943 0

Если налоговики обнаружили, что выручка единоналожника превысила 500 тыс. грн.

Предприниматели, работающие на едином налоге, стараются соблюдать все установленные ограничения, но бывает, что налоговики при проверке находят доход, который не был включен в выручку. Если обнаруженные суммы дохода невелики, можно обойтись «малой кровью», а вот в том случае, когда с учетом «забытых» сумм выручка «переваливает» за критическую отметку 500 тыс. грн., последствия ошибки могут вылиться в баснословную сумму штрафов. Именно о таких ситуациях сейчас и пойдет речь, поскольку, как свидетельствует практика, встречаются они довольно часто.

Итак, из данной статьи вы узнаете, что грозит единоналожнику, если налоговики обнаружили, что его выручка превысила 500 тыс. грн., и какие аргументы использовать в таком случае для минимизации штрафов.

Документы статьи

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X с изменениями и дополнениями.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV с изменениями и дополнениями.

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV с изменениями и дополнениями.

СКУ — Семейный кодекс Украины от 10.01.2002 г. № 2947-III с изменениями и дополнениями.

Закон о налоге с доходов — Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV с изменениями и дополнениями.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР с изменениями и дополнениями.

Закон о патентовании — Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. № 98/96-ВР с изменениями и дополнениями.

Закон об НДС — Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР с изменениями и дополнениями.

Закон № 2181 — Закон Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III с изменениями и дополнениями.

Закон о пенсионном страховании — Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV с изменениями и дополнениями.

Закон о страховании на случай безработицы — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III с изменениями и дополнениями.

Закон о страховании на случай нетрудоспособности — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III с изменениями и дополнениями.

Закон № 2343 — Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 14.05.92 г. № 2343-XII с изменениями и дополнениями.

Указ № 746 — Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

Декрет о подоходном налоге — Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92 с изменениями и дополнениями.

Постановление № 507 — постановление КМУ «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727» от 16.03.2000 г. № 507 с изменениями и дополнениями.

Положение № 79 — Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. № 79, с изменениями и дополнениями.

Инструкция № 12 — Инструкция о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденная приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. № 12, с изменениями и дополнениями.

Инструкция № 21-1 — Инструкция о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденная постановлением ПФУ от 19.12.2003 г. № 21-1, с изменениями и дополнениями.

Порядок № 599 — Порядок выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденный приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599, с изменениями и дополнениями.

 

С чего все начинается

Как вы уже поняли, все начинается с налоговой проверки. Инспектора приходят к единоналожнику и обнаруживают, что в какой-то момент он получил средства, но не включил их в выручку. Найденные суммы проверяющие, естественно, плюсуют к выручке того года, в котором было поступление, и в результате оказывается, что выручка того года (или квартала/полугодия/девяти месяцев) была больше 500 тыс. грн.

Что решают налоговики? Они объявляют предпринимателю, что с 1 января года, следующего за тем годом, в котором было превышение (или с начала квартала, следующего за тем периодом, в котором было превышение), он работает на общей системе налогообложения. При этом не имеет никакого значения тот факт, что сам единоналожник об этом не знал и что у него на руках все время было действующее Свидетельство об уплате единого налога.

 

Чем чреват перевод на общую систему

Переход на общую систему нежелателен сам по себе, поскольку, во-первых, сопряжен с большими затратами на уплату налогов (сборов, взносов), а во-вторых, связан с дополнительными организационными формальностями (приобретение патента, РРО и т. д.). Но с этим еще можно мириться, если единоналожник вовремя отследил выручку и перешел на общую систему сам. А вот если он не заметил превышение выручки и переходит на общую систему принудительно, то ситуация усугубляется еще и доначислением налоговых обязательств и штрафов.

Вот что придется уплатить в бюджет:

— за наличные продажи товаров (работ, услуг) на общей системе без РРО — 5-кратный штраф от суммы наличной выручки, не проведенной через РРО;

— за работу на общей системе без торгового патента (патент необходим в случае торговли за наличные или предоставления бытовых услуг) — 2-кратный размер стоимости торгового патента;

— налоговое обязательство по НДС без права на налоговый кредит (если предприниматель, работая на едином налоге, не был зарегистрирован в качестве плательщика НДС) — 20 % от стоимости проданных товаров (услуг);

— штраф за неуплату в Фонд «нетрудоспособности» и Фонд «безработицы» взносов, начисленных на зарплату работников, — в сумме зарплаты, на которую не были начислены взносы;

— другие штрафы (подробнее о них поговорим чуть позже).

Кроме того, придется уплатить налог с доходов (15 %) и взнос в Пенсионный фонд (далее — ПФ) (33,2 %) с суммы дохода, рассчитанной налоговиками за период работы на общей системе налогообложения.

В свою очередь, вернуть суммы единого налога, уплаченные в бюджет в период работы на общей системе, или произвести их зачет с другими налоговыми обязательствами вряд ли удастся, поскольку механизм таких действий в нормативных документах не установлен справка 1.

Как видим, ошибка или невнимательность могут стоить достаточно дорого. Но если предприниматель в такое положение уже попал (а от этого никто не застрахован), не стоит отчаиваться. Ведь варианты развития событий и применения конкретного штрафа во многом зависят от того, сколько времени прошло с тех пор, как выручка предпринимателя превысила предел. Рассмотрим все подробно.

 

Превышение произошло в текущем квартале

Будем двигаться от простого к сложному. Итак, для начала допустим следующее: налоговики обнаружили, что превышение произошло в текущем квартале. Это самая безобидная ситуация.

В данном случае все довольно просто: проверяющие фактически помогли предпринимателю вовремя отследить превышение выручки. Поскольку суммарная выручка единоналожника с начала года до текущего момента превышает 500 тыс. грн., перейти на общую систему необходимо с начала следующего квартала.

О конкретных действиях, которые нужно предпринять для перехода на общую систему, мы не раз писали на страницах «СД» (см. «СД», 2009, № 24, с. 22). Сейчас только кратко напомним основное:

— заявление об отказе от упрощенной системы подавать необязательно (см. «СД», 2009, № 18, с. 26);

— если планируется проводить наличные расчеты, необходимо приобрести патент и РРО (зарегистрировать РРО в налоговой);

— если предприниматель не был плательщиком НДС, необходимо пройти регистрацию в качестве плательщика данного налога, т. е. подать заявление о регистрации в течение 20 календарных дней со дня, в котором поступила сверхлимитная выручка. При этом плательщиком НДС предприниматель станет не раньше чем с первого дня работы на общей системе (т. е. на едином налоге он в любом случае доработает неплательщиком НДС). В том случае когда предприниматель замешкался и пропустил указанные 20 дней, а налоговики обнаружили это при проверке, можно воспользоваться неоднозначностью норм законодательства и настаивать на том, что заявление о регистрации можно подать в течение 20 календарных дней после перехода на общую систему налогообложения (см. «СД», 2009, № 24, с. 20).

Но вернемся к нашему единоналожнику. Поскольку переходить на общую систему он будет только с 1-го числа ближайшего квартала, получается, что на момент проверки он еще не пропустил момент перехода на общую систему. Следовательноникаких штрафных санкций налоговики к нему применять не будут. С этим все ясно.

Однако есть такой спорный момент: налоговики считают, что единоналожник, который получил выручку свыше 500 тыс. грн., обязан уплатить налог с доходов (НДФЛ) в размере 15 % от суммы превышения (см.письмо ГНАУ от 04.09.2008 г. № 8352/Х/17-0714, консультацию в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 44, с. 42). С таким утверждением мы в корне не согласны, о чем писали неоднократно.

Итак, у предпринимателя есть два варианта действий:

1) если сумма НДФЛ, которую требуют уплатить налоговики, невелика — послушно выполнить требование проверяющих и не отвлекаться на судебные разбирательства. В ПФ с суммы превышения взнос можно не платить, поскольку ПФ таких требований не выдвигает;

2) если сумма НДФЛ, которую требуют уплатить налоговики, существенна — обжаловать в административном суде акты налогового органа, связанные с доначислением НДФЛ. Для этого можно воспользоваться следующими аргументами (подробно о них см. в «СД», 2008, № 21, с. 42):

 

Аргументы «за» то, чтобы единоналожник не уплачивал НДФЛ 
с суммы превышения выручкой критерия 500 тыс. грн.

Cуть аргумента

Расшифровка аргумента

1

2

1. В квартале превышения предприниматель все еще остается единоналожником

В статье 5 Указа № 746 сказано: «В случае нарушения требований, установленных статьей 1 этого Указа, плательщик единого налога обязан перейти на общую систему налогообложения, учета и отчетности начиная со следующего отчетного периода (квартала)». Значит, в том квартале, в котором произошло превышение предела в 500 тыс. грн., предприниматель все еще является единоналожником и имеет все основания применять правила налогообложения, действующие для единоналожников.

А на единоналожников не распространяются нормы Декрета о подоходном налоге, в том числе требование уплачивать НДФЛ (пункт 5 постановления № 507). Соответственно весь доход, полученный предпринимателем в период работы на едином налоге (с учетом суммы, полученной сверх 500 тыс. грн.), облагается по правилам, прописанным в Указе № 746, т. е. с него уплачивается только фиксированная ставка единого налога

2. Выручка, полученная на едином налоге, не включается в налогооблагаемый доход гражданина-физлица

Если налоговики будут настаивать на том, что сумма превышения включается не в предпринимательский, а в гражданский доход физлица и облагается НДФЛ как доход гражданина, опровергнуть их доводы можно довольно просто:

— согласно подпункту 4.3.25 Закона о налоге с доходов не включается в состав общего месячного или годового дохода лица (а значит, не облагается НДФЛ) доход, полученный им от осуществления предпринимательской деятельности, в случае избрания таким лицом упрощенной системы налогообложения;

— доход, полученный от предпринимательской деятельности, облагается по правилам, установленным специальным законодательством (подпункт 9.12.1 Закона о налоге с доходов);

— специальное законодательство по вопросам налогообложения единоналожников — это Указ № 746. В статье 2 этого Указа отмечено следующее: доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, которая облагается единым налогом, не включаются в состав совокупного налогооблагаемого дохода физлица, а облагаются только единым налогом (по фиксированной ставке)

3. Указ № 746 не предусматривает взимание НДФЛ в случае превышения выручкой 500 тыс. грн.

На сегодняшний день в Указе № 746 нет требования дополнительно облагать выручку единоналожника, если она превышает 500 тыс. грн., кроме того, не определен механизм налогообложения суммы превышения и не установлена финансовая ответственность за факт превышения. Значит, у налоговиков нет оснований взимать НДФЛ с суммы превышения

4. Выручка, равная 500 тыс. грн., — это только критерий

Сумма 500 тыс. грн. в Указе № 746 не имеет никакого иного значения, кроме критерия, соблюдение которого позволяет работать на упрощенной системе. К вопросу расчета суммы налога данный показатель отношения не имеет, так как ставка единого налога является фиксированной и не зависит от размера выручки единоналожника (зависит только от вида деятельности).

Кроме того, Указ № 746 не содержит нормы, которая бы прямо или косвенно свидетельствовала о том, что единым налогом облагается только выручка до 500 тыс. грн.Статья 5 Указа № 746 наоборот разрешает предпринимателям доработать на едином налоге тот квартал, в котором произошло превышение

 

Как следует из таблицы, в данной ситуации закон на стороне предпринимателя, а требования налоговиков необоснованны. Об этом неоднократно говорил и Госкомпредпринимательства в письмах от 17.08.2007 г. № 6129 (см. «СД», 2008, № 21, с. 44), от 22.09.2008 г. № 8032от 19.03.2009 г. № 2904 и от 05.05.2009 г. № 5138.

Стоит упомянуть еще и о таком моменте: вполне возможно, что налоговики при проверке необоснованно включат в выручку единоналожника суммы, которые в соответствии с Указом № 746 выручкой не являются справка 2 (например, возвратную финпомощь, сумму страхового возмещения и т. п.). В таком случае можно, обратившись в суд, доказать, что на самом деле выручка предпринимателя не превышает 500 тыс. грн., поэтому на общую систему он переходить не обязан (и тем более не обязан уплачивать НДФЛ). Примеры подобных ситуаций и аргументы для суда мы рассмотрим в следующем номере.

 

Превышение произошло в текущем или прошлом году (в 2010 или 2009 году)

Что мы имеем в данном случае? С квартала, следующего за тем кварталом, в котором произошло превышение, предприниматель автоматически оказался на общей системе налогообложения (статья 5 Указа № 746). Но поскольку он об этом не знал, то продолжал работать как единоналожник.

Тут уже со штрафами дела обстоят куда серьезнее. Но паниковать не стоит, поскольку размер санкций зависит от различных факторов, в частности долго ли предприниматель работал на общей системе, не зная о превышении, или нет (ведь одно дело не знать об этом в течение квартала и другое дело не знать в течение года), осуществлял ли он наличные расчеты и др.

Итак, давайте подробно разберемся со штрафами и посмотрим, что можно предпринять, если их размер станет «устрашающим».

 

Штраф за отсутствие РРО

РРО-шный штраф обойдет только тех предпринимателей, которые работают исключительно по безналичному расчету, но таких мало.

Как правило, продажа продукции (товаров, работ или услуг) происходит за наличные. А на общей системе налогообложения всю наличную выручку необходимо проводить через зарегистрированный в налоговой РРО. Поскольку до проверки предприниматель считал, что работает на едином налоге, логично предположить, что РРО у него не было. Стало быть, налоговики могут наказать его 5-кратным штрафом от сумм, не проведенных через РРО (статья 17 Закона об РРО). Это самая серьезная по сумме санкция справка 3.

Однако кое-что оспорить можно через статью 250 ХКУ, в соответствии с которой штрафы по Закону об РРО налагаются только за нарушения, допущенные в течение года перед проверкой. То есть можно отбиться от штрафа за непроведение через РРО наличных в отношении тех расчетов, которые проведены без РРО в начале 2009 года (за год до проверки). Правда, налоговики с этим соглашаться не хотят, но суды становятся на сторону предпринимателей (подробнее об этом см. раздел «Превышение произошло 2 года назад (в 2008 году)»).

 

Штраф за отсутствие патента

Торговый патент нужен в том случае, когда предприниматель торгует за наличные либо с использованием кредитных карточек (в том числе в сфере общепита) или предоставляет бытовые услуги (статьи 3 и 31Закона о патентовании).

Как известно, единоналожники освобождены от необходимости приобретать торговый патент. А вот на общей системе налогообложения патент нужен. Если его нет, за это могут наказать штрафом в двойном размере стоимости патента за весь срок работы без него (напоминаем, что годовая стоимость торгового патента устанавливается органами местного самоуправления, в областных центрах она варьируется от 60 до 320 грн. —статьи 3 и 31 Закона о патентовании).

Данные штрафы налагаются за работу без патента в течение года до проверки, за более ранний период они не налагаются (подробнее об этом см. раздел «Превышение произошло 2 года назад (в 2008 году)»).

 

Штраф за неуплату НДС

Обратим внимание на такой момент: если предприниматель, работая на едином налоге, уже был плательщиком НДС, то никаких штрафов по данному налогу в связи с превышением выручкой 500 тыс. грн. у него не будет.

Сейчас речь идет только о тех единоналожниках, которые при работе на упрощенной системе не были плательщиками НДС. Итак, они после превышения выручкой 500 тыс. грн. (и перехода на общую систему налогообложения, который по факту осуществлен не был) обязательно должны были пройти НДС-регистрацию.

Мнение налоговиков склоняется к тому, что такие предприниматели должны быть плательщиками НДС (т. е. должны получить на руки Свидетельство плательщика НДС) уже с первого дня работы на общей системе налогообложения. Как мы уже упоминали, для этого необходимо подать заявление о регистрации в течение 20 календарных дней со дня, в котором получена выручка, превышающая 500 тыс. грн. (пункт 12.1 Положения № 79).

Однако вернемся к нашему единоналожнику, который не был плательщиком НДС. Поскольку он не подозревал о том, что его выручка превысила 500 тыс. грн., то естественно плательщиком НДС он так и не зарегистрировалсяЧто за это грозит?

Исходя из пункта 9.4 Закона об НДС предпринимателю насчитают налоговое обязательство по НДС в сумме 20 % от стоимости проданных товаров (услуг) в период работы на общей системе без права на налоговый кредит по приобретенным товарам (услугам).

При этом штраф за сам факт неподачи декларации по НДС (а ее следует подавать ежемесячно) в данном случае не налагается, с чем соглашается и ГНАУ (письмо от 14.01.2009 г. № 513/7/16-1517-08).

 

Штраф за неподачу декларации о доходах и за неуплату НДФЛ

Впервые подать декларацию о доходах предприниматель должен по итогам того квартала, в котором состоялся переход на общую систему налогообложения (декларация подается раз в квартал). За ее неподачу налоговики могут наказать предпринимателя только админштрафом по статье 1641 КУоАП в размере 51 — 136 грн. (причем мы считаем, что за все неподанные декларации налоговики с учетом статьи 36 КУоАПвправе применить только один админштраф, а не штрафовать отдельно за каждую декларацию).

Штраф по Закону № 2181 (170 грн. за каждую неподанную декларацию) не налагается, и это признает даже ГНАУ (письмо от 20.11.2009 г. № 14244/5/17-0416). Подробнее см. в «СД», 2010, № 6, с. 3.

Что касается факта неуплаты НДФЛ, то здесь ситуация такова:

1) налоговики заставят предпринимателя уплатить сумму НДФЛ за весь период работы на общей системе налогообложения. При этом важно помнить следующее:

— в том случае, когда предприниматель записывал в Книгу ф. № 10 документально подтвержденные расходы, он имеет право уплачивать НДФЛ в размере 15 % от разницы между выручкой и расходами, поскольку именно такие правила определения НДФЛ действуют для предпринимателей на общей системе налогообложения;

— в том случае когда графа «Расходы» в Книге ф. № 10 не велась или отсутствуют документы, подтверждающие факт оплаты денежных средств, можно хотя бы учесть расходы по нормам, приведенным вприложении 6 к Инструкции № 12 (т. е. НДФЛ должен быть равен 15 % от разницы между выручкой и расходами по нормам). Такое право имеют предприниматели, работающие на общей системе налогообложения и не подтвердившие свои расходы документально (статья 13 Декрета о подоходном налоге). Единственное, о чем не стоит забывать, — нельзя совмещать оба способа подсчета расходов (т. е. одни расходы подтвердить документально, а другие учесть по нормам).

Если вдруг налоговики попытаются рассчитать НДФЛ как 15 % от выручки (без уменьшения ее на сумму расходов), предприниматель может обжаловать их решение в вышестоящем налоговом органе или суде.Ведь единоналожник, который превысил предел 500 тыс. грн., становится полноценным предпринимателем на общей системе налогообложения (даже если из-за ошибки он об этом не знает). Следовательно, на него распространяются все правила расчета НДФЛ, установленные для предпринимателей на общей системе, в том числе и право на расходы;

2) штрафы за неуплату НДФЛ налоговики наложить не смогут. Объясняется это тем, что поскольку налоговики самостоятельно рассчитывают для предпринимателей на общей системе сумму НДФЛ, штрафы поЗакону № 2181 не налагаются, за исключением случаев неуплаты согласованного налогового обязательства (подпункт 17.1.5 Закона № 2181). Причем неуплаченные за период работы на общей системе суммы НДФЛ не являются согласованными, так как налоговики не присылали предпринимателю уведомление об их уплате, как того требует подпункт 5.2.1 Закона № 2181 (ведь до проверки они тоже не знали, что предприниматель-единоналожник на самом деле уже должен работать на общей системе).

 

Штраф за неуплату налога на землю и неподачу отчетности по нему

Напомним, что налог на землю уплачивают далеко не все предприниматели, а только те из них, которые используют в предпринимательской деятельности собственный земельный участок (т. е. являются собственниками земли или землепользователями). Причем в период работы на упрощенной системе данный налог уплачивать не нужно.

Разумеется, что как только предприниматель оказывается на общей системе, то освобождение от налога на землю прекращается и его нужно вносить в бюджет ежемесячно. Поскольку в нашем случае предприниматель не знал о том, что работает на общей системе, налог на землю он, естественно, не уплатил и отчет по нему (Налоговый расчет земельного налога, далее — Расчет) не подавал.

В таком случае со стороны проверяющих можно ожидать следующего:

1) с предпринимателя взыщут неуплаченную сумму налога на землюоднако штрафы за его несвоевременную уплату не применят. Объясняется это тем, что неуплаченная сумма налога на землю не является согласованным налоговым обязательством, так как Расчет земельного налога не подавался;

2) за неподачу Расчета наложат два штрафа:

— 170 грн. за каждый неподанный отчет (расчет подается раз в год, т. е. сумма штрафа составит 170 грн. в год) — подпункт 17.1.1 Закона № 2181;

— 10 % от суммы налога на землю, начисленной проверяющими, за каждый полный или неполный месяц задержки Расчета, но не более 50 % от суммы начисленного налога на землю и не менее 170 грн.

 

Штраф за неуплату сбора за воду и неподачу отчетности по нему

Сбор за воду — еще один налог, который не уплачивают единоналожники, но обязаны уплачивать предприниматели на общей системе. Тем не менее далеко не каждый предприниматель использует воду для осуществления своей хоздеятельности (бытовые и санитарно-гигиенические нужды не в счет).

Таким образом, если вода не используется, то даже после перехода с единого налога на общую систему не придется уплачивать водосбор и отчитываться по нему. Соответственно никакие штрафы предпринимателю не грозят. А вот в том случае, когда вода используется для ведения хоздеятельности (например, для изготовления напитков, мойки машин на СТО, мойки посуды в кафе и т. п.), необходимо раз в квартал подавать отчет по водосбору и уплачивать сам сбор.

За неуплату сбора и неподачу по нему отчета грозит такая же ответственность, как и описанная ранее в разделе «Штраф за неуплату налога на землю и неподачу отчетности по нему» (единственная особенность — расчет сбора за воду подается 4 раза в год, а значит, штраф по подпункту 17.1.1 Закона № 2181 составит не 170 грн., а 680 грн. в год).

 

Штраф за неподачу отчетности в Пенсионный фонд (ПФ) и за неуплату пенсионных взносов «за себя»

Разбираясь с этим штрафом, мы рассмотрим два варианта развития событий. Сначала предположим, что превышение произошло в текущем 2010 году. Тогда с ПФ дела обстоят так:

1) необходимость подачи приложения 24 (которое обычно подавали в ПФ предприниматели на общей системе налогообложения раз в год до 1 мая) отменена с 01.01.2010 г. (соответствующая норма исключена изИнструкции № 21-1). Сами работники ПФ тоже не требуют этот отчет от прошлогодних единоналожников, так что никаких санкций не будет;

2) никаких штрафов за неуплату пенсионных взносов работники ПФ не наложат (ведь в течение года взносы в ПФ предприниматель уплачивает авансом, а окончательный расчет происходит только в конце года).

Теперь рассмотрим второй случай — превышение произошло в прошлом 2009 году. Тут уже санкции со стороны ПФ будут за неподачу отчетов и за неуплату взносов.

 

Штрафы за неподачу отчетности в ПФ в период работы на общей системе

Превышение выручки произошло в I квартале прошлого 2009 года

Превышение выручки произошло во II или III квартале прошлого 2009 года

Превышение выручки произошло в IV квартале прошлого 2009 года

Работники ПФ потребуют от предпринимателя:

— приложение 25 за 2009 год;

— приложение 24 на 2009 год;

— приложение 24 на 2010 год*

Работники ПФ потребуют от предпринимателя:

— приложение 25 за 2009 год;

— приложение 24 на 2010 год*

Поскольку предприниматель перешел на общую систему с 01.01.2010 г., никаких отчетов за 2009 год работники ПФ от него требовать не будут. Что касается приложения 24 на 2010 год, его можно не подавать*

Штрафы за неподачу отчетов составляют 10 % от суммы страховых взносов, которые подлежали уплате за соответствующий период за каждый полный или неполный месяц задержки отчета, но не менее 170 грн. (статья 106 Закона о пенсионном страховании). Правда, работники ПФ зачастую входят в положение предпринимателей и применяют минимальный штраф — 170 грн. за каждый неподанный отчет

Приложение 24 на 2010 год подавать не обязательно, так как с 01.01.2010 г. в нормативно-правовых актах нет нормы, которая бы требовала подавать данный отчет (см. «СД», 2010 , № 8, с. 2). Однако в ПФ продолжают его требовать, но не от всех предпринимателей, а только от тех, кто в прошлом 2009 году работал на общей системе и имел чистый доход.

 

За неуплату в 2009 году пенсионных взносов, которые предприниматели на общей системе обязаны уплачивать «за себя», работники ПФ могут наказать их так:

— взыскать задолженность по неуплаченному взносу (33,2 % от той же суммы, от которой налоговики рассчитали НДФЛ). Но здесь тоже можно немного «скосить» сумму взноса. Как известно, взнос в ПФ уплачивается в размере 33,2 % ежемесячного дохода, но не более 33,2 % от суммы, равной 15 прожиточным минимумам справка 4. Данное обстоятельство нужно взять на заметку и заполнить приложение 25 за 2009 год так, чтобы в ПФ уплатить минимум взносов (подробнее об этом см. «СД», 2010, № 3, с. 13);

— наложить штраф за несвоевременную уплату взноса — 10 % от суммы недоплаты;

— наложить пеню — 0,1 % от суммы недоплаченного взноса за каждый день просрочки платежа (поскольку окончательный расчет с ПФ за 2009 год производится не позже 01.04.2010 г., пеня рассчитывается начиная с апреля 2010 года);

— наложить штраф за доначисление работниками ПФ или самим предпринимателем своевременно неначисленного взноса — 5 % недоплаты за каждый полный или неполный месяц, за который доначислены эти суммы (пункт 9 статьи 106 Закона о пенсионном страховании). Очевидно, что штраф, как и пеня, должен начисляться начиная с апреля 2010 года.

Кстати, даже самоисправление не избавляет от штрафа и пени.

При этом скрыть от работников ПФ факт перехода на общую систему невозможно, ведь он все равно обнаружится при проверке. Кроме того, предпринимателю нужно внести исправления в отчетность по персонификации «за себя» за 2009 год.

 

Штраф за неуплату взносов в Фонд «нетрудоспособности» и Фонд «безработицы» и за неподачу отчетов в эти фонды

Данные штрафы затронут лишь тех предпринимателей, у которых есть официально оформленные наемные работники, остальным их опасаться не стоит.

Как известно, единоналожники не начисляют на зарплату своих работников соцвзносы в Фонд «нетрудоспособности» и Фонд «безработицы» и не уплачивают их. А вот на общей системе это делать необходимо. Кроме того, нужно раз в квартал подавать отчет о начисленных и уплаченных взносах в каждый Фонд.

За неуплату взносов предпринимателя ожидает следующее (санкции применяются отдельно Фондом «нетрудоспособности» и отдельно Фондом «безработицы»):

1) необходимость уплатить взносы за весь период работы на общей системе налогообложения;

2) штраф за несвоевременную уплату взносов в размере заработной платы, на которую не начислялись взносы (если предприниматель самостоятельно уплатит сумму взносов в Фонд «нетрудоспособности» до проверки со стороны этого Фонда, то штраф составит 50 % от своевременно неуплаченных сумм);

3) пеня в размере 120 % учетной ставки НБУ на день погашения недоимки, начисленная на полную сумму недоимки (без учета штрафов) за весь ее срок (статья 38 Закона о страховании на случай безработицы; статья 30 Закона о страховании на случай нетрудоспособности).

 

Штраф за незаполнение в Книге ф. № 10 всех предусмотренных граф

В соответствии с пунктом 8 Порядка № 599 единоналожникам дано право заполнять в Книге ф. № 10 только четыре графы: «Период учета», «Затраты на производство продукции», «Сумма выручки (дохода)», «Чистый доход». По-другому обстоит ситуация при работе на общей системе: в данном случае предприниматели обязаны заполнять в Книге ф. № 10 каждую из имеющихся граф. К слову, налоговики на местах утверждают разные формы книг ф. № 10, добавляя в них еще и дополнительные колонки в зависимости от вида деятельности (подробнее об этом см. «СД», 2008, № 19, с. 33).

Еще одно обстоятельство, о котором нужно помнить: предприниматели на общей системе обязаны в Книге ф. № 10 вести развернутый учет, т. е. отражать в Книге ф. № 10 каждую покупку и каждую продажу. Единоналожники в основном отражают как доходы, так и расходы общей суммой за день (хотя сейчас и от них ГНАУ требует детализации).

Поэтому не исключено, что при проверке предпринимателя будут обвинять в неверном заполнении Книги ф. № 10, а именно: Книга ф. № 10 ведется не по той форме и не все ее графы заполнены или заполнены без детализации (вполне логично, что предприниматель, думавший, будто работает на едином налоге, заполнял Книгу ф. № 10 упрощенно). В итоге налоговики могут попытаться применить два штрафа:

1) админштраф за неверное ведение учета доходов и расходов, который составляет от 51 до 136 грн. (статья 1641 КУоАП);

2) штраф по статьям 20 и 21 Закона об РРО за отсутствие учета товаров в двукратном размере стоимости неучтенных товаров (если предприниматель занимается торговлей). ГНАУ считает, что отсутствие в Книге ф. № 10 записи о приобретении товара свидетельствует о том, что товар не учтен (письмо ГНАУ от 25.12.2009 г. № 28923/7/23-7017) (о том, как бороться, см. «СД», 2010, № 4, с. 9).

 

Превышение произошло 2 года назад (в 2008 году)

Теперь давайте рассмотрим ситуацию, в которой предприниматель, работая на едином налоге, не заметил, что его выручка превысила 500 тыс. грн. еще 2 года назад.

Сразу оговоримся, что возвращаться к теме штрафов сейчас уже не будем (поскольку с ними разобрались в предыдущем разделе), а расскажем лишь о некоторых особенностях.

Предположим, что при проверке в 2010 году налоговики обнаружили, что в 2008 году выручка предпринимателя превысила 500 тыс. грн., а дальше возможны два варианта:

а) предприниматель допустил ошибку и в 2009 году, в результате чего выручка 2009 года тоже превышает 500 тыс. грн.;

б) выручка 2009 года меньше 500 тыс. грн.

Разберемся подробнее.

 

Выручка 2008 года больше 500 тыс. грн. и выручка 2009 года тоже больше 500 тыс. грн.

Такие обстоятельства в первую очередь наталкивают на мысль, что налоговики неправомерно включили в выручку предпринимателя определенные суммы средств, которые ему регулярно поступают, но не являются выручкой единоналожника в соответствии с Указом № 746 (например, финансовая помощь, суммы страховых выплат, собственные средства, внесенные на счет, и т. п.). Если это действительно так, то предпринимателюнужно обратиться в суд и доказать, что его выручка не превысила 500 тыс. грн. и что он имеет полное право работать на едином налоге (аргументы для этого мы подробно разберем в следующем номере).

Если же налоговики в своих суждениях правы, а единоналожник по ошибке не учел некоторые суммы средств, то он обязан был сразу же после первого превышения перейти на общую систему налогообложения. Вернуться на единый налог ему нельзя было ни в 2009 году (поскольку в 2008 году было превышение), ни в 2010 году (поскольку в 2009 году тоже было превышение). Поэтому от штрафов, описанных в предыдущем разделе, причем за два года работы на общей системе, никуда не деться. Единственное, с чем можно и нужно бороться, — это 5-кратный штраф за отсутствие РРО в 2008 году (кстати, внушительная сумма), а также штраф за отсутствие патента в 2008 году.

Дело в том, что штрафы, налагаемые по Закону об РРО, в том числе 5-кратный штраф за непроведение через РРО наличных, а также штрафы по Закону о патентовании являются административно-хозяйственными санкциями (АХС). А в статье 250 ХКУ сказано, что АХС можно применить только в течение года со дня совершения правонарушения. Если же год истек, то штраф уже не применяется.

Следовательно, за наличную выручку, которая не была проведена через РРО в 2008 году и даже частично в 2009 году (за год до начала проверки), 5-кратный штраф не налагается. Не налагаются штрафы и за работу без патента в этот же период. Приведем пример.

 


ПРИМЕР

Допустим, налоговики в 2010 году проверяли единоналожника и составили акт проверки (дата составления акта — 22.04.2010 г.), в котором указали, что:

— в III квартале 2008 года суммарная выручка предпринимателя с начала года превысила 500 тыс. грн.;

— во II квартале 2009 года тоже было превышение 500 тыс. грн.

Что касается штрафов за отсутствие РРО, то проверяющие вправе налагать их, только если с момента совершения правонарушения еще не истек год. Значит, 5-кратный штраф должен рассчитываться исключительно в отношении той суммы наличной выручки, которая поступила предпринимателю в период с 23.04.2009 г. по 22.04.2010 г.

Наличная выручка, не проведенная через РРО, но поступившая до 23.04.2009 г., — это правонарушение, со дня совершения которого до дня его выявления год уже прошел. А значит, за него штрафовать предпринимателя нельзя на основании статьи 250 ХКУ.

То же самое касается и торгового патента. За отсутствие патента в период с апреля 2009 года по апрель 2010 года штраф взимается. А вот за отсутствие патента в марте 2009 года и ранее штраф налагать нельзя, так как с момента совершения правонарушения до момента его обнаружения уже прошел год.


 

Однако отметим, что налоговики с приведенным аргументом будут спорить, и возможно даже, что за защитой своих интересов предпринимателю придется обратиться в суд. В таком случае ему пригодитсяпостановление ВСУ от 13.02.2007 г., в котором суд признал, что штрафы по Закону об РРО действительно являются АХС.

 

Выручка 2008 года больше 500 тыс. грн., а выручка 2009 года меньше 500 тыс. грн.

Данный случай весьма интересен, ведь, несмотря на то что в 2009 году предприниматель действительно должен был работать на общей системе, в 2010 году он является полноправным единоналожником. Почему? Потому, что:

1) выручка, полученная им в 2009 году, не превысила 500 тыс. грн.;

2) очевидно, что в 2009 году предприниматель написал заявление о работе на едином налоге в 2010 году.

Стало быть, нет препятствий для того, чтобы в 2010 году работать на едином налоге. Следовательно, никаких санкций за работу на едином налоге в 2010 году к предпринимателю не применят.

Однако может закрасться сомнение по поводу того, можно ли перейти на единый налог, если предприниматель не уплатил НДФЛ за 2009 год. Такое сомнение связано с пунктом 2 Порядка № 599, который гласит:«Основанием для выдачи Свидетельства является подача субъектом предпринимательской деятельности — физическим лицом письменного заявления <…>. Заявление должно быть подано не позже чем за 15 дней до начала квартала, с которого он выбирает способ налогообложения доходов по единому налогу, при условии уплаты всех установленных налогов и обязательных платежей, срок уплаты которых наступил на дату подачи заявления».

На самом деле о том, что предприниматель работает на общей системе в 2009 году, не знал ни сам предприниматель, ни налоговики. Значит, по лицевому счету предпринимателя задолженность не числилась и Свидетельство единоналожника на 2010 год было выдано правомерно.

То есть в пункте 2 Порядка № 599 речь идет только о тех долгах, о которых известно на момент выдачи Свидетельства единоналожника. А тот факт, что в течение 2010 года налоговики обнаружили какие-то прошлые недоплаты, уже не играет роли — Свидетельство единоналожника на 2010 год не теряет силы (напомним, что единоналожников никогда не переводят на общую систему, если при проверке налоговики обнаруживают у них задолженность по налогам за прошлые периоды).

 

Превышение произошло 3 года назад (в 2007 году и ранее)

Теперь углубимся еще дальше в прошлое и предположим, что с того момента, когда произошло превышение выручкой 500 тыс. грн. и до дня составления акта проверки уже прошло 3 года (а точнее, 1095 календарных дней). Многие знают о том, что в течение 3-х лет истекает срок исковой давности. Но поможет ли это в нашем случае?

Для того чтобы ответить на данный вопрос, откроем пункт 15.1 Закона № 2181:

«15.1.1. За исключением случаев, определенных подпунктом 15.1.2 этого пункта, налоговый орган имеет право самостоятельно определить сумму налоговых обязательств налогоплательщика в случаях, определенных данным Законом, не позже окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации, а в случае, когда такая налоговая декларация была предоставлена позже, — за днем ее фактического представления. Если на протяжении указанного срока налоговый орган не определяет сумму налоговых обязательств, налогоплательщик считается свободным от такого налогового обязательства, а спор относительно такой декларации не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке.

15.1.2. Налоговое обязательство может быть начислено или осуществление по делу о взыскании такого налога может быть начато без соблюдения срока давности, определенного в подпункте 15.1.1 этого пункта, в случае когда:

а) налоговая декларация за период, когда возникло налоговое обязательство, не была подана…».

Итак, мы видим, что срок исковой давности не применяется, если предприниматель не подает декларацию. К сожалению, в нашем случае декларации поданы не были, так как предприниматель и не подозревал, что находится на общей системе налогообложения. Поэтому налоговики вполне могут доначислить предпринимателю налоги, которые он обязан был уплачивать в период работы на общей системе налогообложения, даже если с момента превышения уже прошло больше 3-х лет.

Заметим, что срок давности по Закону № 2181 (а в нашем случае его отсутствие) касается только тех налогов, которые попадают в сферу действия Закона № 2181, т. е. уплачиваются на основании соответствующей декларации, налогового расчета или иного налогового документа, например НДС, налог на землю, сбор за воду. По всей видимости, сюда же относится и НДФЛ (так как хотя в течение года данный налог уплачивается авансом, но окончательный его расчет по итогам года происходит на основании годовой декларации о доходах).

Что касается взносов в ПФ, Фонд «безработицы» и в Фонд «нетрудоспособности», то по ним срок исковой давности вообще не применяется (пункт 15 статьи 106 Закона о пенсионном страховании; статья 38 Закона о страховании на случай безработицы; статья 30 Закона о страховании на случай нетрудоспособности).

И лишь в отношении штрафов за отсутствие РРО и патента есть облегчение: их налоговики вправе применять только за последний год перед проверкой (см. ранее раздел «Превышение произошло 2 года назад (в 2008 году)»).

 

Если предприниматель не в состоянии уплатить сумму штрафов

Штрафы, связанные с превышением единоналожниками предела выручки в 500 тыс. грн., без сомнения, одни из самых серьезных штрафов, с которыми может столкнуться предприниматель. Ведь сумма санкций порой достигает миллионов гривень (чего стоит один только 5-кратный штраф за отсутствие РРО!). Вполне возможно, что предпринимателю просто не из чего будет уплатить такие санкции. Значит, придется банкротиться. При этом самым неприятным моментом является то, что взыскание долгов и штрафных санкций может быть обращено на личное имущество предпринимателя (это следует из части 1 статьи 52 ГКУ).

Достаточно подробно о том, как происходит банкротство физлиц-предпринимателей, мы писали в «СД», 2010, № 7, с. 45. Теперь же отметим только самое важное.

Чтобы сохранить хотя бы личное имущество, необходимо (и лучше это сделать еще в начале предпринимательской деятельности) перерегистрировать (продать, подарить и т. п.) все свое имущество (недвижимость, автомобиль, землю и т. п.) на доверенных лиц, которые не проживают вместе с предпринимателем: отца, мать, брата, сестру, совершеннолетних детей, знакомых или друзей. При этом нельзя перерегистрировать имущество на жену или совместно проживающих несовершеннолетних детей, поскольку в таком случае оно все равно будет принадлежать предпринимателю на праве совместной собственности семьи (статьи 73, 173 и 175 СКУ) и его могут забрать для погашения долгов.

При этом перерегистрацию нужно произвести не позже чем за год до банкротства, иначе указанные сделки с заинтересованными лицами справка 5 могут быть признаны недействительными по требованию налоговиков или других кредиторов.

 

Выводы

Работать на едином налоге после того, как выручка превысит 500 тыс. грн., чрезвычайно опасно: налоговики после проверки в таком случае могут начислить предпринимателю налоговые обязательства и штрафы в размерах, достигающих миллионов гривень!

После превышения предприниматель автоматически переходит на общую систему налогообложения, даже если не знает об этом и продолжает работать на едином налоге. При этом в случае проверки с него взыщут:

— 5-кратную величину наличной выручки, не проведенной через РРО в течение года, предшествовавшего проверке (при отсутствии РРО);

— двойную стоимость торгового патента за период, равный году перед проверкой (при отсутствии патента);

— сумму налогового обязательства по НДС без права на налоговый кредит;

— сумму НДФЛ (15 % от величины чистого дохода, рассчитанного налоговиками);

— НДФЛ с суммы, на которую выручка, полученная в квартале превышения, больше 500 тыс. грн. (с необходимостью уплаты НДФЛ в данном случае можно и нужно спорить);

— сумму налога на землю и сбора за воду (при наличии оснований их уплачивать) и штраф за неподачу отчетов по ним;

— сумму взносов в ПФ «за себя» (33,2 % от той суммы, с которой налоговики рассчитали НДФЛ), пеню и штраф за неуплату взноса, штраф за неподачу отчетности;

— сумму взносов в Фонд «нетрудоспособности» и в Фонд «несчастного случая», начисленных на зарплату наемных работников, а также штрафы за их неуплату (в размере зарплаты, на которую эти взносы не были своевременно начислены);

— штраф за неверное заполнение Книги ф. № 10 (если в ней не заполнялись все графы).

Суммы указанных санкций и возможность их применения во многом зависят от того, как долго предприниматель работал на едином налоге, не подозревая, что уже находится на общей системе налогообложения.


Справочная информация (справка)

1 Можно попробовать написать в налоговую заявление об ошибочно уплаченных суммах единого налога с просьбой зачесть их в уплату иных налоговых обязательств. Но опять же вероятность того, что налоговики такую просьбу выполнят, невелика.

Статья 1 Указа № 746 дает такое определение выручки единоналожника: «Выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг)».

Как-то утаить от налоговиков сумму наличной выручки практически невозможно, ведь общую сумму выручки предприниматель указывал в отчете единоналожника, а безналичная выручка видна из выписок банка.

4 Законодательство устанавливает максимальный размер чистого дохода, с которого уплачиваются страховые взносы («верхний предел»). Если в течение какого-то месяца получен доход в сумме, которая больше, чем «верхний предел», разница взносами не облагается. Предельный размер дохода для начисления пенсионных взносов в 2009 году: для месяцев с января по октябрь — 10035 грн., для месяцев с ноября по декабрь — 11160 грн.

Заинтересованные лица — муж/жена, их дети, родители, братья, сестры, внуки, а также юридические лица, созданные при участии предпринимателя (статья 1 Закона № 2343). Получается, что если нужно срочно спасать имущество перед банкротством, то лучше переоформить его на доверенных друзей, чем на родственников.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)