Інформація по темі "" | Публікації по тегу
07.10.10
3203 0
Друкувати
Обране

Интернет-магазин: организационные моменты

По данным национального исследования аудитории украинского Интернета, обнародованными недавно в электронных СМИ, в Украине насчитывается 8 млн. регулярных пользователей глобальной сети, причем наиболее активными считаются жители крупных городов, молодежь, лица с высоким доходом. Исходя из такого положения вещей, было бы крайне не неблагоразумным оставлять без внимания потребительские запросы этой аудитории, не попытавшись удовлетворить хотя бы часть таких запросов прямо в Интернете. Реализовать эту идею на практике могут интернет-магазины, ориентировочный оборот которых, по мнению аналитиков, только в отечественном сегменте всемирной сети в этом году достигнет 1 млрд. долл. Очевидно, что столь серьезный бизнес связан с не менее серьезными проблемами. О некоторых из них, которые имеют юридический и налоговый характер, поговорим в этой статье.


Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», i.khmelevskiy@id.factor.ua 

 Организация интернет-магазина 

Очевидно, что процесс создания интернет-магазина — это серьезный шаг, связанный с множеством маркетинговых и технических вопросов, требующих систематического подхода и профессионального решения. Между тем считаем необходимым в самом начале еще раз подчеркнуть, что изложение материала в этой статье целиком и полностью ориентировано на специализацию нашего издания. Поэтому за бортом придется оставить обсуждение маркетинговых нюансов и рекламных ходов, которые обязательно сопровождают любое бизнес-начинание, и в этом смысле организация интернет-магазина не является исключением. Не будем также касаться подробностей веб-дизайна виртуального магазина и тонкостей его программной реализации, имеющих отношение к IT-проблематике. Разнообразной информации по этим вопросам вполне достаточно как в самом Интернете, так и у соответствующих специалистов в перечисленных областях. 

Тем не менее полностью обойти вопрос, что собой представляет интернет-магазин, какие преимущества он предоставляет своему владельцу и чему следует в первую очередь уделить внимание при его организации, видимо, все же не удастся. 

Итак, интернет-магазин — это виртуальная торговая точка, расположенная в Интернете, доступная для посещения любому пользователю сети и дающая ему возможность дистанционно заказать тот или иной товар через Интернет. При этом на «фасаде» такого магазина, обращенном к покупателю, расположены страницы с: 

— перечнем предлагаемых товаров и подробной информацией о каждом из них (внешний вид, характерные особенности, наименование производителя, цена и т. п.); 

— контактной информацией, необходимой для заказа товаров и услуг (телефон, факс, e-mail, ICQ, почтовый адрес и др.); 

— предложением получить счет на оплату товаров и услуг как физическим, так и юридическим лицам; 

— возможностью произвести оплату непосредственно на сайте (характерно для большинства интернет-магазинов, но существуют и исключения, о которых скажем далее); 

— условиями доставки либо самостоятельного получения заказанного товара, а также соответствующих товаросопроводительных и расчетных документов. 

Для покупателя работа с интернет-магазином схематично выглядит следующим образом: посетитель через компьютер, подключенный к сети Интернет, заходит на сайт магазина, выбирает необходимый товар, формирует на него заказ, определяясь заодно со способом оплаты и вариантом доставки товара, указывает свои персональные данные, после чего получает подтверждение обработки заказа (телефонный звонок, письмо на свою электронную почту и т. п.) и зачастую в онлайн-режиме производит оплату. 

Все остальное происходит в «подсобных помещениях» интернет-магазина, которые, как и в реальной действительности, скрыты от покупателя. Они, как правило, включают в себя программные модули регистрации посетителей, внесения и регулярного обновления информации о товаре (с возможностью импорта такой информации из программы складского или бухгалтерского учета, которая уже используется субъектом хозяйствования), оформления заказов и оплаты товаров. Чрезвычайно важно, чтобы интернет-магазин обладал всеми возможностями приема платежей, среди которых наиболее распространенными являются: 

— оплата по безналичному расчету от физических и юридических лиц; 

— оплата наличными курьеру в момент доставки товара; 

— оплата наложенным платежом в случае доставки товара по почте; 

— оплата банковской пластиковой картой (БПК) через специальное устройство, которое должно находиться у курьера; 

— оплата с помощью БПК на сайте; 

— оплата электронными деньгами 

и другие, перечень которых достаточно широк и с развитием информационных технологий регулярно дополняется и обновляется. 

Следует отметить, что создание интернет-магазина возможно в двух разновидностях

— самостоятельная торговая единица, не имеющая реального аналога (на них главным образом и сосредоточим свое внимание); 

— так называемый псевдоинтернет-магазин. 

Целью последнего является дублирование в сети реально существующего магазина для привлечения в него покупателей путем предварительного (вне торгового помещения) ознакомления с ассортиментом товаров, что освобождает персонал реального магазина от необходимости подробного консультирования этой части покупателей. Для тех из них, которые к моменту совершения покупки уже сделали свой выбор, такой виртуальный псевдомагазин может обеспечивать возможность резервирования конкретного товара на складе и предоставлять определенные скидки при оплате в реальном магазине. Как правило, о возможности дистанционной оплаты товара и получения его без посещения реального магазина речь даже не идет, что позволяет сделать вывод о рекламной направленности такого проекта.

Преимущества настоящего интернет-магазина для его владельца очевидны и сводятся к следующему: 

— круглосуточный и непрерывный режим работы (за исключением небольших отрезков времени на периодическую профилактику, обслуживание и вынужденный ремонт технических средств); 

— возможность глобального доступа к магазину независимо от местонахождения покупателя в момент совершения покупки; 

— отсутствие затрат на помещение для магазина; 

— отсутствие необходимости в аренде значительных складских площадей, поскольку, как правило, в большинстве интернет-магазинов поставка товара происходит под заказ (хотя не исключены случаи и предварительной закупки ходового товара, но даже при этом необходимая площадь в несколько раз меньше площади складов реального магазина); 

— для создания интернет-магазина не требуется получения многочисленных разрешений и согласований (например, от органов госпожарнадзора, санэпидемстанции и т. п.), хотя полностью исключить необходимость в некоторых разрешительных документах все же не удастся (об этом скажем ниже); 

— минимально необходимое количество персонала для обслуживания интернет-магазина; 

— постоянное автоматическое обновление цен и информации о наличии товара на складе; 

— легкий и удобный анализ потребительского спроса; 

— достаточно короткие сроки и умеренная стоимость создания интернет-магазина по сравнению с обычным. 

Недостатки рассматриваемой нами формы торговли связаны в первую очередь с необходимостью соблюдения определенных требований налогового законодательства при осуществлении наличных расчетов за товар, которые ничем не отличаются от требований, выдвигаемых к обычной розничной торговле за наличные. Кроме того, интернет-торговцам не всегда удастся пройти процедуру лицензирования своей деятельности при желании продавать определенные виды товаров, а иногда даже при наличии таких лицензий не получится предложить покупателям дистанционно купить тот или иной товар. 

Тем не менее в ряде случаев некоторые законодательные препятствия можно преодолеть путем выбора оптимальной организационно-правовой формы субъекта хозяйствования, на которого будет оформлен интернет-магазин. Советы по такой оптимизации дадим в следующем разделе после анализа правовых оснований применения (неприменения) РРО, получения патентов (и возможностей обойтись без таковых), а также оформления лицензий и прочих документов разрешительного характера. 

  

Разрешение на торговлю, лицензии, РРО, патенты 

1. Разрешение на торговлю. Законодательно установлено, что сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг входит в состав системы налогообложения Украины как один из местных налогов и сборов (ст. 15 Закона Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII). Этим же Законом предусмотрено, что местные налоги и сборы, механизм их взимания и порядок уплаты устанавливают местные советы в рамках предельных размеров ставок, определенных законами Украины. Как следствие, на местах была установлена необходимость получения разрешения на размещение объектов торговли, что влекло за собой и необходимость уплаты сбора за его выдачу. К тому же наличие такого разрешения налоговиками зачастую ставилось как обязательное условие регистрации ими РРО и выдачи торгового патента. 

Однако с принятием Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV у субъектов хозяйствования появились существенные аргументы в отношении того, что получать указанное разрешение все же не надо. Подробно с ними, а также с контраргументами налоговиков по этому поводу можно ознакомиться в статье «Нужно ли получать разрешение на размещение объекта торговли», а мы приведем здесь лишь тот, который позволяет сделать категорический вывод об отсутствии такой необходимости в отношении интернет-магазинов. 

Дело в том, что в многочисленных письмах Госкомпредпринимательства (от 09.11.2006 г. № 8080, от 10.11.2006 г. № 8104, от 28.12.2006 г. № 9476, от 19.04.2007 г. № 2891, от 14.08.2007 г. № 6048, от 29.08.2008 г. № 7426) отмечается, что органы местного самоуправления имеют полномочия относительно выдачи разрешения на размещение зданий и сооружений социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения на территории объектов благоустройства. Очевидно, что при торговле посредством интернет-магазина у субъекта хозяйствования формально нет такого здания или сооружения, где он бы заключал сделки и реализовывал товары потребителю (это место виртуально — сеть Интернет). Поэтому получать разрешение на размещение объекта торговли в этом случае нет необходимости. 

2. Лицензирование. Ввиду того, что те виды лицензируемой торговой деятельности, которые названы в ст. 9 Закона Украины «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III, имеют достаточно узкую направленность и, насколько нам известно, по Интернету не осуществляются, в применении к интернет-торговле можно всерьез рассматривать разве что продажу алкогольных напитков и табачных изделий. И обсудить этот вопрос нас заставляет тот факт, что в настоящее время существует немало интернет-магазинов, являющихся сетевыми приложениями к продуктовым супермаркетам, которые предлагают оформление заказа и доставку на дом, помимо прочего, и товаров указанной группы. 

В этой связи прежде всего следует отталкиваться от требований специального Закона № 481, согласно ст. 15 которого субъект хозяйственной деятельности, планирующий осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями, должен получить соответствующую лицензию. Количество лицензий, которые нужно приобрести, напрямую зависит от количества мест торговли у такого предприятия. 

Под местом торговли в Законе № 481 подразумевается место реализации товаров, в том числе на разлив, в одном торговом помещении (здании) по месту его фактического расположения, для табачных изделий — без ограничения площади, для алкогольных напитков — торговой площадью не менее 20 кв. м, оборудованное электронными контрольно-кассовыми аппаратами (независимо от их количества) или где есть товарно-кассовые книги (независимо от их количества), в которых фиксируется выручка от продажи алкогольных напитков и табачных изделий независимо от того, оформляется ли через них продажа других товаров. 

Иначе говоря, из приведенного определения следует, что место торговли — это помещение (здание, строение), да еще и с установленными Законом № 481 ограничениями по площади торгового зала, если речь идет о розничной торговле алкоголем. Более того, лицензия на розничную торговлю алкоголем из киосков и подобных строений, не имеющих торгового зала, не выдается. Для табачных изделий, как видно опять из того же определения, площадь торгового зала роли не играет, но в том, что он должен быть расположен в помещении (строении), сомнений не возникает. 

Таким образом, можно смело утверждать, что на интернет-торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями, которая по своей сути осуществляется без привязки к какому-либо стационарному месту торговли, соответствующие лицензии вообще получить невозможно. И даже в том случае, когда такие лицензии получены собственником реально существующего супермаркета, отвечающего всем законодательным требованиям, реализация указанной группы товаров через Интернет также будет являться неправомерной

Кроме того, при попытке дистанционной торговли алкогольными напитками с расчетами на дому у заказчика невозможно будет выполнить еще одну норму ст. 15 Закона № 481: все РРО, расположенные в месте торговли алкогольной продукцией, должны быть внесены в приложение к лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками. В случае же использования интернет-торговцем алкоголем «нелицензионного» РРО ему грозит применение финсанкции в соответствии с ч. 2 ст. 17 этого же Закона в размере 200 % стоимости реализованной продукции через РРО, не указанный в лицензии, но не менее 1000 грн. О том, в каких случаях вообще интернет-магазину необходим РРО, скажем прямо сейчас. 

3. РРО. Согласно п. 1 ст. 3 Закона об РРО субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, обязаны проводить расчетные операции на полную сумму покупки (предоставления услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы регистраторы расчетных операций с печатанием соответствующих расчетных документов, которые подтверждают выполнение расчетных операций. 

Следовательно, в общем случае при оплате наличными за приобретенный в интернет-магазине товар либо при безналичной форме оплаты с использованием БПК без РРО не обойтись, причем такой регистратор должен применяться именно в месте осуществления указанных расчетов. Сказанное означает, что в случае оплаты товара на дому у покупателя курьер, осуществляющий доставку товара, обязан иметь РРО при себе и проводить прием наличных через такой РРО в момент их получения. С этой целью субъекту хозяйствования необходимо приобрести какую-либо из портативных моделей РРО, включенных в Государственный реестр регистраторов расчетных операций

Определенные послабления по применению РРО можно получить в том случае, если рассматривать доставку товара заказчику на дом как передвижную торговлю. Поскольку в п. 2 Перечня № 1336 присутствует такой вид торговли, как розничная торговля через средства передвижной торговой сети (в частности, автомагазины, авторазвозки и проч.), расположенные за пределами стационарных помещений, то согласно ст. 10 Закона об РРО предприятие при осуществлении расчетных операций имеет право использовать только расчетные книги (РК) и книги учета расчетных операций (КУРО)

Другими словами, предприятию необходимо будет зарегистрировать КУРО и РК на автомобиль, который развозит товары, и обязательно при получении наличных выписывать покупателю расчетную квитанцию. Однако при этом возникнут и некоторые неудобства. Во-первых, нельзя превышать предельный размер годового объема продаж — 200 тыс. грн. на одного субъекта хозяйственной деятельности (п. 2 постановления КМУ от 23.08.2000 г. № 1336). При нарушении этого ограничения РРО применяется на общих основаниях. Во-вторых, придется учитывать ряд требований, которые установлены Правилами работы мелкорозничной торговой сети, утвержденными приказом МВЭСторга Украины от 08.07.96 г. № 369. И одно из них довольно существенное — через такую сеть разрешается реализация продовольственных и непродовольственных товаров только несложного ассортимента, которая должна проводиться в соответствии с правилами их продажи. 

4. Патент. К сожалению, если доставка покупателю товара, заказанного в интернет-магазине, осуществляется транспортным средством продавца (что чаще всего и происходит) и при этом расчеты за такой товар производятся в момент доставки, то только применением РРО здесь не обойтись. Связано это с тем, что в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о патентовании оптовая и розничная торговля за наличные средства, а также с использованием других наличных форм расчетов и кредитных карточек в пунктах продажи товаров подлежит патентованию. В свою очередь, к пунктам продажи товаров относятся, в частности, автомагазины, развозки и другие виды передвижной торговой сети (см. п. 3 ст. 3 Закона о патентовании). 

Таким образом, субъекту хозяйствования следует приобрести отдельный торговый патент на транспортное средство (передвижную точку торговли). Торговый патент в этом случае выдается налоговым органом по месту регистрации субъекта предпринимательской деятельности (ч. 3 ст. 2 Закона о патентовании). В торговом патенте, получаемом на транспортное средство, при этом проставляется отметка «выездная торговля» (ч. 3 ст. 2 Закона о патентовании) и он является действительным на выездную торговлю по всей территории Украины (ч. 2 ст. 7 Закона о патентовании). 

Кстати, о необходимости приобретения торгового патента (в случаях, предусмотренных законодательством) при осуществлении продажи товаров на заказ (а торговля в интернет-магазинах как раз и является таковой — подробнее об этом см. ниже в разделе «Права потребителей») говорится также и в п. 1.3 Правил № 103

Между прочим, если бы за товар покупатель рассчитывался непосредственно в пункте продажи (на торговом объекте, на складе), а впоследствии товар доставлялся ему по обусловленному адресу, ситуация выглядела бы иначе. Единственным пунктом продажи, в котором осуществлялись бы расчеты за наличные и на который соответственно был бы необходим патент, выступал бы торговый объект (офис, склад). Торговли за наличные через передвижную торговую сеть в этом случае не было бы, а значит, при этом не возникало бы и необходимости в получении дополнительного патента на транспортное средство, доставляющее уже оплаченные заказы. 

Однако существует и другая, тоже вполне законная возможность, не беспокоиться о проблемах, связанных с патентованием, и даже не применять РРО. Скажем о ней в завершающем подразделе этого раздела статьи. 

5. Выводы. Очевидно, что для организации продажи товаров через интернет-магазин проще и удобнее использовать упрощенную систему налогообложения, которая регулируется Указом № 727. Здесь стоит отметить, что для юридического лица — единоналожника ее преимущества сводятся лишь к отсутствию необходимости патентования торговой деятельности за наличные (см. п. 6 этого Указа). А вот физическому лицу — предпринимателю, применяющему указанную систему налогообложения, не придется ни приобретать торговый патент, ни использовать РРО (в соответствии с п. 6 ст. 9 Закона об РРО). 

Последнее послабление возможно только при условии, что через интернет-магазин, зарегистрированный на такого предпринимателя, не производится реализация подакцизных товаров, но вряд ли сейчас в Интернете продаются те некоторые транспортные средства и нефтепродукты, которые являются подакцизными. Такое законодательное ограничение может сыграть свою роль лишь в том случае, когда ассортимент товаров, предлагаемых в интернет-магазине, сводится к продовольственной группе, и среди них есть пиво, алкогольные напитки и табачные изделия. Впрочем, возможность торговли алкоголем и табаком через Интернет достаточно сомнительна, и об этом уже шла речь в начале этого раздела. 

Самое неприятное в использовании субъектов хозяйствования — упрощенцев состоит, как известно, в необходимости соблюдения установленного п.1 Указа № 727 размера выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг (для юрлиц — 1 млн грн., для физлиц-предпринимателей — 500 тыс. грн.). Поэтому при большом объеме продаж осуществление интернет-торговли через конкретного предпринимателя-единоналожника не всегда является выходом из ситуации, так как через определенное время его придется менять. 

В принципе, существует один способ, к которому может прибегнуть юридическое лицо — владелец интернет-магазина — это заключение договора комиссии на продажу определенной партии товара с разными физлицами-предпринимателями. Однако он тоже далеко не однозначен, поскольку налоговики не перестают заявлять, что сумма, фактически полученная единщиком от операции по продаже комиссионного товара, в полной сумме считается выручкой от реализации и не должна превышать в течение календарного года 500 тыс. грн. (см., например, письмо ГНАУ от 23.11.2006 г. № 13290/6/17-0416). 

Такому фискальному подходу противостоит Госкомпредпринимательства (см. письмо от 27.12.2007 г. № 9749), резонно утверждая, что сумма транзитных средств, подлежащая перечислению третьим лицам (комитенту), не должна включаться в состав выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), в том числе и при расчете предельного объема выручки от реализации. К сожалению, данный спор пока остается нерешенным, поэтому советовать заключение договоров комиссии на продажу сейчас можно только смелым налогоплательщикам.

Кстати, договор комиссии на продажу наверняка может пригодиться, если интернет-торговец обязан применять РРО, но по каким-либо причинам стремится уйти от этого. Тогда, если заключить такой договор с лицом, уже имеющим РРО или освобожденным от его применения, реализовывать товар за наличные покупателю будет комиссионер. При этом передача наличной выручки от комиссионера комитенту не потребует применения РРО, ведь такая операция в понимании Закона об РРО не является расчетной (письмо ГНАУ от 27.06.2003 г. № 5768/6/15-1116, письмо Госкомпредпринимательства от 21.04.2003 г. № 1-221/2356). 

Возвращаясь к преимуществам интернет-торговли через упрощенцев, следует коснуться и вопроса относительно обязанности регистрироваться плательщиками НДС для тех лиц, которые поставляют товары (услуги) с использованием глобальной или локальных компьютерных сетей, независимо от объема налогооблагаемых операций (см. п.п. 2.3.3 Закона об НДС). То есть, даже если субъект предпринимательской деятельности только начинает работать и открывает интернет-магазин, он уже обязан зарегистрироваться в качестве плательщика НДС (подробнее об этом читайте в статье на с. 31 сегодняшнего номера). Так вот, единоналожники освобождены от такой обязанности — они могут вообще не регистрироваться плательщиками НДС, причем без всякой привязки к виду деятельности и объему налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев. Разумеется, это дает определенную свободу налогового маневрирования, но только в том случае, если торговля через интернет-магазин ориентирована преимущественно на покупателей-физлиц, так как для юридических лиц часто определяющим фактором при выборе контрагента является получение права на налоговый кредит. 

Как видим, вывод относительно оптимальной организации деятельности интернет-магазина путем привлечения тех или иных юридических либо физических лиц, использующих упрощенную систему налогообложения, имеет под собой достаточно оснований. Впрочем, выбор, как всегда, остается за субъектом хозяйствования, но в любом случае ему нельзя забывать о необходимости соблюдения прав потребителей, осуществляющих интернет-покупки. 

  

Права потребителей 

Анализируя правовые основания такого вида торговли, как торговля через Интернет, следует исходить из того, что мы имеем дело с продажей товаров на заказ, относящейся к так называемой торговле по образцам. Так, в ст. 702 ГКУ указано, что товары могут продаваться путем ознакомления покупателя с образцом товара (по описанию, каталогу, через сеть Интернет и т. п.) и данная сделка будет являться договором купли-продажи по образцу. При этом товар доставляется в заявленное покупателем место (например, место проживания или работы покупателя-физлица, местонахождение покупателя-юрлица, на почту и т. п.) и с момента доставки договор купли-продажи считается выполненным. 

При осуществлении интернет-торговли следует помнить, что действующее законодательство в одинаковой мере стоит на страже прав и тех потребителей, которые осуществили покупку в интернет-магазине, классифицируя такую сделку как договор, заключенный на расстоянии*

* Под таким договором в Законе № 1023 понимается договор, заключенный продавцом (исполнителем) с потребителем при помощи средств дистанционной связи (телекоммуникационных сетей, почтовой связи, телевидения, информационных сетей, в частности Интернет). 

Особенности прав потребителей в случае заключения договоров на расстоянии изложены в ст. 13 Закона № 1023. Так, согласно ч. 2 этой статьи Закона перед заключением договоров на расстоянии продавец (исполнитель) обязан предоставить потребителю следующую информацию

наименование продавца (исполнителя), его местонахождение и порядок принятия претензий; 

— основные характеристики продукции; 

цену, включая плату за доставку, а также условия оплаты

гарантийные обязательства и другие услуги, связанные с ремонтом или содержанием продукции; 

— другие условия поставки или выполнения договора; 

— минимальную длительность договора, если он предусматривает периодические поставки продукции или услуг; 

— стоимость телекоммуникационных услуг, если она отличается от предельного тарифа; 

— период принятия предложений; 

— порядок расторжения договора. 

Факт предоставления перечисленной информации должен быть подтвержден письменно или с помощью электронного сообщения. Информация, подтвержденная таким образом, не может быть изменена продавцом (исполнителем) в одностороннем порядке. 

Непредоставление покупателю полной и достоверной информации о товаре в месте его продажи может стать основанием для возврата товара (ст. 700 ГКУ, ч. 4 ст. 8 Закона № 1023), и этот момент не следует упускать из виду при осуществлении торговли через Интернет. 

Так, в соответствии с ч. 7 ст. 15 Закона № 1023 в случае, когда предоставление недоступной, недостоверной, неполной либо несвоевременной информации о продукции и о производителе (исполнителе, продавце) привело к: 

1) приобретению продукции, которая не имеет нужных потребителю свойств, — потребитель имеет право расторгнуть договор и требовать возмещения причиненных ему убытков; 

2) невозможности использования приобретенной продукции по назначению — потребитель имеет право требовать предоставления в приемлемо короткий, но не больше месяца, срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель имеет право расторгнуть договор и требовать возмещения убытков; 

3) причинению вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя — потребитель имеет право предъявить продавцу (производителю, исполнителю) требования по возмещению причиненного ущерба, а также требовать возмещения ущерба, причиненного природным объектам, которые пребывают в его владении на праве собственности или на других основаниях, предусмотренных законом или договором. 

Отдельного обсуждения требует тот факт, что некоторые интернет-магазины зачастую игнорируют требования Закона № 1023 относительно предоставляемого потребителю объема информации, особенно в части сведений о местонахождении продавца, считая таковым веб-адрес в глобальной сети, по которому размещен сайт продавца. 

Между тем, согласно Закону Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.03 г. № 755-IV местонахождением юридического лица является адрес органа или лица, которые в соответствии с учредительными документами выступают от его имени. Если торговля в интернет-магазине производится от имени физлица-предпринимателя, то и в этом случае тот же Закон определяет место жительства физического лица как жилой дом, квартиру, другое помещение в соответствующем населенном пункте, находящееся по определенному адресу, по которому осуществляется связь с физическим лицом — предпринимателем. 

Очевидно, что упоминание в качестве местонахождения продавца виртуального, а не реального, т. е. почтового адреса в контексте приведенных выше определений, не выдерживает никакой критики. Более того, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023 непредоставление информации о местонахождении продавца (равно как и прочей, перечисленной выше), влечет за собой наложение штрафа в размере 30 % стоимости реализованных товаров, но не менее 5 ннмдг, т. е. 85 грн. В случае если субъект хозяйствования не обязан вести учет доходов и расходов, размер такого штрафа является фиксированным и составляет 85 грн. Кстати, о наступлении ответственности продавца вследствие нарушения прав потребителей при заключении договора на расстоянии напоминает и Госпотребстандарт Украины в письме от 14.12.2007 г. № 12089-04-5/16

Немаловажно знать и соблюдать права потребителя, касающиеся расторжения договора купли-продажи. Потребитель имеет право расторгнуть заключенный на расстоянии договор путем уведомления продавца (исполнителя) об этом в течение 14 дней с момента подтверждения информации или с момента получения товара или первой поставки товара (ч. 4 ст. 13 Закона № 1023). Указанный срок увеличивается до 90 дней при предоставлении покупателю недостоверной или неполной информации о сделке (с момента получения исправленной информации расторжение договора происходит по общим правилам — 14 дней). При продаже материальных вещей 90 дней отсчитываются не с момента получения (неполной/недостоверной) информации, а с момента получения или первой поставки товара. 

Однако потребитель не вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке (при условии, что иное не установлено договором с покупателем), если

1) поставка товара электронными средствами связи (очевидно, имеется в виду электронный продукт) осуществилась до окончания срока расторжения договора (14 дней с момента уведомления) с уведомлением потребителя; 

2) цена товара зависит от котировок на финансовом рынке, т. е. не зависит от продавца; 

3) договор оговаривает переработку или изготовление товара по заказу конкретного потребителя, и данный товар после отказа не может быть продан другому потребителю без существенных потерь продавца; 

4) запечатанная упаковка с аудио-, видеокассетой или диском была открыта; 

5) договор касается доставки периодических изданий; 

6) договор касается лотерей или других азартных игр (ч. 5 ст.13 Закона № 1023). 

Следует заметить, что в п. 1.9 Правил № 103, детально регламентирующих отношения между потребителем и субъектом хозяйствования — продавцом товаров по заказу на основании договора купли-продажи, заключенного на расстоянии, названы лишь два основания из шести, перечисленных в Законе № 1023, а именно пп. 1) и 4) согласно принятой нами нумерации. Тем не менее, во избежание недоразумений продавцам предпочтительнее будет ориентироваться все же на требования профильного Закона

Скажем несколько слов о порядке и сроках доставки товаров, заказанных в интернет-магазине. Согласно ч. 6 ст. 13 Закона № 1023 продавец должен поставить потребителю товар в течение приемлемого срока, но не позднее 30 дней с момента получения согласия потребителя на заключение договора, если иное не предусмотрено договором, заключенным на расстоянии. В случае невозможности выполнения договора из-за отсутствия заказанного товара продавец должен немедленно уведомить об этом потребителя, но не позднее тех же 30 дней, о которых шла речь выше. 

Продавец может использовать стандартное условие в договоре о возможности замены товара в случае его отсутствия другим товаром.Такое условие будет считаться справедливым, если: 

1) другой товар соответствует цели использования заказанного товара; 

2) имеет такое же или лучшее качество; 

3) его цена не превышает цены заказанного товара. 

Во всех других случаях при выполнении принятого заказа продавец не имеет права вносить изменения в ассортимент товаров и изменять цены на них без согласования с покупателем. 

В разд. II Правил № 103 изложены требования к оформлению документов при осуществлении дистанционной торговли. Отметим, что в общем случае на продовольственные и непродовольственные товары следует оформить заказ в двух экземплярах на бланке заказа с указанием в нем наименования субъекта хозяйствования, названия товара, его цены, количества, общей стоимости заказа и его времени выполнения. Если заказ осуществлен по сети Интернет, первый экземпляр бланка заказа выдается покупателю при передаче заказа с одновременной проверкой соответствия товаров выполненному заказу, при этом на втором экземпляре бланка заказа покупатель своей подписью подтверждает получение заказа. 

При доставке принятого при помощи средств дистанционной связи заказа на непродовольственные товары, на которые установлены гарантийные сроки, покупателю передается также технический паспорт или другой документ, который его заменяет, с отметкой о дате продажи и указанием адресов сервисных центров. Ну и, конечно же, вместе с товаром потребителю в обязательном порядке выдается расчетный документ установленной формы на полную стоимость проданного товара

Каждый субъект хозяйствования (и владелец интернет-магазина тоже не является исключением) несет ответственность за качество и безопасность товаров и должен обеспечить надлежащий уровень торгового обслуживания. Если покупатель считает, что ему реализован некачественный товар, то его требования рассматриваются продавцом после предъявления им бланка заказа, товарного чека и т. п., а по товарам, на которые установлены гарантийные сроки, — технического паспорта или другого заменяющего его документа.

В завершение напомним, что в понимании Закона № 1023 потребителем может быть только физическое лицо, которое приобретает, заказывает и использует товары для личных потребностей. Следовательно, правоотношения между субъектами хозяйствования — покупателями и продавцами интернет-магазинов по поводу приобретения товара, его оплаты, доставки, комплектности, качества, оснований возврата и замены и т. п. должны регулироваться общими нормами гражданского законодательства. 

env_icon Отримуйте новини поштою!

Ми будемо надсилати вам найсвіжіші матеріали кожного тижня

Для цього вкажіть своє ім'я та електронну скриньку

Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
Журнал «Податки & бухоблік»



Коментарі
(0)
Яка вдача - ви можете стати першим, хто прокоментує цей матеріал.
Залишити коментар:
Ваше ім`я
Коментарі
pw-image
Читайте сайт за ціною чашки кави
Платне користування buhgalter.com.ua передбачає:
  • доступ до новин, статей, довідників
  • безлімітні завантаження бланків
  • відсутність реклами.
Передплатники «Бюджетної бухгалтерії», «Оплата праці» та користувачі «FIT-Бюджет» отримують безкоштовний доступ до порталу бонусом до передплати.
Передплата подовжується автоматично щомісяця, але відмовитися можна у будь-який момент. Я погоджуюсь з користувацькими умовами
30
грн/
місяць
Вже передплатили? Увійти
Передплата подовжується автоматично щомісяця, але відмовитися можна у будь-який момент. Я погоджуюсь з користувацькими умовами
ic-acc-pay
×

 

Договір публічної оферти

Угода

про умови використання інформаційних ресурсів сайту

Ця Угода укладена між ТОВ «НВП «ФАКТОР» (далі - Компанія) і будь-яким Користувачем (далі загально названі - Сторони) веб-сайту (-ів) buhgalter.com.ua і / або budget.factor.ua, далі іменуються - Сайт.

Загальні положення

Наведені нижче умови є електронною формою документа, що визначає порядок використання, а саме, надання Користувачеві доступу до інформаційних ресурсів через Сайт.

Ця угода (Договір) носить характер публічної оферти, тобто є еквівалентом "усної угоди" і відповідно до чинного законодавства України має належну юридичну силу.

Сайт є об'єктом авторського права і як складного твору, а також "компіляції даних" ("бази даних") охороняється на території України, відповідно до Закону України "Про авторське право і суміжні права".

Всі авторські майнові права на Сайт належать Компанії. Позначення «buhgalter», «Factor» є знаком для товарів і послуг (торговою маркою) і не може використовуватися Користувачем без отримання відповідної ліцензії.

Компанія докладає всіх зусиль щодо забезпечення достовірності і актуальності інформації, представленої на Сайті. Однак Компанія не бере на себе фінансової та іншої відповідальності за результати застосування цієї інформації.

Підписка - повний доступ до всіх матеріалів, розміщених на Сайті. Підписка надається за певну плату на певний строк відповідно до умов відповідного тарифу Підписки.

Автоподовження підписки - сервіс автоматичного продовження підписки.

 

 

1. Прийняття Угоди

 

1.1. Для того, щоб отримати право доступу до інформаційних ресурсів Сайту, Користувачеві необхідно спочатку висловити свою згоду з цією угодою. Користувач не має санкціонованого доступу до інформаційних ресурсів Сайту, якщо він не прийняв або не згоден з умовами цієї угоди.

1.2 Згідно з умовами Договору Компанія надає Користувачам Передплату на платній основі з метою перегляду користувачами окремих матеріалів, розміщених на Сайті. Категорії платної інформації визначаються Товариством самостійно.

1.3. За згодою Користувача з умовами цієї угоди, Користувачеві надається доступ до інформаційних ресурсів Сайту. Інформаційні ресурси надаються «як є» і не припускають наступних доопрацювань.

1.4. Користувач має право припинити користуватися Сайтом в будь-який момент, без спеціального повідомлення Компанії про припинення користування Сайтом.

1.5. Для отримання доступу до ресурсів від Користувача може знадобитися надання інформації про себе (наприклад, відомості про особу, відомості про юридичну особу та інші контактні дані) з метою продовження користування Користувачем послугами Компанії.

1.6. Беручи до уваги безперервне впровадження нових розробок, Користувач визнає і погоджується з тим, що Компанія має право на власний розсуд припинити (тимчасово або остаточно) надання доступу до ресурсів Сайту (або будь-яких окремих функцій Сайту) всім користувачам взагалі або Користувачеві зокрема, без попереднього повідомлення.

1.7. Компанія на постійній основі впроваджує нові розробки для того, щоб надавати найкращі можливі послуги своїм користувачам. Користувач визнає і погоджується з тим, що форма і характер послуг (дизайн сайту, обсяг наданої інформації, тематика і ін.) можуть час від часу змінюватися без попереднього повідомлення Користувача.

 

 

2. Відповідальність сторін

 

2.1. Матеріали Сайту видаються без будь-яких гарантій, неявних або інших. Компанія не несе відповідальність за повноту і точність інформації, що міститься в матеріалах сайту, відповідність її вимогам Користувача.

2.2. Всі ризики, що виникають при використанні матеріалів (ресурсів) Сайту, несе Користувач. Компанія ні за яких умов не несе відповідальності за будь-які понесені Користувачем збитки, у чому б вони не виражалися, в тому числі, в разі якщо компанія була повідомлена про можливість заподіяння збитків.

2.3. Ризик настання негативних наслідків в результаті використання рекомендацій, думок і тверджень, що містяться на Сайті, в повному обсязі несе Користувач. Компанія не гарантує і не підтверджує точність і достовірність, рекомендацій, думок і тверджень, що містяться на Сайті.

2.4. Компанія не несе ніякої відповідальності за будь-які помилки, неточності, втрати часу, порушення в роботі обладнання і ліній комунікацій, проникнення комп'ютерних вірусів, втрати і зміни даних, виникнення дефектів в роботі програм. які виникли, незалежно від причин, в результаті використання Сайту.

2.5. У разі здійснення Користувачем дій, передбачених ст. 50 Закону України «Про авторське право і суміжні права» (порушення авторського права і суміжних прав), Компанія залишає за собою право, без попереднього повідомлення Користувача, за своїм вибором здійснювати дії щодо захисту немайнових і майнових авторських прав та суміжних прав в порядку, встановленому адміністративним, цивільним і кримінальним законодавством.

 

3. Порядок і умови оформлення Передплати

 

3.1 Для оформлення Передплати Користувачеві необхідно:

3.1.1 Авторизуватись або зареєструватися на сайті buhgalter.com.ua шляхом заповнення всіх необхідних полів реєстраційної форми

3.1.2 Уважно ознайомитися з умовами договору і прийняти його,

3.1.3 Ввести необхідні для оплати дані, якщо того вимагає Платіжна система; підтвердити оплату і оплатити.

3.2 Оплата доступу до сайту buhgalter.com.ua проводиться Користувачем на умовах 100% передплати.

3.3 Компанія попереджає користувачів, а Користувачі розуміють і погоджуються з тим, що Платіжна система може стягувати понад вартості послуг будь-якого роду комісії та збори, включаючи комісії мобільних операторів (за їх наявності), надаючи свої послуги тільки в разі, якщо такі комісії і збори будуть оплачені користувачем. Інформацію про такі комісії і збори (за їх наявності) Користувач самостійно може дізнатися в Платіжній системі. Комісії та збори не повертаються і не відшкодовуються Компанією. Користувач, який скористався послугами платіжної системи, вважається попередженим і згодним з їх умовами.

3.4 Компанія має право в односторонньому порядку і без попереднього повідомлення Користувача змінювати умови цього договору, наповнення пакетів Підписка, розміри тарифів і т.п. шляхом розміщення відповідного документа в новій редакції на сайті.

3.5 Зміни умов цього Договору набирають чинності з моменту опублікування на сайті buhgalter.com.ua

3.6 Зміни, що стосуються наповнення пакетів Підписка, розмірів тарифів застосовуються тільки для підписок, придбаних після такої зміни.

3.7 Відмова від послуг після оплати неможлива.

3.8 Користувач не має права:

3.8.1 реєструватися як інша особа; вводити в оману інших користувачів щодо своєї особи, використовуючи реєстраційні дані іншої людини; навмисне спотворювати уявлення про самого себе, свій вік або свої відносини з іншими особами або іншими організаціями; передавати реєстраційні дані, логін і пароль для доступу до системи іншим особам;

 

4. Автоподовження підписки

 

4.1 Учасники оплачують доступ до сайту buhgalter.com.ua щомісяця, надають згоду на послуги автоматичного регулярного продовження Підписки на новий термін (автоподовження Підписки). Після активації даної послуги оплата нового терміну Підписки здійснюється шляхом автоматичного безакцептного списання коштів з рахунку користувача. Послуга автоподовження Підписки надається до тих пір, поки Користувач не повідомить про її скасування в особистому кабінеті користувача, заповнивши необхідну форму.

4.2 Послуга вважається скасованою з наступного оплатного періоду.

4.3 Послуга активується при здійсненні першої або чергової оплати Підписки, що означає згоду користувача з тим, що після закінчення оплаченого строку дії Передплати Договір автоматично пролонгується на тих же умовах на той же термін з автоматичним списанням вартості Передплати з рахунку Користувача

4.4 У разі недостатності коштів на рахунку користувача або неможливості проведення платежу Підписка на новий термін не надається, а послуга «автоподовження Підписки» відключається, до моменту появи коштів на рахунку користувача або заміни користувачем рахунку в особистому кабінеті).

4.5 При зміні Товариством тарифів на підписку автоподовження Підписка на черговий новий термін, наступний за періодом, протягом якого відбулася така зміна буде здійснено за новим тарифом.

 

5. Припинення відносин з Компанією. зміна угоди

 

5.1. Компанія і Користувач домовилися, що компанія має право припинити підтримувати Сайт (надавати доступ / надавати послуги) в будь-який час на власний розсуд.

5.2. Компанія залишає за собою право припинити доступ до Сайту, якщо: доступ до Сайту втрачений через відсутність зв'язку на маршруті від Користувача до Сайту; Користувачеві відмовлено в доступі до Сайту внаслідок порушення ним «Інтрукціі користування сайтом» (http://budget.factor.ua/faq.php) або перевищення обсягу прав на використання Сайту.

5.3. Компанія залишає за собою право за своїм вибором без попереднього повідомлення та / або роз'яснення причин: змінювати, виправляти, обмежувати, припиняти чи зупиняти дію Сайту і будь-яких його розділів (матеріалів, ресурсів, сервісів); відмовляти Користувачеві в доступі до користування Сайтом і / або будь-якого його розділу. Задоволення / розгляд потреб Користувача при використанні Сайту не є обов'язком Компанії.

 

6. Заключні положення

 

6.1. Сайт може містити посилання на інші Інтернет - сайти. Дані сайти не перебувають під контролем Компанії і Компанія не несе відповідальності за зміст даних сайтів та / або зміст сайтів, посилання на які знаходяться на даних сайтах. Посилання на інші сайти включені в Сайт тільки для зручності користувачів і не означають згоду Компанії та його посадових осіб з вмістом даних сайтів. Інші Інтернет - сайти можуть містити посилання на Сайт без спеціального дозволу Компанії.

6.2. У разі незгоди Користувача з будь-яким з умов цієї угоди він зобов'язаний негайно припинити використання Сайту і / або будь-якого з його розділів.

6.3. У разі якщо компетентними органами / особами частина цієї угоди буде визнана недійсною, такою, що суперечить законодавству і не підлягає застосуванню, це не тягне неможливість застосування інших положень цієї угоди. Ця угода діє повною мірою в рамках, встановлених чинним законодавством.

6.4. До відносин в рамках цієї Угоди застосовується право України. Користувач і Компанія домовилися підкорятися при виникненні будь-яких спорів, що виникають у зв'язку зі справжньою угодою (використанням Сайту), виключно юрисдикції судів України.

Для того, чтоб распечатать текст необходимо авторизоваться или зарегистрироваться
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити всього за 30 грн