. Один из них находится на общей системе налогообложения и осуществляет реализацию товаров, в том числе подакцизных, с использованием регистраторов расчетных операций (далее — РРО), другой является единоналожником. Можно ли получить в налоговой разрешение на использование единоналожником данного РРО для реализации пива в бутылках? Возможны ли какие-либо варианты использования одного РРО «на двоих», поскольку РРО куплен за общие средства и единоналожнику нецелесообразно при его наличии в торговой точке использовать расчетные книжки (далее — РК) и книги учета расчетных операций (далее — КУРО)? 

Оксана ПИРОЖЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

Может ли РРО быть общим?

Для того чтобы разобраться с вопросом о возможности использования общего РРО двумя предпринимателями, обратимся к Закону об РРО. Так, в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 3 Закона об РРО при наличных расчетах предприниматели должны проводить расчетные операции на полную сумму покупки (предоставление услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО с распечаткой соответствующих расчетных документов, или в случаях, предусмотренных данным Законом, с применением зарегистрированных в установленном порядке РК.

По своей сути РРО несет в себе функцию контроля за проведением расчетных операций отдельным субъектом предпринимательской деятельности (далее — СПД), он может быть запрограммирован для продажи различных товаров, но наличные средства будут поступать в общий ящик РРО (или на текущий счет СПД при расчетах пластиковыми карточками). Поэтому, несмотря на то, что в Законе об РРО нет отдельной нормы, указывающей на этот момент, его положения в целом не предполагают применение РРО сразу несколькими СПД.

Как уже упоминалось, РРО должен пройти регистрацию — «бумажную» процедуру, которая осуществляется в органе государственной налоговой службы (ГНС) согласно Порядку № 614. В соответствии с пунктом 2.2. Порядка № 614 регистрация РРО осуществляется в органе ГНС по местожительству СПД (физлица). Для регистрации РРО подается письменное заявление СПД произвольной формы, в котором отмечается область применения и реквизиты РРО (модификация, заводской номер, версия программного обеспечения, производитель или поставщик, дата изготовления), а также следующие документы и их копии, заверенные личной подписью СПДфизического лица:

копия свидетельства о государственной регистрации (если СПД имеет зарегистрированные в данном органе ГНС РРО или КУРО, то копию свидетельства предоставлять не нужно);

— документ, который подтверждает факт покупки или бесплатного получения РРО в собственность, другой документ, который подтверждает право собственности или пользования РРО;

— паспорт (формуляр) на РРО;

— разрешение местного органа исполнительной власти на размещение хозяйственной единицы (договор аренды, другой документ на право собственности или пользование хозяйственной единицей);

— для регистрации резервного РРО следует предоставить документы на каждую хозяйственную единицу, где будет использоваться РРО;

— в случае регистрации РРО, который был ранее зарегистрирован другим СПД, — справки об отмене регистрации.

В результате данной процедуры СПД получает регистрационное удостоверение на РРО, где указывается его наименование. Если РРО будет использоваться в другой административно-территориальной единице, то его нужно поставить на учет, подав регистрационное удостоверение, в котором делается соответствующая отметка.

Как видим, из приведенных выше норм Порядка № 614 следует, что регистрация РРО осуществляется на одного конкретного СПД, в частности физлица-предпринимателя, и нет никаких оговорок о «множественном» использовании независимо от того, в собственности скольких лиц находится кассовый аппарат. Причем наименование этого же СПД должно указываться в фискальных чеках.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации проводить наличные расчеты через РРО может только предприниматель на общей системе, на которого этот РРО зарегистрирован. Любые «посторонние» расчеты будут грозить предпринимателям штрафными санкциями.

Что грозит предпринимателям за использование общего РРО

Итак, если наличные расчеты через один и тот же РРО, зарегистрированный на предпринимателя на общей системе, будут проводить два предпринимателя, то им обоим грозят штрафные санкции.

Привлечь предпринимателей к ответственности могут при проведении проверок соблюдения законодательства о применении РРО. Согласно статье 15 Закона об РРО контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности порядка проведения расчетов за товары (услуги) осуществляют органы государственной налоговой службы Украины.

Начнем с предпринимателя на общей системе. Допустим, через его РРО регистрируются суммы от продажи товара, принадлежащего единоналожнику, но которые он не вносит в Книгу ф. № 10, поскольку это выручка предпринимателя-единоналожника.

Проследить неполноту данных в Книге ф. № 10 легко. Для этого, например, сопоставляются данные КУРО (зарегистрированную на РРО), в которую ежедневно на соответствующих страницах подклеиваются фискальные отчетные чеки (Z-отчеты), а также ежедневно выполняются записи о движении наличных и суммы расчетов.

Вместе с тем все наличные, поступающие в кассы, должны своевременно (в день получения наличных средств) и в полной сумме оприходоваться, в том числе отражаться в Книге ф. № 10. Однако при проведении наличных расчетов с применением РРО или с использованием РК оприходованием наличных является осуществление учета указанных наличных средств в полной сумме их фактических поступлений в КУРО на основании фискальных отчетных чеков РРО (данных РК). Так сказано в Положении № 637.

Предприниматель на общей системе будет проводить через РРО, т. е. оприходовать, не только свою наличность, но и излишек в виде наличных средств предпринимателя-единоналожника. Следовательно, штраф за неоприходование наличности ему не грозит.

Тем не менее, если проверяющие обнаружат расхождение между суммами выручки, проведенными через РРО и отраженными в Книге ф. № 10, то они могут наложить на предпринимателя админштраф по статье 1641 КУоАП за ненадлежащее ведение учета доходов и расходов.

Кроме того, если в течение дня единоналожник будет изымать свою выручку, то у предпринимателя на общей системе будут расхождения между фактически имеющейся наличностью и прошедшей через РРО. Согласно статье 22 Закона об РРО несоответствие суммы наличных средств на месте проведения расчетов сумме средств, указанной в дневном отчете, а в случае использования расчетной книжки — общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня, наказывается штрафом в пятикратном размере (500 %) суммы, на которую выявлено несоответствие. Причем штраф по статье 22 Закона об РРО налагается и в том случае, когда налоговики не досчитаются денег на месте проведения расчетов (в пятикратном размере суммы, на которую обнаружат несоответствие).

Кроме того, выручка от продажи пива может быть признана доходом предпринимателя на общей системе, с которой не уплачивался налог с доходов. В этом случае налоговики могут доначислить налог с доходов со всей суммы выручки (так как документов, подтверждающих приобретение пива, у предпринимателя на общей системе не будет), а также штраф за его неуплату согласно пункту 17.1.3 статьи 17 Закона № 2181. Его размер составит 10 % от суммы недоплаты (занижения суммы налогового обязательства) за каждый налоговый период, установленный для такого налога, сбора (обязательного платежа), начиная с налогового периода, на который приходится такая недоплата, и заканчивая налоговым периодом, на который приходится получение таким налогоплательщиком налогового уведомления от контролирующего органа, но не более 50 % такой суммы и не менее 10 ннмдг совокупно за весь срок недоплаты независимо от количества прошедших налоговых периодов.

Теперь о том, какие санкции грозят предпринимателю на едином налоге. Поскольку он согласно Закону об РРО и Порядку № 614 обязан применять РК и КУРО, то отказ от их использования будет считаться неоприходованием средств согласно данному Закону.

Согласно пункту 1 статьи 17 Закона об РРО в случае, когда предприниматель или его работник (продавец и т. д.) не проведут (проведут не на полную сумму) продажу через РРО или РК или не выдадут расчетный документ, также применяется штраф в пятикратном размере (500 %) стоимости проданных товаров (предоставленных услуг), на которую выявлено несоответствие.

Также предпринимателю может грозить штраф в размере 20 ннмдг, установленный пунктом 3 статьи 17 Закона об РРО, занеиспользование при осуществлении расчетных операций РК или КУРО, использование незарегистрированной должным образом РК или нарушение установленного порядка ее использования, использование незарегистрированных или непрошнурованных КУРО.

Как видим, размер штрафов как для предпринимателя на общей системе, так и для единоналожника может быть внушительным, поэтому проводить расчеты через чужой РРО без какого-либо обоснования недопустимо. Однако существуют некоторые вспомогательные решения данного вопроса, о которых мы поговорим ниже.

Возможные варианты использования общего РРО

1. Передача пива единоналожником предпринимателю на общей системе по договору комиссии на продажу (единоналожник — комитент, предприниматель на общей системе — комиссионер). При такой схемепредприниматель на общей системе без проблем может реализовывать пиво единоналожника через собственный РРО. Но при этом должен быть заключен в письменной форме договор комиссии, в котором оговорены условия передачи товара, перечисления выручки комитенту, размер комиссионного вознаграждения и т. д. (см. «СД», 2009, № 11, с. 39). При этом передача полученной наличной выручки от комиссионера комитенту не требует регистрации через РРО. То есть такие наличные расчеты комиссионера с комитентом могут проводиться без применения РРО (КУРО и РК), поэтому единоналожнику будет достаточно оприходовать выручку в Книге ф. № 10. Связано это с тем, что передача выручки не подпадает под определение термина «расчетная операция» (комиссионер в данном случае не является покупателем, а деньги передаются не по месту реализации товаров). С этим согласны и контролирующие органы (письмо ГНАУ от 27.06.2003 г. № 5768/6/15-1116; письмо Госкомпредпринимательства от 21.04.2003 г. № 1-221/2356).

Однако чаще всего предприниматели на общей системе являются плательщиками НДС, а единоналожники таковыми не являются. В связи с этим операции по данному договору могут стать очень хлопотными для обоих субъектов, и вот почему.

При продаже пива предприниматель на общей системе должен начислять НДС, причем, как правило, в договоре комиссии стоимость передаваемого на продажу товара указывается уже с НДС (например, 120 грн., в том числе НДС — 20 грн.). Согласно порядку налогообложения, установленному Законом об НДС для посреднических договоров, права на налоговый кредит по данному товару у комиссионера не будет. Так, в абзаце втором специального пункта 4.7 статьи 4 Закона об НДС сказано, что комиссионер приобретает право на налоговый кредит только после перечисления комитенту выручки от продажи (или передачи других видов компенсации). Такое право подтверждается налоговой накладной, выписать которую комиссионеру как раз обязан комитент. Поскольку в данном случае неплательщиком НДС является комитент, то подтвердить свое право на налоговый кредит комиссионеру невозможно. Итак, если комиссионер реализует товар по договору комиссии с комитентом — неплательщиком НДС, то он теряет налоговый кредит.

В то же время комиссионер должен перечислить комитенту всю выручку от продажи товара, включая НДС (или выручку, включая НДС, за минусом комиссионного вознаграждения, если это предусмотрено договором). В результате у комиссионера — предпринимателя на общей системе возникнут «лишние» расходы на сумму НДС, которая перечисляется в бюджет, а у комитента-единоналожника увеличится на эту сумму выручка. По договоренности комитент может компенсировать комиссионеру эту сумму (под видом комиссионного вознаграждения и т. д.), но она будет расценена как доход предпринимателя на общей системе.

Вместе с тем если предприниматель на общей системе (комиссионер) перечислит единоналожнику выручку без НДС, то это будет расцениваться как форма взаимозачета и здесь нужно помнить следующее. Как такового запрета на взаимозачеты (бартер) для предпринимателей-единоналожников нет, и если отталкиваться от принципа, что выручка единоналожника — это средства, поступившие в кассу или на расчетный счет, то в учете (Книге ф. № 10) увеличивать ее на сумму НДС не нужно. Однако представители налогового органа придерживаются противоположного мнения, считая неденежные поступления выручкой (письмо ГНАУ от 13.11.2003 г. № 9335/6/17-0516).

2. Передача товара, принадлежащего предпринимателю на общей системе, по договору комиссии на продажу единоналожнику (предприниматель на общей системе — комитент, единоналожник — комиссионер). Этот вариант возможен, только если предприниматель на общей системе не торгует товарами, запрещенными для реализации единоналожниками. В частности, из продуктового ассортимента в розницу он не может продавать ликеро-водочные и табачные изделия.

Отметим, что вина виноградные и плодово-ягодные, коньяк, шампанское относятся к винодельческой продукции (письмо концерна «Укрспирт» от 20.01.2000 г. № 22-10-1/5). Эти напитки не являются ликеро-водочной продукцией. Также к ней не относятся слабоалкогольные напитки крепостью менее 6 %. Пиво также выделено в особую группу товаров, а его производство регулируется ГСТУ 3888-99 «Пиво. Общие технические условия». То есть предприниматели — плательщики единого налога могут торговать в розницу винами, коньяком, шампанским и пивом, но для этого нужно получить лицензию и применять фискальный РРО (торговля подакцизными товарами).

Если вышеупомянутый способ уйти от РК и КУРО обоим предпринимателям подходит, то можно использовать в торговой точке один РРО, но придется зарегистрировать (или перерегистрировать) этот фискальный РРО на единоналожника. Напомним, что передача полученной наличной выручки от комиссионера комитенту не требует регистрации через РРО, так как не относится к расчетным операциям.

Что касается начисления предпринимателем на общей системе (комитентом) НДС, то в данной ситуации применить специальный «комиссионный» пункт 4.7 статьи 4 Закона об НДС невозможно. Формально на данную ситуацию нормы данного пункта не распространяются, так как в нем речь идет о действиях посредника — плательщика НДС. Однако начислить налоговые обязательства комитент (предприниматель на общей системе) обязан, остается вопрос о дате. Если пункт 4.7 статьи 4 Закона об НДС не применять, то налоговые обязательства он должен отразить не по получению средств от комиссионера, а по общим принципам, т. е. по правилу первого события. Налоговые обязательства возникают либо по дате зачисления средств от покупателя на банковский счет налогоплательщика (или оприходования наличности в кассе), либо по дате отгрузки товаров.

Тут стоит обратить внимание на то, что все полученное комиссионером по сделке принадлежит комитенту. То есть средства, полученные комиссионером от покупателя, принадлежат комитенту. Таким образом, в данном случае комитенту следует определять налоговые обязательства на основании информации, предоставленной комиссионером, по дате первого из событий: либо по оплате покупателем стоимости товара, либо по отгрузке товара комиссионером покупателю.

В то же время единоналожник-комиссионер, получая от покупателей «транзитные» средства за товар комитента, должен помнить о том, что представители ГНАУ считают, что эти суммы должны включаться в выручку комиссионера, которая, как известно, не должна превысить 500 тыс. за календарный год.

Выводы

РРО регистрируется на каждого конкретного СПД, один РРО не может использоваться сразу двумя предпринимателями.

Предприниматель на едином налоге не должен осуществлять расчеты с покупателями за свой товар через «чужой» РРО. Если он торгует пивом, то должен использовать собственные РК.

Несоблюдение данного принципа считается нарушением Закона об РРО, которое может быть выявлено при налоговой проверке и привести к наложению крупных штрафных санкций на обоих предпринимателей.

Выходом из положения, правда с некоторыми издержками, может стать заключение договора комиссии на продажу, в котором комиссионером, в частности, станет предприниматель на общей системе.


Документы консультации

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. 8073-X.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон об НДС — Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон № 2181 — Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Порядок № 614 — Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614. 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)