13165 0

РРО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

25.11.10

Со следующего года может возрасти количество субъектов хозяйствования, которые должны применять РРО. Одна из причин этого — вероятное сокращение в случае принятия Налогового кодекса (судя по доступной его редакции) числа предпринимателей на упрощенных системах налогообложения, имеющих на сегодняшний день право не использовать РРО при расчетах с покупателями.

В связи с этим субъектам хозяйствования, не использующим сегодня РРО, которые, возможно, в будущем столкнутся с такой необходимостью, стоит заблаговременно подготовиться, чтобы иметь представление о правилах использования РРО и азах работы с ним. Ведь за нарушения в этой сфере предусмотрены значительные финансовые санкции.

Поэтому попробуем разобраться с основными организационными моментами использования РРО, правилами проведения расчетов и особенностями налогового и бухгалтерского учета расходов, связанных с использованием РРО.

В этой статье рассмотрим основные организационные моменты работы с РРО. Она будет полезна тем, кто начинает деятельность, предусматривающую необходимость применения РРО. 

Сергей ДЕЦЮРА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОМЕНТЫ

Выбор модели РРО

Необходимость применения регистраторов расчетных операций (РРО) предусмотрена Законом об РРО*. РРО — это устройство или программно-технический комплекс, в котором реализованы фискальные функции и который предназначен для регистрации расчетных операций при продаже товаров (предоставлении услуг), операций по купле-продаже иностранной валюты и/или регистрации количества проданных товаров (предоставленных услуг) — ст. 2 Закона об РРО. К РРО относятся:

— электронный контрольно-кассовый аппарат;

— электронный контрольно-кассовый регистратор;

— компьютерно-кассовая система;

— электронный таксометр;

— автомат по продаже товаров (услуг) и т. п.

* Подробнее о том, кто на сегодняшний день должен использовать РРО, см. в статье «Частный предприниматель и РРО: правила проведения расчетов» // «БН», 2010 № 34, с. 17.

Для того чтобы начать пользоваться РРО, в соответствии с требованиями Закона об РРО,прежде всего необходимо приобрести РРО. На сегодняшний день существует множество моделей РРО, отличающихся как по техническим характеристикам, так и по выполняемым функциям. Поэтому, выбирая РРО, субъект хозяйствования должен четко понимать, какой РРО ему нужен. Например, если субъект хозяйствования планирует торговать в помещении, то ему подойдет стационарный РРО, а если торговля будет осуществляться в киосках, на рынке или на объектах передвижной торговли, то стоит использовать портативный РРО, который не занимает много места и который можно переносить, и тому подобное.

Выбирая модель РРО, субъектам хозяйствования, чтобы не нарушить требования Закона об РРО, стоит учитывать ряд факторов.

1. Выбранная модель РРО должна быть внесена в Госреестр РРО, а программное обеспечение должно соответствовать конструкторско-технологической и программной документации производителя (ст. 12 Закона о РРО). Если выбранный РРО не внесен в Госреестр РРО или существуют проблемы с программным обеспечением, то использовать его на территории Украины нельзя, потому что за это Законом об РРО предусмотрена ответственность:

п. 8 ст. 17 штраф в размере 1700 грн. на субъекта хозяйствования — в случае применения при осуществлении расчетных операций РРО, в конструкцию или программное обеспечение которого внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя;

ст. 19 штраф в размере 8500 грн. на продавца РРО, реализующего РРО из числа включенных в Госреестр РРО,в конструкцию или программное обеспечение которых внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя;

ст. 24 штраф в размере 5100 грн. на центр сервисного обслуживания, осуществляющий техническое обслуживание и ремонт РРО, — за внесение не предусмотренных конструкторско-технологической и программной документацией производителя изменений в конструкцию или программное обеспечение надлежащим образом опломбированного РРО.

Кроме того, за все нарушения порядка использования РРО предусмотрены админштрафы согласно ст. 1551 КоАП: на продавца-кассира (от 34 до 85 грн., при повторном нарушении — от 85 до 170 грн.)и на должностных лиц предприятия (от 85 до 170 грн., при повторном нарушении — от 170 до 340 грн.).

2. Выбранная модель РРО должна соответствовать сфере, где она будет использоваться, поскольку для реализации отдельных видов товаров нужно использовать соответствующие модели РРО. Информацию о сфере применения РРО можно найти в графе 8 Госреестра РРО (п. 4.2 Порядка применения РРО). Нарушение этого требования может стать причиной принудительного снятия с регистрации РРО (п. 2.12 Порядка применения РРО). Кроме того, в п. 2.1 Положения № 614 указано, что при несоблюдении сферы назначения РРО печатаемый им документ не является расчетным, а это уже может грозить штрафом согласно п. 1 ст. 17 Закона об РРО — 500 % стоимости проданных товаров, предоставленных услуг (хотя, на наш взгляд, такой подход является слишком фискальным)*

* Подобная проблема рассмотрена в письме ГНАУ от 09.12.08 г. № 12115/6/23-7019 // «БН», 2009, № 7, с. 7.

3. Срок первичной регистрации выбранной модели РРО в налоговых органах. Для этого следует в Госреестре РРО обратить внимание, в какой раздел включен такой РРО. Разрешенные к первичной регистрации модели приведены в разделе I Госреестра РРО. РРО, перечисленные в разделе ІІ, можно использовать, но для них первичная регистрация в органе ГНС уже невозможна. Поэтому их можно применять, только если вы приобрели такой РРО, который уже раньше прошел первичную регистрацию.

4. Срок службы РРО предусмотрен технической документацией (это требование актуально, если будет приобретаться не новый РРО). Согласно п. 2 Порядка № 601 и п. 4 Положения № 1315 срок службы РРО — это срок, в течение которого производитель (поставщик) гарантирует работоспособность регистратора, в том числе комплектующих изделий и его составных частей, сохранность информации в фискальной памяти при условии соблюдения пользователем требований эксплуатационных документов.

В общем случае срок службы РРО должен устанавливаться производителем. Но если производитель не установил срок службы РРО (это касается старых моделей), то такой срок службы РРО будет составлять 7 лет с момента ввода в эксплуатацию, но не более 9 лет с даты выпуска (п. 1.5 Порядка № 11). Если РРО используется более этого срока, то, по мнению ГНАУ, он не может считаться РРО для целей Закона об РРО, и потому его использование является нарушением ст. 3 этого Закона и может повлечь за собой наложение штрафа согласно п. 1 ст. 17 Закона об РРО — 500 % стоимости проданных товаров (предоставленных услуг) (п. 2.2.148 Обзорного письма ГНАУ от 06.07.09 г. № 14083/7/23-7017/572**).

** См. статью «РРО и касса — очередное обзорное письмо от ГНАУ» // «БН», 2009, № 32, с. 33.

Обратим внимание также и на то, что в соответствии с постановлением КМУ от 29.09.10 г. № 878*** расширен перечень субъектов хозяйствования, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг и которые вскоре должны будут обязательно обеспечить возможность осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств (платежных карточек) как минимум трех международных и/или внутригосударственных платежных систем. Поэтому, покупая РРО, этим субъектам хозяйствования, видимо, уже сейчас нужно подумать о приобретении вместе с ним платежного терминала, чтобы, так сказать, «убить одним выстрелом двух зайцев»: сократить возможные расходы на приобретение таких объектов (не исключено, что при установлении платежного терминала придется приобрести новый РРО, если приобретенный не позволяет подключиться к терминалу) и выполнить требования упомянутого постановления.

*** См. ком. «Платежные карточки: расширен перечень субъектов хозяйствования, которые должны обязательно их принимать при расчетах» // «БН», 2010, № 41, с. 4.

Приобретая РРО, субъект хозяйствования должен помнить, что в соответствии с п. 10 Порядка № 601 продавец во время продажи РРО обязан:

— в присутствии покупателя проверить наличие эксплуатационных документов и целостность пломб производителя, соответствие его комплектности эксплуатационным документам;

— сделать запись в паспорте (формуляре) о дате продажи, скрепить ее подписью уполномоченного лица продавца и штампом предприятия, осуществляющего такую продажу;

— выдать покупателю документы, удостоверяющие факт покупки и содержащие перечень ЦСО, которые заключили с производителем (поставщиком) договор о техническом обслуживании и ремонте этой модели регистратора.

После приобретения кассового аппарата субъект хозяйствования должен провести регистрацию РРО в налоговом органе.

Регистрация, опломбирование, взятие на учет, перерегистрация РРО

Регистрация. Проводить регистрацию приобретенного РРО согласно п. 2.2 Порядка применения РРО нужно в налоговом органе по местонахождению (местожительству) субъекта хозяйствования. Если субъект хозяйствования обслуживается в инспекции по работе с крупными плательщиками налогов — по месту налогового учета.

Предприятия, имеющие сеть обособленных филиалов (представительств), которые взяты на налоговый учет в местных органах ГНС и в соответствии с действующим законодательством самостоятельно уплачивают налог на прибыль, могут регистрировать РРО по местонахождению этих филиалов.

Регистрация осуществляется безвозмездно.

Регистрацию РРО проводят так:

1. Ответственный работник субъекта хозяйствования подает в налоговый орган письменное заявление, оформленное в произвольной форме, с указанием области применения и реквизитов РРО (модификации, заводского номера, версии программного обеспечения, производителя или поставщика, даты изготовления), и документы и их копии, заверенные подписью руководителя и печатью юридического лица (либо личной подписью физического лица), названные в табл. 1 на с. 40.

2. После подачи таких документов работник ГНС не позднее двух дней с момента подачи документов принимает решение о возможности регистрации РРО. В случае принятия положительного решения субъекту хозяйствования выписывается справка о резервировании фискального номера РРО в двух экземплярах: один экземпляр справки предоставляется субъекту хозяйствования, второй остается в органе ГНС (п. 2.4 Порядка применения РРО). Срок действия такой справки составляет 5 рабочих дней.

3. Субъект хозяйствования в течение срока действия такой справки (5 рабочих дней) должен ввести в эксплуатацию приобретенный РРО. Если это не будет осуществлено вовремя, то процедуру регистрации нужно будет пройти заново. Для ввода в эксплуатацию РРО субъект хозяйствования должен:

— перевести РРО в фискальный режим работы;

— внести фискальный номер РРО в фискальную память;

— опломбировать РРО в ЦСО.

Обратите внимание: вводить в эксплуатацию РРО субъект хозяйствования должен не самостоятельно, а с помощью ЦСО,с которым заключен договор о сервисном обслуживании РРО. Поэтому перед проведением регистрации РРО следует также позаботиться о заключении договора с ЦСО*. Работы по вводу РРО в эксплуатацию выполняются ЦСО в срок, не превышающий трех суток с даты информирования ЦСО пользователем о получении справки о резервировании фискального номера РРО.

* Обращаем внимание, что заключать договор следует только с теми ЦСО, которые входят в перечень ЦСО, заключивших с производителем (поставщиком) РРО договор о техническом обслуживании и ремонте соответствующей модели РРО. Такой перечень ЦСО субъект хозяйствования получает во время приобретения РРО от продавца.

Для ввода в эксплуатацию РРО ЦСО сначала переводит РРО в фискальный режим работы и вносит выданный ГНС фискальный номер в память РРО. Перевод РРО в фискальный режим дает возможность РРО обеспечивать безусловное выполнение фискальных функций, т. е. обеспечивать единовременное внесение, долгосрочное хранение в фискальной памяти, многоразовое считывание и невозможность изменения итоговой информации об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.), или об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты (ст. 2 Закона об РРО).

После перевода РРО в фискальный режим и внесения фискального номера в память РРО проводят опломбирование регистратора. Суть опломбирования РРО заключается в том, что на корпус РРО или кожух каждого из блоков РРО блочной конструкции устанавливаются два средства контроля в местах стыка корпуса РРО (кожуха блока) с верхней крышкой на ее противоположных сторонах таким образом, чтобы исключить доступ к внутренним узлам РРО без снятия либо нарушения целостности средства контроля. Кроме того, в РРО блочной конструкции средства контроля устанавливаются также на места подключения соединительных кабелей.

Предупреждаем: в случае применения при осуществлении расчетных операций не переведенного в фискальный режим работы, незарегистрированного, неопломбированного или опломбированного с нарушением установленного порядка РРО п. 2 ст. 17 Закона об РРО предусмотрен штраф в размере 340 грн.

После опломбирования (окончания ввода РРО в эксплуатацию) работник ЦСО делает запись в эксплуатационных документах, составляет в двух экземплярах справку об опломбировании РРО** (один экземпляр предоставляется субъекту хозяйствования, а второй хранится в ЦСО, осуществившем опломбирование), а также заполняет в трех экземплярах акт ввода РРО в эксплуатацию. Первый экземпляр акта остается в ЦСО, второй и третий предоставляются субъекту хозяйствования.

** В справке обязательно отражаются данные о соответствии конструкции и программного обеспечения РРО документации производителя, а также о переводе РРО в фискальный режим работы.

4. Один экземпляр акта ввода РРО в эксплуатацию субъект хозяйствования вместе со справкой об опломбировании РРО в течение 5 рабочих дней с момента получения справки о резервировании фискального номера РРО должен передать в орган ГНС, где проводится регистрация указанного РРО (п. 2.5 Порядка применения РРО и пп. 11 — 14 Порядка № 601).

5. После получения указанных выше документов должностное лицо органа ГНС выписывает регистрационное удостоверение в двух экземплярах: один экземпляр удостоверения выдается субъекту хозяйствования, а второй остается в органе ГНС. Номер удостоверения совпадает с фискальным номером РРО

Данное регистрационное удостоверение вместе со справкой об опломбировании РРО должно храниться на месте проведения расчетов и является подтверждением проведенной регистрации РРО в органах ГНС (п. 4.6 Порядка применения РРО).

Взятие на учет. В случае если зарегистрированный РРО планируют использовать на территории другой административно-территориальной единицы, чем та, где находится субъект хозяйствования (например, при открытии в другом районе торговой точки), такой РРО до начала использования необходимо поставить на учет в налоговом органе по месту применения, т. е. по месту фактического осуществления расчетных операций. Исключение:

— РРО, применяемые на объектах выездной торговли (предоставления услуг);

— резервные РРО.

Взятие на учет такого РРО осуществляется в случае подачи субъектом хозяйствования регистрационного удостоверения на РРО в налоговую инспекцию по месту использования РРО. После этого должностное лицо налогового органа ставит отметку в регистрационном удостоверении, выданном на этот РРО, подтверждающую факт взятия на учет кассового аппарата (п. 2.8 Порядка применения РРО).

Перерегистрация. Если же зарегистрированный РРО будут использовать в другой хозяйственной единице без изменения административно-территориальной единицы, субъекту хозяйствования необходимо осуществить перерегистрацию РРО в порядке, описанном в п. 2.9 Порядка регистрации РРО*. Для этого субъект хозяйствования подает в налоговый орган по месту регистрации РРО документы, названные в табл. 1.

* Подробно об этом см. в статье «Применение РРО — чтобы не проигрывать в судах, ГНАУ формирует доказательную базу из судебных решений» // «БН», 2010, № 46, с. 14.

Работник ГНИ вносит соответствующие изменения в регистрационное удостоверение.

Если этого не сделать, то проверяющие могут расценить РРО как незарегистрированный, за применение которого предусмотрена ответственность согласно п. 2 ст. 17 Закона об РРО в виде штрафа в сумме 340 грн.

Не забудьте также в перерегистрируемом РРО перепрограммировать адрес хозяйственной единицы, поскольку ГНАУ приравнивает неправильное указание некоторых реквизитов в кассовом чеке и, в частности, неправильного адреса хозяйственной единицы к нераспечатыванию соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции (письмо от 09.12.08 г. № 12115/6/23-7019 // «БН», 2009, № 7, с. 7). За такое нарушение налагают штраф согласно п. 1 ст. 17 Закона об РРО в пятикратном размере стоимости проданных товаров (предоставленных услуг).

Таблица 1. Перечень документов, необходимых для регистрации, взятия на учет и перерегистрации РРО

Операция

Перечень документов

Регистрация приобретенного РРО (общее правило)

— письменное заявление в произвольной форме с указанием сферы применения и реквизитов РРО;
— копия свидетельства о государственной регистрации субъекта хозяйствования;
— документ, подтверждающий факт покупки или безвозмездного получения РРО в собственность, или другой документ, подтверждающий право собственности или пользования РРО;
— паспорт (формуляр) на РРО;
— разрешение местного органа исполнительной власти на размещение хозяйственной единицы (договор аренды, другой документ на право собственности или пользования хозяйственной единицей);
— лицензия на право осуществления услуг по перевозке пассажиров и багажа (для субъекта хозяйствования, осуществляющих указанные виды деятельности);
— справка об отмене регистрации РРО (в случае регистрации РРО, который был ранее зарегистрирован другим субъектом хозяйствования)

Взятие на учет РРО (использование на территории другой административно-территориальной единицы)

— регистрационное удостоверение на РРО

Перерегистрация РРО (использование в другой хозяйственной единице)

— заявление произвольной формы, в котором указана сфера применения РРО;
— регистрационное удостоверение с отметкой (при необходимости) о снятии РРО с учета;
— документы на хозяйственную единицу, названные в п. 2.3 Порядка применения РРО

Регистрация КУРО на РРО

Чтобы использовать РРО, субъект хозяйствования должен обязательно иметь на месте продажи КУРО, которая будет использоваться с РРО. Напомним, что в КУРО будут отражаться данные об осуществленных операциях за день на основании распечатанных и подклеенных
в КУРО ежедневных отчетов (в основном Z-отчетов), составляемых на основании соответствующих расчетных документов по движению наличных средств, товаров (услуг). Предостерегаем: без записи в КУРО наличность, проведенная через РРО, не будет считаться оприходованной!

Перед началом использования КУРО необходимо надлежащим образом зарегистрировать, поскольку за использование незарегистрированных или непрошнурованных КУРО согласно п. 3 ст. 17 Закона об РРО предусмотрен штраф в сумме 340 грн.

Обращаем внимание: когда именно следует проводить регистрацию КУРО, в нормативно-правовых актах не указано, но мы считаем, что регистрировать ее нужно после регистрации РРО, с которым КУРО будет использоваться, поскольку один из основных документов, необходимых для регистрации КУРО, — регистрационное удостоверение на РРО.

Регистрацию КУРО осуществляют по месту регистрации РРО — в органе ГНС по местонахождению (местожительству) субъекта хозяйствования, а для крупных плательщиков налогов — по месту налогового учета. Предприятия, имеющие сеть обособленных филиалов (представительств), которые взяты на налоговый учет в местных органах ГНС и в соответствии с действующим законодательством самостоятельно уплачивают налог на прибыль, могут регистрировать КУРО по местонахождению этих филиалов.

Регистрация КУРО осуществляется безвозмездно не позднее двух рабочих дней с момента подачи необходимых документов (п. 2.1 Порядка регистрации КУРО).

Порядком регистрации КУРО предусмотрено несколько видов форм КУРО: так, форма КУРО на РРО при торговле приведена в приложении 2 к Порядку регистрации КУРО.

Перед регистрацией КУРО ответственный работник субъекта хозяйствования должен подготовить КУРО к регистрации, в частности, он должен (п. 2.4 Порядка регистрации КУРО):

— прошнуровать КУРО;

— последовательно пронумеровать ее страницы;

— установить на нее средства контроля* таким образом, чтобы исключить возможность расшнурования книги без нарушения целостности средства контроля;

— осуществить на титульной странице КУРО записи, содержащие данные о субъекте хозяйствования (название и адрес хозяйственной единицы, название субъекта хозяйствования, идентификационный код по ЕГРПОУ или номер по ГРФЛ), количество страниц, номер установленного средства контроля, данные о РРО, который будет использоваться с КУРО (модификация РРО, заводской и фискальный номера РРО, версия программного обеспечения).

* Средство контроля — это централизованно изготовленная специальная номерная пломба повышенного уровня защиты в виде самоклеящегося знака, форма которой утверждается Государственной налоговой администрацией Украины.

После этого для регистрации
КУРО работник субъекта хозяйствования должен подать в ГНС:

— письменное заявление произвольной формы;

регистрационное удостоверение на РРО, с которым будет использоваться КУРО (удостоверение возвращается субъекту хозяйствования после проведения соответствующих регистрационных действий).

При регистрации первой КУРО должностное лицо органа ГНС предоставляет КУРО фискальный номер (состоящий из фискального номера РРО и буквы «р») и выписывает справку о регистрации книги учета расчетных операций в двух экземплярах (один экземпляр справки выдается субъекту хозяйствования, второй остается в органе ГНС)**. Кроме того, должностное лицо органа ГНС заполняет также строки титульной страницы КУРО: номер КУРО, дата регистрации, название органа ГНС, данные о должностном лице органа ГНС. После получения такой справки КУРО считается зарегистрированной и ее можно использовать при осуществлении расчетах.

** Номер справки, выписываемой работником ГНС, будет совпадать с фискальным номером КУРО.

Следует помнить: после заполнения зарегистрированной КУРО на РРО субъект хозяйствования, чтобы продолжать осуществление расчетов, должен зарегистрировать следующую КУРО, которая будет использоваться вместо заполненной. Чтобы это осуществить, работнику субъекта хозяйствования нужно будет подать в ГНС письменное заявление произвольной формы и справку о регистрации закончившейся КУРО.

После этого должностное лицо органа ГНС сделает дополнительные записи в обоих экземплярах справки о регистрации КУРО и заполнит строки титульной страницы КУРО, а также предоставит номер новой КУРО (состоящий из фискального номера первой КУРО, зарегистрированной на тот же РРО, и проставленного через дробь порядкового номера следующей КУРО).

Предостерегаем: за несохранность КУРО в течение трех лет согласно п. 3 ст. 17 Закона об РРО предусмотрен штраф в сумме 340 грн.

В случаях взятия на учет РРО
КУРО согласно п. 2.10 Порядка регистрации КУРО также следует взять на учет в органах ГНС по месту осуществления предпринимательской деятельности. Для этого необходима справка о регистрации КУРО, на основании которой должностное лицо органа ГНС осуществляет запись в соответствующем разделе Книги учетных форм, а также делает отметку в справке о регистрации КУРО.

Обращаем внимание, что при отключении электроэнергии или при выходе из строя РРО осуществлять расчеты субъекты хозяйствования могут без РРО, используя лишь
КУРО и зарегистрированные расчетные книжки. Подробнее об основных моментах работы в этих случаях см. статью «Поломка РРО и отключение электроэнергии: оформляем расчеты правильно» // «БН», 2010, № 41, с. 15.

ПРОВЕДЕНИЕ РАСЧЕТОВ С РРО

Программирование РРО

Проводить расчетные операции через РРО субъекты хозяйствования в соответствии с п. 11 ст. 3 Закона об РРО обязаны с использованием режима предварительного программирования наименования, цен товаров (услуг) и учета их количества. Следовательно, перед тем как использовать РРО, субъект хозяйствования должен обязательно осуществить предварительное программирование РРО.

При этом предварительному программированию подлежат только наименование и цена реализуемого товара (услуги), а вот количество товара предварительно программировать не нужно. Однако субъекту хозяйствования необходимо обеспечить надлежащий учет количества реализованных товаров через РРО — это значит, что кассир должен обеспечить, чтобы в чеке было отражено количество товара, который был продан покупателю. На это обращает внимание ГНАУ в письме от 17.09.04 г. № 8143/6/23-2219.

Осуществлять такое программирование наименования и цены товаров в РРО субъект хозяйствования может самостоятельно или с привлечением специалистов ЦСО.

Суть программирования заключается в том, что каждому виду товара, имеющемуся в продаже, предоставляется код, с помощью которого (при вводе кода вручную или при сканировании с упаковки) можно определить название и цену товара, которая будет отражена в чеке РРО.

При этом программировать наименование товара нужно так, чтобы название товара отражало потребительские признаки товара и однозначно давало возможность осуществить идентификацию товара (п. 1 Положения № 614). То есть если субъект хозяйствования продает шоколадки, то наименование товара в чеке РРО, кроме марки шоколадок («Корона», «Милка»), должно содержать и название вида товара (например, шоколадка «Корона»).

Предостерегаем: в случае проведения расчетных операций через РРО без использования режима предварительного программирования наименования, цен товаров (услуг) и учета их количества на субъекта хозяйствования может быть наложен штраф в размере 85 грн. согласно п. 6 ст. 17 Закона об РРО.

Требования к чеку РРО

Налоговики очень «трепетно» относятся к форме чека, выдаваемого РРО, приравнивая неправильное оформление отдельных реквизитов кассового чека к нераспечатыванию соответствующего расчетного документа с наложением пятикратного штрафа согласно п. 1 ст. 17 Закона об РРО (см., например, письмо ГНАУ от 09.12.08 г. № 12115/6/23-7019 // «БН», 2009, № 7, с. 7).

Форма фискального кассового чека на товары (услуги) приведена в приложении 1 к Положению № 614 (форма № ФКЧ-1). Чтобы не давать налоговикам «плацдарма» для применения пятикратного штрафа, расчетный документ (чек) должен быть правильно оформлен. Для этого он должен содержать определенные обязательные реквизиты (п. 3.2 Положения № 614), перечень которых приведен в табл. 2 на с. 43.

Обратите внимание: последовательность отражения перечисленных реквизитов на поле документа никакого значения для правильности оформления чека РРО не имеет, главное, чтобы в чеке содержались они все и были правильно заполнены (п. 2.2 Порядка № 614).

Кроме того, чек РРО может содержать и дополнительные данные об операции, а именно: промежуточный подсчет общей суммы по чеку, сумму сдачи и другие данные, в частности информацию, определенную техническими требованиями к специализированным РРО. А при проведении расчетов с использованием платежной карточки платежного терминала, соединенного или сопряженного с РРО, кассовый чек должен содержать еще и обязательные дополнительные реквизиты, перечисленные в п. 3.6 Положения № 614.

Таблица 2. Перечень реквизитов чека РРО

Реквизиты чека

Описание информации

Название хозяйственной единицы (строка 1)

Название, указанное в разрешении на размещение хозяйственной единицы (договоре аренды, другом документе на право собственности либо пользования хозяйственной единицей)

Адрес хозяйственной единицы
(строка 2)

Адрес, указанный в разрешении на размещение хозяйственной единицы (договоре аренды, другом документе на право собственности либо пользования хозяйственной единицей)

Индивидуальный налоговый номер плательщика НДС (строка 3)

Его указывают субъекты хозяйствования, зарегистрированные в качестве плательщиков НДС. Перед номером печатаются прописные буквы «НН»

Идентификационный код по ЕГРПОУ либо идентификационный номер по ГРФЛ (строка 4)

Его указывают субъекты хозяйствования, не являющиеся плательщиками НДС. Перед номером печатают прописные буквы «ИД»

Реквизиты продаваемого товара (услуги) (строка 5)

Указываются количество и стоимость приобретенного товара (полученной услуги), а также стоимость единицы измерения товара (услуги)

Наименование товара (услуги) и буквенное обозначение ставки НДС (строка 6)

Сначала указывают слово, сочетание слов либо слова и цифрового кода, отражающие потребительские признаки товара (услуги) и однозначно идентифицирующие товар или услугу в документообороте субъекта хозяйствования (см. раздел «Программирование РРО» на с. 42).
Далее указывается стоимость товара. После этого проставляется буква, соответствующая определенной ставке НДС на группу товаров, облагаемых налогом по одной ставке. Этот реквизит указывается справа от напечатанной стоимости товара (услуги)

Обозначение формы оплаты и суммы средств по данной форме оплаты (строка 7)

Указывается конкретная форма оплаты: наличностью, карточкой, в кредит, чеками и т. п. и сумма средств по данной форме оплаты. Причем этот реквизит в чеке повторяется в соответствии с количеством разных форм оплаты. При осуществлении оплаты только в наличной форме разрешается не печатать этот реквизит

Общая стоимость приобретенных товаров (полученных услуг) (строка 8)

Сначала указывается слово «СУММА» или «ВСЕГО», а затем — стоимость товаров в пределах чека

Буквенное обозначение ставки НДС, размер ставки НДС в процентах, общая сумма НДС по всем указанным в чеке товарам (услугам) (строка 9)

Указывают субъекты хозяйствования, зарегистрированные в качестве плательщиков НДС.
В начале строки проставляют прописные буквы «НДС», далее — буквенное обозначение ставки НДС, размер ставки НДС в процентах, общую сумму НДС по всем указанным в чеке товарам (услугам)

Порядковый номер кассового чека, дата и время проведения расчетной операции (строка 10)

Указывают номер чека, дату (день, месяц, год) и время (час, минута) осуществления расчетной операции. Этот реквизит проставляется автоматически

Фискальный номер РРО (строка 11)

Печатаются прописные буквы «ФН», далее указывается фискальный номер РРО (проставленный в регистрационном удостоверении на РРО)

Название расчетного документа (строка 12)

Надпись «ФИСКАЛЬНЫЙ ЧЕК» и логотип производителя

Порядок проведения расчетов

После того как субъект хозяйствования приобрел, зарегистрировал и осуществил программирование РРО, можно начинать его использование. Для этого нанимают отдельного работника — кассира, который будет работать на этом РРО (предприниматель может и сам работать на РРО). Работу кассира на РРО в течение дня можно разделить на три этапа.

1. Подготовка к работе. На этом этапе кассир должен:

1) включить РРО;

2) проверить правильность установленной даты и времени;

3) проверить наличие чековой и контрольной лент, при необходимости — поставить новую. Предостерегаем: хранить контрольную ленту на месте проведения расчетных операций необходимо в течение 3 дней, а затем — в течение 3 лет в хозяйственной единице;

4) проверить исправность блокировочных устройств, пробить несколько нулевых (пробных) чеков с целью проверки четкости и правильности печатания реквизитов на чеке;

5) ввести сумму разменной монеты, полученную из кассы предприятия либо оставленную с предыдущего дня (смены), с помощью операции «Служебное внесение».

2. Работа в течение смены. На этом этапе кассир:

1) проводит расчетные операции на полную сумму покупки (предоставление услуги) через РРО с распечатыванием соответствующих расчетных документов;

2) выдает лицу, получающему или возвращающему товар (получающему или отказывающемуся от услуги), расчетный документ на полную сумму проведенной операции. При этом выдать такой документ нужно не позднее окончания расчетной операции (одновременно с выдачей сдачи или до ее выдачи);

3) при необходимости может сформировать дневной отчет без обнуления информации в оперативной памяти (так называемый Х-отчет), который дает возможность контролировать и сверять имеющееся количество денег в РРО с проведенными документами. Этот отчет может быть сформирован только до формирования Z-отчета;

4) в течение смены, при необходимости, можно производить выемку денег из ящика РРО для инкассирования с оформлением операции «Служебная выдача».

3. Окончание смены. На этом этапе кассир должен выполнить следующие действия:

1) составить ежедневный Z-отчет с обнулением информации в оперативной памяти и занесением ее в фискальную память РРО;

2) распечатать Z-отчет, внести на его основании запись в КУРО и подклеить его в КУРО.

Обращаем внимание: печатать Z-отчет необходимо ежедневно (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг)), т. е. за период работы РРО от регистрации первой расчетной операции после выполнения Z-отчета до выполнения следующего Z-отчета.

При этом если предприятие работает стандартную смену, то печатать Z-отчет следует по окончании каждой рабочей смены. Если предприятие работает круглосуточно, то распечатывать Z-отчет можно как после каждой смены (когда сменяются работники, при технологическом перерыве), так и один раз в день, главное — чтобы интервал между печатанием отчетов не превышал 24 (16) часов*;

3) на основании данных фискального отчетного чека (Z-отчета) заполнить раздел 2 КУРО;

4) сдать выручку в кассу предприятия либо инкассатору;

5) выключить РРО.

* Подробнее см. статью «Z-отчет при круглосуточной работе — особенности формирования и заполнения отчетности» // «БН», 2009, № 40, с. 32.

Кроме того, следует помнить, что на рабочем месте кассира (т. е. около РРО) должны находиться (п. 4.6 Порядка применения РРО):

— КУРО, зарегистрированная в налоговом органе;

— использованные контрольные ленты за последние три рабочих дня (за исключением объектов выездной торговли и передвижной торговой сети);

— регистрационное свидетельство РРО и последняя справка об опломбировании РРО (либо их копии);

— текущая и последняя использованная расчетные книжки (применявшиеся в период ремонта РРО или отключения электроэнергии).

Предостерегаем: при нарушении порядка проведения расчетов возможны следующие финансовые санкции:

— в случае невыполнения ежедневной печати фискального отчетного чека или его нехранения в КУРО — 340 грн. (п. 4 ст. 17 Закона об РРО);

— в случае невыполнения печати контрольной ленты или ее нехранения в течение 3 дней на месте проведения расчетных операций и 3 лет в хозяйственной единице — 170 грн. (п. 5 ст. 17 Закона об РРО).

Отчетность

Все субъекты хозяйствования, использующие РРО, должны подавать в налоговые органы соответствующую отчетность об их использовании (п. 7 ст. 3 Закона об РРО). На сегодняшний день отчетность включает две формы (табл. 3). Обратим внимание: при подаче отчетности подавать КУРО или РК не требуется. Подробнее о заполнении Отчета и Справки см. статью «Отчет об использовании РРО и РК: нюансы составления и подачи» // «БН», 2009, № 18, с. 31.

Таблица 3. Отчетность по РРО

Название формы

Случай подачи

Отчет об использовании регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций (расчетных книжек) по форме № ЗВР-1

Ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.
При подаче отчетности за последний месяц календарного года вместе с этим отчетом следует подать еще и периодические отчеты(1) за прошлый календарный год, напечатанные на всех зарегистрированных РРО.
В отчет включаются все зарегистрированные в налоговом органе РРО независимо от того, использовались ли они в отчетном месяце

Справка об использованных расчетных книжках

Подается только в случае, если в отчетном периоде была полностью использована (закончилась) хотя бы одна расчетная книжка, зарегистрированная на РРО или на КУРО. Подавать Справку нужно вместе с Отчетом,т. е. не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем окончания расчетной книжки

(1) Периодический отчет — это отчет фискальной памяти за любой период времени с начала эксплуатации РРО. Он составляется в конце последнего дня отчетного года (31 декабря) за весь прошлый год.

УЧЕТ РАСХОДОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РРО

Учет устройства РРО

По общему правилу РРО признается необоротным активом, а поэтому в бухучете его учитывают как ОС или МНМА. От того, к какой категории активов будет отнесен РРО, зависит порядок его учета и распределения расходов на его приобретение.

Так, если РРО имеет срок эксплуатации более одного года, а его стоимость превышает установленную предельную стоимость, указанную в документе об учетной политике, то такой объект признается ОС и его учитывают на субсчете 104 «Машины и оборудование». Стоимость такого объекта подлежит амортизации одним из методов, предусмотренных П(С)БУ 7 «Основные средства» (его предприятие выбирает самостоятельно, о чем указывает в документе об учетной политике).

Если же объекты не соответствуют перечисленным выше критериям (в основном это касается стоимостного критерия, потому что срок эксплуатации РРО всегда более одного года), то объекты признаются МНМА и их следует учитывать на субсчете 112 «Малоценные необоротные материальные активы». В этом случае начислять амортизацию на такие объекты можно одним из четырех методов (п. 27 П(С)БУ 7): прямолинейным, производственным, «50 % : 50 %» или 100 % в месяце ввода в эксплуатацию (для оптимизации в налоговом учете следует выбрать именно его).

В налоговом учете приобретенные РРО нужно учитывать или как ОФ, или как налоговую «малоценку» (п.п. 8.2.1 Закона о налоге на прибыль):

1) если срок использования РРО превышает 365 календарных дней с даты ввода в эксплуатацию, а стоимость — 1000 грн., то его включают в ОФ группы 4 как машину для автоматической обработки информации (см. также письмо ГНАУ от 27.09.04 г. № 484/4/23-2114);

2) иначе такой объект относится к налоговой «малоценке», а поэтому его следует отражать в налоговом учете как запасы (стоимость включается в валовые расходы с учетом п. 5.9 Закона о налоге на прибыль*).

* При этом принимать участие в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль налоговая малоценка будет в размере остаточной стоимости такого объекта в бухгалтерском учете, т. е. за минусом начисленного износа.

НДС, уплаченный в составе стоимости РРО, при наличии налоговой накладной можно включить в налоговый кредит.

Учет расходования материалов для работы РРО

Для работы РРО предприятие должно обеспечить себя необходимыми материалами, а именно контрольными лентами и картриджами.

Расходы таких материалов прямо связаны с хозяйственной деятельностью предприятия, потому что без лент и заполненных картриджей РРО свои функции выполнять не может. Следовательно, расходы на замену лент (картриджей) или на заправку картриджей в налоговом учете относят в валовые расходы на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль**, а входной НДС (при наличии налоговой накладной) — в налоговый кредит на основании пп. 7.4.1 и 7.4.2 Закона об НДС.

** Если на конец отчетного периода у предприятия на складе остаются ленты и приобретенные новые картриджи, то их стоимость включается в перерасчет по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

В бухучете расходы на приобретение ленты и на заправку или замену картриджей следует относить на расходы на сбыт (счет 93 «Расходы на сбыт»). Приобретенные ленты и новые картриджи учитывают на субсчете 209 «Прочие материалы».

Обслуживание и ремонт РРО

Как и любая техника, РРО подлежит техническому обслуживанию, а иногда и ремонту.

Расходы на техобслуживание в налоговом учете относят на валовые расходы на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль (такие действия напрямую связаны с хозяйственной деятельностью предприятия), а входной НДС — в налоговый кредит по общим правилам. В бухучете такие расходы следует относить в состав расходов на сбыт (счет 93).

Расходы на проведение ремонта в налоговом учете отражают по правилам п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль:

1) в пределах 10 % ремонтного лимита — относят в состав валовых расходов отчетного периода;

2) расходы, превышающие ремонтный лимит, увеличивают балансовую стоимость группы 4 ОФ.

В бухучете расходы на ремонт РРО, как и расходы на техобслуживание, нужно относить в состав расходов на сбыт (счет 93), так как увеличения экономических выгод от использовании отремонтированного РРО не происходит.

На этом все. Надеемся, что данная статья даст возможность четко представить, а тому, кто пользуется РРО, — напомнить основные правила работы с РРО.

Документы и сокращения темы

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» в редакции от 01.06.2000 г. № 1776-III.

Закон об НДС — Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о налоге на прибыль — Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Положение № 1315 — Положение о Государственном реестре регистраторов расчетных операций, утвержденное постановлением КМУ от 29.08.02 г. № 1315.

Порядок № 11 — Порядок разработки электронных контрольно-кассовых аппаратов, утвержденный решением Государственной комиссии по вопросам внедрения электронных систем и средств контроля и управления товарным и денежным обращением при КМУ от 30.11.99 г. № 11.

Порядок применения РРО — Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Порядок регистрации КУРО Порядок регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек, утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Положение № 614 Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Порядок № 601 — Порядок технического обслуживания и ремонта регистраторов расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 12.05.04 г. № 601.

Госреестр РРО Государственный реестр регистраторов расчетных операций, утвержденный приказом ГНАУ от 19.08.10 г. № 618.

КУРО — Книга учета расчетных операций.

МНМА — малоценный необоротный материальный актив.

ОС — основное средство.

ОФ — основные фонды.

РРО — регистратор расчетных операций.

ЦСО — центр сервисного обслуживания. 



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)