4885 0

Какие первичные документы должны быть у единоналожника?

Особенности заполнения Книги ф. № 10, графа "Расходы", последнее мнение налоговиков по вопросу: какие документы на товар и в каких случаях должны быть у единоналожника.

  Виталина МИРОШНИЧЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон об НДС — Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Закон об автотранспорте — Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.

Закон о санитарно-эпидемическом благополучии — Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII.

Закон о безопасности пищевых продуктов — Закон Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» от 23.12.97 г. № 771/97-ВР.

Закон № 2406 — Закон Украины «О подтверждении соответствия» от 17.05.2001 г. № 2406-III.

Закон о защите прав потребителей — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Закон № 1058 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV.

Постановление № 207 — постановление КМУ «Об утверждении Перечня документов, необходимых для осуществления перевозок груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении» от 25.02.2009 г. № 207.

Порядок № 1269 — Порядок ведения книги учета доходов и расходов, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1269.

Положение № 1177 — Положение о порядке наложения и взимания штрафов за нарушение законодательства о защите прав потребителей, утвержденное постановлением КМУ от 17.08.2002 г. № 1177.

Правила торгового обслуживания населения — Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения, утвержденные постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833.

Постановление № 32 — постановление Правления НБУ «Об установлении предельной суммы наличного расчета» от 09.02.2005 г. № 32.

Правила перевозки грузов — Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 14.10.97 г. № 363.

Инструкция о доверенностях на получение ценностей — Инструкция о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 16.05.96 г. № 99.

Перечень № 28 — Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 01.02.2005 г. № 28.

Инструкция № 153 — Инструкция о порядке заполнения, использования специализированной товарно-транспортной накладной на отпуск хлебобулочных изделий, утвержденная приказом Министерства аграрной политики Украины от 06.06.2001 г. № 153.

Инструкция № 154 — Инструкция об использовании форм товарно-транспортных накладных на перемещение спирта этилового, высокооктановых кислородосодержащих добавок и алкогольных напитков, утвержденная приказом Министерства транспорта и связи Украины от 28.04.2005 г. № 154.

Инструкция № 176 — Инструкция о порядке заполнения, использования специализированной формы товарной накладной на перевозку молочного сырья, утвержденная приказом Министерства аграрной политики Украины от 01.07.2002 г. № 176.

 

О первичных документах

Давайте сразу определимся с тем, о каких документах пойдет речь. Сегодня на повестке дня — первичные документы, т. е. документы, которые оформляются при осуществлении хозяйственной операции, например: договоры, акты закупки, счета, платежки, квитанции, товарно-транспортные накладные, путевые листы, накладные, доверенности, документы на оприходование или списание товаров и материалов, сертификаты и т. п. Итак, рассматривая данную тему, нас не будут интересовать различные разрешения, лицензии, патенты, документы на пользование помещением и прочая организационная документация предпринимателя.

Всем известно, что максимальное количество первичных документов оформляют именно юридические лица, поскольку они обязаны вести бухучет. А вот физлица-предприниматели так трепетно к первичным документам не относятся, поскольку бухучет не ведут (особенно единоналожники, у которых учет доходов и расходов вообще предельно прост).

Несмотря на это, в законодательных и нормативно-правовых актах содержится немало требований о наличии у субъекта (в том числе у предпринимателя) определенного документа или даже пакета документов. Другое дело, что у госорганов не всегда доходят руки проверить, выполняются ли эти требования предпринимателем или нет, в силу чего последний может даже и не догадываться о том, у него должен быть какой-то документ.

Наверстать упущенное другими органами принялась ГНАУ. Так, серия ее писем (письма ГНАУ от 25.12.2009 г. № 28923/7/23-7017/1485 (далее — письмо № 28923) и от 03.03.2009 г. № 4364/7/23-7017/159) дает основания полагать, что впредь при проверках налоговики будут серьезно наказывать предпринимателей за отсутствие документов на товар (вплоть до признания неосуществления самой операции). Причем, судя по всему, для них совершенно неважно, является документ налоговым (т. е. находится в их непосредственном ведении), транспортным, юридическим, бухучетным или иным документом.

В свете таких событий предпринимателям важно четко знать свои права и обязанности в вопросе наличия первичных документов. Поэтому проанализируем данную проблему по основным направлениям требований законодательных и нормативных актов.

 

Налоговые документы (документы налогового учета)

В первую очередь рассмотрим те документы, которые имеют отношение к начислению и уплате налогов, т. е. к налоговому учету предпринимателя. Разделим их условно на четыре группы:

— документы, необходимые для заполнения Книги ф. № 10;

— документы, подтверждающие право собственности на товар;

— документы для неудержания НДФЛ c продавца;

— НДСные документы.

Рассмотрим по порядку.

 

Документы, необходимые для заполнения Книги ф. № 10

Насчет заполнения Книги ф. № 10 в законодательстве никаких правил нет (напоминаем, что Порядок № 1269, на который ссылаются налоговики, разработан для совершенно иной Книги учета доходов и расходов, форма которой до сих пор не утверждена, поэтому пока что действующим его считать нельзя; подробнее см. «СД», 2010, № 4, с. 7).

Вместе с тем есть еще письмо ГНАУ от 26.10.2004 г. № 20714/7/17-3117, в котором налоговики разъяснили для единоналожников следующее (см. схему на с. 13).

Как видим, заполнение графы «Доход» Книги ф. № 10 не требует никаких документов, значит, все сводится к заполнению графы «Расходы», т. е. документы нужны только для заполнения этой графы. Поэтому те, кто ее не заполняют, вроде бы могут вообще не заботиться о документах. Но за это налоговики могут:

1) наложить админштраф по статье 1641 КУоАП за ненадлежащее ведение учета доходов и расходов (51 — 136 грн.);

 

39197.GIF

 

2) в случае продажи товаров придраться к тому, что предприниматель не ведет учет товаров, и наложить штрафы по статьям 20 и 21 Закона об РРО в двойном размере от стоимости неучтенных товаров (письмо ГНАУ от 03.03.2009 г. № 4364/7/23-7017/159). И хотя штрафы по Закону об РРО вполне реально оспорить (как это сделать, расскажем чуть дальше), налоговики на них не останавливаются.

 

Документы, подтверждающие право собственности на товар

Если предприниматель занимается торговлей, то документы, подтверждающие расходы на покупку товара и необходимые для заполнения графы «Расходы» в Книге ф. № 10 (договор купли-продажи, акт закупки, счет, платежное поручение, чек, при наличии ТТН и другие документы), в то же время подтверждают и право собственности на товар. Если таких документов нет, налоговики могут пытаться признать «бездокументный» товар подарком и потребовать от предпринимателя уплатить НДФЛ с его стоимости.

Конечно, это всего лишь фискальная позиция налоговиков, не имеющая под собой законных оснований, но, столкнувшись с ней на практике, предпринимателю придется отстаивать свою правоту, возможно, и в суде. Для этого следует обратить внимание на аргументы Госкомпредпринимательства, которые он приводит в письме от 24.11.2009 г. № 14446 (см. «СД», 2010, № 4, с. 4 — 5), справедливо считая, что «бездокументный» товар нельзя признать подарком.

Бывает также, что «бездокументный» товар пытаются признать бесхозным и конфисковать. Но это возможно только через суд, поэтому предпринимателю придется отстаивать свое право собственности на товар, опираясь на статьи 328 и 392 ГКУ и статью 47 ХКУ.

Вместе с тем Госкомпредпринимательства в письме от 13.11.2009 г. № 14015 и Гостехпотребполитики в письме от 13.04.2009 г. № 3737-7-11/18 напоминают, что наличие документов от предпринимателя требуют не только «налоговые», но и другие нормативно-правовые акты (подробнее об этом см. далее раздел «Документы, необходимые при продаже товаров населению»).

Поэтому лучше не тратить время на споры с проверяющими, а поступить так:

1) оформить письменный договор купли-продажи товара (а если товар приобретается на рынке — акт закупки товара), тем более что письменный договор все равно должен быть в наличии, поскольку этого требует еще и ГКУ (статьи 51 и 208 ГКУ);

2) попросить у продавца расчетный документ, свидетельствующий об уплате денег за товар, или распечатать платежное поручение.

Таким образом, мы бы советовали Книгу ф. № 10 вести аккуратно и подтверждать расходы договорами и платежками (чеками, квитанциями). Это будет свидетельствовать о законопослушности предпринимателя, сведет к минимуму конфликты с налоговиками, поможет отстоять свою правоту в иных ситуациях.

 

Документы для неудержания налога с доходов (НДФЛ) с продавца/исполнителя

Если предприниматель в процессе хоздеятельности выплачивает доход гражданину-физлицу, он, без сомнения, удержит с него НДФЛ.

Если же доход выплачивается юрлицу, и так понятно, что НДФЛ удерживать не нужно.

А вот при выплате дохода физлицу-предпринимателю следует быть внимательным. Долгое время налоговики считали, что не удерживать НДФЛ с предпринимателя можно только в том случае, если он предоставит покупателю (заказчику) копии таких документов (письма ГНАУ от 13.03.2006 г. № 2241/6/17-0716, от 10.08.2007 г. № 3990/С/07115):

 

Доход выплачивается предпринимателю на общей системе

Доход выплачивается предпринимателю на едином налоге

Доход выплачивается предпринимателю на фикспатенте

Копия Свидетельства о госрегистрации в качестве предпринимателя

Копия Свидетельства о госрегистрации в качестве предпринимателя

Копия Свидетельства о госрегистрации в качестве предпринимателя

Копия Свидетельства об уплате единого налога

Копия действующего фикспатента

Копия платежки об уплате НДФЛ за тот квартал, в котором ему выплачивается доход

Копия платежки об уплате единого налога за тот месяц, в котором выплачивается доход

Копия платежки об уплате стоимости фикспатента за тот месяц, в котором выплачивается доход

 

Вместе с тем в последнее время появилось более лояльное мнение ГНАУ: «…для того чтобы налоговый агент не удерживал налог с доходов, выплачиваемых субъекту предпринимательской деятельности, последний должен предоставить копию свидетельства о государственной регистрации его как предпринимателя» (письмо ГНАУ от 23.11.2009 г. № 12004/6/17-0716). Хотя не исключено, что на местах могут, как и прежде, требовать наличия копий всех указанных документов.

Хорошо, если поставщик (исполнитель) попадется сговорчивый и указанные копии предоставит. А если нет? Такой вариант вполне возможен, поскольку ни один нормативный акт не содержит требований о том, чтобы предприниматели предоставляли налоговым агентам копии каких-либо документов для неудержания НДФЛ (подробнее см. «СД», 2009, № 19, с. 24).

На наш взгляд, и в таком случае есть все основания не удерживать с предпринимателя НДФЛ, при условии, что в договоре, заключенном с ним, указаны реквизиты его Свидетельства о госрегистрации (т. е. видно, что стороной договора выступает не обычный гражданин, а субъект хозяйствования).

 

НДСные документы

Предприниматель, который является плательщиком НДС, получает право на налоговый кредит (НК) при наличии таких документов (подпункт 7.2.6 Закона об НДС):

налоговая накладная, выданная продавцом;

— документы, подтверждающие использование товаров (услуг) в налогооблагаемых операциях в рамках хоздеятельности (т. е. первичные документы).

Вместо налоговой накладной в некоторых случаях допускается наличие:

товарного чека — при наличных расчетах. Такой чек должен содержать общую суму платежа, сумму НДС и налоговый номер поставщика. При этом следует помнить, что сумма наличных платежей в течение дня от одного субъекта другому не может превышать 10000 грн. (пункт 1 постановления № 32);

транспортного билета или счета, в которых указаны сумма платежа, сумма налога и налоговый номер продавца, за исключением тех, форма которых установлена международными стандартами;

кассового чека на сумму не более 200 грн. в день (без НДС), который содержит стоимость поставленных товаров, общую сумму НДС и фискальный номер;

грузовой таможенной декларации — в случае импорта товаров или погашенного налогового векселя (подпункт 7.2.6 — 7.2.7 Закона об НДС).

Если продавец отказывается выдать налоговую накладную, можно подтвердить право на НК так: приложить к декларации по НДС за соответствующий отчетный период копии чеков или иных расчетных документов и жалобу на продавца о том, что он не выдает налоговую накладную.

 

Документы для ГАИ (документы при перевозках)

Несмотря на то что процесс перевозки контролируется работниками ГАИ (а значит, именно они в первую очередь должны устанавливать требования к наличию транспортной документации), налоговики довольно часто вмешиваются в данную сферу. Так, они запрещают перевозчикам отражать транспортные расходы в налоговом учете при отсутствии определенных транспортных документов (письмо ГНА в г. Киеве от 23.10.2007 г. № 341/Н/31-607). Есть и другие нюансы. Покажем их в таблице:

 

Транспортная документация предпринимателя

Что требуют налоговики

Что требует ГАИ

В письме № 28923 налоговики в очередной раз касаются транспортной документации предпринимателя, подчеркивая, что при осуществлении любых перевозок нужно иметь:

1) товарно-транспортную накладную (ТТН);

2) путевой лист;

3) документы на хранение товара (скорее всего, налоговики имели в виду договоры хранения).

Отсутствие этих документов, считают они, свидетельствует о неоприходовании товара и нарушении Правил перевозки грузов, а также о том, что операция перевозки вообще не выполнялась

В соответствии с постановлением № 207 предприниматель, который перевозит товар исключительно для собственной хоздеятельности (не по договорам перевозки), должен иметь:

— накладную или иной документ, который подтверждает право собственности на товар (таким документом может быть договор купли-продажи, квитанция, чек и т. п.);

— водительские права и талон к ним;

— регистрационный документ на автомобиль или иной заверенный в установленном порядке документ, подтверждающий право управления, пользования или распоряжения автомобилем;

— талон техосмотра;

— полис страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств.

При осуществлении перевозок по заказу (по договору) водитель предпринимателя должен иметь те же документы, а также фотокопию заверенной лицензии на перевозки и ТТН.

Иные документы требовать от водителя запрещено (пункт 2 постановления № 207).

Таким образом, мы видим следующее:

1) ТТН нужна только при осуществлении перевозок под заказ (если предприниматель занимается перевозками по договорам). То есть если товар перевозится для своей деятельности (например, от склада к магазину), ТТН можно не оформлять — достаточно иметь любой другой документ на товар (например, договор купли-продажи, квитанцию, чек, акт закупки или иной документ, полученный предпринимателем от продавца при покупке у него данного товара);

2) путевой лист предприниматели имеют право вообще не оформлять, несмотря на то что пункт 11.3 Правил перевозки грузов все еще требует его наличия. Дело в том, что постановление № 207 (которое требует путевой лист только от водителей юридических лиц) имеет большую юридическую силу, чем Правила перевозки грузов, кроме того, преимущество постановления № 207 еще и в том, что оно является более поздним нормативно-правовым актом.

Но здесь такой момент: данные путевых листов пригодятся для заполнения отчета по экосбору.

 Поэтому пренебречь ими можно только в том случае, если предприниматель отдельно ведет учет израсходованного топлива (можно в произвольной форме);

3) о каких-либо документах на хранение товара речи вообще не идет. Значит, это исключительно пожелание налоговиков

 

Что касается запрета налоговиков на включение в расходы затрат по перевозке, не подтвержденных наличием ТТН, то для единоналожников этот вопрос остро не стоит. В силу того что единый налог они уплачивают в фиксированной сумме, которая от величины расходов никак не зависит, даже если налоговики исключат из расходов транспортные затраты, единоналожники от этого никак не пострадают.

Гораздо серьезнее обстоит ситуация с оприходованием товара (материалов). Здесь ГНАУ смешала транспортные документы и бухгалтерский учет.

 

Бухгалтерские документы (требования налоговиков)

Как видно из письма ГНАУ № 28923, отсутствие ТТН и путевых листов воспринимается налоговиками как доказательство того, что перевозка не осуществлялась и товар к предпринимателю не поступал. То есть налоговики склонны считать, что в данном случае имело место всего лишь оформление операции на бумаге, а не фактическая передача и прием товара.

Со своей стороны заметим следующее: для того чтобы признать сделку незаконной (а это возможно только через суд), нужны доказательства. Одно только отсутствие ТТН и путевого листа — отнюдь не аргумент для подобных подозрений справка 1. Поэтому ГНАУ пытается подойти к этому вопросу иначе, а именно приравнивает отсутствие транспортных документов к отсутствию учета товаров (здесь уже следует быть начеку в первую очередь тем единоналожникам, которые занимаются торговлей). Но давайте разберемся, обоснованы ли выводы налоговиков?

В письме № 28923 ГНАУ пытается провести очень хитрую логическую цепочку:

 

39198.GIF

 

Однако приведенные рассуждения не выдерживают никакой критики, поскольку:

1) физлица-предприниматели вовсе не обязаны вести бухгалтерский учет (статья 2 Закона о бухучете);

2) понятие «оприходование товара» к предпринимателям неприменимо по той же причине — это понятие бухгалтерское. Нужно отметить, что раньше налоговики сами соглашались с этим: «Порядок оприходования товаров в розничной и оптовой торговли для субъектов предпринимательской деятельности — физических лиц, которые не обязаны вести бухгалтерский учет, не установлен ни одним нормативным документом.

Таким образом, на физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере торговли без создания юридического лица, понятие «оприходование товаров» не распространяется» (письмо ГНАУ от 14.05.99 г. № 6990/7/23-3117). С тех пор, кстати, какой-либо утвержденный на законодательном уровне порядок оприходования товаров для предпринимателей так и не появился;

3) до сих пор для физических лиц — предпринимателей ни на законодательном, ни даже на нормативном уровне не утвержден какой-либо порядок учета товаров. А предприниматели, которые бухучет вести не обязаны, пользоваться для этого правилами бухгалтерского учета не должны;

4) на сегодняшний день не издано никаких обязательных для исполнения налогоплательщиками актов, в соответствии с которыми нужно было бы подтверждать в налоговом учете факт получения или предоставления автотранспортных услуг ТТН и путевыми листами. Следовательно, требования налогового органа относительно обязательности наличия ТТН являются необоснованными. Аналогичное мнение высказал ВАСУ в определении от 02.06.2009 г. по делу № К-4697/07 справка 2.

Как видим, всю цепочку, выстроенную ГНАУ в письме № 28923, при желании можно оспорить. И в этом есть смысл, поскольку налоговики за продажу неучтенных товаров грозят штрафом в размере двойной стоимости таких товаров (статья 20 Закона об РРО). А ведь часто единоналожники не оформляют какие-либо транспортные документы (ТТН, путевые листы), когда везут товар для себя (на склад, со склада на торговую точку и т. п.), особенно если используют для этого собственный автомобиль.

Итак, в любом случае (везет ли товар для предпринимателя перевозчик, продавец, или он делает это сам) нужно выбрать один из двух вариантов:

осторожный: даже самому себе выписывать ТТН и путевой лист, не говоря уже о том, чтобы просить их от поставщиков (хотя напоминаем, что путевой лист даже ГАИ от предпринимателей не требует);

смелый: не оформлять ТТН и путевой лист, но быть готовым отбиваться от штрафов по Закону об РРО в суде с помощью аргументов, которые приведены выше, и тех, о которых мы писали в «СД», 2010, № 4, с. 10.

При этом обращаем внимание на следующее: если предприниматель самостоятельно перевозит товар, путевой лист ему нужен для заполнения расчета по экосбору и для подтверждения налогового кредита по НДС в связи с приобретением топлива и ГСМ (письмо Госкомпредпринимательства от 31.05.2007 г. № 3903).

 

Накладная

В письме № 28923 ГНАУ упомянула о накладной как о документе на оприходование товара. Должна ли у предпринимателя быть накладная?

В первую очередь отметим, что накладная (не путать с налоговой накладной по НДС, о которой сейчас речи не идет) — это первичный бухгалтерский документ. А мы уже говорили о том, что физлица-предприниматели бухгалтерский учет вести не обязаны, значит, бухгалтерские документы им не нужны. Соответственно накладную (ни на оприходование товара/материалов, ни на отпуск товара/материалов со склада) предприниматель составлять не обязан.

Вместе с тем статья 19 ХКУ требует от всех субъектов хозяйствования (в том числе и физлиц-предпринимателей) ведения первичного учета, т. е. подтверждать документами операции, осуществленные в рамках хоздеятельности, нужно. Но для этого необязательно составлять специальные бухгалтерские документы, достаточно только тех документов, которые автоматически возникают при оформлении отношений купли-продажи (договор, счет, платежное поручение, чек, при наличии — ТТН и иные документы).

Таким образом, если о наличии ТТН и путевого листа еще можно спорить: нужны они или нет, то в отношении накладной и иных бухгалтерских документов не может быть и сомнений: предприниматели-физлица имеют полное право их не оформлять.

К тому же примечателен тот факт, что хотя в ХКУ требование о документах и содержится (необязательно о бухгалтерских — просто о любых документах, подтверждающих факт осуществления операции), но ответственность за их отсутствие для предпринимателя не установлена.

 

Расчетно-платежная ведомость на выплату зарплаты

Расчетно-платежная и платежная ведомость — это документы, форма которых установлена для обязательного использования в бухгалтерском учете предприятия. В свою очередь, физлица-предприниматели вести бухучет не обязаны, поэтому они имеют полное право расчетно-платежную ведомость не составлять.

Однако подтвердить документально факт выплаты зарплаты (т. е. расходы предпринимателя для заполнения Книги ф. № 10) нужно. Для этого нет смысла придумывать какой-то специальный документ, а удобно воспользоваться уже существующей формой расчетно-платежной ведомости.

Кроме того, наличие расчетно-платежной ведомости требует пункт 2 статьи 17 Закона № 1058, в соответствии с которым предприниматель обязан вести и хранить документы, касающиеся выплаты наемным работникам заработной платы.

Вместе с тем предприниматель может упростить эту форму на свое усмотрение. Однако в любом случае она должна содержать основные реквизиты зарплатной ведомости: данные предпринимателя, название документа (формы), дату составления, графы с начисленными и рассчитанными к выплате суммами зарплаты, соцвзносов, налога с доходов, графы для подписи работников и т. д.

 

Доверенность

Доверенность представляет собой не столько бухгалтерский, сколько юридический документ. Но все же несколько слов скажем и о ней, поскольку она тоже относится к первичной документации. Итак, нужна ли доверенность предпринимателю?

Сразу отметим, что ГНАУ в письме № 28923 о доверенностях не упоминала, так что можно считать, что налоговики при проверках не будут обращать особого внимания на наличие/отсутствие доверенностей. Но все-таки, как правильно?

По данному вопросу не раз высказывались Минфин (письма от 31.10.2000 г. № 053-29151, от 06.11.2000 г. № 053-4154), НБУ (письмо от 20.11.2000 г. № 12-111/1363), ГКРУ (письмо ГКРУ Украины от 18.01.2005 г. № 13-14/23). Их мнение сводится к следующему:

1) если получателем товарно-материальных ценностей является непосредственно предприниматель, то доверенность на их получение ему не нужна, поскольку Инструкция о доверенностях на получение ценностей не распространяется на физических лиц — предпринимателей. Для того чтобы получить свой товар, предпринимателю достаточно иметь при себе только паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность, — загранпаспорт, водительское удостоверение, служебное удостоверение и т. п.) и Свидетельство о госрегистрации в качестве предпринимателя;

2) если частный предприниматель поручает получить товары (материалы) другому физическому лицу (например, работнику), то он должен выписать такому лицу доверенность.

При оформлении доверенности следует ориентироваться на наличие/отсутствие у предпринимателя печати:

— в том случае, когда печать есть, можно использовать типовые формы доверенности № М-2 и № М-2б с подписью и печатью предпринимателя;

— в случае отсутствия печати доверенность лучше составлять согласно требованиям статей 244 — 250 ГКУ. При этом наличие печати на доверенности для физических лиц необязательно, поэтому достаточно будет указать на ней «б. п.» и заверить подписью.

 

Документы, касающиеся расчетно-кассовой дисциплины

Предприниматель, который рассчитывается наличными, должен помнить о двух моментах:

1) уплачивая наличные в течение дня одному и тому же субъекту хозяйствования (другому предпринимателю или юрлицу), нельзя в общей сложности превышать предел 10000 грн. (пункт 1 постановления № 32);

2) если единоналожник использует РРО (обязан использовать при торговле подакцизными товарами, кроме пива на разлив), он должен выдавать покупателям чеки РРО. За продажу товара без распечатки чека РРО грозит штраф в 5-кратном размере суммы проданных товаров (статья 17 Закона об РРО);

3) предприниматель, который РРО не использует (т. е. не торгует подакцизными товарами, кроме пива на разлив), при приеме от покупателей наличности обязан выдать расчетный документ по требованию покупателя (заказчика). Форма документа может быть произвольной, но ГНАУ желает видеть его похожим на чек РРО (подробнее о форме расчетного документа см. «СД», 2009, № 20, с. 14).

 

Документы, необходимые при продаже товаров населению

В Правилах торгового обслуживания населения есть такие требования относительно наличия документов (пункты 17 и 18):

«17. Запрещается продажа товаров, которые не имеют соответствующей маркировки, надлежащего товарного вида… а также тех, которые поступили без документов, предусмотренных законодательством, в частности тех, которые подтверждают их качество и безопасность.

18. В документах на товары, которые подлежат обязательной сертификации, должны быть указаны регистрационные номера сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия и/или декларации о соответствии, если это установлено техническим регламентом».

Из процитированных норм можно выделить три основанных требования, касающиеся наличия документов у предпринимателя. Представим их в таблицах.

 

Документы на товары, которые подлежат обязательной сертификации

Какие товары подлежат обязательной сертификации?

Какие документы должны быть?

Какова ответственность за отсутствие таких документов?

Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, довольно внушительный. Он утвержден приказом № 28 и включает в себя различные товары: оборудование, бытовую технику и аппаратуру, РРО, автомобили и запчасти, игрушки, моющие средства, посуду, одежду, медицинскую технику, пищевые продукты, сырье и др.

Для выполнения требований Правил торгового обслуживания населения достаточно в договоре купли-продажи указать реквизиты сертификата, свидетельства или декларации о соответствии и иметь у себя один экземпляр этого договора. При этом копии документов о соответствии уже не нужны (требовались до 20.04.2005 г.)

1. Штраф по статье 23 Закона о защите прав потребителей за продажу продукции (товаров, работ, услуг), которая подлежит обязательной сертификации, но в документах на нее не указаны реквизиты соответствующего сертификата, свидетельства или декларации — в размере 50 % стоимости, полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее 170 грн.

Налагать этот штраф вправе только Глава Госстандарта, его заместители, начальники территориальных органов Госстандарта и их заместители (пункт 3 Положения № 1177).

2. Штраф по статье 155 КУоАП за нарушение правил торговли в размере от 17 до 170 грн.

Протокол о данном админнарушении могут составить уполномоченные лица органов внутренних дел или должностные лица, уполномоченные исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов. Дело об административном правонарушении рассматривается органами исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей (Госстандарт).Таким образом, за нарушение правил торговли (в частности, за отсутствие документов на товар) налоговики наказать предпринимателя по Закону о защите прав потребителей и по КУоАП не могут, однако вполне вероятно, что они попытаются применить санкции по статьям 20 и 21 Закона об РРО (об этом мы писали выше)

 

Документы на товары, которые не подлежат обязательной сертификации

Какие товары не подлежат обязательной сертификации?

Какие документы должны быть?

Какова ответственность за отсутствие таких документов?

Товары, не упомянутые в Перечне № 28, не подлежат обязательной сертификации

Исходя из пункта 17 Правил торгового обслуживания населения это документы, предусмотренные законодательством.

В то же время ни один закон прямо не перечисляет приходные документы на товар, которые должны быть у предпринимателя. Разве что в статье 48 Закона об автотранспорте сказано о необходимости для водителя иметь ТТН или иной документ на груз. Особенно ТТН нужна, если груз доставлялся не самим предпринимателем, а перевозчиком.

А вот если предприниматель сам вез товар (или это делал его работник), то исходя из постановления № 207 ТТН составлять необязательно: можно ограничиться только договором купли-продажи товара, чеком, квитанцией или иным документом на товар

Штраф по статье 155 КУоАП за нарушение правил торговли в размере от 17 до 170 грн.

Протокол о данном админнарушении могут составить уполномоченные лица органов внутренних дел или должностные лица, уполномоченные исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов. Дело об административном правонарушении рассматривается органами исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей (Госстандарт).Налоговики за нарушение правил торговли (в частности, за отсутствие документов на товар) наложить на предпринимателя админштраф не могут, однако вполне вероятно, что они попытаются применить санкции по статьям 20 и 21 Закона об РРО (об этом мы писали выше)

 

Основные документы, подтверждающие качество и безопасность товара

Нормативно-правовой акт

Документы на товар

Статья 17 Закона № 2406

Добровольно полученные производителем сертификаты соответствия

Статьи 1, 16 и 17 Закона о санитарно-эпидемическом благополучии

Санитарно-эпидемические сертификаты (гигиенические сертификаты), которые подтверждают безопасность товаров широкого потребления (пищевых продуктов и напитков, парфюмерно-косметических изделий, товаров детского ассортимента, изделий бытового назначения и т. п.).

Заключение государственной санитарно-эпидемической экспертизы о безопасности пищевых продуктов (при ввозе продукции из-за границы или продаже новых пищевых продуктов)

Статья 1 Закона о безопасности пищевых продуктов

Международный ветеринарный сертификат, ветеринарное свидетельство, ветеринарная карточка и справки, выданные государственными инспекторами ветмедицины (по пищевым продуктам, подконтрольным ветслужбе).

Экспертное заключение (ветеринарное), сертификат соответствия для потребления человеком — документы о пригодности для потребления человеком пищевых продуктов растительного или животного происхождения

 

Документы, необходимые при перевозке особых грузов

В случае перевозки некоторых особых групп товаров перевозчик, помимо обязательных документов (о которых мы писали в разделе «Документы для ГАИ»), обязан иметь дополнительные. Покажем их в таблице на с. 20.

Заметим, что ТТН заполняет и выдает перевозчику грузоотправитель (используются специальные бланки строгой отчетности). Поэтому, если предприниматель занимается перевозками, в данном случае для него особенно важно получить от заказчика соответствующие ТТН, поскольку без них перевозка указанных грузов не допускается.

 

Вот, собственно, и все, что мы хотели рассказать о первичных документах предпринимателя. В заключение приведем их итоговый список (см. раздел «Выводы» на с. 20).

 

Документы, необходимые при перевозке некоторых грузов

Груз

Документы, которые нужно иметь при перевозке

Опасный груз

Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке определенных опасных грузов. ДОПНВ-свидетельство о подготовке водителей транспортных средств, которые перевозят опасные грузы (для его получения нужно предварительно сдать экзамен в ГАИ).

Письменные инструкции на случай аварии или чрезвычайной ситуации.

Согласование маршрута дорожной перевозки опасного груза, выданное в ГАИ (пункт 3 постановления № 207)

Крупногабаритный или тяжеловесный груз

Разрешение на движение по автомобильным дорогам, улицам и железнодорожным переездам, выданное в ГАИ (пункт 3 постановления № 207)

Пищевые продукты

Санитарная книжка водителя (пункт 12.4 Правил перевозки грузов)

Спирт этиловый

ТТН № 1-ТН /спирт/ (пункты 1.1 — 1.4 Инструкции № 154)

Высокооктановые кислородосодержащие примеси

ТТН № 1-ТН /вкд/ (пункты 1.1 — 1.4 Инструкции № 154)

Алкогольные напитки

ТТН № 1-ТН /алкогольні напої/ (пункты 1.1 — 1.4 Инструкции № 154)

Хлебобулочные изделия

ТТН № 1-ТТН (хліб) (пункты 1.1 — 1.2 Инструкции № 153)

Молочное сырье

ТТН № 1-ТН (МС) (пункты 1.1 — 1.2 Инструкции № 176)

 

Выводы

Проанализировав требования основных нормативно-правовых актов, касающиеся первичной документации предпринмиателя-единоналожника, рекомендуем обязательно иметь следующий минимальный перечень первичных документов:

1. Договоры (купли-продажи, работ, услуг, аренды, перевозки, акты закупки, акты приема-передачи выполненных работ и пр.):

— если имеет место покупка товара, подлежащего обязательной сертификации, в договоре следует указать регистрационные номера сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия и/или декларации о соответствии (копии указанных документов не нужны);

— если имеет место покупка товара (работ, услуг) у физлица-предпринимателя, в договоре следует указать реквизиты его Свидетельства о госрегистрации.

2. Расчетные документы об уплате денежных средств (платежные поручения, чеки, квитанции, при выплате зарплаты — расчетно-платежные ведомости и др.).

3. ТТН, если товар был доставлен перевозчиком.

4. Строгие ТТН — при перевозке хлебобулочных изделий, молочного сырья, алкогольных напитков и спирта, высоокооктановых кислородосодержащих примесей.

5. Налоговые накладные по НДС и документы о связи расходов с хозяйственной деятельностью, если предприниматель — плательщик НДС.

6. При торговле пищевыми продуктами, импортными товарами и товарами народного потребления — документы, подтверждающие качество и безопасность товара (гигиенические сертификаты, заключения государственной санитарно-эпидемической экспертизы, ветеринарные карточки и справки и др.).

7. Доверенности на получение ценностей, если товар получал не предприниматель, а другое лицо (например, наемный работник).

8. При использовании РРО обязательно нужно выдавать покупателям чеки РРО.

Дополнительный перечень документов, наличие которых требуют налоговики (законодательство от предпринимателей их не требует, и отстоять свое право не оформлять данные документы несложно), таков:

путевой лист и ТТН при любых перевозках, в том числе для собственной хоздеятельности (не по договорам);

накладная на оприходование товара, накладная на передачу товара со склада в торговую точку;

копия свидетельства о госрегистрации предпринимателя, которому выплачивался доход (за товар или за выполненные работы, услуги). Кроме того, желательно попросить у такого предпринимателя копии его Свидетельства о едином налоге или фикспатента (при наличии) и платежек об уплате НДФЛ или единого налога за тот период, в котором ему выплачен доход.


Справочная информация (справка)

1 Примечательно, что ГНАУ в письме № 28923 говорит осторожно: «…отсутствие таких документов может свидетельствовать о неосуществлении самих хозяйственных операций». При этом не говорит однозначно «свидетельствует», поскольку осознает, что отсутствие ТТН — весьма сомнительный аргумент для доказательства бестоварной поставки.

2 Дело № К-4697/07 заключалось в том, что налоговики неправомерно требовали от юрлица наличия ТТН для подтверждения его валовых расходов по перевозке. Тем не менее наша ситуация аналогична: не существует никаких нормативных актов ГНАУ, которые бы требовали от предпринимателей для учета товаров обязательно оформлять ТТН или путевые листы.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)