Новая статотчетность для ФОПов: кто обязан представлять, в какие сроки, ответственность за непредставление
Сначала разберемся, что это за отчетность такая и должна ли она вообще представляться физлицами-предпринимателями.
Форма № 1-П(ф)(месячная)«Срочный отчет о производстве промышленной продукции (товаров, услуг) по видам» (далее — форма № 1-П(ф)) утверждена приказом Госкомстата от 02.12.2011 г. № 329. В соответствии с п. 1 приказа № 329 форма № 1-П(ф) вводится в действие начиная с отчета за январь 2012 года. Пунктом 2 данного приказа установлено, что форма № 1-П(ф) распространяется на физлиц-предпринимателей, занимающихся промышленными видами деятельности.
Не так давно Госслужба статистики в своем письме от 21.02.2012 г. № 15/1-20/206 известила, что представлять форму № 1-П(ф) должны не все предприниматели, а только те из них, которые отобраны местными органами статистики. Из письма следует, что при формировании совокупности отчетных единиц органы госстатистики будут учитывать в первую очередь
«необходимость обеспечения репрезантивности данных о выпуске продукции по регионам по социально важным видам продукции, таким как хлебобулочные, сдобные, макаронные изделия, мука и др.».
На момент написания письма совокупность отчетных единиц составляет 70 ФОПов.
Таким образом, далеко не все предприниматели-производители должны представлять отчетность по форме № 1-П(ф). По крайней мере, физпроизводители стелек и подошв, судя по всему, окажутся за рамками госстатнаблюдения.
Далее — о том, как заполняется отчет. Следует отметить, что на сегодняшний день инструкции по заполнению ф. № 1-П(ф) нет. В то же время определенную поддержку не искушенным в вопросах статотчетности предпринимателям может оказать Инструкция по заполнению формы государственного статистического наблюдения № 1-П (месячная)«Срочный отчет о производстве промышленной продукции (товаров, услуг) по видам», утвержденная приказом Госкомстата от 18.08.2009 г. № 313 (далее — Инструкция № 313). Она предназначена для предприятий, производящих промышленную продукцию, которые представляют аналогичный статотчет по ф. № 1-П.
Отчет заполняется по видам промышленной продукции согласно Номенклатуре продукции промышленности (НПП), изготовленной на собственных или арендованных мощностях из собственного сырья или сырья заказчика (п. 1.1 Инструкции № 313).
Из п. 1.2 Инструкции № 313 следует, что, если предприятие непосредственно не изготовляло продукцию, а заказывало ее изготовление на предприятиях-изготовителях на давальческих условиях (предоставляло свое сырье и оплачивало работы по изготовлению продукции), данные относительно объемов такой продукции в отчете по ф. № 1-П не отражаются. Думаем, что по аналогии изготовление продукции на давальческих условиях предпринимателем также не должно отражаться в ф. № 1-П(ф).
Интересно, что в вышеупомянутом письме Госслужбы статистики от 21.02.2012 г. разъясняется:
«Показатель «Остатки произведенной готовой продукции на конец отчетного периода» [(графа 5)] может быть заполнен на основании данных управленческого учета, который ведется ФЛП».
Напомним, что под управленческим учетом обычно понимают систему обработки и подготовки информации о деятельности субъекта для внутренних пользователей в процессе его управления.
Теперь — о сроках представления формы № 1-П(ф).
«Предпринимательский» отчет ф. № 1-П(ф) состоит из четырех страниц. Сроки представления отчета указаны на титульной странице: не позднее 4 числа месяца, следующего за отчетным, физлица-предприниматели, занимающиеся промышленными видами деятельности, представляют отчет по ф. № 1-П(ф) в орган государственной статистики по местонахождению (месту осуществления производственной деятельности).
В примечании к стр. 4 указано, что данные могут передаваться электронной почтой, факсом, телетайпом, почтой. Если отчет не может быть представлен в установленные сроки, то данные передаются по телефону с дальнейшим подтверждением на бланке формы, но не позднее 4-х дней после истечения срока представления. Как видим, данная информация от предпринимателей для Госкомстата является очень важной, хотя, на наш взгляд, ее достоверность не может не вызывать сомнений в связи с понятными сложностями в ее проверке. Но обе стороны должны сохранять лицо (как японцы).
И наконец — об ответственности за непредставление статотчета. В небольшом по объему письме Госслужбы статистики от 21.02.2012 г. его авторы вежливо напомнили: статьей 1863 КоАП (см. «Бухгалтер» № 38’2003, с. 27) предусмотрено, что непредставление органам госстатистики данных для проведения государственных статистических наблюдений или представление их недостоверными, не в полном объеме, не по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией, или с опозданием влечет за собой наложение штрафа на граждан — от 3 до 5 нмдг (от 51 до 85 грн), на должностных лиц и граждан — субъектов предпринимательской деятельности — от 10 до 15 нмдг (от 170 до 255 грн).
В случае повторного в течение года нарушения органами госстатистики на должностных лиц и предпринимателей может быть наложен штраф в размере от 15 до 25 нмдг (от 255 до 425 грн).
Кстати, напоминаем: в ст. 38 КоАП (см. «Бухгалтер» № 43’2011, с. 20т–21т) установлено, что по общему правилу админвзыскание может быть наложено не позднее чем через 2 месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении* — не позднее чем через 2 месяца со дня его выявления. Так что, если предприниматель, обязанный представлять ф. № 1-П(ф), не представил ее своевременно, а органы госстатистики в течение 2-х месяцев не обращали на это внимания, административно-штрафной поезд — ушел.
В общем, жить ФОПам стало и проще, и веселее...
* О том, что такое длящееся правонарушение,— см. письма Минюста от 17.07.2007 г. № 22-14-493 в «Бухгалтере» № 35’2007 на с. 21 и ГлавКРУ от 18.06.2009 г. № 25-18/745 в № 35’2009 на с. 25.