1568 0

О «пожарных» проверках

Не секрет, что «пожарные» проверки относятся к числу наиболее штрафоопасных, поэтому нашим читателям, безусловно, будет полезно знать особенности их проведения и каковы реальные возможности проверяющих из органов Госпожарнадзора на сегодняшний день.
Материал подготовила Елена Кедрус

Обязанности предпринимателей при организации своей деятельности обеспечивать пожарную безопасность предусмотрена статьей 5 Закона № 3745. При этом субъекты хозяйствования должны руководствоваться Правилами № 126 и аналогичными отраслевыми документами. Контроль за надлежащим выполнением предпринимателями требований пожарной безопасности осуществляют государственные инспекторы по пожарному надзору (далее — пожарные), которые имеют право:

— проводить проверки помещений в присутствии собственника или его законного представителя, который обязан давать инспектору объяснения и предоставлять необходимые документы, касающиеся пожарной безопасности;

— издавать обязательные для исполнения предписания и распоряжения;

— контролировать состояние пожарной безопасности согласно действующим стандартам;

— если существует угроза пожарной безопасности, останавливать производственный процесс до устранения выявленных и зафиксированных в отдельном протоколе недостатков;

— привлекать к административной ответственности должностных лиц и работников субъекта хозяйствования в случае нарушения ими правил пожарной безопасности и неисполнения распоряжений пожарной службы;

— применять к субъекту хозяйствования штрафные санкции за нарушение правил пожарной безопасности и неисполнение распоряжений пожарной службы.

В своей деятельности, в частности при проверках, пожарные руководствуются Законом № 3745, Законом № 877 и Инструкцией № 59.

Пожарные могут проводить как плановые, так и внеплановые проверки. Для осуществления проверки руководитель органа госпожарнадзора издает специальный приказ. На основании этого приказа оформляется удостоверение (направление) на проверку, которое подписывается руководителем органа госпожарнадзора и заверяется печатью. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что в соответствии с требованиями Закона № 877 удостоверение на проверку должно содержать ряд обязательных реквизитов, среди которых:

— наименование и местонахождение проверяемого субъекта хозяйствования;

— номер и дата приказа, во исполнение которого осуществляется проверка;

— перечень должностных лиц, которые принимают в ней участие;

— дата начала и дата окончания проверки.

Удостоверение действует исключительно на протяжении указанного в нем срока.

Перед началом проверки пожарные обязаны предъявить руководителю направление на проверку, а также служебные удостоверения участников проверки. На проверке имеют право присутствовать только те лица, которые указаны в направлении. Предпринимателю проверяющие обязаны предоставить копию направления. Если направление на проверку или служебные удостоверения не были предъявлены, не была предоставлена копия направления либо указанные документы выписаны с существенными нарушениями установленного порядка (нарушены сроки, отсутствуют обязательные реквизиты и т. д.), предприниматель имеет все основания не допускать таких «проверяющих» к проверке.

Обратим также внимание, что в Законе № 877 есть норма, в соответствии с которой проверяющие должны расписаться в журнале проверок (если таковой имеется). При этом обращаем внимание, что нормы, по которой можно было не допускать проверяющих к проверке, если они не расписались в журнале, в Законе № 877 нет.

Что проверяют пожарные

В ходе проверки анализируются противопожарное состояние объекта; степень выполнения противопожарных мероприятий; наличие актов принятия в эксплуатацию средств противопожарной защиты, договоров на техническое обслуживание средств противопожарной защиты, сертификата соответствия на продукцию противопожарного назначения. Обзору подлежат территория объекта, установки и оборудование, состояние подъездных путей, обеспеченность и техническое состояние пожарной техники, наличие и работоспособность автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации, состояние и надежность функционирования внешнего и внутреннего противопожарного водоснабжения.

Особо любимые пожарными объекты — нагревательные бытовые приборы (электрочайники, кипятильники, плиты), которым в рабочих помещениях не место. Нравится им проверять и огнетушители, которые должны размещаться на пожарных щитах с тем расчетом, чтобы расстояние от пола до нижнего торца огнетушителя не превышало 1,5 м. В тех помещениях, в которых люди не работают постоянно, огнетушители размещают снаружи возле входа. Огнетушитель, как и все другие средства пожаротушения, должен иметь государственный сертификат соответствия.

Плановые проверки

Согласно Закону № 877 периодичность плановой проверки зависит от такого понятия, как риск хозяйственной деятельности. При этом под риском понимают степень вероятности возникновения негативных последствий от осуществления хозяйственной деятельности (в нашем случае пожара) и возможный размер потерь. Критерии деления субъектов хозяйствования по степеням риска их хозяйственной деятельности определяет Кабмин. В частности, постановлением КМУ от 14.11.2007 г. № 1324 был утвержден Порядок деления субъектов хозяйствования по степени риска их хозяйственной деятельности для безопасности жизни и здоровья населения, окружающей природной среды относительно пожарной безопасности.

Вот некоторые критерии, которые определяют риски пожарной опасности:

— наличие огнеопасных веществ;

— количество людей, которые постоянно или временно могут находиться одновременно на объекте;

— высота зданий;

— уровень сложности ликвидации возможного пожара и т. д.

В соответствии с установленными критериями все субъекты хозяйствования независимо от формы собственности и вида деятельности относятся к одной из трех степеней риска: высокой, средней или незначительной.

Субъектами с высокой степенью риска считаются субъекты хозяйствования, использующие промышленные и складские здания, которые относятся к категории А или Б по взрывопожароопасности независимо от площади, а также промышленные и складские здания категории В площадью 500 кв. м и больше, объекты с массовым пребыванием людей, в частности аэропорты, вокзалы, станции метрополитенов, предприятия, имеющие стратегическое значение для экономики, высотные дома (выше 47 м), подземные сооружения разного назначения и т. д.

К субъектам со средней степенью риска относятся субъекты хозяйствования, использующие промышленные и складские здания категории В площадью менее 500 кв. м, объекты с постоянным или временным пребыванием в них менее 50 людей, в частности объекты торговли, общественного питания, предприятия бытового обслуживания (кроме малых архитектурных форм), здания с повышенной этажностью (высотой от 26,5 до 47 м включительно).

К субъектам с незначительной степенью риска относятся государственные, ведомственные и кооперативные жилые дома (кроме зданий повышенной этажности и высотных); небольшие одноэтажные передвижные сооружения, не имеющие закрытого помещения для временного пребывания людей, или стационарные сооружения, которые имеют закрытое помещение для временного пребывания людей и по внешнему контуру имеют площадь до 30 кв. м, изготавливаемые из облегченных конструкций и устанавливаемые временно без оборудования фундаментов;другие субъекты хозяйствования, не вошедшие в число субъектов хозяйствования с высокой и средней степенью риска.

Плановые проверки субъектов с высокой степенью риска проводятся ежегодно, со средней степенью риска — один раз в три года, с незначительной — один раз в пять лет.

Срок осуществления плановой проверки не может превышать 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства, в том числе частных предпринимателей, — 5 рабочих дней.

Органы госпожарнадзора могут получить право на проведение плановой выездной проверки только в том случае, если они не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения проверки письменно уведомят о проверке субъекта хозяйствования. Если такого предупреждения не последовало, предприниматель имеет полное право не допускать проверяющих на проверку.

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки должны иметь определенные основания. В частности, внеплановые проверки пожарной безопасности могут проводиться, если:

— имеет место заявление самого субъекта хозяйствования о намерении добровольно пройти проверку;

— в ходе плановой проверки были выявлены нарушения (т. е. у проверяющих есть необходимость проверить, устранены ли такие нарушения);

— в органы госпожарнадзора поступило обращение физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований пожарной безопасности.

Периодичность внеплановых проверок в соответствии с Инструкцией № 59 не может превышать одного раза в год. Но это касается только случая, когда в ходе проверки контролируется исполнение ранее сделанных предписаний. Что же касается других случаев, то периодичность внеплановых проверок по ним не установлена. То есть пожарные оставили за собой право прийти на внеплановую проверку в любой удобный для них момент при наличии оснований для ее проведения.

Внеплановые проверки субъектов хозяйствования не проводятся при условии заключения договоров добровольного страхования ответственности перед третьими лицами.

Срок осуществления внеплановой проверки не должен превышать 10 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства, в том числе частных предпринимателей, — 2-х рабочих дней.

Обращаем внимание, что указанные выше сроки проведения плановых и внеплановых проверок являются предельными и не подлежат продлению.

Что еще нужно помнить

Плановые и внеплановые проверки осуществляются только в рабочее время, установленное правилами внутреннего трудового распорядка, и в присутствии частного предпринимателя либо уполномоченного лица субъекта хозяйствования.

Ход плановой или внеплановой проверки можно фиксировать средствами аудио- и видеотехники при условии, что это не мешает ее осуществлению. По вполне понятным причинам указанная возможность может быть для предпринимателя весьма полезной.

В функции органов пожарного надзора входит проведение экспертизы относительно пожарной безопасности. Такая экспертиза проводится по просьбе предпринимателя, обратившегося в орган госпожарнадзора.

По результатам ее проведения составляется экспертное заключение противопожарного состояния объекта. Проведение экспертизы приравнивается к плановой проверке.

Штрафные санкции

За создание препятствий для деятельности должностных лиц органов государственного пожарного надзора, нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, использование не по назначению пожарной техники и средств пожаротушения для граждан и должностных лиц предусмотрена административная ответственность.

В случае нарушения правил пожарной безопасности пожарные имеют право прекращать или запрещать работу субъекта хозяйствования, отдельных производств, эксплуатацию зданий, отдельных помещений, участков электрической сети, действие выданных разрешений на право проведения работ (статья 7 Закона № 3745). К предпринимателям-нарушителям применяются также финансовые санкции (статья 35 Закона № 3745). Юридические и физические лица обязаны также возместить убытки, причиненные ими вследствие нарушения противопожарных правил.

Если в результате возникновения пожара, вызванного нарушением требований пожарной безопасности, причинен вред здоровью людей или имущественный вред в крупном размере, к виновным лицам может быть применена уголовная ответственность, предусматривающая крупный штраф или даже лишение свободы.

Если вы не согласны

В последний день проверки проверяющие составляют акт проверки. Два экземпляра акта проверки подписываются инспектором и частным предпринимателем. Если предприниматель не согласен с результатами проверки, акт подписывается с соответствующими замечаниями. По результатам проверки инспектор может вынести постановление об административном взыскании или о применении упреждающих мер. В случае несогласия с взысканиями их можно обжаловать либо в вышестоящем органе госпожарнадзора, либо в суде. Однако стоит заметить, что подача жалобы не отменяет действия самого постановления до момента принятия соответствующего решения судом.


Документы консультации

Закон № 3745 —Закон Украины «О пожарной безопасности от 17.12.93 г. № 3745-XII.

Закон № 877 — Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Правила № 126 —Правила пожарной безопасности в Украине, утвержденные приказом МЧС Украины от 19.10.2004 г. № 126.

Инструкция № 59 — Инструкция по организации работы органов государственного пожарного надзора, утвержденная приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 06.02.2006 г. № 59.



Помітили помилку? Виділіть її та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити нас про це
загрузка...
Коментарі (0)