11020 0

Как открыть торговую точку с нуля

09.08.12
Сразу оговоримся, что речь в статье пойдет об открытии торговой точки. И здесь будут рассмотрены все ключевые моменты, связанные с ее открытием и работой: помещения, разрешения, патенты, лицензии, товары, документы на товары, расчеты с покупателями, наемные работники, отчетность.
Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон № 2806 — Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

Закон № 4004 — Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон о защите прав потребителей — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XIV.

Закон о госрегулировании — Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Закон о лицензировании — Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Инструкция № 349 — Инструкция о Книге отзывов и предложений на предприятиях розничной торговли и в заведениях ресторанного хозяйства, утвержденная приказом МВЭС и торговли Украины от 24.06.96 г. № 349.

Порядок № 260 — Порядок регистрации трудового договора между работником и физическим лицом, использующим наемный труд, утвержденный приказом Минтруда от 08.06.2001 г. № 260.

Постановление № 878 — постановление КМУ «Об осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств» от 29.09.2010 г. № 878.

Правила № 833 — Правила торгового обслуживания населения на рынке потребительских товаров, утвержденные постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833.

Правила торговли продтоварами — Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Минэкономики от 11.07.2003 г. № 185.

Положение № 614 — Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Положение об акцизных марках — Положение об изготовлении, хранении, продаже марок акцизного налога и маркировании алкогольных напитков и табачных изделий, утвержденное постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1251.

Правила № 369 Правила работы мелкорозничной торговой сети, утвержденные приказом МВЭС и торговли Украины от 08.07.96 г. № 369.

Правила № 104 Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Минэкономики от 19.04.2007 г. № 104.

Перечень № 1336 — Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.

Порядок № 150 — Порядок выдачи Государственной инспекцией техногенной безопасности разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений, утвержденный постановлением КМУ от 14.02.2001 г. № 150.

Перечень № 28 — приказ Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики «Об утверждении Перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине» от 01.02.2005 г. № 28.

Перечень № 6 — Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 29.01.2007 г. № 6.

 

Условные обозначения

МЗП — минимальная заработная плата.

 


Помещение

Очевидно, что любой магазин располагается в помещении. Помещение может быть приобретено в собственность, а может быть взято в аренду (субаренду) или в ссуду.

Собственность. Самый дорогой, но, пожалуй, самый надежный вариант — это приобретение помещения под магазин в собственность. При этом предприниматель может приобрести помещение в собственность, как:

— предприниматель

или

— гражданин, но использовать его в предпринимательской деятельности.

Часто покупается жилое помещение на первом этаже многоэтажного дома, которое потом переводится в нежилой фонд. Подробно об этом мы рассказывали в «СД», 2012, № 6, с. 34.

В своем помещении предприниматель волен сделать ремонт и реконструкцию под потребности будущего магазина, правда, проект необходимо согласовать с управлением архитектуры своего региона.

Аренда (субаренда). Для оформления арендных отношений заключается договор аренды (субаренды) помещения в письменной форме. По договору аренды (субаренды) арендодатель передает в пользование помещение арендатору за плату. Согласно части 3 статьи 774 ГКУ к договору субаренды применяются положения о договоре аренды.

Если договор заключается на срок три года и более, то он подлежит обязательному нотариальному удостоверению и госрегистрации (статьи 793 и 794 ГКУ).

При этом прием-передача помещения в аренду (субаренду) оформляется актом приема-передачи, который подписывается сторонами договора (статья 795 ГКУ). Проще говоря, предприниматель, который арендует помещение под магазин, должен подписать в двух экземплярах акт приема-передачи и один экземпляр акта хранить у себя. С даты подписания акта начинается течение срока договора аренды.

При возврате помещения также нужно составить акт приема-передачи, с даты подписания которого договор аренды прекращается.

Форма акта приема-передачи помещения может быть произвольной.

И несколько субарендных нюансов:

1) передача помещения в субаренду возможна только с согласия, желательно письменного, арендодателя, если иное не установлено договором или законом;

2) срок договора субаренды не может превышать срок самого договора аренды.

Также важно знать, что ремонт, перепланировку и другие конструктивные изменения арендуемого помещения можно делать только с согласия собственника помещения. Об этом нужно договариваться заранее. Обычно в тексте договора аренды (субаренды) отдельным пунктом предусматривается возможность (или невозможность, в зависимости от договоренности):

— проведения самого ремонта;

— погашения арендных платежей за счет стоимости ремонтных работ.

Ссуда. Также предприниматель может заключить с собственником помещения договор ссуды. Так, согласно статье 827 ГКУ по договору ссуды одна сторона (заимодатель) бесплатно передает или обязуется передать другой стороне (пользователю) вещь для пользования в течение установленного срока.

Как вы видите, в этом случае в договоре ссуды стороны договариваются о бесплатной передаче помещения в пользование.

При этом согласно статьям 828 и 793 ГКУ договор ссуды здания или другого капитального сооружения (их отдельной части) заключается в письменной форме сроком на три года и более и подлежит нотариальному удостоверению. То есть если договор ссуды заключается меньше чем на три года, то не надо идти и платить нотариусу, чтобы заверить этот договор.

 


Разрешительные документы

Прежде чем непосредственно приступить к осуществлению торговли в магазине, предпринимателю необходимо получить ряд документов разрешительного характера:

— разрешение органа государственного пожарного надзора на начало работы предприятий и аренду помещений;

— разрешение СЭС.

По аналогии с госрегистрацией в различных ведомствах по принципу «единого окна» при получении разрешительных документов также можно обратиться в единый разрешительный центр, который:

— есть в каждом регионе;

— передает документы необходимым органам и следит за своевременностью их рассмотрения;

— обеспечивает выдачу разрешительных документов.

«Пожарное» разрешение. Выдача разрешения органами государственного пожарного надзора осуществляется в соответствии с Порядком № 150.

Частные предприниматели могут получить пожарное разрешение в районном управлении пожарной охраны, а не в едином разрешительном центре.

Само разрешение выдается бесплатно. Но! Основанием для выдачи разрешения является заключение, которое оформляется по результатам оценки (экспертизы) противопожарного состояния объекта или помещения, проводимой органом государственного пожарного надзора или другим юридическим (физическим) лицом, которое получило лицензию на проведение такой оценки (экспертизы). А вот это заключение стоит достаточно дорого.

Разрешение выдается при отсутствии фактов нарушения правил пожарной безопасности без ограничения срока его действия.

Кроме того, собственник (арендатор) может начать деятельность по так называемому декларативному принципу (статья 1 Закона № 2806 и пункт 111 Порядка № 150), предоставив декларацию соответствия объекта (объектов) требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности по форме согласно приложению 3 к Порядку № 150. Указанная декларация должна быть предоставлена в орган государственного пожарного надзора не позже чем за 10 дней до начала хозяйственной деятельности.

Разрешение СЭС. Для начала работы магазина предпринимателю также необходимо будет получить разрешение СЭС. Такой вывод следует из анализа статьи 15 Закона № 4004.

Согласование с органами СЭС осуществляется в форме проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы и получения положительного заключения. Без положительного заключения запрещаются использование и функционирование объектов.

В настоящее время отсутствует нормативный документ, регламентирующий порядок получения заключений о соответствии объекта санитарным нормам.

На практике органы СЭС в настоящее время подходят к решению данного вопроса двумя путями:

1) выдают заключение о соответствии объектов санитарным нормам в виде писем, составленных в произвольной форме (в ответ на письменное обращение предприятий о получении такого заключения, составленного также в произвольной форме);

2) используют в своей работе нормы и правила утратившего силу, но дающего хоть какое-нибудь представление о порядке подготовки заключений Положения о порядке выдачи выводов о соответствии объекта санитарным нормам.

 


Торговый патент

Нужен/не нужен. Единоналожники освобождены от уплаты сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (подпункт 5 пункта 297.1 НКУ). Следовательно, единоналожникам не нужно приобретать торговый патент.

А остальные предприниматели (общесистемщики) должны исходить из того, что приобретать патент и уплачивать соответствующий сбор должны те, кто занимается торговой деятельностью в пунктах продажи товаров (подпункт «а» подпункта 267.1.1 НКУ).

О том, что такое пункт продажи товаров, идет речь в подпункте 14.1.211 НКУ. Так вот, магазин, другая торговая точка, которые расположены в отдельном помещении, здании или их части и имеют торговый зал для покупателей или используют для торговли его часть, а также склад-магазин являются пунктами продажи.

То есть общесистемщику нужно приобретать патент на торговлю в магазине.

Также стоит отметить, что помимо единоналожников освобождены от необходимости приобретать патент (подпункт 267.1.2 НКУ):

— физлица-предприниматели, которые осуществляют продажу выращенных в личном подсобном хозяйстве, на приусадебном, дачном, садовом и огородном участках продукции растениеводства и животноводства, домашнего скота и птицы (как в живом виде, так и продукции забоя в сыром виде и в виде первичной переработки), продукции собственного пчеловодства (подпункт «г» подпункта 267.1.2 НКУ);

— субъекты хозяйствования, осуществляющие торговую деятельность исключительно с использованием таких видов товаров отечественного производства: хлеб и хлебобулочные изделия; мука пшеничная и ржаная; соль, сахар, масло подсолнечное и кукурузное; молоко и молочная продукция, кроме молока и сливок сгущенных с добавками и без них; продукты детского питания; безалкогольные напитки; мороженое; говядина и свинина; домашняя птица, яйца, рыба; ягоды и фрукты, мед и другие продукты пчеловодства, пчелоинвентарь и средства защиты пчел; картофель и плодоовощная продукция; комбикорм для продажи населению (подпункт «е» подпункта 267.1.2 НКУ).

Как получить патент. Для этого предприниматель должен подать заявление установленной формы в налоговый орган по местонахождению пункта продажи, т. е. магазина (подпункт 267.5.1 НКУ).

Налоговый орган выдает патент в течение трех дней со дня получения заявления.

Ставку сбора (размер платы за патент) устанавливают местные органы власти в расчете на месяц в зависимости от местонахождения пункта продажи и ассортимента продаваемых товаров.

Ставка рассчитывается от показателя МЗП на 1 января отчетного года, соответственно в течение года размер платы за патент не меняется.

Сдавать отчеты по сбору на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности не нужно. Но! Нужно вносить плату за патент ежемесячно не позднее 15 числа месяца, предшествующего отчетному (подпункт «б» подпункта 267.5.2 НКУ).

Льготный патент. Суть льготного патента сводится к меньшей сумме платы за него, нежели за обычный патент: ставка сбора за осуществление торговой деятельности с приобретением льготного торгового патента устанавливается в размере 0,05 размера МЗП ежегодно. По льготному патенту можно торговать исключительно товарами, определенными в пункте 267.2 НКУ:

 

267.2.1. С приобретением льготного торгового патента осуществляется торговая деятельность исключительно с использованием таких товаров (независимо от страны их происхождения), как:

а) товары повседневного потребления, продукты питания, изделия медицинского назначения для индивидуального пользования, технические и другие средства реабилитации через торговые учреждения, созданные с этой целью общественными организациями инвалидов;

б) товары военной атрибутики и повседневного потребления для военнослужащих на территории воинских частей и военных учебных заведений;

в) семена и посадочный материал овощных, бахчевых, кормовых и цветочных культур, кормовых корнеплодов и картофеля;

г) спички;

ґ) термометры и индивидуальные диагностические приборы.

267.2.2. С приобретением льготного торгового патента осуществляется торговая деятельность исключительно с использованием таких товаров отечественного производства, как:

а) почтовые марки, открытки, поздравительные открытки и конверты непогашенные, ящики, коробки, мешки, сумки и другая тара, изготовленная из дерева, бумаги и картона, используемая для почтовых отправлений предприятиями, относящимися к сфере управления центрального органа исполнительной власти в области транспорта и связи, и фурнитура к ним;

б) товары народных промыслов, кроме антикварных и представляющих культурную ценность согласно перечню, утвержденному центральным органом исполнительной власти в сфере культуры;

в) готовые лекарственные средства (лекарственные препараты, лекарства, медикаменты, предметы осмотра, перевязочные материалы и другие медицинские принадлежности), витамины для населения, тампоны, другие виды санитарно-гигиенических изделий из целлюлозы либо ее заменителей, ветеринарные препараты, изделия медицинского назначения для индивидуального использования инвалидами, технические и другие средства реабилитации инвалидов;

г) зубные паста и порошки, косметические салфетки, детские пеленки, бумага туалетная, мыло хозяйственное;

ґ) уголь, угольные брикеты, топливо печное бытовое, керосин осветительный, торф топливный кусковой, торфяные брикеты и дрова для продажи населению, газ сжиженный в баллонах, реализуемый населению по месту жительства для использования в жилых и/или нежилых помещениях;

д) проездные билеты;

е) тетради.

267.2.3. С приобретением льготного торгового патента осуществляется торговая деятельность исключительно с использованием периодических изданий печатных средств массовой информации отечественного производства, имеющих регистрационные свидетельства, выданные в установленном порядке, а также книг, брошюр, альбомов, нотных изданий, буклетов, плакатов, картографической продукции, издаваемых юридическими лицами — резидентами Украины.

При осуществлении продажи товаров, указанных в абзаце первом этого подпункта, плательщики сбора могут одновременно осуществлять продажу сопутствующей продукции (независимо от страны их происхождения): ручки, карандаши, инструменты для черчения, кисти, мастихины, мольберты, краски, лаки, растворители и закрепители для рисования и живописи, полотна, багеты, рамки и подрамники для картин, скоросшиватели, другие канцелярские приборы и конторские принадлежности, кроме изготовленных из драгоценных и полудрагоценных металлов.

 


Лицензии

Перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию, установлен Законом о лицензировании.

Далее приведем виды торговой деятельности, подлежащие лицензированию и являющиеся видами розничной торговли:

 

№ п/п

Вид деятельности

Орган, который выдает лицензию

Лицензионные условия

1

Розничная торговля алкогольными напитками и табачными изделиями

Министерство экономики Украины

Временный порядок выдачи лицензий на право импорта, экспорта спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий и розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 13.05.96 г. № 493

Обратите внимание! Субъекты хозяйствования, получившие лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками, имеют право продавать сидр и перри (без добавления спирта) без получения отдельной лицензии на право розничной торговли этими алкогольными напитками.
Оптовая торговля сидром и перри подлежит лицензированию

2

Розничная торговля лекарственными средствами

Министерство здравоохранения Украины

Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Украины от 31.10.2011 г. № 723

3

Розничная торговля ветеринарными медикаментами и препаратами

Государственный департамент ветеринарной медицины

Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по производству ветеринарных медикаментов и препаратов, оптовой, розничной торговле ветеринарными медикаментами и препаратами, утвержденные приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерства аграрной политики Украины от 14.10.2002 г. № 108/329

4

Торговля пестицидами и агрохимикатами (только регуляторами роста растений)

Министерство аграрной политики Украины

Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по оптовой, розничной торговле пестицидами и агрохимикатами (только регуляторами роста растений), утвержденные приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерства аграрной политики Украины от 01.02.2006 г. № 9/30

5

Торговля ювелирными изделиями

Министерство финансов Украины

Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по изготовлению изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней, торговли изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней, утвержденные приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерства финансов Украины от 26.12.2000 г. № 82/350

6

Торговля пиротехническими средствами

Министерство внутренних дел Украины

 


Уголок потребителя

Требование о размещении для покупателей на видном и доступном месте Уголка потребителя (покупателя) предусмотрено Порядком № 833.

Уголок покупателя должен содержать:

— информацию о наименовании собственника или уполномоченного им органа;

— Книгу отзывов и предложений;

— адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей;

а также, если есть:

— торговый патент (копию);

— лицензию (копию).

Размещать в Уголке потребителя другие документы никакой необходимости нет.

А такие документы, как порядок занятия торговой деятельностью, Закон о защите прав потребителей, санитарные нормы, ветеринарные нормы и т. п., должны быть в наличии и предоставляться работником торговли по требованию покупателя.

В случае если субъект хозяйствования проигнорировал требования Порядка № 833 и не разместил в торговом зале указанную выше информацию или не имеет указанные документы для покупателей, то за такое нарушение ему грозит админштраф согласно статье 155 КУоАП:

— за нарушение правил торговли и предоставления услуг работниками торговли, общественного питания и сферы услуг, гражданами, которые занимаются предпринимательской деятельностью, налагается штраф от 17 до 170 грн. (от 1 до 10 ннмдг);

— за повторные действия в течение года — от 85 до 459 грн. (от 5 до 27 ннмдг).

Этот штраф налагается органами, уполномоченными осуществлять контроль за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей.

 


Книга отзывов и предложений

Основным нормативным документом, регулирующим порядок ведения данной Книги, является Инструкция № 349.

Согласно пункту 1 Инструкции № 349 Книгу ведут все торговцы независимо от формы собственности. Данная Книга должна находиться в каждом отделе и зале обслуживания магазина.

Чтобы обеспечить ее доступность, Книгу помещают в открытом футляре в Уголке потребителя (пункт 10 Порядка № 833).

Книга должна быть пронумерована, прошнурована и удостоверена подписью и печатью предпринимателя (пункт 17 Инструкции № 349).

На титульном листе Книги приводится информация о названии субъекта хозяйствования, магазина, его регистрационный номер, адрес и дата выдачи Книги. Сведения о местных органах по защите прав потребителей и отделах по вопросам торговли, а также полный текст Инструкции № 349 приводятся на первом листе Книги.

В магазине должны быть созданы для клиента все необходимые условия для ее заполнения (предоставить стол, стул и ручку для заполнения). При этом запрещено требовать у потребителя документы, удостоверяющие его личность, а также выяснять причины, по которым ему понадобилась данная Книга (пункт 5 Инструкции № 349).

Если Книга по каким-либо причинам отсутствует, предпринимателю грозит штраф в размере от 17 до 170 грн. (статья 155 КУоАП).

 


Что еще должно быть на рабочем месте предпринимателя

За ответом на вопрос, что должно быть на рабочем месте предпринимателя, обратимся к ЕБНЗ.

Так, в разделе 230.12 есть несколько разъяснений аналогичного содержания. Приведем их:

 

Вопрос

Ответ

Какие документы должно иметь на рабочем месте ФЛП — плательщик ЕН третьей группы, являющийся плательщиком НДС?

На рабочем месте физического лица — предпринимателя — плательщика единого налога третьей группы, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость, должны храниться свидетельство плательщика единого налога и Книга учета доходов и расходов

Какие документы должно иметь на рабочем месте ФЛП — плательщик ЕН, кроме Книги учета доходов?

На рабочем месте физического лица — предпринимателя — плательщика единого налога, кроме Книги учета доходов, должно храниться свидетельство плательщика единого налога

 

Как видим, на рабочем месте предпринимателя — плательщика единого налога должны быть Книга учета доходов и расходов (или Книга учета доходов, в зависимости от группы единоналожника), а также в обязательном порядке — свидетельство единоналожника.

Но! Это касается рабочего места предпринимателя. А магазин может и не являться его рабочим местом. Поэтому в магазине достаточно иметь копию свидетельства единоналожника, если магазин открыл предприниматель-единоналожник, а Книга хранится только у предпринимателя лично.

 


Товары

Далее немного поговорим о специфике торговли продовольственными и непродовольственными товарами.

Продовольственные товары. К реализации продовольственных товаров отечественное законодательство выдвигает целый ряд обязательных требований, несоблюдение которых грозит предпринимателям штрафными санкциями после проверок СЭС или Госпотребстандарта.

В торговой точке должны соблюдаться санитарно-гигиенические, технологические, противопожарные нормы и правила по приему, хранению и реализации пищевых продуктов и продовольственного сырья, их надлежащему хранению (пункт 4 раздела I Правил торговли продтоварами).

Также предприниматели должны учитывать правила реализации отдельных групп товаров, перечисленные в пунктах 1 — 7 раздела II Правил торговли продтоварами.

Торгово-технологическое оборудование, которое используется при розничной продаже продовольственных товаров, должно обеспечивать сохранность их качества и товарного вида в течение всего срока их реализации. Запрещается принимать, хранить и продавать скоропортящиеся продовольственные товары без использования холодильного оборудования. Средства измерительной техники, которые используются при продаже товаров, должны быть в исправном состоянии, иметь поверочное клеймо территориального органа Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики и проходить периодическую поверку в установленном порядке. Эти требования установлены пунктами 6, 7 раздела I Правил торговли продтоварами.

Согласно пункту 9 раздела I Правил торговли продтоварами работники предпринимателя, которые занимаются транспортировкой, хранением и продажей продуктов питания, должны иметь специальное образование (подготовку); они подлежат обязательному медицинскому осмотру. Каждый работник должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца. Работники, не прошедшие медицинское обследование, к работе не допускаются. Работники должны быть одеты в форменную или другую одежду, соответствующую санитарным требованиям.

Реализация пищевых продуктов на предприятиях розничной торговли разрешается только в течение сроков их годности к употреблению, определенных нормативными документами для некоторых видов продуктов (пункт 14 Правил торговли продтоварами).

Правилами № 369 предусмотрены требования к работе мелкорозничной торговли. В частности, через мелкорозничную торговую сеть можно реализовывать продовольственные и непродовольственные товары только несложного ассортимента. В одном мелкорозничном торговом пункте можно торговать при условии, что фасуемые продовольственные товары имеют герметическую (неповрежденную) упаковку и при этом соблюдается принцип товарного соседства.

В свою очередь, запрещается продажа через мелкорозничную торговую сеть (пункт 8 Правил № 369):

а) продовольственных товаров, если для их продажи отсутствуют условия для соблюдения санитарных норм и правил, а также для соблюдения температурных режимов, условий хранения и продажи этих товаров;

б) нефасованных и неупакованных продовольственных товаров с разносок, лотков, столиков, корзин и неспециализированного транспорта, кроме картофеля, овощей, фруктов, плодов, ягод, бахчевых культур в период сезонной продажи, а также мороженого, цветов;

в) алкогольных напитков (кроме автомагазинов системы потребительской кооперации, которые осуществляют выездную торговлю в сельской местности, при наличии марок акцизного сбора);

г) объектов санитарных мероприятий, требования к обращению которых запрещены законодательными актами; товаров, свободная реализация которых запрещена, а также тех, которые не имеют соответствующей маркировки, надлежащего товарного вида, на которых не указан срок годности или указан с нарушением требований нормативных документов, срок годности которых истек, а также тех, которые поступили без документов, предусмотренных законодательством, в частности которые удостоверяют их качество и безопасность.

Подробно о том, как предпринимателям осуществлять торговлю продуктами питания и какие штрафные санкции грозят им за несоблюдение законодательных требований такой торговли, мы рассказывали в «СД», 2010, № 15, с. 32.

Алкоголь и табак. Производители и импортеры алкогольных напитков и табачных изделий обязаны маркировать такой товар акцизными марками установленного образца (пункт 226.1 НКУ).

Ввоз на таможенную территорию Украины, хранение, транспортировка, принятие на комиссию с целью продажи и продажа на таможенной территории Украины не маркированных в установленном порядке алкогольных напитков и табачных изделий запрещается (пункт 226.11 НКУ).

Маркировке подлежат все алкогольные напитки с содержанием спирта этилового более 8,5 % объемных единиц.

Не маркируются:

— слабоалкогольные напитки с содержанием спирта этилового от 1,2 до 8,5 % объемных единиц (пункт 226.6 НКУ, пункт 5 Положения об акцизных марках);

— пиво;

— алкогольные напитки и табачные изделия, произведенные отечественными производителями и импортированные для магазинов беспошлинной торговли. Более того, в соответствии с Положением об акцизных марках продавать в таких магазинах маркированную алкогольную продукцию запрещено.

Считаются немаркированными:

— алкогольные напитки и табачные изделия с поддельными марками;

— алкогольные напитки и табачные изделия, маркированные с нарушением требований Положения об акцизных марках и/или марками, которые не выдавались непосредственно производителю или импортеру указанной продукции;

— алкогольные напитки с марками, на которых указание суммы акцизного налога, уплаченного за единицу маркированной продукции, не соответствует сумме, определенной с учетом действующих на дату разлива продукции ставок акцизного налога, прочности продукции и вместимости тары.

Обратите внимание! Маркировка — дело серьезное. В частности, согласно пункту 228.9 НКУ ответственность за нарушение порядка маркировки несут производители (заказчики), импортеры, продавцы таких товаров и их должностные лица в соответствии с КУоАП:

розничная или оптовая, включая импорт или экспорт, торговля спиртом этиловым, коньячным или плодовым или розничная торговля алкогольными напитками или табачными изделиями без акцизных марок или с поддельными марками — влечет за собой наложение штрафа от 850 до 3400 грн. (от 50 до 200 ннмдг) с конфискацией предметов торговли и выручки, полученной от продажи предметов торговли. За повторное в течение года нарушение — штраф от 2550 до 4250 грн. (от 150 до 250 ннмдг) с конфискацией предметов торговли (статья 156 КУоАП);

хранение или транспортировка алкогольных напитков или табачных изделий, на которых нет надлежащим образом размещенных акцизных марок, или с поддельными или фальсифицированными акцизными марками должностными лицами продавцов этих товаров — влекут за собой наложение штрафа от 850 до 3400 грн. (от 50 до 200 ннмдг) с конфискацией таких алкогольных напитков или табачных изделий. За повторное в течение года нарушение или за нарушения, совершенные в крупных размерахсправка 1, — штраф от 3400 до 8500 грн. (от 200 до 500 ннмдг) с конфискацией таких алкогольных напитков или табачных изделий (статья 1645 КУоАП).

К субъектам хозяйствования применяются финансовые санкции в виде штрафов в случае хранения, транспортировки, реализации алкогольных напитков и табачных изделий без марок акцизного налога установленного образца или с поддельными марками акцизного налога — 100 % стоимости товара, но не менее 1700 грн. (статья 17 Закона о госрегулировании).

Непродовольственные товары. Перечень информации о непродовольственных товарах, которая обязательно должна доводиться до сведения потребителей, приведен в статье 15 Закона о защите прав потребителей и пункте 16 раздела I Правил № 104:

 

Вид обязательной информации

Способ предоставления

1

2

Название товара, наименование или воспроизведение знака для товаров и услуг, по которым они реализуются

На товаре (упаковке), на ценнике или ином носителе в месте реализации

Наименование нормативных документов, требованиям которых должны соответствовать отечественные товары

На товаре (упаковке), если речь идет о документах относительно качества, которому он должен соответствовать, в инструкции, в месте реализации, в Уголке потребителя и т. д.

Данные об основных свойствах товара

На товаре (упаковке), в инструкции к нему и т. д.

Сведения о содержании вредных для здоровья веществ, которые установлены нормативно-правовыми актами, и предостережения относительно применения отдельных товаров, если такие предостережения установлены нормативно-правовыми актами

На товаре (упаковке), в инструкции и т. д.

Данные о цене (тарифе), условиях и правилах приобретения товара

На ценнике, в Уголке потребителя и т. д.

Дата изготовления

На товаре (упаковке)

Сведения об условиях хранения

На товаре (упаковке), в инструкции и т. д.

Гарантийные обязательства производителя (исполнителя)

Установленные нормативными документами — в Уголке потребителя, в инструкции и т. д.

Правила и условия эффективного и безопасного использования товара

На товаре (упаковке), в инструкции и т. д.

Срок годности (срок службы) товара, сведения о необходимых действиях потребителя после его окончания, а также о возможных последствиях в случае невыполнения этих действий.

Если товары при каких-либо условиях могут стать опасными для жизни, здоровья потребителя и т. д., то продавец также должен предоставлять подобную информацию

На товаре (упаковке), в инструкции и т. д.

Наименование и местонахождение производителя (исполнителя, продавца) и предприятия, которое осуществляет его функции по принятию претензий от потребителя, а также проводит ремонт и техническое обслуживание

На товаре (упаковке), в инструкции и т. д.

 

Кроме того, если товары подлежат обязательной сертификации или декларированию, то в документах на товар должны приводиться номера сертификатов соответствия либо деклараций соответствия.

Также качество и безопасность некоторых видов импортных товаров должны подтверждаться санитарно-эпидемиологическими сертификатами, которые выдает производителям (импортерам) СЭС. Информация о них должна быть на товаре или в сопроводительной документации.

В случае выявления недостоверной информации о продукции (если она не вредит жизни, здоровью или имуществу потребителя) продавец в течение недели изымает эту продукцию из продажи и приводит информацию о ней в соответствии с законодательством.

Кроме того, отсутствие необходимой достоверной информации может грозить предпринимателю штрафной санкцией согласно пункту 7 части 1 статьи 23 Закона о защите прав потребителей в размере 30 % стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее 85 грн. (если не обязан вести учет доходов и расходов — 85 грн.).

Таким образом, если продавец реализует товар, относительно которого вообще нет сведений о его производителе, то ему будет грозить штраф.

В части 2 статьи 15 Закона о защите прав потребителей и пункте 16 Правил № 104 сказано, что информация, о которой мы говорили выше, доводится до сведения потребителей одним из способов:

— в сопроводительной документации, прилагаемой к продукции;

— на этикетке;

— в маркировке;

— иным способом (в доступной наглядной форме), принятым для отдельных видов продукции или в отдельных сферах обслуживания.

Все это справедливо и для обозначения наименования и местонахождения (страны) производителя. Следовательно, с помощью специальной маркировки их нужно обозначать, только если такое требование содержится в законодательстве.

В отношении непродовольственных товаров Закон о защите прав потребителей такого требования не выдвигает, достаточно обозначить ее в доступной форме.

Отметим, что происхождение товара может обозначаться путем графической маркировки названия страны-производителя, если этот знак зарегистрирован в соответствии с законодательством этой страны и допускается законодательством Украины.

Естественно, что такая маркировка не должна вводить потребителей в заблуждение о стране-производителе (например, «Made in EU» и т. д.).

Также хотим обратить ваше внимание на то, что информация о сертификатах соответствия должна приводиться в документах, на основании которых товар передан на реализацию (накладных), только если он подлежит обязательной сертификации и указан в Перечне № 28. То же самое касается и номеров деклараций соответствия, но здесь уже нужно ориентироваться на Перечень № 6.

Поэтому если какой-либо вид товара на сегодняшний день не подлежит сертификации или декларированию качества, то данная информация не должна содержаться в накладных или других приходных документах на товар.

Таким образом, если предприниматель может предоставить информацию о стране-производителе товара и «не утаил» от потребителей прочие обязательные сведения о товарах, то придраться к нему проверяющие не смогут.

 


Документы на товар

Документы на товар должны быть у каждого предпринимателя, независимо от избранной системы налогообложения.

Далее рассмотрим основные требования нормативно-правовых актов по данному вопросу:

1) согласно пункту 177.10 НКУ физические лица — предприниматели обязаны вести Книгу учета доходов и расходов и иметь подтверждающие документы относительно происхождения товара. Но! Данное требование распространяется только на общесистемщиков;

2) а вот статья 44 НКУ касается всех без исключения предпринимателей (даже «упрощенцев»). В ней речь идет о том, что субъекты хозяйствования (а предприниматели ими являются) обязаны вести учет доходов и расходов на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Таким образом, согласно требованиям статьи 44 НКУ предпринимателям-единоналожникам нужно иметь первичные документы (в том числе документы на товар);

3) согласно пункту 17 Порядка № 833 запрещается продавать товары, которые поступили без документов, предусмотренных законодательством и удостоверяющих их качество и безопасность. Этот запрет распространяется на всех предпринимателей.

Во избежание возможных претензий от проверяющих рекомендуем единоналожникам групп 1 — 3 (неплательщикам НДС) иметь такие документы:

один документ о том, что товар действительно был куплен, а не получен бесплатно (например, платежное поручение, чек, квитанция, договор купли-продажи или счет, полученный от поставщика и т. п.);

— документы, подтверждающие тот факт, что товар был куплен у предпринимателя или юрлица (например, договор купли-продажи, или копия свидетельства о госрегистрации продавца, или копия выписки/извлечения из ЕГР продавца-предпринимателя).

Что же касается единоналожников из числа плательщиков НДС, то им нужно иметь максимум первичных документов на товар — в основном для того, чтобы подтвердить свое право на налоговый кредит по НДС. Таким образом, вопрос об отсутствии документов перед ними не стоит: документы на товар нужны всегда, а самый важный из них — налоговая накладная по НДС.

Итак, документы на товар у предпринимателя должны быть. Более подробно о том, какие документы на товар могут понадобиться предпринимателям и какова ответственность предусмотрена за отсутствие документов на товар, мы говорили в «СД», 2011, № 18, с. 21, а также в «СД», 2012, № 5, с. 19.

 


Расчеты за товар

Важный вопрос при открытии магазина связан с применением или неприменением в расчетах с покупателями РРО, РК и КУРО. Ответ на него зависит прежде всего от того, на какой системе работает предприниматель.

Общая система налогообложения. ФЛП-общесистемщики, которые осуществляют расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (с помощью платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) в случае продажи товаров в сфере торговли обязаны применять РРО (статья 3 Закона об РРО).

Обратите внимание! Многие ошибаются, полагая, что предприниматели могут воспользоваться льготой из пункта 1 статьи 9 Закона об РРО, т. е. принимать наличные без РРО в случае проведения расчетов с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке. На самом деле эта льгота касается только предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания, т. е. ФЛП — общесистемщики ею воспользоваться не могут.

Исключения, позволяющие работать без РРО, есть, но их мало. В частности, без кассового аппарата могут работать те предприниматели, которые:

— определены в статье 9 Закона об РРО (ни РРО, ни расчетные книжки с квитанциями не используются);

— подпадают под действие статьи 10 Закона об РРО, т. е. ведут деятельность, предусмотренную в Перечне № 1336. В этом случае, действительно, РРО не используется, но каждому покупателю нужно выдавать расчетные квитанции установленной формы, т. е. применять КУРО и РК.

Использовать РРО нужно на каждом месте расчетов.

И портативные, и обычные РРО регистрируются в ГНИ по месту проживания ФЛП — общесистемщика.

О том, что такое касса для предпринимателя и как ему обращаться с наличными, мы уже рассказывали в «СД», 2011, № 19, с. 15.

Единый налог. Согласно статье 9 Закона об РРО ФЛП — плательщики единого налога при продаже товаров (предоставлении услуг) имеют право не применять регистраторы расчетных операций и расчетные книжки, даже если такие субъекты предпринимательской деятельности осуществляют продажу подакцизных товаров.

Тем не менее на практике налоговики нередко требуют от предпринимателей, не использующих РРО при продаже товаров, выдавать покупателям товарный чек по форме, требования к которой приведены в Положении № 614.

Однако данное требование налоговиков неправомерно, ведь если уж предприниматель имеет право не использовать РРО, то с какой стати, выписывая товарный чек, ему нужно соблюдать требования к внешнему виду чека РРО (а в Положении № 614, на которое ссылается ГНАУ, указаны именно требования к чеку РРО)?

Но спорить с налоговиками решится не каждый, поэтому во избежание недоразумений лучше выписать товарный чек следующего вида:

 

 

Примерную форму товарного чека см. на с. 8 этого номера.

Обратите внимание! Если предприниматель не является плательщиком НДС, то соответствующие строки он не заполняет.

Кроме чека, можно выдавать квитанцию, свидетельствующую о принятии оплаты и передаче товара покупателю. Квитанция выглядит так:

 

 

Пустые строки в корешке расчетной квитанции предназначены для записи наименования и стоимости товаров (услуг).

Эти формы документов можно выдавать всем покупателям независимо от их статуса: юрлицам, предпринимателям или гражданам.

Вместе с тем предприниматели — плательщики единого налога, которые на законных основаниях не используют РРО, КУРО и РК, согласно пункту 3.15 статьи 3 Закона об РРО обязаны предоставлять покупателю по его требованию письменный документ, удостоверяющий передачу права собственности на них от продавца к покупателю с целью выполнения требований Закона о защите прав потребителей. Данный документ составляется в произвольной форме. Желательно, чтобы он содержал следующие реквизиты:

— данные о субъекте предпринимательства (фамилия, идентификационный номер, номер свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, номер свидетельства об уплате единого налога);

— дату составления документа;

— наименование товара;

— единицу измерения или другую характеристику, существенную для товара;

— количество, цену за единицу, общую сумму покупки;

— подпись лица, составляющего документ.

Платежные терминалы. В «СД», 2011, № 12, с. 37, мы рассматривали вопрос о том, кто из предпринимателей и когда обязан начать работать с платежными терминалами. Заметим сразу, что вопрос этот касается только тех торговцев, которые применяют РРО. Для тех, кто РРО не применяет, проблема платежных терминалов не является актуальной.

С 31.12.2011 г. все субъекты хозяйствования, включая субъектов малого предпринимательства, осуществляющие хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения от 25 тыс. до 100 тыс. человек и выше, обязаны обеспечить возможность использования специальных платежных средств (платежных терминалов).

Эта норма прописана в постановлении № 878 (см. «СД», 2010, № 20, с. 2).

Освобождены от обязательного применения платежных терминалов магазины площадью до 20 кв. м, а также магазины в населенных пунктах с численностью населения менее 25 тыс. человек.

Обратите внимание! Постановление № 878 требует, чтобы количество платежных терминалов составляло не менее 50 % количества регистраторов расчетных операций, а при наличии одного регистратора расчетных операций субъект хозяйствования обязан обеспечить прием специальных платежных средств.

Если предприниматель не установит платежный терминал, ему могут грозить штрафные санкции как за нарушение правил торговли согласно статье 155 КУоАП в размере от 17 до 170 грн. (от 1 до 10 ннмдг), а за повторное нарушение в течение года размер штрафа составит от 85 до 459 грн. (от 5 до 27 ннмдг).

 


Наемные работники

Практически у каждого предпринимателя, который открывает магазин, есть или могут быть наемные работники. Как правило, это продавцы, кладовщики и т. п.

Подробно о трудовых отношениях предпринимателя с наемными работниками мы писали в «СД», 2011, № 16, с. 21. Здесь лишь кратко остановимся на основных моментах.

С каждым наемным работником предприниматель заключает трудовой договор в письменной форме (статья 24 КЗоТ). Типовая Форма договора, по которой он заключается, утверждена приказом Минтруда Украины от 08.06.2001 г. № 260.

При этом предприниматель обязан регистрировать каждый трудовой договор в недельный срок с момента фактического допуска работника к работе в центре занятости по местожительству физлица-предпринимателя (статья 241 КЗоТ).

Регистрация трудового договора предпринимателя-работодателя с каждым наемным работником проводится согласно нормам Порядка № 260 независимо от того, как оформлен работник: по основному месту работы или по совместительству.

После регистрации трудового договора в центре занятости предприниматель может внести запись в трудовую книжку работника, если работник устраивается на основное место работы. Эта запись подтверждается личной подписью должностного лица центра занятости и скрепляется его печатью. Оформленная трудовая книжка хранится у работника. При совместительстве запись в трудовую книжку вносить не нужно.

Обратите внимание! Если предприниматель не зарегистрирует трудовой договор с работником в центре занятости, на предпринимателя может быть наложен штраф по статье 41 КУоАП от 510 до 1700 грн.

Если при проверке (налоговики или инспекция по труду) у предпринимателя обнаружат неоформленного работника, то ему, как минимум, грозит админштраф по статье 41 КУоАП за нарушение трудового законодательства. Размер данного штрафа составляет от 510 до 1700 грн.

Медосмотры работников. До того, как приступить к работе, представители некоторых профессий, возрастных групп и т. д. должны пройти обязательный медосмотр. Этого требует:

1) трудовое законодательство (в рамках мероприятий по охране труда) для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда; занятых на работах, требующих профессионального отбора; работников в возрасте до 21 года;

2) санитарное законодательство для работников торговли;

3) специальное законодательство для отдельных профессий, например для водителей автотранспортных средств.

Перечни работ, категорий, должностей, для которых обязательны медицинские осмотры, и порядок их проведения также утверждены отдельными нормативными документами (подробнее см. «СД», 2010, № 16, с. 26).

 


Отчетность

От того, чем и как торгует предприниматель, зависит и состав отчетности, которую ему необходимо составлять и подавать в различные контролирующие органы.

Например, предприниматели, получившие лицензию на оптовую торговлю алкогольными напитками, обязаны ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, составлять отчет об объемах приобретения и реализации алкогольных напитков по форме № 1-ОА.

А предприниматели, получившие лицензию на оптовую торговлю табачными изделиями, обязаны ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, составлять отчет об объемах приобретения и реализации табачных изделий по форме № 1-ОТ.

Оба перечисленных отчета подаются в региональное управление Департамента контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий ГНАУ по месту регистрации субъекта хозяйствования в электронном виде и на бумажных носителях.

Обратите внимание: в скором времени такие формы отчетности будут обязательными и для розничных торговцев.

В свою очередь предприниматели, торгующие сахаром, обязаны ежемесячно до 4-го числа составлять декларацию об имеющихся объемах сахара.

Отчетные нюансы могут быть связаны также с тем, есть ли у предпринимателя в магазине наемные работники. Если они есть, то предпринимателю необходимо сдавать целый ряд отчетов в:

— соцфонды;

— фонд инвалидов;

— налоговую инспекцию — Налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного из них налога (форма № 1ДФ).

Подробнее об отчетах, которые необходимо подавать в связи с наличием наемных работников, см. на с. 39 этого номера.

Кроме специфических, любой предприниматель должен подавать общие отчеты. Например, единоналожник — квартальную декларацию единоналожника, а общесистемщик — годовую декларацию о доходах.

Полный перечень отчетов предпринимателей, из которого каждый сможет выбрать «свои», можно найти в «СД», 2012, № 5, с. 30.


Справочная информация (справка)

1 Под крупным размером следует понимать стоимость алкогольных напитков или табачных изделий, которые в сто или более раз превышают не облагаемый налогом минимум доходов граждан (статья 1645 КУоАП). В соответствии с пунктом 5 подраздела 1 раздела ХХ НКУ для целей административного законодательства в части квалификации преступлений или правонарушений сумма ннмдг устанавливается на уровне налоговой социальной льготы. Таким образом, в 2012 году нарушениями в крупных размерах считаются нарушения, превышающие 53650 грн.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)