1027 0

Проверки органами Гостехногенбезопасности (часть 2)

21.12.12
В предыдущей статье мы выяснили основные моменты проведения плановых и внеплановых проверок органами Гостехногенбезопасности. В этой статье предлагаем ознакомиться с правами, которыми Порядок наделил государственных инспекторов по надзору в сфере пожарной безопасности и техногенной безопасности при проведении ими проверок, обязанностями, которые они должны выполнять, а также рассмотреть документы, составляемые по результатам проведения проверок.


 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Положение № 392 — Положение о Государственной инспекции техногенной безопасности Украины, утвержденное Указом Президента Украины от 06.04.2011 г. № 392/2011.

Порядок № 863 — Порядок проведения проверок органами Государственной инспекции техногенной безопасности Украины, утвержденный приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Украины от 25.05.2012 г. № 863 (вступил в силу с 20.07.2012 г.).

Постановление № 306 — постановление КМУ «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере техногенной и пожарной безопасности» от 29.02.2012 г. № 306.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Инструкция № 130 — Инструкция о порядке и условиях применения органами государственного пожарного надзора мер пресечения, утвержденная приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций от 21.10.2004 г. № 130.

 

1 См. «Проверки органами Гостехногенбезопасности (часть 1)» // «СБ», 2012, № 22, с. 40.

 


Подготовка к проверке

В частности, п. 3.2 раздела 3 Порядка № 863 возлагает на государственных инспекторов определенные обязанности, которые они должны выполнить, прежде чем начать проверку, а именно: государственный инспектор, который будет осуществлять проверку, обязан:

 

1

ознакомиться с материалами надзорного дела* и/или материалами, поступившими от других органов

2

определить перечень вопросов, которые будут проверены и изучены на объекте субъекта хозяйствования (в зависимости от специфики хозяйственной деятельности и степени риска от осуществления хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования либо органа власти, другого подконтрольного объекта)

3

ознакомиться с соответствующими отраслевыми нормативно-правовыми и нормативно-техническими документами, касающимися пожарной и техногенной безопасности, с материалами о пожарах и/или случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, а также с технической документацией и справочной литературой, характеризующей пожарную и техногенную опасность объекта проверки

* На все объекты проверок в органе Гостехногенбезопасности заводится отдельное надзорное дело, в котором хранятся документы и материалы переписки, учитывая материалы проверок и экспертиз противопожарного состояния, в том числе арендованных зданий и помещений, а также копии разрешений, договоров о предоставлении их в аренду и другие документы, характеризующие состояние противопожарной защиты объекта, техногенной безопасности и выполнения требований гражданской обороны.

 

Также перед началом проверки должностные лица органа Гостехногенбезопасности обязаны:

 

1

выяснить, кто из должностных лиц субъекта хозяйствования либо органа власти, других подконтрольных объектов проверки будет присутствовать при ее осуществлении и имеются ли специально уполномоченные руководителем субъекта хозяйствования лица, которые должны присутствовать при осуществлении проверки

2

предъявить руководителю субъекта хозяйствования либо органа власти, другого подконтрольного объекта или уполномоченному им лицу удостоверение на проверку и служебное удостоверение, удостоверяющее должностное лицо органа Гостехногенбезопасности

3

предоставить субъекту хозяйствования или органу власти, другому подконтрольному объекту копию удостоверения на проведение проверки

 

Внимание! Должностное лицо органа Гостехногенбезопасности без удостоверения на проверку и служебного удостоверения не имеет права ее осуществлять. Субъект хозяйствования имеет право не допускать должностных лиц органа Гостехногенбезопасности к осуществлению проверки, если они не предъявили удостоверение на проверку и служебное удостоверение.

Следует обратить внимание еще на один важный момент — п.п. 3.3.2 п. 3.3 раздела 3 Порядка № 863 обязывает должностное лицо органа Гостехногенбезопасности перед началом осуществления проверки внести запись в соответствующий журнал субъекта хозяйствования (при его наличии) об осуществлении проверки.

 


«Азы» проведения проверки

Согласно п.п. 3.4 раздела 3 Порядка № 863 при проверке должностные лица Гостехногенбезопасности должны соблюдать установленные правила внутреннего распорядка работы и требования охраны труда. То есть проверка может проводиться не в любое время, а только согласно распорядку работы субъекта хозяйствования.

Следует обратить внимание, что Порядок № 863 защищает информацию, полученную должностным лицом органа Гостехногенбезопасности при проверке, доступ к которой ограничен законом. Она должна использоваться исключительно в порядке, установленном законом.

Кроме того, предусматривается, что разглашение информации, составляющей коммерческую и/или другую тайну субъекта хозяйствования либо органа власти, другого подконтрольного объекта, запрещается.

Пункт 3.6 раздела 3 Порядка № 863 предоставил должностным лицам органов Гостехногенбезопасности при осуществлении проверок определенные права:

 

1

проводить осмотр территорий или помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, а также любых документов или предметов, если это предусмотрено законом

2

получать при осуществлении проверки от должностных лиц субъекта хозяйствования или органов власти, других подконтрольных объектов пояснения, справки, документы, материалы, сведения по вопросам, возникающим во время проверки

3

требовать от субъекта хозяйствования или органа власти, другого подконтрольного объекта устранения выявленных нарушений требований законодательства

4

требовать прекращения действий, препятствующих осуществлению проверки

5

предоставлять (направлять) субъектам хозяйствования или органам власти, другим подконтрольным объектам обязательные для выполнения предписания (распоряжения) об устранении выявленных нарушений и недостатков, постановления о применении мер пресечения

6

привлекать к административной ответственности должностных лиц и граждан, виновных в нарушении установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнении предписаний и постановлений должностных лиц органов Гостехногенбезопасности

7

фиксировать процесс осуществления проверки на средства аудио- и видеотехники с предоставлением копии записи руководителю субъекта хозяйствования

8

приостанавливать до устранения нарушений законодательства в сфере гражданской обороны и техногенной безопасности работу предприятий, объектов, отдельных производств, цехов, участков, эксплуатацию машин, механизмов, оборудования, транспортных средств, а также выполнение работ, деятельность неаттестованных аварийно-спасательных служб, если эти нарушения создают угрозу жизни или здоровью людей

 

Обязанности должностных лиц изложены в п. 3.7 раздела 3 Порядка № 863, а именно:

 

1

полно, объективно и беспристрастно осуществлять проверку в рамках полномочий, предусмотренных законом

2

соблюдать деловую этику во взаимоотношениях с субъектами хозяйствования и органами власти

3

не вмешиваться и не препятствовать осуществлению хозяйственной деятельности при осуществлении проверки, если это не угрожает жизни или здоровью людей, не влечет за собой опасность возникновения техногенных ситуаций и пожаров

4

обеспечивать неразглашение коммерческой тайны и другой информации субъекта хозяйствования или органа власти, которая становится доступной должностным лицам при осуществлении проверки

5

ознакомить руководителя субъекта хозяйствования или органа власти, а в случае их отсутствия — его заместителя либо уполномоченное им лицо с результатами проверки в сроки, предусмотренные законом

6

оказывать субъекту хозяйствования консультационную помощь по осуществлению проверки

 

Следует отметить: если субъект хозяйствования решил не допустить к проверке должностное лицо органа Гостехногенбезопасности, чтобы избежать нежелательных результатов по факту проведенной проверки, он имеет все шансы попасть в Акт о недопуске к проведению проверки (далее — Акт о недопуске).

Так, п. 3.8 раздела 3 Порядка № 863 предусмотрено следующее: в случае если руководитель субъекта хозяйствования, или его заместитель, или уполномоченное им лицо не допускает должностных лиц органов Гостехногенбезопасности к проведению проверки, то должностным лицом Гостехногенбезопасности составляется Акт о недопуске.

Порядок устанавливает перечень обязательных сведений, которые должны содержаться в Акте о недопуске:

 

1

сведения о дате и времени отказа должностного лица субъекта хозяйствования, или его заместителя, или уполномоченного им лица в допуске к осуществлению проверки должностными лицами органа Гостехногенбезопасности

2

фамилии, имена и отчества, а также должности лиц субъекта хозяйствования либо уполномоченных им лиц, которые не допустили должностных лиц органа Гостехногенбезопасности к осуществлению проверки

3

сведения о должностном лице, составившем акт

 

Кроме того, в Акте о недопуске обязательно должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество руководителя субъекта хозяйствования или уполномоченного им лица, которое ознакомлено с актом и которому вручен Акт о недопуске под расписку.

В том же случае, если руководитель субъекта хозяйствования (уполномоченное им лицо) откажется от ознакомления с Актом о недопуске и его получения, в нем делается об этом соответствующая отметка.

Внимание! Порядком предусмотрено, что в случае отказа руководителя либо уполномоченного им лица субъекта хозяйствования от получения Акта о недопуске такой акт с указанием в нем регистрационного номера передается субъекту хозяйствования или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. То есть, как видите, субъект хозяйствования получит «письмо счастья» в любом случае, как бы он от этого не уклонялся.

Существует еще один интересный момент, на который необходимо обратить внимание в случае недопуска представителем субъекта хозяйствования к проверке должностного лица Гостехногенбезопасности. В частности, ст. 1888 КоАП предусмотрено, что создание препятствий для деятельности указанных выше лиц влечет за собой предупреждение либо наложение штрафа на граждан от 0,5 до 7 нмдг2 и на должностных лиц — от 2 до 10 нмдг.

2 Не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

По фактам выявленных при проверке нарушений должностное лицо органа Гостехногенбезопасности имеет право получать устные либо письменные пояснения от руководителя или уполномоченного им лица, и/или лица, ответственного на объекте проверки за состояние соблюдения требований законодательства в сферах пожарной и техногенной безопасности, которые прилагаются к материалам проверки (п. 3.9 раздела 3 Порядка № 863).

 


Оформление результатов проверки

А теперь о малоприятном для субъектов, которые все-таки были «пойманы» на нарушениях...

Как и должно быть, по результатам проведенной проверки субъекта хозяйствования должностным лицом органа Гостехногенбезопасности составляется Акт проверки соблюдения (выполнения) требований законодательства в сферах пожарной и техногенной безопасности, гражданской обороны, контроля за деятельностью аварийно-спасательных служб (далее — Акт проверки).

Внимание! Не допускается внесение в Акт проверки недостоверной информации. Акт проверки оформляется с использованием компьютерной техники или разборчивым почерком в печатных формах.

Как определено в п. 3.11 раздела 3 Порядка № 863, должностное лицо органа Гостехногенбезопасности фиксирует в Акте проверки состояние соблюдения и выполнения требований законодательства в сферах пожарной, техногенной безопасности, гражданской обороны субъектом хозяйствования, а в случае невыполнения — подробное описание выявленного нарушения со ссылкой на соответствующее требование законодательства.

Внимание! Два экземпляра Акта проверки должны быть подписаны должностными лицами органа Гостехногенбезопасности, осуществлявшими проверку, и субъектом хозяйствования либо уполномоченным им лицом, если иное не предусмотрено законом, а также другими лицами, принимавшими участие в проверке. Это делается в последний день проверки.

Кроме того, Порядок предусматривает, что представитель субъекта хозяйствования, присутствовавший при проверке, может вносить замечания по осуществлению проверки. В таком случае Акт проверки подписывается с замечаниями, которые являются неотъемлемой его частью.

Бывают неединичные случаи, когда субъект хозяйствования отказывается подписать Акт проверки. В таком случае должностное лицо органа Гостехногенбезопасности, осуществлявшее проверку, вносит в такой Акт соответствующую запись об этом.

Внимание! Один экземпляр Акта проверки должен быть вручен руководителю субъекта хозяйствования, или его заместителю, или уполномоченному им лицу.

Если же руководитель субъекта хозяйствования, или его заместитель, или уполномоченное им лицо отказывается от получения Акта проверки лично, такой Акт проверки:

— передается субъекту хозяйствования (с указанием входящего регистрационного номера);

— или направляется заказным письмом (с указанием даты регистрации в канцелярии органа Гостехногенбезопасности в качестве исходящей корреспонденции) с уведомлением о вручении, а на втором экземпляре проставляются соответствующий исходный номер регистрации письма в канцелярии органа Гостехногенбезопасности как исходящей корреспонденции, которым был направлен Акт проверки, и дата отправления.

На основании Акта проверки, если при осуществлении проверки субъекта хозяйствования выявлено нарушение, в течение пяти дней со дня ее завершения составляется предписание об устранении нарушений требований законодательства в сферах пожарной, техногенной безопасности, гражданской обороны (далее — Предписание).

Внимание! Предписание составляется не менее чем в двух экземплярах:

 

1-й экземпляр

С подписями должностных лиц органа Гостехногенбезопасности, осуществлявших проверку, вручается руководителю объекта либо уполномоченному им лицу для выполнения

2-й экземпляр

С подписью руководителя объекта либо уполномоченного им лица о согласованных сроках устранения нарушений требований законодательства остается в органе Гостехногенбезопасности, осуществлявшем проверку

 

В Предписание включаются невыполненные мероприятия согласно предыдущему Предписанию с указанием сроков, с которых они предлагались к выполнению, и предлагаются новые сроки, а также указываются новые мероприятия, которые были выявлены во время проверки, и сроки их выполнения.

Внимание! Если по каким-либо причинам Предписание невозможно вручить руководителю объекта, оно направляется заказным письмом с уведомлением о вручении с указанием даты регистрации в канцелярии органа Гостехногенбезопасности и исходящего номера.

Также необходимо отметить, что при проведении как плановых, так и внеплановых проверок государственный инспектор обязан проставить отметки в предыдущем Предписании. При выполнении предложенных Предписанием мероприятий напротив каждого из них делается отметка «выполнено», ставятся дата проверки и подпись соответствующего государственного инспектора, а при невыполнении — в конце Предписания приводятся порядковые номера невыполненных пунктов, указываются меры, примененные к должностным лицам, принятые меры пресечения, с чем знакомится руководитель субъекта хозяйствования или уполномоченное им лицо.

Внимание! Предписание может быть обжаловано в Гостехногенбезопасности или в суде.

А теперь относительно срока выполнения Предписания. Порядком предусмотрено, что он устанавливается должностным лицом органа Гостехногенбезопасности по согласованию с руководителем субъекта хозяйствования либо органа власти, другого подконтрольного объекта или его заместителем, или уполномоченным им лицом в зависимости от выявленных нарушений законодательства в сфере пожарной и техногенной безопасности, гражданской обороны. То есть единых сроков, установленных на законодательном уровне, не существует, более того — можно рассчитывать на их «адекватную» продолжительность.

Если уж так случилось и выполнение Предписаний в установленные в них сроки невозможно, субъект хозяйствования или орган власти, другой подконтрольный объект может в письменном виде обратиться в орган Гостехногенбезопасности, который вынес Предписание, для продления сроков устранения нарушений с обоснованием и подтверждающими документами (материалами), оформленными надлежащим образом, относительно порядка устранения нарушений. Как видите, требования Порядка являются достаточно лояльными к нарушителям в части сроков выполнения Предписаний.

Внимание! Контроль за выполнением Предписаний, выданных по результатам проверки, осуществляется органом Гостехногенбезопасности, который их вынес.

 


Применение соответствующих мер по результатам проверки

Так, в частности, п. 3.20 раздела 3 Порядка № 863 предусмотрено, что при выявлении во время плановой или внеплановой проверки нарушений требований законодательства в сферах пожарной и техногенной безопасности уполномоченным на то должностным лицом органа Гостехногенбезопасности должно быть принято решение о применении мер пресечения. Порядок применения мер пресечения определен в Инструкции №130.

Меры пресечения — мероприятия, направленные на обеспечение пожарной безопасности путем приостановления работы предприятий, отдельных производств, производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, отдельных помещений, отопительных приборов, участков электрической сети, проведения пожароопасных работ и действия выданных разрешений на право проведения таких работ, выпуска и реализации пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты, выпуска и применения проектов, проведения строительно-монтажных работ (абз. 2 раздела 2 Инструкции № 130).

Решение о применении мер пресечения оформляется постановлением, которое выносится в течение пяти рабочих дней со дня составления Акта проверки.

Один экземпляр постановления не позднее чем через 5 рабочих дней со дня составления Акта проверки вручается руководителю (собственнику) объекта, на котором применяется мера пресечения, либо уполномоченному им лицу, а второй экземпляр — остается в надзорном деле органа Гостехногенбезопасности. В случае отказа руководителя (собственника) объекта либо уполномоченного им лица от подписания и получения постановления постановление в день его вынесения направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

Внимание! Постановление о применении мер пресечения в пятидневный срок со дня его вручения может быть обжаловано в Гостехногенбезопасности или в суде. При этом подача жалобы не прекращает выполнение постановления.

Вопросы, связанные с выполнением постановления о применении мер пресечения на соответствующем объекте, решаются лицом, которое его вынесло.

Выполняется постановление путем опечатывания, опломбирования, обесточивания (если это возможно).

Срок приведения постановления в действие определяется должностным лицом органа Госпожарнадзора, которое его вынесло, и не может быть менее пятнадцати дней со дня вынесения постановления. При этом учитываются противопожарное состояние объекта, угроза возникновения пожара, пожарная загрузка, характеристика объекта, характер технологического процесса и т. п.

В случае устранения на объекте, к которому применена мера пресечения, нарушений требований правил пожарной безопасности в полном объеме руководитель (собственник) объекта должен подать в орган Гостехногенбезопасности, вынесший постановление, письменное обращение о прекращении действия постановления.

В свою очередь, должностное лицо органа Гостехногенбезопасности осуществляет внеплановую проверку условий выполнения постановления.

Внимание! Сроки проверки не могут превышать десяти рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — двух рабочих дней со дня поступления обращения.

При положительных результатах проверки принимается решение о возможности прекращения действия постановления на соответствующем объекте.

Те же руководители (собственники) предприятий, учреждений, организаций, которые не приняли меры к выполнению постановления либо допустили снятие пломбы (печати) и дальнейшую эксплуатацию объекта, помещения, агрегата с нарушением требований пожарной безопасности, несут административную ответственность согласно ст. 175, 1888 КоАП.

 


Напоследок

Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых под подпись вручается лицу, привлекаемому к административной ответственности. В случае отказа лица, привлекаемого к административной ответственности, от получения экземпляра протокола он направляется такому лицу заказным письмом, о чем делается соответствующая запись в протоколе, остающемся у лица, которое осуществило проверку.

Итак, подводя итог, необходимо отметить, что документов, которые могут быть составлены по результатам проверок должностными лицами органов Гостехногенбезопасности, немало, а шансы избежать их получения либо выполнения небольшие. Хотя в то же время отметим лояльность некоторых норм Порядка № 863.

Как вы понимаете, результаты проведения проверки должностными лицами Гостехногенбезопасности не ограничиваются только составлением Акта проверки и вынесением постановления о применениях мер пресечения, о которых шла речь выше.

Кроме того, должностные лица Гостехногенбезопасности имеют право привлекать к административной ответственности должностных лиц, других работников предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей, виновных в нарушении установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнении предписаний, постановлений органов Гостехногенбезопасности. Возбуждение в отношении таких лиц административных дел осуществляется согласно КоАП.

В частности, сегодня еще остается действующей Инструкция по оформлению материалов об административных правонарушениях, утвержденная приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 23.07.03 г. № 251 (далее — Инструкция № 251). Этот документ определяет порядок оформления материалов, применяемых в административном производстве дел относительно нарушений требований пожарной безопасности.

Так, в п. 1.3 Инструкции № 251 указывается, что при выявлении фактов нарушений установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнении предписаний и постановлений должностных лиц органов государственного пожарного надзора должностные лица предприятий и граждане несут административную ответственность.

В соответствии же с п. 2.1 раздела 2 Инструкции № 251 при совершении должностными лицами предприятий и гражданами административного правонарушения уполномоченными на то должностными лицами органов государственного пожарного надзора должен составляться протокол об административном правонарушении согласно требованиям ст. 254 КоАП.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)