1080 0

Наиболее часто задаваемые вопросы по учету доходов и расходов в Книге ф. № 10 /часть 2/

Самое актуальное по книге "Доходов-Расходов", форма № 10. Часть 2.

Вопрос

Ответ

1

2

По какой форме единоналожнику нужно вести Книгу ф. № 10 (встречаются разные формы)?

Данный вопрос обусловлен тем, что на сегодняшний день на практике можно встретить множество различных форм по сути одной и той же Книги ф. № 10.
Объясняется это следующим. Изначально авторы Инструкции о подоходном налоге с граждан (сегодняшнее название — Инструкция о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью), утвержденной приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. № 12 (далее — Инструкция № 12), установили одну основную форму Книги учета доходов и расходов, которую мы и сегодня в неизменном виде можем видеть в приложении
10 к Инструкции № 12 (собственно, это и есть форма № 10).
В то же время Инструкцией № 12 за налоговыми инспекциями закреплено право в зависимости от вида и специфики предпринимательской деятельности вносить изменения и дополнения в Книгу ф. № 10.
В результате имеем книги ф. № 10 для торгово-закупочной деятельности, для транспортных услуг и т. д., очень слабо напоминающие Книгу ф. № 10 из приложения 10 к Инструкции № 12.
Но такое многообразие не должно смущать предпринимателя, так как и единоналожник, и его наемные работники могут вести книги ф. № 10 именно по той форме, которая приведена в приложении 10 к Инструкции № 12, заполняя в них только графы 1 «Период учета», 3 «Затраты на производство продукции», 6 «Сумма выручки (дохода)», 7 «Чистый доход».

Приведем эту форму:

Период учета (день, неделя, месяц, год)

Количество изготовленной продукции, предоставленных услуг (ед. измерения)

Затраты на производство продукции (грн.)

Количество проданной продукции, предоставленных услуг (ед. измерения)

Цена продажи продукции (услуг) (грн.)

Сумма выручки (дохода) (грн.)

Чистый доход (грн.)

1

2

3

4

5

6

7

Если же в продаже все-таки нет такой формы, то учет ведется в той Книге ф. № 10, которую приобретет предприниматель, но заполнять в ней он и его наемные работники — реализаторы должны будут опять же только четыре графы с перечисленными выше названиями (или похожими, поскольку они могут несущественно отличаться).
Точнее, реализаторы будут заполнять только две графы — «Период учета» и «Сумма выручки (дохода)», так как затраты они не осуществляют и знать их величину не могут

Нужно ли единоналожнику подводить в Книге ф. № 10 ежемесячные итоги или можно только квартальные?

Данный вопрос связан с требованиями Закона Украины «Об общеобязательном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV, который среди прочего предъявляет определенные требования к ведению учетных регистров.
Но данные из Книги ф. № 10 единоналожника для Пенсионного фонда интереса не представляют, так как ни один из показателей не участвует в процессе расчета и уплаты страховых пенсионных взносов.
Поэтому итоги в Книге ф. № 10 единоналожник подводить должен ежеквартально

Сколько книг ф. № 10 ведет единоналожник?

Если предприниматель-единоналожник работает сам, какую бы деятельность он ни осуществлял, ему необходимо заводить (и вести) только одну Книгу ф. № 10. Если он осуществляет торговую деятельность и у него есть наемные работники, помимо «собственной» Книги ф. № 10 (которую он будет вести сам), еще по одной Книге ф. № 10 необходимо завести (приобрести и зарегистрировать в налоговом органе) на каждого наемного работника, занимающегося реализацией товаров. Соответствующая норма содержится в пункте 3 постановления КМУ «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727» от 16.03.2000 г. № 507, с изменениями и дополнениями (далее — постановление № 507).
Необходимо обратить внимание, что заводить дополнительные книги ф. № 10 единоналожнику необходимо только на тех работников, которые занимаются именно реализацией товаров, на других наемных работников (грузчиков, охранников, рабочих и т. д.) книги ф. № 10 заводить не нужно.
Из книг наемных работников вся информация будет стекаться в книгу самого предпринимателя.
Необходимое ему количество книг ф. № 10 предприниматель-единоналожник должен сам приобрести (в торговой сети) и обязательно зарегистрировать в налоговом органе, в котором он стоит на учете. Книгу ф. № 10 «для себя» предприниматель регистрирует в налоговом органе при постановке его на учет, «для наемных работников» книги ф. № 10 целесообразно регистрировать до фактического допуска их к работе.
В Книге ф. № 10, которую ведет наемный работник, должны быть указаны фамилия, имя, отчество предпринимателя-единоналожника, фамилия, имя, отчество наемного работника, а также серия и номер выданной последнему Справки о трудовых отношениях физического лица с плательщиком единого налога (при увольнении одного и приеме на работу другого работника предприниматель самостоятельно вносит в Книгу ф. № 10 аналогичные сведения о новом работнике).
При увольнении работника без трудоустройства нового или если заканчиваются страницы в книге, после проставления на Книге ф. № 10 соответствующей записи работником налогового органа книга (которая была заведена на наемного работника) остается на хранении у предпринимателя (предприниматель обязан хранить ее в течение трех лет)

Может ли предприниматель-единоналожник вести Книгу ф. № 10 на компьютере?

Несмотря на то что от такой «механизации» выиграли бы все, в большинстве случаев налоговики в своих консультациях склоняются к следующему выводу: «ведение Книги ф. № 10 на компьютере законодательством не предусмотрено»

В каком порядке единоналожник должен заполнять Книгу ф. № 10?

Единственным нормативным документом, выдвигающим определенные требования к ведению Книги ф. № 10, является Порядок выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденный приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599, с изменениями и дополнениями (далее — Порядок № 599).
Этот Порядок требует от единоналожника следующего:
«Для определения результатов собственной предпринимательской деятельности на основании хронологического отображения осуществленных хозяйственных и финансовых операций плательщик единого налога ведет Книгу учета доходов и расходов в соответствии с приложением 10 к Инструкции о подоходном налоге с граждан... При этом обязательному заполнению подлежат только графы «Период учета», «Затраты на производство продукции», «Сумма выручки (дохода)», «Чистый доход».
Иначе говоря, единоналожнику, чтобы соблюдать закон, необходимо в Книге ф. № 10 по факту поступления отражать всю выручку от осуществления предпринимательской деятельности и по факту осуществления — все затраты, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Что касается требований Декрета КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92, с изменениями и дополнениями (далее — Декрет № 13-92), о необходимости соблюдения принципа соответствия доходов и расходов при заполнении Книги ф. № 10, обязательности документального подтверждения затрат (документально не подтвержденные не учитываются), возможности учета только тех затрат, которые включаются в состав валовых расходов производства (обращения) или подлежат амортизации в соответствии с Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий», то все они к плательщику единого налога не имеют никакого отношения. Объясняется это тем, что все эти требования содержатся в разделе IV Декрета № 13-92, а согласно пункту 5 постановления № 507 на единоналожников требования раздела IV Декрета № 13-92 не распространяются.
Что касается разъяснений налоговых органов, на которые мы бы и рекомендовали ориентироваться предпринимателю, то в них встретим иной подход:
при заполнении Книги ф. № 10 необходимо соблюдать принцип соответствия доходов и расходов (расходы учитываются по факту получения дохода и только те, которые напрямую с ним связаны);
— документально не подтвержденные расходы не учитываются;
— учитываются только те расходы, которые включаются в состав валовых расходов производства (обращения) или подлежат амортизации в соответствии с Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий»

Как в дальнейшем используются данные из Книги ф. № 10?

Показатель выручки из Книги ф. № 10 переносится в Отчет плательщика единого налога (при этом в Отчете выручка отражается нарастающим итогом с начала действия Свидетельства об уплате единого налога).
По объему выручки налоговый орган судит о том, может ли предприниматель применять упрощенную систему налогообложения с уплатой единого налога (предельно допустимый для единоналожника объем выручки — 500 тыс. грн. за календарный год).
Величина затрат и чистого дохода из Книги ф. № 10 в дальнейшем нигде не используется

Учет в Книге
ф. № 10 ведется с учетом или без учета НДС?

Единоналожники доходы и расходы в Книге ф. № 10 отражают с учетом налога на добавленную стоимость.
Например:
— единоналожник — неплательщик НДС получил выручку 1000 грн. и купил товар на сумму 500 грн. В выручку пойдет 1000 грн., в расходы — 500 грн.;
— единоналожник — плательщик НДС получил выручку 1200 грн. (в том числе НДС — 200 грн.) и купил товар на сумму 600 грн. (в том числе НДС — 100 грн.). В выручку пойдет 1200 грн., в расходы — 600 грн.

Должен ли единоналожник ежедневно записывать в Книгу
ф. № 10 товары, выставленные на продажу в магазине?

Нет, не должен.
Предприниматель, уплачивающий единый налог, в Книге ф. № 10 обязан заполнять только графы «Период учета», «Расходы на производство продукции», «Сумма выручки (дохода)», «Чистый доход».
Ни одна из четырех перечисленных граф исходя из их названия не может содержать информацию о выставляемых на продажу товарах в магазине — такие величины, как расходы, выручка, чистый доход, не имеют ничего общего с перечнем выставляемых на продажу товаров

В каком порядке единоналожником ведется учет выручки?

В графе «Сумма выручки (дохода)» Книги ф. № 10 плательщик единого налога, в отличие от предпринимателя на обычной системе налогообложения, проставляет только выручку, полученную в денежной форме (по наличному или безналичному расчету).
Нужно заметить, что налоговиками данная позиция в последнее время оспаривается. Суммы бартерных операций, полученных векселей, взаимозачетов налоговики также хотят видеть отраженными в составе выручки единоналожника.
Нужно заметить, что подобные утверждения налоговиков формальным требованиям законодательства не соответствуют.
Связано это с тем, что для плательщика единого налога согласно Указу Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции Указа от 28.06.99 г. № 746/99 выручка — это сумма, фактически полученная на расчетный счет и (или) в кассу (читай: «в руки» предпринимателя или его наемного работника).
Той же сумме бартерной операции в выручке, как видим, места нет.
Выручка в Книге ф. № 10 отражается по факту ее получения либо на расчетный счет, либо «в руки» (по так называемому кассовому методу, но не по отгрузке). При этом предприниматель ставит только суммарный показатель выручки, полученной за день (за что и от кого получена выручка — в Книге ф. № 10 расшифровывать не нужно).То же самое делает и наемный работник единоналожника, в обязанности которого входит заполнение Книги ф. № 10.
Например, если за день предпринимателю от реализации товаров поступило (от одного или от нескольких покупателей — разницы никакой) всего 200 грн., в Книге ф. № 10 в графе «Сумма выручки (дохода)» достаточно поставить сумму 200. В этом и будет заключаться учет выручки (дохода)

Как учитывается выручка единоналожника, если Книга
ф. № 10 также заведена на реализатора?

Вполне нормальной является ситуация, когда у предпринимателя своя Книга ф. № 10, а у его наемных работников — свои. Возникает вопрос: как переносить данные из книг наемных работников в книгу предпринимателя (а это нужно делать по той причине, что в книге предпринимателя должна быть полная информация о полученных доходах)?
В случае если сам предприниматель непосредственно от покупателей (заказчиков) средства не принимает и ему не поступают средства на его счет в банке, то ему достаточно просуммировать показатели книг наемных работников и внести сумму одной строкой в свою книгу.
Периодичность, с которой это необходимо делать, жестко не установлена. Если есть возможность, данные лучше переносить каждый день или по мере получения выручки от наемных работников, если нет — можно раз в неделю, месяц или квартал. Главное, чтобы наемные работники заполняли свои книги ежедневно (а если расчеты с покупателями ежедневно ими не осуществляются, то за каждый день, в течение которого поступала выручка).


Если же и сам предприниматель осуществляет расчеты с покупателями или на его счет приходят средства, ему нужно заполнять свою книгу за каждый день, в течение которого поступала выручка. При этом в графе Сумма выручки (дохода)» указывается суммарная выручка, полученная как им самим, так и его наемными работниками.
Доходы, полученные самим предпринимателем, в книги его наемных работников не переносятся

Как ведет учет доходов предприниматель-единоналожник, выступающий комиссионером в договоре комиссии на продажу?

Устойчивая позиция ГНАУ по этому вопросу: предприниматель-комиссионер в выручку себе ставит все средства, полученные от реализации товаров; отражать только комиссионное вознаграждение права не имеет

Какая связь между оприходованием наличности и ведением Книги ф. № 10?

На сегодняшний день все наличные, поступающие в кассу предпринимателя, должны своевременно (в день получения наличных средств) и в полной сумме оприходоваться.
У предпринимателя кассой может считаться то место, где он:
— проводит наличные расчеты: принимает деньги от покупателей с помощью РРО или РК или без таковых; выплачивает деньги: выдает зарплату, командировочные и т. п.;
— хранит наличные средства, КУРО, Книгу ф. № 10.
При проведении наличных расчетов с применением РРО или использованием РК оприходованием наличных является осуществление учета указанных наличных средств в полной сумме их фактических поступлений в КУРО (в Книге учета расчетных операций) на основании фискальных отчетных чеков РРО (данных РК).
Если предприниматель принимает деньги без применения РРО или РК, то оприходованием наличных для него будет считаться проведение учета поступивших наличных в Книге ф. № 10.
В этой связи полученные предпринимателем-единоналожником наличные, не учтенные в Книге ф. № 10, будут считаться неоприходованными.
А за неоприходование (неполное и/или несвоевременное) оприходование в кассах наличности может грозить штраф в пятикратном размере неоприходованной суммы

В каком порядке единоналожником ведется учет расходов?

Как уже было сказано выше, действующее законодательство только требует от единоналожника отражать расходы по факту их осуществления. Приобрел товар за 200 грн. — поставил на эту дату в графе «Затраты на производство продукции» сумму 200 грн. — и все. Есть подтверждающие документы или нет — не важно. Выплатил заработную плату в сумме 150 грн. — поставил на эту дату в графе «Затраты на производство продукции» сумму 150 грн. В Книге ф. № 10 ставится только сумма — объяснять, на что понесены затраты, не нужно.
В то же время налоговые органы настаивают на том, что единоналожник может учитывать только документально подтвержденные расходы и только те, которые непосредственно связаны с полученным доходом, т. е. с учетом принципа «соответствия доходов и расходов».В этой связи в качестве компромиссного варианта можно порекомендовать поступать следующим образом:
— либо сначала отражать все подряд расходы по факту их осуществления, но при подведении квартального итога учитывать только те из них, которые документально подтверждены и прямо связаны с выручкой, фактически полученной в этом квартале;


— либо сразу заносить в книгу только документально подтвержденные расходы в полной сумме по факту их осуществления, но при подведении квартального итога учитывать только те из них, которые прямо связаны с выручкой, фактически полученной в этом квартале;

— либо ставить расходы (только те, которые фактически понесены и документально подтверждены) по факту получения дохода, с которым они связаны (это, скажем так, наиболее сложный вариант, но в то же время он точнее остальных).
Отражать расходы по нормам единоналожнику нельзя.
Но опять же подчеркнем, что величина расходов ни на что не влияет — это справочная величина

Можно ли вносить изменения в Книгу ф. № 10?

Да, можно.
Делать это необходимо следующим образом: неправильные цифры зачеркиваются и над зачеркнутым надписываются правильные. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное. Исправление обусловливается надписью: «Исправлено» — и подтверждается подписью лица, ответственного за ведение книги, с указанием даты исправления



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)