Інформація по темі "" | Публікації по тегу
3982 0
Друкувати
Обране

Наиболее часто задаваемые вопросы по учету доходов и расходов в Книге ф. № 10 /часть 1/

Самое актуальное по книге "Доходов-Расходов", форма № 10. Часть 1.
Вопрос

Ответ

1

2

Где взять чистую Книгу ф. № 10 и нужно ли ее где-либо регистрировать?

В данном случае нам следует обратиться к письму ГНАУ «О порядке ведения Книги ф. № 10» от 05.11.97 г. № 17-0117/10-8886.
Из него следует, что:
— Книгу заводит сам предприниматель («Гражданин — субъект предпринимательской деятельности должен заводить Книгу самостоятельно (Книга может иметь вид тетради или блокнота и покупается самим гражданином);
— Книга регистрируется в налоговом органе на тот момент, когда предприниматель становится на учет в налоговом органе («Книга нумеруется, прошнуровывается и скрепляется печатью государственной налоговой администрации и утверждается подписью Председателя или заместителя Председателя налоговой администрации на время, когда субъект предпринимательской деятельности становится на учет в государственной налоговой администрации как налогоплательщик. При регистрации Книги следует ознакомить предпринимателя с порядком ее ведения, о чем получить подпись»).
Также следует обратить внимание, что согласно указанному выше письму при регистрации Книги ф. № 10 предпринимателя под роспись должны ознакомить с порядком ее ведения

Каким нормативным документом установлен порядок ведения Книги

ф. № 10?

Такого документа нет, если не учитывать письмо ГНАУ «О порядке ведения Книги ф. № 10» от 05.11.97 г. № 17-0117/10-8886.
При этом следует учесть, что Порядок ведения книги учета доходов и расходов, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1269, сегодня не применяется, так как разработан для другой книги учета, форма которой еще не утверждена.
Получается, что при заполнении Книги ф. № 10:
— предприниматель на общей системе должен руководствоваться общими требованиями раздела IV Декрета о подоходном налоге, а также разъяснениями ГНАУ;
— предприниматель на едином налоге — нормой пункта 8 Порядка выдачи Свидетельства об уплате единого налога (подробно будет сказано позже), а также разъяснениями ГНАУ

Нужно ли подводить месячные итоги в Книге ф. № 10 для исполнения требований законодательства об уплате взносов в Пенсионный фонд?

Данный вопрос достаточно не однозначный, при этом он касается только предпринимателя на общей системе налогообложения.
С одной стороны, Пенсионный фонд в своем письме от 29.03.2006 г. № 3756/03-30 высказывался в том ключе, что предприниматель ведет помесячный учет в Книге ф. № 10.
С другой —практика прошлых лет такова, что за подведение только квартальных итогов предпринимателям претензий не предъявляли. При этом некоторые аргументы в пользу поквартального учета предпринимателю дает более свежее письмо ПФУ от 20.12.2006 г. № 14313/А-1

Как поступать с использованной Книгой ф. № 10?

С учетом разъяснений из письма ПФУ от 20.12.2006 г. № 14313/А-1 этот вопрос решается следующим образом:
—если речь идет о Книге ф. № 10, которую вел предприниматель на общей системе или предприниматель на едином налоге, то эту Книгу после полного заполнения нужно сдать в налоговый орган, где она будет храниться на протяжении 5 лет (см. письмо ГНАУ от 05.11.97 г. № 17-0117/10-8886);
— если речь идет о Книге ф. № 10, которую вел реализатор предпринимателя-единоналожника, то эту Книгу после полного заполнения предприниматель должен хранить у себя в течение 3 лет (см. письмо ГНАУ от 06.05.2000 г. № 6304/7/17-0217)

Как соотносятся учет доходов и расходов в Книге ф. № 10 и учет НДС?

Учет НДС и учет в Книге ф. № 10 ведутся по разным правилам. Соответственно вполне естественной является ситуация, когда итоги в Реестре полученных и выданных налоговых накладных и в Книге ф. № 10 за один и тот же период не совпадают

Предприниматель на общей системе занимается торговлей за наличный расчет (патентуемый вид деятельности) и безналичный расчет. Нужно ли в данном случае разделять доходы от торговли за «нал» и «безнал», как это предусмотрено для юридических лиц?

Требование о раздельном учете доходов содержится в пункте 16.3 статьи 16 Закона о налоге на прибыль (плательщик налога на прибыль, осуществляющий деятельность, подлежащую патентованию, обязан определять налог на прибыль от каждого отдельного вида такой деятельности и отдельно определять налог на прибыль от другой деятельности).
Однако физическое лицо — предприниматель не является плательщиком налога на прибыль и нормы Закона о налоге на прибыль применяются им только в части формирования состава расходов в соответствии со статьями 5 и 8 данного Закона. Нас же в данном случае состав расходов не интересует.
На этом основании предпринимателю не нужно вести раздельный учет доходов при осуществлении деятельности, подлежащей патентованию

Предприниматель, находящейся на общей системе налогообложения, работает с применением РРО. При заполнении Книги ф. № 10 сталкивается со следующей трудностью — очень большие объемы записей: 6 — 8 листов за день. Можно ли предпринимателю делать запись о реализации
товара в Книге ф. № 10 за день одной строкой, если он будет иметь ежедневные распечатки по всем ассортиментам реализации с компьютера?

Единственным документом, разъясняющим порядок ведения физлицом-предпринимателем учета в Книге ф. № 10, является письмо ГНАУ от 05.11.97 г. № 17-0117/10-8886.
Статус этого документа, скажем так, очень слаб. Это не нормативно-правовой акт, а всего лишь документ рекомендательного характера.
Указанное письмо говорит о следующем:
«Показатели, которые указываются в графах 4, 5 и 6, заполняются предпринимателем на месте реализации после каждого факта продажи. В конце рабочего дня подводятся итоги всех сумм, полученных за реализованный товар, и выводится дневная сумма валового дохода».
В графах 4, 5, 6, о которых упоминалось выше, как раз и накапливается информация о реализованных товарах и выручке.
То есть если следовать логике письма, то по каждому факту реализации товаров в Книге ф. № 10 предприниматель должен делать соответствующие отметки.
Но следует вспомнить, что обсуждаемое нами письмо писалось в те времена, когда предпринимателю без наемных работников разрешалось не вести ТКК, можно было вести только Книгу ф. № 10, за счет чего требования к учету в Книге ф. № 10 были слишком повышены. Опять же в настоящий момент Книга ф. № 10 ничего не дублирует.
Все это говорит о том, что необходимость буквального соблюдения процитированных предписаний весьма сомнительна.


На наш взгляд, предпринимателю, применяющему РРО, достаточно соблюдать только следующее требование письма: «...в конце рабочего дня подводятся итоги всех сумм, полученных за реализованный товар, и выводится дневная сумма валового дохода», при этом нужно действовать следующим образом:
— учет операций по продаже в компьютере ведется (составляется) в виде журнала по такой же форме, что и Книга ф. № 10;
— этот журнал ежедневно распечатывается;
— распечатки нумеруются, подписываются предпринимателем и подшиваются вместе (хранятся вместе с Книгой ф. № 10);
— ежедневно данные из распечатанного журнала переносятся одной строкой общим итогом за день в Книгу ф. № 10.
Помимо «работы» с распечатками, предприниматель в Книге
ф. № 10 должен в одной строке с итоговой выручкой указывать номер соответствующего Z-отчета.
Если все перечисленные действия предпринимателем будут выполняться, претензий со стороны проверяющих (к сжатому заполнению Книги ф. № 10), на наш взгляд, быть не должно.
Хотя, конечно, лучше заранее постараться убедить налоговиков в том, что такой порядок ведения учета в Книге ф. № 10 ничему не противоречит

(Продолжение следует)

Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
Журнал «Податки & бухоблік»



Коментарі
0
Яка вдача - ви можете стати першим, хто прокоментує цей матеріал.
Залишити коментар:
Для того, щоб роздрукувати текст необхідно авторизуватись або зареєструватись
Дякуємо, що читаєте нас Увійдіть і читайте далі